Исчезающие птицы ЯНАО
“Неужто внуки
лишь по Красной книге узнают,
как богаты были мы!?”
Роберт Рождественский
Красная книга ЯНАО была создана в 1995 году. Всего на просторах нашего региона можно встретить 183 вида птиц, из которых 25 видов занесено в Красную книгу ЯНАО. Опасность исчезновения угрожает каждому седьмому виду. Не все птицы одинаково страдают от человеческой деятельности. Наибольшему риску подвержены крупные, яркие, заметные птицы и те, на которых открыта весенняя охота. В бедственном положении оказалось большинство хищных птиц, гусей, уток. Помимо угрозы со стороны человека, эти птицы стали вытесняться с мест обитания так называемыми “видами-победителями”.
В первую очередь оказались под угрозой исчезновения птицы, которые издавна промышлялись человеком ради мяса, пуха, перьев, либо истреблялись как хищные и с давних пор были изгоями. Объясняется это явление тем, что вот уже много веков происходит все нарастающее освоение человеком обширных территорий ЯНАО. Площадь неосвоенных земель постоянно уменьшается.
Сыграло свою роль и загрязнение природы отходами производства, быта, ядохимикатами.
Почти повсеместно все больше и больше тревожат птиц на гнездовьях, на местах линьки, отдыха и кормежки.
С ростом числа городов и поселков постоянно усиливается пресс охоты, самого прямого отрицательного воздействия на фауну. На севере Западной Сибири весенняя охота ежегодно открывается в период пролета гусей и уток. А, это значит, что, почти каждый убитый весной гусь или утка, независимо от пола, это разрушенная пара, несостоявшийся выводок. Для многих северян открытие весенней охоты, это большой праздник, которого с нетерпением ждут всю долгую зиму. Но уже сами охотники с тревогой отмечают, что их становиться слишком много.
Кроме того, немаловажной причиной, способной нанести непоправимый вред птицам Севера - это безграмотный, с низкой общей охотничьей культурой человек. Такому человеку, который готов палить во все живое всё равно кого убить, или маленькую птичку или редчайшего представителя Красной книги.
У коренного населения тундры, например лебеди, всегда были, а во многих местностях и по сей день остаются желанной добычей местных жителей. Часто под выстрелы попадают неосторожные краснозобые казарки о существовании запретов, на которых не знает большинство местного населения. Кое- где, по давнему обычаю, используются в пищу яйца самых разных видов птиц. До сих пор существует промысел с помощью капканов, которым добываются белые совы, мохноногие канюки и другие хищные птицы. По-прежнему практикуется промысел гусей на местах их концентрации во время линьки. В прежние времена, когда птицы не испытывали на себе многих отрицательных воздействий, присущих современности, ущерб наносимый немногочисленным местным населением легко восполнялся.
Сильно обеднена фауна окрестностей поселков. Это следствие не только бесконтрольной охоты и беспокойства птиц. Основная причина-обычай северян держать много собак. Практически все собаки, за исключением лаек занятых пастьбой оленей, в летний период остаются не у дел и слоняются по тундре в поисках добычи, т.к. по сложившейся традиции хозяева не считают нужным кормить собак летом. Не удивительно, что в гнездовой период тундра на несколько десятков, а где и сотни километров представляет собой унылую пустыню.
Обеднена фауна окрестностей городов и поселков и по другой причине. На освоение просторов Севера вслед за человеком ринулись и птицы - воробьи, вороны, галки, голуби. Этих птиц сейчас называют “Видами-победителями”. Они повсеместно стали вытеснять коренных жителей Севера – куропаток, рябчиков, глухарей и т.д.
Птицы нашего региона, проводящие большую часть своей жизни за его пределами, в значительной мере подвергаются тем же воздействиям, что и птицы других природных зон. Лишь на местах гнездовий, а отчасти и линьки, до последних десятилетий они чувствовали себя относительно спокойно. Как и повсеместно, заметное снижение численности произошло далеко не у всех видов. Меньше стало сов, хищных птиц, гагар, и промысловых водоплавающих птиц- лебедей, гусей и уток. В отношениях с природой, как и в медицине лучше правильно поставить диагноз и предупредить болезнь, чем потом её лечить. Причин, для того чтобы птицы оказались на грани вымирании, как мы видим, предостаточно. С каждым годом их становиться все больше и больше. Как же обстоят дела с охраной птиц, гнездящихся на крайнем севере?
Активное движение за сохранение пернатых началось давно. Возникали всевозможные общества и союзы, специальные природоохранительные органы, создавались заповедные территории.
Непременным условием охраны животных – это сохранение среды их обитания. Чтобы сохранить птиц, необходимо сберечь тундру. Один из способов сохранения природы - исключение наиболее ценных её участков из сферы хозяйственного пользования. Таких участков на территории ЯНАО на сегодняшний день шесть, их ещё называют орнитологическими резервациями. В тундровой и лесотундровой зонах, Западной Сибири уже созданы охраняемые территории. Комплексный Ямальский заказник состоит из четырех участков. Большую площадь занимает Юрибейский участок, охватывающий почти весь бассейн р.Юрибей на Ямале. Особенно важно, что на его территории находится постоянное место гнездования краснозобых казарок(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР), белоклювой гагары(вид включен в Красную книгу РСФСР), белощёкой казарки (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР). Приморские тундры охраняются на архипелаге Шараповы Кошки и южнее, на Карском побережье Ямала. Здесь находятся места гнездования черных казарок, гаг-гребёнушек, многих уток, куликов, малых лебедей; летом на кормных мелководьях собирается множество самых разных птиц. Огромную площадь занимает северный участок, включающий весь север Ямала и остров Белый. На этой территории гнездится много водоплавающих птиц и куликов. Особенно большое значение этот арктический участок имеет для гаг, гусей и уток, линяющих здесь; на мелководных побережьях кормятся стаи пролетных и не гнездящихся куликов. Ещё один участок Ямальского заказника находится на р. Юрибей на Гыдане, где скапливаются на линьку гуси, гнездятся и линяют краснозобые казарки и утки. Специально для охраны мест гнездовий и мест линьки водоплавающих птиц создан Мессояхинский заказник на Гыданском полуострове. Он охватывает бассейн р. Мессояхи. Уникальный пойменный лес, на р. Хадытаяхе, с населяющими его таежными животными, объявлен памятником природы. В долине р. Обь охраняются места гнездовий серого гуся, и гуся пискульки (вид включен в Красную книгу РСФСР).В лесотундровой и южной тундре гнездится гусь гуменник, короткоклювый гуменник, и тундряной или малый лебедь(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).В верховьях р.Таз, и на Обском побережье среднего Ямала встречаются редкие популяции малоизученного вида куликов кулик клоктун. От южных границ до подзоны типичых тундр гнездится утка обыкновенный турпан, вид, относящийся к третьей категории, редкая популяция, имеющая низкую численность. В таёжной зоне гнездится всего 20-30 пар скопы (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).Беркут (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР) 20-30 пар гнездятся в северной тайге и лесотундре. Орлан белохвост(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП ) гнездятся несколько сотен птиц в пойме р.Обь и др. рек тайги и лесотундры. Кречет (включен в Красную книгу РСФСР, СССР) несколько сотен пар с уникальной концентрацией в долине р. Шучья. Сокол сапсан(включен в Красную книгу РСФСР, СССР) распространен на большей части территории округа, исключая острова и крайний юг. Гнездятся несколько сотен пар. В тайге и лесотундре гнездятся около 100 пар серого журавля. Стерх - уникальный белый журавль(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП) В бассейне реки Куноват, низовья Оби сохранилось не более 30 пар. Тулес, чернозобик, кулик сорока малоизученные виды встречаются в верховьях р. Пякупур. Грязовик , кроншнеп, короткохвостый поморник встречаются в верховьях р. Пякупур. В Красную книгу ЯНАО также включён филин и серый сорокопут, оба вида гнездятся в таёжной зоне но изредка залетают в лесотундру.
Всего на территории ЯНАО на сегодняшний день открыто два государственных заповедника: “Верхнетазовский” и “Гыданский”, Кроме заповедников к особо охраняемым территориям относятся 13 заказников федерального и окружного значения.
Однако наивно полагать, что перечисленные территории будут выполнять свою благородную роль только потому, что они объявлены охраняемыми территориями. Природе ЯНАО нужна не бумажная, а реальная помощь.
“Богаты мы!.. Но считанные птицы...” Р.Рожденственский. Слова поэта оказались пророческими в отношении некоторых видов птиц ЯНАО, которых можно пересчитать по пальцам. Например, в таёжной зоне осталось 20-30 пар Скопы, В северной тайге и лесотундре осталось 20-30 пар Беркута, В пойме реки Обь и др. рек тайги и лесотундры гнездится несколько сотен пар Орлана-белохвоста. В долине реки Щучья осталось несколько сотен пар Кречета, Сапсана гнездится несколько сотен пар на большей территории округа. Серый журавль гнездится в тундре и лесотундре несколько сотен, В бассейне реки Куноват сохранилось не более 30 особей уникального белого журавля Стерха.
Сделать заповедником всю тундру и запретить любую деятельность человека на ней просто нереально. Освоение богатств Ямала продолжается со все возрастающими темпами и масштабами. Никак не удается осваивать богатства края и совсем не вредить природе. Но ведь живут же развитые страны в гармонии с собой и окружающим миром нельзя же просто смотреть, как разрушается уникальная природа Ямала. Как спасти природу Ямала?
Все зависит от нас: не уродовать почву вездеходами - это нам по силам, не заливать нефтью- и это нам тоже по силам, не засыпать мусором, оставлять в неприкосновенности те уголки, которые решено сохранить, и это мы тоже можем, самое главное не принимать скороспелых решений, экономия на малом, впоследствии может обернуться для нас гигантскими затратами средств и труда.
В наше время нужно всем, особенно руководящим работникам, иметь элементарную экологическую грамотность, знать общие принципы охраны природы, представлять себе, что такое тундра.
Элементарную экологическую грамотность можно получить на уроках биологии, и не просто получить, но и применить полученные знания в практической деятельности. Не сетовать, а действовать. Не нарушать покой птиц во время гнездового периода, позаботиться о птицах, гнездящихся в дуплах, повесить скворечники, посадить деревья, которые наиболее предпочитаемы птицами, собрать семена растений для зимней подкормки птиц.
Пропагандировать среди населения новые способы охоты с фоторужьем. Вот далеко не все меры по охране птиц, которые реально может воплотить каждый ученик.
В приложении приводится одна из форм пропаганды охраны исчезающих птиц ЯНАО.
Приложение 1.
Приложение 2.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию. ...
22 01 2021 18:43:52
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного практикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...
21 01 2021 17:22:47
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
20 01 2021 23:22:14
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...
19 01 2021 4:45:59
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
18 01 2021 23:25:10
Урок построен по программе В. Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему « Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
17 01 2021 14:18:38
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
16 01 2021 19:42:59
Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....
15 01 2021 11:21:19
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
14 01 2021 17:32:31
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи Е Г Э по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стебля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение практических работ и проведение экскурсий....
13 01 2021 0:35:59
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему « Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....
12 01 2021 4:58:54
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
11 01 2021 14:45:27

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
10 01 2021 12:54:58
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Вырабатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
09 01 2021 12:29:49
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
08 01 2021 5:10:42
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых практических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...
07 01 2021 0:18:18
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
06 01 2021 11:24:51
Целью деятельности кружка " Юный эколог" в М О У " Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
05 01 2021 3:46:42
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опорно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
04 01 2021 4:13:41
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской « Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого смертельного недуга....
03 01 2021 18:14:50
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица " Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
02 01 2021 12:57:40
Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....
01 01 2021 22:34:53
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
31 12 2020 21:48:40
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на практических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
30 12 2020 17:37:18
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...
29 12 2020 13:10:18
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
28 12 2020 0:19:17
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
27 12 2020 21:12:19
Завершающий урок " Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса « Выявление основных характеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
26 12 2020 21:47:31
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются характерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и практической деятельности человека....
25 12 2020 16:57:41
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос " Зачем учить биологию и экологию". ...
24 12 2020 1:25:58
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
23 12 2020 10:58:59
Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
22 12 2020 18:41:42
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....
21 12 2020 20:15:45
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
20 12 2020 23:27:29
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
19 12 2020 14:57:58

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
18 12 2020 19:47:32

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
17 12 2020 17:26:15

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
16 12 2020 12:44:45
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
15 12 2020 7:46:36
Урок по теме " Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей характеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...
14 12 2020 23:12:52
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику " Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И. Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
13 12 2020 22:56:14
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...
12 12 2020 21:40:37

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам " Обмен веществ", " Выделение", " Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
11 12 2020 4:50:26
О необходимости и особенностях использования И К Т на уроках естественно-научных дисциплин....
10 12 2020 15:50:37
Одной из ключевых особенностей Ф Г О С является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести Т Р К М Ч П целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
09 12 2020 12:59:16
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
08 12 2020 1:12:40
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
07 12 2020 6:33:28
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение И К Т....
06 12 2020 1:12:59
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
05 12 2020 2:31:27
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
04 12 2020 4:46:42
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
03 12 2020 7:22:27
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
02 12 2020 21:50:39
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование И К Т-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...
01 12 2020 3:47:46
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме " Вода" (учебник для 5-го кл. " Природа. Неживая и живая": В. М. Пакулова, Н. В. Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
30 11 2020 20:39:36
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
29 11 2020 17:42:14
Урок биологии на тему « Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
28 11 2020 0:23:16
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
27 11 2020 3:27:41
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
26 11 2020 12:18:25
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
25 11 2020 6:53:53
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....
24 11 2020 9:39:37
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени предохраняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
23 11 2020 1:25:15
Интегрированный урок-практикум проводится в 9-м классе при изучении темы « Моделирование и формализация» (информатика) и темы « Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа « Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н. Д. Угриновича....
22 11 2020 12:17:27
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...
21 11 2020 11:46:52
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
20 11 2020 3:34:29
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
19 11 2020 1:48:25
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
18 11 2020 4:30:34
Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
17 11 2020 2:57:32
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения....
16 11 2020 15:31:58
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
15 11 2020 0:55:45
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...
14 11 2020 23:12:30
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме " Членистоногие"....
13 11 2020 8:56:23
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отрабатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...
12 11 2020 1:37:44
Урок " Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе " Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
11 11 2020 12:24:15
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
10 11 2020 20:38:27
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
09 11 2020 4:38:46
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме " Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
08 11 2020 23:51:30
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
07 11 2020 3:49:47
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
06 11 2020 1:48:36
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
05 11 2020 23:57:30
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием И К Т (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...
04 11 2020 14:32:31
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
03 11 2020 4:43:25
Участникам « Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
02 11 2020 3:24:45
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
01 11 2020 19:20:46
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает практическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями. ...
31 10 2020 0:36:35
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...
30 10 2020 22:40:25
Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
29 10 2020 19:36:22
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...
28 10 2020 7:39:46
Урок основан на интерактивных методах обучения, таких как « Мозговая атака», « Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
27 10 2020 1:58:14
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, характеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...
26 10 2020 11:25:27

Внеклассное мероприятие из цикла " Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....
25 10 2020 16:23:56
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
24 10 2020 13:53:25
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В. В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
23 10 2020 12:30:17
Элективный курс " Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном практическую направленность. ...
22 10 2020 14:56:55
На уроке учащиеся отправляются на родину В. М. Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
21 10 2020 6:31:20
Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...
20 10 2020 12:25:11
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: " Школьники - юные исследователи". ...
19 10 2020 15:56:48
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме « Тип членистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
18 10 2020 6:18:39
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме " Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...
17 10 2020 4:34:57
Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....
16 10 2020 7:34:59
Цель урока: закрепление основных понятий темы " Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
15 10 2020 18:45:52
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
14 10 2020 8:14:43
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
13 10 2020 11:12:53
Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...
12 10 2020 20:37:54
Большое внимание при изучении курса « Биология» уделяется проведению практических и лабораторных работ. В классах среднего звена практическая часть включена в материал учебника (программа В. В. Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: « Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», « Определение крахмала в растительных тканях», « Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
11 10 2020 18:51:56
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
10 10 2020 8:45:54
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
09 10 2020 13:16:57
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
08 10 2020 11:48:41
Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
07 10 2020 23:39:16
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
06 10 2020 10:25:56
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
05 10 2020 5:11:42
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
04 10 2020 7:39:16
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект « Экология и здоровье человека». Проект разрабатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...
03 10 2020 9:14:15
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии Р К М Ч П, " Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом " Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, вырабатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
02 10 2020 4:18:28
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
01 10 2020 17:46:32
Структурные компоненты животной клетки В. Н. Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трансферрин, Глюкозу…...
30 09 2020 12:58:23
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
29 09 2020 4:17:10
Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....
28 09 2020 7:28:46
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интерактивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока " Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...
27 09 2020 1:49:23
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
26 09 2020 16:17:30
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство " Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли В Н Д, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
25 09 2020 10:29:23
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...
24 09 2020 4:33:30
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...
23 09 2020 2:56:42
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных практических задач....
22 09 2020 8:13:33
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный характер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
21 09 2020 18:25:53

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....
20 09 2020 19:51:22
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
19 09 2020 10:25:26
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
18 09 2020 14:49:37
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской С О Ш Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, практической природоохранной деятельности....
17 09 2020 22:42:49
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...
16 09 2020 4:18:38
Презентация « Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий характер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы « Движение»....
15 09 2020 15:39:54
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...
14 09 2020 11:16:21
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н. Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на практике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...
13 09 2020 11:15:48

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
12 09 2020 20:59:58
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...
11 09 2020 21:21:48
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
10 09 2020 18:28:15
Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
09 09 2020 21:48:45
<p> Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема « Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...
08 09 2020 3:28:50
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
07 09 2020 15:21:22
Сочетание на уроке нескольких методов использования И К Т, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
06 09 2020 18:22:56
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
05 09 2020 15:24:36
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
04 09 2020 5:17:20
И К Т повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интерактивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования И К Т на уроках биологии....
03 09 2020 14:41:40
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
02 09 2020 10:13:24
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального характера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
01 09 2020 19:53:40
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
31 08 2020 4:24:51
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
30 08 2020 8:24:24
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
29 08 2020 9:12:29
Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опорно-двигательная система...
28 08 2020 17:21:18
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое практическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
27 08 2020 14:13:29
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
26 08 2020 6:16:36
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::