Исчезающие птицы ЯНАО > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

“Неужто внуки
лишь по Красной книге узнают,
как богаты были мы!?”
Роберт Рождественский

Красная книга ЯНАО была создана в 1995 году. Всего на просторах нашего региона можно встретить 183 вида птиц, из которых 25 видов занесено в Красную книгу ЯНАО. Опасность исчезновения угрожает каждому седьмому виду. Не все птицы одинаково страдают от человеческой деятельности. Наибольшему риску подвержены крупные, яркие, заметные птицы и те, на которых открыта весенняя охота. В бедственном положении оказалось большинство хищных птиц, гусей, уток. Помимо угрозы со стороны человека, эти птицы стали вытесняться с мест обитания так называемыми “видами-победителями”.

В первую очередь оказались под угрозой исчезновения птицы, которые издавна промышлялись человеком ради мяса, пуха, перьев, либо истрeблялись как хищные и с давних пор были изгоями. Объясняется это явление тем, что вот уже много веков происходит все нарастающее освоение человеком обширных территорий ЯНАО. Площадь неосвоенных земель постоянно уменьшается.

Сыграло свою роль и загрязнение природы отходами производства, быта, ядохимикатами.

Почти повсеместно все больше и больше тревожат птиц на гнездовьях, на местах линьки, отдыха и кормежки.

С ростом числа городов и поселков постоянно усиливается пресс охоты, самого прямого отрицательного воздействия на фауну. На севере Западной Сибири весенняя охота ежегодно открывается в период пролета гусей и уток. А, это значит, что, почти каждый убитый весной гусь или утка, независимо от пола, это разрушенная пара, несостоявшийся выводок. Для многих северян открытие весенней охоты, это большой праздник, которого с нетерпением ждут всю долгую зиму. Но уже сами охотники с тревогой отмечают, что их становиться слишком много.

Кроме того, немаловажной причиной, способной нанести непоправимый вред птицам Севера - это безграмотный, с низкой общей охотничьей культурой человек. Такому человеку, который готов палить во все живое всё равно кого убить, или маленькую птичку или редчайшего представителя Красной книги.

У коренного населения тундры, например лебеди, всегда были, а во многих местностях и по сей день остаются желанной добычей местных жителей. Часто под выстрелы попадают неосторожные краснозобые казарки о существовании запретов, на которых не знает большинство местного населения. Кое- где, по давнему обычаю, используются в пищу яйца самых разных видов птиц. До сих пор существует промысел с помощью капканов, которым добываются белые совы, мохноногие канюки и другие хищные птицы. По-прежнему пpaктикуется промысел гусей на местах их концентрации во время линьки. В прежние времена, когда птицы не испытывали на себе многих отрицательных воздействий, присущих современности, ущерб наносимый немногочисленным местным населением легко восполнялся.

Сильно обеднена фауна окрестностей поселков. Это следствие не только бесконтрольной охоты и беспокойства птиц. Основная причина-обычай северян держать много собак. Пpaктически все собаки, за исключением лаек занятых пастьбой оленей, в летний период остаются не у дел и слоняются по тундре в поисках добычи, т.к. по сложившейся традиции хозяева не считают нужным кормить собак летом. Не удивительно, что в гнездовой период тундра на несколько десятков, а где и сотни километров представляет собой унылую пустыню.

Обеднена фауна окрестностей городов и поселков и по другой причине. На освоение просторов Севера вслед за человеком ринулись и птицы - воробьи, вороны, галки, гoлyби. Этих птиц сейчас называют “Видами-победителями”. Они повсеместно стали вытеснять коренных жителей Севера – куропаток, рябчиков, глухарей и т.д.

Птицы нашего региона, проводящие большую часть своей жизни за его пределами, в значительной мере подвергаются тем же воздействиям, что и птицы других природных зон. Лишь на местах гнездовий, а отчасти и линьки, до последних десятилетий они чувствовали себя относительно спокойно. Как и повсеместно, заметное снижение численности произошло далеко не у всех видов. Меньше стало сов, хищных птиц, гагар, и промысловых водоплавающих птиц- лебедей, гусей и уток. В отношениях с природой, как и в медицине лучше правильно поставить диагноз и предупредить болезнь, чем потом её лечить. Причин, для того чтобы птицы оказались на грани вымирании, как мы видим, предостаточно. С каждым годом их становиться все больше и больше. Как же обстоят дела с охраной птиц, гнездящихся на крайнем севере?

Активное движение за сохранение пернатых началось давно. Возникали всевозможные общества и союзы, специальные природоохранительные органы, создавались заповедные территории.

Непременным условием охраны животных – это сохранение среды их обитания. Чтобы сохранить птиц, необходимо сберечь тундру. Один из способов сохранения природы - исключение наиболее ценных её участков из сферы хозяйственного пользования. Таких участков на территории ЯНАО на сегодняшний день шесть, их ещё называют орнитологическими резервациями. В тундровой и лесотундровой зонах, Западной Сибири уже созданы охраняемые территории. Комплексный Ямальский заказник состоит из четырех участков. Большую площадь занимает Юрибейский участок, охватывающий почти весь бассейн р.Юрибей на Ямале. Особенно важно, что на его территории находится постоянное место гнездования краснозобых казарок(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР), белоклювой гагары(вид включен в Красную книгу РСФСР), белощёкой казарки (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР). Приморские тундры охраняются на архипелаге Шараповы Кошки и южнее, на Карском побережье Ямала. Здесь находятся места гнездования черных казарок, гаг-гребёнушек, многих уток, куликов, малых лебедей; летом на кормных мелководьях собирается множество самых разных птиц. Огромную площадь занимает северный участок, включающий весь север Ямала и остров Белый. На этой территории гнездится много водоплавающих птиц и куликов. Особенно большое значение этот арктический участок имеет для гаг, гусей и уток, линяющих здесь; на мелководных побережьях кормятся стаи пролетных и не гнездящихся куликов. Ещё один участок Ямальского заказника находится на р. Юрибей на Гыдане, где скапливаются на линьку гуси, гнездятся и линяют краснозобые казарки и утки. Специально для охраны мест гнездовий и мест линьки водоплавающих птиц создан Мессояхинский заказник на Гыданском полуострове. Он охватывает бассейн р. Мессояхи. Уникальный пойменный лес, на р. Хадытаяхе, с населяющими его таежными животными, объявлен памятником природы. В долине р. Обь охраняются места гнездовий серого гуся, и гуся пискульки (вид включен в Красную книгу РСФСР).В лесотундровой и южной тундре гнездится гусь гуменник, короткоклювый гуменник, и тундряной или малый лебедь(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).В верховьях р.Таз, и на Обском побережье среднего Ямала встречаются редкие популяции малоизученного вида куликов кулик клоктун. От южных границ до подзоны типичых тундр гнездится утка обыкновенный турпан, вид, относящийся к третьей категории, редкая популяция, имеющая низкую численность. В таёжной зоне гнездится всего 20-30 пар скопы (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).Беркут (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР) 20-30 пар гнездятся в северной тайге и лесотундре. Орлан белохвост(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП ) гнездятся несколько сотен птиц в пойме р.Обь и др. рек тайги и лесотундры. Кречет (включен в Красную книгу РСФСР, СССР) несколько сотен пар с уникальной концентрацией в долине р. Шучья. Сокол сапсан(включен в Красную книгу РСФСР, СССР) распространен на большей части территории округа, исключая острова и крайний юг. Гнездятся несколько сотен пар. В тайге и лесотундре гнездятся около 100 пар серого журавля. Стерх - уникальный белый журавль(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП) В бассейне реки Куноват, низовья Оби сохранилось не более 30 пар. Тулес, чернозобик, кулик сорока малоизученные виды встречаются в верховьях р. Пякупур. Грязовик , кроншнеп, короткохвостый поморник встречаются в верховьях р. Пякупур. В Красную книгу ЯНАО также включён филин и серый сорокопут, оба вида гнездятся в таёжной зоне но изредка залетают в лесотундру.

Всего на территории ЯНАО на сегодняшний день открыто два государственных заповедника: “Верхнетазовский” и “Гыданский”, Кроме заповедников к особо охраняемым территориям относятся 13 заказников федерального и окружного значения.

Однако наивно полагать, что перечисленные территории будут выполнять свою благородную роль только потому, что они объявлены охраняемыми территориями. Природе ЯНАО нужна не бумажная, а реальная помощь.

“Богаты мы!.. Но считанные птицы...” Р.Рожденственский. Слова поэта оказались пророческими в отношении некоторых видов птиц ЯНАО, которых можно пересчитать по пальцам. Например, в таёжной зоне осталось 20-30 пар Скопы, В северной тайге и лесотундре осталось 20-30 пар Беркута, В пойме реки Обь и др. рек тайги и лесотундры гнездится несколько сотен пар Орлана-белохвоста. В долине реки Щучья осталось несколько сотен пар Кречета, Сапсана гнездится несколько сотен пар на большей территории округа. Серый журавль гнездится в тундре и лесотундре несколько сотен, В бассейне реки Куноват сохранилось не более 30 особей уникального белого журавля Стерха.

Сделать заповедником всю тундру и запретить любую деятельность человека на ней просто нереально. Освоение богатств Ямала продолжается со все возрастающими темпами и масштабами. Никак не удается осваивать богатства края и совсем не вредить природе. Но ведь живут же развитые страны в гармонии с собой и окружающим миром нельзя же просто смотреть, как разрушается уникальная природа Ямала. Как спасти природу Ямала?

Все зависит от нас: не уpoдовать почву вездеходами - это нам по силам, не заливать нефтью- и это нам тоже по силам, не засыпать мусором, оставлять в неприкосновенности те уголки, которые решено сохранить, и это мы тоже можем, самое главное не принимать скороспелых решений, экономия на малом, впоследствии может обернуться для нас гигантскими затратами средств и труда.

В наше время нужно всем, особенно руководящим работникам, иметь элементарную экологическую грамотность, знать общие принципы охраны природы, представлять себе, что такое тундра.

Элементарную экологическую грамотность можно получить на уроках биологии, и не просто получить, но и применить полученные знания в пpaктической деятельности. Не сетовать, а действовать. Не нарушать покой птиц во время гнездового периода, позаботиться о птицах, гнездящихся в дуплах, повесить скворечники, посадить деревья, которые наиболее предпочитаемы птицами, собрать семена растений для зимней подкормки птиц.

Пропагандировать среди населения новые способы охоты с фоторужьем. Вот далеко не все меры по охране птиц, которые реально может воплотить каждый ученик.

В приложении приводится одна из форм пропаганды охраны исчезающих птиц ЯНАО.

Приложение 1.

Приложение 2.



Комментарии:

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

18 04 2024 7:10:26

Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"


    Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"

      В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...

17 04 2024 4:55:53

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

16 04 2024 19:15:44

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

15 04 2024 20:34:34

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

14 04 2024 17:59:37

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

13 04 2024 18:13:59

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

      Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

12 04 2024 2:55:20

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

11 04 2024 12:11:18

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

10 04 2024 13:24:13

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

09 04 2024 18:38:29

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

08 04 2024 12:22:23

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

      Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

07 04 2024 22:33:16

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

06 04 2024 14:47:10

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

05 04 2024 22:33:36

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

04 04 2024 11:11:17

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

03 04 2024 20:42:34

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

02 04 2024 17:33:34

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

01 04 2024 0:59:43

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

31 03 2024 19:34:58

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

30 03 2024 16:21:21

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

29 03 2024 15:58:22

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

28 03 2024 0:51:33

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

27 03 2024 21:36:21

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

26 03 2024 1:36:55

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

25 03 2024 18:57:23

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

24 03 2024 21:21:31

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

23 03 2024 8:39:52

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

22 03 2024 12:15:54

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

21 03 2024 20:10:32

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

20 03 2024 6:37:10

Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....

19 03 2024 0:10:12

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

18 03 2024 16:11:40

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

17 03 2024 3:16:42

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

16 03 2024 16:14:43

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"


    Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

      Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

15 03 2024 18:35:38

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

14 03 2024 6:12:49

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

13 03 2024 21:27:26

Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....

12 03 2024 20:40:42

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

11 03 2024 10:55:46

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

10 03 2024 3:10:14

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

09 03 2024 9:29:17

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"

      Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

08 03 2024 0:44:59

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

07 03 2024 7:51:17

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

06 03 2024 3:48:34

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии


    Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

      На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

05 03 2024 10:27:50

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

04 03 2024 4:41:14

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

03 03 2024 2:30:24

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

02 03 2024 18:40:35

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

01 03 2024 12:33:28

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

29 02 2024 21:30:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::