Исчезающие птицы ЯНАО > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

“Неужто внуки
лишь по Красной книге узнают,
как богаты были мы!?”
Роберт Рождественский

Красная книга ЯНАО была создана в 1995 году. Всего на просторах нашего региона можно встретить 183 вида птиц, из которых 25 видов занесено в Красную книгу ЯНАО. Опасность исчезновения угрожает каждому седьмому виду. Не все птицы одинаково страдают от человеческой деятельности. Наибольшему риску подвержены крупные, яркие, заметные птицы и те, на которых открыта весенняя охота. В бедственном положении оказалось большинство хищных птиц, гусей, уток. Помимо угрозы со стороны человека, эти птицы стали вытесняться с мест обитания так называемыми “видами-победителями”.

В первую очередь оказались под угрозой исчезновения птицы, которые издавна промышлялись человеком ради мяса, пуха, перьев, либо истрeблялись как хищные и с давних пор были изгоями. Объясняется это явление тем, что вот уже много веков происходит все нарастающее освоение человеком обширных территорий ЯНАО. Площадь неосвоенных земель постоянно уменьшается.

Сыграло свою роль и загрязнение природы отходами производства, быта, ядохимикатами.

Почти повсеместно все больше и больше тревожат птиц на гнездовьях, на местах линьки, отдыха и кормежки.

С ростом числа городов и поселков постоянно усиливается пресс охоты, самого прямого отрицательного воздействия на фауну. На севере Западной Сибири весенняя охота ежегодно открывается в период пролета гусей и уток. А, это значит, что, почти каждый убитый весной гусь или утка, независимо от пола, это разрушенная пара, несостоявшийся выводок. Для многих северян открытие весенней охоты, это большой праздник, которого с нетерпением ждут всю долгую зиму. Но уже сами охотники с тревогой отмечают, что их становиться слишком много.

Кроме того, немаловажной причиной, способной нанести непоправимый вред птицам Севера - это безграмотный, с низкой общей охотничьей культурой человек. Такому человеку, который готов палить во все живое всё равно кого убить, или маленькую птичку или редчайшего представителя Красной книги.

У коренного населения тундры, например лебеди, всегда были, а во многих местностях и по сей день остаются желанной добычей местных жителей. Часто под выстрелы попадают неосторожные краснозобые казарки о существовании запретов, на которых не знает большинство местного населения. Кое- где, по давнему обычаю, используются в пищу яйца самых разных видов птиц. До сих пор существует промысел с помощью капканов, которым добываются белые совы, мохноногие канюки и другие хищные птицы. По-прежнему пpaктикуется промысел гусей на местах их концентрации во время линьки. В прежние времена, когда птицы не испытывали на себе многих отрицательных воздействий, присущих современности, ущерб наносимый немногочисленным местным населением легко восполнялся.

Сильно обеднена фауна окрестностей поселков. Это следствие не только бесконтрольной охоты и беспокойства птиц. Основная причина-обычай северян держать много собак. Пpaктически все собаки, за исключением лаек занятых пастьбой оленей, в летний период остаются не у дел и слоняются по тундре в поисках добычи, т.к. по сложившейся традиции хозяева не считают нужным кормить собак летом. Не удивительно, что в гнездовой период тундра на несколько десятков, а где и сотни километров представляет собой унылую пустыню.

Обеднена фауна окрестностей городов и поселков и по другой причине. На освоение просторов Севера вслед за человеком ринулись и птицы - воробьи, вороны, галки, гoлyби. Этих птиц сейчас называют “Видами-победителями”. Они повсеместно стали вытеснять коренных жителей Севера – куропаток, рябчиков, глухарей и т.д.

Птицы нашего региона, проводящие большую часть своей жизни за его пределами, в значительной мере подвергаются тем же воздействиям, что и птицы других природных зон. Лишь на местах гнездовий, а отчасти и линьки, до последних десятилетий они чувствовали себя относительно спокойно. Как и повсеместно, заметное снижение численности произошло далеко не у всех видов. Меньше стало сов, хищных птиц, гагар, и промысловых водоплавающих птиц- лебедей, гусей и уток. В отношениях с природой, как и в медицине лучше правильно поставить диагноз и предупредить болезнь, чем потом её лечить. Причин, для того чтобы птицы оказались на грани вымирании, как мы видим, предостаточно. С каждым годом их становиться все больше и больше. Как же обстоят дела с охраной птиц, гнездящихся на крайнем севере?

Активное движение за сохранение пернатых началось давно. Возникали всевозможные общества и союзы, специальные природоохранительные органы, создавались заповедные территории.

Непременным условием охраны животных – это сохранение среды их обитания. Чтобы сохранить птиц, необходимо сберечь тундру. Один из способов сохранения природы - исключение наиболее ценных её участков из сферы хозяйственного пользования. Таких участков на территории ЯНАО на сегодняшний день шесть, их ещё называют орнитологическими резервациями. В тундровой и лесотундровой зонах, Западной Сибири уже созданы охраняемые территории. Комплексный Ямальский заказник состоит из четырех участков. Большую площадь занимает Юрибейский участок, охватывающий почти весь бассейн р.Юрибей на Ямале. Особенно важно, что на его территории находится постоянное место гнездования краснозобых казарок(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР), белоклювой гагары(вид включен в Красную книгу РСФСР), белощёкой казарки (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР). Приморские тундры охраняются на архипелаге Шараповы Кошки и южнее, на Карском побережье Ямала. Здесь находятся места гнездования черных казарок, гаг-гребёнушек, многих уток, куликов, малых лебедей; летом на кормных мелководьях собирается множество самых разных птиц. Огромную площадь занимает северный участок, включающий весь север Ямала и остров Белый. На этой территории гнездится много водоплавающих птиц и куликов. Особенно большое значение этот арктический участок имеет для гаг, гусей и уток, линяющих здесь; на мелководных побережьях кормятся стаи пролетных и не гнездящихся куликов. Ещё один участок Ямальского заказника находится на р. Юрибей на Гыдане, где скапливаются на линьку гуси, гнездятся и линяют краснозобые казарки и утки. Специально для охраны мест гнездовий и мест линьки водоплавающих птиц создан Мессояхинский заказник на Гыданском полуострове. Он охватывает бассейн р. Мессояхи. Уникальный пойменный лес, на р. Хадытаяхе, с населяющими его таежными животными, объявлен памятником природы. В долине р. Обь охраняются места гнездовий серого гуся, и гуся пискульки (вид включен в Красную книгу РСФСР).В лесотундровой и южной тундре гнездится гусь гуменник, короткоклювый гуменник, и тундряной или малый лебедь(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).В верховьях р.Таз, и на Обском побережье среднего Ямала встречаются редкие популяции малоизученного вида куликов кулик клоктун. От южных границ до подзоны типичых тундр гнездится утка обыкновенный турпан, вид, относящийся к третьей категории, редкая популяция, имеющая низкую численность. В таёжной зоне гнездится всего 20-30 пар скопы (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).Беркут (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР) 20-30 пар гнездятся в северной тайге и лесотундре. Орлан белохвост(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП ) гнездятся несколько сотен птиц в пойме р.Обь и др. рек тайги и лесотундры. Кречет (включен в Красную книгу РСФСР, СССР) несколько сотен пар с уникальной концентрацией в долине р. Шучья. Сокол сапсан(включен в Красную книгу РСФСР, СССР) распространен на большей части территории округа, исключая острова и крайний юг. Гнездятся несколько сотен пар. В тайге и лесотундре гнездятся около 100 пар серого журавля. Стерх - уникальный белый журавль(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП) В бассейне реки Куноват, низовья Оби сохранилось не более 30 пар. Тулес, чернозобик, кулик сорока малоизученные виды встречаются в верховьях р. Пякупур. Грязовик , кроншнеп, короткохвостый поморник встречаются в верховьях р. Пякупур. В Красную книгу ЯНАО также включён филин и серый сорокопут, оба вида гнездятся в таёжной зоне но изредка залетают в лесотундру.

Всего на территории ЯНАО на сегодняшний день открыто два государственных заповедника: “Верхнетазовский” и “Гыданский”, Кроме заповедников к особо охраняемым территориям относятся 13 заказников федерального и окружного значения.

Однако наивно полагать, что перечисленные территории будут выполнять свою благородную роль только потому, что они объявлены охраняемыми территориями. Природе ЯНАО нужна не бумажная, а реальная помощь.

“Богаты мы!.. Но считанные птицы...” Р.Рожденственский. Слова поэта оказались пророческими в отношении некоторых видов птиц ЯНАО, которых можно пересчитать по пальцам. Например, в таёжной зоне осталось 20-30 пар Скопы, В северной тайге и лесотундре осталось 20-30 пар Беркута, В пойме реки Обь и др. рек тайги и лесотундры гнездится несколько сотен пар Орлана-белохвоста. В долине реки Щучья осталось несколько сотен пар Кречета, Сапсана гнездится несколько сотен пар на большей территории округа. Серый журавль гнездится в тундре и лесотундре несколько сотен, В бассейне реки Куноват сохранилось не более 30 особей уникального белого журавля Стерха.

Сделать заповедником всю тундру и запретить любую деятельность человека на ней просто нереально. Освоение богатств Ямала продолжается со все возрастающими темпами и масштабами. Никак не удается осваивать богатства края и совсем не вредить природе. Но ведь живут же развитые страны в гармонии с собой и окружающим миром нельзя же просто смотреть, как разрушается уникальная природа Ямала. Как спасти природу Ямала?

Все зависит от нас: не уpoдовать почву вездеходами - это нам по силам, не заливать нефтью- и это нам тоже по силам, не засыпать мусором, оставлять в неприкосновенности те уголки, которые решено сохранить, и это мы тоже можем, самое главное не принимать скороспелых решений, экономия на малом, впоследствии может обернуться для нас гигантскими затратами средств и труда.

В наше время нужно всем, особенно руководящим работникам, иметь элементарную экологическую грамотность, знать общие принципы охраны природы, представлять себе, что такое тундра.

Элементарную экологическую грамотность можно получить на уроках биологии, и не просто получить, но и применить полученные знания в пpaктической деятельности. Не сетовать, а действовать. Не нарушать покой птиц во время гнездового периода, позаботиться о птицах, гнездящихся в дуплах, повесить скворечники, посадить деревья, которые наиболее предпочитаемы птицами, собрать семена растений для зимней подкормки птиц.

Пропагандировать среди населения новые способы охоты с фоторужьем. Вот далеко не все меры по охране птиц, которые реально может воплотить каждый ученик.

В приложении приводится одна из форм пропаганды охраны исчезающих птиц ЯНАО.

Приложение 1.

Приложение 2.



Комментарии:

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"


    Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

      Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

09 10 2025 1:16:24

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"


    Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"

      Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...

08 10 2025 22:44:25

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

07 10 2025 6:35:56

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

06 10 2025 21:46:34

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

05 10 2025 13:30:39

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

04 10 2025 17:15:40

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

03 10 2025 0:34:41

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

02 10 2025 18:14:36

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

01 10 2025 14:35:12

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс


    Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....

30 09 2025 23:21:38

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс


    Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

      Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

29 09 2025 19:49:48

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

28 09 2025 16:11:48

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

27 09 2025 0:40:16

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

26 09 2025 10:17:30

Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс


    Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс

      Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....

25 09 2025 7:27:43

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

24 09 2025 23:16:48

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

23 09 2025 9:50:30

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

22 09 2025 5:19:53

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

21 09 2025 18:58:40

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

20 09 2025 9:15:31

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

19 09 2025 4:44:22

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

18 09 2025 15:13:35

Тема урока: "Иммунитет"


    Тема урока: "Иммунитет"

      Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

17 09 2025 22:10:18

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

16 09 2025 3:25:53

Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах


    Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах

      В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....

15 09 2025 1:34:21

Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии


    Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии

      Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....

14 09 2025 2:48:57

Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)


    Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)

      Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....

13 09 2025 22:11:57

Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"


    Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"

      Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...

12 09 2025 22:55:38

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

11 09 2025 9:54:59

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"


    Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

      Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

10 09 2025 14:45:20

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

09 09 2025 22:29:53

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

08 09 2025 12:36:58

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

07 09 2025 2:33:54

Пробка и корка у растений ЕГЭ biologia's Blog

Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...

06 09 2025 10:20:34

Обобщающий урок по биологии "Органы покрытосеменных растений"

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....

05 09 2025 6:54:24

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

04 09 2025 8:52:13

Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"


    Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"

      В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

03 09 2025 2:40:14

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

02 09 2025 18:16:24

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

01 09 2025 12:35:45

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"


    Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

      Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

31 08 2025 20:39:47

Многообразие органического мира. Классификация организмов


    Многообразие органического мира. Классификация организмов

      Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....

30 08 2025 8:50:15

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

29 08 2025 8:16:59

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

28 08 2025 15:50:45

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

27 08 2025 5:48:34

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

26 08 2025 20:54:21

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии


    Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

      Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

25 08 2025 21:57:43

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

24 08 2025 16:33:22

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

23 08 2025 3:14:28

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс


    Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс

      Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....

22 08 2025 12:45:32

Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

      Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

21 08 2025 5:19:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::