Лаборатория фитоинвазий    

Исчезающие птицы ЯНАО

“Неужто внуки
лишь по Красной книге узнают,
как богаты были мы!?”
Роберт Рождественский

Красная книга ЯНАО была создана в 1995 году. Всего на просторах нашего региона можно встретить 183 вида птиц, из которых 25 видов занесено в Красную книгу ЯНАО. Опасность исчезновения угрожает каждому седьмому виду. Не все птицы одинаково страдают от человеческой деятельности. Наибольшему риску подвержены крупные, яркие, заметные птицы и те, на которых открыта весенняя охота. В бедственном положении оказалось большинство хищных птиц, гусей, уток. Помимо угрозы со стороны человека, эти птицы стали вытесняться с мест обитания так называемыми “видами-победителями”.

В первую очередь оказались под угрозой исчезновения птицы, которые издавна промышлялись человеком ради мяса, пуха, перьев, либо истреблялись как хищные и с давних пор были изгоями. Объясняется это явление тем, что вот уже много веков происходит все нарастающее освоение человеком обширных территорий ЯНАО. Площадь неосвоенных земель постоянно уменьшается.

Сыграло свою роль и загрязнение природы отходами производства, быта, ядохимикатами.

Почти повсеместно все больше и больше тревожат птиц на гнездовьях, на местах линьки, отдыха и кормежки.

С ростом числа городов и поселков постоянно усиливается пресс охоты, самого прямого отрицательного воздействия на фауну. На севере Западной Сибири весенняя охота ежегодно открывается в период пролета гусей и уток. А, это значит, что, почти каждый убитый весной гусь или утка, независимо от пола, это разрушенная пара, несостоявшийся выводок. Для многих северян открытие весенней охоты, это большой праздник, которого с нетерпением ждут всю долгую зиму. Но уже сами охотники с тревогой отмечают, что их становиться слишком много.

Кроме того, немаловажной причиной, способной нанести непоправимый вред птицам Севера - это безграмотный, с низкой общей охотничьей культурой человек. Такому человеку, который готов палить во все живое всё равно кого убить, или маленькую птичку или редчайшего представителя Красной книги.

У коренного населения тундры, например лебеди, всегда были, а во многих местностях и по сей день остаются желанной добычей местных жителей. Часто под выстрелы попадают неосторожные краснозобые казарки о существовании запретов, на которых не знает большинство местного населения. Кое- где, по давнему обычаю, используются в пищу яйца самых разных видов птиц. До сих пор существует промысел с помощью капканов, которым добываются белые совы, мохноногие канюки и другие хищные птицы. По-прежнему практикуется промысел гусей на местах их концентрации во время линьки. В прежние времена, когда птицы не испытывали на себе многих отрицательных воздействий, присущих современности, ущерб наносимый немногочисленным местным населением легко восполнялся.

Сильно обеднена фауна окрестностей поселков. Это следствие не только бесконтрольной охоты и беспокойства птиц. Основная причина-обычай северян держать много собак. Практически все собаки, за исключением лаек занятых пастьбой оленей, в летний период остаются не у дел и слоняются по тундре в поисках добычи, т.к. по сложившейся традиции хозяева не считают нужным кормить собак летом. Не удивительно, что в гнездовой период тундра на несколько десятков, а где и сотни километров представляет собой унылую пустыню.

Обеднена фауна окрестностей городов и поселков и по другой причине. На освоение просторов Севера вслед за человеком ринулись и птицы - воробьи, вороны, галки, голуби. Этих птиц сейчас называют “Видами-победителями”. Они повсеместно стали вытеснять коренных жителей Севера – куропаток, рябчиков, глухарей и т.д.

Птицы нашего региона, проводящие большую часть своей жизни за его пределами, в значительной мере подвергаются тем же воздействиям, что и птицы других природных зон. Лишь на местах гнездовий, а отчасти и линьки, до последних десятилетий они чувствовали себя относительно спокойно. Как и повсеместно, заметное снижение численности произошло далеко не у всех видов. Меньше стало сов, хищных птиц, гагар, и промысловых водоплавающих птиц- лебедей, гусей и уток. В отношениях с природой, как и в медицине лучше правильно поставить диагноз и предупредить болезнь, чем потом её лечить. Причин, для того чтобы птицы оказались на грани вымирании, как мы видим, предостаточно. С каждым годом их становиться все больше и больше. Как же обстоят дела с охраной птиц, гнездящихся на крайнем севере?

Активное движение за сохранение пернатых началось давно. Возникали всевозможные общества и союзы, специальные природоохранительные органы, создавались заповедные территории.

Непременным условием охраны животных – это сохранение среды их обитания. Чтобы сохранить птиц, необходимо сберечь тундру. Один из способов сохранения природы - исключение наиболее ценных её участков из сферы хозяйственного пользования. Таких участков на территории ЯНАО на сегодняшний день шесть, их ещё называют орнитологическими резервациями. В тундровой и лесотундровой зонах, Западной Сибири уже созданы охраняемые территории. Комплексный Ямальский заказник состоит из четырех участков. Большую площадь занимает Юрибейский участок, охватывающий почти весь бассейн р.Юрибей на Ямале. Особенно важно, что на его территории находится постоянное место гнездования краснозобых казарок(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР), белоклювой гагары(вид включен в Красную книгу РСФСР), белощёкой казарки (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР). Приморские тундры охраняются на архипелаге Шараповы Кошки и южнее, на Карском побережье Ямала. Здесь находятся места гнездования черных казарок, гаг-гребёнушек, многих уток, куликов, малых лебедей; летом на кормных мелководьях собирается множество самых разных птиц. Огромную площадь занимает северный участок, включающий весь север Ямала и остров Белый. На этой территории гнездится много водоплавающих птиц и куликов. Особенно большое значение этот арктический участок имеет для гаг, гусей и уток, линяющих здесь; на мелководных побережьях кормятся стаи пролетных и не гнездящихся куликов. Ещё один участок Ямальского заказника находится на р. Юрибей на Гыдане, где скапливаются на линьку гуси, гнездятся и линяют краснозобые казарки и утки. Специально для охраны мест гнездовий и мест линьки водоплавающих птиц создан Мессояхинский заказник на Гыданском полуострове. Он охватывает бассейн р. Мессояхи. Уникальный пойменный лес, на р. Хадытаяхе, с населяющими его таежными животными, объявлен памятником природы. В долине р. Обь охраняются места гнездовий серого гуся, и гуся пискульки (вид включен в Красную книгу РСФСР).В лесотундровой и южной тундре гнездится гусь гуменник, короткоклювый гуменник, и тундряной или малый лебедь(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).В верховьях р.Таз, и на Обском побережье среднего Ямала встречаются редкие популяции малоизученного вида куликов кулик клоктун. От южных границ до подзоны типичых тундр гнездится утка обыкновенный турпан, вид, относящийся к третьей категории, редкая популяция, имеющая низкую численность. В таёжной зоне гнездится всего 20-30 пар скопы (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).Беркут (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР) 20-30 пар гнездятся в северной тайге и лесотундре. Орлан белохвост(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП ) гнездятся несколько сотен птиц в пойме р.Обь и др. рек тайги и лесотундры. Кречет (включен в Красную книгу РСФСР, СССР) несколько сотен пар с уникальной концентрацией в долине р. Шучья. Сокол сапсан(включен в Красную книгу РСФСР, СССР) распространен на большей части территории округа, исключая острова и крайний юг. Гнездятся несколько сотен пар. В тайге и лесотундре гнездятся около 100 пар серого журавля. Стерх - уникальный белый журавль(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП) В бассейне реки Куноват, низовья Оби сохранилось не более 30 пар. Тулес, чернозобик, кулик сорока малоизученные виды встречаются в верховьях р. Пякупур. Грязовик , кроншнеп, короткохвостый поморник встречаются в верховьях р. Пякупур. В Красную книгу ЯНАО также включён филин и серый сорокопут, оба вида гнездятся в таёжной зоне но изредка залетают в лесотундру.

Всего на территории ЯНАО на сегодняшний день открыто два государственных заповедника: “Верхнетазовский” и “Гыданский”, Кроме заповедников к особо охраняемым территориям относятся 13 заказников федерального и окружного значения.

Однако наивно полагать, что перечисленные территории будут выполнять свою благородную роль только потому, что они объявлены охраняемыми территориями. Природе ЯНАО нужна не бумажная, а реальная помощь.

“Богаты мы!.. Но считанные птицы...” Р.Рожденственский. Слова поэта оказались пророческими в отношении некоторых видов птиц ЯНАО, которых можно пересчитать по пальцам. Например, в таёжной зоне осталось 20-30 пар Скопы, В северной тайге и лесотундре осталось 20-30 пар Беркута, В пойме реки Обь и др. рек тайги и лесотундры гнездится несколько сотен пар Орлана-белохвоста. В долине реки Щучья осталось несколько сотен пар Кречета, Сапсана гнездится несколько сотен пар на большей территории округа. Серый журавль гнездится в тундре и лесотундре несколько сотен, В бассейне реки Куноват сохранилось не более 30 особей уникального белого журавля Стерха.

Сделать заповедником всю тундру и запретить любую деятельность человека на ней просто нереально. Освоение богатств Ямала продолжается со все возрастающими темпами и масштабами. Никак не удается осваивать богатства края и совсем не вредить природе. Но ведь живут же развитые страны в гармонии с собой и окружающим миром нельзя же просто смотреть, как разрушается уникальная природа Ямала. Как спасти природу Ямала?

Все зависит от нас: не уродовать почву вездеходами - это нам по силам, не заливать нефтью- и это нам тоже по силам, не засыпать мусором, оставлять в неприкосновенности те уголки, которые решено сохранить, и это мы тоже можем, самое главное не принимать скороспелых решений, экономия на малом, впоследствии может обернуться для нас гигантскими затратами средств и труда.

В наше время нужно всем, особенно руководящим работникам, иметь элементарную экологическую грамотность, знать общие принципы охраны природы, представлять себе, что такое тундра.

Элементарную экологическую грамотность можно получить на уроках биологии, и не просто получить, но и применить полученные знания в практической деятельности. Не сетовать, а действовать. Не нарушать покой птиц во время гнездового периода, позаботиться о птицах, гнездящихся в дуплах, повесить скворечники, посадить деревья, которые наиболее предпочитаемы птицами, собрать семена растений для зимней подкормки птиц.

Пропагандировать среди населения новые способы охоты с фоторужьем. Вот далеко не все меры по охране птиц, которые реально может воплотить каждый ученик.

В приложении приводится одна из форм пропаганды охраны исчезающих птиц ЯНАО.

Приложение 1.

Приложение 2.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

24 01 2020 13:56:29

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

23 01 2020 17:40:43

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного характера. ...

22 01 2020 4:46:34

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме « Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом « Круглые черви». Практически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

21 01 2020 17:42:55

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии Е Г Э в новых, нестандартных формах....

20 01 2020 12:55:12

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

19 01 2020 12:53:47

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Хромосомы состоят из хроматина — соединения Д Н К и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную пространственную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество Д Н К....

18 01 2020 0:24:45

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

17 01 2020 8:25:37

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс " Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса " Природа и экология Красноярского края". ...

16 01 2020 22:26:21

Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики практического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"

Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий характер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет характер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...

15 01 2020 15:32:57

Урок биологии на тему «Происхождение птиц». 7-й класс

Урок биологии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки экологическое сознание, умение сравнивать, находить и показывать сходство в организации птиц и пресмыкающихся. Учащиеся обсуждают гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Цель урока: сформировать умения работы с цифровым микроскопом и создать слайды в практической работе....

14 01 2020 17:31:50

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

13 01 2020 14:56:33

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы А В О и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

12 01 2020 16:16:39

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к Е Г Э....

11 01 2020 9:10:55

Естественный отбор и его формы

Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии И О С О с использованием И К Т....

10 01 2020 23:34:22

Особенности индивидуального развития цветкового растения

Данный урок проводится в теме « Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н. И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опорный конспект, а также диаграмма « Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения. ...

09 01 2020 9:19:14

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

08 01 2020 20:15:52

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

07 01 2020 9:41:48

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

06 01 2020 8:32:34

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

05 01 2020 12:28:34

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина " Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

04 01 2020 6:35:54

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

03 01 2020 11:38:10

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

02 01 2020 6:56:40

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

01 01 2020 8:13:54

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

31 12 2019 20:46:59

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе " Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

30 12 2019 6:42:41

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

29 12 2019 4:48:21

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю И К Т своей работе. Я представляю урок по теме: " Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

28 12 2019 5:46:48

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

Урок биологии в 10-м классе с использованием методики « Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М. А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

27 12 2019 12:22:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

26 12 2019 14:17:58

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

25 12 2019 4:20:22

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

24 12 2019 7:29:33

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

23 12 2019 23:48:39

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

22 12 2019 16:31:56

Тема урока "Лишайники"

На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

21 12 2019 14:46:48

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – практиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

20 12 2019 22:30:50

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

Использование И К Т делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования У М К авторов В. Б. Захарова Н. И. Сонина « Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интерактивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

19 12 2019 0:45:52

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

18 12 2019 2:40:15

Размножение и развитие земноводных

На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

17 12 2019 0:11:23

Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"

Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....

16 12 2019 4:33:43

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

15 12 2019 22:35:50

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

14 12 2019 14:42:26

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип членистоногие"

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

13 12 2019 23:46:39

Исчезающие птицы ЯНАО

С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

12 12 2019 22:46:45

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки практического применения знаний....

11 12 2019 6:51:10

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

10 12 2019 17:28:25

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

09 12 2019 6:57:15

Общая характеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

08 12 2019 14:55:55

Выгонка луковичных растений в школе

В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится характеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...

07 12 2019 2:28:20

Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"

Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания. ...

06 12 2019 13:26:34

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

05 12 2019 20:45:21

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

04 12 2019 7:15:53

Горение и окисление

Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при Ч С....

03 12 2019 19:21:18

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

02 12 2019 9:15:33

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

01 12 2019 20:54:37

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы " Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

30 11 2019 1:45:54

Строение клетки

Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

29 11 2019 19:22:51

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса « Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

28 11 2019 16:46:48

Головоногие моллюски

Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

27 11 2019 20:15:29

"Цветок, плод, семя"

Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

26 11 2019 13:33:35

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Раздел " Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

25 11 2019 17:39:42

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

24 11 2019 8:26:10

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы М О У " С О Ш № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями Ф Г О С среднего (полного) общего образования....

23 11 2019 1:49:11

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

22 11 2019 4:24:16

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...

21 11 2019 13:27:41

Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"

Целью урока является показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....

20 11 2019 20:46:27

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

19 11 2019 11:18:32

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

18 11 2019 18:32:15

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

17 11 2019 15:23:54

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

16 11 2019 12:22:33

Урок "Формула здоровья" в 8-м классе

Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к З О Ж....

15 11 2019 0:11:37

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

14 11 2019 22:49:28

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать практические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

13 11 2019 8:52:36

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

12 11 2019 17:48:29

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

11 11 2019 10:51:52

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

10 11 2019 22:21:23

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

Интеллектуальная игра по биологии и экологии " Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического К В Н или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

09 11 2019 4:28:15

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

08 11 2019 5:20:22

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

07 11 2019 2:43:13

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

06 11 2019 11:36:54

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

05 11 2019 21:36:30

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

04 11 2019 1:28:19

Защита проекта "Мир водорослей"

На тему " Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему " Общая характеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке " Общая характеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме " Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта " Мир водорослей"....

03 11 2019 3:45:58

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

02 11 2019 16:23:43

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её характеристика"

Данный практический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме " Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...

01 11 2019 2:29:46

Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"

Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...

31 10 2019 6:37:20

Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опорно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....

30 10 2019 15:13:48

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

29 10 2019 23:49:36

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

28 10 2019 17:31:58

Урок "Происхождение человека"

Урок биологии по теме « Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н. И. Сонина « Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

27 10 2019 1:14:30

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

26 10 2019 17:44:54

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

25 10 2019 12:56:44

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

24 10 2019 2:39:20

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление команд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две команды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

23 10 2019 15:17:12

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

22 10 2019 9:36:16

Общая характеристика высших споровых растений

Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....

21 10 2019 1:16:20

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

20 10 2019 5:10:14

Научное заседание "Знакомые насекомые"

Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

19 10 2019 9:43:42

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке И К Т повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

18 10 2019 13:54:34

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

17 10 2019 12:59:22

Обобщающий урок по теме "Цитология"

Обобщающий урок по теме « Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к Е Г Э....

16 10 2019 13:57:59

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Урок " Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе " Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

15 10 2019 23:22:43

Внеклассные мероприятия по биологии

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с практикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

14 10 2019 0:32:26

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

Факультативный курс " Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

13 10 2019 1:24:26

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

12 10 2019 1:26:56

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

11 10 2019 15:12:57

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

10 10 2019 0:55:21

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

09 10 2019 20:34:36

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

08 10 2019 21:10:56

Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охарактеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....

07 10 2019 15:47:57

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

06 10 2019 8:35:36

Строение клетки

Цель урока – повторить основные понятия темы « Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение характеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

05 10 2019 8:14:18

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

04 10 2019 0:58:46

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

03 10 2019 0:32:50

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам " Обмен веществ", " Выделение", " Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

02 10 2019 12:38:11

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

01 10 2019 2:17:39

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, характеристикой В И Ч, значением вирусов. ...

30 09 2019 0:10:57

Урок-игра по биологии "Птицы"

Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

29 09 2019 3:28:57

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

28 09 2019 22:39:36

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме « Кольчатые черви». ...

27 09 2019 14:27:14

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

26 09 2019 17:18:36

Расселение и распространение живых организмов Биология

Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

25 09 2019 23:33:48

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

24 09 2019 4:14:14

Открытый урок по биологии на тему "Половое размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

23 09 2019 3:39:29

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с неблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

22 09 2019 13:22:46

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

21 09 2019 8:57:47

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

20 09 2019 8:48:34

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

19 09 2019 8:47:15

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

Данная работа проводится при завершении изучения темы « Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

18 09 2019 1:30:14

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

17 09 2019 17:17:53

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

16 09 2019 15:24:44

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

И К Т, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и Е Г Э, а также профессиональным самоопределением....

15 09 2019 10:50:14

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

14 09 2019 23:23:21

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

13 09 2019 15:39:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

12 09 2019 2:40:50

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

11 09 2019 15:41:57

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей и их состав

Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

10 09 2019 0:48:15

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

09 09 2019 14:31:20

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

Разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

08 09 2019 16:50:12

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опорно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

07 09 2019 22:13:56

Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса

Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....

06 09 2019 5:19:48

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: « Животные разных континентов», « Кошачьи», « Холоднокровные животные», « Членистоногие», « Птицы», « Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

05 09 2019 18:23:38

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

04 09 2019 17:58:40

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н. И. Пономарева « Биология» Вентана- Граф ( Ф Г О С). Данный методический материал содержит индивидуальный опорный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

03 09 2019 20:23:13

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

02 09 2019 20:46:18

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

01 09 2019 23:58:24

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

31 08 2019 11:20:35

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая характеристика царства животных"

Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

30 08 2019 21:20:35

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач ( Т Р И З), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

29 08 2019 10:54:51

Методы изучения генетики человека

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – « Генетика человека»....

28 08 2019 11:45:23

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)