Исчезающие птицы ЯНАО
“Неужто внуки
лишь по Красной книге узнают,
как богаты были мы!?”
Роберт Рождественский
Красная книга ЯНАО была создана в 1995 году. Всего на просторах нашего региона можно встретить 183 вида птиц, из которых 25 видов занесено в Красную книгу ЯНАО. Опасность исчезновения угрожает каждому седьмому виду. Не все птицы одинаково страдают от человеческой деятельности. Наибольшему риску подвержены крупные, яркие, заметные птицы и те, на которых открыта весенняя охота. В бедственном положении оказалось большинство хищных птиц, гусей, уток. Помимо угрозы со стороны человека, эти птицы стали вытесняться с мест обитания так называемыми “видами-победителями”.
В первую очередь оказались под угрозой исчезновения птицы, которые издавна промышлялись человеком ради мяса, пуха, перьев, либо истрeблялись как хищные и с давних пор были изгоями. Объясняется это явление тем, что вот уже много веков происходит все нарастающее освоение человеком обширных территорий ЯНАО. Площадь неосвоенных земель постоянно уменьшается.
Сыграло свою роль и загрязнение природы отходами производства, быта, ядохимикатами.
Почти повсеместно все больше и больше тревожат птиц на гнездовьях, на местах линьки, отдыха и кормежки.
С ростом числа городов и поселков постоянно усиливается пресс охоты, самого прямого отрицательного воздействия на фауну. На севере Западной Сибири весенняя охота ежегодно открывается в период пролета гусей и уток. А, это значит, что, почти каждый убитый весной гусь или утка, независимо от пола, это разрушенная пара, несостоявшийся выводок. Для многих северян открытие весенней охоты, это большой праздник, которого с нетерпением ждут всю долгую зиму. Но уже сами охотники с тревогой отмечают, что их становиться слишком много.
Кроме того, немаловажной причиной, способной нанести непоправимый вред птицам Севера - это безграмотный, с низкой общей охотничьей культурой человек. Такому человеку, который готов палить во все живое всё равно кого убить, или маленькую птичку или редчайшего представителя Красной книги.
У коренного населения тундры, например лебеди, всегда были, а во многих местностях и по сей день остаются желанной добычей местных жителей. Часто под выстрелы попадают неосторожные краснозобые казарки о существовании запретов, на которых не знает большинство местного населения. Кое- где, по давнему обычаю, используются в пищу яйца самых разных видов птиц. До сих пор существует промысел с помощью капканов, которым добываются белые совы, мохноногие канюки и другие хищные птицы. По-прежнему пpaктикуется промысел гусей на местах их концентрации во время линьки. В прежние времена, когда птицы не испытывали на себе многих отрицательных воздействий, присущих современности, ущерб наносимый немногочисленным местным населением легко восполнялся.
Сильно обеднена фауна окрестностей поселков. Это следствие не только бесконтрольной охоты и беспокойства птиц. Основная причина-обычай северян держать много собак. Пpaктически все собаки, за исключением лаек занятых пастьбой оленей, в летний период остаются не у дел и слоняются по тундре в поисках добычи, т.к. по сложившейся традиции хозяева не считают нужным кормить собак летом. Не удивительно, что в гнездовой период тундра на несколько десятков, а где и сотни километров представляет собой унылую пустыню.
Обеднена фауна окрестностей городов и поселков и по другой причине. На освоение просторов Севера вслед за человеком ринулись и птицы - воробьи, вороны, галки, гoлyби. Этих птиц сейчас называют “Видами-победителями”. Они повсеместно стали вытеснять коренных жителей Севера – куропаток, рябчиков, глухарей и т.д.
Птицы нашего региона, проводящие большую часть своей жизни за его пределами, в значительной мере подвергаются тем же воздействиям, что и птицы других природных зон. Лишь на местах гнездовий, а отчасти и линьки, до последних десятилетий они чувствовали себя относительно спокойно. Как и повсеместно, заметное снижение численности произошло далеко не у всех видов. Меньше стало сов, хищных птиц, гагар, и промысловых водоплавающих птиц- лебедей, гусей и уток. В отношениях с природой, как и в медицине лучше правильно поставить диагноз и предупредить болезнь, чем потом её лечить. Причин, для того чтобы птицы оказались на грани вымирании, как мы видим, предостаточно. С каждым годом их становиться все больше и больше. Как же обстоят дела с охраной птиц, гнездящихся на крайнем севере?
Активное движение за сохранение пернатых началось давно. Возникали всевозможные общества и союзы, специальные природоохранительные органы, создавались заповедные территории.
Непременным условием охраны животных – это сохранение среды их обитания. Чтобы сохранить птиц, необходимо сберечь тундру. Один из способов сохранения природы - исключение наиболее ценных её участков из сферы хозяйственного пользования. Таких участков на территории ЯНАО на сегодняшний день шесть, их ещё называют орнитологическими резервациями. В тундровой и лесотундровой зонах, Западной Сибири уже созданы охраняемые территории. Комплексный Ямальский заказник состоит из четырех участков. Большую площадь занимает Юрибейский участок, охватывающий почти весь бассейн р.Юрибей на Ямале. Особенно важно, что на его территории находится постоянное место гнездования краснозобых казарок(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР), белоклювой гагары(вид включен в Красную книгу РСФСР), белощёкой казарки (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР). Приморские тундры охраняются на архипелаге Шараповы Кошки и южнее, на Карском побережье Ямала. Здесь находятся места гнездования черных казарок, гаг-гребёнушек, многих уток, куликов, малых лебедей; летом на кормных мелководьях собирается множество самых разных птиц. Огромную площадь занимает северный участок, включающий весь север Ямала и остров Белый. На этой территории гнездится много водоплавающих птиц и куликов. Особенно большое значение этот арктический участок имеет для гаг, гусей и уток, линяющих здесь; на мелководных побережьях кормятся стаи пролетных и не гнездящихся куликов. Ещё один участок Ямальского заказника находится на р. Юрибей на Гыдане, где скапливаются на линьку гуси, гнездятся и линяют краснозобые казарки и утки. Специально для охраны мест гнездовий и мест линьки водоплавающих птиц создан Мессояхинский заказник на Гыданском полуострове. Он охватывает бассейн р. Мессояхи. Уникальный пойменный лес, на р. Хадытаяхе, с населяющими его таежными животными, объявлен памятником природы. В долине р. Обь охраняются места гнездовий серого гуся, и гуся пискульки (вид включен в Красную книгу РСФСР).В лесотундровой и южной тундре гнездится гусь гуменник, короткоклювый гуменник, и тундряной или малый лебедь(вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).В верховьях р.Таз, и на Обском побережье среднего Ямала встречаются редкие популяции малоизученного вида куликов кулик клоктун. От южных границ до подзоны типичых тундр гнездится утка обыкновенный турпан, вид, относящийся к третьей категории, редкая популяция, имеющая низкую численность. В таёжной зоне гнездится всего 20-30 пар скопы (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР).Беркут (вид включен в Красную книгу РСФСР и СССР) 20-30 пар гнездятся в северной тайге и лесотундре. Орлан белохвост(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП ) гнездятся несколько сотен птиц в пойме р.Обь и др. рек тайги и лесотундры. Кречет (включен в Красную книгу РСФСР, СССР) несколько сотен пар с уникальной концентрацией в долине р. Шучья. Сокол сапсан(включен в Красную книгу РСФСР, СССР) распространен на большей части территории округа, исключая острова и крайний юг. Гнездятся несколько сотен пар. В тайге и лесотундре гнездятся около 100 пар серого журавля. Стерх - уникальный белый журавль(включен в Красную книгу РСФСР, СССР, МСОП) В бассейне реки Куноват, низовья Оби сохранилось не более 30 пар. Тулес, чернозобик, кулик сорока малоизученные виды встречаются в верховьях р. Пякупур. Грязовик , кроншнеп, короткохвостый поморник встречаются в верховьях р. Пякупур. В Красную книгу ЯНАО также включён филин и серый сорокопут, оба вида гнездятся в таёжной зоне но изредка залетают в лесотундру.
Всего на территории ЯНАО на сегодняшний день открыто два государственных заповедника: “Верхнетазовский” и “Гыданский”, Кроме заповедников к особо охраняемым территориям относятся 13 заказников федерального и окружного значения.
Однако наивно полагать, что перечисленные территории будут выполнять свою благородную роль только потому, что они объявлены охраняемыми территориями. Природе ЯНАО нужна не бумажная, а реальная помощь.
“Богаты мы!.. Но считанные птицы...” Р.Рожденственский. Слова поэта оказались пророческими в отношении некоторых видов птиц ЯНАО, которых можно пересчитать по пальцам. Например, в таёжной зоне осталось 20-30 пар Скопы, В северной тайге и лесотундре осталось 20-30 пар Беркута, В пойме реки Обь и др. рек тайги и лесотундры гнездится несколько сотен пар Орлана-белохвоста. В долине реки Щучья осталось несколько сотен пар Кречета, Сапсана гнездится несколько сотен пар на большей территории округа. Серый журавль гнездится в тундре и лесотундре несколько сотен, В бассейне реки Куноват сохранилось не более 30 особей уникального белого журавля Стерха.
Сделать заповедником всю тундру и запретить любую деятельность человека на ней просто нереально. Освоение богатств Ямала продолжается со все возрастающими темпами и масштабами. Никак не удается осваивать богатства края и совсем не вредить природе. Но ведь живут же развитые страны в гармонии с собой и окружающим миром нельзя же просто смотреть, как разрушается уникальная природа Ямала. Как спасти природу Ямала?
Все зависит от нас: не уpoдовать почву вездеходами - это нам по силам, не заливать нефтью- и это нам тоже по силам, не засыпать мусором, оставлять в неприкосновенности те уголки, которые решено сохранить, и это мы тоже можем, самое главное не принимать скороспелых решений, экономия на малом, впоследствии может обернуться для нас гигантскими затратами средств и труда.
В наше время нужно всем, особенно руководящим работникам, иметь элементарную экологическую грамотность, знать общие принципы охраны природы, представлять себе, что такое тундра.
Элементарную экологическую грамотность можно получить на уроках биологии, и не просто получить, но и применить полученные знания в пpaктической деятельности. Не сетовать, а действовать. Не нарушать покой птиц во время гнездового периода, позаботиться о птицах, гнездящихся в дуплах, повесить скворечники, посадить деревья, которые наиболее предпочитаемы птицами, собрать семена растений для зимней подкормки птиц.
Пропагандировать среди населения новые способы охоты с фоторужьем. Вот далеко не все меры по охране птиц, которые реально может воплотить каждый ученик.
В приложении приводится одна из форм пропаганды охраны исчезающих птиц ЯНАО.
Приложение 1.
Приложение 2.
Комментарии:
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
18 03 2024 5:28:50
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
17 03 2024 9:35:22
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
16 03 2024 21:25:36
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...
15 03 2024 23:14:46
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
14 03 2024 1:35:20
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
13 03 2024 11:33:44
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
12 03 2024 19:57:26
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...
11 03 2024 5:34:17
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
10 03 2024 23:28:15
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
09 03 2024 19:53:58
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
08 03 2024 11:28:41
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
07 03 2024 5:49:33
Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...
06 03 2024 21:24:34
Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....
05 03 2024 9:53:10
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
04 03 2024 11:30:55
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
03 03 2024 20:32:23
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
02 03 2024 10:37:24
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
01 03 2024 17:44:52
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
29 02 2024 3:31:55
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения. ...
28 02 2024 9:17:45
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...
27 02 2024 20:37:38
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
26 02 2024 5:49:34
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
25 02 2024 17:54:23
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
24 02 2024 14:40:34
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
23 02 2024 8:28:46
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
22 02 2024 20:41:37
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
21 02 2024 8:58:21
В школе-интернате санаторного типа обучаются дети с нарушениями опopно-двигательного аппарата, тема актуальна. Интегрированный урок с ЛФК объясняет новую тему, ученики осознанно и с большим энтузиазмом выполняют комплекс упражнений. Актуализируют знания о скелете человека, обращая внимание на строение и форму позвоночника. Предусмотрена индивидуальная работа, в парах и группах, проектная деятельность....
20 02 2024 15:49:55
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
19 02 2024 0:20:49
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
18 02 2024 20:33:55
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...
17 02 2024 8:40:29
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
16 02 2024 23:27:11
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
15 02 2024 16:30:44
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
14 02 2024 7:38:10
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...
13 02 2024 20:33:25
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
12 02 2024 21:16:42
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
11 02 2024 7:46:41
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
10 02 2024 20:15:14
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
09 02 2024 1:34:17
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
08 02 2024 17:30:12
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
07 02 2024 2:58:12
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
06 02 2024 22:13:42
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
05 02 2024 20:29:13
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
04 02 2024 6:35:13
Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
03 02 2024 19:40:12
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
02 02 2024 4:45:11
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
01 02 2024 4:43:22
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...
31 01 2024 5:24:28
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...
30 01 2024 2:11:11
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
29 01 2024 11:32:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::