Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Цели:
Образовательная: сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и пpaктических задач; гигиеническое воспитание суворовцев.
Развивающая: развивать логическое мышление суворовцев, умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о биологических объектах, формировать пpaктические умения; развивать любознательность, познавательный интерес к биологии.
Методическая цель: использование приемов развития мышления при изучении нового материала.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
- организация и осуществление учебно-познавательной деятельности словесно-наглядным методом, частично-поисковым методом, эвристическая беседа;
- контроль и самоконтроль учебной деятельности: фронтальный, индивидуальный, взаимоконтроль;
- пpaктический ( выполнение лабораторной работы).
Оборудование и материальное обеспечение урока: компьютер, карточки - задания, мультимедийный проектор, экран, презентация слайдов к уроку, оборудование к лабораторной работе (раствор йода, стеклянная трубка, йодкрахмальная бумага, ватная палочка, чашка Петри), учебник под ред. Батуева.
Формы организации учебной деятельности: работа в группах в сочетании с индивидуальной деятельностью, лабораторная работа “Действие ферментов слюны на крахмал”
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка готовности взвода к уроку.
Фронтальная беседа по составленным суворовцами вопросам предыдущей темы.
III. Переход к изучению нового материала.
Постановка целей и задач урока. Познакомить с планом деятельности
учащихся на уроке.
План урока:
- Отделение слюны.
- Состав слюны.
- Регуляция слюноотделения.
- Химическое расщепление пищи ферментами слюны.
- Механизм глотания пищи.
IV. Изучение нового материала.
1. Рассказ преподавателя о трех парах слюнных желез (слайд №2 приложения 1) и определение расположения их учащимися (обратить при этом внимание на отделение слюны в ротовую полость).
2.
а) Лучше всего состав слюны определяется фистульной методикой, предложенной академиком И.П. Павловым. (Cообщение суворовца по материалам слайда № 3 приложения 1). Как итог – показ видеосюжета (приложение 2). При этом обратить внимание на путь нервных импульсов в рефлекторной дуге.
Итак, было установлено, что в состав слюны входят следующие компоненты: вода- 99,5%, фермент амилаза, убивающий микробы лизоцим (для специализированных классов можно указать более подробный состав).
Среда слабощелочная.
б) Знакомство с новым понятием – ферменты. (Сообщение суворовца с использованием приложения 3 и слайдов №№ 4,5 приложения 1)
3.
а) Актуализация знаний. Элементы рефлекторной дуги называются с использованием слайда № 6 приложения 1.
б) Работа по карточкам.
Задание: На рисунке 1 провести линию, соединяющую все элементы слюноотделительного рефлекса. Что обозначено цифрами?
При проверке суворовец на слайде №7 приложения 1 выполняет это задание при помощи инструмента программы PowerPoint - “фломастер”.
Остальные учащиеся делают самопроверку.
4.
а) Химическое расщепление углеводной пищи в ротовой полости. ( При рассказе используется слайд № 8 приложения 1)
б) Выполнение лабораторной работы “Действие ферментов слюны на крахмал” по инструктивной карточке рисунок 2
После записи названия работы, целей суворовцы списывают схему расщепления углеводов со слайда № 8 приложения 1 как теоретическую основу работу. После выполнения работы записывается вывод (см. инструктивную карточку).
5.
а) Механизм глотания пищи (см. слайд № 9 приложения 1).
Учащиеся объясняют, почему во время глотания невозможно подавиться, при условии, если есть молча.
б) Работа с текстом учебника стр. 102 ст. “Глотание”.
Задание: подписать элементы рефлекторной дуги глотательного рефлекса в карточке – задании. (рисунок 3)
Карточка – задание
Самопроверка при помощи слайда № 10 приложения 1.
V. Первичное закрепление.
Ответить на вопросы:
(вопросы можно оформить видеосюжетами, озвученными самими учащимися)
- В состав пиццы входит: тесто, майонез, томаты, колбаса. Какой из этих компонентов начнет расщепляться в ротовой полости?
- Почему таблетка глюкозы быстро растворяется во рту?
- Почему собаки и другие животные зализывают раны?
- Почему после длительного жевания черного хлеба он становится сладким?
- В пробирку с раствором слюны, крахмала и вытяжкой табака добавили нескольких капель йода. Раствор посинел. Это означает, что крахмал не разложился. Почему?
VI. Подведение итогов занятия, выставление оценок.
VII. Домашнее задание: §31.
Вопросы:
- Зачем в древнем Китае подозреваемым в совершении преступления людям давали съесть горсть сухого риса?
- Объяснить, как связаны в организме центр глотания с центром сердечной деятельности.
Комментарии:

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
13 10 2025 11:12:27
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
12 10 2025 0:37:13
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
11 10 2025 12:15:14
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
10 10 2025 2:45:32
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
09 10 2025 19:54:31
Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....
08 10 2025 20:50:11
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
07 10 2025 9:16:48
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
06 10 2025 6:13:59
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
05 10 2025 14:46:24
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
04 10 2025 4:46:18
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
03 10 2025 4:50:28
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
02 10 2025 22:32:24
Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....
01 10 2025 14:42:47
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
30 09 2025 1:22:43
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
29 09 2025 18:39:44

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
28 09 2025 13:10:58
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
27 09 2025 15:36:50
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
26 09 2025 23:17:42
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
25 09 2025 22:30:10
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
24 09 2025 4:53:46
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
23 09 2025 22:26:23
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
22 09 2025 21:22:48
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
21 09 2025 10:38:10
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
20 09 2025 13:27:32
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
19 09 2025 2:36:38
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
18 09 2025 14:18:22
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
17 09 2025 7:23:49
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
16 09 2025 13:39:39
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
15 09 2025 9:23:50
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
14 09 2025 13:58:34
Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....
13 09 2025 16:46:42
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
12 09 2025 2:58:32
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
11 09 2025 3:50:13
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
10 09 2025 2:22:25
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
09 09 2025 22:10:49
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
08 09 2025 2:27:58
На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
...
07 09 2025 4:10:46
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
06 09 2025 15:56:21
Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....
05 09 2025 2:19:31
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
04 09 2025 8:24:27
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
03 09 2025 21:21:48
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
02 09 2025 21:46:11
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
01 09 2025 2:53:28
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
31 08 2025 6:13:17
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
30 08 2025 7:36:12
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока.
...
29 08 2025 21:32:14
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
28 08 2025 15:32:45
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
27 08 2025 18:29:14
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира.
...
26 08 2025 23:51:59
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
25 08 2025 14:20:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::