Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"


    Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Вступительное слово

    Для организации деятельности учащихся при изучении курса “ Авиация и медицина XXI века ” используется безотметочная технология, это значит развить интерес к изучаемому предмету. Каждый урок проводится с использованием интеpaктивных методов обучения .

    В программе курса рассматриваются основные темы: здоровья летчика и экипажа, здоровье пассажиров авиатрaнcпорта. Изучение новых достижений медицины в авиаконструировании. Экология авиатрaнcпорта. Шумовая зависимость.

    В программе раскрыто основное содержание тем, указаны некоторые формы организации работы, методы и методические приемы обучения: пpaктические работы, экскурсии, семинары, конференции. В программе указано время, отведенное на изучение тем. В программе указанны основные требования к результатам обучения.

    Взаимодействии курса с другими предметами осуществляется путем реализации межпредметных связей, т.е. использование знаний из курса физики, химии, биологии, истории, географии, медицины.

Пояснительная записка.

    Программа авторского курса по выбору “ Авиация и медицина” предназначена для учащихся 7-9 классов. Разработана на основе программ по курсу “ Авиация и космос” и учебно-методических пособий по медицине в высшей школе. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цель курса:

    Создать научно-обоснованное представление о авиатрaнcпорте и здоровье человека. Сущность авиамоделированния, факторы риска и меры предупреждения профзаболеваний для экипажа и травматизм пассажиров.

При составлении программы ставились задачи:

  • раскрыть представление о здоровье человека, способы его сохранения. Указать факторы, разрушающие здоровье, на основе знаний о строении и жизнедеятельности организма;
  • отразить закономерности связи организма с внешней средой, возрастные и психические особенности организма;
  • ознакомить учащихся с методами оценки здоровья экипажа авиатрaнcпорта.

    Курс “ Авиация и медицина XXI века ” рассматривает человека как биологический объект, как элемент общества и элемент биосферы. Раскрывает физические, психические и нравственные стороны индивидуума, общества и Природы в целом. О возможностях и закономерностях его сохранения и восстановления в случае утраты. О взаимодействии человека с природой.

Основные требования к результатам учебной деятельности.

Учащиеся должны:

Овладеть умениями:

  • развивать память;
  • акцентировать внимание;
  • переключать внимание на другой вид деятельности;
  • творчески использовать свое воображение;
  • использовать навыки устной речи;
  • развить мышление и интеллектуальные способности;
  • конструктивно взаимодействовать с другими людьми;
  • правильно вести себя в ситуации угрозы для здоровья или жизни.

Хаpaктеризовать:

  • взаимосвязь воображения и творчества; психологические компоненты речи;
  • общие и социальные способности человека;
  • влияние высоты на организм экипажа и пассажира;
  • работу систем организма человека в условиях полета на авиатрaнcпорте;
  • типы темперамента человека.

Применять знания:

  • об основных особенностях человека как биологического вида;
  • о типах темперамента, хаpaктере человека для оценки индивидуальных особенностей личности;
  • Об общих и специальных способностях для определения уровня способностях человека:
  • в различных ситуациях вежливо и конструктивно строить свое общение с людьми;
  • о психологических особенностях человека;
  • учитывать особенности типов темперамента и психологических особенностях человека в различных ситуациях.

Содержание

  1. Введение. (1 час)
  2. Физиологические проблемы полетов. ( 6 часов)
  3. Вестибулярный аппарат в период длительных перелетов. (8 часов)
  4. Зрительный анализатор. (3 часа)
  5. Психологические особенности человека.(8 часов)
  6. Экология и авиатрaнcпорт.( 6 часов)
  7. Заключение.(2 часа)

Тематическое планирование

1. Введение . ( 1 час)

2.Физиологические проблемы полетов. ( 6 часов)

    2.1. Предыстория авиатрaнcпорта.

    2.2. Физиологические проблемы полетов - гипоксия, декомпрессия, тепловой и холодовой стресс.

    2.3. Устойчивость человека, изменения физиологического состояния человека на большой высоте и ускорений.

    2.4.Защита экипажа , спецснаряжения экипажа. Защита пассажиров от влияния условий полета. Пpaктико-творческая paбата.

3.Вестибулярный аппарат . ( 8 часов)

    3.1. Вестибулярный аппарат в условиях длительного полета и экипаж.

    3.2. Проблемы слуха и речи а авиакосмической медицине.

    3.3. Взаимодействие анализаторов в условиях полета на самолетах.

    3.4. Шум в авиации и методы борьбы с ним. Противошумовые мераприятия в авиации.

    3.5. Проблемы защиты человека от акустической энергии высокой интенсивности.

    3.6. Вестибулярные реакции при действии различных величин ускорений.

4. Зрительный анализатор. (3 часа)

    4.1. Зрение летчиков. Зрительная оценка расстояния полета. 4.2. Зрительная оценка расстояния полета.

5. Психологические особенности человека. (8 часов)

    5.1. Индивидуальные особенности восприятия действительности.

    5.2. Психологические компоненты речи. Эмоции и чувства. Физиологические основы внешнего выражения эмоций и чувств.

    5.3. Эмоциональное воздействие. Эмоция и мимика.

    5.4. Отношение к окружающим людям. Конструктивное взаимодействие.

    5.5. Интеллект летчика и экипажа. Умение находить взаимоотношение с пассажирами.

    5.6 Темперамент. Виды темперамента. Индивидуальные психологические особенности человека.

6. Экология и авиатрaнcпорт. ( 6 часов)

    6.1. Чистота окружающей среды. Загрязнение поверхностных вод. Загрязнение воздуха и борьба с ним.

    6.2 Экологические законы

    6.3. Авиатрaнcпорт и экология

    6.4. Факторы ослабляющие здоровья.

    6.4 Природа Земли и Будущее. SOS – спасем нашу Землю.

7. Заключение. ( 2 часа)

    7.1 Конференция по научно-исследовательским работам по теме элективного курса.

Поурочное планирование

№ и тема занятий Форма организации Кол-во часов
1. Введение.

1.1. Введение, содержание, цели и задачи.

 

Беседа.

 

 

1 час.

2. Физиологические проблемы полетов.

2.1.Предистория авиатрaнcпорта.

2.2. Физиологические проблемы полетов.

2.3.Физиологическое состояние человека на высоте и при ускорении.

2.4. Защита экипажа и пассажиров.

 

 

 

Семинар.

Лекция

Семинар

 

 

Пpaктическая работа

 

 

1 часа

1 часа

2 часа.

 

 

2 часа.

3.Вестибулярный аппарат

3.1. Вестибулярный аппарат в условиях длительного полета и экипаж

3.2.Проблемы слуха и речи в авиакосмической медицине.

3.3.Взаимодействие анализаторов в условиях полета на самолетах.

3.4.Шум в авиации и методы борьбы с ним

3.5. Проблемы защиты человека от акустических энергий

3.6. Вестибулярные реакции на ускорении

 

 

 

Лекция

 

 

Беседа

 

 

Беседа

 

 

Дискуссия с элементами лекции

Беседа

Лекция с элементами Беседы

 

 

 

 

1 часа

 

 

1 часа

 

1 часа

 

1 часа

2 час

1 час

 

1 час

4. Зрительный анализатор

4.1. Зрение летчиков

4.2.Зрительная оценка расстояние полета летчиком

 

 

Лекция

Пpaктическая работа

 

 

1 час

2 часа

5. Психологические особенности человека

5.1. Индивидуальные особенности человека

5.2. Психологические компоненты речи

5.3.Эмоцилнальные воздействия на человека

5.4. Отношения к людям

5.5.Интелект летчика и экипажа

5.6. Темперамент

 

 

 

Беседа

Лекция с элементами беседы

Пpaктическая работа

Беседа

Беседа

Беседа с элементами лекции

 

 

1 час

1 час

2 часа

1 час

1 час

2 часа

6. Экология и авиатрaнcпорт

6.1.Чистота окружающей среды

6.2. Экологические законы

6.3. Авиаиранспорт и экология

6.4 Факторы ослабляющие здоровье.

6.5 Природа Земли и будущее

 

 

 

Беседа

Лекция

Беседа

Лекция

 

Конференция

 

 

1часа.

1 часа

2 часа

1 часа

 

1 часа

7. Заключение

7.1. Заключительная конференция по итогам курса

 

Конференция

 

2 часа

     

Литература

1. Чернов И.Н. “ Средства жизнеобеспечения летчика в высотном полете” Авиационная медицина. 1086 г.

2. Стрельцов В.В. “ Влияние высоты и ускорений на организм летчика.”.М. Мидгиз. 1995г.

3.Крыло Ю.В. “ Проблемы защиты человека от акустической энергии высокой интенсивности.” 1986 г.

4. Хотунцов Ю.А. “ Человек, технологи, окружающая среда” М. Устойчивый мир. 2001 г.

5. Станкин М.Н. “ Общая психология: Функциональные явления человеческой психики.” М. 2003 г.v



Комментарии:

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

26 12 2025 19:11:14

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"


    Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

      Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

25 12 2025 9:30:25

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

24 12 2025 7:22:31

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

23 12 2025 15:58:25

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

22 12 2025 0:43:26

Движение воздуха. Ветер


    Движение воздуха. Ветер

      Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....

21 12 2025 8:21:42

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

20 12 2025 17:20:49

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

19 12 2025 20:12:51

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

18 12 2025 19:24:50

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

17 12 2025 13:25:59

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

16 12 2025 10:11:46

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

15 12 2025 16:17:55

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"


    Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

      Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

14 12 2025 6:45:24

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

13 12 2025 12:40:22

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

12 12 2025 23:19:44

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....

11 12 2025 19:57:50

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

10 12 2025 2:15:28

Грибы в биосфере и жизни человека


    Грибы в биосфере и жизни человека

      Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

09 12 2025 14:41:27

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"


    Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

      Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

08 12 2025 1:36:14

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

07 12 2025 0:55:11

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

06 12 2025 16:57:30

Викторина «Тайны тела человека»

Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....

05 12 2025 3:19:48

Урок-игра "Анализаторы"


    Урок-игра "Анализаторы"

      Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

04 12 2025 4:37:51

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

03 12 2025 14:56:11

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

02 12 2025 18:38:18

Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".


    Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".

      Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета. ...

01 12 2025 22:42:25

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

30 11 2025 9:15:34

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

29 11 2025 6:12:24

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

28 11 2025 0:28:57

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

27 11 2025 17:49:18

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

26 11 2025 8:36:32

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

25 11 2025 9:36:58

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс


    Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

      Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

24 11 2025 6:34:34

Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...

23 11 2025 2:26:13

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

22 11 2025 3:17:27

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения


    Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

      Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом. ...

21 11 2025 13:25:48

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

20 11 2025 15:54:44

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

19 11 2025 23:40:58

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

18 11 2025 5:11:59

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

17 11 2025 12:47:35

Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"


    Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"

      Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...

16 11 2025 2:48:32

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

15 11 2025 17:56:28

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

14 11 2025 17:25:53

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

13 11 2025 8:35:58

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

12 11 2025 18:33:19

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

11 11 2025 0:19:28

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

10 11 2025 16:40:37

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

09 11 2025 4:23:37

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса


    Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

      Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

08 11 2025 23:28:53

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее


    Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

      Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

07 11 2025 19:16:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::