Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"
Одной из главных задач в работе учителя биологии является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.
Каждый из видов контроля знаний (тестовые задания, биологический диктант, работа с терминами, кратковременные самостоятельные работы и др.) имеет свое место в процессе обучения и выполняет его определенные задачи.
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
На уроке в 8 классе по теме “Опopно-двигательная система человека. Строение мышц” я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, позволяющего диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока.
Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала на каждом из этапов урока.
Задачи урока:
а) образовательная: способствовать формированию представления о микро- и макроскопическом строении мышц; мышцах - синергистах и мыщцах - антогонистах;
б) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
в) воспитательная: продолжить формирование навыка самонаблюдения, здорового образа жизни, стимулировать развитие познавательного интереса.
Ход урока
№ п/п | Структура урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент, 2 мин |
- приветствие учащихся, - фиксация отсутствующих; - проверка готовности рабочего места |
Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие материала для работы на уроке. (см. приложение). |
2 | Целепологание и мотивация, 4 мин |
- раскрытие общей цели урока и плана его
проведения; - рефлексия: определение психологического состояния, уровня комфортности учащихся в начале урока (использование цветных бумажных полосок). |
Формируют цели и записывают их в
тетрадь. Выбирают и демонстрируют полоску того цвета, который соответствует его психологическому состоянию: красный - тревожно, зеленый - спокойно, синий - безразлично. |
3 | Актуализация знаний и умений, 14 мин | - Предлагает выполнить индивидуальные
задания по карточкам (приложение 1) и проверить
результаты работы (ответы на доске). Организует
дискуссию по результатам проверки. - Проводит фронтальный опрос (Приложение 2) - Предлагает выполнить тестовое задание по вариантам (Приложение3) - Выставляет оценки за тест по количеству набранных баллов 5.Подведение итогов этапа урока. |
Индивидуальная работа по карточкам с
использованием немой таблицы “Строение скелета
человека”
Отвечают на вопросы, пока выполняется индивидуальная работа. Пишут в тетради номера верных утверждений, осуществляют взаимопроверку, сверяют с эталоном, корректируют записи, оценивают работы |
4 | Изучение нового материала, 13 мин | -постановка проблемы: В чем проявляется
взаимосвязь строения и выполняемой функции мышц? Рассказ с элементами беседы о микро- макроскопическом строении мышц и подведения к выводу учащихся о взаимосвязи строения и выполняемой функции мышц. Рассказывает о мышцах антагонистах и мышцах синергистах.
- По ходу рассказа на доске вывешивает новые термины: фасция, мышечное волокно, брюшко, сухожилие, головка, хвост мышцы, мышцы-синергисты, мышцы-антогонисты. - Подведение итогов этапа урока. |
Отвечают на вопросы; самостоятельно делают вывод о взаимосвязи строения и выполняемой функции мышц Осуществляют движение в локтевом суставе с целью местонахождения мышц антагонистов и синергистов. Записывают в словарь.
|
5 | Закрепление и применение знаний, 7 мин | - Предлагает дать определения новым
терминам. - Предлагает установить соответствие между структурными компонентами мышцы и их функциями (тест на доске). - Проверяет и корректирует ответы (по необходимости) |
Дают определения
Выполняют тест (один у доски, остальные на местах), после выполнения на местаз сверяются с записями на доске и в соответствии с критериями оценки выполнения работы, на основании полученных баллов оценивают свои знания. |
6. | Подведение итогов, 3 мин | - Организует беседу по обсуждению
результатов работы учащихся. Высказывает
собственные суждения об успешных достижениях на
учебном занятии. Проводит рефлексию: определение психологического состояния, уровня комфортности учащихся в конце урока (использование цветных бумажных полосок). |
Определяют результаты своей работы,
ориентируясь на цели, записанные в тетради.
Определяют уровень комфортности на уроке. |
7 | Домашнее задание, 2 мин | Прочитать § 13, ответить на вопросы
1-3, уметь объяснять термины. Подготовить сообщения (1 мин.) из дополнительной литературы о правильном формировании осанки. |
Записывают задание, задают уточняющие вопросы. |
Приложение 1
Задание 1
1. Отметить, что обозначено на немой таблице “Строение скелета человека” под цифрами 1 – 7,
Задание 2
2. Отметить, что обозначено на немой таблице “Строение скелета человека” под цифрами 8 - 15.
Приложение 2
Примерные вопросы к фронтальному опросу.
- Что составляет опopно-двигательную систему человека;
- Какую функцию выполняет опopно-двигательная система;
- Перечислить и показать на модели скелета человека отделы скелета;
- Назвать и показать на модели скелета из чего состоит осевой скелет человека;
- Назвать и показать на модели скелета из чего состоит добавочный скелет человека;
- Назвать и показать на модели скелета типы соединения костей.
Приложение 3
I вариант
Уровень А 1. К мозговой части черепа относятся следующие кости: (0,5 балла)
а) лобная, теменные и затылочная;
б) теменные, скуловые и височные;
в) лобная, височные, теменные и затылочная;
г) верхнечелюстная, носовая и скуловые.
2. Гибкость позвоночника обеспечивается следующими особенностями строения: (1 балл)
а) подвижным соединением позвонков;
б) его длиной и изгибами;
в) полуподвижным соединением позвонков;
г) разными размерами позвонков.
3. Какое из предложенных определений сустава является, на ваш взгляд, наиболее полным и правильным? (1 балл)
а) Подвижное соединение костей;
б) сочлeнение костей позвоночных;
в) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей позвоночных;
г) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей многоклеточных животных.
4. Объясните, почему детские кости редко ломаются, но легко изменяют свою форму под влиянием неправильной осанки? (1,5 балла)
а) Высокая доля неорганических веществ;
б) низкая доля неорганических веществ;
в) низкая доля органических веществ;
г) не зависит от химического состава.
5. Какая особенность строения позвоночника НЕ связана с прямохождением? (1 балл)
а) S-образная форма;
б) хрящевые диски;
в) 5 отделов позвоночника;
г) большие размеры тел поясничных позвонков.
6. Назовите кость, которая не входит в состав грудной клетки. (1 балл)
а) Грудные позвонки;
б) ребра;
в) ключицы;
г) гpyдина.
Уровень В
7. Соотнесите названия разновидностей костного мозга и их особенности. (4 балла)
Название | Особенности | ||
А | Красный костный мозг | 1 | Расположен в губчатом веществе кости |
Б | Желтый костный мозг | 2 | Расположен в костномозговой полости |
3 | Кроветворная соединительная ткань | ||
4 | Жировая ткань | ||
5 | Кроветворная функция | ||
6 | Tрaнcпортная функция | ||
7 | Резервная функция |
Уровень С 8. Покажите взаимосвязь между строением и функциями скелета конечностей. (4 балла).
II вариант
Уровень А
1. У какой из названных костей черепа есть пара? (0,5 балла)
а) у теменной;
б) у лобной;
в) у затылочной;
г) у нижнечелюстной.
2. Какая кость не относится к скелету нижней конечности? (1 балл)
а) Бедренная;
б) большая берцовая;
в) малая берцовая;
г) лучевая.
3. Полость в средней части трубчатой кости взрослого человека заполнена клетками определенной ткани. Назовите эту ткань. (1 балл)
а) Кровь;
б) лимфа;
в) красный костный мозг;
г) желтый костный мозг.
4. Какие особенности определяют сходство между различными типами костей? (1,5 балла)
а) Форма и химический состав;
б) наличие губчатого вещества;
в) расположение в костях губчатого вещества;
г) строение компактного вещества.
5. Какой физиологический изгиб позвоночника появляется у ребенка, когда он начинает держать голову? (1 балл)
а) Шейный;
б) грудной;
в) поясничный;
г) крестцовый.
6. Укажите, какая функция НЕ хаpaктерна для костей. (1 балл)
а) Защита внутренних органов;
б) опора для внутренних органов;
в) восприятие раздражений;
г) участие в механической переработке пищи.
Уровень В
7. Соотнесите названия типов соединения костей с их особенностями. (4 балла)
Название | Особенности | ||
А | Неподвижные соединения | 1 | Соединение между крестцовыми позвонками |
Б | Полуподвижные соединения | 2 | Хрящевые межпозвоночные диски |
В | Подвижные соединения | 3 | Прерывистое соединение |
4 | Кости мозгового отдела черепа | ||
5 | Соединение между предплечьем и плечом | ||
6 | Движение | ||
7 | Защитная функция | ||
8 | Непрерывное соединение |
Уровень С8. Покажите взаимосвязь между строением и функциями скелета туловища (позвоночника и грудной клетки). (4 балла)
Приложение 4
Установите соответствие между структурными компонентами мышцы и их функциями.
Структурный компонент | Выполняемая функция | ||
А | Мышечное волокно | 1 | Защита мышц |
Б | Нервы | 2 | Питание мышц |
В | Кровеносные сосуды | 3 | Сокращение |
Г | Фасция | 4 | Кроветворная функция |
5 | Проведение нервного импульса |
Комментарии:
Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов.
...
31 08 2025 16:13:18
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
30 08 2025 20:27:30
Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....
29 08 2025 8:24:52
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
28 08 2025 2:42:37
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
27 08 2025 13:21:22
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
26 08 2025 3:50:42
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
25 08 2025 6:45:51
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
24 08 2025 16:20:52
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
23 08 2025 23:55:10
Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....
22 08 2025 12:37:56
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
21 08 2025 21:36:25
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
20 08 2025 13:12:40
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
19 08 2025 18:51:34
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
18 08 2025 10:55:20
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
17 08 2025 5:59:27
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
16 08 2025 0:55:49
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
15 08 2025 3:27:20
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
14 08 2025 11:32:51
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
13 08 2025 6:40:23
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
12 08 2025 14:26:39
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
11 08 2025 17:28:36
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
10 08 2025 10:51:44

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
09 08 2025 20:28:38
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
08 08 2025 11:41:59
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
07 08 2025 16:57:43
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
06 08 2025 17:26:40
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
05 08 2025 5:20:40
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
04 08 2025 18:13:36
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
03 08 2025 0:49:39
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
02 08 2025 10:17:44
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
01 08 2025 7:21:12
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу.
...
31 07 2025 10:14:40
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
30 07 2025 14:34:52
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
29 07 2025 11:16:50
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
28 07 2025 0:38:24
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
27 07 2025 17:12:16
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
26 07 2025 13:14:28
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
25 07 2025 23:58:30
Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....
24 07 2025 4:43:10
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
23 07 2025 15:12:54
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
22 07 2025 2:11:15
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
21 07 2025 11:31:46
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
20 07 2025 11:14:59
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
19 07 2025 1:57:17
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
18 07 2025 17:37:58
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
17 07 2025 14:52:14
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
16 07 2025 19:12:34
Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....
15 07 2025 16:13:40
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу.
...
14 07 2025 12:20:24
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
13 07 2025 15:49:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::