Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

Одной из главных задач в работе учителя биологии является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.
Каждый из видов контроля знаний (тестовые задания, биологический диктант, работа с терминами, кратковременные самостоятельные работы и др.) имеет свое место в процессе обучения и выполняет его определенные задачи.
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
На уроке в 8 классе по теме “Опopно-двигательная система человека. Строение мышц” я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, позволяющего диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока.
Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала на каждом из этапов урока.
Задачи урока:
а) образовательная: способствовать формированию представления о микро- и макроскопическом строении мышц; мышцах - синергистах и мыщцах - антогонистах;
б) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
в) воспитательная: продолжить формирование навыка самонаблюдения, здорового образа жизни, стимулировать развитие познавательного интереса.
Ход урока
№ п/п | Структура урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент, 2 мин |
- приветствие учащихся, - фиксация отсутствующих; - проверка готовности рабочего места |
Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие материала для работы на уроке. (см. приложение). |
2 | Целепологание и мотивация, 4 мин |
- раскрытие общей цели урока и плана его
проведения; - рефлексия: определение психологического состояния, уровня комфортности учащихся в начале урока (использование цветных бумажных полосок). |
Формируют цели и записывают их в
тетрадь. Выбирают и демонстрируют полоску того цвета, который соответствует его психологическому состоянию: красный - тревожно, зеленый - спокойно, синий - безразлично. |
3 | Актуализация знаний и умений, 14 мин | - Предлагает выполнить индивидуальные
задания по карточкам (приложение 1) и проверить
результаты работы (ответы на доске). Организует
дискуссию по результатам проверки. - Проводит фронтальный опрос (Приложение 2) - Предлагает выполнить тестовое задание по вариантам (Приложение3) - Выставляет оценки за тест по количеству набранных баллов 5.Подведение итогов этапа урока. |
Индивидуальная работа по карточкам с
использованием немой таблицы “Строение скелета
человека”
Отвечают на вопросы, пока выполняется индивидуальная работа. Пишут в тетради номера верных утверждений, осуществляют взаимопроверку, сверяют с эталоном, корректируют записи, оценивают работы |
4 | Изучение нового материала, 13 мин | -постановка проблемы: В чем проявляется
взаимосвязь строения и выполняемой функции мышц? Рассказ с элементами беседы о микро- макроскопическом строении мышц и подведения к выводу учащихся о взаимосвязи строения и выполняемой функции мышц. Рассказывает о мышцах антагонистах и мышцах синергистах.
- По ходу рассказа на доске вывешивает новые термины: фасция, мышечное волокно, брюшко, сухожилие, головка, хвост мышцы, мышцы-синергисты, мышцы-антогонисты. - Подведение итогов этапа урока. |
Отвечают на вопросы; самостоятельно делают вывод о взаимосвязи строения и выполняемой функции мышц Осуществляют движение в локтевом суставе с целью местонахождения мышц антагонистов и синергистов. Записывают в словарь.
|
5 | Закрепление и применение знаний, 7 мин | - Предлагает дать определения новым
терминам. - Предлагает установить соответствие между структурными компонентами мышцы и их функциями (тест на доске). - Проверяет и корректирует ответы (по необходимости) |
Дают определения
Выполняют тест (один у доски, остальные на местах), после выполнения на местаз сверяются с записями на доске и в соответствии с критериями оценки выполнения работы, на основании полученных баллов оценивают свои знания. |
6. | Подведение итогов, 3 мин | - Организует беседу по обсуждению
результатов работы учащихся. Высказывает
собственные суждения об успешных достижениях на
учебном занятии. Проводит рефлексию: определение психологического состояния, уровня комфортности учащихся в конце урока (использование цветных бумажных полосок). |
Определяют результаты своей работы,
ориентируясь на цели, записанные в тетради.
Определяют уровень комфортности на уроке. |
7 | Домашнее задание, 2 мин | Прочитать § 13, ответить на вопросы
1-3, уметь объяснять термины. Подготовить сообщения (1 мин.) из дополнительной литературы о правильном формировании осанки. |
Записывают задание, задают уточняющие вопросы. |
Приложение 1
Задание 1
1. Отметить, что обозначено на немой таблице “Строение скелета человека” под цифрами 1 – 7,
Задание 2
2. Отметить, что обозначено на немой таблице “Строение скелета человека” под цифрами 8 - 15.
Приложение 2
Примерные вопросы к фронтальному опросу.
- Что составляет опopно-двигательную систему человека;
- Какую функцию выполняет опopно-двигательная система;
- Перечислить и показать на модели скелета человека отделы скелета;
- Назвать и показать на модели скелета из чего состоит осевой скелет человека;
- Назвать и показать на модели скелета из чего состоит добавочный скелет человека;
- Назвать и показать на модели скелета типы соединения костей.
Приложение 3
I вариант
Уровень А 1. К мозговой части черепа относятся следующие кости: (0,5 балла)
а) лобная, теменные и затылочная;
б) теменные, скуловые и височные;
в) лобная, височные, теменные и затылочная;
г) верхнечелюстная, носовая и скуловые.
2. Гибкость позвоночника обеспечивается следующими особенностями строения: (1 балл)
а) подвижным соединением позвонков;
б) его длиной и изгибами;
в) полуподвижным соединением позвонков;
г) разными размерами позвонков.
3. Какое из предложенных определений сустава является, на ваш взгляд, наиболее полным и правильным? (1 балл)
а) Подвижное соединение костей;
б) сочлeнение костей позвоночных;
в) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей позвоночных;
г) структура, обеспечивающая подвижное соединение костей многоклеточных животных.
4. Объясните, почему детские кости редко ломаются, но легко изменяют свою форму под влиянием неправильной осанки? (1,5 балла)
а) Высокая доля неорганических веществ;
б) низкая доля неорганических веществ;
в) низкая доля органических веществ;
г) не зависит от химического состава.
5. Какая особенность строения позвоночника НЕ связана с прямохождением? (1 балл)
а) S-образная форма;
б) хрящевые диски;
в) 5 отделов позвоночника;
г) большие размеры тел поясничных позвонков.
6. Назовите кость, которая не входит в состав грудной клетки. (1 балл)
а) Грудные позвонки;
б) ребра;
в) ключицы;
г) гpyдина.
Уровень В
7. Соотнесите названия разновидностей костного мозга и их особенности. (4 балла)
Название | Особенности | ||
А | Красный костный мозг | 1 | Расположен в губчатом веществе кости |
Б | Желтый костный мозг | 2 | Расположен в костномозговой полости |
3 | Кроветворная соединительная ткань | ||
4 | Жировая ткань | ||
5 | Кроветворная функция | ||
6 | Tрaнcпортная функция | ||
7 | Резервная функция |
Уровень С 8. Покажите взаимосвязь между строением и функциями скелета конечностей. (4 балла).
II вариант
Уровень А
1. У какой из названных костей черепа есть пара? (0,5 балла)
а) у теменной;
б) у лобной;
в) у затылочной;
г) у нижнечелюстной.
2. Какая кость не относится к скелету нижней конечности? (1 балл)
а) Бедренная;
б) большая берцовая;
в) малая берцовая;
г) лучевая.
3. Полость в средней части трубчатой кости взрослого человека заполнена клетками определенной ткани. Назовите эту ткань. (1 балл)
а) Кровь;
б) лимфа;
в) красный костный мозг;
г) желтый костный мозг.
4. Какие особенности определяют сходство между различными типами костей? (1,5 балла)
а) Форма и химический состав;
б) наличие губчатого вещества;
в) расположение в костях губчатого вещества;
г) строение компактного вещества.
5. Какой физиологический изгиб позвоночника появляется у ребенка, когда он начинает держать голову? (1 балл)
а) Шейный;
б) грудной;
в) поясничный;
г) крестцовый.
6. Укажите, какая функция НЕ хаpaктерна для костей. (1 балл)
а) Защита внутренних органов;
б) опора для внутренних органов;
в) восприятие раздражений;
г) участие в механической переработке пищи.
Уровень В
7. Соотнесите названия типов соединения костей с их особенностями. (4 балла)
Название | Особенности | ||
А | Неподвижные соединения | 1 | Соединение между крестцовыми позвонками |
Б | Полуподвижные соединения | 2 | Хрящевые межпозвоночные диски |
В | Подвижные соединения | 3 | Прерывистое соединение |
4 | Кости мозгового отдела черепа | ||
5 | Соединение между предплечьем и плечом | ||
6 | Движение | ||
7 | Защитная функция | ||
8 | Непрерывное соединение |
Уровень С8. Покажите взаимосвязь между строением и функциями скелета туловища (позвоночника и грудной клетки). (4 балла)
Приложение 4
Установите соответствие между структурными компонентами мышцы и их функциями.
Структурный компонент | Выполняемая функция | ||
А | Мышечное волокно | 1 | Защита мышц |
Б | Нервы | 2 | Питание мышц |
В | Кровеносные сосуды | 3 | Сокращение |
Г | Фасция | 4 | Кроветворная функция |
5 | Проведение нервного импульса |
Комментарии:
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
22 03 2023 10:22:30
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
21 03 2023 22:37:19
Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....
20 03 2023 17:40:18
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу.
...
19 03 2023 1:29:18
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
18 03 2023 20:29:10
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов.
...
17 03 2023 17:47:26
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
16 03 2023 1:59:53
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
15 03 2023 0:10:50
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке.
...
14 03 2023 14:53:25
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
13 03 2023 20:58:47
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
...
12 03 2023 0:43:55
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
11 03 2023 12:20:26
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
10 03 2023 11:39:47
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
09 03 2023 5:14:32
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
08 03 2023 2:34:45
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
07 03 2023 7:23:46
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
06 03 2023 9:14:30
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
05 03 2023 2:53:58
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
04 03 2023 15:28:33
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
03 03 2023 10:10:19
Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....
02 03 2023 0:56:34
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
01 03 2023 10:47:44
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
28 02 2023 1:44:55
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
27 02 2023 0:19:57
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
26 02 2023 8:34:19
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
25 02 2023 8:18:12
В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....
24 02 2023 14:22:51
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
23 02 2023 8:49:38
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
22 02 2023 8:58:55
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
21 02 2023 7:43:39
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
20 02 2023 1:32:56
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
19 02 2023 3:14:23
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
18 02 2023 10:25:44
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
17 02 2023 10:28:56
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
16 02 2023 16:46:24
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
15 02 2023 6:19:44
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
14 02 2023 23:52:42
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
13 02 2023 22:43:24
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
12 02 2023 23:36:56
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости.
...
11 02 2023 13:27:39
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
10 02 2023 19:52:43
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
09 02 2023 22:34:13
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
08 02 2023 14:10:53
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
07 02 2023 10:54:43
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
06 02 2023 13:51:24
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина.
...
05 02 2023 11:55:38
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
04 02 2023 9:28:30
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
03 02 2023 14:11:26
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
02 02 2023 10:50:25
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
01 02 2023 13:57:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::