Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

Цель урока: Показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны

Оборудование: проектор и экран; рисунки пресмыкающихся на ватмане; презентация урока. Костный препарат: скелет змеи, скелет черепахи, видеофильм.

Методы: Рассказ, работа с проектором, работа с учебным видеофильмом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний:

Учитель на отдельных листах предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу земноводных и пресмыкающихся.

III. Объяснение нового материала:

Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными лучше приспособлены к жизни на суше. Это первые наземные позвоночные, размножаются на суше яйцами, дышат легкими. В настоящее время на Земле насчитывают более 6000 видов рептилий. (Приложение 1; рис. 1)

1. Отряд чешуйчатые. Змеи. (Приложение 1; рис. 2)

Около 100 млн лет назад от каких-то ящериц произошли змеи. Одновременно в некоторых группах ящериц эволюция шла по пути утраты конечностей и удлинения тела. Облик животного всегда связан с образом жизни: во-первых, к ползанью без помощи конечностей, во-вторых, к заглатыванию целиком добычи. Тело змеи длинное и сильно растяжимое. Внутренние органы, поэтому располагаются также весьма своеобразно. У большинства змей есть только правое легкое. А правая почка сдвинута ближе к голове, левая – ближе к хвосту

Ядовитый аппарат змей. (Приложение 1; рис. 3)

Зубы у всех змей служат только для удержания добычи: ведь змеи заглатывают ее целиком. Поэтому все зубы у них тонкие, острые и загнуты назад. У многих видов в преобразованных слюнных железах скапливается яд, который вводится в тело жертвы при укусе. Для этого передние зубы становятся похожи на иглы шприца – с внутренним каналом по которому стекает яд. Эти зубы направлены назад, способны поворачиваться и при закрытии пасти, складываются параллельно нижней челюсти. Когда змея наносит удар, пасть стремительно открывается, ядовитые зубы поворачиваются на 90 градусов и занимают боевое положение. После укуса они опять складываются. Благодаря такому устройству гадюковые змеи могут иметь невероятно длинные зубы – до 4 см – могут пробить плотную шкуру крупного зверя и плотную подошву обуви человека. У других ядовитых змей, например у кобр, зубы короткие, но очень прочные, поэтому прокол неглубокий, и иногда змее приходится нанести несколько ударов сразу. Среди 3000 видов змей опасными для человека считаются 450 видов. Ядовитые змеи в странах Южной Азии, Южной Америки, Африки и Австралии причиняют некоторый вред, и укусы их могут быть cмepтельными, если вовремя не оказать пострадавшему медицинскую помощь. И все же, какая необходимость защищать ядовитых змей, если они и так ядовиты? Есть такая необходимость, и именно в силу того, что они обладают ядовитостью. Во-первых, потому что несведующие люди, питающие к змеям неприязнь, считают своим долгом убивать всех ползучих и бьют в том числе весьма полезных неядовитых змей, уничтожающих насекомых и их личинок, мышевидных грызунов и других вредителей лесного и сельского хозяйства. Во-вторых, биологи и медики давно установили, что яд змей очень целебен. И сейчас в медицинской пpaктике широко применяют различные целебные препараты, изготовленные из яда змей. Их применяют при лечении спазмов сосудов сердца, бронхиальной астмы, некоторых опухолей, и д.р. С каждым годом потребность в змеином яде возрастает, и наша фармацевтическая промышленность испытывает в нем большую нужду, а источником его получения являются живые змеи. (Приложение 1; рис. 4) Помните, змеи первыми не нападают. А при встрече со змеей уступите ей путь – это не унизит ваше достоинство, а преследовать вас она не будет.

Душители

Не только с помощью яда змеи могут обездвижить свою добычу, чтобы спокойно ее проглотить. Еще один замечательный способ для них – удушение. Их длинное , сильное и гибкое тело как будто для этого предназначено. Причем в задачу душителя входит не умерщвление, а именно обездвиживание жертвы. И уж тем более змея не стремится переломать кости жертве своими объятиями, т.к. острые кости могут поранить саму змею при заглатывание добычи. Душат добычу не только ядовитые змеи. Многие прекрасно сочетают cмepтельные объятия со cмepтельным укусом. Так поступает, например, стрела-змея. К душителям относят полозы, удавы, питоны, удавчики. (Приложение 1; рис. 5)

Заглатывание добычи

Одно из удивительных качеств змей-охотников – их способность заглатывать очень крупных в сравнении с их размерами животных. Голова у змеи маленькая и изящная, рот на ней почти незаметен. Но когда начинается заглатывание пищи – происходит следующее: пасть очень сильно расширяется. Это становится возможным вследствие того, что нижняя и верхняя челюсти соединены между собой эластичными связками, они просто раздвигаются в стороны, превращая нижнюю часть в виде большого черпака. (Приложение1; рис. 6). Трапеза начинается с головы (это вполне разумно, если учесть, что большинство животных устроено так, что передвигается вперед головой). Схватив челюстями морду жертвы змея не глотает, а наползает на нее.) Скелет змеи не имеет гpyдины, и с брюшной стороны тело укреплено сильными, хорошо растяжимыми мышцами. Поэтому змея может проглотить пищу в 3-4 раза по диаметру больше, чем она сама. (Приложение 1; рис. 7).

Передвижение

Волнообразные изгибания тела – самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея – удивительно красивое и завораживающее зрелище. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры то толчка, то переноса вперед. И так постоянно: опора-толчок-перенос, опора-толчок-перенос. Чем больше тело, тембольше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей удлинялось ( количество позвонков у змей достигает 435 шт – у человека 32-33). Скорость движения однако не превышает 8 км/ч. Существует еще прямолинейный, или гусеничный способ, и прерывистый ход по песку. (Приложение 1; рис. 8)

Обыкновенная гадюка

Небольшая змея, общая длина не превышает 75 см. Самки несколько крупнее самцов. Голова у гадюки четко отграничена от шеи, кончик морды закруглен. Окраска тела серого цвета. Яркое отличие гадюки от других змей – это зигзагообразный рисунок вдоль всего тела. Иксообразный рисунок на голове. Распространена очень широко: обитает в Северной и Средней Европе и Северной Азии, от Англии и до Сахалина. Населяет лесную и лесостепную зоны, предпочитая смешанные леса с полянами и хорошим травостоем, вырубки, зарастающие гари, болота. Гадюки, как правило, оседлы и живут всю жизнь на одном и том же месте, перемещаясь в радиусе 60-100 м. Зимуют гадюки ниже промерзающего слоя почвы, на глубине от 40 до 2 м. Питаются гадюки в зависимости от мест обитания мышевидными грызунами и лягушками, однако во время массового вывода птенцов у мелких птиц (пеночек, коньков, овсянок), гнездящихся на земле, птенцы оказываются излюбленной пищей змей. Молодые гадюки питаются мелкими беспозвоночными (насекомыми). Размножаться гадюки начинают с пятилетнего возраста. Период развития яиц длится 3 месяца, и молодые рождаются со второй половины июля. Через несколько дней они линяют. До первой линьки держатся около гнезда, но сразу после расползаются в разные стороны. Линька происходит 1-2 раза в месяц. Скорость ее определяется состоянием организма, у здоровых особей она проходит за 1,5-2 часа. Несмотря на свою ядовитость, гадюка относительно миролюбива – на человека не нападает сама, только защищаясь. Укус болезненен, но больные выздоравливают на 2-4-й день. Нельзя ни прижигать, ни резать, ни перетягивать раны. Ни отсасывать из раны яд. Необходимо доставить укушенного в больницу, чтобы ввести противоядие. (Приложение 1; рис. 9).

Сетчатый питон

Огромный сетчатый питон, гигантская змея тропических стран Юго-Восточной Азии, которая по величине является самой большой змеей – до 12 метров. В гнезде у питона до 100 яиц. К питону, лежащему в гнезде невозможно подойти – он просто сделает молниеносный бросок и может нанести сильное ранение сотней кривых, длинных и очень острых зубов. Кроме того, схватив зубами жертву, змея набросит петли на нее и может задушить. Яйцо сетчатого питона величиной с гусиное, продолговатое, покрытое упругой эластичной как мяч оболочкой. Первые дни питончики живут за счет оставшегося у них желточного мешка.

Питаются питоны птицами и млекопитающими, а также лягушками, рыбами, ящерицами и змеями. Однако они обладают огромной мускульной силой и способны задушить кольцами своего тела таких животных, как мелкие и средние олени, крупные собаки, свиньи, обезьяны, крокодилы. А как при этом они дышат? Природой все предусмотрено. По мере заглатывания добычи дыхательное горло змеи – трахея, кольчатая упругая трубка, способна выдвигаться наружу, за пределы пасти. В природе гиганские змеи вреда не приносят, не опасны они и для людей. В странах Южной Америки местные жители приручают питонов и удавов и держат их в домах и хозяйственных постройках, где они ловят грызунов. (Приложение 1; рис. 10).

2. Отряд ящерицы

Ящериц можно встретить на всех материках кроме Антарктиды. (Приложение 1; рис. 11) Наибольшее разнообразие в тропических и субтропических зонах Земли. В странах с умеренным климатом их меньше, а до Северного полярного круга доходит только один вид – живородящая ящерица. Внешний вид ящериц очень разнообразен. Одни лишены ног, у других есть ядовитые зубы, третьи имеют сросшееся третье веко. Внешний вид тесно связан с образом жизни. (Приложение 1; рис. 12) Первое, что приходит на ум при упоминании хвоста у пресмыкающихся, это уникальная способность ящериц сбрасывать хвост при опасности для сохранения своей жизни. В хвостовых позвонках, способных к аутотомии, есть неокостеневшие прослойки, в этих местах и отделяется отбрасываемая часть хвоста. Само обламывание происходит благодаря резкому сокращению хвостовых мускулов. При этом мускулы не только разрывают хвост, но и сразу перетягивают кровеносные сосуды, не допуская потери крови. Вскоре у ящерицы отрастает новый хвост, то есть происходит регенерация. Казалось бы, счастливый конец. Но не все так просто. Во-первых, позвонки с необходимыми для аутотомии прослойками, не отрастают, и он уже не может быть использован для ухода от новой опасности. Во-вторых, отращивание нового хвоста требует от ящерицы много жизненных сил, нередко ослабляет ее и снижает ее шансы выжить. В общем, утрата хвоста для ящерицы – это настоящая драма. А ценность хвоста заключается в том, что он является кладовой питательных веществ – здесь запасается до50% жира.

Безногие ящерицы

Безногая ящерица веретеница, или медяница, по общему виду похожа на змею, так как совсем не имеет конечностей и может двигаться только извивая свое длинное тело. Кожа ее покрыта гладкими чешуями серовато-медного цвета; по форме головы в ней можно узнать ящерицу. Веретеница очень полезна: из-за неловких движений, она не может ловить быстрых насекомых, поэтому она как жаба приносит много пользы, уничтожая гoлых слизней и гусениц. (Приложение 1; рис. 13)

Вараны

Настоящими хищниками среди ящериц являются лишь вараны. У них мощные челюсти с огромными клыками и острыми резцами. Есть острые когти и мощный хвост, которым они как и крокодилы сбивают свою жертву. У них довольно крупные глаза с раздельными веками, выраженное слуховое отверстие и длинный, раздвоенный на конце язык. Самые крупные экземпляры – это вараны с острова Комодо. Высота животного достигает в холке 3м10см, а весят отдельные экземпляры до 345 кг. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Кожа буроватая с серовато-желтыми пятнами, голова почти черная. На острове обитают дикие олени и дикие свиньи. Вот за ними и охотится варан. Но как! Гигантский варан бегать не может. Но он может часами выслеживать добычу, стоя на приподнятых лапах неподвижно. Но когда расстояние от варана до будущей жертвы сокращается до стартового минимума , он производит стремительный бросок, схватывает ее зубами или предварительно наносит ей удар хвостом. Взрослый варан съедает в сутки 6-8 кг мяса. Взрослая самка может отложить до трех десятков яиц. Яйцо массой до 200 граммов. Гнездом служит нора или специально вырытая ямка. Развитие продолжается 240-250 суток под действием тепла окружающей среды. Самка никакого участия в выведении потомства не принимает. Гигантские вараны – это уникальные памятники истории. (Приложение 1; рис. 14)

3.Отряд черепахи

Черепахи – единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления как панцирь. Панцирь – это не просто видоизмененный кожный покров, но очень сложное приспособление, которое включает кожные роговые щитки, развивающиеся в коже мощные костные пластины и срастающиеся с ними элементы скелета – ребра, отростки позвонков, ключицы. Панцирь срастается со скелетом, поэтому черепаха не может вылезти из своего домика. Особую прочность панцирю придает то, что швы между роговыми щитками и костными пластинками не совпадают. Сооружение по всем правилам бронетехники. Панцирь состоит из двух половин. Спинная часть называется карапакс, брюшная – пластрон. По бокам пластрон и карапакс либо срастаются, либо полуподвижно соединены. А спереди и сзади между ними есть прострaнcтво для головы, конечностей и хвоста. Щитки панциря постоянно растут, образуя концентрические кольца, по которым можно рассчитать возраст животного, как по годичным кольцам. (Приложение 1; рис. 15) По способу питания черепахи делятся на растительноядных и хищников. У черепах нет зубов вообще. Зубы черепахам заменяют острые края роговых челюстей. Черепахи могут даже разгрызать ими рыб, а могут и защищаться от врагов, и даже нанести серьезную травму человеку.

Гиганты моря

В мировом океане обитают самые огромные из живущих ныне черепах. Их всего 7 видов. 6 из них имеют костно-роговые панцири, а 7-й вид – совершенно необыкновенная черепаха – ее называют кожистой. Рогового слоя у этой черепахи нет, сверху костные пластины покрыты кожной складкой. Она самая большая черепаха – в 1988 году был выловлен экземпляр размерами 2,91 м и весом 961 кг.C 1558 по 1958 год было поймано всего 40 экземпляров. Главная причина этого – жизнь особняком. Кожистые черепахи – одиночки, поэтому поймать их очень трудно. Одиночки ведут скрытый образ жизни. Взрослые черепахи обладают огромной физической силой, и справиться с ними нелегко. В морской стихии, несмотря на свои огромные размеры и большую массу, эти животные очень стремительны, и при необходимости легко маневрируют. У них передние конечности превращены в огромные мощные ласты. Они безобидны, питаются водорослями и беспозвоночными. А также медузы, paки, кpaбы, морские черви и моллюски составляют пищу этих морских гигантов. В течение года самки кожистых черепах откладывают яйца 3-4 раза. Они роют очень глубокие гнезда – целые колодцы, глубина которых достигает 100-120 см. А затем, опустив в него заднюю часть тела, самка откладывает до 100 яиц размером 6 см. Окончив кладку, самка зарывает гнездо песком и утрамбовывает. Лет 500 назад стада зеленых черепах были столь многочисленны, что морские суда не могли пробиться сквозь их толщу, и вынуждены были ожидать, пока черепахи уплывут. Тогда же мореплаватели познали вкус мяса зеленой черепахи. И началось ее массовое истрeбление. Ее называли “живыми консервами”. Моряки просто набивали ею трюмы. Её можно было долго не кормить, а мяса она давала 200-300 кг – можно было накормить всю комaнду. И еще об одной трагедии. Есть такой ценный материал –“черепаховый рог”. Это роговой слой, покрывающий костный скелет. Он состоит из красивых по цвету, рисунку и форме пластинок-щитков. Изделия из роговых щитков еще в древние времена относились к категории “царственных” и стоили очень дорого. Мастера изготавливали гребни, пуговицы, брошки, пряжки, шкатулки, туалетные коробочки ит.д. Теперь эта черепаха находится на грани исчезновения. Самые необычные, экзотические черепахи живут в водах морей и океанов, но все-таки черепахи, знакомые нам с детства, – это сухопутные черепахи. Они широко распространены (нет их только в Австралии). Наземные черепахи – медлительные, забавные и безобидные существа. Все они растительноядные. Большинство – типичные обитатели пустынь, умеющие необыкновенно долго обходиться без пищи и воды. Наземные черепахи знамениты своим долголетием – при удачном стечении обстоятельств более 100 лет. (Приложение 1; рис. 17. Две из них нужно выделить особо. Это слоновая – обитает на Галапагосских островах и исполинская – на острове Альдабра.

В просторах Тихого океана, западнее Эквадора, находится группа островов вулканического происхождения. Этот архипелаг открыли мореплаватели Испании, назвав его Галапагар. Позднее их начали называть Галапагосскими. Галапагосы – царство черепах и притом черепах гигантских размеров, высотой до 65см. Длина панциря достигала 1 м, а масса взрослого животного в возрасте 40-50 лет 100 кг. Но 50 лет – это не возраст черепахи. Здесь долгожителями считаются 150-ти летние особи, которые весят 250-300 кг. Вот отсюда и название черепах – слоновые. В 17 веке эти острова стали служить убежищем пиратам. И началось массовое истрeбление черепах. В период с 1811 по 1844 гг. (всего лишь за 33 года) было вывезено 15 000 слоновых черепах. И все же они уцелели. Питаются гиганты-черепахи самой разнообразной растительной пищей, поедая за сутки до 10 кг овощей, фруктов, ягод, хлеба, травы, листьев деревьев, охотно пьют воду. Слоновые черепахи – животные сильные. Они могут выдержать на панцире человека массой свыше 70 кг. Зубов у них нет, пищу она откусывает роговыми основаниями челюстей. (Приложение 1; рис. 16).

4. Отряд крокодилы

Крокодилы распространены в жарком поясе Африки, Азии, Америки, Австралии. Систематически они составляют отдельный отряд в классе пресмыкающихся, объединяющий 21 вид ныне известных живущих на Земле аллигаторов, кайманов, гавиалов и настоящих крокодилов. В наше время это древнейшие животные планеты. (Приложение 1; рис. 18)

Жизнь крокодилов связана с водоемами. На сушу они выходят обыкновенно только чтобы погреться и поспать на солнцепеке, чтобы отложить яйца или чтобы переселиться из пересыхающего водоема в другой, более многоводный. На суше крокодил менее проворен, чем в воде. Его длинный мускулистый хвост сдавлен с боков и служит рулевым веслом, а пальцы на задних конечностях связаны плавательной перепонкой. Погрузившись в воду, крокодил выставляет из воды только верхнюю часть головы, где расположены глаза и ноздри. Огромная хищная пасть у крокодилов снабжена острыми зубами. Зубы напоминают острые клыки млекопитающих и размером 5 см. При этом крупные и мелкие зубы сочетаются таким образом– напротив крупных зубов верхней челюсти располагаются мелкие зубы нижней. Это позволяет крокодилу плотно закрывать пасть. Главную добычу крокодила составляют рыбы и лягушки. Но нападают они и на крупных животных, пришедших на водопой. Между зубами у крокодила находятся баррорецепторы, поэтому они могут контролировать силу сжатия челюстей, что не могут делать другие рептилии.

Самые маленькие крокодилы – это китайские аллигаторы и гладколобые кайманы, их тело не более 1,5 м длиной. Самые большие – гребнистый, нильский и гавиал. Это махины с телом длиной 6-7 м. Свою добычу они подкарауливают спрятавшись в прибрежных зарослях или затаившись на мелководье у берегов рек и озер, куда дикие животные приходят на водопой. Набрасывается крокодил внезапно. Жертву он обычно схватывает зубами и моментально топит. Умертвив добычу, крокодил разрывает ее на части рывками головы и проглатывает большими кусками. (Приложение 1; рис. 19) Крокодилы – очень заботливые мамаши. В период размножения они роют ямки и откладывают туда до 80 яиц. Каждое величиной с гусиное. Цикл развития в яйце – 2-3 месяца. Весь период самка охраняет гнездо. И в этот период она очень опасна. Крокодил имеет 4-х камерное сердце. Но легочная артерия и аорта у него срастаются, и здесь происходит смешивание артериальной и венозной крови.

Крокодилы долгожители. Они стареют к 70-80 годам, но известны факты их жизни свыше 100 лет.

IV. Домашнее задание

§ 52, доделать таблицу. § 49-52, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.

Презентация



Комментарии:

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

17 07 2025 14:33:17

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

      В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....

16 07 2025 21:35:48

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

15 07 2025 23:14:26

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

14 07 2025 8:35:18

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

13 07 2025 1:22:16

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

12 07 2025 2:27:51

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

11 07 2025 4:49:41

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

      На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....

10 07 2025 6:10:58

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

09 07 2025 11:19:57

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

08 07 2025 20:22:39

Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"


    Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"

      Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....

07 07 2025 21:10:41

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

06 07 2025 23:33:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

05 07 2025 6:18:54

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

04 07 2025 0:15:47

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

03 07 2025 22:52:19

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

02 07 2025 12:59:18

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

01 07 2025 0:21:53

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

30 06 2025 11:27:16

Генеалогический метод изучения наследственности


    Генеалогический метод изучения наследственности

      Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

29 06 2025 18:12:47

Обобщающий урок по теме "Водоросли"


    Обобщающий урок по теме "Водоросли"

      Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....

28 06 2025 7:45:52

Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма


    Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма

      Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...

27 06 2025 10:52:38

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

26 06 2025 8:23:20

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

25 06 2025 7:28:10

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

24 06 2025 10:29:12

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"


    Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

      Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

23 06 2025 0:29:45

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

22 06 2025 23:55:25

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

21 06 2025 15:28:13

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

20 06 2025 19:37:48

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

19 06 2025 19:54:12

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

18 06 2025 2:43:16

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

17 06 2025 8:17:50

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

16 06 2025 9:27:54

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

15 06 2025 18:51:40

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

14 06 2025 20:46:30

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы


    Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

      Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

13 06 2025 14:54:13

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

12 06 2025 15:41:47

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"


    Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

      На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

11 06 2025 15:36:28

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

10 06 2025 8:36:49

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс


    "Путешествие в страну сказок". 6-й класс

      Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

09 06 2025 0:51:47

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

08 06 2025 16:45:47

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

07 06 2025 22:10:36

Землятрясение. 5-й класс


    Землятрясение. 5-й класс

      Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

06 06 2025 14:43:39

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

      Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

05 06 2025 10:35:48

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...

04 06 2025 11:46:25

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

03 06 2025 9:46:55

Урок биологии по теме "Кровеносная система"


    Урок биологии по теме "Кровеносная система"

      Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

02 06 2025 6:36:35

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

01 06 2025 3:35:28

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"


    Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

      Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

31 05 2025 18:58:22

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

30 05 2025 7:19:13

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

29 05 2025 11:35:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::