Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"
Цель урока: Показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны
Оборудование: проектор и экран; рисунки пресмыкающихся на ватмане; презентация урока. Костный препарат: скелет змеи, скелет черепахи, видеофильм.
Методы: Рассказ, работа с проектором, работа с учебным видеофильмом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний:
Учитель на отдельных листах предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу земноводных и пресмыкающихся.
III. Объяснение нового материала:
Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными лучше приспособлены к жизни на суше. Это первые наземные позвоночные, размножаются на суше яйцами, дышат легкими. В настоящее время на Земле насчитывают более 6000 видов рептилий. (Приложение 1; рис. 1)
1. Отряд чешуйчатые. Змеи. (Приложение 1; рис. 2)
Около 100 млн лет назад от каких-то ящериц произошли змеи. Одновременно в некоторых группах ящериц эволюция шла по пути утраты конечностей и удлинения тела. Облик животного всегда связан с образом жизни: во-первых, к ползанью без помощи конечностей, во-вторых, к заглатыванию целиком добычи. Тело змеи длинное и сильно растяжимое. Внутренние органы, поэтому располагаются также весьма своеобразно. У большинства змей есть только правое легкое. А правая почка сдвинута ближе к голове, левая – ближе к хвосту
Ядовитый аппарат змей. (Приложение 1; рис. 3)
Зубы у всех змей служат только для удержания добычи: ведь змеи заглатывают ее целиком. Поэтому все зубы у них тонкие, острые и загнуты назад. У многих видов в преобразованных слюнных железах скапливается яд, который вводится в тело жертвы при укусе. Для этого передние зубы становятся похожи на иглы шприца – с внутренним каналом по которому стекает яд. Эти зубы направлены назад, способны поворачиваться и при закрытии пасти, складываются параллельно нижней челюсти. Когда змея наносит удар, пасть стремительно открывается, ядовитые зубы поворачиваются на 90 градусов и занимают боевое положение. После укуса они опять складываются. Благодаря такому устройству гадюковые змеи могут иметь невероятно длинные зубы – до 4 см – могут пробить плотную шкуру крупного зверя и плотную подошву обуви человека. У других ядовитых змей, например у кобр, зубы короткие, но очень прочные, поэтому прокол неглубокий, и иногда змее приходится нанести несколько ударов сразу. Среди 3000 видов змей опасными для человека считаются 450 видов. Ядовитые змеи в странах Южной Азии, Южной Америки, Африки и Австралии причиняют некоторый вред, и укусы их могут быть cмepтельными, если вовремя не оказать пострадавшему медицинскую помощь. И все же, какая необходимость защищать ядовитых змей, если они и так ядовиты? Есть такая необходимость, и именно в силу того, что они обладают ядовитостью. Во-первых, потому что несведующие люди, питающие к змеям неприязнь, считают своим долгом убивать всех ползучих и бьют в том числе весьма полезных неядовитых змей, уничтожающих насекомых и их личинок, мышевидных грызунов и других вредителей лесного и сельского хозяйства. Во-вторых, биологи и медики давно установили, что яд змей очень целебен. И сейчас в медицинской пpaктике широко применяют различные целебные препараты, изготовленные из яда змей. Их применяют при лечении спазмов сосудов сердца, бронхиальной астмы, некоторых опухолей, и д.р. С каждым годом потребность в змеином яде возрастает, и наша фармацевтическая промышленность испытывает в нем большую нужду, а источником его получения являются живые змеи. (Приложение 1; рис. 4) Помните, змеи первыми не нападают. А при встрече со змеей уступите ей путь – это не унизит ваше достоинство, а преследовать вас она не будет.
Душители
Не только с помощью яда змеи могут обездвижить свою добычу, чтобы спокойно ее проглотить. Еще один замечательный способ для них – удушение. Их длинное , сильное и гибкое тело как будто для этого предназначено. Причем в задачу душителя входит не умерщвление, а именно обездвиживание жертвы. И уж тем более змея не стремится переломать кости жертве своими объятиями, т.к. острые кости могут поранить саму змею при заглатывание добычи. Душат добычу не только ядовитые змеи. Многие прекрасно сочетают cмepтельные объятия со cмepтельным укусом. Так поступает, например, стрела-змея. К душителям относят полозы, удавы, питоны, удавчики. (Приложение 1; рис. 5)
Заглатывание добычи
Одно из удивительных качеств змей-охотников – их способность заглатывать очень крупных в сравнении с их размерами животных. Голова у змеи маленькая и изящная, рот на ней почти незаметен. Но когда начинается заглатывание пищи – происходит следующее: пасть очень сильно расширяется. Это становится возможным вследствие того, что нижняя и верхняя челюсти соединены между собой эластичными связками, они просто раздвигаются в стороны, превращая нижнюю часть в виде большого черпака. (Приложение1; рис. 6). Трапеза начинается с головы (это вполне разумно, если учесть, что большинство животных устроено так, что передвигается вперед головой). Схватив челюстями морду жертвы змея не глотает, а наползает на нее.) Скелет змеи не имеет гpyдины, и с брюшной стороны тело укреплено сильными, хорошо растяжимыми мышцами. Поэтому змея может проглотить пищу в 3-4 раза по диаметру больше, чем она сама. (Приложение 1; рис. 7).
Передвижение
Волнообразные изгибания тела – самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея – удивительно красивое и завораживающее зрелище. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры то толчка, то переноса вперед. И так постоянно: опора-толчок-перенос, опора-толчок-перенос. Чем больше тело, тембольше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей удлинялось ( количество позвонков у змей достигает 435 шт – у человека 32-33). Скорость движения однако не превышает 8 км/ч. Существует еще прямолинейный, или гусеничный способ, и прерывистый ход по песку. (Приложение 1; рис. 8)
Обыкновенная гадюка
Небольшая змея, общая длина не превышает 75 см. Самки несколько крупнее самцов. Голова у гадюки четко отграничена от шеи, кончик морды закруглен. Окраска тела серого цвета. Яркое отличие гадюки от других змей – это зигзагообразный рисунок вдоль всего тела. Иксообразный рисунок на голове. Распространена очень широко: обитает в Северной и Средней Европе и Северной Азии, от Англии и до Сахалина. Населяет лесную и лесостепную зоны, предпочитая смешанные леса с полянами и хорошим травостоем, вырубки, зарастающие гари, болота. Гадюки, как правило, оседлы и живут всю жизнь на одном и том же месте, перемещаясь в радиусе 60-100 м. Зимуют гадюки ниже промерзающего слоя почвы, на глубине от 40 до 2 м. Питаются гадюки в зависимости от мест обитания мышевидными грызунами и лягушками, однако во время массового вывода птенцов у мелких птиц (пеночек, коньков, овсянок), гнездящихся на земле, птенцы оказываются излюбленной пищей змей. Молодые гадюки питаются мелкими беспозвоночными (насекомыми). Размножаться гадюки начинают с пятилетнего возраста. Период развития яиц длится 3 месяца, и молодые рождаются со второй половины июля. Через несколько дней они линяют. До первой линьки держатся около гнезда, но сразу после расползаются в разные стороны. Линька происходит 1-2 раза в месяц. Скорость ее определяется состоянием организма, у здоровых особей она проходит за 1,5-2 часа. Несмотря на свою ядовитость, гадюка относительно миролюбива – на человека не нападает сама, только защищаясь. Укус болезненен, но больные выздоравливают на 2-4-й день. Нельзя ни прижигать, ни резать, ни перетягивать раны. Ни отсасывать из раны яд. Необходимо доставить укушенного в больницу, чтобы ввести противоядие. (Приложение 1; рис. 9).
Сетчатый питон
Огромный сетчатый питон, гигантская змея тропических стран Юго-Восточной Азии, которая по величине является самой большой змеей – до 12 метров. В гнезде у питона до 100 яиц. К питону, лежащему в гнезде невозможно подойти – он просто сделает молниеносный бросок и может нанести сильное ранение сотней кривых, длинных и очень острых зубов. Кроме того, схватив зубами жертву, змея набросит петли на нее и может задушить. Яйцо сетчатого питона величиной с гусиное, продолговатое, покрытое упругой эластичной как мяч оболочкой. Первые дни питончики живут за счет оставшегося у них желточного мешка.
Питаются питоны птицами и млекопитающими, а также лягушками, рыбами, ящерицами и змеями. Однако они обладают огромной мускульной силой и способны задушить кольцами своего тела таких животных, как мелкие и средние олени, крупные собаки, свиньи, обезьяны, крокодилы. А как при этом они дышат? Природой все предусмотрено. По мере заглатывания добычи дыхательное горло змеи – трахея, кольчатая упругая трубка, способна выдвигаться наружу, за пределы пасти. В природе гиганские змеи вреда не приносят, не опасны они и для людей. В странах Южной Америки местные жители приручают питонов и удавов и держат их в домах и хозяйственных постройках, где они ловят грызунов. (Приложение 1; рис. 10).
2. Отряд ящерицы
Ящериц можно встретить на всех материках кроме Антарктиды. (Приложение 1; рис. 11) Наибольшее разнообразие в тропических и субтропических зонах Земли. В странах с умеренным климатом их меньше, а до Северного полярного круга доходит только один вид – живородящая ящерица. Внешний вид ящериц очень разнообразен. Одни лишены ног, у других есть ядовитые зубы, третьи имеют сросшееся третье веко. Внешний вид тесно связан с образом жизни. (Приложение 1; рис. 12) Первое, что приходит на ум при упоминании хвоста у пресмыкающихся, это уникальная способность ящериц сбрасывать хвост при опасности для сохранения своей жизни. В хвостовых позвонках, способных к аутотомии, есть неокостеневшие прослойки, в этих местах и отделяется отбрасываемая часть хвоста. Само обламывание происходит благодаря резкому сокращению хвостовых мускулов. При этом мускулы не только разрывают хвост, но и сразу перетягивают кровеносные сосуды, не допуская потери крови. Вскоре у ящерицы отрастает новый хвост, то есть происходит регенерация. Казалось бы, счастливый конец. Но не все так просто. Во-первых, позвонки с необходимыми для аутотомии прослойками, не отрастают, и он уже не может быть использован для ухода от новой опасности. Во-вторых, отращивание нового хвоста требует от ящерицы много жизненных сил, нередко ослабляет ее и снижает ее шансы выжить. В общем, утрата хвоста для ящерицы – это настоящая драма. А ценность хвоста заключается в том, что он является кладовой питательных веществ – здесь запасается до50% жира.
Безногие ящерицы
Безногая ящерица веретеница, или медяница, по общему виду похожа на змею, так как совсем не имеет конечностей и может двигаться только извивая свое длинное тело. Кожа ее покрыта гладкими чешуями серовато-медного цвета; по форме головы в ней можно узнать ящерицу. Веретеница очень полезна: из-за неловких движений, она не может ловить быстрых насекомых, поэтому она как жаба приносит много пользы, уничтожая гoлых слизней и гусениц. (Приложение 1; рис. 13)
Вараны
Настоящими хищниками среди ящериц являются лишь вараны. У них мощные челюсти с огромными клыками и острыми резцами. Есть острые когти и мощный хвост, которым они как и крокодилы сбивают свою жертву. У них довольно крупные глаза с раздельными веками, выраженное слуховое отверстие и длинный, раздвоенный на конце язык. Самые крупные экземпляры – это вараны с острова Комодо. Высота животного достигает в холке 3м10см, а весят отдельные экземпляры до 345 кг. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Кожа буроватая с серовато-желтыми пятнами, голова почти черная. На острове обитают дикие олени и дикие свиньи. Вот за ними и охотится варан. Но как! Гигантский варан бегать не может. Но он может часами выслеживать добычу, стоя на приподнятых лапах неподвижно. Но когда расстояние от варана до будущей жертвы сокращается до стартового минимума , он производит стремительный бросок, схватывает ее зубами или предварительно наносит ей удар хвостом. Взрослый варан съедает в сутки 6-8 кг мяса. Взрослая самка может отложить до трех десятков яиц. Яйцо массой до 200 граммов. Гнездом служит нора или специально вырытая ямка. Развитие продолжается 240-250 суток под действием тепла окружающей среды. Самка никакого участия в выведении потомства не принимает. Гигантские вараны – это уникальные памятники истории. (Приложение 1; рис. 14)
3.Отряд черепахи
Черепахи – единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления как панцирь. Панцирь – это не просто видоизмененный кожный покров, но очень сложное приспособление, которое включает кожные роговые щитки, развивающиеся в коже мощные костные пластины и срастающиеся с ними элементы скелета – ребра, отростки позвонков, ключицы. Панцирь срастается со скелетом, поэтому черепаха не может вылезти из своего домика. Особую прочность панцирю придает то, что швы между роговыми щитками и костными пластинками не совпадают. Сооружение по всем правилам бронетехники. Панцирь состоит из двух половин. Спинная часть называется карапакс, брюшная – пластрон. По бокам пластрон и карапакс либо срастаются, либо полуподвижно соединены. А спереди и сзади между ними есть прострaнcтво для головы, конечностей и хвоста. Щитки панциря постоянно растут, образуя концентрические кольца, по которым можно рассчитать возраст животного, как по годичным кольцам. (Приложение 1; рис. 15) По способу питания черепахи делятся на растительноядных и хищников. У черепах нет зубов вообще. Зубы черепахам заменяют острые края роговых челюстей. Черепахи могут даже разгрызать ими рыб, а могут и защищаться от врагов, и даже нанести серьезную травму человеку.
Гиганты моря
В мировом океане обитают самые огромные из живущих ныне черепах. Их всего 7 видов. 6 из них имеют костно-роговые панцири, а 7-й вид – совершенно необыкновенная черепаха – ее называют кожистой. Рогового слоя у этой черепахи нет, сверху костные пластины покрыты кожной складкой. Она самая большая черепаха – в 1988 году был выловлен экземпляр размерами 2,91 м и весом 961 кг.C 1558 по 1958 год было поймано всего 40 экземпляров. Главная причина этого – жизнь особняком. Кожистые черепахи – одиночки, поэтому поймать их очень трудно. Одиночки ведут скрытый образ жизни. Взрослые черепахи обладают огромной физической силой, и справиться с ними нелегко. В морской стихии, несмотря на свои огромные размеры и большую массу, эти животные очень стремительны, и при необходимости легко маневрируют. У них передние конечности превращены в огромные мощные ласты. Они безобидны, питаются водорослями и беспозвоночными. А также медузы, paки, кpaбы, морские черви и моллюски составляют пищу этих морских гигантов. В течение года самки кожистых черепах откладывают яйца 3-4 раза. Они роют очень глубокие гнезда – целые колодцы, глубина которых достигает 100-120 см. А затем, опустив в него заднюю часть тела, самка откладывает до 100 яиц размером 6 см. Окончив кладку, самка зарывает гнездо песком и утрамбовывает. Лет 500 назад стада зеленых черепах были столь многочисленны, что морские суда не могли пробиться сквозь их толщу, и вынуждены были ожидать, пока черепахи уплывут. Тогда же мореплаватели познали вкус мяса зеленой черепахи. И началось ее массовое истрeбление. Ее называли “живыми консервами”. Моряки просто набивали ею трюмы. Её можно было долго не кормить, а мяса она давала 200-300 кг – можно было накормить всю комaнду. И еще об одной трагедии. Есть такой ценный материал –“черепаховый рог”. Это роговой слой, покрывающий костный скелет. Он состоит из красивых по цвету, рисунку и форме пластинок-щитков. Изделия из роговых щитков еще в древние времена относились к категории “царственных” и стоили очень дорого. Мастера изготавливали гребни, пуговицы, брошки, пряжки, шкатулки, туалетные коробочки ит.д. Теперь эта черепаха находится на грани исчезновения. Самые необычные, экзотические черепахи живут в водах морей и океанов, но все-таки черепахи, знакомые нам с детства, – это сухопутные черепахи. Они широко распространены (нет их только в Австралии). Наземные черепахи – медлительные, забавные и безобидные существа. Все они растительноядные. Большинство – типичные обитатели пустынь, умеющие необыкновенно долго обходиться без пищи и воды. Наземные черепахи знамениты своим долголетием – при удачном стечении обстоятельств более 100 лет. (Приложение 1; рис. 17. Две из них нужно выделить особо. Это слоновая – обитает на Галапагосских островах и исполинская – на острове Альдабра.
В просторах Тихого океана, западнее Эквадора, находится группа островов вулканического происхождения. Этот архипелаг открыли мореплаватели Испании, назвав его Галапагар. Позднее их начали называть Галапагосскими. Галапагосы – царство черепах и притом черепах гигантских размеров, высотой до 65см. Длина панциря достигала 1 м, а масса взрослого животного в возрасте 40-50 лет 100 кг. Но 50 лет – это не возраст черепахи. Здесь долгожителями считаются 150-ти летние особи, которые весят 250-300 кг. Вот отсюда и название черепах – слоновые. В 17 веке эти острова стали служить убежищем пиратам. И началось массовое истрeбление черепах. В период с 1811 по 1844 гг. (всего лишь за 33 года) было вывезено 15 000 слоновых черепах. И все же они уцелели. Питаются гиганты-черепахи самой разнообразной растительной пищей, поедая за сутки до 10 кг овощей, фруктов, ягод, хлеба, травы, листьев деревьев, охотно пьют воду. Слоновые черепахи – животные сильные. Они могут выдержать на панцире человека массой свыше 70 кг. Зубов у них нет, пищу она откусывает роговыми основаниями челюстей. (Приложение 1; рис. 16).
4. Отряд крокодилы
Крокодилы распространены в жарком поясе Африки, Азии, Америки, Австралии. Систематически они составляют отдельный отряд в классе пресмыкающихся, объединяющий 21 вид ныне известных живущих на Земле аллигаторов, кайманов, гавиалов и настоящих крокодилов. В наше время это древнейшие животные планеты. (Приложение 1; рис. 18)
Жизнь крокодилов связана с водоемами. На сушу они выходят обыкновенно только чтобы погреться и поспать на солнцепеке, чтобы отложить яйца или чтобы переселиться из пересыхающего водоема в другой, более многоводный. На суше крокодил менее проворен, чем в воде. Его длинный мускулистый хвост сдавлен с боков и служит рулевым веслом, а пальцы на задних конечностях связаны плавательной перепонкой. Погрузившись в воду, крокодил выставляет из воды только верхнюю часть головы, где расположены глаза и ноздри. Огромная хищная пасть у крокодилов снабжена острыми зубами. Зубы напоминают острые клыки млекопитающих и размером 5 см. При этом крупные и мелкие зубы сочетаются таким образом– напротив крупных зубов верхней челюсти располагаются мелкие зубы нижней. Это позволяет крокодилу плотно закрывать пасть. Главную добычу крокодила составляют рыбы и лягушки. Но нападают они и на крупных животных, пришедших на водопой. Между зубами у крокодила находятся баррорецепторы, поэтому они могут контролировать силу сжатия челюстей, что не могут делать другие рептилии.
Самые маленькие крокодилы – это китайские аллигаторы и гладколобые кайманы, их тело не более 1,5 м длиной. Самые большие – гребнистый, нильский и гавиал. Это махины с телом длиной 6-7 м. Свою добычу они подкарауливают спрятавшись в прибрежных зарослях или затаившись на мелководье у берегов рек и озер, куда дикие животные приходят на водопой. Набрасывается крокодил внезапно. Жертву он обычно схватывает зубами и моментально топит. Умертвив добычу, крокодил разрывает ее на части рывками головы и проглатывает большими кусками. (Приложение 1; рис. 19) Крокодилы – очень заботливые мамаши. В период размножения они роют ямки и откладывают туда до 80 яиц. Каждое величиной с гусиное. Цикл развития в яйце – 2-3 месяца. Весь период самка охраняет гнездо. И в этот период она очень опасна. Крокодил имеет 4-х камерное сердце. Но легочная артерия и аорта у него срастаются, и здесь происходит смешивание артериальной и венозной крови.
Крокодилы долгожители. Они стареют к 70-80 годам, но известны факты их жизни свыше 100 лет.
IV. Домашнее задание
§ 52, доделать таблицу. § 49-52, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.
Презентация
Комментарии:
Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых.
...
15 10 2025 3:44:51
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
14 10 2025 21:25:13
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
13 10 2025 22:56:22
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
12 10 2025 0:11:18
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
11 10 2025 23:54:28
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
10 10 2025 10:19:55
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
09 10 2025 0:52:11
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
08 10 2025 16:55:51
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
07 10 2025 13:53:43
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов.
...
06 10 2025 5:36:53
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
05 10 2025 0:25:18
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
04 10 2025 17:20:15
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
03 10 2025 18:19:16
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
02 10 2025 11:35:16
Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала.
...
01 10 2025 10:38:14
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
30 09 2025 3:53:54
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
29 09 2025 20:45:38
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
28 09 2025 9:27:36
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
27 09 2025 22:16:41
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
26 09 2025 23:47:53
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
25 09 2025 1:48:51
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
24 09 2025 11:28:36
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
23 09 2025 19:38:59
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
22 09 2025 11:30:45
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
21 09 2025 5:32:15
Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов.
...
20 09 2025 15:12:14
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
19 09 2025 22:10:22

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....
18 09 2025 12:30:58
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
17 09 2025 12:48:17
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
16 09 2025 10:32:47

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
15 09 2025 0:18:17
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
14 09 2025 23:36:19
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
13 09 2025 9:49:11
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
12 09 2025 10:37:41
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
11 09 2025 5:43:16
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
10 09 2025 1:48:55
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
09 09 2025 13:20:30
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
08 09 2025 10:51:40
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
07 09 2025 0:18:59
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
06 09 2025 20:17:43
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
...
05 09 2025 23:43:33
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
04 09 2025 10:28:40
Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....
03 09 2025 7:53:33
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
02 09 2025 2:54:55
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
01 09 2025 7:45:57
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
31 08 2025 14:46:33
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
30 08 2025 6:17:33

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....
29 08 2025 5:54:25
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
28 08 2025 19:16:27
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
27 08 2025 13:46:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::