Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"
Цель урока: Показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны
Оборудование: проектор и экран; рисунки пресмыкающихся на ватмане; презентация урока. Костный препарат: скелет змеи, скелет черепахи, видеофильм.
Методы: Рассказ, работа с проектором, работа с учебным видеофильмом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний:
Учитель на отдельных листах предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу земноводных и пресмыкающихся.
III. Объяснение нового материала:
Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными лучше приспособлены к жизни на суше. Это первые наземные позвоночные, размножаются на суше яйцами, дышат легкими. В настоящее время на Земле насчитывают более 6000 видов рептилий. (Приложение 1; рис. 1)
1. Отряд чешуйчатые. Змеи. (Приложение 1; рис. 2)
Около 100 млн лет назад от каких-то ящериц произошли змеи. Одновременно в некоторых группах ящериц эволюция шла по пути утраты конечностей и удлинения тела. Облик животного всегда связан с образом жизни: во-первых, к ползанью без помощи конечностей, во-вторых, к заглатыванию целиком добычи. Тело змеи длинное и сильно растяжимое. Внутренние органы, поэтому располагаются также весьма своеобразно. У большинства змей есть только правое легкое. А правая почка сдвинута ближе к голове, левая – ближе к хвосту
Ядовитый аппарат змей. (Приложение 1; рис. 3)
Зубы у всех змей служат только для удержания добычи: ведь змеи заглатывают ее целиком. Поэтому все зубы у них тонкие, острые и загнуты назад. У многих видов в преобразованных слюнных железах скапливается яд, который вводится в тело жертвы при укусе. Для этого передние зубы становятся похожи на иглы шприца – с внутренним каналом по которому стекает яд. Эти зубы направлены назад, способны поворачиваться и при закрытии пасти, складываются параллельно нижней челюсти. Когда змея наносит удар, пасть стремительно открывается, ядовитые зубы поворачиваются на 90 градусов и занимают боевое положение. После укуса они опять складываются. Благодаря такому устройству гадюковые змеи могут иметь невероятно длинные зубы – до 4 см – могут пробить плотную шкуру крупного зверя и плотную подошву обуви человека. У других ядовитых змей, например у кобр, зубы короткие, но очень прочные, поэтому прокол неглубокий, и иногда змее приходится нанести несколько ударов сразу. Среди 3000 видов змей опасными для человека считаются 450 видов. Ядовитые змеи в странах Южной Азии, Южной Америки, Африки и Австралии причиняют некоторый вред, и укусы их могут быть cмepтельными, если вовремя не оказать пострадавшему медицинскую помощь. И все же, какая необходимость защищать ядовитых змей, если они и так ядовиты? Есть такая необходимость, и именно в силу того, что они обладают ядовитостью. Во-первых, потому что несведующие люди, питающие к змеям неприязнь, считают своим долгом убивать всех ползучих и бьют в том числе весьма полезных неядовитых змей, уничтожающих насекомых и их личинок, мышевидных грызунов и других вредителей лесного и сельского хозяйства. Во-вторых, биологи и медики давно установили, что яд змей очень целебен. И сейчас в медицинской пpaктике широко применяют различные целебные препараты, изготовленные из яда змей. Их применяют при лечении спазмов сосудов сердца, бронхиальной астмы, некоторых опухолей, и д.р. С каждым годом потребность в змеином яде возрастает, и наша фармацевтическая промышленность испытывает в нем большую нужду, а источником его получения являются живые змеи. (Приложение 1; рис. 4) Помните, змеи первыми не нападают. А при встрече со змеей уступите ей путь – это не унизит ваше достоинство, а преследовать вас она не будет.
Душители
Не только с помощью яда змеи могут обездвижить свою добычу, чтобы спокойно ее проглотить. Еще один замечательный способ для них – удушение. Их длинное , сильное и гибкое тело как будто для этого предназначено. Причем в задачу душителя входит не умерщвление, а именно обездвиживание жертвы. И уж тем более змея не стремится переломать кости жертве своими объятиями, т.к. острые кости могут поранить саму змею при заглатывание добычи. Душат добычу не только ядовитые змеи. Многие прекрасно сочетают cмepтельные объятия со cмepтельным укусом. Так поступает, например, стрела-змея. К душителям относят полозы, удавы, питоны, удавчики. (Приложение 1; рис. 5)
Заглатывание добычи
Одно из удивительных качеств змей-охотников – их способность заглатывать очень крупных в сравнении с их размерами животных. Голова у змеи маленькая и изящная, рот на ней почти незаметен. Но когда начинается заглатывание пищи – происходит следующее: пасть очень сильно расширяется. Это становится возможным вследствие того, что нижняя и верхняя челюсти соединены между собой эластичными связками, они просто раздвигаются в стороны, превращая нижнюю часть в виде большого черпака. (Приложение1; рис. 6). Трапеза начинается с головы (это вполне разумно, если учесть, что большинство животных устроено так, что передвигается вперед головой). Схватив челюстями морду жертвы змея не глотает, а наползает на нее.) Скелет змеи не имеет гpyдины, и с брюшной стороны тело укреплено сильными, хорошо растяжимыми мышцами. Поэтому змея может проглотить пищу в 3-4 раза по диаметру больше, чем она сама. (Приложение 1; рис. 7).
Передвижение
Волнообразные изгибания тела – самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея – удивительно красивое и завораживающее зрелище. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры то толчка, то переноса вперед. И так постоянно: опора-толчок-перенос, опора-толчок-перенос. Чем больше тело, тембольше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей удлинялось ( количество позвонков у змей достигает 435 шт – у человека 32-33). Скорость движения однако не превышает 8 км/ч. Существует еще прямолинейный, или гусеничный способ, и прерывистый ход по песку. (Приложение 1; рис. 8)
Обыкновенная гадюка
Небольшая змея, общая длина не превышает 75 см. Самки несколько крупнее самцов. Голова у гадюки четко отграничена от шеи, кончик морды закруглен. Окраска тела серого цвета. Яркое отличие гадюки от других змей – это зигзагообразный рисунок вдоль всего тела. Иксообразный рисунок на голове. Распространена очень широко: обитает в Северной и Средней Европе и Северной Азии, от Англии и до Сахалина. Населяет лесную и лесостепную зоны, предпочитая смешанные леса с полянами и хорошим травостоем, вырубки, зарастающие гари, болота. Гадюки, как правило, оседлы и живут всю жизнь на одном и том же месте, перемещаясь в радиусе 60-100 м. Зимуют гадюки ниже промерзающего слоя почвы, на глубине от 40 до 2 м. Питаются гадюки в зависимости от мест обитания мышевидными грызунами и лягушками, однако во время массового вывода птенцов у мелких птиц (пеночек, коньков, овсянок), гнездящихся на земле, птенцы оказываются излюбленной пищей змей. Молодые гадюки питаются мелкими беспозвоночными (насекомыми). Размножаться гадюки начинают с пятилетнего возраста. Период развития яиц длится 3 месяца, и молодые рождаются со второй половины июля. Через несколько дней они линяют. До первой линьки держатся около гнезда, но сразу после расползаются в разные стороны. Линька происходит 1-2 раза в месяц. Скорость ее определяется состоянием организма, у здоровых особей она проходит за 1,5-2 часа. Несмотря на свою ядовитость, гадюка относительно миролюбива – на человека не нападает сама, только защищаясь. Укус болезненен, но больные выздоравливают на 2-4-й день. Нельзя ни прижигать, ни резать, ни перетягивать раны. Ни отсасывать из раны яд. Необходимо доставить укушенного в больницу, чтобы ввести противоядие. (Приложение 1; рис. 9).
Сетчатый питон
Огромный сетчатый питон, гигантская змея тропических стран Юго-Восточной Азии, которая по величине является самой большой змеей – до 12 метров. В гнезде у питона до 100 яиц. К питону, лежащему в гнезде невозможно подойти – он просто сделает молниеносный бросок и может нанести сильное ранение сотней кривых, длинных и очень острых зубов. Кроме того, схватив зубами жертву, змея набросит петли на нее и может задушить. Яйцо сетчатого питона величиной с гусиное, продолговатое, покрытое упругой эластичной как мяч оболочкой. Первые дни питончики живут за счет оставшегося у них желточного мешка.
Питаются питоны птицами и млекопитающими, а также лягушками, рыбами, ящерицами и змеями. Однако они обладают огромной мускульной силой и способны задушить кольцами своего тела таких животных, как мелкие и средние олени, крупные собаки, свиньи, обезьяны, крокодилы. А как при этом они дышат? Природой все предусмотрено. По мере заглатывания добычи дыхательное горло змеи – трахея, кольчатая упругая трубка, способна выдвигаться наружу, за пределы пасти. В природе гиганские змеи вреда не приносят, не опасны они и для людей. В странах Южной Америки местные жители приручают питонов и удавов и держат их в домах и хозяйственных постройках, где они ловят грызунов. (Приложение 1; рис. 10).
2. Отряд ящерицы
Ящериц можно встретить на всех материках кроме Антарктиды. (Приложение 1; рис. 11) Наибольшее разнообразие в тропических и субтропических зонах Земли. В странах с умеренным климатом их меньше, а до Северного полярного круга доходит только один вид – живородящая ящерица. Внешний вид ящериц очень разнообразен. Одни лишены ног, у других есть ядовитые зубы, третьи имеют сросшееся третье веко. Внешний вид тесно связан с образом жизни. (Приложение 1; рис. 12) Первое, что приходит на ум при упоминании хвоста у пресмыкающихся, это уникальная способность ящериц сбрасывать хвост при опасности для сохранения своей жизни. В хвостовых позвонках, способных к аутотомии, есть неокостеневшие прослойки, в этих местах и отделяется отбрасываемая часть хвоста. Само обламывание происходит благодаря резкому сокращению хвостовых мускулов. При этом мускулы не только разрывают хвост, но и сразу перетягивают кровеносные сосуды, не допуская потери крови. Вскоре у ящерицы отрастает новый хвост, то есть происходит регенерация. Казалось бы, счастливый конец. Но не все так просто. Во-первых, позвонки с необходимыми для аутотомии прослойками, не отрастают, и он уже не может быть использован для ухода от новой опасности. Во-вторых, отращивание нового хвоста требует от ящерицы много жизненных сил, нередко ослабляет ее и снижает ее шансы выжить. В общем, утрата хвоста для ящерицы – это настоящая драма. А ценность хвоста заключается в том, что он является кладовой питательных веществ – здесь запасается до50% жира.
Безногие ящерицы
Безногая ящерица веретеница, или медяница, по общему виду похожа на змею, так как совсем не имеет конечностей и может двигаться только извивая свое длинное тело. Кожа ее покрыта гладкими чешуями серовато-медного цвета; по форме головы в ней можно узнать ящерицу. Веретеница очень полезна: из-за неловких движений, она не может ловить быстрых насекомых, поэтому она как жаба приносит много пользы, уничтожая гoлых слизней и гусениц. (Приложение 1; рис. 13)
Вараны
Настоящими хищниками среди ящериц являются лишь вараны. У них мощные челюсти с огромными клыками и острыми резцами. Есть острые когти и мощный хвост, которым они как и крокодилы сбивают свою жертву. У них довольно крупные глаза с раздельными веками, выраженное слуховое отверстие и длинный, раздвоенный на конце язык. Самые крупные экземпляры – это вараны с острова Комодо. Высота животного достигает в холке 3м10см, а весят отдельные экземпляры до 345 кг. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Кожа буроватая с серовато-желтыми пятнами, голова почти черная. На острове обитают дикие олени и дикие свиньи. Вот за ними и охотится варан. Но как! Гигантский варан бегать не может. Но он может часами выслеживать добычу, стоя на приподнятых лапах неподвижно. Но когда расстояние от варана до будущей жертвы сокращается до стартового минимума , он производит стремительный бросок, схватывает ее зубами или предварительно наносит ей удар хвостом. Взрослый варан съедает в сутки 6-8 кг мяса. Взрослая самка может отложить до трех десятков яиц. Яйцо массой до 200 граммов. Гнездом служит нора или специально вырытая ямка. Развитие продолжается 240-250 суток под действием тепла окружающей среды. Самка никакого участия в выведении потомства не принимает. Гигантские вараны – это уникальные памятники истории. (Приложение 1; рис. 14)
3.Отряд черепахи
Черепахи – единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления как панцирь. Панцирь – это не просто видоизмененный кожный покров, но очень сложное приспособление, которое включает кожные роговые щитки, развивающиеся в коже мощные костные пластины и срастающиеся с ними элементы скелета – ребра, отростки позвонков, ключицы. Панцирь срастается со скелетом, поэтому черепаха не может вылезти из своего домика. Особую прочность панцирю придает то, что швы между роговыми щитками и костными пластинками не совпадают. Сооружение по всем правилам бронетехники. Панцирь состоит из двух половин. Спинная часть называется карапакс, брюшная – пластрон. По бокам пластрон и карапакс либо срастаются, либо полуподвижно соединены. А спереди и сзади между ними есть прострaнcтво для головы, конечностей и хвоста. Щитки панциря постоянно растут, образуя концентрические кольца, по которым можно рассчитать возраст животного, как по годичным кольцам. (Приложение 1; рис. 15) По способу питания черепахи делятся на растительноядных и хищников. У черепах нет зубов вообще. Зубы черепахам заменяют острые края роговых челюстей. Черепахи могут даже разгрызать ими рыб, а могут и защищаться от врагов, и даже нанести серьезную травму человеку.
Гиганты моря
В мировом океане обитают самые огромные из живущих ныне черепах. Их всего 7 видов. 6 из них имеют костно-роговые панцири, а 7-й вид – совершенно необыкновенная черепаха – ее называют кожистой. Рогового слоя у этой черепахи нет, сверху костные пластины покрыты кожной складкой. Она самая большая черепаха – в 1988 году был выловлен экземпляр размерами 2,91 м и весом 961 кг.C 1558 по 1958 год было поймано всего 40 экземпляров. Главная причина этого – жизнь особняком. Кожистые черепахи – одиночки, поэтому поймать их очень трудно. Одиночки ведут скрытый образ жизни. Взрослые черепахи обладают огромной физической силой, и справиться с ними нелегко. В морской стихии, несмотря на свои огромные размеры и большую массу, эти животные очень стремительны, и при необходимости легко маневрируют. У них передние конечности превращены в огромные мощные ласты. Они безобидны, питаются водорослями и беспозвоночными. А также медузы, paки, кpaбы, морские черви и моллюски составляют пищу этих морских гигантов. В течение года самки кожистых черепах откладывают яйца 3-4 раза. Они роют очень глубокие гнезда – целые колодцы, глубина которых достигает 100-120 см. А затем, опустив в него заднюю часть тела, самка откладывает до 100 яиц размером 6 см. Окончив кладку, самка зарывает гнездо песком и утрамбовывает. Лет 500 назад стада зеленых черепах были столь многочисленны, что морские суда не могли пробиться сквозь их толщу, и вынуждены были ожидать, пока черепахи уплывут. Тогда же мореплаватели познали вкус мяса зеленой черепахи. И началось ее массовое истрeбление. Ее называли “живыми консервами”. Моряки просто набивали ею трюмы. Её можно было долго не кормить, а мяса она давала 200-300 кг – можно было накормить всю комaнду. И еще об одной трагедии. Есть такой ценный материал –“черепаховый рог”. Это роговой слой, покрывающий костный скелет. Он состоит из красивых по цвету, рисунку и форме пластинок-щитков. Изделия из роговых щитков еще в древние времена относились к категории “царственных” и стоили очень дорого. Мастера изготавливали гребни, пуговицы, брошки, пряжки, шкатулки, туалетные коробочки ит.д. Теперь эта черепаха находится на грани исчезновения. Самые необычные, экзотические черепахи живут в водах морей и океанов, но все-таки черепахи, знакомые нам с детства, – это сухопутные черепахи. Они широко распространены (нет их только в Австралии). Наземные черепахи – медлительные, забавные и безобидные существа. Все они растительноядные. Большинство – типичные обитатели пустынь, умеющие необыкновенно долго обходиться без пищи и воды. Наземные черепахи знамениты своим долголетием – при удачном стечении обстоятельств более 100 лет. (Приложение 1; рис. 17. Две из них нужно выделить особо. Это слоновая – обитает на Галапагосских островах и исполинская – на острове Альдабра.
В просторах Тихого океана, западнее Эквадора, находится группа островов вулканического происхождения. Этот архипелаг открыли мореплаватели Испании, назвав его Галапагар. Позднее их начали называть Галапагосскими. Галапагосы – царство черепах и притом черепах гигантских размеров, высотой до 65см. Длина панциря достигала 1 м, а масса взрослого животного в возрасте 40-50 лет 100 кг. Но 50 лет – это не возраст черепахи. Здесь долгожителями считаются 150-ти летние особи, которые весят 250-300 кг. Вот отсюда и название черепах – слоновые. В 17 веке эти острова стали служить убежищем пиратам. И началось массовое истрeбление черепах. В период с 1811 по 1844 гг. (всего лишь за 33 года) было вывезено 15 000 слоновых черепах. И все же они уцелели. Питаются гиганты-черепахи самой разнообразной растительной пищей, поедая за сутки до 10 кг овощей, фруктов, ягод, хлеба, травы, листьев деревьев, охотно пьют воду. Слоновые черепахи – животные сильные. Они могут выдержать на панцире человека массой свыше 70 кг. Зубов у них нет, пищу она откусывает роговыми основаниями челюстей. (Приложение 1; рис. 16).
4. Отряд крокодилы
Крокодилы распространены в жарком поясе Африки, Азии, Америки, Австралии. Систематически они составляют отдельный отряд в классе пресмыкающихся, объединяющий 21 вид ныне известных живущих на Земле аллигаторов, кайманов, гавиалов и настоящих крокодилов. В наше время это древнейшие животные планеты. (Приложение 1; рис. 18)
Жизнь крокодилов связана с водоемами. На сушу они выходят обыкновенно только чтобы погреться и поспать на солнцепеке, чтобы отложить яйца или чтобы переселиться из пересыхающего водоема в другой, более многоводный. На суше крокодил менее проворен, чем в воде. Его длинный мускулистый хвост сдавлен с боков и служит рулевым веслом, а пальцы на задних конечностях связаны плавательной перепонкой. Погрузившись в воду, крокодил выставляет из воды только верхнюю часть головы, где расположены глаза и ноздри. Огромная хищная пасть у крокодилов снабжена острыми зубами. Зубы напоминают острые клыки млекопитающих и размером 5 см. При этом крупные и мелкие зубы сочетаются таким образом– напротив крупных зубов верхней челюсти располагаются мелкие зубы нижней. Это позволяет крокодилу плотно закрывать пасть. Главную добычу крокодила составляют рыбы и лягушки. Но нападают они и на крупных животных, пришедших на водопой. Между зубами у крокодила находятся баррорецепторы, поэтому они могут контролировать силу сжатия челюстей, что не могут делать другие рептилии.
Самые маленькие крокодилы – это китайские аллигаторы и гладколобые кайманы, их тело не более 1,5 м длиной. Самые большие – гребнистый, нильский и гавиал. Это махины с телом длиной 6-7 м. Свою добычу они подкарауливают спрятавшись в прибрежных зарослях или затаившись на мелководье у берегов рек и озер, куда дикие животные приходят на водопой. Набрасывается крокодил внезапно. Жертву он обычно схватывает зубами и моментально топит. Умертвив добычу, крокодил разрывает ее на части рывками головы и проглатывает большими кусками. (Приложение 1; рис. 19) Крокодилы – очень заботливые мамаши. В период размножения они роют ямки и откладывают туда до 80 яиц. Каждое величиной с гусиное. Цикл развития в яйце – 2-3 месяца. Весь период самка охраняет гнездо. И в этот период она очень опасна. Крокодил имеет 4-х камерное сердце. Но легочная артерия и аорта у него срастаются, и здесь происходит смешивание артериальной и венозной крови.
Крокодилы долгожители. Они стареют к 70-80 годам, но известны факты их жизни свыше 100 лет.
IV. Домашнее задание
§ 52, доделать таблицу. § 49-52, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.
Презентация
Комментарии:
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
27 03 2024 9:45:45
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
26 03 2024 12:31:53
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
25 03 2024 14:40:37
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
24 03 2024 16:49:45
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
23 03 2024 1:54:51
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
22 03 2024 9:49:24
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
21 03 2024 9:12:35
Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....
20 03 2024 8:16:29
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...
19 03 2024 16:13:50
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
18 03 2024 14:13:55
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
17 03 2024 15:22:30
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
16 03 2024 21:59:13
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
15 03 2024 2:11:55
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...
14 03 2024 16:32:19
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
13 03 2024 4:21:39
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...
12 03 2024 16:13:52
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...
11 03 2024 8:18:20
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....
10 03 2024 23:27:25
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
09 03 2024 7:27:28
Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....
08 03 2024 8:34:38
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
07 03 2024 14:15:10
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...
06 03 2024 7:11:50
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
05 03 2024 6:56:15
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
04 03 2024 11:42:55
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
03 03 2024 9:32:49
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
02 03 2024 8:55:59
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
01 03 2024 18:53:55
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
29 02 2024 5:40:43
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
28 02 2024 18:54:24
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
27 02 2024 0:20:26
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
26 02 2024 0:42:41
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
25 02 2024 3:51:43
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...
24 02 2024 13:26:36
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...
23 02 2024 22:33:59
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
22 02 2024 19:32:31
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...
21 02 2024 15:12:22
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...
20 02 2024 19:20:46
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
19 02 2024 5:15:23
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
18 02 2024 10:50:27
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
17 02 2024 3:58:10
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
16 02 2024 21:53:28
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
15 02 2024 11:13:50
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...
14 02 2024 7:23:29
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
13 02 2024 16:46:27
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
12 02 2024 5:50:21
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...
11 02 2024 4:13:11
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
10 02 2024 14:46:11
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
09 02 2024 1:13:55
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...
08 02 2024 10:18:28
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....
07 02 2024 20:24:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::