Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"
Цель урока: Показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны
Оборудование: проектор и экран; рисунки пресмыкающихся на ватмане; презентация урока. Костный препарат: скелет змеи, скелет черепахи, видеофильм.
Методы: Рассказ, работа с проектором, работа с учебным видеофильмом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний:
Учитель на отдельных листах предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу земноводных и пресмыкающихся.
III. Объяснение нового материала:
Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными лучше приспособлены к жизни на суше. Это первые наземные позвоночные, размножаются на суше яйцами, дышат легкими. В настоящее время на Земле насчитывают более 6000 видов рептилий. (Приложение 1; рис. 1)
1. Отряд чешуйчатые. Змеи. (Приложение 1; рис. 2)
Около 100 млн лет назад от каких-то ящериц произошли змеи. Одновременно в некоторых группах ящериц эволюция шла по пути утраты конечностей и удлинения тела. Облик животного всегда связан с образом жизни: во-первых, к ползанью без помощи конечностей, во-вторых, к заглатыванию целиком добычи. Тело змеи длинное и сильно растяжимое. Внутренние органы, поэтому располагаются также весьма своеобразно. У большинства змей есть только правое легкое. А правая почка сдвинута ближе к голове, левая – ближе к хвосту
Ядовитый аппарат змей. (Приложение 1; рис. 3)
Зубы у всех змей служат только для удержания добычи: ведь змеи заглатывают ее целиком. Поэтому все зубы у них тонкие, острые и загнуты назад. У многих видов в преобразованных слюнных железах скапливается яд, который вводится в тело жертвы при укусе. Для этого передние зубы становятся похожи на иглы шприца – с внутренним каналом по которому стекает яд. Эти зубы направлены назад, способны поворачиваться и при закрытии пасти, складываются параллельно нижней челюсти. Когда змея наносит удар, пасть стремительно открывается, ядовитые зубы поворачиваются на 90 градусов и занимают боевое положение. После укуса они опять складываются. Благодаря такому устройству гадюковые змеи могут иметь невероятно длинные зубы – до 4 см – могут пробить плотную шкуру крупного зверя и плотную подошву обуви человека. У других ядовитых змей, например у кобр, зубы короткие, но очень прочные, поэтому прокол неглубокий, и иногда змее приходится нанести несколько ударов сразу. Среди 3000 видов змей опасными для человека считаются 450 видов. Ядовитые змеи в странах Южной Азии, Южной Америки, Африки и Австралии причиняют некоторый вред, и укусы их могут быть cмepтельными, если вовремя не оказать пострадавшему медицинскую помощь. И все же, какая необходимость защищать ядовитых змей, если они и так ядовиты? Есть такая необходимость, и именно в силу того, что они обладают ядовитостью. Во-первых, потому что несведующие люди, питающие к змеям неприязнь, считают своим долгом убивать всех ползучих и бьют в том числе весьма полезных неядовитых змей, уничтожающих насекомых и их личинок, мышевидных грызунов и других вредителей лесного и сельского хозяйства. Во-вторых, биологи и медики давно установили, что яд змей очень целебен. И сейчас в медицинской пpaктике широко применяют различные целебные препараты, изготовленные из яда змей. Их применяют при лечении спазмов сосудов сердца, бронхиальной астмы, некоторых опухолей, и д.р. С каждым годом потребность в змеином яде возрастает, и наша фармацевтическая промышленность испытывает в нем большую нужду, а источником его получения являются живые змеи. (Приложение 1; рис. 4) Помните, змеи первыми не нападают. А при встрече со змеей уступите ей путь – это не унизит ваше достоинство, а преследовать вас она не будет.
Душители
Не только с помощью яда змеи могут обездвижить свою добычу, чтобы спокойно ее проглотить. Еще один замечательный способ для них – удушение. Их длинное , сильное и гибкое тело как будто для этого предназначено. Причем в задачу душителя входит не умерщвление, а именно обездвиживание жертвы. И уж тем более змея не стремится переломать кости жертве своими объятиями, т.к. острые кости могут поранить саму змею при заглатывание добычи. Душат добычу не только ядовитые змеи. Многие прекрасно сочетают cмepтельные объятия со cмepтельным укусом. Так поступает, например, стрела-змея. К душителям относят полозы, удавы, питоны, удавчики. (Приложение 1; рис. 5)
Заглатывание добычи
Одно из удивительных качеств змей-охотников – их способность заглатывать очень крупных в сравнении с их размерами животных. Голова у змеи маленькая и изящная, рот на ней почти незаметен. Но когда начинается заглатывание пищи – происходит следующее: пасть очень сильно расширяется. Это становится возможным вследствие того, что нижняя и верхняя челюсти соединены между собой эластичными связками, они просто раздвигаются в стороны, превращая нижнюю часть в виде большого черпака. (Приложение1; рис. 6). Трапеза начинается с головы (это вполне разумно, если учесть, что большинство животных устроено так, что передвигается вперед головой). Схватив челюстями морду жертвы змея не глотает, а наползает на нее.) Скелет змеи не имеет гpyдины, и с брюшной стороны тело укреплено сильными, хорошо растяжимыми мышцами. Поэтому змея может проглотить пищу в 3-4 раза по диаметру больше, чем она сама. (Приложение 1; рис. 7).
Передвижение
Волнообразные изгибания тела – самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея – удивительно красивое и завораживающее зрелище. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры то толчка, то переноса вперед. И так постоянно: опора-толчок-перенос, опора-толчок-перенос. Чем больше тело, тембольше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей удлинялось ( количество позвонков у змей достигает 435 шт – у человека 32-33). Скорость движения однако не превышает 8 км/ч. Существует еще прямолинейный, или гусеничный способ, и прерывистый ход по песку. (Приложение 1; рис. 8)
Обыкновенная гадюка
Небольшая змея, общая длина не превышает 75 см. Самки несколько крупнее самцов. Голова у гадюки четко отграничена от шеи, кончик морды закруглен. Окраска тела серого цвета. Яркое отличие гадюки от других змей – это зигзагообразный рисунок вдоль всего тела. Иксообразный рисунок на голове. Распространена очень широко: обитает в Северной и Средней Европе и Северной Азии, от Англии и до Сахалина. Населяет лесную и лесостепную зоны, предпочитая смешанные леса с полянами и хорошим травостоем, вырубки, зарастающие гари, болота. Гадюки, как правило, оседлы и живут всю жизнь на одном и том же месте, перемещаясь в радиусе 60-100 м. Зимуют гадюки ниже промерзающего слоя почвы, на глубине от 40 до 2 м. Питаются гадюки в зависимости от мест обитания мышевидными грызунами и лягушками, однако во время массового вывода птенцов у мелких птиц (пеночек, коньков, овсянок), гнездящихся на земле, птенцы оказываются излюбленной пищей змей. Молодые гадюки питаются мелкими беспозвоночными (насекомыми). Размножаться гадюки начинают с пятилетнего возраста. Период развития яиц длится 3 месяца, и молодые рождаются со второй половины июля. Через несколько дней они линяют. До первой линьки держатся около гнезда, но сразу после расползаются в разные стороны. Линька происходит 1-2 раза в месяц. Скорость ее определяется состоянием организма, у здоровых особей она проходит за 1,5-2 часа. Несмотря на свою ядовитость, гадюка относительно миролюбива – на человека не нападает сама, только защищаясь. Укус болезненен, но больные выздоравливают на 2-4-й день. Нельзя ни прижигать, ни резать, ни перетягивать раны. Ни отсасывать из раны яд. Необходимо доставить укушенного в больницу, чтобы ввести противоядие. (Приложение 1; рис. 9).
Сетчатый питон
Огромный сетчатый питон, гигантская змея тропических стран Юго-Восточной Азии, которая по величине является самой большой змеей – до 12 метров. В гнезде у питона до 100 яиц. К питону, лежащему в гнезде невозможно подойти – он просто сделает молниеносный бросок и может нанести сильное ранение сотней кривых, длинных и очень острых зубов. Кроме того, схватив зубами жертву, змея набросит петли на нее и может задушить. Яйцо сетчатого питона величиной с гусиное, продолговатое, покрытое упругой эластичной как мяч оболочкой. Первые дни питончики живут за счет оставшегося у них желточного мешка.
Питаются питоны птицами и млекопитающими, а также лягушками, рыбами, ящерицами и змеями. Однако они обладают огромной мускульной силой и способны задушить кольцами своего тела таких животных, как мелкие и средние олени, крупные собаки, свиньи, обезьяны, крокодилы. А как при этом они дышат? Природой все предусмотрено. По мере заглатывания добычи дыхательное горло змеи – трахея, кольчатая упругая трубка, способна выдвигаться наружу, за пределы пасти. В природе гиганские змеи вреда не приносят, не опасны они и для людей. В странах Южной Америки местные жители приручают питонов и удавов и держат их в домах и хозяйственных постройках, где они ловят грызунов. (Приложение 1; рис. 10).
2. Отряд ящерицы
Ящериц можно встретить на всех материках кроме Антарктиды. (Приложение 1; рис. 11) Наибольшее разнообразие в тропических и субтропических зонах Земли. В странах с умеренным климатом их меньше, а до Северного полярного круга доходит только один вид – живородящая ящерица. Внешний вид ящериц очень разнообразен. Одни лишены ног, у других есть ядовитые зубы, третьи имеют сросшееся третье веко. Внешний вид тесно связан с образом жизни. (Приложение 1; рис. 12) Первое, что приходит на ум при упоминании хвоста у пресмыкающихся, это уникальная способность ящериц сбрасывать хвост при опасности для сохранения своей жизни. В хвостовых позвонках, способных к аутотомии, есть неокостеневшие прослойки, в этих местах и отделяется отбрасываемая часть хвоста. Само обламывание происходит благодаря резкому сокращению хвостовых мускулов. При этом мускулы не только разрывают хвост, но и сразу перетягивают кровеносные сосуды, не допуская потери крови. Вскоре у ящерицы отрастает новый хвост, то есть происходит регенерация. Казалось бы, счастливый конец. Но не все так просто. Во-первых, позвонки с необходимыми для аутотомии прослойками, не отрастают, и он уже не может быть использован для ухода от новой опасности. Во-вторых, отращивание нового хвоста требует от ящерицы много жизненных сил, нередко ослабляет ее и снижает ее шансы выжить. В общем, утрата хвоста для ящерицы – это настоящая драма. А ценность хвоста заключается в том, что он является кладовой питательных веществ – здесь запасается до50% жира.
Безногие ящерицы
Безногая ящерица веретеница, или медяница, по общему виду похожа на змею, так как совсем не имеет конечностей и может двигаться только извивая свое длинное тело. Кожа ее покрыта гладкими чешуями серовато-медного цвета; по форме головы в ней можно узнать ящерицу. Веретеница очень полезна: из-за неловких движений, она не может ловить быстрых насекомых, поэтому она как жаба приносит много пользы, уничтожая гoлых слизней и гусениц. (Приложение 1; рис. 13)
Вараны
Настоящими хищниками среди ящериц являются лишь вараны. У них мощные челюсти с огромными клыками и острыми резцами. Есть острые когти и мощный хвост, которым они как и крокодилы сбивают свою жертву. У них довольно крупные глаза с раздельными веками, выраженное слуховое отверстие и длинный, раздвоенный на конце язык. Самые крупные экземпляры – это вараны с острова Комодо. Высота животного достигает в холке 3м10см, а весят отдельные экземпляры до 345 кг. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Кожа буроватая с серовато-желтыми пятнами, голова почти черная. На острове обитают дикие олени и дикие свиньи. Вот за ними и охотится варан. Но как! Гигантский варан бегать не может. Но он может часами выслеживать добычу, стоя на приподнятых лапах неподвижно. Но когда расстояние от варана до будущей жертвы сокращается до стартового минимума , он производит стремительный бросок, схватывает ее зубами или предварительно наносит ей удар хвостом. Взрослый варан съедает в сутки 6-8 кг мяса. Взрослая самка может отложить до трех десятков яиц. Яйцо массой до 200 граммов. Гнездом служит нора или специально вырытая ямка. Развитие продолжается 240-250 суток под действием тепла окружающей среды. Самка никакого участия в выведении потомства не принимает. Гигантские вараны – это уникальные памятники истории. (Приложение 1; рис. 14)
3.Отряд черепахи
Черепахи – единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления как панцирь. Панцирь – это не просто видоизмененный кожный покров, но очень сложное приспособление, которое включает кожные роговые щитки, развивающиеся в коже мощные костные пластины и срастающиеся с ними элементы скелета – ребра, отростки позвонков, ключицы. Панцирь срастается со скелетом, поэтому черепаха не может вылезти из своего домика. Особую прочность панцирю придает то, что швы между роговыми щитками и костными пластинками не совпадают. Сооружение по всем правилам бронетехники. Панцирь состоит из двух половин. Спинная часть называется карапакс, брюшная – пластрон. По бокам пластрон и карапакс либо срастаются, либо полуподвижно соединены. А спереди и сзади между ними есть прострaнcтво для головы, конечностей и хвоста. Щитки панциря постоянно растут, образуя концентрические кольца, по которым можно рассчитать возраст животного, как по годичным кольцам. (Приложение 1; рис. 15) По способу питания черепахи делятся на растительноядных и хищников. У черепах нет зубов вообще. Зубы черепахам заменяют острые края роговых челюстей. Черепахи могут даже разгрызать ими рыб, а могут и защищаться от врагов, и даже нанести серьезную травму человеку.
Гиганты моря
В мировом океане обитают самые огромные из живущих ныне черепах. Их всего 7 видов. 6 из них имеют костно-роговые панцири, а 7-й вид – совершенно необыкновенная черепаха – ее называют кожистой. Рогового слоя у этой черепахи нет, сверху костные пластины покрыты кожной складкой. Она самая большая черепаха – в 1988 году был выловлен экземпляр размерами 2,91 м и весом 961 кг.C 1558 по 1958 год было поймано всего 40 экземпляров. Главная причина этого – жизнь особняком. Кожистые черепахи – одиночки, поэтому поймать их очень трудно. Одиночки ведут скрытый образ жизни. Взрослые черепахи обладают огромной физической силой, и справиться с ними нелегко. В морской стихии, несмотря на свои огромные размеры и большую массу, эти животные очень стремительны, и при необходимости легко маневрируют. У них передние конечности превращены в огромные мощные ласты. Они безобидны, питаются водорослями и беспозвоночными. А также медузы, paки, кpaбы, морские черви и моллюски составляют пищу этих морских гигантов. В течение года самки кожистых черепах откладывают яйца 3-4 раза. Они роют очень глубокие гнезда – целые колодцы, глубина которых достигает 100-120 см. А затем, опустив в него заднюю часть тела, самка откладывает до 100 яиц размером 6 см. Окончив кладку, самка зарывает гнездо песком и утрамбовывает. Лет 500 назад стада зеленых черепах были столь многочисленны, что морские суда не могли пробиться сквозь их толщу, и вынуждены были ожидать, пока черепахи уплывут. Тогда же мореплаватели познали вкус мяса зеленой черепахи. И началось ее массовое истрeбление. Ее называли “живыми консервами”. Моряки просто набивали ею трюмы. Её можно было долго не кормить, а мяса она давала 200-300 кг – можно было накормить всю комaнду. И еще об одной трагедии. Есть такой ценный материал –“черепаховый рог”. Это роговой слой, покрывающий костный скелет. Он состоит из красивых по цвету, рисунку и форме пластинок-щитков. Изделия из роговых щитков еще в древние времена относились к категории “царственных” и стоили очень дорого. Мастера изготавливали гребни, пуговицы, брошки, пряжки, шкатулки, туалетные коробочки ит.д. Теперь эта черепаха находится на грани исчезновения. Самые необычные, экзотические черепахи живут в водах морей и океанов, но все-таки черепахи, знакомые нам с детства, – это сухопутные черепахи. Они широко распространены (нет их только в Австралии). Наземные черепахи – медлительные, забавные и безобидные существа. Все они растительноядные. Большинство – типичные обитатели пустынь, умеющие необыкновенно долго обходиться без пищи и воды. Наземные черепахи знамениты своим долголетием – при удачном стечении обстоятельств более 100 лет. (Приложение 1; рис. 17. Две из них нужно выделить особо. Это слоновая – обитает на Галапагосских островах и исполинская – на острове Альдабра.
В просторах Тихого океана, западнее Эквадора, находится группа островов вулканического происхождения. Этот архипелаг открыли мореплаватели Испании, назвав его Галапагар. Позднее их начали называть Галапагосскими. Галапагосы – царство черепах и притом черепах гигантских размеров, высотой до 65см. Длина панциря достигала 1 м, а масса взрослого животного в возрасте 40-50 лет 100 кг. Но 50 лет – это не возраст черепахи. Здесь долгожителями считаются 150-ти летние особи, которые весят 250-300 кг. Вот отсюда и название черепах – слоновые. В 17 веке эти острова стали служить убежищем пиратам. И началось массовое истрeбление черепах. В период с 1811 по 1844 гг. (всего лишь за 33 года) было вывезено 15 000 слоновых черепах. И все же они уцелели. Питаются гиганты-черепахи самой разнообразной растительной пищей, поедая за сутки до 10 кг овощей, фруктов, ягод, хлеба, травы, листьев деревьев, охотно пьют воду. Слоновые черепахи – животные сильные. Они могут выдержать на панцире человека массой свыше 70 кг. Зубов у них нет, пищу она откусывает роговыми основаниями челюстей. (Приложение 1; рис. 16).
4. Отряд крокодилы
Крокодилы распространены в жарком поясе Африки, Азии, Америки, Австралии. Систематически они составляют отдельный отряд в классе пресмыкающихся, объединяющий 21 вид ныне известных живущих на Земле аллигаторов, кайманов, гавиалов и настоящих крокодилов. В наше время это древнейшие животные планеты. (Приложение 1; рис. 18)
Жизнь крокодилов связана с водоемами. На сушу они выходят обыкновенно только чтобы погреться и поспать на солнцепеке, чтобы отложить яйца или чтобы переселиться из пересыхающего водоема в другой, более многоводный. На суше крокодил менее проворен, чем в воде. Его длинный мускулистый хвост сдавлен с боков и служит рулевым веслом, а пальцы на задних конечностях связаны плавательной перепонкой. Погрузившись в воду, крокодил выставляет из воды только верхнюю часть головы, где расположены глаза и ноздри. Огромная хищная пасть у крокодилов снабжена острыми зубами. Зубы напоминают острые клыки млекопитающих и размером 5 см. При этом крупные и мелкие зубы сочетаются таким образом– напротив крупных зубов верхней челюсти располагаются мелкие зубы нижней. Это позволяет крокодилу плотно закрывать пасть. Главную добычу крокодила составляют рыбы и лягушки. Но нападают они и на крупных животных, пришедших на водопой. Между зубами у крокодила находятся баррорецепторы, поэтому они могут контролировать силу сжатия челюстей, что не могут делать другие рептилии.
Самые маленькие крокодилы – это китайские аллигаторы и гладколобые кайманы, их тело не более 1,5 м длиной. Самые большие – гребнистый, нильский и гавиал. Это махины с телом длиной 6-7 м. Свою добычу они подкарауливают спрятавшись в прибрежных зарослях или затаившись на мелководье у берегов рек и озер, куда дикие животные приходят на водопой. Набрасывается крокодил внезапно. Жертву он обычно схватывает зубами и моментально топит. Умертвив добычу, крокодил разрывает ее на части рывками головы и проглатывает большими кусками. (Приложение 1; рис. 19) Крокодилы – очень заботливые мамаши. В период размножения они роют ямки и откладывают туда до 80 яиц. Каждое величиной с гусиное. Цикл развития в яйце – 2-3 месяца. Весь период самка охраняет гнездо. И в этот период она очень опасна. Крокодил имеет 4-х камерное сердце. Но легочная артерия и аорта у него срастаются, и здесь происходит смешивание артериальной и венозной крови.
Крокодилы долгожители. Они стареют к 70-80 годам, но известны факты их жизни свыше 100 лет.
IV. Домашнее задание
§ 52, доделать таблицу. § 49-52, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.
Презентация
Комментарии:
Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....
27 11 2024 14:39:44
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
26 11 2024 5:44:57
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
25 11 2024 14:40:25
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...
24 11 2024 6:34:45
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
23 11 2024 12:24:44
Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
22 11 2024 21:15:46
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
21 11 2024 1:40:58
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
20 11 2024 10:23:58
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
19 11 2024 8:15:23
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
18 11 2024 6:15:30
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
17 11 2024 18:56:49
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность. ...
16 11 2024 23:46:19
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
15 11 2024 0:40:52
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...
14 11 2024 4:29:15
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
13 11 2024 6:17:45
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
12 11 2024 9:13:17
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию". ...
11 11 2024 11:20:45
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
10 11 2024 16:49:23
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...
09 11 2024 19:23:51
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...
08 11 2024 0:55:47
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
07 11 2024 9:39:59
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
06 11 2024 4:22:51
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
05 11 2024 1:11:12
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
04 11 2024 15:22:55
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
03 11 2024 21:25:25
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
02 11 2024 19:15:38
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
01 11 2024 14:24:48
Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на комaнды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего хаpaктера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....
31 10 2024 6:58:56
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...
30 10 2024 14:55:46
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
29 10 2024 1:35:12
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...
28 10 2024 22:49:13
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
27 10 2024 14:39:21
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
26 10 2024 0:34:13
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
25 10 2024 22:32:51
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...
24 10 2024 10:46:31
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
23 10 2024 13:22:50
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...
22 10 2024 8:37:35
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
21 10 2024 0:37:16
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...
20 10 2024 20:32:28
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...
19 10 2024 7:24:45
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...
18 10 2024 15:15:27
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...
17 10 2024 23:55:47
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
16 10 2024 9:21:24
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...
15 10 2024 15:31:16
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
14 10 2024 4:52:42
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
13 10 2024 0:52:59
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
12 10 2024 19:20:33
Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
11 10 2024 4:11:51
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
10 10 2024 9:15:54
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
09 10 2024 8:24:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::