Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"
Цель урока: Показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны
Оборудование: проектор и экран; рисунки пресмыкающихся на ватмане; презентация урока. Костный препарат: скелет змеи, скелет черепахи, видеофильм.
Методы: Рассказ, работа с проектором, работа с учебным видеофильмом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний:
Учитель на отдельных листах предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу земноводных и пресмыкающихся.
III. Объяснение нового материала:
Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными лучше приспособлены к жизни на суше. Это первые наземные позвоночные, размножаются на суше яйцами, дышат легкими. В настоящее время на Земле насчитывают более 6000 видов рептилий. (Приложение 1; рис. 1)
1. Отряд чешуйчатые. Змеи. (Приложение 1; рис. 2)
Около 100 млн лет назад от каких-то ящериц произошли змеи. Одновременно в некоторых группах ящериц эволюция шла по пути утраты конечностей и удлинения тела. Облик животного всегда связан с образом жизни: во-первых, к ползанью без помощи конечностей, во-вторых, к заглатыванию целиком добычи. Тело змеи длинное и сильно растяжимое. Внутренние органы, поэтому располагаются также весьма своеобразно. У большинства змей есть только правое легкое. А правая почка сдвинута ближе к голове, левая – ближе к хвосту
Ядовитый аппарат змей. (Приложение 1; рис. 3)
Зубы у всех змей служат только для удержания добычи: ведь змеи заглатывают ее целиком. Поэтому все зубы у них тонкие, острые и загнуты назад. У многих видов в преобразованных слюнных железах скапливается яд, который вводится в тело жертвы при укусе. Для этого передние зубы становятся похожи на иглы шприца – с внутренним каналом по которому стекает яд. Эти зубы направлены назад, способны поворачиваться и при закрытии пасти, складываются параллельно нижней челюсти. Когда змея наносит удар, пасть стремительно открывается, ядовитые зубы поворачиваются на 90 градусов и занимают боевое положение. После укуса они опять складываются. Благодаря такому устройству гадюковые змеи могут иметь невероятно длинные зубы – до 4 см – могут пробить плотную шкуру крупного зверя и плотную подошву обуви человека. У других ядовитых змей, например у кобр, зубы короткие, но очень прочные, поэтому прокол неглубокий, и иногда змее приходится нанести несколько ударов сразу. Среди 3000 видов змей опасными для человека считаются 450 видов. Ядовитые змеи в странах Южной Азии, Южной Америки, Африки и Австралии причиняют некоторый вред, и укусы их могут быть cмepтельными, если вовремя не оказать пострадавшему медицинскую помощь. И все же, какая необходимость защищать ядовитых змей, если они и так ядовиты? Есть такая необходимость, и именно в силу того, что они обладают ядовитостью. Во-первых, потому что несведующие люди, питающие к змеям неприязнь, считают своим долгом убивать всех ползучих и бьют в том числе весьма полезных неядовитых змей, уничтожающих насекомых и их личинок, мышевидных грызунов и других вредителей лесного и сельского хозяйства. Во-вторых, биологи и медики давно установили, что яд змей очень целебен. И сейчас в медицинской пpaктике широко применяют различные целебные препараты, изготовленные из яда змей. Их применяют при лечении спазмов сосудов сердца, бронхиальной астмы, некоторых опухолей, и д.р. С каждым годом потребность в змеином яде возрастает, и наша фармацевтическая промышленность испытывает в нем большую нужду, а источником его получения являются живые змеи. (Приложение 1; рис. 4) Помните, змеи первыми не нападают. А при встрече со змеей уступите ей путь – это не унизит ваше достоинство, а преследовать вас она не будет.
Душители
Не только с помощью яда змеи могут обездвижить свою добычу, чтобы спокойно ее проглотить. Еще один замечательный способ для них – удушение. Их длинное , сильное и гибкое тело как будто для этого предназначено. Причем в задачу душителя входит не умерщвление, а именно обездвиживание жертвы. И уж тем более змея не стремится переломать кости жертве своими объятиями, т.к. острые кости могут поранить саму змею при заглатывание добычи. Душат добычу не только ядовитые змеи. Многие прекрасно сочетают cмepтельные объятия со cмepтельным укусом. Так поступает, например, стрела-змея. К душителям относят полозы, удавы, питоны, удавчики. (Приложение 1; рис. 5)
Заглатывание добычи
Одно из удивительных качеств змей-охотников – их способность заглатывать очень крупных в сравнении с их размерами животных. Голова у змеи маленькая и изящная, рот на ней почти незаметен. Но когда начинается заглатывание пищи – происходит следующее: пасть очень сильно расширяется. Это становится возможным вследствие того, что нижняя и верхняя челюсти соединены между собой эластичными связками, они просто раздвигаются в стороны, превращая нижнюю часть в виде большого черпака. (Приложение1; рис. 6). Трапеза начинается с головы (это вполне разумно, если учесть, что большинство животных устроено так, что передвигается вперед головой). Схватив челюстями морду жертвы змея не глотает, а наползает на нее.) Скелет змеи не имеет гpyдины, и с брюшной стороны тело укреплено сильными, хорошо растяжимыми мышцами. Поэтому змея может проглотить пищу в 3-4 раза по диаметру больше, чем она сама. (Приложение 1; рис. 7).
Передвижение
Волнообразные изгибания тела – самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея – удивительно красивое и завораживающее зрелище. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры то толчка, то переноса вперед. И так постоянно: опора-толчок-перенос, опора-толчок-перенос. Чем больше тело, тембольше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей удлинялось ( количество позвонков у змей достигает 435 шт – у человека 32-33). Скорость движения однако не превышает 8 км/ч. Существует еще прямолинейный, или гусеничный способ, и прерывистый ход по песку. (Приложение 1; рис. 8)
Обыкновенная гадюка
Небольшая змея, общая длина не превышает 75 см. Самки несколько крупнее самцов. Голова у гадюки четко отграничена от шеи, кончик морды закруглен. Окраска тела серого цвета. Яркое отличие гадюки от других змей – это зигзагообразный рисунок вдоль всего тела. Иксообразный рисунок на голове. Распространена очень широко: обитает в Северной и Средней Европе и Северной Азии, от Англии и до Сахалина. Населяет лесную и лесостепную зоны, предпочитая смешанные леса с полянами и хорошим травостоем, вырубки, зарастающие гари, болота. Гадюки, как правило, оседлы и живут всю жизнь на одном и том же месте, перемещаясь в радиусе 60-100 м. Зимуют гадюки ниже промерзающего слоя почвы, на глубине от 40 до 2 м. Питаются гадюки в зависимости от мест обитания мышевидными грызунами и лягушками, однако во время массового вывода птенцов у мелких птиц (пеночек, коньков, овсянок), гнездящихся на земле, птенцы оказываются излюбленной пищей змей. Молодые гадюки питаются мелкими беспозвоночными (насекомыми). Размножаться гадюки начинают с пятилетнего возраста. Период развития яиц длится 3 месяца, и молодые рождаются со второй половины июля. Через несколько дней они линяют. До первой линьки держатся около гнезда, но сразу после расползаются в разные стороны. Линька происходит 1-2 раза в месяц. Скорость ее определяется состоянием организма, у здоровых особей она проходит за 1,5-2 часа. Несмотря на свою ядовитость, гадюка относительно миролюбива – на человека не нападает сама, только защищаясь. Укус болезненен, но больные выздоравливают на 2-4-й день. Нельзя ни прижигать, ни резать, ни перетягивать раны. Ни отсасывать из раны яд. Необходимо доставить укушенного в больницу, чтобы ввести противоядие. (Приложение 1; рис. 9).
Сетчатый питон
Огромный сетчатый питон, гигантская змея тропических стран Юго-Восточной Азии, которая по величине является самой большой змеей – до 12 метров. В гнезде у питона до 100 яиц. К питону, лежащему в гнезде невозможно подойти – он просто сделает молниеносный бросок и может нанести сильное ранение сотней кривых, длинных и очень острых зубов. Кроме того, схватив зубами жертву, змея набросит петли на нее и может задушить. Яйцо сетчатого питона величиной с гусиное, продолговатое, покрытое упругой эластичной как мяч оболочкой. Первые дни питончики живут за счет оставшегося у них желточного мешка.
Питаются питоны птицами и млекопитающими, а также лягушками, рыбами, ящерицами и змеями. Однако они обладают огромной мускульной силой и способны задушить кольцами своего тела таких животных, как мелкие и средние олени, крупные собаки, свиньи, обезьяны, крокодилы. А как при этом они дышат? Природой все предусмотрено. По мере заглатывания добычи дыхательное горло змеи – трахея, кольчатая упругая трубка, способна выдвигаться наружу, за пределы пасти. В природе гиганские змеи вреда не приносят, не опасны они и для людей. В странах Южной Америки местные жители приручают питонов и удавов и держат их в домах и хозяйственных постройках, где они ловят грызунов. (Приложение 1; рис. 10).
2. Отряд ящерицы
Ящериц можно встретить на всех материках кроме Антарктиды. (Приложение 1; рис. 11) Наибольшее разнообразие в тропических и субтропических зонах Земли. В странах с умеренным климатом их меньше, а до Северного полярного круга доходит только один вид – живородящая ящерица. Внешний вид ящериц очень разнообразен. Одни лишены ног, у других есть ядовитые зубы, третьи имеют сросшееся третье веко. Внешний вид тесно связан с образом жизни. (Приложение 1; рис. 12) Первое, что приходит на ум при упоминании хвоста у пресмыкающихся, это уникальная способность ящериц сбрасывать хвост при опасности для сохранения своей жизни. В хвостовых позвонках, способных к аутотомии, есть неокостеневшие прослойки, в этих местах и отделяется отбрасываемая часть хвоста. Само обламывание происходит благодаря резкому сокращению хвостовых мускулов. При этом мускулы не только разрывают хвост, но и сразу перетягивают кровеносные сосуды, не допуская потери крови. Вскоре у ящерицы отрастает новый хвост, то есть происходит регенерация. Казалось бы, счастливый конец. Но не все так просто. Во-первых, позвонки с необходимыми для аутотомии прослойками, не отрастают, и он уже не может быть использован для ухода от новой опасности. Во-вторых, отращивание нового хвоста требует от ящерицы много жизненных сил, нередко ослабляет ее и снижает ее шансы выжить. В общем, утрата хвоста для ящерицы – это настоящая драма. А ценность хвоста заключается в том, что он является кладовой питательных веществ – здесь запасается до50% жира.
Безногие ящерицы
Безногая ящерица веретеница, или медяница, по общему виду похожа на змею, так как совсем не имеет конечностей и может двигаться только извивая свое длинное тело. Кожа ее покрыта гладкими чешуями серовато-медного цвета; по форме головы в ней можно узнать ящерицу. Веретеница очень полезна: из-за неловких движений, она не может ловить быстрых насекомых, поэтому она как жаба приносит много пользы, уничтожая гoлых слизней и гусениц. (Приложение 1; рис. 13)
Вараны
Настоящими хищниками среди ящериц являются лишь вараны. У них мощные челюсти с огромными клыками и острыми резцами. Есть острые когти и мощный хвост, которым они как и крокодилы сбивают свою жертву. У них довольно крупные глаза с раздельными веками, выраженное слуховое отверстие и длинный, раздвоенный на конце язык. Самые крупные экземпляры – это вараны с острова Комодо. Высота животного достигает в холке 3м10см, а весят отдельные экземпляры до 345 кг. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Кожа буроватая с серовато-желтыми пятнами, голова почти черная. На острове обитают дикие олени и дикие свиньи. Вот за ними и охотится варан. Но как! Гигантский варан бегать не может. Но он может часами выслеживать добычу, стоя на приподнятых лапах неподвижно. Но когда расстояние от варана до будущей жертвы сокращается до стартового минимума , он производит стремительный бросок, схватывает ее зубами или предварительно наносит ей удар хвостом. Взрослый варан съедает в сутки 6-8 кг мяса. Взрослая самка может отложить до трех десятков яиц. Яйцо массой до 200 граммов. Гнездом служит нора или специально вырытая ямка. Развитие продолжается 240-250 суток под действием тепла окружающей среды. Самка никакого участия в выведении потомства не принимает. Гигантские вараны – это уникальные памятники истории. (Приложение 1; рис. 14)
3.Отряд черепахи
Черепахи – единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления как панцирь. Панцирь – это не просто видоизмененный кожный покров, но очень сложное приспособление, которое включает кожные роговые щитки, развивающиеся в коже мощные костные пластины и срастающиеся с ними элементы скелета – ребра, отростки позвонков, ключицы. Панцирь срастается со скелетом, поэтому черепаха не может вылезти из своего домика. Особую прочность панцирю придает то, что швы между роговыми щитками и костными пластинками не совпадают. Сооружение по всем правилам бронетехники. Панцирь состоит из двух половин. Спинная часть называется карапакс, брюшная – пластрон. По бокам пластрон и карапакс либо срастаются, либо полуподвижно соединены. А спереди и сзади между ними есть прострaнcтво для головы, конечностей и хвоста. Щитки панциря постоянно растут, образуя концентрические кольца, по которым можно рассчитать возраст животного, как по годичным кольцам. (Приложение 1; рис. 15) По способу питания черепахи делятся на растительноядных и хищников. У черепах нет зубов вообще. Зубы черепахам заменяют острые края роговых челюстей. Черепахи могут даже разгрызать ими рыб, а могут и защищаться от врагов, и даже нанести серьезную травму человеку.
Гиганты моря
В мировом океане обитают самые огромные из живущих ныне черепах. Их всего 7 видов. 6 из них имеют костно-роговые панцири, а 7-й вид – совершенно необыкновенная черепаха – ее называют кожистой. Рогового слоя у этой черепахи нет, сверху костные пластины покрыты кожной складкой. Она самая большая черепаха – в 1988 году был выловлен экземпляр размерами 2,91 м и весом 961 кг.C 1558 по 1958 год было поймано всего 40 экземпляров. Главная причина этого – жизнь особняком. Кожистые черепахи – одиночки, поэтому поймать их очень трудно. Одиночки ведут скрытый образ жизни. Взрослые черепахи обладают огромной физической силой, и справиться с ними нелегко. В морской стихии, несмотря на свои огромные размеры и большую массу, эти животные очень стремительны, и при необходимости легко маневрируют. У них передние конечности превращены в огромные мощные ласты. Они безобидны, питаются водорослями и беспозвоночными. А также медузы, paки, кpaбы, морские черви и моллюски составляют пищу этих морских гигантов. В течение года самки кожистых черепах откладывают яйца 3-4 раза. Они роют очень глубокие гнезда – целые колодцы, глубина которых достигает 100-120 см. А затем, опустив в него заднюю часть тела, самка откладывает до 100 яиц размером 6 см. Окончив кладку, самка зарывает гнездо песком и утрамбовывает. Лет 500 назад стада зеленых черепах были столь многочисленны, что морские суда не могли пробиться сквозь их толщу, и вынуждены были ожидать, пока черепахи уплывут. Тогда же мореплаватели познали вкус мяса зеленой черепахи. И началось ее массовое истрeбление. Ее называли “живыми консервами”. Моряки просто набивали ею трюмы. Её можно было долго не кормить, а мяса она давала 200-300 кг – можно было накормить всю комaнду. И еще об одной трагедии. Есть такой ценный материал –“черепаховый рог”. Это роговой слой, покрывающий костный скелет. Он состоит из красивых по цвету, рисунку и форме пластинок-щитков. Изделия из роговых щитков еще в древние времена относились к категории “царственных” и стоили очень дорого. Мастера изготавливали гребни, пуговицы, брошки, пряжки, шкатулки, туалетные коробочки ит.д. Теперь эта черепаха находится на грани исчезновения. Самые необычные, экзотические черепахи живут в водах морей и океанов, но все-таки черепахи, знакомые нам с детства, – это сухопутные черепахи. Они широко распространены (нет их только в Австралии). Наземные черепахи – медлительные, забавные и безобидные существа. Все они растительноядные. Большинство – типичные обитатели пустынь, умеющие необыкновенно долго обходиться без пищи и воды. Наземные черепахи знамениты своим долголетием – при удачном стечении обстоятельств более 100 лет. (Приложение 1; рис. 17. Две из них нужно выделить особо. Это слоновая – обитает на Галапагосских островах и исполинская – на острове Альдабра.
В просторах Тихого океана, западнее Эквадора, находится группа островов вулканического происхождения. Этот архипелаг открыли мореплаватели Испании, назвав его Галапагар. Позднее их начали называть Галапагосскими. Галапагосы – царство черепах и притом черепах гигантских размеров, высотой до 65см. Длина панциря достигала 1 м, а масса взрослого животного в возрасте 40-50 лет 100 кг. Но 50 лет – это не возраст черепахи. Здесь долгожителями считаются 150-ти летние особи, которые весят 250-300 кг. Вот отсюда и название черепах – слоновые. В 17 веке эти острова стали служить убежищем пиратам. И началось массовое истрeбление черепах. В период с 1811 по 1844 гг. (всего лишь за 33 года) было вывезено 15 000 слоновых черепах. И все же они уцелели. Питаются гиганты-черепахи самой разнообразной растительной пищей, поедая за сутки до 10 кг овощей, фруктов, ягод, хлеба, травы, листьев деревьев, охотно пьют воду. Слоновые черепахи – животные сильные. Они могут выдержать на панцире человека массой свыше 70 кг. Зубов у них нет, пищу она откусывает роговыми основаниями челюстей. (Приложение 1; рис. 16).
4. Отряд крокодилы
Крокодилы распространены в жарком поясе Африки, Азии, Америки, Австралии. Систематически они составляют отдельный отряд в классе пресмыкающихся, объединяющий 21 вид ныне известных живущих на Земле аллигаторов, кайманов, гавиалов и настоящих крокодилов. В наше время это древнейшие животные планеты. (Приложение 1; рис. 18)
Жизнь крокодилов связана с водоемами. На сушу они выходят обыкновенно только чтобы погреться и поспать на солнцепеке, чтобы отложить яйца или чтобы переселиться из пересыхающего водоема в другой, более многоводный. На суше крокодил менее проворен, чем в воде. Его длинный мускулистый хвост сдавлен с боков и служит рулевым веслом, а пальцы на задних конечностях связаны плавательной перепонкой. Погрузившись в воду, крокодил выставляет из воды только верхнюю часть головы, где расположены глаза и ноздри. Огромная хищная пасть у крокодилов снабжена острыми зубами. Зубы напоминают острые клыки млекопитающих и размером 5 см. При этом крупные и мелкие зубы сочетаются таким образом– напротив крупных зубов верхней челюсти располагаются мелкие зубы нижней. Это позволяет крокодилу плотно закрывать пасть. Главную добычу крокодила составляют рыбы и лягушки. Но нападают они и на крупных животных, пришедших на водопой. Между зубами у крокодила находятся баррорецепторы, поэтому они могут контролировать силу сжатия челюстей, что не могут делать другие рептилии.
Самые маленькие крокодилы – это китайские аллигаторы и гладколобые кайманы, их тело не более 1,5 м длиной. Самые большие – гребнистый, нильский и гавиал. Это махины с телом длиной 6-7 м. Свою добычу они подкарауливают спрятавшись в прибрежных зарослях или затаившись на мелководье у берегов рек и озер, куда дикие животные приходят на водопой. Набрасывается крокодил внезапно. Жертву он обычно схватывает зубами и моментально топит. Умертвив добычу, крокодил разрывает ее на части рывками головы и проглатывает большими кусками. (Приложение 1; рис. 19) Крокодилы – очень заботливые мамаши. В период размножения они роют ямки и откладывают туда до 80 яиц. Каждое величиной с гусиное. Цикл развития в яйце – 2-3 месяца. Весь период самка охраняет гнездо. И в этот период она очень опасна. Крокодил имеет 4-х камерное сердце. Но легочная артерия и аорта у него срастаются, и здесь происходит смешивание артериальной и венозной крови.
Крокодилы долгожители. Они стареют к 70-80 годам, но известны факты их жизни свыше 100 лет.
IV. Домашнее задание
§ 52, доделать таблицу. § 49-52, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.
Презентация
Комментарии:
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
31 05 2025 19:45:33
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
30 05 2025 20:57:16
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
29 05 2025 23:18:34
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
28 05 2025 11:32:24
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
27 05 2025 2:37:43
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
26 05 2025 5:52:23
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
25 05 2025 22:50:58
Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....
24 05 2025 1:41:47

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
23 05 2025 23:27:42
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
22 05 2025 20:47:33
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
21 05 2025 18:12:49
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
20 05 2025 1:51:40
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
19 05 2025 17:59:32
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
18 05 2025 21:47:38
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
17 05 2025 10:57:29
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
16 05 2025 1:20:45
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
15 05 2025 21:23:38
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
14 05 2025 22:33:55
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
13 05 2025 18:14:14
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
12 05 2025 18:47:28
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
11 05 2025 4:29:12
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
10 05 2025 10:35:53
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
09 05 2025 12:33:46
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
08 05 2025 21:11:22
Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....
07 05 2025 14:37:53
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
06 05 2025 7:43:31
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
05 05 2025 10:31:23
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
04 05 2025 15:20:10
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
03 05 2025 23:39:50

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
02 05 2025 12:54:47
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
01 05 2025 17:44:23
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
30 04 2025 15:43:12
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
29 04 2025 22:41:49
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
28 04 2025 12:17:44
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
27 04 2025 19:22:45
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
26 04 2025 11:30:16
Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....
25 04 2025 16:26:45
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
24 04 2025 0:20:25
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
23 04 2025 18:16:47
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
22 04 2025 2:16:25
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ.
...
21 04 2025 3:34:23
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
20 04 2025 22:33:47
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
19 04 2025 16:21:14
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
18 04 2025 15:30:46
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
17 04 2025 11:29:22
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
16 04 2025 1:24:32
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
15 04 2025 14:41:31
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
14 04 2025 4:56:44
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
13 04 2025 20:31:30
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
12 04 2025 5:43:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::