Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

Цель: интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика.
Задачи..
Образовательные:
биология:
- закрепить важные научные термины биологии, познакомиться с учеными – генетиками и проанализировать их высказывания;
- познакомиться с направлением молекулярной биологии – генной инженерией.
- закрепить общеучебные умения и навыки работы с дополнительной литературой, и интернет-ресурсами;
русский язык:
- закрепить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ ;
- повторить основные понятия – критерии, необходимые в сочинении;
- подготовиться к сочинению по прочитанному тексту.
Развивающие:
- формировать умение работать в режиме интеpaктива;
- развивать умение проектной деятельности - рассказать об указанном предмете языком своих способностей;
- развивать умение анализировать текст, обобщать материал, давать монологический ответ.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традиционной культуре родного края;
- способствовать воспитанию нравственной, социально адаптированной личности школьника.
Оборудование:
- портреты Ломоносова, Бунина, Менделеева,
- алгоритм выполнения работы части “С”,
- мультимедийный проектор,
- пижемская ложка, елка, трафареты елочных украшений (шишки и шары),
- презентация,
- линейка, карандаш, клей, краски, карандаши, крупа-пшено, вермишель, ножницы, расческа, мишура.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Индуктор.
Первый – учитель биологии. Перед вами пижемская ложка – образец народного декоративно – прикладного творчества.
Второй – учитель русского языка. Что мы можем рассказать об этом предмете языком разных наук?
- Пижемская ложка сделана из дерева – область биологии.
- Расписана красками – химия.
- Дерево и краски экологичеки чистые – экология.
- Декоративно-прикладное творчество – рисунок, сам предмет.
- Стихотворение О. Чупрова “Пижемская ложка” - литература.
(Зачитывается отрывок из стихотворения О. Чупрова)
Второй.
Я такой не стану, право,
Кашу есть и щи хлeбaть!
Этой ложечке поправу
Красный угол занимать!
- Вот как о ложке сказал наш земляк Олег Чупров:
Первый. На этом примере мы убедились, как тесно соприкасаются разные науки. Можно соединить несоединимое.
Второй. Сегодня мы попытаемся интегрировать русский язык и биологию. Что такое интеграция? (Зачитывается словарная справка)
Интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом их дифференциации.
Первый. Тема сегодняшнего урока: “Человек: генотип плюс биография” (использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту).
Второй. На сегодняшнем уроке нам необходимо: по русскому языку: повторить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, что будет вашим домашним заданием.
Первый. По биологии: закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика.
Второй. Вы пришли на ЕГЭ.
- Какое первое умение вы должны соблюдать при выполнении заданий.
1) Внимательно читать (открывается первое правило, закрепленное на доске).
- Звучит текст. (Приложение № 1).
- Какой второй момент вам необходимо учесть при написании сочинения?
2) Определяем стиль. (Открывается второе правило, закрепленное на доске)
- Стиль научно-публицистический.
- Что позволило сделать вывод о научной публицистике?
- В тексте есть научные термины, такие как наследственность, генотип, геном, признак, фамилии ученых – генетиков Феодосий Добжанский, И.И. Иванов.
Первый. Давайте закрепим эти важные научные понятия, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках.
Презентация. (Приложение № 2)
Ген — структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определенного признака или свойства.
Термин \"Ген\" впервые предложил В. Иогансен в 1909 для обозначения дискретных наследственных. факторов, открытых Г. Менделем в 1865.
В 1910-1920 гг. американский ученый Томас Морган сформулировал хромосомную теорию наследственности, согласно которой гены располагаются в хромосомах в линейном порядке, каждый ген занимает в хромосоме определенное место и влияет на формирование определенного признака.
Дальнейшие исследования внесли существенные поправки и дополнения в хромосомную теорию наследственности и углубили знания о гене.
Большинство генов влияет не на один признак организма, а на несколько, то есть обладает множественным действием.
Признак – какое – либо качество организма, по которому его можно отличить от другого. Признак записан, и храниться на молекулах ДНК в виде первичной структуры белка.
Геном - термин был предложен в 1920 немецким биологом Г. Винклером.
Геном - совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма. Диплоидные организмы содержат 2 генома - отцовский и материнский. Как правило, геномы, полученные от отцовской и материнской гамет, гомологичны. Под абсолютной гомологией двух геномов понимают совпадение линейного расположения генов в каждой хромосоме. Наличие такого совпадения обеспечивает возможность нормальной конъюгации хромосом в мейозе и появление новых признаков у потомства.
- Совокупность генов, которую организм получает от родителей - генотип.
Генотип представляет собой сложную и целостную систему – генотипическую среду, в которой работа и реализация каждого гена зависят от влияния других генов.
Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков).
- Обратите внимание на слова: “Организм получает от родителей – генотип. Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков)”.
- Заслуживают внимания слова Ф. Добжанского: “Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся его биография сделали его таким. Я употребил слово “биография”, а не “среда”, потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений накладываемых внешней средой”.
Второй. Следующий шаг - важнейший аспект вашего сочинения.
3) Определить проблему. (Открывается третье правило, закрепленное на доске)
- Что такое проблема?
Проблема – противоречие, вопрос, на который автор отвечает данным текстом.
Сформулируйте проблему в виде вопросительного предложения.
- Что влияет на развитие способностей – наследственность или воспитание?
Первый. Что такое наследственность?
- Наследственность – это … (Зачитывается справка)
Второй. Проблема сформулирована. Каков следующий шаг.
4. Комментарий к проблеме. (Открывается четвертое правило, закрепленное на доске)
- Что такое комментарий?
Запишите комментарий к поставленной проблеме.
- На какие авторитетные мнения ссылается автор текста?
- На ученого – генетика Феодосия Добжанского и директора медико-генетического центра И.И. Иванова.
Первый. Кто такой Ф.Добжанский?
Презентация. (Приложение № 2)
Феодосий Григорьевич Доб(р)жанский (мать Софья Васильевна Войнарская внучатая племянница Ф.М.Достоевскому – внучка родной сестры писателя). Он очень гордился этим родством.
Справка:
Годы жизни: родился 25 января 1900, умер 18 декабря 1975 (75 лет).
Место рождения: Немиров, Российская империя.
Место cмepти: Дэвис, США.
Страна: Российская империя, США.
Научная сфера: Генетика.
Место работы: Калифорнийский университет в Дэвисе.
Альма-матер: Киевский университет.
Научный руководитель: Лучник Виктор Николаевич, Филипченко Юрий Александрович.
Награды и премии: Национальная научная медаль США (1964 г.).
- На вопрос: “Что получится если появиться возможность анализировать индивидуальный геном человека подобно, например, анализу крови”?
И.И.Иванов отвечает: “Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата”.
Это интервью директора медико-генетического центра И.И. Иванова свидетельствует о развитии генной инженерии.
Генная инженерия – это отрасль молекулярной биологии, которая изучает направленное изменение биологической информации клеток или организмов для получения живых существ с запрограммированным фенотипическим признаком.
Методы генной инженерии позволяют диагностировать генетические заболевания, создавать ДНК-вакцины, проводить генотерапию различных заболеваний и сообщать организму новые уникальные
- генетические,
- биохимические, а затем и
- физиологические свойства.
Используя методы генной инженерии, мы можем создать монстров, уpoдов и т.д.
1 - Не будут ли нас окружать подобные уpoдцы?
Биоэтика – наука об этичном отношении ко всему живому, в том числе и к человеку.
Регламентирует поведение людей по отношению друг к другу в условиях применения высоких технологий, способных изменить тело, психику или (особенно) потомство.
- Это направление в науке чревато последствиями и поэтому строго регламентируется законом.
Второй. Следующий критерий.
5. Авторская позиция. (Открывается пятое правило, закрепленное на доске)
- Каково отношение автора к проблеме?
- Как доказывает свое мнение автор?
- Автор считает, что наследственному признаку надо помочь развиться. Это зависит от самого человека. История знает немало случаев, когда люди поднимались до высот мастерства ценой собственных усилий.
Первый. Наследственность определяет задатки, а все остальное зависит от самого человека.
- Автор приводит примеры из жизни Менделеева, Бунина, Ломоносова.
- Где в кабинете находятся портреты этих известных людей? Покажите взгядом. (Физминутка №1)
Второй. Эти люди сумели мобилизоваться, чтобы достичь высот мастерства, но не менее важной является способность расслаблляться.
- Давайте подмигнем соседу и улыбнемся. (Физминутка № 2)
- Мы говорим о способностях. Какие человеческие способности принято выделять?
- Назовите основные:
- математические,
- гуманитарные,
- химико-биологические,
- технологические.
(Данные способности написаны на листочках и раскладываются на столы)
Первый. А какими способностями обладаете вы? Пересядьте, пожалуйста, в группы по способностям.
Второй. Перед вами елка. Расскажите о ней языком своих способностей. (Создают проект “Мои способности…”)
Второй. Какое следующее правило вы должны соблюдать при написании сочинения.
6. Какова ваша позиция? (Открывается шестое правило, закрепленное на доске)
- Что по этому поводу думают наши гости?
Первый. Поднимите руку, кто согласен с мнением автора.
Второй. Каким будет следующий шаг?
7. Аргументы. (Открывается седьмое правило, закрепленное на доске)
- С этим вы будете работать дома.
- Откуда взять доказательную базу?
- Русское зарубежье - Питирим Сорокин; Ф. Добжанский; А. В. Журавский; А.М. Горький; Ф.М. Достоевский; герои художественных произведений (Базаров, герои Толстого и др.)
Итог: мы подводим итог интегрированного урока.
- Напишите, какие учебные понятия, термины по предметам, имена ученых остались после интегрированного урока. С чем вы покидаете урок? (На столе лежат бумажные елочные украшения (шишки) одна на группу)
Первый и второй. Выставление оценок.
Рефлексия:
Второй. Завершим урок синквейном:
- слово – существительное;
- два прилагательных;
- три глагола;
- наречия, междометия;
- фраза – предложение. (На столе лежат бумажные елочные украшения (шары) на каждого учащегося). Запишите синквейн на шары и украсьте елку.
Комментарии:
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
04 12 2025 13:34:24
Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...
03 12 2025 0:19:56
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
02 12 2025 16:24:25
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
01 12 2025 14:44:24
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
30 11 2025 1:17:48
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
29 11 2025 19:13:13
Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....
28 11 2025 10:19:31
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
27 11 2025 14:13:17
В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....
26 11 2025 9:22:49
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
25 11 2025 11:47:31
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
24 11 2025 23:32:17
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
23 11 2025 14:42:22
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
22 11 2025 0:32:15
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
21 11 2025 1:24:16
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования.
...
20 11 2025 2:21:34
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
19 11 2025 2:18:37
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
18 11 2025 0:22:46
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
17 11 2025 14:45:34
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
16 11 2025 22:56:11
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
15 11 2025 11:34:33
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
14 11 2025 4:46:12
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
13 11 2025 13:34:26
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
12 11 2025 20:14:43
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
11 11 2025 23:20:41
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
10 11 2025 1:19:13
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
09 11 2025 5:22:12
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
08 11 2025 4:47:48
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
07 11 2025 9:28:55
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
...
06 11 2025 20:41:51
Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....
05 11 2025 17:30:45
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
04 11 2025 10:15:37
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
03 11 2025 7:33:33
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
02 11 2025 21:24:39
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
01 11 2025 21:22:31
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
31 10 2025 22:27:13
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
30 10 2025 13:46:33
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
29 10 2025 7:11:46
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
28 10 2025 12:25:21
Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....
27 10 2025 9:32:49
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
26 10 2025 19:27:45
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
25 10 2025 5:26:36
Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике.
...
24 10 2025 6:41:59
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
23 10 2025 23:56:24
Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....
22 10 2025 22:44:55
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
21 10 2025 14:27:28
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
20 10 2025 6:26:41
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
19 10 2025 20:37:41
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
18 10 2025 18:37:56
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
17 10 2025 9:35:47
Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...
16 10 2025 18:42:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




