Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)
Цель: интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика.
Задачи..
Образовательные:
биология:
- закрепить важные научные термины биологии, познакомиться с учеными – генетиками и проанализировать их высказывания;
- познакомиться с направлением молекулярной биологии – генной инженерией.
- закрепить общеучебные умения и навыки работы с дополнительной литературой, и интернет-ресурсами;
русский язык:
- закрепить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ ;
- повторить основные понятия – критерии, необходимые в сочинении;
- подготовиться к сочинению по прочитанному тексту.
Развивающие:
- формировать умение работать в режиме интеpaктива;
- развивать умение проектной деятельности - рассказать об указанном предмете языком своих способностей;
- развивать умение анализировать текст, обобщать материал, давать монологический ответ.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традиционной культуре родного края;
- способствовать воспитанию нравственной, социально адаптированной личности школьника.
Оборудование:
- портреты Ломоносова, Бунина, Менделеева,
- алгоритм выполнения работы части “С”,
- мультимедийный проектор,
- пижемская ложка, елка, трафареты елочных украшений (шишки и шары),
- презентация,
- линейка, карандаш, клей, краски, карандаши, крупа-пшено, вермишель, ножницы, расческа, мишура.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Индуктор.
Первый – учитель биологии. Перед вами пижемская ложка – образец народного декоративно – прикладного творчества.
Второй – учитель русского языка. Что мы можем рассказать об этом предмете языком разных наук?
- Пижемская ложка сделана из дерева – область биологии.
- Расписана красками – химия.
- Дерево и краски экологичеки чистые – экология.
- Декоративно-прикладное творчество – рисунок, сам предмет.
- Стихотворение О. Чупрова “Пижемская ложка” - литература.
(Зачитывается отрывок из стихотворения О. Чупрова)
Второй.
Я такой не стану, право,
Кашу есть и щи хлeбaть!
Этой ложечке поправу
Красный угол занимать!
- Вот как о ложке сказал наш земляк Олег Чупров:
Первый. На этом примере мы убедились, как тесно соприкасаются разные науки. Можно соединить несоединимое.
Второй. Сегодня мы попытаемся интегрировать русский язык и биологию. Что такое интеграция? (Зачитывается словарная справка)
Интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом их дифференциации.
Первый. Тема сегодняшнего урока: “Человек: генотип плюс биография” (использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту).
Второй. На сегодняшнем уроке нам необходимо: по русскому языку: повторить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, что будет вашим домашним заданием.
Первый. По биологии: закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика.
Второй. Вы пришли на ЕГЭ.
- Какое первое умение вы должны соблюдать при выполнении заданий.
1) Внимательно читать (открывается первое правило, закрепленное на доске).
- Звучит текст. (Приложение № 1).
- Какой второй момент вам необходимо учесть при написании сочинения?
2) Определяем стиль. (Открывается второе правило, закрепленное на доске)
- Стиль научно-публицистический.
- Что позволило сделать вывод о научной публицистике?
- В тексте есть научные термины, такие как наследственность, генотип, геном, признак, фамилии ученых – генетиков Феодосий Добжанский, И.И. Иванов.
Первый. Давайте закрепим эти важные научные понятия, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках.
Презентация. (Приложение № 2)
Ген — структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определенного признака или свойства.
Термин \"Ген\" впервые предложил В. Иогансен в 1909 для обозначения дискретных наследственных. факторов, открытых Г. Менделем в 1865.
В 1910-1920 гг. американский ученый Томас Морган сформулировал хромосомную теорию наследственности, согласно которой гены располагаются в хромосомах в линейном порядке, каждый ген занимает в хромосоме определенное место и влияет на формирование определенного признака.
Дальнейшие исследования внесли существенные поправки и дополнения в хромосомную теорию наследственности и углубили знания о гене.
Большинство генов влияет не на один признак организма, а на несколько, то есть обладает множественным действием.
Признак – какое – либо качество организма, по которому его можно отличить от другого. Признак записан, и храниться на молекулах ДНК в виде первичной структуры белка.
Геном - термин был предложен в 1920 немецким биологом Г. Винклером.
Геном - совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма. Диплоидные организмы содержат 2 генома - отцовский и материнский. Как правило, геномы, полученные от отцовской и материнской гамет, гомологичны. Под абсолютной гомологией двух геномов понимают совпадение линейного расположения генов в каждой хромосоме. Наличие такого совпадения обеспечивает возможность нормальной конъюгации хромосом в мейозе и появление новых признаков у потомства.
- Совокупность генов, которую организм получает от родителей - генотип.
Генотип представляет собой сложную и целостную систему – генотипическую среду, в которой работа и реализация каждого гена зависят от влияния других генов.
Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков).
- Обратите внимание на слова: “Организм получает от родителей – генотип. Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков)”.
- Заслуживают внимания слова Ф. Добжанского: “Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся его биография сделали его таким. Я употребил слово “биография”, а не “среда”, потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений накладываемых внешней средой”.
Второй. Следующий шаг - важнейший аспект вашего сочинения.
3) Определить проблему. (Открывается третье правило, закрепленное на доске)
- Что такое проблема?
Проблема – противоречие, вопрос, на который автор отвечает данным текстом.
Сформулируйте проблему в виде вопросительного предложения.
- Что влияет на развитие способностей – наследственность или воспитание?
Первый. Что такое наследственность?
- Наследственность – это … (Зачитывается справка)
Второй. Проблема сформулирована. Каков следующий шаг.
4. Комментарий к проблеме. (Открывается четвертое правило, закрепленное на доске)
- Что такое комментарий?
Запишите комментарий к поставленной проблеме.
- На какие авторитетные мнения ссылается автор текста?
- На ученого – генетика Феодосия Добжанского и директора медико-генетического центра И.И. Иванова.
Первый. Кто такой Ф.Добжанский?
Презентация. (Приложение № 2)
Феодосий Григорьевич Доб(р)жанский (мать Софья Васильевна Войнарская внучатая племянница Ф.М.Достоевскому – внучка родной сестры писателя). Он очень гордился этим родством.
Справка:
Годы жизни: родился 25 января 1900, умер 18 декабря 1975 (75 лет).
Место рождения: Немиров, Российская империя.
Место cмepти: Дэвис, США.
Страна: Российская империя, США.
Научная сфера: Генетика.
Место работы: Калифорнийский университет в Дэвисе.
Альма-матер: Киевский университет.
Научный руководитель: Лучник Виктор Николаевич, Филипченко Юрий Александрович.
Награды и премии: Национальная научная медаль США (1964 г.).
- На вопрос: “Что получится если появиться возможность анализировать индивидуальный геном человека подобно, например, анализу крови”?
И.И.Иванов отвечает: “Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата”.
Это интервью директора медико-генетического центра И.И. Иванова свидетельствует о развитии генной инженерии.
Генная инженерия – это отрасль молекулярной биологии, которая изучает направленное изменение биологической информации клеток или организмов для получения живых существ с запрограммированным фенотипическим признаком.
Методы генной инженерии позволяют диагностировать генетические заболевания, создавать ДНК-вакцины, проводить генотерапию различных заболеваний и сообщать организму новые уникальные
- генетические,
- биохимические, а затем и
- физиологические свойства.
Используя методы генной инженерии, мы можем создать монстров, уpoдов и т.д.
1 - Не будут ли нас окружать подобные уpoдцы?
Биоэтика – наука об этичном отношении ко всему живому, в том числе и к человеку.
Регламентирует поведение людей по отношению друг к другу в условиях применения высоких технологий, способных изменить тело, психику или (особенно) потомство.
- Это направление в науке чревато последствиями и поэтому строго регламентируется законом.
Второй. Следующий критерий.
5. Авторская позиция. (Открывается пятое правило, закрепленное на доске)
- Каково отношение автора к проблеме?
- Как доказывает свое мнение автор?
- Автор считает, что наследственному признаку надо помочь развиться. Это зависит от самого человека. История знает немало случаев, когда люди поднимались до высот мастерства ценой собственных усилий.
Первый. Наследственность определяет задатки, а все остальное зависит от самого человека.
- Автор приводит примеры из жизни Менделеева, Бунина, Ломоносова.
- Где в кабинете находятся портреты этих известных людей? Покажите взгядом. (Физминутка №1)
Второй. Эти люди сумели мобилизоваться, чтобы достичь высот мастерства, но не менее важной является способность расслаблляться.
- Давайте подмигнем соседу и улыбнемся. (Физминутка № 2)
- Мы говорим о способностях. Какие человеческие способности принято выделять?
- Назовите основные:
- математические,
- гуманитарные,
- химико-биологические,
- технологические.
(Данные способности написаны на листочках и раскладываются на столы)
Первый. А какими способностями обладаете вы? Пересядьте, пожалуйста, в группы по способностям.
Второй. Перед вами елка. Расскажите о ней языком своих способностей. (Создают проект “Мои способности…”)
Второй. Какое следующее правило вы должны соблюдать при написании сочинения.
6. Какова ваша позиция? (Открывается шестое правило, закрепленное на доске)
- Что по этому поводу думают наши гости?
Первый. Поднимите руку, кто согласен с мнением автора.
Второй. Каким будет следующий шаг?
7. Аргументы. (Открывается седьмое правило, закрепленное на доске)
- С этим вы будете работать дома.
- Откуда взять доказательную базу?
- Русское зарубежье - Питирим Сорокин; Ф. Добжанский; А. В. Журавский; А.М. Горький; Ф.М. Достоевский; герои художественных произведений (Базаров, герои Толстого и др.)
Итог: мы подводим итог интегрированного урока.
- Напишите, какие учебные понятия, термины по предметам, имена ученых остались после интегрированного урока. С чем вы покидаете урок? (На столе лежат бумажные елочные украшения (шишки) одна на группу)
Первый и второй. Выставление оценок.
Рефлексия:
Второй. Завершим урок синквейном:
- слово – существительное;
- два прилагательных;
- три глагола;
- наречия, междометия;
- фраза – предложение. (На столе лежат бумажные елочные украшения (шары) на каждого учащегося). Запишите синквейн на шары и украсьте елку.
Комментарии:
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
15 09 2024 21:55:12
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
14 09 2024 18:16:16
Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....
13 09 2024 15:43:27
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
12 09 2024 12:12:15
Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
11 09 2024 10:56:51
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
10 09 2024 3:31:16
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...
09 09 2024 17:48:47
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
08 09 2024 1:56:34
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
07 09 2024 16:59:52
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
06 09 2024 10:51:36
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...
05 09 2024 2:58:39
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
04 09 2024 5:13:58
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
03 09 2024 7:53:47
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...
02 09 2024 17:48:37
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...
01 09 2024 7:50:46
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
31 08 2024 1:16:12
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
30 08 2024 18:25:59
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
29 08 2024 17:44:44
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
28 08 2024 23:58:21
Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....
27 08 2024 21:55:37
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
26 08 2024 19:13:55
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...
25 08 2024 16:47:13
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
24 08 2024 7:43:36
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
23 08 2024 6:30:48
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
22 08 2024 2:11:37
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
21 08 2024 3:35:52
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
20 08 2024 0:49:24
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
19 08 2024 18:50:10
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
18 08 2024 22:13:39
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
17 08 2024 16:13:19
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
16 08 2024 0:16:18
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
15 08 2024 10:31:50
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
14 08 2024 10:35:51
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
13 08 2024 1:32:11
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
12 08 2024 3:54:47
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
11 08 2024 18:52:44
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...
10 08 2024 9:39:57
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...
09 08 2024 9:32:23
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
08 08 2024 21:25:32
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
07 08 2024 8:29:12
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
06 08 2024 7:24:58
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
05 08 2024 15:34:13
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
04 08 2024 9:15:47
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
03 08 2024 10:15:43
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
02 08 2024 11:17:45
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
01 08 2024 2:52:20
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...
31 07 2024 20:37:47
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...
30 07 2024 7:13:28
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
29 07 2024 2:43:19
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
28 07 2024 20:38:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::