Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

Л.Н. Толстой писал “Быть хорошо рожденным – право каждого человека”.

Право быть хорошо рожденным… Прежде всего, это право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Ученики, которые сегодня сидят за партой, – это будущие родители. Готовить к этой важной и значимой в их жизни функции нужно уже сейчас.

Предлагаемый ниже материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках.

Цель: формирование пoлoвoй грамотности.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода;
  • продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;

Оборудование: Таблицы “Положение плода в матке”, “Индивидуальное развитие хордовых”, таблички с терминами, натуральные объекты (семя гороха и фасоли, куриное яйцо), репродукции картин с изображением матери и ребенка, запись на аудиопленке плача младенца.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к активному восприятию данной темы.

Презентация

Учитель обращается к классу со следующими словами:

“Древние мудрецы считали, что в мире есть три великие тайны: тайна любви, тайна cмepти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения – есть самая великая на Земле, так как позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребенка – вот самое удивительное чудо!

Откуда берутся дети? (слайд 1)

Нехитрый этот вопрос, произнесенный устами младенца, почему-то всегда ставит взрослых в тупик. И начинается “детский лепет” про аиста, капусту, магазин, добрую волшебницу…

А говорить надо правду. Ведь дети хотя и маленькие, но умеют думать. Они любят сказки, но в серьезных вопросах предпочитают добираться до правды. А правда в том, что каждый малыш рождается. Но до этого долгое время он живет в животе у своей мамы, а, когда приходит время, – появляется на свет.

На нашем уроке мы узнаем тайну рождения человека, нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенных тайн природы и выяснить где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к появлению ребенка на свет (слайд 2).

2. Изучение нового материала.

Учитель.

Жизнь каждого человека начинается тогда, когда сливаются воедино мужская и женская пoлoвые клетки. И образуется одна – единственная, но оплодотворенная яйцеклетка. Этот процесс называется зачатие. Но прежде чем слиться пoлoвые клетки проходят длительный путь своего развития (Слайд 3).

Что собой представляет мужская пoлoвая клетка, где и как она развивается?

Ученик. Мужская пoлoвая клетка – cпepматозоид, “cпepматос” в переводе с греческого – семя, “зоон” - живое существо, имеет вытянутую форму, в нем различают головку, вытянутую часть и хвост, который помогает передвигаться. Зрелый cпepматозоид – одна из самых маленьких клеток организма человека, он в 85000 раз меньше яйцеклетки. Впервые описание cпepматозоида человека было сделано в 1667 году А. Левенгуком.

Образование cпepматозоида происходит внутри семенных кaнaльцев, которые занимают более 97% объема яичка. Для созревания и подготовки cпepматозоида способного оплодотворять яйцеклетку, необходимо приблизительно 72 дня, или два с половиной месяца. У мужчин образование семени происходит непрерывно, образующееся семя накапливается в семенных пузырьках. На воздухе cпepматозоиды живут менее суток, в организме же женщины 2-3 дня (Слайд 4)

Учитель. Что собой представляет женская пoлoвая клетка, где и как она образуется?

Ученик. Яйцеклетка – женская пoлoвая клетка человека была описана в 1827 году эмбриологом Карлом Бэром. Она имеет округлую форму, ее диаметр 1 миллиметра, вес ее – 0,0015 миллиграмма, защищена слоем клеток (прозрачной оболочкой). В этом микроскопическом образовании содержится все, что мать передает по наследству своему будущему ребенку. Растут и созревают яйцеклетки в яичниках, там их содержится около 80000. Примерно раз в месяц самая крупная яйцеклетка покидает яичник и по яйцеводу направляется в матку (Слайд 5).

Учитель. Если оплодотворения не случается, то яйцеклетка погибает и выходит из организма женщины, а если ей удалось избежать гибели, и она встретилась в яйцеводе с мужской пoлoвoй клеткой, то происходит зарождение новой жизни. Во время пoлoвoго акта в организм женщины извергается 3-5 миллилитров семенной жидкости - cпepмы, в которой содержится 300-500 миллионов подвижных cпepматозоидов, и все они стремятся к сердцу яйцеклетки. Кому же достанется ее сердце? Ведь счастливчиком будет только один – лучший из всех самых лучших. Cпepматозоид разрушает оболочку яйцеклетки и проникает внутрь только головка, а хвост отпадает, выполнив свою функцию. Ядра клеток сливаются, и в этот момент поверхность яйцеклетки меняется, закрывая доступ другим cпepматозоидам, так образуется зигота – начало нового организма (Слайд 6).

Итак, пoлoвые клетки имеют ключевую роль в деторождении. Но в гаметогенезе может произойти нарушение структуры и числа хромосом вследствие действия повреждающих факторов. К ним, в частности, относятся “бытовые яды”: наркотические вещества, алкоголь, никотин, бесконтрольный прием лекарственных препаратов. А также к повреждающим факторам относятся стрессы, беспорядочные пoлoвые контакты, различного рода облучения, инфекции, в том числе передаваемые пoлoвым путем.

Значительная доля пoлoвых клеток погибает, а до 50 % всех зачатий у человека элиминируется, то есть формирующийся эмбрион погибает.

Запомните! Чтобы беременность с самого начала протекала нормально, лучше к ней готовиться заранее, по крайней мере, за три месяца до зачатия. Существует несколько условий: правильное питание полноценный отдых, здоровый образ жизни. Лучшее время для вынашивания и рождения ребенка – возраст от 20 до 29 лет.

Ученик. Зигота (от греческого слова “зиготес”-соединенный вместе) – первая клетка человеческого организма. В ней, различимой только под микроскопом, заключено все будущее: – ясные гoлyбые (серые, карие, зеленые) глаза, густые, вьющиеся (редкие, прямые) волосы, различные таланты (бездарность)… Все будет зависеть от того, какую генетическую информацию несли в своих ядрах пoлoвые клетки.

Ученик. Итак, пoлoвые клетки слились воедино. Затем в течение некоторого времени (от 15 минут до нескольких часов) ничего не происходит, и будущий человек остается одноклеточным организмом (Слайд 7).

Наконец, из одной клетки образуются две, потом 4,5,7,8….16.. и так до тех пор, пока не образуется нужное количество клеток, клетки тесно соприкасаются друг с другом, зародыш больше всего похож на тутовую ягодку, его так и называют – морула. Эта “ягодка” продолжает делиться, медленно продвигаясь по яйцеводу к тому месту, где ей суждено поселиться на долгие 9 месяцев – к матке. На этот путь уходит вся первая неделя. И морула перестает быть ягодкой и превращается в пузырек – плотная клеточная масса разделяется на зародышевый узелок и поверхностный слой клеток, окружающих этот узелок. В таком виде зародыш поступает в матку. К этому времени он успевает почти полностью израсходовать запас питательных веществ, который был припасен для него в яйцеклетке, и зародыш спешит прикрепиться к стенке матки, чтобы получить кислород и питание из организма матери. Делает он это с помощью своих наружных клеток, которые врастают в слизистую оболочку матки, словно растение корнями. Внутри ветвлений проходят мелкие кровеносные сосуды, которые через пуповину ведут к плоду. Так формируется плацента – орган связи плода и матери, именно через нее поступают кислород и питательные вещества и выводятся ненужные, отработанные вещества. К концу третьей недели беременности размеры зародыша не превышают величину яблочного семечка. У него появляются зачатки конечностей, глаз, ушей, рта. Внешне зародыш напоминает не то ящерицу, не то рыбку: у него четко видны жаберные щели и хвост.

К концу первого месяца жизни зародыш вырос до 5-8 мм, появляются первые кровеносные сосуды, и начинает формироваться сердце. Именно в этот период зародыш крайне чувствителен ко всякого рода нeблагоприятным воздействиям, повреждающим факторам. Таким “повреждающим фактором” для него может стать любой, на ваш взгляд, пустяк – немного сухого вина, 1-3 сигареты, таблетка снотворного…

Задумайтесь над этим!

Ученик. Уже в шесть недель у зародыша фиксируется работа мозга, начинает работать сердце, перекачивающее кровь самого ребенка, который сам величиной всего с горошинку.

На седьмой неделе начинается окостенение скелета, которое закончится только к 20 – 25 годам. У эмбриона очень “умный” выпуклый лоб, губы только вырисовываются, а в глубине десен крошечными зернами проклевываются зачатки молочных зубов. Семинедельный зародыш плавает в околоплодной жидкости самостоятельно, он может ударить ножкой.

С девяти недель и до появления на свет он теперь уже будет именоваться плодом, его тело растет, внутренние органы совершенствуются, все системы органов начинают работать. А размером он только с фасолину.

В конце двенадцатой недели длина плода 9 см, а масса примерно 40 граммов (как куриное яйцо). Образовавшиеся веки прикрывают развивающееся глазное яблоко, и, кажется, будто плод спокойно спит. С помощью УЗИ можно определить пол плода. Хорошеньким его еще никак не назовешь, но все же ясно: это человек и никто другой (Слайд 8)

Учитель. И вот в этот момент жизнь плода часто висит “на волоске”, потому что до этого срока женщине официально разрешается прервать беременность, если она этого хочет.

Aбopт (в переводе с латинского – выкидыш) – прерывание беременности.

Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.

Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать –
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.

Л. Щипахина [5]

Если бы кто-нибудь услышал его! Крик неродившегося ребенка. Но пленка, на которой запечатлено поведение эмбриона во время операции aбopта, нема. Видно только, как, предчувствуя угрозу, широко, словно в предcмepтном вопле, открывает рот 12-недельный зародыш…

Фильм снят с помощью ультразвуковой аппаратуры американским врачом Натансоном. Многие врачи, посмотрев фильм, навсегда отказались производить aбopты. Пленка запечатлела, как тревожно мечется зародыш, чувствуя cмepтельную опасность, как бы пытаясь бежать от хирургического инструмента.

Конечно, дети должны быть желанными. Но цивилизованный человек может и обязан регулировать свое воспроизводство. Известно много эффективных средств и методов предупреждения беременности.

Виды кoнтpaцепции:

- механические (презервативы, шейные колпачки и другие средства) ;

- химические (свечи, гели, кремы), которые содержат вещества, угнетающие оплодотворительную способность cпepматозоидов;

- гормональные (таблетки), нарушающие процесс овуляции - созревания и выхода яйцеклетки;

- биологические

Культурный человек должен уметь ими пользоваться. Подбор этих средств должен быть индивидуальным.

Нельзя вверять свою будущность на русское авось – это проявление безрассудства. Ведь организм женщины приготовился к вынашиванию ребенка, а aбopт нарушает все эти процессы, что очень вредно для женщины. Последствиями aбopта могут стать – бесплодие, сепсис, воспалительные процессы…

Как много супружеских пар испытывают одиночество вдвоем!

Как бы не менялись с течением времени мнения и взгляды на смысл человеческого счастья, неизменным оставалось одно – залог будущего люди видели в детях, без них все теряло смысл.

А жизнь нашего зародыша продолжается. Что же происходит с ним? (Слайд 9).

Ученик. В течение четвертого месяца ежечасно происходит формирование самого сложного органа – коры головного мозга. Интенсивно делятся нервные клетки, их число постоянно растет. Центральная нервная система все увереннее берет бразды правления в “свои руки”, длина плода достигла 14 сантиметров, а масса – 200 граммов.

Внешний вид пятимecячного плода все еще непривлекателен, но впервые явственно женщиной ощущаются движения плода, именно с этого момента она начинает воспринимать плод как свое дитя – теплое и живое. Он дает о себе знать, его двигательная активность заметно снижается, если женщина чем-то подавлена, устала, тем более, если она больна. Ребенку плохо в шумном и душном зале, где прокурено и недостаток кислорода – он сильно вертится, настойчиво толкает в живот. Это “язык” движений, и будущая мать должна научиться понимать этот язык и стараться делать все возможное, чтобы развивающийся ребенок был здоров и спокоен.

На шестом месяце плод становится еще крупнее и подвижнее, заметнее вырисовывается его индивидуальность. У него уже есть выражение лица, он готовится к тому, чтобы мыслить, видеть, слышать, чувствовать.

Семимecячный плод уже слышит, он способен воспринимать “музыку” материнского организма – ее сердцебиение, которое успокаивает его или будоражит.

В течение восьмого месяца плод интенсивно готовится к самостоятельной жизни. Чаще всего он располагается головкой вниз – навстречу выходу из матки, а спиной поворачивается в левую сторону. Это правильное положение плода. Продолжают формироваться и “оттачивать” форму и функции все органы и системы органов.

В последние недели внутриутробной жизни происходит быстрое увеличение массы плода и этот период считается очень критическим для него. Поэтому женщине дается отпуск, чтобы она могла больше отдыхать, гулять, чаще посещать врача и выполнять его рекомендации. И готовиться к очень сложному акту рождения ребенка.

Подсчитано, что за период беременности масса оплодотворенной яйцеклетки увеличивается в шесть миллиардов раз, в то время как за двадцать лет жизни после рождения масса человека увеличивается примерно в 20 раз. За девять месяцев эмбрионального развития плод претерпевает различные метаморфозы: из страшненького головастика с хвостом он становится красивым, приобретая признаки маленького человека.

Учитель. Проходит 280 дней, или 40 недель, или 9 месяцев и 9 дней с того момента, как слились воедино материнская и отцовская пoлoвые клетки. Теперь ребенок готов для жизни вне мамы, он выходит на свет – рождается. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом для матери и для новорожденного. Проходя через родовые пути, ребенок испытывает сильную гипоксию (недостаток кислорода), сдавливание головки. Кости черепа мягкие, а на макушке головы есть родимое место, благодаря чему кости черепа во время родов сжимаются, как лепестки кувшинки. И это облегчает роды (Слайд 10).

Ученик.

Я славлю миг
Рождения ребенка,
Когда впервые
От шлепка руки
Он вдруг зальется
Трепетно и звонко,
И расцветут глаза
Как васильки.

(звучит плач младенца, записанный на аудиопленку)

Нет, он не плачет,
Он совсем не плачет.
Пока мы вяжем
Узел на пупке –
Он радуется жизни,
Но иначе,
На непонятном
Взрослым языке. (Врач Виктор Дзюба)

Учитель.

Человек родился! И мама впервые узнает, кого она бережно вынашивала

долгих девять месяцев: сына или дочку. Важным признаком зрелости ребенка является его масса – не ниже 2500 граммов и длина – не менее 47 сантиметров.

Человеческий детеныш рождается беспомощным перед любыми событиями в новом для него мире. Он не может ясно видеть, держать голову, даже плакать – слез у новорожденного не выделяется, поэтому он кричит, но не плачет. Он нуждается в ласке, заботе и доброте окружающих его людей, особенно ему нужно материнское тепло (Слайд 11).

Ученик.

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая красивая из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.

Учитель. Художники во все времена обращались в своем творчестве к образу матери с ребенком на руках (демонстрирует репродукции картин).

Мадонна.

Наперекор
Изменчивой молве,
Художники
Прославили в веках
Не дeвyшку
С венком на голове,
А женщину
С младенцем на руках.
Девичья красота
Незавершенна:
В ней нет еще
Душевной глубины.
Родив дитя,
Рождается мадонна.
В ее чертах –
Миры отражены.

Л. Татьяничева

Ученик.

Спящий ребенок.

Нет ничего доверчивей ребенка, когда он спит,
К твоей гpyди припав.
Его дыханье бережно и тонко,
Оно нежнее,
Чем дыханье трав.
Как шар земной наш
С матерью – вселенной,
С твоей судьбой он нераздельно
Слит…
Комочек жизни,
Теплый и бесценный,
Так сладостно
Мне руки тяжелит…

Л.Татьяничева

Заключение.

Учитель.

Дорогие ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.

Я буду очень рада, если вы узнали что-то новое, какие – то свои знания поставили на научную основу, а над чем–то задумались. Материнство – священный долг женщины. Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием, заботой.

На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало,
И все–таки лучше всех на земле –
Мама. Моя мама.

Р. Рождественский

Литература.

  1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М. “Знание”, 1991.
  2. Полная энциклопедия. Жизнь и здоровье женщины. М. “Олма-пресс”, 2003.
  3. Татьяничева Л.К. Область Личного Счастья (стихи). Свердловск, “Средне-Уральское книжное издательство”, 1989 г.
  4. Юдин Г. Главное чудо света. М. “Педагогика” 1991г.
  5. Журнал Биология в школе, 2/2001, Школа-Пресс.



Комментарии:

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

      В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

07 11 2025 3:25:45

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

06 11 2025 22:12:44

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

05 11 2025 2:27:47

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"


    Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

      Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

04 11 2025 6:36:41

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

03 11 2025 14:14:14

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

02 11 2025 18:57:11

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

01 11 2025 18:45:17

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

31 10 2025 18:23:46

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

30 10 2025 16:26:25

Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"


    Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"

      Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...

29 10 2025 14:41:46

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

28 10 2025 6:54:16

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естественно-научного цикла


    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естественно-научного цикла

      О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....

27 10 2025 19:49:55

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность


    Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

      Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

26 10 2025 0:24:31

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

25 10 2025 19:28:47

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

24 10 2025 0:55:14

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

23 10 2025 12:37:49

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

22 10 2025 0:59:10

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

21 10 2025 6:29:19

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

20 10 2025 21:21:54

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

19 10 2025 11:59:38

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"


    Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

      Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

18 10 2025 11:41:18

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников


    Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

      Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

17 10 2025 21:27:56

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

16 10 2025 23:52:20

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

15 10 2025 22:29:18

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

14 10 2025 11:43:54

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

13 10 2025 8:56:15

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

12 10 2025 23:28:31

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

11 10 2025 21:27:17

КВН "Источники питательных веществ"

В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

10 10 2025 5:26:47

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

09 10 2025 16:33:29

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"

      На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

08 10 2025 19:56:38

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

07 10 2025 16:11:48

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

06 10 2025 6:52:44

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

05 10 2025 11:55:57

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии


    Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

      Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

04 10 2025 1:42:16

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

03 10 2025 11:56:30

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

02 10 2025 13:28:43

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

01 10 2025 20:34:48

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

30 09 2025 21:50:51

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

29 09 2025 20:44:23

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

28 09 2025 14:25:29

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

27 09 2025 0:49:31

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....

26 09 2025 12:53:17

Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"


    Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"

      В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....

25 09 2025 10:18:36

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс


    Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

      Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

24 09 2025 5:20:14

От Леонардо да Винчи до наших дней

Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....

23 09 2025 1:35:49

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

22 09 2025 6:45:10

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

21 09 2025 13:40:37

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....

20 09 2025 4:23:36

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс


    Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

      Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

19 09 2025 5:44:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::