"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

Цель:
- Научиться выявлять и предупреждать некоторые нарушения опopно-двигательного аппарата.
- Выявить значение физических упражнений для нормального развития опopно-двигательного аппарата.
Оборудование для урока.
Таблицы “Скелет человека”, “Мышцы”, “Виды искривления позвоночника”, инструкции для проведения исследования плоскостопия, видеоаппаратура и видеоматериалы.
Ход урока.
1. Приготовились, встали, распрямили плечи, сели, держим спину прямо.
(называется тема, определяются цели)
2. Повторение домашнего задания.
1) работает “экспериментальная парта” - тест “особых вопросов” (можно приготовить 4 варианта) Например:
1. Число позвонков в шейном отделе?
А) 7 Б) 8 В) 5 Г) 3
2. Кости позвоночника сочлeнены:
А) подвижно Б) неподвижно В) полуподвижно.
3. Функция мышечного волокна?
А) раздражение Б) сокращение В) утомление.
4. У человека более:
А) 250 мышц Б) 450 мышц В) 600 мышц.
5. Какую работу совершают мышцы при подъеме тяжести?
А) статическую Б) динамическую
2) числовой диктант:
- сколько грудных позвонков?
- количество свободных ребер?
- самая длинная кость?
- самые маленькие косточки?
- число тазовых костей?
- число шейных позвонков?
3) необычные вопросы:
- в названии какой части скелета есть географическое название?
- в какую сумку ничего не положишь?
- кости – предметы домашнего обихода?
- какой частью скелета можно копать?
4) подумайте?
- В теле ребенка 300 костей, когда он становится взрослым, у него остается всего 206, куда подевались остальные?
- Рост человека величина непостоянная. Он увеличивается до 25 лет, а после некоторого времени, начинает уменьшаться на 1-2 см. на каждые 10 лет.
Почему такое происходит?
5) “Черный мешок”
Во времена А.Везалия, чтобы получить звание врача – хирурга, человек должен был пройти это испытание. Кто знает, какое испытание?
(с завязанными глазами на ощупь в мешке надо было собрать скелет человека) Кто желает попробовать? (предлагается мешок с набором некоторых костей, на ощупь с закрытыми глазами нужно определить кость и дать ее название.)
3. Изучение новой темы.
1. Вступление.
Внимание! Задание на весь урок! Написать заметку в газету по нашей теме урока, после увиденного и услышанного на нашей встрече.
Потребность человека в активном движении обусловлена биологическими законами развития. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост, развитие мышечной ткани, скелета, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы. Малоподвижный образ жизни делает организм беззащитным. Здоровье, как и честь надо беречь с молода! Не перегрузки, а, наоборот, недогрузки являются главными врагами нашего опopно-двигательного аппарата.
2. Работа с инструкцией.
Проверьте, нет ли у вас плоскостопия? (Заранее было дано домашнее задание оставить отпечаток ступни на листе бумаги)
Что делать, если наблюдается развитие
плоскостопия? Есть ли меры профилактики?
Да! Показ упражнений.
И.п. – сидя, ноги прямые, опираясь сзади руками о пол. Приподнять ноги над полом и выполнять круги ступнями. Выполнить 18-20 кругов в разные стороны.
И.п. – любая удобная поза сидя. Ступнями ног перекатывать мяч, скалку, или другой подходящий, округлый предмет.
3. А теперь проверим свою осанку.
Если посмотреть на человека с боку, можно увидеть, что позвоночник изогнут. Небольшие изгибы оправданы физиологией организма. Они помогаю амортизации при выполнении разных форм движений: бег, ходьба, прыжки. Но эти изгибы не должны превышать допустимые формы.
Встаньте, прижавшись спиной к стене. Если смотреть сбоку, будут видны небольшие просветы. В районе шейных позвонков просвет не должен превышать 2,5 см., и быть меньше 2 см. В районе поясницы 3 – 3,5 см.
Упражнения, для правильной осанки:
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Наклоняясь вперед, руки касаются земли как можно дальше за ногами. Повторить 5 – 6 раз.
И.п. – стоя у стены, руки вытянуты в стороны. Стойка смирно в течении 1 – 2 минут, несколько подходов.
И.п. – стоя на коленях, опереться руками о пол, голова опущена на гpyдь, спина прогнута. Потягиваемся как кошка, выгибая и округляя спину.
4. Видеозал.
Демонстрация видеозаписи с моментами показа некоторых простых, но эффективных упражнений с рекомендациями по их выполнению. Фрагменты йоги.
5. Заключительная часть.
Давно известно, что мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы человека, причем оно настолько выражено, что позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, действующий через мышцы на деятельность всех систем организма. На стенах Форума в Элладе было высечено: “Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – бегай!”. Справедливость этого изречения давно доказана еще и тем, что физические упражнения, действуя на кору головного мозга и подкорковые центры, вызывают чувство бодрости и радости.
6. Закрепление изученного материала.
Предлагается серия вопросов на размышление.
Может ли человек вырасти на глазах? (да, один фокусник проделывал это не однократно, а как? ответ найдете в книге Мезенцева “Энциклопедия чудес”)
Почему ребенка, не достигшего определенного возраста нельзя ставить на ножки?
Позвоночник в первые месяцы жизни ребенка - “столб”, в дальнейшем он приобретает S- образную форму. Какие были бы последствия, если позвоночник остался бы “столбом” на всю жизнь?
По окончанию урока зачитываются записи ребят о услышанном и увиденном на занятии. (либо это задание становится домашним)
Всем спасибо за урок!
Литература:
- Мезенцев. “Энциклопедия чудес”, книга 2
- Николаев Ю.С. Простые и полезные истины. Издательство “Физкультура и спорт”
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье.
- Журнал “Семейный доктор” №6, 2001г.
- Брэгг П. Позвоночник.
- Модестов С.Ю. сборник творческих задач. ТРИЗ – педагогика.
Комментарии:
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
09 12 2025 2:31:50
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
08 12 2025 10:44:47
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
07 12 2025 7:33:55
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....
06 12 2025 21:20:55
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
05 12 2025 13:28:58
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
04 12 2025 12:11:53
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
03 12 2025 3:56:21
Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....
02 12 2025 23:27:23
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
01 12 2025 8:20:58
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
30 11 2025 23:59:48
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
29 11 2025 8:39:44
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
28 11 2025 19:49:43
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
27 11 2025 6:17:23
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
26 11 2025 7:26:13
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
25 11 2025 10:11:27
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
24 11 2025 19:45:47
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
23 11 2025 11:31:11
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
22 11 2025 5:45:16
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
21 11 2025 8:40:30
Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов.
...
20 11 2025 12:42:33
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
19 11 2025 15:34:52
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
18 11 2025 8:28:10
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
17 11 2025 17:34:43
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
16 11 2025 12:31:20
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
15 11 2025 4:42:12
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
14 11 2025 15:56:13
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
13 11 2025 13:49:20
Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....
12 11 2025 7:41:31
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
11 11 2025 18:14:32
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
10 11 2025 7:31:24
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
09 11 2025 5:47:15
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
08 11 2025 15:35:36
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
07 11 2025 8:39:31
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы".
На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
06 11 2025 6:50:55
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
05 11 2025 19:33:20
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
04 11 2025 16:41:30
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
03 11 2025 5:53:39
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
02 11 2025 2:13:35
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
01 11 2025 3:51:31
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
31 10 2025 10:34:15
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
30 10 2025 1:37:40
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
29 10 2025 2:31:27
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
28 10 2025 16:21:36
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
27 10 2025 15:25:58
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
26 10 2025 19:20:46
Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
25 10 2025 14:21:28
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
24 10 2025 8:41:14
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
23 10 2025 3:41:14
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
22 10 2025 8:37:16
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
21 10 2025 1:36:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"