"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе
Цель:
- Научиться выявлять и предупреждать некоторые нарушения опopно-двигательного аппарата.
- Выявить значение физических упражнений для нормального развития опopно-двигательного аппарата.
Оборудование для урока.
Таблицы “Скелет человека”, “Мышцы”, “Виды искривления позвоночника”, инструкции для проведения исследования плоскостопия, видеоаппаратура и видеоматериалы.
Ход урока.
1. Приготовились, встали, распрямили плечи, сели, держим спину прямо.
(называется тема, определяются цели)
2. Повторение домашнего задания.
1) работает “экспериментальная парта” - тест “особых вопросов” (можно приготовить 4 варианта) Например:
1. Число позвонков в шейном отделе?
А) 7 Б) 8 В) 5 Г) 3
2. Кости позвоночника сочлeнены:
А) подвижно Б) неподвижно В) полуподвижно.
3. Функция мышечного волокна?
А) раздражение Б) сокращение В) утомление.
4. У человека более:
А) 250 мышц Б) 450 мышц В) 600 мышц.
5. Какую работу совершают мышцы при подъеме тяжести?
А) статическую Б) динамическую
2) числовой диктант:
- сколько грудных позвонков?
- количество свободных ребер?
- самая длинная кость?
- самые маленькие косточки?
- число тазовых костей?
- число шейных позвонков?
3) необычные вопросы:
- в названии какой части скелета есть географическое название?
- в какую сумку ничего не положишь?
- кости – предметы домашнего обихода?
- какой частью скелета можно копать?
4) подумайте?
- В теле ребенка 300 костей, когда он становится взрослым, у него остается всего 206, куда подевались остальные?
- Рост человека величина непостоянная. Он увеличивается до 25 лет, а после некоторого времени, начинает уменьшаться на 1-2 см. на каждые 10 лет.
Почему такое происходит?
5) “Черный мешок”
Во времена А.Везалия, чтобы получить звание врача – хирурга, человек должен был пройти это испытание. Кто знает, какое испытание?
(с завязанными глазами на ощупь в мешке надо было собрать скелет человека) Кто желает попробовать? (предлагается мешок с набором некоторых костей, на ощупь с закрытыми глазами нужно определить кость и дать ее название.)
3. Изучение новой темы.
1. Вступление.
Внимание! Задание на весь урок! Написать заметку в газету по нашей теме урока, после увиденного и услышанного на нашей встрече.
Потребность человека в активном движении обусловлена биологическими законами развития. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост, развитие мышечной ткани, скелета, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы. Малоподвижный образ жизни делает организм беззащитным. Здоровье, как и честь надо беречь с молода! Не перегрузки, а, наоборот, недогрузки являются главными врагами нашего опopно-двигательного аппарата.
2. Работа с инструкцией.
Проверьте, нет ли у вас плоскостопия? (Заранее было дано домашнее задание оставить отпечаток ступни на листе бумаги)
Что делать, если наблюдается развитие
плоскостопия? Есть ли меры профилактики?
Да! Показ упражнений.
И.п. – сидя, ноги прямые, опираясь сзади руками о пол. Приподнять ноги над полом и выполнять круги ступнями. Выполнить 18-20 кругов в разные стороны.
И.п. – любая удобная поза сидя. Ступнями ног перекатывать мяч, скалку, или другой подходящий, округлый предмет.
3. А теперь проверим свою осанку.
Если посмотреть на человека с боку, можно увидеть, что позвоночник изогнут. Небольшие изгибы оправданы физиологией организма. Они помогаю амортизации при выполнении разных форм движений: бег, ходьба, прыжки. Но эти изгибы не должны превышать допустимые формы.
Встаньте, прижавшись спиной к стене. Если смотреть сбоку, будут видны небольшие просветы. В районе шейных позвонков просвет не должен превышать 2,5 см., и быть меньше 2 см. В районе поясницы 3 – 3,5 см.
Упражнения, для правильной осанки:
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Наклоняясь вперед, руки касаются земли как можно дальше за ногами. Повторить 5 – 6 раз.
И.п. – стоя у стены, руки вытянуты в стороны. Стойка смирно в течении 1 – 2 минут, несколько подходов.
И.п. – стоя на коленях, опереться руками о пол, голова опущена на гpyдь, спина прогнута. Потягиваемся как кошка, выгибая и округляя спину.
4. Видеозал.
Демонстрация видеозаписи с моментами показа некоторых простых, но эффективных упражнений с рекомендациями по их выполнению. Фрагменты йоги.
5. Заключительная часть.
Давно известно, что мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы человека, причем оно настолько выражено, что позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, действующий через мышцы на деятельность всех систем организма. На стенах Форума в Элладе было высечено: “Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – бегай!”. Справедливость этого изречения давно доказана еще и тем, что физические упражнения, действуя на кору головного мозга и подкорковые центры, вызывают чувство бодрости и радости.
6. Закрепление изученного материала.
Предлагается серия вопросов на размышление.
Может ли человек вырасти на глазах? (да, один фокусник проделывал это не однократно, а как? ответ найдете в книге Мезенцева “Энциклопедия чудес”)
Почему ребенка, не достигшего определенного возраста нельзя ставить на ножки?
Позвоночник в первые месяцы жизни ребенка - “столб”, в дальнейшем он приобретает S- образную форму. Какие были бы последствия, если позвоночник остался бы “столбом” на всю жизнь?
По окончанию урока зачитываются записи ребят о услышанном и увиденном на занятии. (либо это задание становится домашним)
Всем спасибо за урок!
Литература:
- Мезенцев. “Энциклопедия чудес”, книга 2
- Николаев Ю.С. Простые и полезные истины. Издательство “Физкультура и спорт”
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье.
- Журнал “Семейный доктор” №6, 2001г.
- Брэгг П. Позвоночник.
- Модестов С.Ю. сборник творческих задач. ТРИЗ – педагогика.
Комментарии:
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
25 04 2025 3:54:37
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....
24 04 2025 12:16:40
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире.
...
23 04 2025 14:54:54
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
22 04 2025 18:54:29
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
21 04 2025 3:50:14
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
20 04 2025 20:45:57
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
19 04 2025 0:11:12
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
18 04 2025 14:42:45
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
17 04 2025 14:14:13
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
16 04 2025 12:33:41

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
15 04 2025 10:51:37
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
14 04 2025 12:10:58
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
13 04 2025 4:21:58
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
12 04 2025 2:53:52
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека.
В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.
...
11 04 2025 13:46:39
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
10 04 2025 1:18:15
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
09 04 2025 4:30:38
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
08 04 2025 10:27:40
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
07 04 2025 20:42:57
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
06 04 2025 22:28:30
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
04 04 2025 1:43:20
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
03 04 2025 19:11:20
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
02 04 2025 1:38:44
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
01 04 2025 17:41:29
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
31 03 2025 10:52:32
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
30 03 2025 6:20:22

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
29 03 2025 16:11:54
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала.
...
28 03 2025 14:23:27
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
27 03 2025 22:27:47
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
26 03 2025 23:58:54
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
25 03 2025 1:47:36
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
24 03 2025 14:29:31
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
23 03 2025 21:34:40
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
22 03 2025 8:46:48
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
21 03 2025 1:56:19
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
20 03 2025 10:59:11
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
19 03 2025 21:48:57
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
18 03 2025 0:59:30
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
17 03 2025 20:31:40
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
16 03 2025 21:49:54
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
15 03 2025 0:43:22
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
14 03 2025 12:45:32
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
13 03 2025 5:48:41
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
12 03 2025 23:43:26
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
11 03 2025 3:33:17
Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....
10 03 2025 15:35:27
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
09 03 2025 7:32:57
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
08 03 2025 7:45:54
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
07 03 2025 15:45:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::