Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"
Цели:
- Познакомить учащихся с различными формами взаимоотношений организмов в природе.
- Развивать умения систематизировать полученные на уроке знания с применением информационных листов.
- Воспитывать стойкий интерес к предмету.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами идем на заочную экскурсию по удивительным местам нашей планеты.
Читается стихотворение, в это время на каждую произнесенную строчку меняются 2 слайда (Приложение)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь дожди шумят
Птиц, встречая перелетных
Только в ней увидишь ты
Ландыши в траве зеленой
И березки только здесь
В речку смотрят удивленно ….
Последний слайд остается на оставшуюся часть учебного занятия.
Ребята, как вы думаете как эти организмы связаны между собой? (Они питаются друг другом и живут вместе.)
Совершенно верно, и на сегодняшнем учебном занятии мы будем дополнять, и расширять ваши представления об этих отношениях. При изучения темы мы будем заполнять особые информационные памятки, которые помогут вам при подготовке дома.
Действительно, животные никогда не живут изолировано, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные связи и взаимоотношения. Среди них есть растительноядные, хищные, падалееды (трупоеды ) и паразиты.
Взаимоотношения между животными, когда одни умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством. (Запись в инф. листе пункт 1). Давайте посмотрим на калейдоскоп животных и найдем среди них хищников.
(Ответы детей)
Информационный лист
№ | понятие | определение |
1 | Хищничество | Одни животные умерщвляют других и питаются ими |
2 | Паразитизм | Одни животные живут в теле или на теле других и организмов и питаются их тканями |
3 | Конкуренция | Борьба между организмами за территорию или пищу |
4 | Симбиоз | Взаимовыгодные отношения между разними видами животных |
5 | Квартирантство | Взаимоотношения полезные для одного вида и безвредные для другого |
Животные, на которых охотятся хищники – их жертвы. (Ответы детей. Примеры со слайда или жизненного опыта.)
Неверно было бы считать хищников лишними на планете только за то, что они поедают своих жертв. Помните, как в басне И.А. Крылова? Волк и ягненок:
“…– Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать!- сказал и в темный лес ягненка поволок”.
Хищники играют важную роль в природе – они сдерживают рост численности жертв, особенно больных, слабых.
Многие животные постоянно живут в теле или на теле других организмов и питаются их тканями. Таких животных называют паразитами, а тех на которых они живут – хозяевами По величине паразиты всегда меньше, чем хозяева. Такой тип взаимоотношений называется паразитизм. (Заполнение инф. листа п. 2) – взаиморефлексия. Примеры из жизни. А теперь мне хочется напомнить вам песню, которую когда-то исполнял знаменитый русский бас Ф. Шаляпин:
“… Жил-был король когда-то, при нем блоха жила,
Милей родного брата она ему была……………… ”
Нередко, животные, населяющие одно и ту же территорию или питающиеся одной и той же пищей, вступают в конкурентные отношения между собой. Посмотрите, на экран кто из представленных животных мог бы конкурировать между собой? (Ответы, заполнение инф. листа, п. 3.) Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении. Ведь каждому из них достается вдвое меньше пищи, воды, света, а то и не достается совсем. Как в русской народной сказке “Колобок” Кем в ней, на ваш взгляд являлись и волк и медведь и лисица и даже заяц? Верно, они конкурировали за колобка. А кому он достался? Конечно, лисе.
Кроме того, у животных существуют взаимовыгодные отношения – симбиоз. Это полезно для контактирующих видов. Paк – отшельник специально пересаживает на свою paковину актинию. Она защищает paка – отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а paк – отшельник , перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи. (Заполнение инф. листа, п. 4.) Сказка “ Белоснежка и семь гномов” типичный пример таких отношений. Добрые гномы приютили Белоснежку, а она заботилась о них.(Примеры детей: крокодил и птичка Тари.)
Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такой вид взаимоотношений называется квартирантством. Например, в норе суслика могут поселяться жуки, жабы, ящерицы. Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы. Ему все равно живут они рядом или нет. (Работа с инф. листами, п. 5.)
А сейчас мы все вместе объединимся в комaнду “Знайки” и проведем мозговой штурм. Вам предстоит из представленных на экране животных составить цепи питания. Т.е. показать кто кем питается . Напомню, что любая цепь питания должна состоять из многих звеньев, начинаться растением, включать растительноядное, хищное животное и конечно тех, кто затем уничтожает трупы животных и превращает их в перегной почвы – почвенных бактерий. Итак, начали. (См . работа в группе. Обсуждение полученных результатов, обмен мнениями, саморефлексия. – Что было легко, а что вызвало затруднения; Что еще хотелось бы узнать про отношения организмов в природе?)
Итог урока: Молодцы, за отлично выполненную работу ваша комaнда “Знайки” теперь называется “Всезнайки” и награждается отличными оценками и орденами.
Наше учебное занятие заканчивается. Но, работа над темой продолжится дома.
Домашнее задание: п. 2 (с. 13–15) И конечно задание творческое: привезти примеры взаимоотношения организмов в природе встречающихся в литературных произведениях.
А закончить сегодняшний урок мне хочется словами наказа:
“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых...”Приложение
Комментарии:
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
10 12 2024 10:56:38
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...
09 12 2024 6:14:29
Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....
08 12 2024 16:20:44
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
07 12 2024 9:29:42
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
06 12 2024 11:56:54
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...
05 12 2024 14:21:46
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
04 12 2024 23:45:39
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
03 12 2024 18:33:23
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
02 12 2024 4:33:34
Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
01 12 2024 10:42:38
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
30 11 2024 3:37:46
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
29 11 2024 17:39:53
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...
28 11 2024 19:46:38
В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....
27 11 2024 7:16:38
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
26 11 2024 16:52:12
В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....
25 11 2024 5:48:35
<p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...
24 11 2024 5:41:27
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
23 11 2024 10:10:25
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
22 11 2024 19:22:53
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
21 11 2024 16:15:23
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...
20 11 2024 17:59:14
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
19 11 2024 8:39:36
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....
18 11 2024 19:14:50
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
17 11 2024 18:56:55
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
16 11 2024 21:33:11
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
15 11 2024 3:22:32
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
14 11 2024 9:26:54
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
13 11 2024 21:25:34
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...
12 11 2024 11:17:27
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
11 11 2024 9:46:16
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
10 11 2024 11:35:17
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
09 11 2024 21:26:41
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
08 11 2024 8:55:46
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
07 11 2024 0:37:28
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
06 11 2024 10:56:17
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
05 11 2024 16:15:23
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
04 11 2024 1:22:21
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
03 11 2024 17:13:40
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
02 11 2024 8:53:53
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
01 11 2024 13:43:36
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
31 10 2024 14:41:55
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...
30 10 2024 7:15:51
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
29 10 2024 5:53:57
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...
28 10 2024 20:28:34
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
27 10 2024 2:46:11
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
26 10 2024 16:56:40
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
25 10 2024 23:34:56
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
24 10 2024 6:44:37
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
23 10 2024 22:43:52
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...
22 10 2024 17:22:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::