Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"
Цели:
- Познакомить учащихся с различными формами взаимоотношений организмов в природе.
- Развивать умения систематизировать полученные на уроке знания с применением информационных листов.
- Воспитывать стойкий интерес к предмету.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами идем на заочную экскурсию по удивительным местам нашей планеты.
Читается стихотворение, в это время на каждую произнесенную строчку меняются 2 слайда (Приложение)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь дожди шумят
Птиц, встречая перелетных
Только в ней увидишь ты
Ландыши в траве зеленой
И березки только здесь
В речку смотрят удивленно ….
Последний слайд остается на оставшуюся часть учебного занятия.
Ребята, как вы думаете как эти организмы связаны между собой? (Они питаются друг другом и живут вместе.)
Совершенно верно, и на сегодняшнем учебном занятии мы будем дополнять, и расширять ваши представления об этих отношениях. При изучения темы мы будем заполнять особые информационные памятки, которые помогут вам при подготовке дома.
Действительно, животные никогда не живут изолировано, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные связи и взаимоотношения. Среди них есть растительноядные, хищные, падалееды (трупоеды ) и паразиты.
Взаимоотношения между животными, когда одни умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством. (Запись в инф. листе пункт 1). Давайте посмотрим на калейдоскоп животных и найдем среди них хищников.
(Ответы детей)
Информационный лист
№ | понятие | определение |
1 | Хищничество | Одни животные умерщвляют других и питаются ими |
2 | Паразитизм | Одни животные живут в теле или на теле других и организмов и питаются их тканями |
3 | Конкуренция | Борьба между организмами за территорию или пищу |
4 | Симбиоз | Взаимовыгодные отношения между разними видами животных |
5 | Квартирантство | Взаимоотношения полезные для одного вида и безвредные для другого |
Животные, на которых охотятся хищники – их жертвы. (Ответы детей. Примеры со слайда или жизненного опыта.)
Неверно было бы считать хищников лишними на планете только за то, что они поедают своих жертв. Помните, как в басне И.А. Крылова? Волк и ягненок:
“…– Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать!- сказал и в темный лес ягненка поволок”.
Хищники играют важную роль в природе – они сдерживают рост численности жертв, особенно больных, слабых.
Многие животные постоянно живут в теле или на теле других организмов и питаются их тканями. Таких животных называют паразитами, а тех на которых они живут – хозяевами По величине паразиты всегда меньше, чем хозяева. Такой тип взаимоотношений называется паразитизм. (Заполнение инф. листа п. 2) – взаиморефлексия. Примеры из жизни. А теперь мне хочется напомнить вам песню, которую когда-то исполнял знаменитый русский бас Ф. Шаляпин:
“… Жил-был король когда-то, при нем блоха жила,
Милей родного брата она ему была……………… ”
Нередко, животные, населяющие одно и ту же территорию или питающиеся одной и той же пищей, вступают в конкурентные отношения между собой. Посмотрите, на экран кто из представленных животных мог бы конкурировать между собой? (Ответы, заполнение инф. листа, п. 3.) Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении. Ведь каждому из них достается вдвое меньше пищи, воды, света, а то и не достается совсем. Как в русской народной сказке “Колобок” Кем в ней, на ваш взгляд являлись и волк и медведь и лисица и даже заяц? Верно, они конкурировали за колобка. А кому он достался? Конечно, лисе.
Кроме того, у животных существуют взаимовыгодные отношения – симбиоз. Это полезно для контактирующих видов. Paк – отшельник специально пересаживает на свою paковину актинию. Она защищает paка – отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а paк – отшельник , перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи. (Заполнение инф. листа, п. 4.) Сказка “ Белоснежка и семь гномов” типичный пример таких отношений. Добрые гномы приютили Белоснежку, а она заботилась о них.(Примеры детей: крокодил и птичка Тари.)
Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такой вид взаимоотношений называется квартирантством. Например, в норе суслика могут поселяться жуки, жабы, ящерицы. Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы. Ему все равно живут они рядом или нет. (Работа с инф. листами, п. 5.)
А сейчас мы все вместе объединимся в комaнду “Знайки” и проведем мозговой штурм. Вам предстоит из представленных на экране животных составить цепи питания. Т.е. показать кто кем питается . Напомню, что любая цепь питания должна состоять из многих звеньев, начинаться растением, включать растительноядное, хищное животное и конечно тех, кто затем уничтожает трупы животных и превращает их в перегной почвы – почвенных бактерий. Итак, начали. (См . работа в группе. Обсуждение полученных результатов, обмен мнениями, саморефлексия. – Что было легко, а что вызвало затруднения; Что еще хотелось бы узнать про отношения организмов в природе?)
Итог урока: Молодцы, за отлично выполненную работу ваша комaнда “Знайки” теперь называется “Всезнайки” и награждается отличными оценками и орденами.
Наше учебное занятие заканчивается. Но, работа над темой продолжится дома.
Домашнее задание: п. 2 (с. 13–15) И конечно задание творческое: привезти примеры взаимоотношения организмов в природе встречающихся в литературных произведениях.
А закончить сегодняшний урок мне хочется словами наказа:
“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых...”Приложение
Комментарии:
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
09 10 2025 8:49:16
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
08 10 2025 16:21:47
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
07 10 2025 21:18:52
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
06 10 2025 18:42:33
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
05 10 2025 7:16:13

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....
04 10 2025 14:19:50
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
03 10 2025 12:22:10
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
02 10 2025 19:24:12
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
01 10 2025 23:24:49
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
30 09 2025 13:17:25
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
29 09 2025 11:56:15
Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....
28 09 2025 16:58:59
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
27 09 2025 12:34:43
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
26 09 2025 7:57:13
Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам.
...
25 09 2025 17:24:51
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
24 09 2025 20:31:53
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
23 09 2025 19:58:25
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
22 09 2025 15:38:17
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
21 09 2025 16:47:37
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
20 09 2025 3:28:13
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
19 09 2025 1:48:34
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
18 09 2025 1:50:12
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
17 09 2025 18:11:37
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
16 09 2025 7:37:38
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
15 09 2025 21:15:13
Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии.
...
14 09 2025 11:32:28
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
...
13 09 2025 0:34:16
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
12 09 2025 19:45:59
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
11 09 2025 7:43:29
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
10 09 2025 11:47:40
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
09 09 2025 7:53:26
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
08 09 2025 17:10:26
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
07 09 2025 14:24:47
Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....
06 09 2025 12:30:24
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
05 09 2025 17:28:23
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
04 09 2025 15:20:15
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом.
...
03 09 2025 21:58:31
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
02 09 2025 18:36:42
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
01 09 2025 17:29:29
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
31 08 2025 4:12:45
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
30 08 2025 21:16:54

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
29 08 2025 19:48:20
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
28 08 2025 15:23:16
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
27 08 2025 8:56:54
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
26 08 2025 8:58:41
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
25 08 2025 23:39:12
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
24 08 2025 2:42:35
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
22 08 2025 11:45:28
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
21 08 2025 16:40:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::