Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

Цели:
- Познакомить учащихся с различными формами взаимоотношений организмов в природе.
- Развивать умения систематизировать полученные на уроке знания с применением информационных листов.
- Воспитывать стойкий интерес к предмету.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами идем на заочную экскурсию по удивительным местам нашей планеты.
Читается стихотворение, в это время на каждую произнесенную строчку меняются 2 слайда (Приложение)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь дожди шумят
Птиц, встречая перелетных
Только в ней увидишь ты
Ландыши в траве зеленой
И березки только здесь
В речку смотрят удивленно ….
Последний слайд остается на оставшуюся часть учебного занятия.
Ребята, как вы думаете как эти организмы связаны между собой? (Они питаются друг другом и живут вместе.)
Совершенно верно, и на сегодняшнем учебном занятии мы будем дополнять, и расширять ваши представления об этих отношениях. При изучения темы мы будем заполнять особые информационные памятки, которые помогут вам при подготовке дома.
Действительно, животные никогда не живут изолировано, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные связи и взаимоотношения. Среди них есть растительноядные, хищные, падалееды (трупоеды ) и паразиты.
Взаимоотношения между животными, когда одни умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством. (Запись в инф. листе пункт 1). Давайте посмотрим на калейдоскоп животных и найдем среди них хищников.
(Ответы детей)
Информационный лист
| № | понятие | определение |
| 1 | Хищничество | Одни животные умерщвляют других и питаются ими |
| 2 | Паразитизм | Одни животные живут в теле или на теле других и организмов и питаются их тканями |
| 3 | Конкуренция | Борьба между организмами за территорию или пищу |
| 4 | Симбиоз | Взаимовыгодные отношения между разними видами животных |
| 5 | Квартирантство | Взаимоотношения полезные для одного вида и безвредные для другого |
Животные, на которых охотятся хищники – их жертвы. (Ответы детей. Примеры со слайда или жизненного опыта.)
Неверно было бы считать хищников лишними на планете только за то, что они поедают своих жертв. Помните, как в басне И.А. Крылова? Волк и ягненок:
“…– Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать!- сказал и в темный лес ягненка поволок”.
Хищники играют важную роль в природе – они сдерживают рост численности жертв, особенно больных, слабых.
Многие животные постоянно живут в теле или на теле других организмов и питаются их тканями. Таких животных называют паразитами, а тех на которых они живут – хозяевами По величине паразиты всегда меньше, чем хозяева. Такой тип взаимоотношений называется паразитизм. (Заполнение инф. листа п. 2) – взаиморефлексия. Примеры из жизни. А теперь мне хочется напомнить вам песню, которую когда-то исполнял знаменитый русский бас Ф. Шаляпин:
“… Жил-был король когда-то, при нем блоха жила,
Милей родного брата она ему была……………… ”
Нередко, животные, населяющие одно и ту же территорию или питающиеся одной и той же пищей, вступают в конкурентные отношения между собой. Посмотрите, на экран кто из представленных животных мог бы конкурировать между собой? (Ответы, заполнение инф. листа, п. 3.) Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении. Ведь каждому из них достается вдвое меньше пищи, воды, света, а то и не достается совсем. Как в русской народной сказке “Колобок” Кем в ней, на ваш взгляд являлись и волк и медведь и лисица и даже заяц? Верно, они конкурировали за колобка. А кому он достался? Конечно, лисе.
Кроме того, у животных существуют взаимовыгодные отношения – симбиоз. Это полезно для контактирующих видов. Paк – отшельник специально пересаживает на свою paковину актинию. Она защищает paка – отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а paк – отшельник , перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи. (Заполнение инф. листа, п. 4.) Сказка “ Белоснежка и семь гномов” типичный пример таких отношений. Добрые гномы приютили Белоснежку, а она заботилась о них.(Примеры детей: крокодил и птичка Тари.)
Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такой вид взаимоотношений называется квартирантством. Например, в норе суслика могут поселяться жуки, жабы, ящерицы. Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы. Ему все равно живут они рядом или нет. (Работа с инф. листами, п. 5.)
А сейчас мы все вместе объединимся в комaнду “Знайки” и проведем мозговой штурм. Вам предстоит из представленных на экране животных составить цепи питания. Т.е. показать кто кем питается . Напомню, что любая цепь питания должна состоять из многих звеньев, начинаться растением, включать растительноядное, хищное животное и конечно тех, кто затем уничтожает трупы животных и превращает их в перегной почвы – почвенных бактерий. Итак, начали. (См . работа в группе. Обсуждение полученных результатов, обмен мнениями, саморефлексия. – Что было легко, а что вызвало затруднения; Что еще хотелось бы узнать про отношения организмов в природе?)
Итог урока: Молодцы, за отлично выполненную работу ваша комaнда “Знайки” теперь называется “Всезнайки” и награждается отличными оценками и орденами.
Наше учебное занятие заканчивается. Но, работа над темой продолжится дома.
Домашнее задание: п. 2 (с. 13–15) И конечно задание творческое: привезти примеры взаимоотношения организмов в природе встречающихся в литературных произведениях.
А закончить сегодняшний урок мне хочется словами наказа:
“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых...”Приложение
Комментарии:
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
07 11 2025 22:37:12
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
06 11 2025 7:45:22
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
05 11 2025 14:47:28
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
04 11 2025 7:43:45
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
03 11 2025 5:27:35
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
02 11 2025 9:15:31
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
01 11 2025 6:45:50
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
31 10 2025 20:15:36
На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...
30 10 2025 19:24:12
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
29 10 2025 23:39:24
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
28 10 2025 5:58:49
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
27 10 2025 1:49:12
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
26 10 2025 3:56:39
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
25 10 2025 11:24:30
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний.
...
24 10 2025 15:37:54
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
23 10 2025 0:48:46
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
22 10 2025 6:16:41
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
21 10 2025 10:57:15
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
20 10 2025 18:18:12
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
19 10 2025 6:46:32
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
18 10 2025 1:44:54
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу.
...
17 10 2025 8:34:40
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
16 10 2025 3:56:53
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
15 10 2025 16:16:36
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
14 10 2025 21:49:13
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
13 10 2025 10:29:43
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
12 10 2025 22:23:30
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
11 10 2025 15:11:27
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
10 10 2025 16:39:12
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
09 10 2025 12:10:31
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
08 10 2025 2:37:57
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
07 10 2025 20:17:22
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
06 10 2025 11:38:36
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
05 10 2025 11:15:37
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
04 10 2025 1:19:49
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
03 10 2025 19:57:24
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация.
...
02 10 2025 3:31:22
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
01 10 2025 7:26:39
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
30 09 2025 19:37:53
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
29 09 2025 3:36:30
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
28 09 2025 14:53:40
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
27 09 2025 12:53:57
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
26 09 2025 6:54:53
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
25 09 2025 3:50:40
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
24 09 2025 13:32:40
В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....
23 09 2025 20:19:14
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
22 09 2025 15:31:31
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
21 09 2025 22:38:38
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
20 09 2025 22:31:57
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
19 09 2025 2:12:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны