Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии
Мы сейчас много говорим, чтобы современные уроки носили развивающий хаpaктер, чтобы атмосфера в учебной аудитории благоприятствовала раскрытию творческого потенциала, как учителя, так и его учеников. Проводя уроки в традиционной форме мы навязываем детям свои решения, мнение, свой способ выполнения задания, заставляя ребенка мучительно угадывать, что же хочет учитель: какого ответа он ждет на свой вопрос, какой способ решения задачи ему понравится и заслужит одобрения, т.е. ребенка изначально мы ставим в ситуацию неуспеха – ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт.
Для решения этих проблем направлены современные педагогические технологии (технологии проблемного, группового обучения, ИКТ, методы и приёмы технологии проектной деятельности и т.д.). Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления, которая учит мыслить логически, нестандартно, творчески.
О технологии развития критического мышления (ТРКМ) я впервые узнала на курсах повышения квалификации, эта технология меня заинтересовала, и я начала применять её на своих уроках биологии, экологии.
Цель технологии критического мышления научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.
В процессе реализации ТРКМ обеспечивается:
- достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
- у школьников постепенно формируется сознание успешности его деятельности;
- учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
- учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности;
- учит мыслить логически, нестандартно, творчески;
- возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;
- возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;
- возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
Модель технологии развития критического мышления включает три стадии: вызов, содержание, рефлексия.
На стадии вызова осуществляется: настрой на достижение целей урока или его отдельного этапа, возврат к уже накопленным знаниям по предложенной теме, анализ своего мышления и чувства, относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей стадии – содержание. На данной стадии осуществляется изучение нового материала и установление связей с ранее усвоенным материалом. При этом используется различная форма работы: индивидуальная, в парах, групповая. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, выражают новую информацию своими словами, делают выводы, что они узнали на уроке, чему научились. Одна из задач ТРКМ – стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. (Под рефлексией понимается осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности; самооценка, самоконтроль.)
Приёмов организации каждого этапа урока множество, некоторые из них используются мною при проведении уроков – таблица «Знаю, узнал, хочу узнать» (ЗХУ), понятийное колесо, кластер, верные-неверные утверждения, ключевые слова и т.д..
Вывод: данная технология универсальна, что позволяет эффективно использовать ее любому учителю-предметнику.
Урок биологии в 10-м классе по теме «Генная инженерия» с использованием технологии развития критического мышления.
Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами, использованием результатов науки на пpaктике;
- развитие умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы;
- развитие навыков работы в группе.
Оборудование: компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал, учебник «Общая биология 10-11 класс» М: Просвещение, 2006г под редакцией Д.К. Беляева.
Приемы и стратегии: таблица ЗХУ (Приложение 1), понятийное колесо.
Ход урока
Стадия вызова:
Учитель рассказывает про старый анекдот:
«Скрестили японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают». Когда-то этот анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать реальностью! Во всяком случае ученые уже встроили в ДНК помидора ген арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостиком и не уплывает от покупателя, зато столь же легко переносит холода, как и глубоководная северная рыба.
Учитель: Мы уже знаем, что такое ген. Генами люди научились управлять: их режут, дробят, сшивают, извлекают из ДНК, переставляют в другие места и манипулируют другими способами. Наука, которая этим занимается, называется « генная инженерия».
Учитель: Генная инженерия – это направление биологической инженерии, которое будет являться предметом исследования на нашем уроке.
Основные задачи урока – изучить методы работы генной инженерии, узнать каких высот она достигла, и, главное, решить один очень важный вопрос: «А нужно ли нам это?»
Но прежде я предлагаю вам выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ (приложение1). Шаблон таблиц раздается перед началом урока каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради.
Учитель: Ваша задача – записать в первую часть таблицы, что Вам известно о генной инженерии.
Знаю | Хочу узнать | узнал |
Генная инженерия |
После этого озвучивают свои таблицы внутри группы (Группы формируются в начале урока по разным принципам. Это не занимает много времени, если дети научены групповой форме работы). Учитель спрашивает одного ученика от каждой группы и делает соответствующие записи на доске (составляется общая таблица ЗХУ на доске – заполняется первая колонка). Итак, у детей складывается общее представление о генной инженерии.
Учитель: Какие темы «генной инженерии» вам бы хотелось еще изучить?
Ученики записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, изучив данную тему, и фиксируют их в своей таблице. Каждая группа обсуждает свои вопросы и один из них предлагает всему классу (так заполняется вторая колонка таблицы ЗХУ на доске).
Стадия содержания:
Учитель предлагает ученикам поискать ответы на свои вопросы, поработав раздаточным материалом (Приложение 2). Каждая группа получает разный материал по вопросам генной инженерии. Ученики записывают найденные ответы, а также новую информацию в графу «узнал» таблицы. Учащиеся обмениваются полученными знаниями в группе. Учитель просит отдельных ребят из группы озвучить свои ответы (оформляется третья колонка таблицы на доске). Ответы школьников можно сопровождать компьютерной презентацией (Приложение 3), где выделены основные понятия и методы генной инженерии:
Генная инженерия – методы перестройки генотипа.
Задача этих методов состоит в получении индивидуальных генов и введение их в новое генетическое окружение для создания организма с новыми, определенными признаками.
Основные понятия:
- Рестриктазы – ферменты, разрезающие молекулу ДНК;
- Лигазы – ферменты, сшивающие молекулу ДНК;
- Плазмиды – внехромосомные двухцепочечные кольцевидные молекулы ДНК.
Они легко выделяются из бактериальных клеток хозяев и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК нового хозяина.
Направления современной биотехнологии:
- Генная инженерия
- Клеточная инженерия
- Инженерная энзимология
Стадия рефлексии:
Учитель предлагает составить в группах «понятийное колесо» по изученной теме, где ключевое слово – «генная инженерия». Одна из групп озвучивает, а остальные дополняют, корректируют схему.
Подведение итогов урока:
Учитель: Вопрос нашего урока весьма неоднозначен, но как бы мы к этому не относились, факт остается фактом: прогресс остановить нельзя, он – двигатель нашей жизни. Нам не нужно бояться науки, но и нельзя быть безграмотными, безразличными и равнодушными, чтобы способствовать направлению науки в нужное русло.
Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §19 учебника и дополнительную информацию.
Комментарии:
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
27 11 2024 1:43:49
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...
26 11 2024 14:48:41
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
25 11 2024 5:58:39
Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
24 11 2024 13:58:28
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...
23 11 2024 8:59:52
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
22 11 2024 13:24:40
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
21 11 2024 4:25:13
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
20 11 2024 21:48:27
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
19 11 2024 10:56:37
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
18 11 2024 5:36:34
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
17 11 2024 5:30:24
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
16 11 2024 22:55:20
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...
15 11 2024 6:52:13
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
14 11 2024 16:57:44
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
13 11 2024 2:36:23
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
12 11 2024 6:26:31
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
11 11 2024 10:24:42
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
10 11 2024 12:19:43
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
09 11 2024 12:51:22
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
08 11 2024 2:23:17
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
07 11 2024 15:59:30
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
06 11 2024 8:50:32
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...
05 11 2024 1:15:34
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
04 11 2024 5:56:17
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
03 11 2024 6:18:56
Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
02 11 2024 15:38:18
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
01 11 2024 16:22:22
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
31 10 2024 10:34:13
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...
30 10 2024 20:28:49
Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...
29 10 2024 6:41:27
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике. ...
28 10 2024 3:15:10
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...
27 10 2024 4:27:42
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...
26 10 2024 6:54:20
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
25 10 2024 16:31:20
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
24 10 2024 22:39:18
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...
23 10 2024 11:19:52
Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
22 10 2024 19:11:33
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
21 10 2024 12:58:44
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
20 10 2024 1:24:57
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
19 10 2024 20:23:44
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
18 10 2024 4:56:46
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
17 10 2024 23:53:20
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
16 10 2024 6:48:53
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...
15 10 2024 14:35:39
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
14 10 2024 7:20:11
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
13 10 2024 23:23:26
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
12 10 2024 0:17:24
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
11 10 2024 8:32:15
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
10 10 2024 18:55:26
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
09 10 2024 0:29:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::