Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии
Мы сейчас много говорим, чтобы современные уроки носили развивающий хаpaктер, чтобы атмосфера в учебной аудитории благоприятствовала раскрытию творческого потенциала, как учителя, так и его учеников. Проводя уроки в традиционной форме мы навязываем детям свои решения, мнение, свой способ выполнения задания, заставляя ребенка мучительно угадывать, что же хочет учитель: какого ответа он ждет на свой вопрос, какой способ решения задачи ему понравится и заслужит одобрения, т.е. ребенка изначально мы ставим в ситуацию неуспеха – ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт.
Для решения этих проблем направлены современные педагогические технологии (технологии проблемного, группового обучения, ИКТ, методы и приёмы технологии проектной деятельности и т.д.). Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления, которая учит мыслить логически, нестандартно, творчески.
О технологии развития критического мышления (ТРКМ) я впервые узнала на курсах повышения квалификации, эта технология меня заинтересовала, и я начала применять её на своих уроках биологии, экологии.
Цель технологии критического мышления научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.
В процессе реализации ТРКМ обеспечивается:
- достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
- у школьников постепенно формируется сознание успешности его деятельности;
- учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
- учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности;
- учит мыслить логически, нестандартно, творчески;
- возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;
- возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;
- возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
Модель технологии развития критического мышления включает три стадии: вызов, содержание, рефлексия.
На стадии вызова осуществляется: настрой на достижение целей урока или его отдельного этапа, возврат к уже накопленным знаниям по предложенной теме, анализ своего мышления и чувства, относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей стадии – содержание. На данной стадии осуществляется изучение нового материала и установление связей с ранее усвоенным материалом. При этом используется различная форма работы: индивидуальная, в парах, групповая. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, выражают новую информацию своими словами, делают выводы, что они узнали на уроке, чему научились. Одна из задач ТРКМ – стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. (Под рефлексией понимается осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности; самооценка, самоконтроль.)
Приёмов организации каждого этапа урока множество, некоторые из них используются мною при проведении уроков – таблица «Знаю, узнал, хочу узнать» (ЗХУ), понятийное колесо, кластер, верные-неверные утверждения, ключевые слова и т.д..
Вывод: данная технология универсальна, что позволяет эффективно использовать ее любому учителю-предметнику.
Урок биологии в 10-м классе по теме «Генная инженерия» с использованием технологии развития критического мышления.
Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами, использованием результатов науки на пpaктике;
- развитие умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы;
- развитие навыков работы в группе.
Оборудование: компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал, учебник «Общая биология 10-11 класс» М: Просвещение, 2006г под редакцией Д.К. Беляева.
Приемы и стратегии: таблица ЗХУ (Приложение 1), понятийное колесо.
Ход урока
Стадия вызова:
Учитель рассказывает про старый анекдот:
«Скрестили японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают». Когда-то этот анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать реальностью! Во всяком случае ученые уже встроили в ДНК помидора ген арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостиком и не уплывает от покупателя, зато столь же легко переносит холода, как и глубоководная северная рыба.
Учитель: Мы уже знаем, что такое ген. Генами люди научились управлять: их режут, дробят, сшивают, извлекают из ДНК, переставляют в другие места и манипулируют другими способами. Наука, которая этим занимается, называется « генная инженерия».
Учитель: Генная инженерия – это направление биологической инженерии, которое будет являться предметом исследования на нашем уроке.
Основные задачи урока – изучить методы работы генной инженерии, узнать каких высот она достигла, и, главное, решить один очень важный вопрос: «А нужно ли нам это?»
Но прежде я предлагаю вам выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ (приложение1). Шаблон таблиц раздается перед началом урока каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради.
Учитель: Ваша задача – записать в первую часть таблицы, что Вам известно о генной инженерии.
Знаю | Хочу узнать | узнал |
Генная инженерия |
После этого озвучивают свои таблицы внутри группы (Группы формируются в начале урока по разным принципам. Это не занимает много времени, если дети научены групповой форме работы). Учитель спрашивает одного ученика от каждой группы и делает соответствующие записи на доске (составляется общая таблица ЗХУ на доске – заполняется первая колонка). Итак, у детей складывается общее представление о генной инженерии.
Учитель: Какие темы «генной инженерии» вам бы хотелось еще изучить?
Ученики записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, изучив данную тему, и фиксируют их в своей таблице. Каждая группа обсуждает свои вопросы и один из них предлагает всему классу (так заполняется вторая колонка таблицы ЗХУ на доске).
Стадия содержания:
Учитель предлагает ученикам поискать ответы на свои вопросы, поработав раздаточным материалом (Приложение 2). Каждая группа получает разный материал по вопросам генной инженерии. Ученики записывают найденные ответы, а также новую информацию в графу «узнал» таблицы. Учащиеся обмениваются полученными знаниями в группе. Учитель просит отдельных ребят из группы озвучить свои ответы (оформляется третья колонка таблицы на доске). Ответы школьников можно сопровождать компьютерной презентацией (Приложение 3), где выделены основные понятия и методы генной инженерии:
Генная инженерия – методы перестройки генотипа.
Задача этих методов состоит в получении индивидуальных генов и введение их в новое генетическое окружение для создания организма с новыми, определенными признаками.
Основные понятия:
- Рестриктазы – ферменты, разрезающие молекулу ДНК;
- Лигазы – ферменты, сшивающие молекулу ДНК;
- Плазмиды – внехромосомные двухцепочечные кольцевидные молекулы ДНК.
Они легко выделяются из бактериальных клеток хозяев и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК нового хозяина.
Направления современной биотехнологии:
- Генная инженерия
- Клеточная инженерия
- Инженерная энзимология
Стадия рефлексии:
Учитель предлагает составить в группах «понятийное колесо» по изученной теме, где ключевое слово – «генная инженерия». Одна из групп озвучивает, а остальные дополняют, корректируют схему.
Подведение итогов урока:
Учитель: Вопрос нашего урока весьма неоднозначен, но как бы мы к этому не относились, факт остается фактом: прогресс остановить нельзя, он – двигатель нашей жизни. Нам не нужно бояться науки, но и нельзя быть безграмотными, безразличными и равнодушными, чтобы способствовать направлению науки в нужное русло.
Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §19 учебника и дополнительную информацию.
Комментарии:
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
24 08 2025 4:45:46
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
23 08 2025 8:31:37
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
22 08 2025 3:19:14
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество.
...
21 08 2025 3:38:44
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
...
20 08 2025 17:50:45
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах.
...
19 08 2025 7:27:11
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
18 08 2025 0:24:29

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
17 08 2025 12:56:37
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
16 08 2025 16:33:52
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
15 08 2025 8:54:42

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
14 08 2025 9:46:53
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
13 08 2025 16:16:37
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
12 08 2025 11:37:16
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
11 08 2025 11:42:55
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
10 08 2025 4:45:59
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
09 08 2025 20:49:30

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
08 08 2025 18:44:46
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
07 08 2025 19:38:17
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
06 08 2025 0:49:25
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
05 08 2025 21:52:50
Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....
04 08 2025 22:24:33
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
03 08 2025 22:54:26
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
02 08 2025 15:29:28

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
01 08 2025 3:47:57
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
31 07 2025 15:48:59
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
30 07 2025 9:21:22
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
29 07 2025 16:20:29
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
28 07 2025 1:50:51
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
27 07 2025 5:50:26
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
26 07 2025 6:26:38

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
25 07 2025 15:39:38
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
24 07 2025 9:32:35
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
23 07 2025 23:42:10
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
22 07 2025 7:37:17
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
21 07 2025 3:47:24
Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....
20 07 2025 22:15:59
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
19 07 2025 4:35:19
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
18 07 2025 20:12:24
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
17 07 2025 16:41:51
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
16 07 2025 7:16:26
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
15 07 2025 20:49:13
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
14 07 2025 17:16:15
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
13 07 2025 5:35:18
В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....
12 07 2025 23:31:26
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
11 07 2025 14:49:30
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
10 07 2025 8:17:56
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
09 07 2025 17:57:51
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
08 07 2025 12:47:37
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
07 07 2025 23:13:40
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
06 07 2025 6:22:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::