Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

Мы сейчас много говорим, чтобы современные уроки носили развивающий хаpaктер, чтобы атмосфера в учебной аудитории благоприятствовала раскрытию творческого потенциала, как учителя, так и его учеников. Проводя уроки в традиционной форме мы навязываем детям свои решения, мнение, свой способ выполнения задания, заставляя ребенка мучительно угадывать, что же хочет учитель: какого ответа он ждет на свой вопрос, какой способ решения задачи ему понравится и заслужит одобрения, т.е. ребенка изначально мы ставим в ситуацию неуспеха – ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт.
Для решения этих проблем направлены современные педагогические технологии (технологии проблемного, группового обучения, ИКТ, методы и приёмы технологии проектной деятельности и т.д.). Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления, которая учит мыслить логически, нестандартно, творчески.
О технологии развития критического мышления (ТРКМ) я впервые узнала на курсах повышения квалификации, эта технология меня заинтересовала, и я начала применять её на своих уроках биологии, экологии.
Цель технологии критического мышления научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.
В процессе реализации ТРКМ обеспечивается:
- достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
- у школьников постепенно формируется сознание успешности его деятельности;
- учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
- учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности;
- учит мыслить логически, нестандартно, творчески;
- возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;
- возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;
- возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
Модель технологии развития критического мышления включает три стадии: вызов, содержание, рефлексия.
На стадии вызова осуществляется: настрой на достижение целей урока или его отдельного этапа, возврат к уже накопленным знаниям по предложенной теме, анализ своего мышления и чувства, относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей стадии – содержание. На данной стадии осуществляется изучение нового материала и установление связей с ранее усвоенным материалом. При этом используется различная форма работы: индивидуальная, в парах, групповая. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, выражают новую информацию своими словами, делают выводы, что они узнали на уроке, чему научились. Одна из задач ТРКМ – стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. (Под рефлексией понимается осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности; самооценка, самоконтроль.)
Приёмов организации каждого этапа урока множество, некоторые из них используются мною при проведении уроков – таблица «Знаю, узнал, хочу узнать» (ЗХУ), понятийное колесо, кластер, верные-неверные утверждения, ключевые слова и т.д..
Вывод: данная технология универсальна, что позволяет эффективно использовать ее любому учителю-предметнику.
Урок биологии в 10-м классе по теме «Генная инженерия» с использованием технологии развития критического мышления.
Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами, использованием результатов науки на пpaктике;
- развитие умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы;
- развитие навыков работы в группе.
Оборудование: компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал, учебник «Общая биология 10-11 класс» М: Просвещение, 2006г под редакцией Д.К. Беляева.
Приемы и стратегии: таблица ЗХУ (Приложение 1), понятийное колесо.
Ход урока
Стадия вызова:
Учитель рассказывает про старый анекдот:
«Скрестили японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают». Когда-то этот анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать реальностью! Во всяком случае ученые уже встроили в ДНК помидора ген арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостиком и не уплывает от покупателя, зато столь же легко переносит холода, как и глубоководная северная рыба.
Учитель: Мы уже знаем, что такое ген. Генами люди научились управлять: их режут, дробят, сшивают, извлекают из ДНК, переставляют в другие места и манипулируют другими способами. Наука, которая этим занимается, называется « генная инженерия».
Учитель: Генная инженерия – это направление биологической инженерии, которое будет являться предметом исследования на нашем уроке.
Основные задачи урока – изучить методы работы генной инженерии, узнать каких высот она достигла, и, главное, решить один очень важный вопрос: «А нужно ли нам это?»
Но прежде я предлагаю вам выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ (приложение1). Шаблон таблиц раздается перед началом урока каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради.
Учитель: Ваша задача – записать в первую часть таблицы, что Вам известно о генной инженерии.
Знаю | Хочу узнать | узнал |
Генная инженерия |
После этого озвучивают свои таблицы внутри группы (Группы формируются в начале урока по разным принципам. Это не занимает много времени, если дети научены групповой форме работы). Учитель спрашивает одного ученика от каждой группы и делает соответствующие записи на доске (составляется общая таблица ЗХУ на доске – заполняется первая колонка). Итак, у детей складывается общее представление о генной инженерии.
Учитель: Какие темы «генной инженерии» вам бы хотелось еще изучить?
Ученики записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, изучив данную тему, и фиксируют их в своей таблице. Каждая группа обсуждает свои вопросы и один из них предлагает всему классу (так заполняется вторая колонка таблицы ЗХУ на доске).
Стадия содержания:
Учитель предлагает ученикам поискать ответы на свои вопросы, поработав раздаточным материалом (Приложение 2). Каждая группа получает разный материал по вопросам генной инженерии. Ученики записывают найденные ответы, а также новую информацию в графу «узнал» таблицы. Учащиеся обмениваются полученными знаниями в группе. Учитель просит отдельных ребят из группы озвучить свои ответы (оформляется третья колонка таблицы на доске). Ответы школьников можно сопровождать компьютерной презентацией (Приложение 3), где выделены основные понятия и методы генной инженерии:
Генная инженерия – методы перестройки генотипа.
Задача этих методов состоит в получении индивидуальных генов и введение их в новое генетическое окружение для создания организма с новыми, определенными признаками.
Основные понятия:
- Рестриктазы – ферменты, разрезающие молекулу ДНК;
- Лигазы – ферменты, сшивающие молекулу ДНК;
- Плазмиды – внехромосомные двухцепочечные кольцевидные молекулы ДНК.
Они легко выделяются из бактериальных клеток хозяев и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК нового хозяина.
Направления современной биотехнологии:
- Генная инженерия
- Клеточная инженерия
- Инженерная энзимология
Стадия рефлексии:
Учитель предлагает составить в группах «понятийное колесо» по изученной теме, где ключевое слово – «генная инженерия». Одна из групп озвучивает, а остальные дополняют, корректируют схему.
Подведение итогов урока:
Учитель: Вопрос нашего урока весьма неоднозначен, но как бы мы к этому не относились, факт остается фактом: прогресс остановить нельзя, он – двигатель нашей жизни. Нам не нужно бояться науки, но и нельзя быть безграмотными, безразличными и равнодушными, чтобы способствовать направлению науки в нужное русло.
Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §19 учебника и дополнительную информацию.
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
16 08 2022 15:44:38
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
15 08 2022 19:37:57
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
14 08 2022 1:18:59
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
13 08 2022 10:41:30
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
12 08 2022 22:34:31
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
11 08 2022 0:44:20
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
10 08 2022 4:31:11
Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал.
...
09 08 2022 7:36:57
Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....
08 08 2022 8:50:44
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
07 08 2022 17:17:18
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
06 08 2022 8:51:28
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
05 08 2022 11:15:39
Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....
04 08 2022 20:32:12
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
03 08 2022 10:47:10
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией.
...
02 08 2022 8:18:12
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики",
при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека".
При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе.
...
01 08 2022 3:47:33
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
31 07 2022 16:30:30
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
30 07 2022 15:35:21
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
29 07 2022 19:11:19
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
28 07 2022 2:45:20
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
27 07 2022 23:53:56
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
26 07 2022 3:21:13
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
25 07 2022 13:47:49
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
24 07 2022 0:42:41
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
23 07 2022 4:11:56
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза.
...
22 07 2022 0:41:43
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
21 07 2022 3:39:57
Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....
20 07 2022 6:26:21
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
19 07 2022 4:42:58
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса.
...
18 07 2022 9:55:21
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
17 07 2022 23:37:35
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
16 07 2022 5:51:23
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
15 07 2022 10:31:16
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
14 07 2022 19:40:30
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
13 07 2022 14:46:11
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
12 07 2022 18:53:54
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
11 07 2022 3:46:43
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
10 07 2022 6:56:23
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
09 07 2022 18:44:47
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
08 07 2022 10:11:44
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
07 07 2022 19:48:41
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
06 07 2022 2:12:55
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
05 07 2022 3:41:13
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
04 07 2022 7:42:39
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
03 07 2022 23:30:46
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
02 07 2022 11:28:52
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
01 07 2022 23:26:34
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
30 06 2022 14:10:32
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
29 06 2022 5:28:12
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
28 06 2022 6:43:17
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::