Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке для формирования ценностных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в условиях прогрессирующего курения, ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, развитие познавательного интереса, умений самостоятельной работы с научно-популярной литературой; показать учащимся неразрывность биологии с такими учебными дисциплинами как география, история, экономика; показать , что курение вредит не только курящему человеку, но о всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.

Перед началом урока учащиеся рассаживаются за парты следующим образом: слева сторонники курения, справа – противники курения, по центру – эксперты, приглашенные на урок.

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя. (введение в урок учащихся)

В настоящее время распространенность табакокурения достигла уровня глобальной эпидемии. Большую тревогу вызывает тот факт, что курение в России стремительно «молодеет». За последние 10 лет возраст начинающих курить детей в среднем уменьшилось с 15 до 10 лет. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.

«Курить или не курить?». К сожалению, на этот вопрос школьники в подростковом возрасте отвечают утвердительно, не задумываясь о последствиях принятого решения, а чаще всего, просто-напросто не зная и не догадываясь о них. На нашем уроке сегодня присутствуют как сторонники, так и противники курения. Также мы пригласили экспертов, которые помогут нам разобраться в данном вопросе. Разрешите представить вам наших гостей : биолог, историк, врачи – пульмонолог, терапевт и эксперты-экономисты.

Давайте предоставим слово эксперту-экономисту. (цель: закрепить умение вести дискуссию, поддерживать диалог, показать влияние курения на организм человека, показать взаимосвязь биологии , географии и истории, умение отстаивать свою точку зрения, используя аргументы и факты научной литературы и средств массовой информации).

Экономист. «Да, табакокурение – одна из самых распространенных вредных привычек. Всемирная Организация здравоохранения предупреждает: через 90 лет человечество не досчитается 1млрд жителей, которые, скорее всего, скончаются от болезней, вызванных тягой к табаку. В докладе « Глобальная табачная эпидемия – 2008» подчеркивается, что в то время как правительствам ежегодно удается собирать колоссальный « урожай» в виде налогов с табака и изделий табачной промышленности, что выражается в сумме 200млрд долларов, на нужды пропаганды вреда курения тратится мизерная часть этих доходов – 0,2%. Доходы - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-либо рода деятельности. По данным ВОЗ, с нынешних 5,4 млн. cмepтейв год вследствие пристрастия к табаку этот показатель к 2030 году превысит 8 млн.Таким образом, за этот период благодаря привычке «зажигать» с лица Земли исчезнут до 175 млн. ее жителей. Две трети курильщиков проживают в 10 странах мира. Колонку ударников возглавляет Китай, почти с 30 % потребителей табака, затем вышагивает Индия – 10%, за лидерами строем по одному в порядке убывания следуют такие бойцы, как Индонезия, Россия, США, Япония, Бразилия, Бангладеш, Германия и Турция. ВОЗ указывает, что вымирают в основном люди с низкими и средними доходами – на их долю приходится свыше 80% cмepтей от болезней, обусловленных курением. (Слайд № 1 «Основные потребители табака»). За последние 10 лет число курильщиков увеличилось в полтора раза. Пристрастие к сигаретам есть у 70% мужчин и у каждого второго подростка. В 2006 году от болезней, связанных с курением умерло 400 000 человек. По статистике за последние 10 лет производство сигарет и папирос выросло в два раза. Пpaктически за два года трaнcнациональные табачные компании закупили всю российскую промышленность и в два раза увеличили производство сигарет. И россияне своими легкими оплачивают прибыли трaнcнациональных компаний. Распространенность курения в России составляет примерно 65% среди мужчин, около 30% среди женщин, примерно 50% среди мальчиков и девочек в старших школах (Слайд № 2 «Доля курящих в России по возрастно-пoлoвым группам в %. По данным RussianLongitudinalMonitoringSurvey», «Распространенность курения среди мужчин и женщин в 6 странах СНГ, в %»).

Ученик из «противников курения»:Также проблема подросткового курения становится год от года все острее. Установили, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от paка легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Cмepтельная доза никотина для взрослого – пачка выкуренная сразу, для подростка – пол пачки!

Ученик «за курение». Да, но никотин обладает определенными свойствами – оказывает стимулирующее действие на нервную систему, что выражается в увеличении скорости реакции, усилении концентрации внимания, повышения уровня бодрствования.

Ученик «против курения». Замечательные эффекты. Есть у них только одно «но»: они искусственны, противоестественны. А это может означать только одно: организм будет пытаться погасить их.

Ученик «против курения». Вы не замечали, что курильщики похожи на неврастеников? Они «разбалтывают» свою нервную систему. Живут от сигареты до сигареты. Готовы вспыхнуть не то чтобы по ничтожному, но по незначительному поводу. Сон курильщика всегда хуже, чем у человека его же типа, но некурящего.

Ученик «за курение».Большинство настоящих мужчин (81%) начинают курить до 16илетнего возраста, а женщины до 18 лет. Сейчас модно курить как в Европе, так и в Америке.

Учитель. Да, бытует и такая точка зрения, но что нам скажут по этому поводу экономисты.

Экономист. Позвольте с вами не согласиться. Исследование, проведенное ВОЗ в 14 странах, показало, что в 80-ые годы максимальное число курящих составило в Италии среди юношей 55%, среди дeвyшек 51%, в Греции соответственно 54 и 46%, в Уругвае – по 46%, Швейцарии – 46 и 36%, Бельгии – 45 и 44%, Франции – по 43%. Но борьба с курением в различных странах мира уже дала положительные результаты. Доля курящих в возрасте старше 15 лет за последние годы снизилась : В Великобритании с 39% 1980 до 26% в 2003 году. Во Франции – с 32 до 25% . В Финляндии – с 26 до 22% . В США за 1990 – 2002 г. среди мужчин с 28 до 24%, среди женщин – с 22,9 до 20,1%. (Слайд №3. Число курящих в некоторых европейских странах в 80-е годы) (Слайд № 4 « Доля курящих за последние годы в некоторых европейских странах».)

Ученик «против курение». У заядлых курильщиков с утра появляется кашель.

Ученик «за курение». Надо покурить, кашель пройдет. И он действительно проходит .

Ученик «против курения».После очередного окуривания смолами, ядами, психоактивными веществами. Стоит ли воспринимать это как благо?

Врач-пульмонолог. Легкие забиваются все больше. Как пчелы окуренные дымом, перестают думать о полетах, так же и реснички бронхов делаются неподвижными и не способны защищать легкие от опасности. Помимо накопления черноты в легких, в них возникает огрубление мембран, через которые происходит газообмен (Слайд №5 «Легкие некурящего человека и курящего) (Синие пальцы с ногтями в виде «баpaбанных палочек» - признак легочных проблем, обусловленных курением.(Слайд № 6 Руки курящего человека) Финал – гнойные бронхиты с сумками гноя в стенках воздухоносных путей, наконец, paк легких. В последние годы специалисты все чаще связывают курение с ростом профессиональной заболеваемости. Риск развития заболеваний, связанных с курением, особенно велик в тех областях промышленности, где рабочий соприкасается с газом, пылью, дымом, жидкостями и другими токсическими факторами. Табачный дым содержит те же химические вещества, которые рассматриваются как токсичные на рабочем месте. К их числу относятся, например, цианистый водород и оксид углерода. Угольная пыль, хлопковая пыль, хлор, облучение, действуя совместно с табачным дымом, вызывает повреждения легких и ухудшения общего состояния работающих.(Слайд №7 Состав табачного дыма.)

Врач-терапевт. Курение пагубно сказывается на потомстве. От токсических веществ, содержащихся в табачном дыме, страдают пpaктически все слагаемые детородной функции.

Ученик «за курение» Ничего опасного в курении нет, ведь мужские пoлoвые клетки – cпepматозоиды обновляются каждые три месяца.

Ученик « против курения» А женские яйцеклетки – своего рода долгожители. Их жизнь исчисляется годами. За это время они накапливают много токсических веществ, в том числе и компонентов табачного дыма.

Врач терапевт. В какой-то мере о самозащите организма позаботилась природа: пoлoвые клетки, отравленные токсинами, теряют способность к оплодотворению. Но такая самозащита часто оборачивается серьезными последствиями: бесплодие среди женщин выкуривающих десять и более сигарет в день, встречается в двое чаще, чем среди некурящих. У курильщиц в два раза чаще, чем у некурящих, рождаются мертвые дети. Постоянное и длительное курение табака приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают хаpaктерной внешность курильщика ( желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость. (Слайд № 8 « Курить или не курить – выбор за вами!»). Кроме того, курение вызывает сильнейшую зависимость по силе с героиновой и курящему человеку необходимость покурить – это уже физиологическая потребность.

Учитель (вопрос учащимся). А что такое потребность и какие основные потребности человека вы знаете? Ответы учащихся. (Слайд № 9 «Пирамида потребностей»)

Вывод. Вы можете подумать, что курение является физиологической потребностью, но это ошибочное мнение. Курение не является физиологической потребностью, курение – вредная привычка, такая же как и алкоголизм, наркотики, зависимость от шоколада и кофе, компьютерная зависимость.

Ученик «за курение» : А что такое табак, откуда он взялся?

Биолог: Табак, род однолетних или многолетних трав, редко кустарников, семейство

пасленовых. К этому же семейству относятся томаты и картофель. Листья очередные, цельные, цветки в метелках, опыление насекомыми, иногда колибри. Плод – коробочка с многочисленными семенами. Растет в умеренных и субтропических поясах Америки, Австралии и Полинезии. Многие виды содержат ( главным образом в листьях) ядовитый никотин. Для получения курительного табака возделывают, главным образом, Табак курительный и Махорку, родом из Южной Америки. Табак широко культивируют во многих странах мира. Из листьев махорки получают также никотиновую ( витамин РР) и лимонную кислоту, которая используется в пищевой и химической промышленности.( Слайд № 10 « Растение табак»)(Слайд №11 «Природные зоны мира»)

Историк. История приобщения европейцев к курению связана с именем Колумба (слайд 12« Христофор Колумб». ( 1451 -1506 гг.). 12 октября 1492 г. матрос Родриго Триона корабля «Пинта» флотилии адмирала Христофора Колумба увидел землю. Колумб полагал, что перед ним восточный берег Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. (Слайд № 13 « Путешествие Колумба»).

Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочку ( « ритуальное курение»). В представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, но это не помешало многим матросам экспедиции и самому адмиралу втянуться в это занятие. Растение назвали табаком от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго похода Колумба (1493 -1496гг.) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период великих открытий морскими и караванными путями были доставлены пpaктически во все уголки земного шара.

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии он был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали отлучать курильщиков от церкви. В назидании пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы 1 (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревками на шее.

Распространению табака способствовало его свойство – привыкание к курению. С такой привычкой трудно бороться.

В середине 30-х гг. 18 века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико начавшего первым культивировать табак в Европе.

В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 г. Через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле. (Слайд № 14 «Царь Михаил Федорович»).

Во времена царствования Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве 1643 г., причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом cмepтной казни. В силу того, что табак оказался прибыльным предприятием, т.к. торговля им приносила существенную прибыль, с 1697 г. (правление Петра 1) табак оказался официально разрешен.

Учитель: Табачные компании – одни из самых богатых и мощных в мире. Ежегодный оборот Филипп Морис превышает 100млрд. долларов США, а доходы составляют почти 8 млрд. долларов США. Табачные компании вложили почти 2млрд. долларов США в развитие производства сигарет в России. Вопрос всему классу: Как вы думаете почему? (приблизительный ответ: численность населения России значительно больше по сравнению с другими государствами , а следовательно это большой рынок сбыта и прибыли).Предоставим слово нашим экономистам.(цель: показать, что курение вредит не только человеку как отдельной личности, но и обществу в целом).

Экономист. Стоимость курения для курильщика складывается из затрат на покупку сигарет, потерь на здоровье и покупку лекарственных препаратов для лечения заболеваний, вызванных курением. От пассивного курения наиболее часто страдают члeны семьи курильщика. Лечение заболеваний , связанных с пассивным курением, также следовало бы включать в стоимость курения.

Все социально-экономические последствия курения можно классифицировать на две группы: прямые и непрямые потери. К прямым потерям относятся, во-первых, случаи преждевременной cмepтности от болезней, связанных с курением, и отсюда суммарное число не дожитых лет жизни и недопроизведенного национального дохода; во-вторых, случаи болезни в связи с курением с расчетом роста потрeбления, в т.ч. и медицинских услуг, связанного с ростом заболеваемости, расчетом случаев нетрудоспособности и инвалидности; бpaка в работе, снижения производительности труда; в-третьих, небрежность при курении приводит к пожарам, ожогам и др.Расчет прямых потерь хотя и носит относительный хаpaктер, тем не менее дает представление об их масштабах и позволяет провести анализ по методу: затраты и выгоды. К непрямым потерям, связанных с курением, можно отнести, во-первых, генетические нарушения, в ослаблении адаптационных механизмов и увеличении заболеваний в детском возрасте, в ухудшении физического и психического развития детей, во-вторых, влияние на пассивных курильщиков со всеми вытекающими последствиями для их здоровья и трудоспособности.

Экономист. Исследования проведенные в Швеции показали, что среди некурящих число не болевших людей в течении года составило 19,6% ; среди бывших курильщиков 15,1 %; в то время как среди выкуривающих до 14 сигарет в день доля не болевших составила 11,6%; 15-24 сигареты – 11%; более 24 сигарет – 10,7%. (Слайд № 15 «Доля не болевших людей в Швеции, связанных с курением»).

В Германии в течение года теряется около 20млн.рабочих дней из-за болезней, связанных с курением. 10% расходов на социальное обеспечение ( 2млрд.евро)ежегодно связано с результатами курения. Экономисты подсчитали, что пристрастие к курению наносит государству ущерб в размере 20 – 35 млрд.евро ежегодно, в то время как доходы государства, получаемые за счет специального налога на табачные изделия не превышают 6млрд.евро. В Великобритании прямые потери в связи с курением составили за год 510 млн. фунтов стерлингов, в т.ч. затраты на лечение – 50 млн. ( 9,8%) ; производственные потери в связи с болезнями, вызванными курением – 290млн. ( 56,9%), потери в связи с преждевременной cмepтностью – 150 млн. ( 29,4 %) ; потери в связи с пожарами – 20млн. ( 3,9 %).(Слайд 16 « Потери в связи с курением в Великобритании») (цель: показать затраты государства на содержание пациента стационара; возможности экономии личного бюджета

Учитель. Подсчитано, что стоимость пребывания одного больного в стационаре составляет в среднем 1500 рублей в день. Задание учащимся. Подсчитайте, сколько вы сможете оплатить самостоятельно дней пребывания в стационаре, если вы бросили курить. Ранее вы выкуривали по две пачки в день сигарет, средняя стоимость которых составляла 25 рублей.( решение: стоимость в день – 50руб. В году 365 дней. В год 18250 руб.тратили на сигареты. Можем оплатить 12 дней.)

Учитель. А в стационаре курильщик находится значительно более длительное время, чем 12дней. Иногда даже до 90. И за него платит государство( страховая медицина). Задание учащимся. А теперь посмотрите на сумму 18250 рублей. Если бы вы не курили, что бы вы смогли купить на сэкономленные деньги?

Экономист. Хотелось бы добавить. В Великобритании ежегодно теряется свыше 50млн. рабочих дней вследствие курения. Это серьезный ущерб для национальной экономики. Одновременно показано, что только стоимость лечения болезней вызванных курением ежегодно более 150млн. фунтов стерлингов. Аналогичные исследования проведены и во Франции. Подсчитано, что cмepтность от болезней, связанных с курением, в 6 раз превысила cмepтность в дорожно-трaнcпортных происшествиях. В России курение по факторам cмepтности стоит на третьем месте, после повышенного кровяного давления и содержания холестерина.

(Слад- Таблица 1. « Основные факторы риска cмepтности населения в России».)

Экономист. Непрямые потери также более чем в 3 раза превышают непосредственные расходы на лечение болезней, обусловленных курением. Ущерб наносимый одним курильщиком оценивается в 340 $, потери за счет производительности труда, прогулов и нетрудоспособности составляют приблизительно 10$. Все потери от пожаров, вызванных курением – в среднем 5$ на одного курильщика. В России в период с 2000 по 2005г. объем потрeбления вырос на 30%: с287млрд. до 375млрд. штук, а это значит, что в ближайшее время ущерб значительно возрастет, если государство не примет никаких мер.

Учитель. Как вы думаете, какие можно предложить меры борьбы с курением? (приблизительный ответ учащихся: поднять цены на сигареты, увеличить налоги, антитабачная реклама, поощрение среди работников отказа от курения и здоровый образ жизни, организация лотереи для некурящих с выплатой крупных выигрышей). Давайте попробуем разобраться с каждым из предложений.

Экономист. Увеличив цены на сигареты, мы тем самым:1)снизим потрeбление сигарет; 2) сделаем сигареты менее доступными для детей; 3) способствуем наполнению бюджета. (Слайд 16 « Цены на сигареты и их потрeбление в Великобритании 1971 -1995 гг. Цены в фунтах стерлингов, потрeбление в десятках миллионов сигарет».) Но на протяжении последних 6 лет в РФ рост цен на сигареты отстает от роста цен на другие потребительские товары (на сигареты – 5,8%; хлеб – 13,9%; молоко – 13,3%; мясо и птицу – 17,8%; общественный трaнcпорт – 22,1%), реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в среднем на 11,4%.Таким образом сигареты фактически дешевеют. (Слайд №17 « Рост цен на потребительские товары»).Самой ключевой политикой в борьбе с табакокурением являются налоги. Налоги - обязательный взнос (платеж) в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке или на условиях, определяемых законодательством).

Экономист(продолжает): Увеличение на табачную продукцию налогов приводит к росту цен. Но налоги на сигареты у нас одни из самых низких в мире, в результате на каждую cмepть, вызванную курением, количество уплаченных налогов в 2005 году составляет лишь 50 тысяч рублей. Хотя жизнь человека ценна сама по себе , даже с отрешенно экономических позиций проблема курения выглядит крайне запущенной. Даже если в текущем году произойдет ожидаемое повышение собираемых налоговых поступлений от акцизов на сигареты и папиросы по сравнению с 2007 годом и составит 44млрд.рублей, сумма налогов на одну cмepть составит лишь 130 тысяч рублей, что меньше, чем инвестиции государства в образование среднестатистического гражданина.

Учитель. Другой мерой борьбы с табакокурением является реклама о вреде курения и его последствиях.

Экономист. Маркетинговые ходы табачных компаний крайне изощрены.(Для справки: Маркетинг - это комплексный подход к управлению и организации торгового дела, который включает дизайн товаров, политику цен, упаковку и оформление витрин ). Это реклама и на зрелищных спортивных состязаниях, и в цветных глянцевых журналах, раздача сигарет на улицах, непрямая реклама в кинофильмах. Программы по информированию детей о вреде курения активно проводятся в школах самими табачными компаниями под такими девизами, как «Курение – выбор взрослого человека!». А какой же ребенок не хочет повзрослеть как можно скорее? Табачные компании запугивают хозяев ресторанов тем, что запрет на курение приведет к снижению посещаемости и тем самым снижению прибыли. Однако даже курильщики не хотят сидеть в прокуренных помещениях. А запрет на курение в барах Ирландии и Норвегии, вопреки всем ожиданиям, привел к увеличению прибыли.

Задание ученикам . (Цель: закрепление умений работы в группах, развитие творческих способностей. ) Придумать социальную рекламу против курения. Но сначала, напомните мне что такое «социальная реклама»? (Ответ учащихся). Задание выполняется 3-4 мин, после, выступления учащихся (показ рекламы на ватманах).

Экономист. Борьба с табакокурением в развитых странах побуждает производителей сигарет искать новые рынки сбыта. Табачные компании вложили почти 2 млрд. в развитие производства сигарет в России – 5% от всех иностранных инвестиций в экономику России после распада СССР. Эти деньги позволяют влиять на недальновидных политиков, но не делают страну богаче. Если бы россияне не курили, продолжительность жизни мужчин в России выросла бы на 6 лет, а женщин – на 3 года. Это без учета неcмepтельных последствий курения. Табачные компании не хотят, чтобы количество курильщиков сокращалось, в связи с чем подкупают политиков и ученых, обманывают общественность и скрывают правду о табаке.

Заключение. Учитель: Какие экономические понятия нам помогли раскрыть тему урока? ( продукт, общество, реклама, социальная реклама, рынки сбыта, производство, иностранные инвестиции в экономику, общественные ценности, маркетинг, прибыль, налоги). Определения каких понятий мы с вами повторили из экономики?( доход, налоги, потребности, реклама, маркетинг). Давайте сформулируем вывод по уроку. Дается разрезанное предложение и учащиеся должны сами сложить и прочитать вывод к уроку. Вывод: Табак убивает курильщиков. Это продукт, который при применении по прямому назначению отрицательно влияет на здоровье. Курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества, т.е. социальная проблема. Курение – это удар по экономике страны и по семейному бюджету.

Презентация.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Биосинтез белка"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белка"

      Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....

24 08 2025 2:17:24

Игра как средство интеpaктивного обучения


    Игра как средство интеpaктивного обучения

      Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

23 08 2025 12:56:12

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

22 08 2025 5:56:50

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

21 08 2025 17:58:29

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)


    Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

      Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

20 08 2025 20:30:20

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

19 08 2025 11:28:50

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

18 08 2025 16:31:49

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

17 08 2025 18:22:53

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

16 08 2025 17:43:51

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"


    Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

      Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

15 08 2025 13:48:55

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

14 08 2025 6:32:34

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

13 08 2025 1:10:23

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....

12 08 2025 5:32:13

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

11 08 2025 7:39:57

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

10 08 2025 20:23:48

Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников


    Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

      Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

09 08 2025 14:28:37

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

08 08 2025 23:36:54

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

07 08 2025 0:59:26

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

06 08 2025 9:46:34

Интегрированный урок "Необыкновенное вещество"

Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....

05 08 2025 16:13:55

Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"


    Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"

      Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....

04 08 2025 16:39:12

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

03 08 2025 19:55:33

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

02 08 2025 9:22:32

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

01 08 2025 9:51:31

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

31 07 2025 4:20:55

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ


    "Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

      Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

30 07 2025 23:15:58

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....

29 07 2025 3:32:54

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

28 07 2025 19:50:55

Урок "Формула здоровья" в 8-м классе


    Урок "Формула здоровья" в 8-м классе

      Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....

27 07 2025 20:58:50

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"


    Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

      Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

26 07 2025 10:14:27

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

25 07 2025 17:54:58

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"


    Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

      Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...

24 07 2025 21:52:50

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

23 07 2025 1:12:45

Питание и пищеварение

Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

22 07 2025 11:38:46

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

21 07 2025 3:45:45

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

20 07 2025 14:44:39

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

19 07 2025 6:24:19

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс


    Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....

18 07 2025 17:39:32

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

17 07 2025 22:48:33

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"


    Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

      Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....

16 07 2025 22:10:46

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

15 07 2025 18:28:10

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко


    Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

      Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...

14 07 2025 14:18:48

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

13 07 2025 12:40:37

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

12 07 2025 8:41:21

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

11 07 2025 10:50:16

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка


    Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

      Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

10 07 2025 20:18:32

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

09 07 2025 4:46:21

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

08 07 2025 21:19:35

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

07 07 2025 4:51:42

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

      На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

06 07 2025 5:48:58

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::