Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка
Цель занятия: формирование представлений о типичных биоценозах уникальной природы Хабаровского края.
Задачи:
- Углубллять представления учащихся о биоценотическом уровне жизни;
- Развивать умения выявлять и анализировать взаимодействия компонентов экосистем как единого целого;
- Воспитывать коммуникативные навыки и бережное отношение к природным объектам.
План проведения занятия.
Подготовительный этап.
На этом этапе, из числа мотивированных школьников выбираем экскурсоводов, помогаем им составить выступления и создаем экспозиции экосистем .
Экспозиции биоценозов создаются из рисунков, моделей, влажных препаратов, гербариев, а также электронных изображений обитателей экосистем.
В зависимости от условий и времени имеющегося для проведения занятия желательно приглашение гостей из числа работников заповедника или краеведческого музея; победителей городских конкурсов и конференций по краеведению.
Этап проведения экскурсии.
В классной комнате в разных местах размещаются три экспозиции природных сообществ. В нашем случае это водоем, кедрово-широколиственный лес и темнохвойная тайга. Следует напомнить, что все представленные обитатели сообществ должны быть связанны пищевыми взаимоотношениями. В экспозиции, например, темнохвойной тайги мы размещаем 5-7 гербарных образцов типичных растений, шишки и кору хвойных растений, рисунки и электронные изображения не более десяти животных, карту края, фотографии и репродукции картин тайги. Аналогично оформляются и другие экспозиции. Занятие начинает учитель вступительным словом.
Вступительное слово учителя.
Хабаровский край! Издавна влекли к себе русских людей необъятные и загадочные просторы у Тихого океана. Первые землепроходцы шли “встреч солнцу” к океану, открывая новые земли, богатые рыбой, лесом, пушным зверем.
Грандиозны просторы нашего края. Многолика и контрастна природа нашей территории: суровая тайга и пышные хвойно-широколиственные леса, пойменные луга с травами, выше человеческого роста, и дальневосточные болота-мари, морские просторы, широкие реки и мелкие водоемы. На территории Хабаровского края имеется большое разнообразие природных сообществ.
Велики ее сокровища, но не беспредельны. Уникальны такие прекрасные творения природы – как лотос Комарова, женьшень, кубышка японская, черепаха мягкокожистая, махаон, жук-олень, тигр амурский. Здесь соединились представители северной и южной флоры и фауны: северянка ель обвитая южанкой актинидией, тигр соседствует рядом с медведем, окунь и карась и т.д.
Такое разнообразие служило одеждой, пищей, жилищем и источником культуры для аборигенов. Не утратила своего значения природа и в наши дни.
После вступительного слова учителя, где он говорит об уникальности, разнообразии, контрастности природы Хабаровского края, дети приглашаются на экскурсию.
Экскурсия проводится в форме “вертушки”. Педагог заранее делит класс на три группы и назначает руководителя, у которого имеется маршрутный лист с указанием последовательности посещения всех экспозиций, а также плана отчета группы.
Схема вертушки.
Последовательность посещения экспозиций | Первая группа | Вторая группа | Третья группа |
1 |
кедрово-широколиственный лес | водоем | темнохвойная тайга |
2 | водоем | темнохвойная тайга | кедрово-широколиственный лес |
3 | темнохвойная тайга | кедрово-широколиственный лес | водоем |
Маршрутный лист группы № 1 (образец).
Уважаемые экскурсанты!
Ваша группа посещает экспозиции биоценозов в следующем порядке: кедрово-широколиственный лесводоемтемнохвойная тайга.
Каждую экспозицию представляют два ученика экскурсоводы с заранее приготовленными текстами выступлений, продолжительностью не более5 минут.
Выступление экскурсовода экспозиции кедрово-широколиственного леса (тезисы).
Как посмотришь – не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!...
Петр Комаров.
Из всего разнообразия лесных богатств Приамурья самым ценным сокровищем являются кедрово-широколиственные леса. Как в гигантском ботаническом саду, в них собраны сотни видов деревьев, кустарников, лиан и множество различных трав. Число видов деревьев и кустарников превышает 250. “ Как-то странно непривычному взору видеть такое смешение форм севера и юга… В особенности поражает вид ели, обвитой виноградом, или пробковое дерево и орех, растущие рядом с кедром и пихтой”, – писал знаменитый русский ученый Н.М.Пржевальский.
Кедрово-широколиственные леса Приамурья называют уссурийской тайгой. При всем видовом разнообразии этих уникальных лесов, главным первостепенным видом в них является кедр корейский – огромное хвойное дерево с мощной, вытянутой вверх и не редко многовершинной кроной. Высота этого дерева достигает 40м., а в диметре – более 1,5м. Из пары таких исполинов можно построить жилой дом. Кедр дает превосходную древесину, славится как орехоносное и “масличное” дерево. Кедровники – превосходная кормовая база для обитателей тайги.
Одна из ценнейших для человека древесных пород – лиственница. Она на редкость зимостойка и вынослива. Основная ценность лиственницы – в ее смолистой, твердой, упругой и тяжелой древесине. “Хвойный дуб” – говорят о лиственнице за эти свойства древесины.
Хорош кедровый стланик и как снегонакопитель и регулятор водных стоков. А если к этим его свойствам добавить еще и то, что “лежачий лес” дает северянам отличные орешки, что он – богатая кормовая база для белки, соболя, медведя, глухаря, а для оленей – пастбище, что хвоя стланика богата витамином С, а древесина – отличные дрова для малолесных северных районов, – станнит ясным, что это не “никчемные заросли ползучего кустарника”, а хоть и низкорослый, хоть и стелющийся, но все же ценный хвойный лес.
Высоко взбирается по деревьям амурский виноград. Поздней осенью его большие лопастные листья то пламенеют, то багровеют, просвечиваясь на солнце, как волшебные фонари, а среди них – кисти темно-сизых ягод. “Прихваченные” морозом они обладают приятным вкусом и широко используются в пищу обитателями тайги – зверями и птицами, а также человеком.
Жизнь зверей и птиц теснейшим образом связана с урожайностью ели, пихты, кедра.
Из представителей таежной фауны, имеющих огромное промысловое значение, следует упомянуть соболя. “Стол” соболя очень разнообразен: птицы, мышевидные грызуны, бурундучки. Хотя он и хищник, но в его меню растительная пища занимает почетное место. Соболь ест орехи кедра и стланика, ягоды амурского винограда, брусники, черемухи, рябины и шиповника.
Изюбр, пятнистый олень и кабан – типичнейшие обитатели кедрово-широколиственных лесов. Изюбры едят всевозможные травы, побеги и листья деревьев и лиан, с удовольствием подбирают грибы и ягоды. А кабан далеко не гурман, оно всеядно. С голоду он не прочь съесть все, что только попадается ему на глаза: черви, моллюски, яйца птиц, погибшая рыба, корневища и луковицы трав.
Великолепные хищники венчают пищевую цепь. Это – тигр, барсук, енотовидная собака или уссурийский енот, – очень интересный и своеобразный зверь. Он обитает в долинах рек. Отлично плавает, ловит рыб и земноводных. Енот осторожен и труслив: в минуты опасности он затаивается, припадает к земле и прикидывается мертвым. Сколько его ни переворачивай – он не подаст признаков жизни!
Гордость и краса тайги – амурский тигр. “Самым замечательным животным здешних стран” назвал тигра известный путешественник Н.М. Пржевальский. Тигр – один из крупнейших хищников нашей планеты. Некоторые самцы весят 300–350 и более кг. Он легко лазает по крутым склонам гор и скалам, прекрасно плавает.
Амурский тигр и его ближайшие родственники – леопард и дальневосточный лесной кот, относятся к редким и исчезающим животным. Они требуют особой заботы и охраны.
Если перечисленные выше животные являются эмблемой тайги, то птицы – живая и неугомонная ее душа. Тысячи тысяч насекомоядных птиц с наступлением тепла прилетают в тайгу: золотистые иволги, скромные соловьи, сверкающие мухоловки. В тайге, глухой стороне, где ягод поболее, много представителей куриных. Кроме рябчика, порхающего в долинных кедрово-широколиственных лесах, здесь, появляются каменный глухарь, дикуша, белая куропатка.
Сложная и таинственная, скрытная и явная и от этого не менее прекрасная жизнь обитателей дальневосточной тайги заслуживает пристального внимания и изучения и изучения.
После посещения группами трех экспозиций учитель приглашает каждую группу занять предназначенное место и приступить к заполнению тест-карты и подготовке к групповому отчету.
Этап обратной связи.
Об усвоении детьми материала экскурсии мы судим по групповым отчетам и правильности заполнения группой тест – карты.
План группового отчета (один из вариантов).
- Укажите на карте края расположение кедрово-широколиственных лесов.
- Назовите типичные растения, произрастающие в этом биоценозе.
- Перечислите животных, обитающих в данном сообществе.
- Составьте 2-3пищевые цепи по схеме продуцент – консумент – редуцент.
- Расскажите о значении нескольких объектов биоценоза в природе и жизни человека.
Тест – карта.
Ответить на вопросы, используя предложенный перечень организмов.
- Отметь крестиком (сверху) обитателей темно – хвойной тайги.
- Подчеркни обитателей кедрово-широколиственного леса.
- Выбери правильную цепь питания, хаpaктерную для водоема: (обведи
кружочком)
А) личинка стрекозы прудовик бактерии
Б) рдест прудовик рыба сом рыбный филин бактерии
В) бактерии ряска мальки рыб лягушка - Отметь “О” (ноликом) редких животных нашего края.
Зимородок, лось, полоз Шренка, тигр амурский, переливница, парусник Маака, перловица, выдра, панда, гольян, щитомордник, леопард, кожистая черепаха, утконос, мыши, кабан, гималайский медведь, квакша, кедровка, кyница, толстолоб, соболь, ауха, дельфин, лемур, хариус, ель аянская, береза, дуб, кедровая сосна, черемуха обыкновенная, осина, липа, пихта, плауны, поползень, свиристель, лишайник уснея, лиственница, папоротники, дятел, заяц, рябчик, белка, клест, лиса, грушанка.
Этап подведения итогов.
На этом этапе поощряются: лучшая группа по отчету, лучшие экскурсоводы, активные участники подготовки и проведения занятия.
|
Экскурсоводы около своих экспозиций
Группы готовятся к отчетам по экскурсиям
Комментарии:

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
06 07 2025 10:12:19
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
05 07 2025 11:59:54
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
04 07 2025 4:36:49
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
03 07 2025 3:56:17
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
02 07 2025 11:12:53
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
01 07 2025 14:54:31
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
30 06 2025 2:23:28
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе.
...
29 06 2025 7:33:37
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
28 06 2025 21:26:35
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
27 06 2025 18:39:39
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
26 06 2025 14:41:29
Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....
25 06 2025 14:30:35
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология".
...
24 06 2025 17:31:48
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
23 06 2025 20:46:16
Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....
22 06 2025 2:20:14

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
21 06 2025 22:23:18
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
20 06 2025 1:12:55
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
19 06 2025 22:57:18

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
18 06 2025 22:34:58
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
17 06 2025 9:45:28
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
16 06 2025 18:11:48
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
15 06 2025 22:11:11
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
14 06 2025 6:54:27
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
13 06 2025 6:41:52
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
12 06 2025 5:22:24
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
11 06 2025 8:20:53
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
10 06 2025 15:12:15
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
09 06 2025 18:22:23

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
08 06 2025 13:34:48
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
07 06 2025 2:10:33
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
06 06 2025 10:14:20
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
05 06 2025 17:39:16
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
04 06 2025 5:19:40
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
03 06 2025 23:22:51
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
02 06 2025 14:30:43
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
01 06 2025 11:31:39
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
31 05 2025 14:33:28
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
30 05 2025 20:19:23
В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни.
...
29 05 2025 21:29:55
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
28 05 2025 20:16:30

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....
27 05 2025 8:30:25
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
26 05 2025 19:37:11
Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...
25 05 2025 13:54:42
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
24 05 2025 20:50:13
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
23 05 2025 9:47:22
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
22 05 2025 14:58:51
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
21 05 2025 13:43:15
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
20 05 2025 2:57:38
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
19 05 2025 7:27:25
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
18 05 2025 13:27:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::