Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"
Структура урока.
1. Организационный момент.
Мы закончили с вами тему “Развитие жизни на Земле”.
Венцом жизни, природы является человек, и поэтому закономерно мы переходим к теме “Происхождение человека”.
В тетради записываем число и тему урока “Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира”.
(Учащиеся записывают число и тему урока в тетради).
Подготовка к активному осознанному восприятию нового материала.
На фоне музыки, звучат слова учителя:
ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ СРЕДЬ НЕЯСНОЙ ТУМАННОЙ МЛЕЧНОСТИ,
В БЕСКОНЕЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ И КОНЧАЕТСЯ, В БЕСКОНЕЧНОСТИ…
ПОКОЛЕНЬЯМИ СОЗИДАЕТСЯ ВЕК ЗА ВЕКОМ ЗЕМЛЯ НЕТЛЕННАЯ.
ЧЕЛОВЕК КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ, ЧТОБ СВЕТЛЕЕ СТАЛА ВСЕЛЕННАЯ!
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.
Сообщение целей урока.
(На доске написаны вопросы, рассматриваемые на уроке).
На нашем уроке мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:
- Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
- Какое положение занимает человек в системе животного мира?
- Доказательства происхождения человека от животных.
Сегодня для более плодотворной работы у вас на столе находятся опopно-информационные листы. Слушая материал, смотрите на лист, запоминайте ключевые понятия, вносите дополнения, проставляя пометки на полях.
2. Изучение нового материала.
1. Итак, процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).
И так же раздел науки о человеке-антропологии, изучающей эволюцию человека.
Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, историей, палеонтологией.
В связи с этим существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие:
- Теория творения.
- Теория внешнего вмешательства.
- Теория прострaнcтвенных аномалий.
- Эволюционная теория.
(На доске написаны теории возникновения человека на земле).
Вам были даны задания подготовить сообщения об основных положениях этих теорий.
(Учащимся были даны задания подготовить сообщения и представить их на уроке).
(Сообщения учащихся указаны в приложении).
Знакомимся с теорией творения.(1 сообщение)
Сообщение о теории внешнего вмешательства, подготовила материал (2 сообщение)
Теория прострaнcтвенных аномалий. (3 сообщение)
Эволюционная теория (4 сообщение)
Итак, подводим итог выступлениям. В чём суть теорий происхождения человека?
Учащиеся делают выводы.
Наша наука и я как учитель придерживаемся эволюционной теории Чарлза Дарвина. Но вы к окончанию изучения темы должны сформировать свою точку зрения на вопрос о происхождении человека. Надеюсь, что наши взгляды совпадут.
2. Переходим ко второму вопросу
Какое место занимает человек в системе животного мира?
Учащиеся вспоминают систематику человека и записивыают её в опopно-информационный лист. Один ученик проделывает эту работу у доски при помощи карточек. На работу отводится 1 минута, затем ученики сверяют свои записи.
Царство
Тип
Подтип
Класс
Подкласс
Отряд
Подотряд
Семейство
Род
Вид
Животные
Хордовые
Позвоночные
Млекопитающие
Плацентарные
Приматы (“Князья”)
Человекоподобные
Гоминиды люди (прямоходящие приматы)
Человек
Человек разумный
Создание проблемной ситуации.
Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.
А теперь посмотрите на таблицу и рисунки.
Что изображено на них, что они доказывают?
Подумайте, поработайте минутку в парах. Обсудите свои наблюдения.
(На доске: рельефная таблица “Эмбриональное развитие”, рисунки: рудименты, атавизмы).
Учащиеся приходят к выводам, что это черты сходства и различий, доказательства происхождения человека от животных.
Вывод: Всё это доказывает происхождение человека от животных.
Чтоб понять человека создание
Надо б нам обобщить наши знания,
Чем похож ты на млекопитающего?
В дикой чаще лесов обитающего?
В ваших опopно-информационных листах приведена таблица, которую вы должны заполнить в ходе беседы. Необходимо привести научные данные и примеры некоторых групп доказательств.
(На доске начерчена таблица).
Научные данные Примеры Примечания
В ходе работы будем пользоваться таблицами и рисунками на доске,
- рисунками учебника Полянского (с.43-45),
- текстом учебника Захарова (с.130).
Назовём главный признак мы типа
Породнившего с птицей и рыбой,
И лягушкою остромордой
Этот признак – наличие хорды.
Какие признаки ещё подтверждают принадлежность к типу Хордовых?
(Учащиеся в ходе обсуждения вспоминают признаки).
- Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
- Жаберные щели в глотке.
Заполняем таблицу.
Учитель совместно с учащимися начинает заполнять таблицу.
Научные данные Примеры Примечания Сравнительно-анатомические доказательства Признаки типа Хордовые Наличие хорды Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
Жаберные щели в глотке.
Появление конечностей
Сердце на брюшной стороне теперь бьётся
И в процессе развития из хорды позвоночник теперь создаётся
Вот по этим чертам скажем точно
Нас относят в подтип позвоночных
Признаки подтипа Позвоночные.
- Наличие двух пар свободных конечностей.
- Местонахождение сердца на брюшной стороне.
- Развитие позвоночного столба.
- Формируется череп и челюстной аппарат.
- Головной мозг состоит из 5 отделов.
Наши братья по классу навечно
Обрели себе железы млечные
И ещё черту вспомнить осмелюсь я
На три ряда у нас зубы делятся
И зародыш внутри развивается
Со средой всякой он не считается
Вот по этим чертам впечатляющим
Мы относимся к классу млекопитающих
Признаки класса Млекопитающие.
- Наличие млечных, сальных, потовых желёз.
- Теплокровность.
- Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).
- Четырёхкамерное сердце.
- Сильно развитая кора головного мозга.
- Волосы на поверхности тела.
- Пять отделов позвоночника.
- Диафрагма (дыхательная мышца).
Подкласс плацентарный. О чём говорит нам название данной систематической категории?
Коль зародыш через плаценту питается
\Подкласс плацентарный называется
Признаки подкласса плацентарные.
- Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
Отряд Приматы. (Князья, первые). Назовите признаки отряда?
- Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
- Ногти на пальцах.
- Одна пара сосков млечных желёз.
- Хорошо развитые ключицы.
- Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.
- Рождение, как правило, одного детёныша.
Подотряд Человекообразных имеет более частные признаки.
- Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.
- Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.
- Большое число извилин на полушариях головного мозга.
- Наличие аппендикса.
- Исчезновение хвостового отдела позвоночника.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.
Резус-фактор впервые был обнаружен у низшей обезьяны Макаки-резус. Система АВО понгид и человека общая (У орангутанга имеются антигены А и В).
- Диплоидное число хромосом(2n).
У человекообразных обезьян - 48 хромосом. У человека - 46, то есть различия в хромосомных числах обусловлено единственной трaнcлокацией. Хромосома 2 человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сейчас разработаны методы дифференциальной окраски хромосом, когда на них выявляется поперечная полосатость, строго специфичная для каждой хромосомы и каждого вида.
Такая окраска хромосом человека и шимпанзе показывает их удивительную близость.
- Многие общие инфекционные болезни (туберкулёз, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД).
Мы привели примеры, хаpaктеризующие принадлежность человека к той или иной систематической категории, давайте вспомним такие данные как рудименты и атавизмы.
Пользуемся учебником Полянского (с.60) и таблицей на доске.
Что называют рудиментами?
Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.
- Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).
- Волосяной покров тела.
- Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).
- Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).
- Мышцы ушной paковины (у людей в ушной paковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).
- На ушной paковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).
- Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).
Что называют атавизмами?
Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.
- Некоторые люди способны двигать ушами.
- Встречаются люди с остроконечными ушами.
- Густой волосяной покров тела.
При остатке времени на уроке можно обратиться к историческим данным. Историческая справка указана в приложении.
- Добавочные соски.
Встречаются редко, число сосков изредка достигает даже 8 или более, как у женщины из Вены.
Рудимент хвоста в виде копчика есть у каждого человека, но встречаются люди, имеющие развитый хвост.
- Наличие хвоста.
В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.
- Сильно развитые плавательные перепонки (как у лягушки).
А теперь перейдём к следующей группе доказательств.
Эмбриологические доказательства.
Часть из них мы указали при рассмотрении систематических категорий.
Пользуемся учебником Полянского (с.43), учебником Захарова (с.131), таблицами и рисунками.
Общая схема развития зародыша.
- Оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.
Сходство зародышей.
- Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.
В том числе между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия.
Назовите отличия человека от человекообразных обезьян.
- Прямохождение. Вертикальное положение тела.
- Скелет имеет 4 изгиба позвоночника.
- Стопа опopная сводчатая с сильно развитым большим пальцем.
- Плоская грудная клетка.
- Гибкая кисть руки – орган труда (Способна выполнять разнообразные, высокоточные движения).
- Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
- Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.
- Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).
- Общение. Речь.
Мы вернёмся к другим группам доказательств на следующем уроке. А, пока обобщая сказанное, какой можно сделать вывод?
Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы – бесспopные доказательства происхождения человека от животных.
В ходе беседы вы сделали краткие записи о принадлежности человека к царству животных. Сравните их с записями готовых опopных конспектов. Всё ли вы записали?
Изучите, дополните.
При недостатке времени эту работу можно выполнить дома.
3. Закрепление.
В качестве закрепления материала давайте посмотрим кадры видеофильма. Демонстрируется фрагмент видеофильма “Великие преобразования. Эволюция.
4. Домашнее задание.
Учебник Захарова, с. 127-132, Гл.4, п.4.1.
Материал опopных конспектов.
Оценки за урок.
Оценки за сообщение
Оценки за активную работу на уроке
Обращение учителя к классу.
Случайно так получилось или нет, нерусское слова Homo – Человек можно прочитать как Чело Века.
Мы – люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь – кто волей случая назван ЧЕЛОМ ВЕКА!
Вдумайтесь в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают игрунки. Кто их спасёт?
Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, как ко всем зависящим от нас существам, но и какое-то чувство вины. Ведь они ближайшие наши родственники по эволюционному древу, живой привет нам из наших истоков.
Кто спасёт их? Мы - люди.
Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
18 07 2025 4:52:42
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
17 07 2025 3:43:21
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
16 07 2025 8:42:31
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
15 07 2025 10:18:48
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
14 07 2025 5:55:12
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
13 07 2025 7:34:42
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
12 07 2025 12:16:29
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
11 07 2025 16:44:49
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
10 07 2025 9:25:29
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
09 07 2025 15:39:48
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
08 07 2025 20:48:32
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
07 07 2025 17:28:51

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной «Травницы»....
06 07 2025 9:22:44
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
05 07 2025 3:48:31
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
04 07 2025 19:13:14
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
03 07 2025 17:10:40
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
02 07 2025 23:50:52
Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на комaнды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего хаpaктера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....
01 07 2025 10:41:27
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
30 06 2025 12:50:39
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
29 06 2025 0:59:13
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
28 06 2025 6:14:44
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
27 06 2025 22:22:27
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
26 06 2025 23:34:43
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
25 06 2025 15:12:24
Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания.
Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален.
Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....
24 06 2025 21:25:28
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
23 06 2025 15:40:33

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
22 06 2025 11:49:27
Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....
21 06 2025 22:29:32
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
20 06 2025 17:53:21
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
19 06 2025 13:45:33
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
18 06 2025 4:58:47
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
17 06 2025 10:15:46
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
16 06 2025 19:25:34
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
15 06 2025 1:51:59
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
14 06 2025 23:11:58
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие.
...
13 06 2025 16:35:19
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
12 06 2025 13:11:53
Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....
11 06 2025 5:47:43
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
10 06 2025 17:16:35
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
09 06 2025 17:47:16
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
08 06 2025 23:52:43
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
07 06 2025 21:18:23
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
06 06 2025 4:52:19

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....
05 06 2025 3:38:34
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
04 06 2025 14:49:38
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
03 06 2025 9:58:23
Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....
02 06 2025 7:50:11
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
01 06 2025 14:20:26
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
31 05 2025 23:45:57
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
30 05 2025 8:46:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::