Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

Структура урока.

1. Организационный момент.

Мы закончили с вами тему “Развитие жизни на Земле”.

Венцом жизни, природы является человек, и поэтому закономерно мы переходим к теме “Происхождение человека”.

В тетради записываем число и тему урока “Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира”.

(Учащиеся записывают число и тему урока в тетради).

Подготовка к активному осознанному восприятию нового материала.

На фоне музыки, звучат слова учителя:

ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ СРЕДЬ НЕЯСНОЙ ТУМАННОЙ МЛЕЧНОСТИ,
В БЕСКОНЕЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ И КОНЧАЕТСЯ, В БЕСКОНЕЧНОСТИ…
ПОКОЛЕНЬЯМИ СОЗИДАЕТСЯ ВЕК ЗА ВЕКОМ ЗЕМЛЯ НЕТЛЕННАЯ.
ЧЕЛОВЕК КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ, ЧТОБ СВЕТЛЕЕ СТАЛА ВСЕЛЕННАЯ!

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.

Сообщение целей урока.

(На доске написаны вопросы, рассматриваемые на уроке).

На нашем уроке мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
  2. Какое положение занимает человек в системе животного мира?
  3. Доказательства происхождения человека от животных.

Сегодня для более плодотворной работы у вас на столе находятся опорно-информационные листы. Слушая материал, смотрите на лист, запоминайте ключевые понятия, вносите дополнения, проставляя пометки на полях.

2. Изучение нового материала.

1. Итак, процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).

И так же раздел науки о человеке-антропологии, изучающей эволюцию человека.

Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, историей, палеонтологией.

В связи с этим существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие:

  1. Теория творения.
  2. Теория внешнего вмешательства.
  3. Теория пространственных аномалий.
  4. Эволюционная теория.

(На доске написаны теории возникновения человека на земле).

Вам были даны задания подготовить сообщения об основных положениях этих теорий.

(Учащимся были даны задания подготовить сообщения и представить их на уроке).

(Сообщения учащихся указаны в приложении).

Знакомимся с теорией творения.(1 сообщение)

Сообщение о теории внешнего вмешательства, подготовила материал (2 сообщение)

Теория пространственных аномалий. (3 сообщение)

Эволюционная теория (4 сообщение)

Итак, подводим итог выступлениям. В чём суть теорий происхождения человека?

Учащиеся делают выводы.

Наша наука и я как учитель придерживаемся эволюционной теории Чарлза Дарвина. Но вы к окончанию изучения темы должны сформировать свою точку зрения на вопрос о происхождении человека. Надеюсь, что наши взгляды совпадут.

2. Переходим ко второму вопросу

Какое место занимает человек в системе животного мира?

Учащиеся вспоминают систематику человека и записивыают её в опорно-информационный лист. Один ученик проделывает эту работу у доски при помощи карточек. На работу отводится 1 минута, затем ученики сверяют свои записи.

Царство

Тип

Подтип

Класс

Подкласс

Отряд

Подотряд

Семейство

Род

Вид

Животные

Хордовые

Позвоночные

Млекопитающие

Плацентарные

Приматы (“Князья”)

Человекоподобные

Гоминиды люди (прямоходящие приматы)

Человек

Человек разумный

Создание проблемной ситуации.

Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.

А теперь посмотрите на таблицу и рисунки.

Что изображено на них, что они доказывают?

Подумайте, поработайте минутку в парах. Обсудите свои наблюдения.

(На доске: рельефная таблица “Эмбриональное развитие”, рисунки: рудименты, атавизмы).

Учащиеся приходят к выводам, что это черты сходства и различий, доказательства происхождения человека от животных.

Вывод: Всё это доказывает происхождение человека от животных.

Чтоб понять человека создание
Надо б нам обобщить наши знания,
Чем похож ты на млекопитающего?
В дикой чаще лесов обитающего?

В ваших опорно-информационных листах приведена таблица, которую вы должны заполнить в ходе беседы. Необходимо привести научные данные и примеры некоторых групп доказательств.

(На доске начерчена таблица).

Научные данные Примеры Примечания
     

В ходе работы будем пользоваться таблицами и рисунками на доске,

  • рисунками учебника Полянского (с.43-45),
  • текстом учебника Захарова (с.130).

Назовём главный признак мы типа
Породнившего с птицей и рыбой,
И лягушкою остромордой
Этот признак – наличие хорды.

Какие признаки ещё подтверждают принадлежность к типу Хордовых?

(Учащиеся в ходе обсуждения вспоминают признаки).

  • Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
  • Жаберные щели в глотке.

Заполняем таблицу.

Учитель совместно с учащимися начинает заполнять таблицу.

Научные данные Примеры Примечания
Сравнительно-анатомические доказательства  
Признаки типа Хордовые Наличие хорды

Нервная трубка на спиной стороне зародыша.

Жаберные щели в глотке.

 

Появление конечностей

Сердце на брюшной стороне теперь бьётся
И в процессе развития из хорды позвоночник теперь создаётся
Вот по этим чертам скажем точно
Нас относят в подтип позвоночных

Признаки подтипа Позвоночные.

  • Наличие двух пар свободных конечностей.
  • Местонахождение сердца на брюшной стороне.
  • Развитие позвоночного столба.
  • Формируется череп и челюстной аппарат.
  • Головной мозг состоит из 5 отделов.

Наши братья по классу навечно
Обрели себе железы млечные
И ещё черту вспомнить осмелюсь я
На три ряда у нас зубы делятся
И зародыш внутри развивается
Со средой всякой он не считается
Вот по этим чертам впечатляющим
Мы относимся к классу млекопитающих

Признаки класса Млекопитающие.

  • Наличие млечных, сальных, потовых желёз.
  • Теплокровность.
  • Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).
  • Четырёхкамерное сердце.
  • Сильно развитая кора головного мозга.
  • Волосы на поверхности тела.
  • Пять отделов позвоночника.
  • Диафрагма (дыхательная мышца).

Подкласс плацентарный. О чём говорит нам название данной систематической категории?

Коль зародыш через плаценту питается
\Подкласс плацентарный называется

Признаки подкласса плацентарные.

  • Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.

Отряд Приматы. (Князья, первые). Назовите признаки отряда?

  • Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
  • Ногти на пальцах.
  • Одна пара сосков млечных желёз.
  • Хорошо развитые ключицы.
  • Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.
  • Рождение, как правило, одного детёныша.

Подотряд Человекообразных имеет более частные признаки.

  • Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.
  • Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.
  • Большое число извилин на полушариях головного мозга.
  • Наличие аппендикса.
  • Исчезновение хвостового отдела позвоночника.
  • Развитие мимической мускулатуры.
  • Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.

Резус-фактор впервые был обнаружен у низшей обезьяны Макаки-резус. Система АВО понгид и человека общая (У орангутанга имеются антигены А и В).

  • Диплоидное число хромосом(2n).

У человекообразных обезьян - 48 хромосом. У человека - 46, то есть различия в хромосомных числах обусловлено единственной транслокацией. Хромосома 2 человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сейчас разработаны методы дифференциальной окраски хромосом, когда на них выявляется поперечная полосатость, строго специфичная для каждой хромосомы и каждого вида.

Такая окраска хромосом человека и шимпанзе показывает их удивительную близость.

  • Многие общие инфекционные болезни (туберкулёз, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД).

Мы привели примеры, характеризующие принадлежность человека к той или иной систематической категории, давайте вспомним такие данные как рудименты и атавизмы.

Пользуемся учебником Полянского (с.60) и таблицей на доске.

Что называют рудиментами?

Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.

  • Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).
  • Волосяной покров тела.
  • Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).
  • Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).
  • Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).
  • На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).
  • Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).

Что называют атавизмами?

Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.

  • Некоторые люди способны двигать ушами.
  • Встречаются люди с остроконечными ушами.
  • Густой волосяной покров тела.

При остатке времени на уроке можно обратиться к историческим данным. Историческая справка указана в приложении.

  • Добавочные соски.

Встречаются редко, число сосков изредка достигает даже 8 или более, как у женщины из Вены.

Рудимент хвоста в виде копчика есть у каждого человека, но встречаются люди, имеющие развитый хвост.

  • Наличие хвоста.

В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.

  • Сильно развитые плавательные перепонки (как у лягушки).

А теперь перейдём к следующей группе доказательств.

Эмбриологические доказательства.

Часть из них мы указали при рассмотрении систематических категорий.

Пользуемся учебником Полянского (с.43), учебником Захарова (с.131), таблицами и рисунками.

Общая схема развития зародыша.

  • Оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.

Сходство зародышей.

  • Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.

В том числе между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия.

Назовите отличия человека от человекообразных обезьян.

  • Прямохождение. Вертикальное положение тела.
  • Скелет имеет 4 изгиба позвоночника.
  • Стопа опорная сводчатая с сильно развитым большим пальцем.
  • Плоская грудная клетка.
  • Гибкая кисть руки – орган труда (Способна выполнять разнообразные, высокоточные движения).
  • Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
  • Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.
  • Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).
  • Общение. Речь.

Мы вернёмся к другим группам доказательств на следующем уроке. А, пока обобщая сказанное, какой можно сделать вывод?

Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы – бесспорные доказательства происхождения человека от животных.

В ходе беседы вы сделали краткие записи о принадлежности человека к царству животных. Сравните их с записями готовых опорных конспектов. Всё ли вы записали?

Изучите, дополните.

При недостатке времени эту работу можно выполнить дома.

3. Закрепление.

В качестве закрепления материала давайте посмотрим кадры видеофильма. Демонстрируется фрагмент видеофильма “Великие преобразования. Эволюция.

4. Домашнее задание.

Учебник Захарова, с. 127-132, Гл.4, п.4.1.

Материал опорных конспектов.

Оценки за урок.

Оценки за сообщение

Оценки за активную работу на уроке

Обращение учителя к классу.

Случайно так получилось или нет, нерусское слова Homo – Человек можно прочитать как Чело Века.

Мы – люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь – кто волей случая назван ЧЕЛОМ ВЕКА!

Вдумайтесь в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают игрунки. Кто их спасёт?

Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, как ко всем зависящим от нас существам, но и какое-то чувство вины. Ведь они ближайшие наши родственники по эволюционному древу, живой привет нам из наших истоков.

Кто спасёт их? Мы - люди.

Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.

Приложение 1

Приложение 2



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

29 07 2021 19:43:25

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

29 07 2021 3:12:40

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

29 07 2021 3:56:14

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения " Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

29 07 2021 10:40:36

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы « Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева « Белые одежды»....

29 07 2021 6:53:21

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

29 07 2021 1:32:54

Основные направления эволюционного процесса

Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

29 07 2021 18:48:31

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

29 07 2021 21:40:27

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

29 07 2021 6:25:57

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

29 07 2021 6:42:17

Урок по теме "Плоды". 6-й класс

На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

29 07 2021 19:10:54

Покровная ткань растений: особенности строения и функции

Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....

29 07 2021 6:53:48

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке « Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка « Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

29 07 2021 5:14:54

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс " Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

29 07 2021 12:46:56

Летние домашние работы учащихся

В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

29 07 2021 4:14:55

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

29 07 2021 2:31:46

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

29 07 2021 8:11:32

Элективные курсы

Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный характер и требует от школы обновления структуры. Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов. ...

29 07 2021 0:34:10

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

Коллективный способ обучения (авторы А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся вырабатываются навыки совместной работы. ...

29 07 2021 4:50:53

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом " Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету " Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

29 07 2021 8:11:21

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

29 07 2021 11:51:32

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

29 07 2021 8:39:46

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

29 07 2021 17:52:45

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом неблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

29 07 2021 21:19:20

Урок "Размножение и развитие организмов"

Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

29 07 2021 19:41:51

Вирусы

При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума. В статье я представляю свой опыт использования И Т на уроке биологии по теме " Вирусы"....

29 07 2021 3:19:46

Многообразие пресмыкающихся

Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интерактивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....

29 07 2021 5:27:30

«Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс

Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....

29 07 2021 9:12:51

Секреты взрослеющей девочки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться менструаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

29 07 2021 1:31:42

Урок биологии по теме "Голосеменные"

Урок составлен в соответствии с программой и учебником В. В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет практическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

29 07 2021 22:39:54

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

29 07 2021 7:20:54

«Счастливый случай» на уроках зоологии

Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме командного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух команд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на команды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы команды....

29 07 2021 7:45:39

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

29 07 2021 6:57:33

Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"

В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему " Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В. В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три команды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...

29 07 2021 0:11:33

Проектные технологии на уроках биологии

Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

29 07 2021 19:13:10

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

Первый урок в теме « Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии « Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

29 07 2021 18:10:39

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

29 07 2021 11:38:45

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

29 07 2021 2:32:44

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс " Своя игра" идет на основе интерактивной презентации....

29 07 2021 14:36:57

Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...

29 07 2021 17:55:40

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

29 07 2021 18:18:56

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

Урок по биологии в 9-м классе по теме « Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

29 07 2021 16:42:48

Классификация цветковых растений

При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

29 07 2021 6:58:57

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

29 07 2021 23:10:37

Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"

Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала. ...

29 07 2021 14:43:56

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

29 07 2021 11:58:52

Мастер-класс "Зеркало организма"

Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы « Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

29 07 2021 0:47:29

Лекция урока по половому воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

Вопросы полового воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить противозачаточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями секс и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения противозачаточных средств, показано к чему приводит частая смена половых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

29 07 2021 16:31:59

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

29 07 2021 13:17:11

Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"

Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...

29 07 2021 2:25:40

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)