Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников
Каждый творчески работающий педагог в своей ежедневной деятельности старается решить главную образовательную проблему – вызвать у учащихся интерес к предмету и одновременно уложиться в отведённое время, давая необходимый материал на соответствующем научном уровне.
Педагогическая пpaктика показывает, что дети существенно отличаются друг от друга по таким качествам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, внимание, запоминание, узнавание, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамической особенности эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы, которые педагог не вправе игнорировать. Это заставляет учителя использовать разные педагогические приёмы для поддержания познавательной активности школьников. Познавательная активность – качество не врождённое и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под влиянием школы.
На своих уроках для стимулирования познавательной активности я использую элементы проблемного, развивающего обучения, проектную деятельность учащихся, иногда предлагаю ребятам написание творческих работ при обобщении какой-либо темы, или в качестве одного из дополнительных заданий на выбор кроме основного домашнего задания по теме урока.
Написание творческих работ помогает развитию познавательного и творческого потенциала учащихся. Для более глубокого изучения понравившейся темы предлагаю перечень литературы, используемой для написания творческой работы. Учащиеся включаются в работу индивидуально, парами или группами. Некоторые работы сопровождаются иллюстрациями или в виде компьютерной презентации. В копилке творческих работ учащихся можно найти сказки в прозаической и стихотворной форме, фантастические рассказы, кроссворды, небольшие описания отдельных организмов или процессов в виде творческих заданий…
Творческие работы дают положительные результаты в обучении:
- Развивают образное и логическое мышление; раскрывают таланты и творческие возможности учащихся (т.к. творческий процесс есть во всех сферах человеческой деятельности и областях знания), будят фантазию и воображение, а также способствуют ненавязчивому усвоению и закреплению знаний учащихся по определённой теме.
- Многие ребята с увлечением подходят к таким заданиям.
- Для того, чтобы грамотно написать работу, учитывая особенности биологических процессов, используя биологические термины этого понятия, ребята должны внимательно ещё раз изучить, проработать эту тему. Поэтому уровень знаний после написания творческих работ значительно выше (на этапе рефлексии ребята делились впечатлениями, что такой подход требует тщательной подготовки: для написания творческой работы им пришлось внимательно прочитать всю изучаемую тему для определения темы творческой работы, а затем ещё несколько раз проработать выбранную тему для совмещения творческого подхода и грамотности описываемых процессов, и при этом увлечённость в творческом процессе делает повторение темы ненавязчивым).
- Уроки-презентации творческих работ проводятся с большим интересом.
- В течении нескольких лет создаётся коллекция наиболее удачных творческих работ учащихся, которые я использую для активизации познавательной деятельности на этапах повторения изучаемой темы урока в разных классах. Некоторые работы содержат ошибки, ребята активно обсуждают биологическую грамотность работы во время презентации, работы с ошибками можно использовать на этапе повторения тем уроков, для нахождения в них ошибок. Ребята разных возрастных категорий воспринимают такой подход положительно.
- Некоторые работы помещаю на стенды по изучающим темам, читая эти работы ребята ненавязчиво знакомятся и с другой интересной информацией по теме.
В качестве примера рассмотрю изучение темы «Клетка». В курсе биологии формированию этого общебиологического понятия уделяется огромное внимание. Знакомство с клеткой происходит уже в курсе природоведения в 5 классе. Затем в 6, 7, 8 классах ребята знакомятся со строением и особенностями растительных и животных клеток, сравнивают, проводят лабораторные работы. То что не связано с визуальным восприятием у ребят достаточно трудно усваивается. На уроках в качестве закрепления темы «Клеточное строение организмов» читаю ребятам творческие работы старшеклассников. Дети делятся впечатлениями об услышанном и сами пробуют писать сказки. В 9 классе предлагаю в конце изучения темы «Клетка» написать творческую работу о строении клетки, или оформить в творческой форме сравнительную хаpaктеристику разных видов клеток. В 11 классе подробно разбираем биохимические процессы в клетке и при написании творческих работ делаю акцент на выбор этой темы.
Для примера приведу несколько творческих работ учащихся по теме: «Цитология».
Тема: «Строение клетки»
Необыкновенные приключения дeвoчки
В одном городе, который был похож на все другие
города, жила дeвoчка Юля. Как все дети она ходила
в школу, хорошо училась и слушалась родителей. Но
однажды с ней приключилась одна интересная, даже
волшебная история.
Юля, как всегда, приходя со школы, делала уроки.
Открыв дневник, она увидела, что завтра у неё урок
биологии, на котором будет самостоятельная
работа по теме «Органоиды клетки». Дeвoчке эта
тема показалась сложной и непривлекательной, она
забывала названия органоидов, их функции и даже
придумывала свои. Неохотно взяв учебник
биологии, она начала изучать тему. Но, спустя
немного времени, Юля услышала какой-то шум и
осмотрела свою комнату.
Всё оставалось по-прежнему… И, вдруг,
дотронувшись до книги, Юля оказалась в другом
месте, непохожем на её комнату. Это был большой
клеточный город, в котором все добросовестно
выполняли свои функции. Дeвoчка шла по улице и
встретила овальный органоид, который является
энергетической подстанцией клетки. И посмотрев
повнимательнее, дeвoчка узнала, что это
митохондрия, синтезирующая вещества, запасающие
химическую энергию клеток. Оглянувшись, она
увидела ещё и ещё митохондрии – «Да, наверное,
эта клетка запасает много энергии!» – подумала
Юля.
Пройдя дальше, она увидела лизосому и стала
вспоминать её функции. Оказалось, что лизосомы –
это мембранные пузырьки, содержащие до 30
литических ферментов гидролазы – это санитары
клетки, одной из функций которых является
расщепление ненужных веществ клетки. Вот бы в
нашем городе таких санитаров, проблема с мусором
никогда бы не существовала! Ай, да, Природа!
Мудра!!! Вспомнив это, Юля довольная пошла дальше
по необычной улице.
Следующий органоид на её пути был похож на
огромную стопку блинов, состоящий из уплощённых
кaнaльцев и окружавших его небольших пузырьков,
там хранились запасы питательных веществ клетки,
– вот это хранилище! Юля вспомнила, что там же
образуются и лизосомы.
Дорога, по которой шла Юля вдруг стала неровной,
шероховатой. Дeвoчка оглянулась и обратила
внимание на тропинку. Она имела множество
разветвлений – тропинок, казалось, что она ведёт
в разные участки этого странного государства.
Часть дороги была холмистой, а местами – была
ровной. Дeвoчке вспомнилось, что систему
магистралей в клетке составляет
эндоплазматическая сеть, по которой
трaнcпортируются ко всем частям клетки и за её
пределы питательные вещества, а шероховатость
образована маленькими немембранными
органоидами рибосомами – они были повсюду: на
дороге и рядом с ней.
Дeвoчка продолжила свой путь и с каждым шагом
приближалась к огромному ядру, которое было
важнейшей частью клеточного города, в нём
хранится наследственная информация всего
организма, которая передаётся дочерним клеткам
из поколения в поколение в процессе деления
клетки. Приблизившись к ядру, она увидела дверь.
Юля открыла дверь, шагнула и оказалась в своей
комнате…
Она сидела за столом и держала в руках книгу.
Славненькое путешествие! Или мне всё это
приснилось!
На следующий день, придя в школу, Юля написала
самостоятельную работу на отлично. Вот как
помогло ей это удивительное путешествие в город
«КЛЕТКА».
Шаpaбурова Оксана, 9 кл.
* * *
Оля вздохнула и отложила в сторону учебники:
«Ну, наконец – то, можно ложиться спать», – и
посмотрела в дневник: «О, Боже, завтра же
биология, я даже учебник не открывала!» Оля
открыла учебник, прочитала тему: «Строение
эукариотических и прокариотических клеток».
«Нет, сегодня мне это не осилить», – подумала Оля
и решила, что проснётся пораньше утром и
прочитает всё на свежую голову. Она легла и
закрыла глаза.
На столе вдруг что-то зашуршало, Оля подняла
голову и застыла: на страницах учебника она
увидела странную и непонятную картину, она
увидела зал, в котором стоял большой трон, на нём
сидела красивая женщина, у неё на голове
красовалась корона с надписью: «Мать-природа», а
справа и слева на трибунах сидели какие-то
непонятные существа. Когда Оля внимательно
присмотрелась к ним, она поняла, что справа все
разновидности эукариотических клеток, а слева –
прокариоты. Перед Природой стояли весы, а рядом с
ней – ящик с камешками. И тут Мать-Природа
заговорила: «И так, начинаем суд, который решит
наконец вопрос: кто важнее эукариоты или
прокариоты? Начинаем прения: первое слово
Прокариотам»
За трибуну вышла Кокка – настоящий шарик:
– Мы, Прокариоты, встречаемся везде: в воде, в
почве, в пищевых продуктах.
Мать-Природа бросила камешек на чашку Прокариот.
За трибуну вышла клетка Эукариот, похожая на
звезду:
– Мы во всех организмах: от простейших до высших
растений и животных, они из нас состоят. Было бы
скучно на Земле с одними бактериями.
Природа положила камешек на чашку Эукариот.
За трибуну вышла палочка Бацилла:
– Мы появились на Земле первыми, с нашим
появлением здесь началась жизнь.
Ещё один камешек упал на чашу Прокариот.
– Но, сколько среди вас паразитов, вы внедряетесь
в организмы, паразитируете в них и наносите им
свой вред, – возразила ещё одна эукариотическая
клетка, сильно вытянутая в длину, способная
сокращатся.
Камешек упал на чашу Эукариот.
На трибуну вышла Спирилла:
Зато нам нет равных по приспособляемости. Мы
сохраняем жизнеспособность сотни и тысячи лет
при любых колебаниях температуры.
Природа положила камешек на чашу Прокариотов.
– А, благодаря мембранному принципу строения, мы
эластичны, быстро восстанавливаем свою
целостность, имеем много разных мембранных
органоидов у каждого из них своя работа, –
сказала ещё одна представительница Эукариот,
имеющая плотные ровные клеточные стенки, сквозь
которые просвечивались множество зелёных
пигментов и огромная вакуоль.
Природа кивнула головой и положила камешек на из
чашу.
– А наши деления: это же просто чудо – надвое раз,
и всё! Если мало питания или хуже условия стали –
спорообразование. Споры сохраняются десятки,
сотни и даже тысячи лет! – воскликнула одна из
прокариотических клеток Стрептококков.
Очередной камешек упал на чашу Прокариот.
– Зато наша наследственная информация
содержится в виде линейных молекул ДНК связанных
с белками и РНК и образуют хромосомы внутри ядра.
Вот как всё сложно! А ваша кольцевая ДНК, или ещё
проще – РНК, лежат прямо в цитоплазме! Нет ядра!
Нет ядрышка!
– А при нашей простоте организации, даже за
неимением хлоропластов, процесс фотосинтеза в
некоторых Прокариотах происходит прямо на
мембранах. Другие бактерии способны к фиксации
азота, что не может сделать ни один
эукариотический организм!
Мать – Природа положила по одному камешку и на
чашу эукариот и на чашу Прокариот и сказала:
Итак, выслушав вас я принимаю следующее решение:
и вы, Прокариоты, и вы Эукариоты, несомненно яркие
и неповторимые составляющие земной природы, без
вас не было бы той красоты и великолепия, которые
нас окружают и создают всё живое на нашей
планете! Поэтому давайте поймём, что вы
равнозначно важны и будем уважать друг друга.
И правая и левая трибуна разразилась
аплодисментами.
Утром Оля открыла глаза: на столе лежал учебник
«Биология» открытый на нужной странице. «Так мне
это всё приснилось», – поняла дeвoчка и уже с
интересом прочитала параграф.
Задание: определите виды клеток
использованных в тексте.
Мазуренко Юлия, 9 кл.
Клетка – государство в миниатюре
Если ты каким-то немыслимым образом попал в
растительную клетку из этого можно извлечь
выгоду, а именно побродить и поглазеть на её
устройство.
Всё что окружает вокруг – это вездесущая
цитоплазма, она объединяет все компоненты
клетки. Здесь можно увидеть величественную
крепостную стену, протянувшуюся по всем границам
города КЛЕТКА, эдакая китайская стена в
миниатюре. По всему городу протянуты сети
трубопровода, именуемые здесь
эндоплазматической сетью, по которой
перемещаются производимые в этом городе
вещества, часть которых поступает на склад
(комплекс Гольджи). Многие белковые компоненты
производятся прямо здесь на гранулированных
структурах эндоплазматической сети – рибосомах.
С помощью новейших технологий в городе
сконструированы энергостанции, синтезирующие
первичные органические вещества за счёт энергии
Солнца. Рядом находятся несколько полных
резервуаров, заполненных клеточным соком, они
поддерживают тургор клетки и являются важным
водохранилищем местного значения. Но главная
достопримечательность города – это здание
внушительных размеров, шарообразной формы. В нём
находится администрация города. Она регулирует
все важные процессы города. Поговаривают, что в
недрах этого же здания учёные-ядерщики уже
длительное время клонируют этот город, город
который живёт.
Р.S. Если хочешь выбраться из растительной клетки, просто проснись, это был всего лишь сон.
Фролов Андрей, 9 кл.
Тема: «Оплодотворение»
Сказка о смелых и отважных жителях царства Семенники
Жили-были в сказочной стране два богатыря, два
правителя. Они мудро и справедливо правили своим
народом в царстве «Семенники». Два сильных,
отважных, величайших полководца … два
cпepматозоида.
Царство их было могущественно и миллионы жителей
(cпepматозоидов) ни на что не променяли бы его.
Население страны росло и пришло время, когда
жителей стало очень много, а земель не хватало.
Два великих правителя долго думали: что же
делать? В конце концов, решили захватить новые
земли и царства, чтобы там жили их многочисленные
собратья. Выбор пал на земли «Яичник», в котором,
как ходили слухи, население было очень мало, а
кто-то говорил, что там вообще никто не живёт.
И стали собираться в поход миллионы воинов, все
они были как на подбор, как один.
Cпepматозоидам осталось только ждать момента,
чтобы выйти в поход и покинуть родные места. И тут
до правителей дошли слухи, что в тех землях живёт
только одно существо, оно было великих,
устрашающих размеров …, его стали называть
«Яйцеклеткой». Мудрые правители даже не
подозревали насколько оно опасно! Прошло
некоторое время, и вот наступил тот долгожданный
момент наступления cпepматозоидов, они вышли в
поход. Многие испытания и трудности одолели они в
неизведанных туннелях собственного государства.
На границе двух земель потеряли жизни многие
воины. Но отважное войско продолжало свой путь в
совсем неизвестных им туннелях земель
Яйцеклетки, но всё-таки что-то тянуло их вперёд.
Не все выдерживали, многие отставали и погибали в
пути.
Наконец – то два богатыря увидели … . Никто из
них даже не мог описать это, пользуясь своим
словарным запасом. Яйцеклетка имела грандиозные
размеры и угрожающе предстала перед ними.
Самый смелый из богатырей ринулся в атаку, все за
ним. Но не все cпepматозоиды находят своё
счастье, и только один мог внедриться в
яйцеклетку! Он приближался к ней всё ближе и
ближе, он вынул из ножен меч и … она просто
поглотила его. Остальные cпepматозоиды ничего не
могли сделать, они все через некоторое время
погибли.
У яйцеклетки же были свои планы по поводу
богатыря! Она была очень умна и, воспользовавшись
его знаниями, стала возводить собственную
империю. Напряжённое строительство шло 9 месяцев.
За это время было воздвигнуто новое царство с
новыми территориями … В будущем оно приобрело
своё могущество.
Суздалова Евгения, 10кл.
Сказка о прекрасной принцессе Яйцеклетке
За семнадцатым холмом, за пятнадцатой кочкой
жила-была в зелёном болоте злая ведьма. Изгнали
её жители славного государства Яичника из своих
владений в тёмную трясину. А случилось это после
того, как она наложила проклятьена юную дочь их
царя прекрасную Яйцеклетку. Принцесса обречена
была на жизнь в темнице, из которой даже не могла
выходить на свет божий. Если ослушается
когда-нибудь принцесса и захочет покинуть
мрачные стены замка, то ждёт её гибель спустя
несколько часов. Но если полюбит кто Яйцеклетку
искренне и нежно, то будут любить они друг друга
без памяти и плодом этой любви будет прекрасное
создание. Но не знала об этом Яйцеклетка.
Весть о несчастной принцессе разнеслась по всему
свету белому, организму целому. Услыхав о судьбе
Яйцеклетки, юный король государства Южного
Семенника, Cпepматозоид II, пожалел принцессу и
захотел спасти её.
А что же наша принцесса? До cмepти наскучили её
стены мрачные и сырые, готова была Яйцеклетка
погибнуть молодой, в цвете лет, лишь бы увидеть
солнце ясное, небо чистое, отца любимого. Сорвала
с себя оковы тяжкие и шагнула навстречу своей
погибели.
А в это время король Cпepматозоид II, не жалея сил,
преодолевает все препятствия, которые
встречаются ему на пути – спешит он к Яйцеклетке.
Тернистый путь его долог и труден. Но мысль о
принцессе придаёт ему силы для новых подвигов! …
Вот уже виднеются стены замка, а наш молодой
король торопится увидеть прекрасную принцессу.
Но что же это?! Что он видит? Чудесное, милое,
нежное создание, принцесса Яйцеклетка,
обессилившая, лежит на сырой земле. Король
Cпepматозоид подбежал к умирающей принцессе,
взглянул в её гoлyбые глаза и влюбился в ту же
минуту необратимо и пламенно. Он обнял принцессу,
и их губы слились в поцелуе. И не мог больше
король отойти не на шаг от возлюбленной.
Проклятие злой колдуньи рассыпалось вдребезги в
тот же миг. Над государством засияло солнце
яркое, запели птицы райские. Принцесса ожила!
Обняла она любимого Cпepматозоида, и с тех пор
жили они долго и счастливо. А плодом их любви и
слияния явилась зародышевая клетка Зигота. Но
это уже, дорогие мои, совсем другая история!
Хомякова Юлия, 10 кл.
Комментарии:

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
25 08 2025 21:53:21
Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры.
Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес.
Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями.
...
24 08 2025 15:35:35
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
23 08 2025 8:27:29
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
22 08 2025 1:18:15
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
21 08 2025 9:39:42
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
20 08 2025 10:13:20
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
19 08 2025 13:34:19
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
18 08 2025 8:16:31
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
17 08 2025 4:50:13
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
16 08 2025 0:53:32
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
15 08 2025 2:58:58
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
14 08 2025 1:58:51
Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....
13 08 2025 17:26:53
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
12 08 2025 15:26:49

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
11 08 2025 10:41:13
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме.
...
10 08 2025 20:26:47
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
09 08 2025 23:20:36
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
08 08 2025 9:29:51
Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....
07 08 2025 9:59:49
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
06 08 2025 7:11:20

Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
05 08 2025 7:43:17

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
04 08 2025 11:52:27

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....
03 08 2025 14:24:36
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
02 08 2025 22:43:57
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
01 08 2025 21:30:29

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
31 07 2025 2:17:29
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
30 07 2025 12:42:34
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни
В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии.
В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
29 07 2025 8:44:35
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
28 07 2025 22:59:57
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
27 07 2025 21:58:58
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
26 07 2025 7:57:29
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
25 07 2025 19:32:23
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
24 07 2025 10:44:43
Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....
23 07 2025 13:54:51
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
22 07 2025 19:49:29
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
...
21 07 2025 9:41:31
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
20 07 2025 6:10:55
Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....
19 07 2025 20:24:14

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
18 07 2025 4:16:10
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
17 07 2025 15:18:46
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
16 07 2025 21:24:34
Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....
15 07 2025 1:52:42
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
14 07 2025 0:53:57
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
13 07 2025 5:54:45
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
12 07 2025 1:23:55
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
11 07 2025 3:15:40
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
10 07 2025 4:12:19
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
09 07 2025 9:30:37
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
08 07 2025 7:25:28
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
07 07 2025 7:23:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::