Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников
Каждый творчески работающий педагог в своей ежедневной деятельности старается решить главную образовательную проблему – вызвать у учащихся интерес к предмету и одновременно уложиться в отведённое время, давая необходимый материал на соответствующем научном уровне.
Педагогическая пpaктика показывает, что дети существенно отличаются друг от друга по таким качествам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, внимание, запоминание, узнавание, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамической особенности эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы, которые педагог не вправе игнорировать. Это заставляет учителя использовать разные педагогические приёмы для поддержания познавательной активности школьников. Познавательная активность – качество не врождённое и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под влиянием школы.
На своих уроках для стимулирования познавательной активности я использую элементы проблемного, развивающего обучения, проектную деятельность учащихся, иногда предлагаю ребятам написание творческих работ при обобщении какой-либо темы, или в качестве одного из дополнительных заданий на выбор кроме основного домашнего задания по теме урока.
Написание творческих работ помогает развитию познавательного и творческого потенциала учащихся. Для более глубокого изучения понравившейся темы предлагаю перечень литературы, используемой для написания творческой работы. Учащиеся включаются в работу индивидуально, парами или группами. Некоторые работы сопровождаются иллюстрациями или в виде компьютерной презентации. В копилке творческих работ учащихся можно найти сказки в прозаической и стихотворной форме, фантастические рассказы, кроссворды, небольшие описания отдельных организмов или процессов в виде творческих заданий…
Творческие работы дают положительные результаты в обучении:
- Развивают образное и логическое мышление; раскрывают таланты и творческие возможности учащихся (т.к. творческий процесс есть во всех сферах человеческой деятельности и областях знания), будят фантазию и воображение, а также способствуют ненавязчивому усвоению и закреплению знаний учащихся по определённой теме.
- Многие ребята с увлечением подходят к таким заданиям.
- Для того, чтобы грамотно написать работу, учитывая особенности биологических процессов, используя биологические термины этого понятия, ребята должны внимательно ещё раз изучить, проработать эту тему. Поэтому уровень знаний после написания творческих работ значительно выше (на этапе рефлексии ребята делились впечатлениями, что такой подход требует тщательной подготовки: для написания творческой работы им пришлось внимательно прочитать всю изучаемую тему для определения темы творческой работы, а затем ещё несколько раз проработать выбранную тему для совмещения творческого подхода и грамотности описываемых процессов, и при этом увлечённость в творческом процессе делает повторение темы ненавязчивым).
- Уроки-презентации творческих работ проводятся с большим интересом.
- В течении нескольких лет создаётся коллекция наиболее удачных творческих работ учащихся, которые я использую для активизации познавательной деятельности на этапах повторения изучаемой темы урока в разных классах. Некоторые работы содержат ошибки, ребята активно обсуждают биологическую грамотность работы во время презентации, работы с ошибками можно использовать на этапе повторения тем уроков, для нахождения в них ошибок. Ребята разных возрастных категорий воспринимают такой подход положительно.
- Некоторые работы помещаю на стенды по изучающим темам, читая эти работы ребята ненавязчиво знакомятся и с другой интересной информацией по теме.
В качестве примера рассмотрю изучение темы «Клетка». В курсе биологии формированию этого общебиологического понятия уделяется огромное внимание. Знакомство с клеткой происходит уже в курсе природоведения в 5 классе. Затем в 6, 7, 8 классах ребята знакомятся со строением и особенностями растительных и животных клеток, сравнивают, проводят лабораторные работы. То что не связано с визуальным восприятием у ребят достаточно трудно усваивается. На уроках в качестве закрепления темы «Клеточное строение организмов» читаю ребятам творческие работы старшеклассников. Дети делятся впечатлениями об услышанном и сами пробуют писать сказки. В 9 классе предлагаю в конце изучения темы «Клетка» написать творческую работу о строении клетки, или оформить в творческой форме сравнительную хаpaктеристику разных видов клеток. В 11 классе подробно разбираем биохимические процессы в клетке и при написании творческих работ делаю акцент на выбор этой темы.
Для примера приведу несколько творческих работ учащихся по теме: «Цитология».
Тема: «Строение клетки»
Необыкновенные приключения дeвoчки
В одном городе, который был похож на все другие
города, жила дeвoчка Юля. Как все дети она ходила
в школу, хорошо училась и слушалась родителей. Но
однажды с ней приключилась одна интересная, даже
волшебная история.
Юля, как всегда, приходя со школы, делала уроки.
Открыв дневник, она увидела, что завтра у неё урок
биологии, на котором будет самостоятельная
работа по теме «Органоиды клетки». Дeвoчке эта
тема показалась сложной и непривлекательной, она
забывала названия органоидов, их функции и даже
придумывала свои. Неохотно взяв учебник
биологии, она начала изучать тему. Но, спустя
немного времени, Юля услышала какой-то шум и
осмотрела свою комнату.
Всё оставалось по-прежнему… И, вдруг,
дотронувшись до книги, Юля оказалась в другом
месте, непохожем на её комнату. Это был большой
клеточный город, в котором все добросовестно
выполняли свои функции. Дeвoчка шла по улице и
встретила овальный органоид, который является
энергетической подстанцией клетки. И посмотрев
повнимательнее, дeвoчка узнала, что это
митохондрия, синтезирующая вещества, запасающие
химическую энергию клеток. Оглянувшись, она
увидела ещё и ещё митохондрии – «Да, наверное,
эта клетка запасает много энергии!» – подумала
Юля.
Пройдя дальше, она увидела лизосому и стала
вспоминать её функции. Оказалось, что лизосомы –
это мембранные пузырьки, содержащие до 30
литических ферментов гидролазы – это санитары
клетки, одной из функций которых является
расщепление ненужных веществ клетки. Вот бы в
нашем городе таких санитаров, проблема с мусором
никогда бы не существовала! Ай, да, Природа!
Мудра!!! Вспомнив это, Юля довольная пошла дальше
по необычной улице.
Следующий органоид на её пути был похож на
огромную стопку блинов, состоящий из уплощённых
кaнaльцев и окружавших его небольших пузырьков,
там хранились запасы питательных веществ клетки,
– вот это хранилище! Юля вспомнила, что там же
образуются и лизосомы.
Дорога, по которой шла Юля вдруг стала неровной,
шероховатой. Дeвoчка оглянулась и обратила
внимание на тропинку. Она имела множество
разветвлений – тропинок, казалось, что она ведёт
в разные участки этого странного государства.
Часть дороги была холмистой, а местами – была
ровной. Дeвoчке вспомнилось, что систему
магистралей в клетке составляет
эндоплазматическая сеть, по которой
трaнcпортируются ко всем частям клетки и за её
пределы питательные вещества, а шероховатость
образована маленькими немембранными
органоидами рибосомами – они были повсюду: на
дороге и рядом с ней.
Дeвoчка продолжила свой путь и с каждым шагом
приближалась к огромному ядру, которое было
важнейшей частью клеточного города, в нём
хранится наследственная информация всего
организма, которая передаётся дочерним клеткам
из поколения в поколение в процессе деления
клетки. Приблизившись к ядру, она увидела дверь.
Юля открыла дверь, шагнула и оказалась в своей
комнате…
Она сидела за столом и держала в руках книгу.
Славненькое путешествие! Или мне всё это
приснилось!
На следующий день, придя в школу, Юля написала
самостоятельную работу на отлично. Вот как
помогло ей это удивительное путешествие в город
«КЛЕТКА».
Шаpaбурова Оксана, 9 кл.
* * *
Оля вздохнула и отложила в сторону учебники:
«Ну, наконец – то, можно ложиться спать», – и
посмотрела в дневник: «О, Боже, завтра же
биология, я даже учебник не открывала!» Оля
открыла учебник, прочитала тему: «Строение
эукариотических и прокариотических клеток».
«Нет, сегодня мне это не осилить», – подумала Оля
и решила, что проснётся пораньше утром и
прочитает всё на свежую голову. Она легла и
закрыла глаза.
На столе вдруг что-то зашуршало, Оля подняла
голову и застыла: на страницах учебника она
увидела странную и непонятную картину, она
увидела зал, в котором стоял большой трон, на нём
сидела красивая женщина, у неё на голове
красовалась корона с надписью: «Мать-природа», а
справа и слева на трибунах сидели какие-то
непонятные существа. Когда Оля внимательно
присмотрелась к ним, она поняла, что справа все
разновидности эукариотических клеток, а слева –
прокариоты. Перед Природой стояли весы, а рядом с
ней – ящик с камешками. И тут Мать-Природа
заговорила: «И так, начинаем суд, который решит
наконец вопрос: кто важнее эукариоты или
прокариоты? Начинаем прения: первое слово
Прокариотам»
За трибуну вышла Кокка – настоящий шарик:
– Мы, Прокариоты, встречаемся везде: в воде, в
почве, в пищевых продуктах.
Мать-Природа бросила камешек на чашку Прокариот.
За трибуну вышла клетка Эукариот, похожая на
звезду:
– Мы во всех организмах: от простейших до высших
растений и животных, они из нас состоят. Было бы
скучно на Земле с одними бактериями.
Природа положила камешек на чашку Эукариот.
За трибуну вышла палочка Бацилла:
– Мы появились на Земле первыми, с нашим
появлением здесь началась жизнь.
Ещё один камешек упал на чашу Прокариот.
– Но, сколько среди вас паразитов, вы внедряетесь
в организмы, паразитируете в них и наносите им
свой вред, – возразила ещё одна эукариотическая
клетка, сильно вытянутая в длину, способная
сокращатся.
Камешек упал на чашу Эукариот.
На трибуну вышла Спирилла:
Зато нам нет равных по приспособляемости. Мы
сохраняем жизнеспособность сотни и тысячи лет
при любых колебаниях температуры.
Природа положила камешек на чашу Прокариотов.
– А, благодаря мембранному принципу строения, мы
эластичны, быстро восстанавливаем свою
целостность, имеем много разных мембранных
органоидов у каждого из них своя работа, –
сказала ещё одна представительница Эукариот,
имеющая плотные ровные клеточные стенки, сквозь
которые просвечивались множество зелёных
пигментов и огромная вакуоль.
Природа кивнула головой и положила камешек на из
чашу.
– А наши деления: это же просто чудо – надвое раз,
и всё! Если мало питания или хуже условия стали –
спорообразование. Споры сохраняются десятки,
сотни и даже тысячи лет! – воскликнула одна из
прокариотических клеток Стрептококков.
Очередной камешек упал на чашу Прокариот.
– Зато наша наследственная информация
содержится в виде линейных молекул ДНК связанных
с белками и РНК и образуют хромосомы внутри ядра.
Вот как всё сложно! А ваша кольцевая ДНК, или ещё
проще – РНК, лежат прямо в цитоплазме! Нет ядра!
Нет ядрышка!
– А при нашей простоте организации, даже за
неимением хлоропластов, процесс фотосинтеза в
некоторых Прокариотах происходит прямо на
мембранах. Другие бактерии способны к фиксации
азота, что не может сделать ни один
эукариотический организм!
Мать – Природа положила по одному камешку и на
чашу эукариот и на чашу Прокариот и сказала:
Итак, выслушав вас я принимаю следующее решение:
и вы, Прокариоты, и вы Эукариоты, несомненно яркие
и неповторимые составляющие земной природы, без
вас не было бы той красоты и великолепия, которые
нас окружают и создают всё живое на нашей
планете! Поэтому давайте поймём, что вы
равнозначно важны и будем уважать друг друга.
И правая и левая трибуна разразилась
аплодисментами.
Утром Оля открыла глаза: на столе лежал учебник
«Биология» открытый на нужной странице. «Так мне
это всё приснилось», – поняла дeвoчка и уже с
интересом прочитала параграф.
Задание: определите виды клеток
использованных в тексте.
Мазуренко Юлия, 9 кл.
Клетка – государство в миниатюре
Если ты каким-то немыслимым образом попал в
растительную клетку из этого можно извлечь
выгоду, а именно побродить и поглазеть на её
устройство.
Всё что окружает вокруг – это вездесущая
цитоплазма, она объединяет все компоненты
клетки. Здесь можно увидеть величественную
крепостную стену, протянувшуюся по всем границам
города КЛЕТКА, эдакая китайская стена в
миниатюре. По всему городу протянуты сети
трубопровода, именуемые здесь
эндоплазматической сетью, по которой
перемещаются производимые в этом городе
вещества, часть которых поступает на склад
(комплекс Гольджи). Многие белковые компоненты
производятся прямо здесь на гранулированных
структурах эндоплазматической сети – рибосомах.
С помощью новейших технологий в городе
сконструированы энергостанции, синтезирующие
первичные органические вещества за счёт энергии
Солнца. Рядом находятся несколько полных
резервуаров, заполненных клеточным соком, они
поддерживают тургор клетки и являются важным
водохранилищем местного значения. Но главная
достопримечательность города – это здание
внушительных размеров, шарообразной формы. В нём
находится администрация города. Она регулирует
все важные процессы города. Поговаривают, что в
недрах этого же здания учёные-ядерщики уже
длительное время клонируют этот город, город
который живёт.
Р.S. Если хочешь выбраться из растительной клетки, просто проснись, это был всего лишь сон.
Фролов Андрей, 9 кл.
Тема: «Оплодотворение»
Сказка о смелых и отважных жителях царства Семенники
Жили-были в сказочной стране два богатыря, два
правителя. Они мудро и справедливо правили своим
народом в царстве «Семенники». Два сильных,
отважных, величайших полководца … два
cпepматозоида.
Царство их было могущественно и миллионы жителей
(cпepматозоидов) ни на что не променяли бы его.
Население страны росло и пришло время, когда
жителей стало очень много, а земель не хватало.
Два великих правителя долго думали: что же
делать? В конце концов, решили захватить новые
земли и царства, чтобы там жили их многочисленные
собратья. Выбор пал на земли «Яичник», в котором,
как ходили слухи, население было очень мало, а
кто-то говорил, что там вообще никто не живёт.
И стали собираться в поход миллионы воинов, все
они были как на подбор, как один.
Cпepматозоидам осталось только ждать момента,
чтобы выйти в поход и покинуть родные места. И тут
до правителей дошли слухи, что в тех землях живёт
только одно существо, оно было великих,
устрашающих размеров …, его стали называть
«Яйцеклеткой». Мудрые правители даже не
подозревали насколько оно опасно! Прошло
некоторое время, и вот наступил тот долгожданный
момент наступления cпepматозоидов, они вышли в
поход. Многие испытания и трудности одолели они в
неизведанных туннелях собственного государства.
На границе двух земель потеряли жизни многие
воины. Но отважное войско продолжало свой путь в
совсем неизвестных им туннелях земель
Яйцеклетки, но всё-таки что-то тянуло их вперёд.
Не все выдерживали, многие отставали и погибали в
пути.
Наконец – то два богатыря увидели … . Никто из
них даже не мог описать это, пользуясь своим
словарным запасом. Яйцеклетка имела грандиозные
размеры и угрожающе предстала перед ними.
Самый смелый из богатырей ринулся в атаку, все за
ним. Но не все cпepматозоиды находят своё
счастье, и только один мог внедриться в
яйцеклетку! Он приближался к ней всё ближе и
ближе, он вынул из ножен меч и … она просто
поглотила его. Остальные cпepматозоиды ничего не
могли сделать, они все через некоторое время
погибли.
У яйцеклетки же были свои планы по поводу
богатыря! Она была очень умна и, воспользовавшись
его знаниями, стала возводить собственную
империю. Напряжённое строительство шло 9 месяцев.
За это время было воздвигнуто новое царство с
новыми территориями … В будущем оно приобрело
своё могущество.
Суздалова Евгения, 10кл.
Сказка о прекрасной принцессе Яйцеклетке
За семнадцатым холмом, за пятнадцатой кочкой
жила-была в зелёном болоте злая ведьма. Изгнали
её жители славного государства Яичника из своих
владений в тёмную трясину. А случилось это после
того, как она наложила проклятьена юную дочь их
царя прекрасную Яйцеклетку. Принцесса обречена
была на жизнь в темнице, из которой даже не могла
выходить на свет божий. Если ослушается
когда-нибудь принцесса и захочет покинуть
мрачные стены замка, то ждёт её гибель спустя
несколько часов. Но если полюбит кто Яйцеклетку
искренне и нежно, то будут любить они друг друга
без памяти и плодом этой любви будет прекрасное
создание. Но не знала об этом Яйцеклетка.
Весть о несчастной принцессе разнеслась по всему
свету белому, организму целому. Услыхав о судьбе
Яйцеклетки, юный король государства Южного
Семенника, Cпepматозоид II, пожалел принцессу и
захотел спасти её.
А что же наша принцесса? До cмepти наскучили её
стены мрачные и сырые, готова была Яйцеклетка
погибнуть молодой, в цвете лет, лишь бы увидеть
солнце ясное, небо чистое, отца любимого. Сорвала
с себя оковы тяжкие и шагнула навстречу своей
погибели.
А в это время король Cпepматозоид II, не жалея сил,
преодолевает все препятствия, которые
встречаются ему на пути – спешит он к Яйцеклетке.
Тернистый путь его долог и труден. Но мысль о
принцессе придаёт ему силы для новых подвигов! …
Вот уже виднеются стены замка, а наш молодой
король торопится увидеть прекрасную принцессу.
Но что же это?! Что он видит? Чудесное, милое,
нежное создание, принцесса Яйцеклетка,
обессилившая, лежит на сырой земле. Король
Cпepматозоид подбежал к умирающей принцессе,
взглянул в её гoлyбые глаза и влюбился в ту же
минуту необратимо и пламенно. Он обнял принцессу,
и их губы слились в поцелуе. И не мог больше
король отойти не на шаг от возлюбленной.
Проклятие злой колдуньи рассыпалось вдребезги в
тот же миг. Над государством засияло солнце
яркое, запели птицы райские. Принцесса ожила!
Обняла она любимого Cпepматозоида, и с тех пор
жили они долго и счастливо. А плодом их любви и
слияния явилась зародышевая клетка Зигота. Но
это уже, дорогие мои, совсем другая история!
Хомякова Юлия, 10 кл.
Комментарии:
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
18 03 2024 10:41:39
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...
17 03 2024 14:52:12
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
16 03 2024 11:28:10
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
15 03 2024 11:27:55
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
14 03 2024 21:24:23
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
13 03 2024 16:11:57
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
12 03 2024 12:46:35
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
11 03 2024 16:10:22
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...
10 03 2024 21:24:58
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
09 03 2024 9:16:47
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
08 03 2024 11:37:51
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
07 03 2024 23:10:47
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
06 03 2024 10:37:39
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
05 03 2024 18:27:33
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
04 03 2024 22:15:54
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
03 03 2024 10:36:17
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
02 03 2024 21:21:38
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
01 03 2024 11:29:15
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
29 02 2024 23:39:28
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
28 02 2024 19:16:44
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
27 02 2024 12:23:15
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
26 02 2024 8:27:47
В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....
25 02 2024 2:47:23
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...
24 02 2024 12:53:31
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
23 02 2024 1:29:55
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
22 02 2024 10:50:56
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
21 02 2024 3:56:49
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
20 02 2024 10:12:24
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...
19 02 2024 10:54:52
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...
18 02 2024 15:56:13
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
17 02 2024 16:56:39
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
16 02 2024 6:38:31
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
15 02 2024 2:55:18
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
14 02 2024 3:15:48
Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...
13 02 2024 6:59:14
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
12 02 2024 2:19:26
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
11 02 2024 19:31:36
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...
10 02 2024 4:20:58
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
09 02 2024 16:12:51
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
08 02 2024 5:44:40
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
07 02 2024 20:16:52
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
06 02 2024 14:14:29
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
05 02 2024 18:16:31
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
04 02 2024 4:27:12
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
03 02 2024 12:52:46
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
02 02 2024 14:39:24
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
01 02 2024 7:43:41
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
31 01 2024 13:18:36
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
30 01 2024 1:18:24
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
29 01 2024 5:21:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::