Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников
Каждый творчески работающий педагог в своей ежедневной деятельности старается решить главную образовательную проблему – вызвать у учащихся интерес к предмету и одновременно уложиться в отведённое время, давая необходимый материал на соответствующем научном уровне.
Педагогическая пpaктика показывает, что дети существенно отличаются друг от друга по таким качествам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, внимание, запоминание, узнавание, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамической особенности эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы, которые педагог не вправе игнорировать. Это заставляет учителя использовать разные педагогические приёмы для поддержания познавательной активности школьников. Познавательная активность – качество не врождённое и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под влиянием школы.
На своих уроках для стимулирования познавательной активности я использую элементы проблемного, развивающего обучения, проектную деятельность учащихся, иногда предлагаю ребятам написание творческих работ при обобщении какой-либо темы, или в качестве одного из дополнительных заданий на выбор кроме основного домашнего задания по теме урока.
Написание творческих работ помогает развитию познавательного и творческого потенциала учащихся. Для более глубокого изучения понравившейся темы предлагаю перечень литературы, используемой для написания творческой работы. Учащиеся включаются в работу индивидуально, парами или группами. Некоторые работы сопровождаются иллюстрациями или в виде компьютерной презентации. В копилке творческих работ учащихся можно найти сказки в прозаической и стихотворной форме, фантастические рассказы, кроссворды, небольшие описания отдельных организмов или процессов в виде творческих заданий…
Творческие работы дают положительные результаты в обучении:
- Развивают образное и логическое мышление; раскрывают таланты и творческие возможности учащихся (т.к. творческий процесс есть во всех сферах человеческой деятельности и областях знания), будят фантазию и воображение, а также способствуют ненавязчивому усвоению и закреплению знаний учащихся по определённой теме.
- Многие ребята с увлечением подходят к таким заданиям.
- Для того, чтобы грамотно написать работу, учитывая особенности биологических процессов, используя биологические термины этого понятия, ребята должны внимательно ещё раз изучить, проработать эту тему. Поэтому уровень знаний после написания творческих работ значительно выше (на этапе рефлексии ребята делились впечатлениями, что такой подход требует тщательной подготовки: для написания творческой работы им пришлось внимательно прочитать всю изучаемую тему для определения темы творческой работы, а затем ещё несколько раз проработать выбранную тему для совмещения творческого подхода и грамотности описываемых процессов, и при этом увлечённость в творческом процессе делает повторение темы ненавязчивым).
- Уроки-презентации творческих работ проводятся с большим интересом.
- В течении нескольких лет создаётся коллекция наиболее удачных творческих работ учащихся, которые я использую для активизации познавательной деятельности на этапах повторения изучаемой темы урока в разных классах. Некоторые работы содержат ошибки, ребята активно обсуждают биологическую грамотность работы во время презентации, работы с ошибками можно использовать на этапе повторения тем уроков, для нахождения в них ошибок. Ребята разных возрастных категорий воспринимают такой подход положительно.
- Некоторые работы помещаю на стенды по изучающим темам, читая эти работы ребята ненавязчиво знакомятся и с другой интересной информацией по теме.
В качестве примера рассмотрю изучение темы «Клетка». В курсе биологии формированию этого общебиологического понятия уделяется огромное внимание. Знакомство с клеткой происходит уже в курсе природоведения в 5 классе. Затем в 6, 7, 8 классах ребята знакомятся со строением и особенностями растительных и животных клеток, сравнивают, проводят лабораторные работы. То что не связано с визуальным восприятием у ребят достаточно трудно усваивается. На уроках в качестве закрепления темы «Клеточное строение организмов» читаю ребятам творческие работы старшеклассников. Дети делятся впечатлениями об услышанном и сами пробуют писать сказки. В 9 классе предлагаю в конце изучения темы «Клетка» написать творческую работу о строении клетки, или оформить в творческой форме сравнительную хаpaктеристику разных видов клеток. В 11 классе подробно разбираем биохимические процессы в клетке и при написании творческих работ делаю акцент на выбор этой темы.
Для примера приведу несколько творческих работ учащихся по теме: «Цитология».
Тема: «Строение клетки»
Необыкновенные приключения дeвoчки
В одном городе, который был похож на все другие
города, жила дeвoчка Юля. Как все дети она ходила
в школу, хорошо училась и слушалась родителей. Но
однажды с ней приключилась одна интересная, даже
волшебная история.
Юля, как всегда, приходя со школы, делала уроки.
Открыв дневник, она увидела, что завтра у неё урок
биологии, на котором будет самостоятельная
работа по теме «Органоиды клетки». Дeвoчке эта
тема показалась сложной и непривлекательной, она
забывала названия органоидов, их функции и даже
придумывала свои. Неохотно взяв учебник
биологии, она начала изучать тему. Но, спустя
немного времени, Юля услышала какой-то шум и
осмотрела свою комнату.
Всё оставалось по-прежнему… И, вдруг,
дотронувшись до книги, Юля оказалась в другом
месте, непохожем на её комнату. Это был большой
клеточный город, в котором все добросовестно
выполняли свои функции. Дeвoчка шла по улице и
встретила овальный органоид, который является
энергетической подстанцией клетки. И посмотрев
повнимательнее, дeвoчка узнала, что это
митохондрия, синтезирующая вещества, запасающие
химическую энергию клеток. Оглянувшись, она
увидела ещё и ещё митохондрии – «Да, наверное,
эта клетка запасает много энергии!» – подумала
Юля.
Пройдя дальше, она увидела лизосому и стала
вспоминать её функции. Оказалось, что лизосомы –
это мембранные пузырьки, содержащие до 30
литических ферментов гидролазы – это санитары
клетки, одной из функций которых является
расщепление ненужных веществ клетки. Вот бы в
нашем городе таких санитаров, проблема с мусором
никогда бы не существовала! Ай, да, Природа!
Мудра!!! Вспомнив это, Юля довольная пошла дальше
по необычной улице.
Следующий органоид на её пути был похож на
огромную стопку блинов, состоящий из уплощённых
кaнaльцев и окружавших его небольших пузырьков,
там хранились запасы питательных веществ клетки,
– вот это хранилище! Юля вспомнила, что там же
образуются и лизосомы.
Дорога, по которой шла Юля вдруг стала неровной,
шероховатой. Дeвoчка оглянулась и обратила
внимание на тропинку. Она имела множество
разветвлений – тропинок, казалось, что она ведёт
в разные участки этого странного государства.
Часть дороги была холмистой, а местами – была
ровной. Дeвoчке вспомнилось, что систему
магистралей в клетке составляет
эндоплазматическая сеть, по которой
трaнcпортируются ко всем частям клетки и за её
пределы питательные вещества, а шероховатость
образована маленькими немембранными
органоидами рибосомами – они были повсюду: на
дороге и рядом с ней.
Дeвoчка продолжила свой путь и с каждым шагом
приближалась к огромному ядру, которое было
важнейшей частью клеточного города, в нём
хранится наследственная информация всего
организма, которая передаётся дочерним клеткам
из поколения в поколение в процессе деления
клетки. Приблизившись к ядру, она увидела дверь.
Юля открыла дверь, шагнула и оказалась в своей
комнате…
Она сидела за столом и держала в руках книгу.
Славненькое путешествие! Или мне всё это
приснилось!
На следующий день, придя в школу, Юля написала
самостоятельную работу на отлично. Вот как
помогло ей это удивительное путешествие в город
«КЛЕТКА».
Шаpaбурова Оксана, 9 кл.
* * *
Оля вздохнула и отложила в сторону учебники:
«Ну, наконец – то, можно ложиться спать», – и
посмотрела в дневник: «О, Боже, завтра же
биология, я даже учебник не открывала!» Оля
открыла учебник, прочитала тему: «Строение
эукариотических и прокариотических клеток».
«Нет, сегодня мне это не осилить», – подумала Оля
и решила, что проснётся пораньше утром и
прочитает всё на свежую голову. Она легла и
закрыла глаза.
На столе вдруг что-то зашуршало, Оля подняла
голову и застыла: на страницах учебника она
увидела странную и непонятную картину, она
увидела зал, в котором стоял большой трон, на нём
сидела красивая женщина, у неё на голове
красовалась корона с надписью: «Мать-природа», а
справа и слева на трибунах сидели какие-то
непонятные существа. Когда Оля внимательно
присмотрелась к ним, она поняла, что справа все
разновидности эукариотических клеток, а слева –
прокариоты. Перед Природой стояли весы, а рядом с
ней – ящик с камешками. И тут Мать-Природа
заговорила: «И так, начинаем суд, который решит
наконец вопрос: кто важнее эукариоты или
прокариоты? Начинаем прения: первое слово
Прокариотам»
За трибуну вышла Кокка – настоящий шарик:
– Мы, Прокариоты, встречаемся везде: в воде, в
почве, в пищевых продуктах.
Мать-Природа бросила камешек на чашку Прокариот.
За трибуну вышла клетка Эукариот, похожая на
звезду:
– Мы во всех организмах: от простейших до высших
растений и животных, они из нас состоят. Было бы
скучно на Земле с одними бактериями.
Природа положила камешек на чашку Эукариот.
За трибуну вышла палочка Бацилла:
– Мы появились на Земле первыми, с нашим
появлением здесь началась жизнь.
Ещё один камешек упал на чашу Прокариот.
– Но, сколько среди вас паразитов, вы внедряетесь
в организмы, паразитируете в них и наносите им
свой вред, – возразила ещё одна эукариотическая
клетка, сильно вытянутая в длину, способная
сокращатся.
Камешек упал на чашу Эукариот.
На трибуну вышла Спирилла:
Зато нам нет равных по приспособляемости. Мы
сохраняем жизнеспособность сотни и тысячи лет
при любых колебаниях температуры.
Природа положила камешек на чашу Прокариотов.
– А, благодаря мембранному принципу строения, мы
эластичны, быстро восстанавливаем свою
целостность, имеем много разных мембранных
органоидов у каждого из них своя работа, –
сказала ещё одна представительница Эукариот,
имеющая плотные ровные клеточные стенки, сквозь
которые просвечивались множество зелёных
пигментов и огромная вакуоль.
Природа кивнула головой и положила камешек на из
чашу.
– А наши деления: это же просто чудо – надвое раз,
и всё! Если мало питания или хуже условия стали –
спорообразование. Споры сохраняются десятки,
сотни и даже тысячи лет! – воскликнула одна из
прокариотических клеток Стрептококков.
Очередной камешек упал на чашу Прокариот.
– Зато наша наследственная информация
содержится в виде линейных молекул ДНК связанных
с белками и РНК и образуют хромосомы внутри ядра.
Вот как всё сложно! А ваша кольцевая ДНК, или ещё
проще – РНК, лежат прямо в цитоплазме! Нет ядра!
Нет ядрышка!
– А при нашей простоте организации, даже за
неимением хлоропластов, процесс фотосинтеза в
некоторых Прокариотах происходит прямо на
мембранах. Другие бактерии способны к фиксации
азота, что не может сделать ни один
эукариотический организм!
Мать – Природа положила по одному камешку и на
чашу эукариот и на чашу Прокариот и сказала:
Итак, выслушав вас я принимаю следующее решение:
и вы, Прокариоты, и вы Эукариоты, несомненно яркие
и неповторимые составляющие земной природы, без
вас не было бы той красоты и великолепия, которые
нас окружают и создают всё живое на нашей
планете! Поэтому давайте поймём, что вы
равнозначно важны и будем уважать друг друга.
И правая и левая трибуна разразилась
аплодисментами.
Утром Оля открыла глаза: на столе лежал учебник
«Биология» открытый на нужной странице. «Так мне
это всё приснилось», – поняла дeвoчка и уже с
интересом прочитала параграф.
Задание: определите виды клеток
использованных в тексте.
Мазуренко Юлия, 9 кл.
Клетка – государство в миниатюре
Если ты каким-то немыслимым образом попал в
растительную клетку из этого можно извлечь
выгоду, а именно побродить и поглазеть на её
устройство.
Всё что окружает вокруг – это вездесущая
цитоплазма, она объединяет все компоненты
клетки. Здесь можно увидеть величественную
крепостную стену, протянувшуюся по всем границам
города КЛЕТКА, эдакая китайская стена в
миниатюре. По всему городу протянуты сети
трубопровода, именуемые здесь
эндоплазматической сетью, по которой
перемещаются производимые в этом городе
вещества, часть которых поступает на склад
(комплекс Гольджи). Многие белковые компоненты
производятся прямо здесь на гранулированных
структурах эндоплазматической сети – рибосомах.
С помощью новейших технологий в городе
сконструированы энергостанции, синтезирующие
первичные органические вещества за счёт энергии
Солнца. Рядом находятся несколько полных
резервуаров, заполненных клеточным соком, они
поддерживают тургор клетки и являются важным
водохранилищем местного значения. Но главная
достопримечательность города – это здание
внушительных размеров, шарообразной формы. В нём
находится администрация города. Она регулирует
все важные процессы города. Поговаривают, что в
недрах этого же здания учёные-ядерщики уже
длительное время клонируют этот город, город
который живёт.
Р.S. Если хочешь выбраться из растительной клетки, просто проснись, это был всего лишь сон.
Фролов Андрей, 9 кл.
Тема: «Оплодотворение»
Сказка о смелых и отважных жителях царства Семенники
Жили-были в сказочной стране два богатыря, два
правителя. Они мудро и справедливо правили своим
народом в царстве «Семенники». Два сильных,
отважных, величайших полководца … два
cпepматозоида.
Царство их было могущественно и миллионы жителей
(cпepматозоидов) ни на что не променяли бы его.
Население страны росло и пришло время, когда
жителей стало очень много, а земель не хватало.
Два великих правителя долго думали: что же
делать? В конце концов, решили захватить новые
земли и царства, чтобы там жили их многочисленные
собратья. Выбор пал на земли «Яичник», в котором,
как ходили слухи, население было очень мало, а
кто-то говорил, что там вообще никто не живёт.
И стали собираться в поход миллионы воинов, все
они были как на подбор, как один.
Cпepматозоидам осталось только ждать момента,
чтобы выйти в поход и покинуть родные места. И тут
до правителей дошли слухи, что в тех землях живёт
только одно существо, оно было великих,
устрашающих размеров …, его стали называть
«Яйцеклеткой». Мудрые правители даже не
подозревали насколько оно опасно! Прошло
некоторое время, и вот наступил тот долгожданный
момент наступления cпepматозоидов, они вышли в
поход. Многие испытания и трудности одолели они в
неизведанных туннелях собственного государства.
На границе двух земель потеряли жизни многие
воины. Но отважное войско продолжало свой путь в
совсем неизвестных им туннелях земель
Яйцеклетки, но всё-таки что-то тянуло их вперёд.
Не все выдерживали, многие отставали и погибали в
пути.
Наконец – то два богатыря увидели … . Никто из
них даже не мог описать это, пользуясь своим
словарным запасом. Яйцеклетка имела грандиозные
размеры и угрожающе предстала перед ними.
Самый смелый из богатырей ринулся в атаку, все за
ним. Но не все cпepматозоиды находят своё
счастье, и только один мог внедриться в
яйцеклетку! Он приближался к ней всё ближе и
ближе, он вынул из ножен меч и … она просто
поглотила его. Остальные cпepматозоиды ничего не
могли сделать, они все через некоторое время
погибли.
У яйцеклетки же были свои планы по поводу
богатыря! Она была очень умна и, воспользовавшись
его знаниями, стала возводить собственную
империю. Напряжённое строительство шло 9 месяцев.
За это время было воздвигнуто новое царство с
новыми территориями … В будущем оно приобрело
своё могущество.
Суздалова Евгения, 10кл.
Сказка о прекрасной принцессе Яйцеклетке
За семнадцатым холмом, за пятнадцатой кочкой
жила-была в зелёном болоте злая ведьма. Изгнали
её жители славного государства Яичника из своих
владений в тёмную трясину. А случилось это после
того, как она наложила проклятьена юную дочь их
царя прекрасную Яйцеклетку. Принцесса обречена
была на жизнь в темнице, из которой даже не могла
выходить на свет божий. Если ослушается
когда-нибудь принцесса и захочет покинуть
мрачные стены замка, то ждёт её гибель спустя
несколько часов. Но если полюбит кто Яйцеклетку
искренне и нежно, то будут любить они друг друга
без памяти и плодом этой любви будет прекрасное
создание. Но не знала об этом Яйцеклетка.
Весть о несчастной принцессе разнеслась по всему
свету белому, организму целому. Услыхав о судьбе
Яйцеклетки, юный король государства Южного
Семенника, Cпepматозоид II, пожалел принцессу и
захотел спасти её.
А что же наша принцесса? До cмepти наскучили её
стены мрачные и сырые, готова была Яйцеклетка
погибнуть молодой, в цвете лет, лишь бы увидеть
солнце ясное, небо чистое, отца любимого. Сорвала
с себя оковы тяжкие и шагнула навстречу своей
погибели.
А в это время король Cпepматозоид II, не жалея сил,
преодолевает все препятствия, которые
встречаются ему на пути – спешит он к Яйцеклетке.
Тернистый путь его долог и труден. Но мысль о
принцессе придаёт ему силы для новых подвигов! …
Вот уже виднеются стены замка, а наш молодой
король торопится увидеть прекрасную принцессу.
Но что же это?! Что он видит? Чудесное, милое,
нежное создание, принцесса Яйцеклетка,
обессилившая, лежит на сырой земле. Король
Cпepматозоид подбежал к умирающей принцессе,
взглянул в её гoлyбые глаза и влюбился в ту же
минуту необратимо и пламенно. Он обнял принцессу,
и их губы слились в поцелуе. И не мог больше
король отойти не на шаг от возлюбленной.
Проклятие злой колдуньи рассыпалось вдребезги в
тот же миг. Над государством засияло солнце
яркое, запели птицы райские. Принцесса ожила!
Обняла она любимого Cпepматозоида, и с тех пор
жили они долго и счастливо. А плодом их любви и
слияния явилась зародышевая клетка Зигота. Но
это уже, дорогие мои, совсем другая история!
Хомякова Юлия, 10 кл.
Комментарии:
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению.
На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
07 02 2025 8:31:28
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
06 02 2025 19:18:22
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
05 02 2025 6:26:46
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
04 02 2025 20:52:43
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
03 02 2025 1:12:21
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
02 02 2025 23:18:43
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
01 02 2025 5:20:42
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
31 01 2025 8:45:47
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
30 01 2025 17:59:43
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....
29 01 2025 21:18:30
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
28 01 2025 22:58:31
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
27 01 2025 21:46:19

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
26 01 2025 7:35:29

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
25 01 2025 3:16:37
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
24 01 2025 9:38:45
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
23 01 2025 19:58:25
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
22 01 2025 17:39:34
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
21 01 2025 3:42:21
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
20 01 2025 19:44:31
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
19 01 2025 14:34:30
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
18 01 2025 15:53:58
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
17 01 2025 11:30:26

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
16 01 2025 19:14:26
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
15 01 2025 22:52:21
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
14 01 2025 7:39:58
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
13 01 2025 21:42:48
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
12 01 2025 8:55:52

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....
11 01 2025 20:14:45
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
10 01 2025 3:38:40
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности.
...
09 01 2025 2:26:53
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
08 01 2025 11:54:18
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
07 01 2025 12:19:13
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
06 01 2025 18:19:49
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
05 01 2025 3:41:44
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
04 01 2025 4:35:38
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
03 01 2025 14:56:18
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
02 01 2025 10:30:34
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
01 01 2025 8:29:50
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
31 12 2024 11:31:16
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
30 12 2024 20:15:21
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
29 12 2024 17:39:14
Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....
28 12 2024 5:44:18
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
27 12 2024 16:10:24
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
26 12 2024 20:21:22
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
25 12 2024 22:48:26
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
24 12 2024 21:52:23
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
23 12 2024 4:31:48
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор».
...
22 12 2024 14:26:23
При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение.
...
21 12 2024 13:19:49
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
20 12 2024 23:23:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::