Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

Звучит “Вальс цветов” П. И. Чайковского

1 Ведущий:

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы -
Посредники живого пониманья.

“Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь (Приложение 1).

2 ведущий. Дорогие ребята, уважаемые гости! Приглашаем Вас на устный выпуск журнала “Вокруг света”, посвященный комнатному цветоводству. В этом номере представлены различные рубрики. Мы побываем на родине кактусов и в Стране восходящего солнца, вас ожидают открытия и презентация проекта.

Выпуск проводится на борту “Цветолёта”. Комaндир корабля – пилот высшей категории, учитель биологии и её экипаж приветствуют Вас и сообщают, что наше путешествие необыкновенное: оно будет мысленным, и в то же время растения, которые мы будем рассматривать с борта – настоящие, живые, они присутствуют рядом с нами или есть у вас дома.

А теперь – внимание! Мы отправляемся в наше первое путешествие на родину кактусов. Через несколько минут наш мыслелет совершит посадку в Центральной Америке.

Ученица. Мы с вами — на Мексиканском плоскогорье, в пустыне, где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в 1,5 м высотой и 2,5 м в обхвате лежат на желтом песке, как громадные дыни или зеленые ежи. Особое впечатление производят столбовидные кактусы — цереусы. (По ходу рассказа демонстрируются слайды различных видов кактусов.)

Многогранные зеленые колонны поднимаются на высоту 15 м. Цереус — один из наиболее эффектных видов кактусов. Растут они большими группами, образуя непроходимые заросли. В этой пустыне встречается и другой вид кактусов — опунции, которые имеют форму круглых, плоских лепешек. У всех кактусов — мощный ребристый стебель, в котором содержится много влаги, листья превратились в колючки. Все их строение приспособлено к сохранению воды, ведь растут они в пустыне, где 3/4 года не бывает дождей. Кактусы, как и все покрытосеменные растения, имеют цветы, семена и плоды. (Демонстрируются слайды цветущих кактусов).

Надо сказать, что цветы этих растений очень красивы, Одни кактусы цветут только ночью, например змеевидный кактус селеницереус — Царица ночи. Среди ночи раскрывается большой бело-золотистый цветок, который достигает 25 см в диаметре. Он состоит из 75 золотистых чешуи, 25 снежно-белых длинных заостренных лепестков и из 600 изящных, почти светящихся тычинок. Цветы этого вида кактусов распространяют запах ванили. Цветет Царица ночи с 10 ч вечера до 2 ч ночи, Утром цветок увядает. Другие виды кактусов цветут днем, цветки у них желтые, зеленые, красные, часто имеющие неприятный запах.

На своей родине кактусы используются очень широко. В сочных стeблях кактусов находится крепкая древесина, похожая на кружева. Используется эта древесина как строительный материал, для изготовления украшений, а раньше из нее делали манжеты и воротники к платью. Местными жителями кактусы используются в питании. Мексиканцы, например, пекут и варят стeбли опунции так же, как мы жарим и варим кабачки. Плоды опунции солят, маринуют, получают из них сок. Плоды некоторых видов кактусов имеют вкус земляники, апельсина. Используются кактусы и в медицине.

Кактусы приносят пользу не только людям, но и животным. Так, внутри ствола цереуса, где температура на несколько градусов ниже наружной, поселяется большой пестрый дятел. За сезон он строит несколько гнезд, превращая растение в колючий многоквартирный дом. Как только дятел покидает гнездо, его тут же заселяют другие пернатые жильцы — совы, мухоловки, пурпурные ласточки. Таким образом, в одном растении цереуса может одновременно обитать несколько видов птиц.

Комнатные кактусы, конечно, не достигают размеров своих дикорастущих собратьев. Наши окна украшают зеленые “ёжики” небольших размеров (Показывает коллекцию кактусов кабинета биологии)

1 ведущий. Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Японию – в страну восходящего солнца на выставку, посвященную традициям японского цветоводства. (Выходит ученица в японском национальном костюме)

Ученица. Добрый день, дорогие путешественники! Я рада приветствовать Вас на нашей выставке цветов.

Составление букетов, композиций (аранжировка) всегда приносит удовольствие. Слово “букет” французского происхождения, в буквальном переводе означает “красиво собранная группа цветов”. Первые правила составления букетов появились во Франции четыре столетия назад. В этих правилах запрещалось употрeбллять в букете желтый цвет, потому что он символизировал разлуку, измену или ненависть; рекомендовалось отсекать венчики от стeблей, со всевозможными кружавчиками накалывать их на проволоку и поливать благовонными маслами.

С древним времен искусством составления букетов славится Япония. Искусство цветочной аранжировки (по - японски называется икебана) возникло в Японии в XII-XIII вв. В настоящее время в Японии икебану изучают в школе. Согласно основным принципам аранжировки в букете или композиции не должна теряться красота ни одного цветка, веткам придается определенное направление, цветы располагаются ассиметрично, причем длина стeблей устанавливается в соответствии с шириной и высотой вазы; основу композиции составляют три элемента, где самая длинная ветка “син” символизирует небо, средняя – “сое” - человека, а короткая – “хикае” - землю. Цветы располагают под определенным углом к вертикальной оси, дополнительные цветы ставятся для маскировки подставки и нижней части букета (По ходу рассказа обращается к таблицам “Схема букета в стиле икебана”, “Схема соотношения размеров букета и вазы”).

Для определения гармоничности сочетания разных окрасок цветов можно пользоваться колориметрическим кругом (Показывает цветовой колориметрический круг). Контрастными гармоничными сочетаниями являются цвета секторов, расположенных друг против друга, например, красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Допустимы сочетания окрасок секторов, расположенных через один, а вот окраски соседних секторов нежелательны. Дисгармонию можно сгладить, если поместить между ними нейтрально окрашенные белые цветы (они сочетаются с любыми).

На нашей выставке вы видите прекрасные цветочные композиции, приготовленные учащимися школы: “Полёт мысли”, “В гости к бабушке”, “Древо жизни”, “Куда приводят мечты”, “Нежность”. Прошу вас оценить эти композиции и написать название наиболее понравившейся. Спасибо!

2 ведущий. “Цветолет” хорош тем, что на нем можно быстро путешествовать и в прострaнcтве, и во времени. Сегодня мы отправляемся на заседание Ученого совета цветоводческих наук.

Выходит менеджер проекта “Экология и фитодизайн кабинета биологии” (Приложение 2).

Здравствуйте, уважаемые пассажиры-путешественники! Я – менеджер проекта “Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии”.

Принято решение оборудовать школьный кабинет биологии. Нашему Ученому совету было предложено заняться фитодизайном этого помещения, т.е. озеленить его так, чтобы это было эстетично, уютно для работы в данном кабинете ученикам и были соблюдены условия для содержания растений.

Наша задача: предложить проект по озеленению этого помещения с учетом классических канонов фитодизайна и ограниченности финансовых средств, выделенных администрацией школы для реализации этого проекта. Члeны совета цветоводческих наук были разделены на базовые группы экспертов: экологи, статисты, географы и фитодизайнеры. Каждая группа получила задания по выполнению проекта, связанные с изучением условий существования растений в помещениях, определения наиболее популярных растений в школьном озеленении, выявлением центров происхождения комнатных растений, изучением правил и способов размещения растений в помещениях.

Следующий шаг нашей работы – исследования. Группы экспертов выполнили исследования согласно задачам и плану работы, оформили результаты своей работы и подготовились к их защите. Затем мы совместно с управляющим проекта (учителем биологии) обобщили результаты работы экспертных групп и сейчас хотим представить вам наш проект “Экология и фитодизайн кабинета биологии”. Вам, уважаемые гости, предлагается провести рейтинговую оценку проекта (форма прилагается).

К защите приглашаются статисты.

Выступление статистов. Здравствуйте! Мы, статисты – члeны совета цветоводческих наук. Задачами нашей работы было: изучить видовой состав комнатных растений кабинетов школы, установить, какие комнатные растения наиболее популярны в озеленении школьных помещений, какие требования учитывают при разведении растений в школах.

Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении помещений используют растения, относящиеся к 5 группам: декоративно-лиственные; красивоцветущие; ампельные или висячие; вьющиеся и цепляющиеся (лианы) ; луковичные и клубневые.

Наиболее популярными растения первой группы являются пальмы, фикусы, алоэ, аспидистра, драцена, колеус, папоротники, монстера, толстянка, лимон, агава, гинура, сансевьера.

Вторая группа – это бегонии, кактусы, бальзамин, олеандр, сенполии, розы, пеларгония, гортензия, глоксиния, кливия.

Третья группа – хлорофитум, сеткреазия, сциндапсус, гинура, традесканции, зебрина, сингониум, филодендрон.

Четвертая группа – плющ обыкновенный, монстера, хойя (плющ войсковой), циссус (комнатный виноград), аспарагус перистый.

Пятая группа – гиппеаструм, кринум, цикламен, глоксиния, гимантус.

В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, бальзамин, хлорофитум), легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды. Это примула, молочаи с ядовитым соком, олеандр, растения с яркими плодами – солянум (паслен), однолетний перец, аглаонема. Осторожность надо соблюдать при уходе за диффенбахией, особенно при ее размножении, когда на свежем срезе выступают капельки ядовитого сока.

Для школ в озеленении можно применять легко размножающиеся растения, такме как сансевьера, колеус, хлорофитум. Особую группу составляют растения, которые могут служить живыми учебными пособиями при изучении ботаники и географии. Очень важно, чтобы они были снабжены правильно составленными “паспортами” с указанием родины и хаpaктеристикой местообитания растения, его русским и латинским названиями. Здесь особенно интересны тропические бегонии и ароидные, различные пальмы, разные луковичные и суккуленты. Для озеленения школьных вестибюлей применяют наиболее выносливые декоративные растения, чаще крупные кадочные. Для теплых помещений – это монстера, пальмы, фикус, сансевьера, аспидистра. Для прохладных – папоротник нефролепис, хвойные растения – кипарисовик, китайский розан, агавы, алоэ, циссус.

Мы провели учет комнатных растений всех школьных кабинетов и определили пять самых популярных комнатных растений нашей школы:

  • 1 место – хлорофитум хохлатый;
  • 2 место – папоротник нефролепис;
  • 3 место – различные бегонии;
  • 4 место – сингониум;
  • 5 место – гибискус китайский.

Также распространенными растениями являются монстера привлекательная, сансевьера (щучий хвост), аспидистра. Таким образом, выводы по работе группы статистов следующие:

В озеленении помещений используют растения, относящиеся к пяти группам: лиственные, красивоцветущие, ампельные, лианы, луковичные.

Наиболее популярными растениями нашей школы являются хлорофитум, нефролепис, бегонии, гибискус, монстера, аспидистра.

В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения, легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям.

Менеджер проекта. К защите приглашаются экологи.

Выступление экологов.

Нет ничего прекраснее цветов,
пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Действительно, чтобы жизнь людей стала красивее и чище, мы используем растения. Но и о цветах надо позаботиться. Прежде чем разводить растения необходимо узнать основные требования каждого из них к влажности, освещенности, температуре и почве. Все это, в основном, зависит от происхождения растений, тех условий, в которых они растут у себя на родине.

Для нормального развития растениям необходим свет. Условия освещенности зависят от размера оконных проемов, ориентации окон, степени затененности снаружи. Освещенность в помещении зависит также от расстояния от окна. Уже на расстоянии полуметра от окна интенсивность освещения составляет 30% наружного, двух метров – всего 7-8%.

Выбор растений во многом определяется ориентацией окна. На северном – это может быть коллекция сенполий, несколько папоротников или хвойных, аспидистра, сансевьера; на южном – разнообразные кактусы и другие суккуленты, многие красивоцветущие растения (жасмин, гиппеаструм, роза, пеперомия, кливия, аспарагус). На окнах восточной ориентации – азалия, диффенбахия, фуксии, цикламен, пеларгония, бромелиевые. Очень хорошо чувствуют себя цитрусовые, хойя, глоксиния, традесканция, пуансетия, кофе, чай на западных окнах.

По требованию к освещенности все растения можно условно разделить на три группы: светолюбивые (алоэ, кактусы, агавы) ; тенелюбивые (аспидистра, плющ, иглица) ; теневыносливые (бегонии, традесканции, монстера, сциндапсус).

Немаловажное значение для развития растений имеет температура воздуха в помещении, особенно зимой. Тропические растения культивируют в теплых помещениях (зимой 18-20 градусов), субтропические – в прохладных помещениях (зимняя температура 10-12 градусов). Наиболее подходят для озеленения растения, которые могут выдерживать широкую амплитуду температур (традесканция, хлорофитум, нефролепис, сансевьера).

Для нормального развития растений необходима достаточная влажность. Для ее поддержания растения регулярно опрыскивают. Особенно хорошо реагируют на это растения с плотными кожистыми листьями – монстера, диффенбахия. Не рекомендуется опрыскивать виды с сильно опушенными листьями – сенполии, многие бегонии – капли воды, задерживаясь на них, вызывают повреждения ткани листа. В этом случае можно увлажнять воздух другими способами: поставить около растения сосуды с влажным песком или с водой, поместить растения около аквариума. Нельзя опрыскивать растения, когда они освещены ярким солнцем, а также во время цветения. Решая вопрос о поливе, полезно вспомнить, в каких условиях влажности находится растение у себя на родине. Так, нередко наш комнатный фикус начинает терять свои листья осенью, если его продолжают обильно поливать. Причина станет ясна, если вспомнить, что на родине фикуса, в Индии, в это время бывает засушливый период, и растение, привыкшее к таким условиям, в это время и в комнате не нуждается в большом количестве воды. Если уменьшить полив, опадение листьев прекратится.

Перед нами были поставлены следующие задачи: установить ориентацию окон помещения по сторонам горизонта; с помощью различных приборов изучить комплекс абиотических экологических факторов, определяющих условия существования растений в помещении. Определить: температуру, влажность воздуха, интенсивность освещения. Результаты исследований представить в виде таблицы; сделать вывод об условиях существования растений в помещении.

Мы исследовали комплекс абиотических экологических факторов в кабинете биологии. Определили температуру (21 градус), с помощью специального прибора психрометра измерили относительную влажность воздуха – 65% (это нормальная влажность), используя компас, определили ориентацию окон по сторонам горизонта (окна в кабинете биологии имеют юго-восточную ориентацию).

Освещенность лучше всего измерять при помощи специального прибора – люксметра. При его отсутствии можно освещенность определять визуально, подразделяя все участки кабинета на три категории по освещенности: светлые (постоянно освещенные), средние (временами притененные) и темные (с незначительной освещенностью). Мы установили, что уровень освещенности в кабинете биологии средний, т.е. все прострaнcтво достаточно освещено.

Кроме того, мы хотели бы предложить увеличить в кабинете биологии количество лекарственных комнатных растений, таких как алоэ древовидное, каланхое, базилик узкоцветковый. Известно, что эти растения повышают иммунитет, обладают бактерицидными свойствами. Они способны на 70% на расстоянии 2-3 метра снижать уровень патогенных микроорганизмов в воздухе. Ещё примечателен тот факт, что самым популярным растением в школе является хлорофитум хохлатый. Это про него сказано: чем хуже воздух для нас, тем лучше для него. Особенно “неравнодушен” хлорофитум к окисям азота и соединениям тяжелых металлов. Несколько растений способны полностью очистить воздух от вредных примесей в помещении площадью 10 кв. м.

Таким образом, условия существования для растений в кабинете биологии достаточно благоприятные. Для озеленения мы рекомендуем светолюбивые и теневыносливые растения.

Менеджер проекта. К защите приглашаются географы.

Выступление географов. Целью нашего исследования было изучение вопроса о происхождении основных групп популярных комнатных растений и изучение условий их произрастания на исторической родине. Мы провели паспортизацию имеющихся в кабинете биологии растений и изготовили визитные карточки этих растений.

Большинство комнатных растений являются выходцами из тропических и субтропических районов или пустынь, поэтому, размещая их в кабинете, нужно учитывать те биологические особенности, которые сформировались под воздействием природно-климатических условий данной местности.

Группа тропических растений это: лианы, эпифиты, орхидеи, лесные кактусы, бромелиевые, экзотические орхидеи, эхмея, платицериум и др. Они нуждаются в обилии света, но не любят прямых солнечных лучей, им требуется высокая влажность, но не желательны резкие перепады температур воздуха, они не имеют периода покоя и их рост продолжается непрерывно.

Группа субтропических растений – аспидистра, юкка, сенполия, олеандр, инжир, лавр, аспарагус и др. Нуждаются в регулярном поливе, привычны к перепадам дневной и ночной температур воздуха, имеют период покоя.

Растения пустыни – кактусы, суккуленты потрeбляют очень мало воды, предпочитают яркое солнце и жару, легко переносят перепады дневной и ночной температур воздуха, имеют период покоя.

Четко выраженная ритмичность роста и покоя является важной биологической особенностью многих комнатных растений. В период роста (весенне-летние месяцы) у них активно протекают все жизненные процессы: рост, цветение, плодоношение и созревание семян.

В это время особенно увеличивается потребность в питательных веществах и воде. Растению требуется более внимательный уход.

В осенне-зимнее время наступает период относительного покоя, который длится всего 3-4 недели у одних растений или до 3-4 месяцев у других. В период покоя у комнатных растений происходят сложные физиолого-биохимические процессы, которые подготавливают растение к активному росту в следующем году.

Таким образом, выводы географов: большинство комнатных растений являются выходцами из тропических, субтропических районов и пустынь; при выращивании комнатных растений необходимо учитывать биологические особенности, сформированные под воздействием природно-климатических условий мест их происхождения.

Менеджер проекта. К защите приглашаются фитодизайнеры.

Выступление фитодизайнеров. Задачами нашей работы было: изучить правила и способы размещения растений в помещениях, предложить (смоделировать) проект зеленого уголка кабинета биологии.

Отдельно стоящее крупное декоративно-листное растение или удачно составленная композиция из нескольких растений радует взор и превращает комнату, холл или офис в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.

Иногда в школах, да и в жилых помещениях, горшки с растениями ставят рядами на подоконнике или по обе стороны окна сооружают ступенчатые “лесенки”. Такое размещение нельзя признать удачным. Если расставлять все растения на подоконнике, они будут забирать слишком много света. Кроме того, батареи центрального отопления иссушают воздух. Поэтому на подоконнике можно поставить одно растение с раскидистыми побегами или красиво сформированной кроной – папоротник, аспарагус, сансевьеру, толстянку. Ещё лучше поместить одну широкую плошку, в которой создана композиция из 3-4 растений.

Очень эффектны в интерьере различные вьющиеся растения, подвешенные в специально изготовленном кашпо из веревки, шнура или лозы. Своей зеленью и цветами ампельные растения заполняют пустующее вертикальное прострaнcтво, зрительно уменьшая его. Несложную, но красивую подставку для ампельных растений можно изготовить используя спилы деревьев. Очень декоративны здесь плющ, циссус, сциндапсус и другие лианы. При размещении ампельных растений можно воспользоваться специальными полками и вертикальными стенками. Желательно, чтобы одно из растений было ампельное, другое – с вертикальным хаpaктером роста. Наиболее подходящие для этого растения – сансевьера, диффенбахия, нефролепис, традесканция, зебрина. Полка может быть снабжена решеткой для вьющихся растений.

Наиболее благоприятна для развития растений специальная цветочная витрина (флорариум) – замкнутое прострaнcтво с повышенной влажностью, более высокой температурой, нередко с дополнительным освещением. В таком прострaнcтве можно выращивать самые разнообразные экзотические тропические растения (бромелиевые, папоротники и даже орхидеи). Очень эффектно они выглядят, если высадить их на разветвленный сухой ствол дерева, обернутый мхом. Такое “эпифитное дерево” помогает создать в тепличке атмосферу тропического леса.

Очень эффектны группы из высаженных вместе суккулентных или тропических растений, помещенных в стеклянную емкость типа аквариума. В последнее время во многих европейских странах (особенно в Англии) стало популярным создание своеобразных минипейзажей, высаженных в большой стеклянной банке или даже бутылке. Сюда помещают миниатюрные сорта растений, которые не сильно разрастаются- эписции, небольшие папоротники, карликовые сенполии, кактусы, очитки, маранту.

Очень красивы маленькие сады на камнях. Ещё одним искусством выращивания растений, родина которого - Япония и Китай, является бонсай (дерево на подносе или в вазе). Садоводы создают уменьшенные в десятки раз копии взрослых деревьев. Бонсай может жить в комнатных условиях десятки лет (японский можжевельник, кипарис, фикусы, гибискус, молочай, араукария и др.). При подготовке проекта мы попытались создать разные варианты цветочных композиций с учетом требований растений.

Менеджер проекта. Пока жюри проводят рейтинговую оценку проекта, для всех присутствующих объявляется конкурс на звание “магистра цветоводческих наук”. Мы предлагаем ответить на вопросы теста.

1. Какое растение умеет “шагать” по стенам? (плющ, диффенбахия, сенполия)

2. Семена какого растения похожи на клюв аиста? Название этого растения в переводе с греческого означает “аист” (гибискус, пеларгония, аспидистра)

3. Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате вы рискуете попасть под дождь? (сциндапсус, монстера, кливия)

4. На каком растении писали древние египтяне, и как называлась та бумага, которую из него изготавливали? (аспарагус, фикус, циперус)

5. Какое комнатное растение очень ядовито? (хлорофитум, олеандр, алое)

6. Назовите растение, у которого нет настоящих листьев? (кактус, бегония, традесканция)

1 Ведущий. Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривают людей радостью, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы – значит выражать чувства любви, почтения, расположения или уважения. Поэтому давайте дарить цветы чаще друг другу. Разрешите подарить вам цветы в горшочках.

2 ведущий. Что ж, дорогие пассажиры, наш полет завершен. Надеемся, что путешествие было для вас приятным и интересным. До скорого свидания!



Комментарии:

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

07 12 2025 8:13:21

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

06 12 2025 10:33:40

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

05 12 2025 4:34:10

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

04 12 2025 6:10:45

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

03 12 2025 6:47:27

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

02 12 2025 23:20:47

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

01 12 2025 18:16:46

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....

30 11 2025 18:20:48

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

29 11 2025 1:37:28

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

28 11 2025 0:53:56

Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)


    Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)

      Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....

27 11 2025 22:33:54

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

26 11 2025 0:25:47

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

25 11 2025 12:38:23

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

24 11 2025 16:34:11

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

23 11 2025 0:55:20

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

22 11 2025 6:27:44

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

21 11 2025 11:15:28

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

20 11 2025 14:11:10

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

19 11 2025 5:24:52

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

18 11 2025 18:51:32

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

17 11 2025 16:25:56

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

16 11 2025 5:43:30

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

15 11 2025 19:32:43

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

14 11 2025 2:57:36

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

13 11 2025 13:55:39

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

12 11 2025 21:21:26

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

11 11 2025 1:27:34

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

10 11 2025 23:46:46

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

09 11 2025 8:20:53

Развивающее занятие на тему "Насекомые"


    Развивающее занятие на тему "Насекомые"

      У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

08 11 2025 19:20:21

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"


    Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

      Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

07 11 2025 21:53:43

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

06 11 2025 16:27:40

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

05 11 2025 5:11:56

Экологические сказки


    Экологические сказки

      Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....

04 11 2025 19:49:24

Многообразие земноводных и их значение


    Многообразие земноводных и их значение

      Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

03 11 2025 2:48:51

Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"


    Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"

      Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...

02 11 2025 16:47:33

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

01 11 2025 23:22:32

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

31 10 2025 8:17:12

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

30 10 2025 5:11:15

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

29 10 2025 10:22:17

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

      На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

28 10 2025 5:40:28

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

27 10 2025 5:12:32

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

26 10 2025 15:23:28

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

25 10 2025 18:28:54

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

24 10 2025 8:21:50

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

23 10 2025 11:32:49

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

22 10 2025 12:54:51

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

21 10 2025 19:56:14

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"


    Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

      Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

20 10 2025 4:38:51

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

19 10 2025 15:21:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::