Урок биологии на тему "Значение семян" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

Цель урока:сформировать представление о значении семян.

Задачи урока:

Учебные:

  • Закрепить знания о строении и составе семян.
  • Расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных, человека.

Развивающие:

  • Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, навыки проведения эксперимента, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
  • Воспитывать культуру речи.
  • Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.

Класс разделен на микрогруппы – лаборатории
У микрогрупп – технологические карты, оборудование для лабораторных опытов, «Книга для чтения по ботанике»  Д. И. Трайтака, кулинарные книги.

Ход урока



Комментарии:

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"


    Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

      Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

24 08 2025 23:21:19

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

23 08 2025 12:35:36

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

22 08 2025 0:32:40

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"


    Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

      Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

21 08 2025 18:50:38

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

20 08 2025 10:23:43

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"


    Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

      Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

19 08 2025 21:53:55

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

18 08 2025 14:15:53

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

17 08 2025 18:15:15

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

16 08 2025 19:33:28

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс


    Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

      Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

15 08 2025 16:13:16

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

14 08 2025 13:24:29

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

13 08 2025 16:28:32

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

12 08 2025 7:52:41

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

11 08 2025 11:41:31

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

10 08 2025 2:44:10

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

09 08 2025 18:55:32

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы


    Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

      Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

08 08 2025 6:15:38

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

07 08 2025 10:31:47

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

06 08 2025 14:23:52

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"


    План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

      Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

05 08 2025 8:14:21

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"


    План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

      Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

04 08 2025 16:31:23

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

03 08 2025 12:40:40

Урок природоведения по теме "Вещества и явления в окружающем мире". 5-й класс

Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....

02 08 2025 23:10:29

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

01 08 2025 0:20:59

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

31 07 2025 11:34:43

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

30 07 2025 1:16:48

Внеклассное мероприятие по теме "Я познаю Байкал"

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....

29 07 2025 13:34:57

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

28 07 2025 12:10:52

Энергетический обмен

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....

27 07 2025 3:27:29

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

26 07 2025 21:59:55

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

25 07 2025 5:55:20

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

      В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....

24 07 2025 15:45:38

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

23 07 2025 9:39:39

Методические рекомендации по применению разноуровневых тестовых заданий по биологии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....

22 07 2025 11:14:26

Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)


    Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)

      Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....

21 07 2025 23:20:15

Обмен веществ и энергии в организме человека. 8-й класс

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....

20 07 2025 7:21:52

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

19 07 2025 10:23:17

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

      Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

18 07 2025 17:55:10

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

17 07 2025 6:59:42

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

16 07 2025 19:10:26

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

15 07 2025 4:35:37

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

14 07 2025 5:31:22

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

13 07 2025 16:57:51

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

12 07 2025 20:36:19

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

11 07 2025 6:26:34

Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....

10 07 2025 8:10:10

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"


    Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

      В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

09 07 2025 17:13:47

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

08 07 2025 3:54:43

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....

07 07 2025 14:50:23

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

06 07 2025 4:45:51

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::

Слова учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Формулировка цели.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об органах цветкового растения (слайд 1)

Для начала, отгадайте загадку:

В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький.
В кладовой еда лежит.
Как проснётся, будет сыт.
О чем идет речь?

Предполагаемый ответ:

Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет.

А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания?

Предполагаемый ответ: Из семени развивается растение. Семя – зачаток будущего растения.
Семя играет очень большую роль в жизни растения.

Как же мы назовем наш сегодняшний урок?
(слайд 1 после щелчка мышки)

Предполагаемые ответы: Значение семян.
Дети записывают тему урока в технологическую карту

Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…».  Что же мы с вами можем узнать на уроке?(слайд 2)

Предполагаемые ответы:  Мы должны узнать значение семени для самого растения, для животных и для человека.

Запишите цель нашего урока в свои технологические карты.

Дети формулируют цель и записывают ее в технологические карты.

II. Актуализация знаний учащихся.

Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить? (слайд 3)

Предполагаемые ответы:  Строение семени, условия прорастания семян, состав семян

Сегодня на нашем уроке будут работать лаборатории.

1 лаборатория изучит строение семени и докажет, что семя – зачаток будущего растения.

2 и 3 лаборатории – условия прорастания семян.

4 лаборатория изучит состав семян.

Возьмите свои технологические карты, прочитайте и выполните задания первого этапа.

В течение 4-5 мин. Дети выполняют групповые задания:
1 лаборатория:
Изучите строение семени фасоли. На его примере докажите, что семя – зачаток будущего растения.
2  лаборатория:
Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения.
 (Оборудование: баночка с сухими семенами гороха, баночка с проросшими семенами гороха, баночка с семенами гороха, полностью залитыми  водой).
3  лаборатория:
Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения.
 (Оборудование: баночки с проросшими и с непроросшими семенами огурцов, с проросшими и с непроросшими семенами подсолнечника).
4  лаборатория:
Используя все необходимое, докажите, что в состав семян входят органические вещества.

Справились, ребята?
Давайте вернемся к нашему младенцу из загадки. Первая лаборатория расскажет нам о результатах своих наблюдений.

Предполагаемый ответ первой группы:
С семени фасоли сняли кожуру. Под кожурой увидели зародыш. Рассмотрели строение зародыша. Увидели зародышевый корень и зародышевый побег, который состоит из стебелька, почечки и двух семядолей. Из зародышевого корешка при прорастании образуется главный корень, а из зародышевого побега – главный побег. Таким образом, семя является будущим растением, то есть зачатком нового растения.

(дети сопровождают свой рассказ показом результатов исследований)

Молодцы, ребята. Скажите нам, пригодятся ли ваши исследования при изучении новой темы?

Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. На основании этого можно сделать вывод, что с помощью семян растения размножаются.

Ребята, а что необходимо для то го, чтобы семя стало новым растением?

Предполагаемый ответ: оно должно прорасти.

Вторая и третья лаборатории расскажут нам, как разбудить нашего младенца? Вторая группа расскажет нам о результатах опыта по проращиванию семян гороха, который мы поставили на прошлом уроке.

Предполагаемый ответ второй группы:
На прошлом уроке мы взяли три баночки. В каждую из них насыпали семян гороха. Первую баночку оставили сухой, во вторую налили немного воды, а в третью - столько воды, чтобы семена были закрыты полностью. Мы видим, что семена проросли только во второй банке. В первом – не было воды, в третьей баночке семенам не хватало кислорода воздуха.

(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)

А сейчас я попрошу третью лабораторию рассказать о результатах опытов.

Предполагаемый ответ третьей  группы:
На прошлом уроке мы взяли две баночки. В каждую из них положили влажную марлю. В обе баночки положили семена огурцов. Одну баночку с семенами огурцов поставили в холодильник. А другую - оставили в тепле. Мы видим, что в той баночке с огурцами, которая стояла в холодильнике семена не проросли, а в той, которая стояла в тепле – проросли. Значит, семенам для прорастания не хватило тепла.

(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)

Молодцы, ребята.
А перед тем, как продолжить заслушивать ответы групп, я предлагаю вам разобрать 2-е задание из технологических карт.

Дети работают с технологическими картами, им предлагается объяснить смысл поговорок:

  1. От доброго семени – добрый всход
  2. Каково семя, таково и племя
  3. От худого семени не жди доброго племени.
  4. По семенам и всходы
  5. Что посеешь, то и пожнешь.

Ответы детей.

Давайте, ребята, ваши ответы подтвердим результатами опытов. Третья лаборатория, продолжите свой ответ.

Предполагаемый ответ третьей  группы:
В две баночки положили влажную марлю, на нее – семена подсолнечника. Оставили баночки в тепле. Но мы видим, что в баночке 2 семена все же не проросли. Значит, в семенах подсолнечника погиб зародыш.

(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)

Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы?

Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются.

А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло?

Предполагаемый ответ: необходим запас питательных веществ.

О кладовой нашего младенца расскажет нам четвертая лаборатория.

Предполагаемый ответ четвертой  группы:

Нам надо было доказать, что в состав семян входят органические вещества.
1. Докажем, что в состав семян входят углеводы. Для этого возьмем кусочек теста, положим его в марлю. Края марли завернем так, чтобы получился мешочек. Опустим мешочек с марлей в стаканчик с водой. Вода стала мутной. В мутную воду капнем раствор йода. Вода стала темно-синей. Значит, в состав семени пшеницы входит углевод – крахмал.
2. Докажем, что в состав семян входят белки. Для этого развернем марлю. На марле осталась клейкая масса. Значит, в состав семян пшеницы входи  растительный белок – клейковина.
3. Докажем, что в состав семян входят жиры. Для этого на листе бумаги раздавим семена подсолнечника. Мы видим, что на бумаге осталось масляное пятно. Значит, в состав семени входит растительный жир – масло.

(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)

Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала?

Предполагаемый ответ четвертой  группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу.

III. Изучение нового материала

А теперь вернемся к цели нашего урока (вернуться по гиперссылке к слайду 2).
Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян.
Значит, нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию.

Ответы детей.
По мере обсуждения дети заполняют схему:
Значение семени
Для самого растения 
       Для животных 
Для человека

Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания? (слайд 2 после щелчка)

Предполагаемый ответ: Семя необходимо для размножения растений.
Значит, семя – орган генеративного размножения растений
(дети записывают вывод в технологические карты)

Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт?

Предполагаемый ответ: Прорасти может только семя с живым зародышем

И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 48 и давайте посмотрим, семена каких растений являются рекордсменами по продолжительности жизни.

Работа с книгой.
Предполагаемый ответ:
семена лотоса сохраняют всхожесть 200-300 лет и семена арктического люпина.

Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семена-долгожители?

Предположения детей.

Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена.

Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить.

Для того, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом (слайд 4 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте):
Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению?

Предполагаемый ответ:
Семена падают рядом с материнским растением. Молодые растения будут плохо прорастать, их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п.

А почему этого не происходит у многих других растений?

Предполагаемый ответ:
Семена других растений распространяются.

Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений?
(вернуться по гиперссылке к слайду 2)

Предполагаемый ответ:
Семена необходимы растению для расселения.
Дети записывают вывод в своих схемах.

Послушайте стихотворение:

В далеком, далеком туманном просторе
Средь волн океанских стоял островок.
Кругом волновалось безбрежное море –
На север, на запад, на юг, на восток.
А остров был гoлый и очень печальный,
/на нем никогда ничего не росло.
Но раз из страны экзотической, дальней
Десяток семян на него занесло. 
И. Н. Епишева
Как же семена попали на этот остров?
Я предлагаю вам каждому индивидуально, не обсуждая в группе, поставить стрелочки соответствия между способом размножения и теми плодами, которые изображены в таблице в ваших технологических картах.
Выполните индивидуально задания 3 и 4 ваших технологических карт.

Дети работают с технологическими картами.
Выполняют индивидуально третье и четвертое задания технологических карт.
Задание3
Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды. Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы (см. технологическую карту)
Задание 4
Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения (см. технологическую карту)

Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена? (слайд 5 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте)

Предполагаемый ответ: Данные плоды распространяются ветром.

Какие приспособления у них имеются для этого?
(слайд 6 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке)

Предполагаемый ответ: Для этого они имеют крылышки или парашютики.

Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь.
 Для того, чтобы ответить на этот вопрос детям предлагается работа с книгой. Д. И. Трайтака «Книга для чтения по ботанике».

Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена – на довольно небольшом расстоянии – всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния

Как распространяются плоды гороха и недотроги?
(слайд 5 – вернуться по гиперссылке)

Предполагаемый ответ: У данных растений самораспространение.

Давайте подумаем, как происходит самораспространение.
(слайд 7 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке)

Дети делают предположение, но их ответы не точны.

Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрим видеофрагмент.

Просмотр видеофрагмента «Недотрога» и отвечают на вопрос учителя.

Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец.
Давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, откуда такое интересное название у данного растения.

Дети просматривают видеофрагмент «Бешеный огурец» и отвечают на вопрос учителя.

А как будет распространяться плод кокосовой пальмы, ведь он не имеет ни парашютиков, ни крылышек, да и выстреливать свои семена не умеет. Тем ни менее распространяется далеко от того острова, на котором находится материнское растение?(слайд 5 – вернуться по гиперссылке)

Предполагаемый ответ:
Плоды кокосовой пальмы распространяются с помощью воды.

Какие приспособления имеет данный плод?

Предполагаемый ответ: Для этого они имеют полости внутри.

А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы? (слайд 5 после щелчка)

Предполагаемый ответ: Их высаживает человек.

Как распространяются плоды череды, гравилата?
(слайд 5 после щелчка)

Предполагаемый ответ: Животными и человеком.

Отгадайте загадку (слайд 8 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке):

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей
Спал и видел чудесные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны…
Валентин Берестов
Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью?

Предполагаемый ответ: Крючки, шипы и т. п.

Как переносятся данные плоды животными?

Предполагаемый ответ: Данные плоды переносятся животными на наружных покровах.

Какие еще растения расселяются с помощью животных?

В своих технологических картах дети находят еще рябину и вишню.

Какие приспособления для этого они имеют?
(слайд 9)

Предполагаемый ответ: Сочная оболочка плода.

А какой способ переноса животными у этих плодов?

Предполагаемый ответ: В пищеварительной системе. Семена не перевариваются.

Молодцы!
(слайд 10)
Ребята, посмотрите, какую интересную иллюстрацию я нашла (на рисунке изображен муравей с тележкой, на которой – коробки с названием растений).
Помогите мне понять, в чем смысл данного рисунка?

Дети предполагают, что семена данных  растений распространяются муравьями.

Правильно, ребята, давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, что привлекает муравьев в данных семенах

Дети смотрят видеофрагмент «Перенос семян муравьями» и делают предположение, что у этих семян имеются какие-то выросты, привлекающие муравьев.

Правильно, у  этих семян имеются  жировые придатки.
Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба?

Предполагаемый ответ: Тоже животными.

Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тpaкте, плоды лопуха переносятся на наружных покровах. А как могут расселять животные те растения, у которых съедаются сами семена? (слайд 11)

Предполагаемый ответ: Животные, делая запасы, теряют плоды этих растений.

Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах?

Предполагаемый ответ: Запас питательных веществ в эндоcпepме или в семядолях.

Какой можно сделать вывод о значении семян для животных?(слайд 2 – вернуться по гиперссылке)

Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы

А где семена может использовать человек?
(слайд 2 – после щелчка)

Дети просматривают видеофрагмент, делают вывод об использовании семян человеком и записывают его в свои схемы.

Ребята, снова вернемся к технологическим картам. Выполните задание 5.

Дети выполняют в группе задание 5 (см. технологическую карту)
Ответы детей.
Манная – из пшеницы, перловая – из ячменя, «Геркулес» - из овса, пшено – из проса, гречка – из гречихи.

Ребята, перед вами кулинарные книги. Подберите из данных книг блюда, которые можно приготовить из семян

Дети выполняют 6 задание технологических карт (см. технологическую карту)

IV. Закрепление изученного материала

А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока. Выполните 7 задание технологической карты.

Выполнили? А теперь передайте свою работу рядом сидящим, проверьте друг у друга  работы.

Дети выполняют задания теста
(см. технологическую карту)

Идет взаимопроверка теста.

IV. Рефлексия

Ребята, давайте еще раз посмотрим на ту цель, которую мы с вами ставили в начале урока. Как вы считаете, добились мы этой цели?

А теперь проанализируйте свою работу на уроке.
В технологических картах отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения
Сейчас, ребята, я попрошу вас оценить вашу работу на уроке.
Возьмите оценочные листы, вначале выставьте оценку за работу на уроке сами себе. А затем передайте ее по кругу, пусть ваши одноклассники тоже оценят вашу работу. Когда лист вернется назад к вам, вы сможете сравнить свою оценку с оценкой товарищей и выставить окончательную оценку.
Затем эти листы вы передадите мне.

Ответы детей.

Дети работают в технологических картах (см. технологическую карту)

Дети работают с листами самооценки

VI. Домашнее задание

§12, повторить §10-11 и записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Семя», выполнить творческие задания по данной теме.