Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Цели урока:
- дать учащимся представление о физиологических основах памяти;
- познакомить учащихся с некоторыми способами работы с информацией;
- способствовать формированию у учащихся информационной культуры.
Оборудование
- Зрительный ряд:
учебная презентация
литературные издания для пpaктической работы
С. Дали. Невольничий рынок с исчезающим бюcтом Вольтера
С. Дали. Испания
видеофильм “Загадки человеческого тела” (процесс оплодотворения)
- Литературный ряд:
Л. Кар. О природе вещей
И.Ефремов. Лезвие бритвы
Вольтер. Орлеанская дeвcтвeнница
Ход урока
1. Вступительное слово (учитель литературы). Слайд № 1
Для реализации своего социального поведения в обществе человек нуждается в постоянном притоке информации. Информационная связь с окружающим миром – одно из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
2. Информация биологическая и социальная (учитель биологии). Слайд № 2
Хотелось бы уточнить, о какой именно информации сегодня пойдёт речь. Дело в том, что человек, в отличие от других животных, является существом биосоциальным. Понятие “информация” для него включает две составляющих: биологическую и социальную. Биологическую информацию, закодированную в генах, он получает от своих родителей. На основе этой информации происходит его развитие. К биологической информации относится и то, что фиксируется с помощью органов чувств человека, вызывая ощущения зрительные, вкусовые, обонятельные и т.д. Однако обладая второй сигнальной системой, человек может воспринимать информацию, закодированную в словах. Этим он обязан наличию центров речи в коре головного мозга.
3.Фрагмент видеофильма “Загадки человеческого тела”. (Процесс оплодотворения)
4. Беседа с учащимися (учитель литературы). Слайд № 3
- Что же выделяет человека из царства животных?
- Какие источники информации вам известны?
- Какими источниками информации вы чаще всего пользуетесь?
- Какие проблемы возникают у человека в информационной среде?
- Что такое “информационный бум” и каково его влияние на человека?
(В процессе беседы вывести учащихся к выделению двух основных проблем в работе с информацией – сложности ориентирования в информационной среде и большому объёму информации, подлежащей запоминанию).
5.Проблемная задача (учитель литературы).
Слушая учащихся, я поняла, что одной из проблем работы с информацией является её непомерно большой объём. Однако я слышала, что возможности человеческого мозга пpaктически безграничны. Это подтверждается и словами известного русского физиолога Сеченова : “Скорее мозг ржавеет от неупотрeбления, чем от перегрузок”. Так это или нет?
6.Решение проблемной задачи (учащиеся и учитель биологии).
Конечно, долгая и непрерывная работа вызывает переутомление, но прежде всего потому, что мы не умеем использовать свои ресурсы. По расчётам одного из создателей науки об информации Джона фон Неймана, человеческий мозг способен вместить около 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас способен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов. Психологами установлены некоторые закономерности, учитывая которые можно запоминать быстро, прочно и надолго. А вот незнание этих закономерностей делает нас совершенно беззащитными перед потоком информации, что, в свою очередь, приводит к стрессовому состоянию, разрушительно действующему на организм человека.
7.Работа с терминами (учитель литературы). Слайды № 4,5,6
Из всего сказанного ранее можно сделать вывод, что существует две основных проблемы при работе с информацией:
- Как произвести отбор информации?
- Как усвоить информацию?
Для того чтобы решить эти проблемы и избежать стрессового состояния, надо формировать информационную культуру и развивать информационную компетентность.
Информационная культура – комплексное обучение методам и способам поиска информации, её переработки и использования.
Информационная компетентность – способность личности применять, находить, хранить и переpaбатывать информацию; умение работать с различными информационными системами.
За годы, проведённые в лицее, вы получили навыки работы с информацией. На библиотечных уроках вы знакомились с библиотекой, с принципами организации словарей, справочников, энциклопедий, получили навыки поиска нужной книги с помощью каталогов. На уроках естественнонаучного цикла вас знакомили с правилами отбора информации для сообщений и рефератов, а на уроках информатики – с техническими средствами приёма и передачи информации.
Сейчас мы проведём небольшую пpaктическую работу. Представьте, что вам нужно написать реферат по заданной теме. Первым этапом работы является отбор литературы, раскрывающей данную тему. Как, используя справочный аппарат книги, за короткое время отобрать нужную литературу? Ваша задача – приготовить презентацию книги за 3-4 минуты. (Учащимся предлагаются книги различного содержания).
8.Презентация книги. (Заслушиваются выступления 3-4 учащихся).
9. Знакомство со справочным аппаратом книги (учитель литературы). Слайд № 7
Получить наиболее полную информацию без прочтения книги читателю помогает справочный аппарат книги, который включает следующие разделы:
| автор (если есть), название, издательство, наличие грифа, назначение, оглавление, от автора, |
аннотация, примечание, иллюстрации, схемы, фотографии, список литературы, указатель имён, указатель терминов |
Желая получить информацию о содержании книги, читатель прежде всего обращается к аннотации и оглавлению, а затем к остальным имеющимся элементам справочного аппарата книги.
10.ИНТЕРНЕТ как источник информации (учитель биологии). Слайд № 8
Колоссальный объём информации содержит система ИНТЕРНЕТ. Главная проблема, которая возникает при работе с этим источником, – ориентирование в системе, отбор нужной информации, её анализ. Навыки работы в системе ИНТЕРНЕТ вы получаете на уроках информатики, мы же сегодня предлагаем вам некоторые электронные адреса, с помощью которых вы легко можете получить информацию, касающуюся учебных предметов.
- Электронный каталог учебных изданий (http://www.ndce.ru/).
- Сайт НИИ общего и среднего образования РАО (ИОСО) (http://www.art.ioso.ru/index.php/). Сайт создан с целью обмена методическими наработками между учителями На сайте есть разделы для учителей и для учащихся.
- (http://som.fio.ru/).
- -биографии ученых;
- -аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения;
- -интересные исследовательские работы учащихся;
- -интересные научные факты и открытия;
Сайт МОУ лицея № 82: Licey 82. edusite. Ru
11.Проблема усвоения информации (учитель литературы). Слайд № 9
Известный английский философ Бэкон говорил: “Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить”.
Вы, наверное, уже поняли, что разговор пойдёт о том, что делать после того, как выделена нужная нам информация.
(Учитель биологии). Слайд № 10.
Другими словами, мы будем сейчас говорить об информации, которая должна быть усвоена, для чего необходимы такие психические процессы, как внимание, мышление, память.
Многие учащиеся жалуются на то, что у них плохая память. На самом же деле они просто не знают законов функционирования памяти как психического процесса. Информация, которую получают наши органы чувств, удерживается сенсорной памятью в течение нескольких секунд. Для того чтобы данная информация перешла в кратковременную память и хранилась там в течение нескольких минут или часов, она должна быть вычлeнена из общего потока информации, т.е. на неё должно быть обращено наше внимание.
Виды памяти:
- сенсорная (несколько секунд),
- внимание
- кратковременная (минуты, часы).
12. Пpaктическая работа по фиксации внимания (учитель литературы). Слайды № 11,12
Быть внимательным очень трудно. Об этом знает каждый ученик. Рассмотрите картины
С. Дали. Что вы на них видите? Проследите, что как только мы фиксируем наше внимание на каких-то одних деталях картины, так срезу из поля нашего внимания исчезают другие детали.
(Учащимся предлагаются картины С. Дали “Испания”, “Невольничий рынок с исчезающим бюcтом Вольтера”).
Теперь вы видите, что главным условием усвоения информации является внимание, обращённое на неё.
13.Знакомство с законом “7 + 2” (учитель биологии).
К сожалению, не всё так просто. Одного внимания мало. Учёные установили, что даже очень внимательный человек, посмотрев несколько секунд на рисунок с изображением 15-20 предметов, обычно воспроизводит не менее 5 из них, но не более 9. Эту закономерность назвали “законом 7 + 2”.
14.Пpaктическая работа “Определение объёма кратковременной памяти” (учитель литературы). Слайды № 13-14
Чтобы не быть голословными, проведём эксперимент и проверим, работает ли данный закон в нашем случае. У вас будет несколько секунд, чтобы запомнить рисунки, изображённые в квадрате. После этого каждый из вас на листе бумаги запишет название картинок, которые он запомнил.
15. Приём увеличения объёма кратковременной памяти (учитель биологии).
Вы обратили внимание, что мы столкнулись с новой проблемой: ёмкость кратковременной памяти очень невелика. Однако существует простой приём, позволяющий увеличить эту ёмкость: информацию, подлежащую запоминанию, следует объединить в несколько блоков. В этом случае придётся запоминать не единицы информации, которых много, а блоки информации, которых значительно меньше.
16. Пpaктическая работа “Объединение информации в блоки” (учитель литературы).
Слайды № 15,16,17
Вам будут предложены слова, которые вы будете видеть в течение нескольких секунд. Постарайтесь запомнить их, предварительно объединив в блоки по смыслу. Запишите на листе бумаги слова, которые вам удалось запомнить, подсчитайте их количество. Какая закономерность использовалась вами для объединения слов в блоки?
Каир, Египет, Азия, Россия, Токио, Европа, Северная Америка, Канада, Москва, Африка, Япония, Южная Америка, Оттава, Уругвай, Монтевидео.
Какая закономерность использовалась вами для объединения слов в блоки?
| Африка | Египет | Каир |
| Европа | Россия | Москва |
| Северная Америка | Канада | Оттава |
| Южная Америка | Уругвай | Монтевидео |
| Азия | Япония | Токио |
Как видите, данный простой приём позволил весьма существенно увеличить объём кратковременной памяти.
17.Долговременная память (учитель биологии). Слайд № 18
сенсорная (несколько секунд),
- внимание
кратковременная (минуты, часы),
- повторение
- ассоциации
- мышление
долговременная (годы).
Вернёмся к нашей схеме. Думаю, что хранение информации в памяти в течение нескольких минут или часов не решает нашей проблемы. Важно, чтобы эта информация сохранялась в памяти как можно дольше. Условия перехода информации из кратковременной в долговременную память – это повторение её, поиск ассоциаций, мыслительные процессы. Другими словами, информация должна запоминаться осмысленно. С приёмами мыслительной деятельности вы ежедневно встречаетесь на уроках. Сегодня мы вспомним некоторые из них.
18.Работа с текстом (учитель литературы). Слайды № 19,20
Вам предлагается фрагмент поэмы Лукреция Кара “О природе вещей”. Найдите в тексте 2 фактические ошибки, связанные с открытиями, появившимися в науке относительно недавно).
Лукреций Кар “О природе вещей”
Может луна блестеть, ударяема солнца лучами,
День ото дня свой лик обращая всё больше и больше
К нашему взору, по мере того, как отходит от солнца
До полнолунья, когда напротив него засверкает…
Но допустимо и то, что, собственный свет излучая,
Катится в небе луна и даёт изменения блеска,
Ибо возможно, что с ней вращается тело другое,
Что заступает ей путь, постоянно от нас заслоняя…
19.Анализ теста (учитель литературы). Слайд № 21
Вам предлагается прослушать фрагмент текста 5 главы из романа И. Ефремова “Лезвие бритвы”. Речь пойдёт о целесообразности красоты, о значении пoлoвoго диморфизма в жизни человека. Закодируйте текст в схему.
“Тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями жизни, в живом теле человека воспринимается нами как прекрасное, привлекает нас и тем самым выполняет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для борьбы за существование особей, обеспечивая правильный выбор. Таково биологическое значение чувства красоты, игравшего первостепенную роль в диком состоянии человека и продолжающееся в цивилизованной жизни.
Подсознательно мы сразу отличаем и воспринимаем как красоту черты, противоположные для разных полов, но никогда не ошибаемся, какому из полов что нужно. Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красивы для мужчин, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому, что нормально сложенная здоровая женщина всегда имеет более развитый жировой слой. Стройная длинная шея немало прибавляет к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается вовсе не так — скорее как нечто слегка болезненное. Шея мужчины должна быть некой средней длины и достаточно толстой для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжестей. Женщина по своей древней природе — страж, а ее длинная шея дает большую гибкость, быстроту движений головы,— снова эстетическое чувство совпадает с целесообразностью. Наконец, одна из главных противоположностей полов — широкие бедра - безобразны у мужчины и составляют одну из наиболее красивых черт женского тела. Тонкая, гибкая талия есть анатомическая компенсация широких бедер для подвижности и гибкости всего тела. Для мужчин тонкая талия, увы, противопоказана, если они хотят быть действительно мужчинами, могучими и выносливыми, как древние эллины”.
20.Работа с текстом (учитель биологии) . Слайд № 22.
Драматург Я.Б. Княжнин говорил, что “читать можно трояким образом: читать и не понимать, читать и понимать, читать и понимать даже то, что не написано”.
Вам предлагаются два текста: текст из детской энциклопедии (научный) и фрагмент поэмы
Вольтера “Орлеанская дeвcтвeнница” (литературный).
“Дева сия сложена изящно; держится она по-мужски, говорит немного, в речах высказывает необыкновенную рассудительность; у неё приятный женский голос. Ест она мало, пьёт ещё меньше. Её нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. С неслыханной лёгкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по 6 дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении”.
…
Иоанна же была душою львица,
Среди трудов и бранных непогод
Являлася всех витязей славнее.
…
Стан горничной, дебелой и румяной,
Был формою, в которой отлита
Британцам памятная красота.
…
Жива, ловка, сильна; в одежде чистой,
Рукою полной, мускулистой
Мешки таскает, в чаши льёт вино
Сеньору и крестьянину равно…
…
Смеётся, трудится до огонька,
Коней впрягает, водит к водопою
Иль, их сжимая стройною ногою,
Летит резвее римского стрелка.
Изучая генетику человека, мы с вами отмечали, что некоторые наследственные заболевания имеют фенотипические и поведенческие проявления. О наличии какого наследственного заболевания Жанны Д\"Арк (подтверждённого исследованиями современных учёных) может идти речь в данных текстах?
Синдром Морриса
- Высокий рост
- Стройная фигура
- Сообразительность
- Высокий интеллект
- Большая физическая сила
- Выносливость
- Склонность к ношению мужской одежды
21. Заключение.
(Учитель биологии)
Подводя итог сказанному, мне хотелось бы напомнить вам, что уроки, подобные сегодняшнему, мы проводим не первый год. А вы когда-нибудь задумывались, почему в качестве союзника на таких уроках я выбрала литератора? Я давно поняла, какой великой силой обладает Слово, способное окрылять любого, кто может быть внимательным, мыслящим, чувствующим.
(Учитель литературы)
Как Слово много может рассказать,
Предстать то ласково, то строго,
Для одного бескрыльем может стать,
А для другого – верною дорогой.
Здесь важно сделать правильный отбор,
Настроить око, слух и душу,
Чтоб россыпь слов плела узор,
Который ум и сердце не разрушит.
Не навредит, с дороги не собьёт,
Отметит истину, на ложь укажет,
Открытьем, озарением придёт,
К высокому крылу обяжет.
Как выше красноречья осторожность в слове,
Как бесполезна масса лишних слов,
Так непременным быть должно условье:
Крылатый человек – основа всех миров!
Шестова Т.
Комментарии:
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
24 11 2025 2:20:50
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
23 11 2025 7:36:47
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
22 11 2025 8:45:41
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
21 11 2025 16:48:38
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
20 11 2025 7:57:53
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
19 11 2025 7:40:12
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
18 11 2025 1:36:44
Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
17 11 2025 3:35:42
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
16 11 2025 11:15:25
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
15 11 2025 19:36:34
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов.
...
14 11 2025 19:32:48
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
13 11 2025 21:36:59
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
12 11 2025 15:51:26
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
11 11 2025 3:15:35
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
10 11 2025 6:18:57
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
09 11 2025 18:59:16
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
08 11 2025 8:39:58
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
07 11 2025 11:56:59
Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....
06 11 2025 1:40:51
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
05 11 2025 18:46:22
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
04 11 2025 1:36:25
Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
03 11 2025 0:58:49
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
02 11 2025 22:48:46
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
01 11 2025 12:46:47
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
31 10 2025 6:57:35
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
30 10 2025 6:33:55
Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным.
...
29 10 2025 18:46:41
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
28 10 2025 16:28:34
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
27 10 2025 21:34:41
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
26 10 2025 2:28:58
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
25 10 2025 19:33:36
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
24 10 2025 20:43:51
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
23 10 2025 1:31:18
Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
22 10 2025 19:54:39
Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
21 10 2025 13:45:55
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
20 10 2025 23:47:28
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
19 10 2025 0:10:27
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
18 10 2025 4:58:25
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
17 10 2025 17:14:14
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
16 10 2025 10:31:15
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
15 10 2025 8:23:42
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
14 10 2025 20:13:12
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
13 10 2025 18:55:22
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
12 10 2025 19:13:41
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....
11 10 2025 15:36:48
Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся.
...
10 10 2025 15:33:18
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
09 10 2025 0:49:56
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
08 10 2025 7:23:30
Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений.
...
07 10 2025 5:42:11
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
06 10 2025 18:30:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




