Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Цели урока:
- дать учащимся представление о физиологических основах памяти;
- познакомить учащихся с некоторыми способами работы с информацией;
- способствовать формированию у учащихся информационной культуры.
Оборудование
- Зрительный ряд:
учебная презентация
литературные издания для пpaктической работы
С. Дали. Невольничий рынок с исчезающим бюcтом Вольтера
С. Дали. Испания
видеофильм “Загадки человеческого тела” (процесс оплодотворения)
- Литературный ряд:
Л. Кар. О природе вещей
И.Ефремов. Лезвие бритвы
Вольтер. Орлеанская дeвcтвeнница
Ход урока
1. Вступительное слово (учитель литературы). Слайд № 1
Для реализации своего социального поведения в обществе человек нуждается в постоянном притоке информации. Информационная связь с окружающим миром – одно из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
2. Информация биологическая и социальная (учитель биологии). Слайд № 2
Хотелось бы уточнить, о какой именно информации сегодня пойдёт речь. Дело в том, что человек, в отличие от других животных, является существом биосоциальным. Понятие “информация” для него включает две составляющих: биологическую и социальную. Биологическую информацию, закодированную в генах, он получает от своих родителей. На основе этой информации происходит его развитие. К биологической информации относится и то, что фиксируется с помощью органов чувств человека, вызывая ощущения зрительные, вкусовые, обонятельные и т.д. Однако обладая второй сигнальной системой, человек может воспринимать информацию, закодированную в словах. Этим он обязан наличию центров речи в коре головного мозга.
3.Фрагмент видеофильма “Загадки человеческого тела”. (Процесс оплодотворения)
4. Беседа с учащимися (учитель литературы). Слайд № 3
- Что же выделяет человека из царства животных?
- Какие источники информации вам известны?
- Какими источниками информации вы чаще всего пользуетесь?
- Какие проблемы возникают у человека в информационной среде?
- Что такое “информационный бум” и каково его влияние на человека?
(В процессе беседы вывести учащихся к выделению двух основных проблем в работе с информацией – сложности ориентирования в информационной среде и большому объёму информации, подлежащей запоминанию).
5.Проблемная задача (учитель литературы).
Слушая учащихся, я поняла, что одной из проблем работы с информацией является её непомерно большой объём. Однако я слышала, что возможности человеческого мозга пpaктически безграничны. Это подтверждается и словами известного русского физиолога Сеченова : “Скорее мозг ржавеет от неупотрeбления, чем от перегрузок”. Так это или нет?
6.Решение проблемной задачи (учащиеся и учитель биологии).
Конечно, долгая и непрерывная работа вызывает переутомление, но прежде всего потому, что мы не умеем использовать свои ресурсы. По расчётам одного из создателей науки об информации Джона фон Неймана, человеческий мозг способен вместить около 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас способен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов. Психологами установлены некоторые закономерности, учитывая которые можно запоминать быстро, прочно и надолго. А вот незнание этих закономерностей делает нас совершенно беззащитными перед потоком информации, что, в свою очередь, приводит к стрессовому состоянию, разрушительно действующему на организм человека.
7.Работа с терминами (учитель литературы). Слайды № 4,5,6
Из всего сказанного ранее можно сделать вывод, что существует две основных проблемы при работе с информацией:
- Как произвести отбор информации?
- Как усвоить информацию?
Для того чтобы решить эти проблемы и избежать стрессового состояния, надо формировать информационную культуру и развивать информационную компетентность.
Информационная культура – комплексное обучение методам и способам поиска информации, её переработки и использования.
Информационная компетентность – способность личности применять, находить, хранить и переpaбатывать информацию; умение работать с различными информационными системами.
За годы, проведённые в лицее, вы получили навыки работы с информацией. На библиотечных уроках вы знакомились с библиотекой, с принципами организации словарей, справочников, энциклопедий, получили навыки поиска нужной книги с помощью каталогов. На уроках естественнонаучного цикла вас знакомили с правилами отбора информации для сообщений и рефератов, а на уроках информатики – с техническими средствами приёма и передачи информации.
Сейчас мы проведём небольшую пpaктическую работу. Представьте, что вам нужно написать реферат по заданной теме. Первым этапом работы является отбор литературы, раскрывающей данную тему. Как, используя справочный аппарат книги, за короткое время отобрать нужную литературу? Ваша задача – приготовить презентацию книги за 3-4 минуты. (Учащимся предлагаются книги различного содержания).
8.Презентация книги. (Заслушиваются выступления 3-4 учащихся).
9. Знакомство со справочным аппаратом книги (учитель литературы). Слайд № 7
Получить наиболее полную информацию без прочтения книги читателю помогает справочный аппарат книги, который включает следующие разделы:
| автор (если есть), название, издательство, наличие грифа, назначение, оглавление, от автора, |
аннотация, примечание, иллюстрации, схемы, фотографии, список литературы, указатель имён, указатель терминов |
Желая получить информацию о содержании книги, читатель прежде всего обращается к аннотации и оглавлению, а затем к остальным имеющимся элементам справочного аппарата книги.
10.ИНТЕРНЕТ как источник информации (учитель биологии). Слайд № 8
Колоссальный объём информации содержит система ИНТЕРНЕТ. Главная проблема, которая возникает при работе с этим источником, – ориентирование в системе, отбор нужной информации, её анализ. Навыки работы в системе ИНТЕРНЕТ вы получаете на уроках информатики, мы же сегодня предлагаем вам некоторые электронные адреса, с помощью которых вы легко можете получить информацию, касающуюся учебных предметов.
- Электронный каталог учебных изданий (http://www.ndce.ru/).
- Сайт НИИ общего и среднего образования РАО (ИОСО) (http://www.art.ioso.ru/index.php/). Сайт создан с целью обмена методическими наработками между учителями На сайте есть разделы для учителей и для учащихся.
- (http://som.fio.ru/).
- -биографии ученых;
- -аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения;
- -интересные исследовательские работы учащихся;
- -интересные научные факты и открытия;
Сайт МОУ лицея № 82: Licey 82. edusite. Ru
11.Проблема усвоения информации (учитель литературы). Слайд № 9
Известный английский философ Бэкон говорил: “Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить”.
Вы, наверное, уже поняли, что разговор пойдёт о том, что делать после того, как выделена нужная нам информация.
(Учитель биологии). Слайд № 10.
Другими словами, мы будем сейчас говорить об информации, которая должна быть усвоена, для чего необходимы такие психические процессы, как внимание, мышление, память.
Многие учащиеся жалуются на то, что у них плохая память. На самом же деле они просто не знают законов функционирования памяти как психического процесса. Информация, которую получают наши органы чувств, удерживается сенсорной памятью в течение нескольких секунд. Для того чтобы данная информация перешла в кратковременную память и хранилась там в течение нескольких минут или часов, она должна быть вычлeнена из общего потока информации, т.е. на неё должно быть обращено наше внимание.
Виды памяти:
- сенсорная (несколько секунд),
- внимание
- кратковременная (минуты, часы).
12. Пpaктическая работа по фиксации внимания (учитель литературы). Слайды № 11,12
Быть внимательным очень трудно. Об этом знает каждый ученик. Рассмотрите картины
С. Дали. Что вы на них видите? Проследите, что как только мы фиксируем наше внимание на каких-то одних деталях картины, так срезу из поля нашего внимания исчезают другие детали.
(Учащимся предлагаются картины С. Дали “Испания”, “Невольничий рынок с исчезающим бюcтом Вольтера”).
Теперь вы видите, что главным условием усвоения информации является внимание, обращённое на неё.
13.Знакомство с законом “7 + 2” (учитель биологии).
К сожалению, не всё так просто. Одного внимания мало. Учёные установили, что даже очень внимательный человек, посмотрев несколько секунд на рисунок с изображением 15-20 предметов, обычно воспроизводит не менее 5 из них, но не более 9. Эту закономерность назвали “законом 7 + 2”.
14.Пpaктическая работа “Определение объёма кратковременной памяти” (учитель литературы). Слайды № 13-14
Чтобы не быть голословными, проведём эксперимент и проверим, работает ли данный закон в нашем случае. У вас будет несколько секунд, чтобы запомнить рисунки, изображённые в квадрате. После этого каждый из вас на листе бумаги запишет название картинок, которые он запомнил.
15. Приём увеличения объёма кратковременной памяти (учитель биологии).
Вы обратили внимание, что мы столкнулись с новой проблемой: ёмкость кратковременной памяти очень невелика. Однако существует простой приём, позволяющий увеличить эту ёмкость: информацию, подлежащую запоминанию, следует объединить в несколько блоков. В этом случае придётся запоминать не единицы информации, которых много, а блоки информации, которых значительно меньше.
16. Пpaктическая работа “Объединение информации в блоки” (учитель литературы).
Слайды № 15,16,17
Вам будут предложены слова, которые вы будете видеть в течение нескольких секунд. Постарайтесь запомнить их, предварительно объединив в блоки по смыслу. Запишите на листе бумаги слова, которые вам удалось запомнить, подсчитайте их количество. Какая закономерность использовалась вами для объединения слов в блоки?
Каир, Египет, Азия, Россия, Токио, Европа, Северная Америка, Канада, Москва, Африка, Япония, Южная Америка, Оттава, Уругвай, Монтевидео.
Какая закономерность использовалась вами для объединения слов в блоки?
| Африка | Египет | Каир |
| Европа | Россия | Москва |
| Северная Америка | Канада | Оттава |
| Южная Америка | Уругвай | Монтевидео |
| Азия | Япония | Токио |
Как видите, данный простой приём позволил весьма существенно увеличить объём кратковременной памяти.
17.Долговременная память (учитель биологии). Слайд № 18
сенсорная (несколько секунд),
- внимание
кратковременная (минуты, часы),
- повторение
- ассоциации
- мышление
долговременная (годы).
Вернёмся к нашей схеме. Думаю, что хранение информации в памяти в течение нескольких минут или часов не решает нашей проблемы. Важно, чтобы эта информация сохранялась в памяти как можно дольше. Условия перехода информации из кратковременной в долговременную память – это повторение её, поиск ассоциаций, мыслительные процессы. Другими словами, информация должна запоминаться осмысленно. С приёмами мыслительной деятельности вы ежедневно встречаетесь на уроках. Сегодня мы вспомним некоторые из них.
18.Работа с текстом (учитель литературы). Слайды № 19,20
Вам предлагается фрагмент поэмы Лукреция Кара “О природе вещей”. Найдите в тексте 2 фактические ошибки, связанные с открытиями, появившимися в науке относительно недавно).
Лукреций Кар “О природе вещей”
Может луна блестеть, ударяема солнца лучами,
День ото дня свой лик обращая всё больше и больше
К нашему взору, по мере того, как отходит от солнца
До полнолунья, когда напротив него засверкает…
Но допустимо и то, что, собственный свет излучая,
Катится в небе луна и даёт изменения блеска,
Ибо возможно, что с ней вращается тело другое,
Что заступает ей путь, постоянно от нас заслоняя…
19.Анализ теста (учитель литературы). Слайд № 21
Вам предлагается прослушать фрагмент текста 5 главы из романа И. Ефремова “Лезвие бритвы”. Речь пойдёт о целесообразности красоты, о значении пoлoвoго диморфизма в жизни человека. Закодируйте текст в схему.
“Тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями жизни, в живом теле человека воспринимается нами как прекрасное, привлекает нас и тем самым выполняет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для борьбы за существование особей, обеспечивая правильный выбор. Таково биологическое значение чувства красоты, игравшего первостепенную роль в диком состоянии человека и продолжающееся в цивилизованной жизни.
Подсознательно мы сразу отличаем и воспринимаем как красоту черты, противоположные для разных полов, но никогда не ошибаемся, какому из полов что нужно. Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красивы для мужчин, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому, что нормально сложенная здоровая женщина всегда имеет более развитый жировой слой. Стройная длинная шея немало прибавляет к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается вовсе не так — скорее как нечто слегка болезненное. Шея мужчины должна быть некой средней длины и достаточно толстой для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжестей. Женщина по своей древней природе — страж, а ее длинная шея дает большую гибкость, быстроту движений головы,— снова эстетическое чувство совпадает с целесообразностью. Наконец, одна из главных противоположностей полов — широкие бедра - безобразны у мужчины и составляют одну из наиболее красивых черт женского тела. Тонкая, гибкая талия есть анатомическая компенсация широких бедер для подвижности и гибкости всего тела. Для мужчин тонкая талия, увы, противопоказана, если они хотят быть действительно мужчинами, могучими и выносливыми, как древние эллины”.
20.Работа с текстом (учитель биологии) . Слайд № 22.
Драматург Я.Б. Княжнин говорил, что “читать можно трояким образом: читать и не понимать, читать и понимать, читать и понимать даже то, что не написано”.
Вам предлагаются два текста: текст из детской энциклопедии (научный) и фрагмент поэмы
Вольтера “Орлеанская дeвcтвeнница” (литературный).
“Дева сия сложена изящно; держится она по-мужски, говорит немного, в речах высказывает необыкновенную рассудительность; у неё приятный женский голос. Ест она мало, пьёт ещё меньше. Её нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. С неслыханной лёгкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по 6 дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении”.
…
Иоанна же была душою львица,
Среди трудов и бранных непогод
Являлася всех витязей славнее.
…
Стан горничной, дебелой и румяной,
Был формою, в которой отлита
Британцам памятная красота.
…
Жива, ловка, сильна; в одежде чистой,
Рукою полной, мускулистой
Мешки таскает, в чаши льёт вино
Сеньору и крестьянину равно…
…
Смеётся, трудится до огонька,
Коней впрягает, водит к водопою
Иль, их сжимая стройною ногою,
Летит резвее римского стрелка.
Изучая генетику человека, мы с вами отмечали, что некоторые наследственные заболевания имеют фенотипические и поведенческие проявления. О наличии какого наследственного заболевания Жанны Д\"Арк (подтверждённого исследованиями современных учёных) может идти речь в данных текстах?
Синдром Морриса
- Высокий рост
- Стройная фигура
- Сообразительность
- Высокий интеллект
- Большая физическая сила
- Выносливость
- Склонность к ношению мужской одежды
21. Заключение.
(Учитель биологии)
Подводя итог сказанному, мне хотелось бы напомнить вам, что уроки, подобные сегодняшнему, мы проводим не первый год. А вы когда-нибудь задумывались, почему в качестве союзника на таких уроках я выбрала литератора? Я давно поняла, какой великой силой обладает Слово, способное окрылять любого, кто может быть внимательным, мыслящим, чувствующим.
(Учитель литературы)
Как Слово много может рассказать,
Предстать то ласково, то строго,
Для одного бескрыльем может стать,
А для другого – верною дорогой.
Здесь важно сделать правильный отбор,
Настроить око, слух и душу,
Чтоб россыпь слов плела узор,
Который ум и сердце не разрушит.
Не навредит, с дороги не собьёт,
Отметит истину, на ложь укажет,
Открытьем, озарением придёт,
К высокому крылу обяжет.
Как выше красноречья осторожность в слове,
Как бесполезна масса лишних слов,
Так непременным быть должно условье:
Крылатый человек – основа всех миров!
Шестова Т.
Комментарии:
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
06 11 2025 1:45:46
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
05 11 2025 19:16:34
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
04 11 2025 9:27:21
Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....
03 11 2025 13:37:18
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
02 11 2025 8:38:38
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
01 11 2025 22:26:26
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
31 10 2025 11:22:51
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
30 10 2025 16:47:46
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
29 10 2025 1:21:20
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
28 10 2025 6:52:11
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
27 10 2025 11:39:35
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
26 10 2025 14:12:40
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
25 10 2025 21:47:34
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
24 10 2025 21:59:48
Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
23 10 2025 12:43:57
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
22 10 2025 1:26:56
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
21 10 2025 11:56:27
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
20 10 2025 15:34:25
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
19 10 2025 23:59:35
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
18 10 2025 13:37:53
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
17 10 2025 3:31:57
Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов.
...
16 10 2025 6:55:19
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
15 10 2025 10:11:10
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
14 10 2025 10:15:52
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты".
...
13 10 2025 10:48:18
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ.
...
12 10 2025 3:39:26
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
11 10 2025 14:31:50
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
10 10 2025 6:36:20
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
09 10 2025 3:29:12
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
08 10 2025 19:19:21
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
07 10 2025 20:27:44
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
06 10 2025 4:30:22
Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....
05 10 2025 21:10:14
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
04 10 2025 6:33:50
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
03 10 2025 18:19:10
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
02 10 2025 17:24:53
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
01 10 2025 6:20:12
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
30 09 2025 12:21:22
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
29 09 2025 2:59:25
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
28 09 2025 2:28:27
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
27 09 2025 9:26:43
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
26 09 2025 23:33:54
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
25 09 2025 17:50:47
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
24 09 2025 16:37:48
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
23 09 2025 8:58:21
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
22 09 2025 1:35:51
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
21 09 2025 11:17:59
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
20 09 2025 13:36:34
Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
19 09 2025 2:40:42
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
18 09 2025 12:22:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




