Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока:
- Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни.
- Сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина
- Профилактика и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных, человека.
Оборудование:
- Нарисованные таблицы №1 и №2
- Действие антибиотиков (таблицы-схемы).
- Карточки с больными растениями.
- Видеофрагмент «Бактерии и вирусы».
- Организационный момент:
- Настрой класса на работу
- Сообщение темы урока, задач урока, ход урока.
- Изучение нового материала:
- Вопросы учителя:
Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение? (нет)
- Рассказ учителя:
Есть живые организмы, которые не имеют клеточного строения- это вирусы. Часто у вирусов годами нельзя обнаружить никаких признаков жизни. Они возникают тогда, когда вирус попадает в достаточно восприимчивую клетку и заражает её. Сегодня мы изучаем тему: (запись темы)
- Работа в тетради:
Записать тему урока: «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериологи».
- Выступает ученик 10 А класса Никитенко Кирилл. Он расскажет об истории открытия вирусов.
Выступление 5 минут.
Учитель: Прослушав выступление об истории открытия вируса, ответьте на вопрос: когда и кем был открыт вирус?
Работа в тетради: вирусы открыты в 1892г. Ивановским Д.И., который стал основателем биологической дисциплины- вирусологии.
Вирусы- неклеточные формы жизни. Они являются паразитами, могут функционировать только внутри одно- или многоклеточных организмов. Их невозможно, в отличии от клеток выращивать на искусственных питательных средах, вирусы имеют чрезвычайно малые размеры, проходят через бактериофильтры.
Капсид- белковая оболочка вируса.
Каждый вирус является частичный ДНК или РНК, заключенный в белковую оболочку капсид.
На доске вывешана таблица о вирусах.
Учитель комментирует.
Учащиеся записывают.
- Проникновение вируса в клетку предшествует связывание его с особым белком-рецептором, находящемся на поверхности клетки.
- Собственно размножение вируса выражается в редупликации вирусного генома с помощью соответствующих ферментов, закодированных в геноме вируса.
- Синтез вирусных белков и самосборка капсида.
- Вновь образовавшиеся вирусные частицы покидают клетку, при этом поражают другие клетки.
Демонстрация таблицы: типы вирусной инфекции.
- Выступление учащихся о вирусных заболеваниях. Выступления по 5 минут.
- Корь- выступает 1 ученик.
- Краснуха- выступает 2 ученик.
- Оспа- выступает 3 ученик.
- Бешенство- выступает 4 ученик
- Энцефалит- выступает 5 ученик.
- СПИД- выступает 6 ученик.
Демонстрация таблицы №2.
Для получения информации о вирусных заболеваниях, учащиеся использовали дополнительную литературу (медицинская энциклопедия, справочники врача).
- Ученик выступает от химиков о химических веществах, помогающих борьбе с вирусами (выступление 5 минут).
- Выступает ученик от физиков о физических основах воздействия на вирусы в медицине о том, как и когда используют физиолечение, сауну, баню. (выступление 5 минут).
- Врач-эксперт (школьный врач-педиатор) дополняет выступления учащихся. Она комментирует сведения по Кемеровской области и России .о заболеваниях СПИДом и о возвращении прививок против полеомелита, кори, коклюша. Рассказывает о профилактике заболеваний, прививках, лечении, и самое главное надо иметь сильный иммунитет.
- На урок приглашена кандидат биологических наук, доцент заведующая отделом фитосанитарной экспертизы и карантина растений по Кемеровской области Бойкова Светлана Васильевна, она рассказывает о том, что растения тоже болеют вирусами. Выход- выведение новых устойчивых сортов растений, но их период всего 5-6 лет. Демонстрирует фотографии больных растений. Рассказывает о противовирусных действиях в Кемеровской области.
- Внимание детей переключается на видеофильм «Бактерии и вирусы». После просмотра фильма, дети работают с тестовым заданием по закреплению новой темы.
На каждую парту даются тестовые задания (цифровой тест) для закрепления изученного на уроке материала «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги».
- Итоги урока: выставляются отметки выступающим и художнику.
Тестовые задания собираются для проверки.
- Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства. Читают два ученика.
Стихотворение о вирусах или тайны третьего царства:
Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы- и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки
Играет с человеческой судьбой
И любит нам загадывать загадки
Одну сложней загадку за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять,
А лишь познаний горизонты шире
В сотрудничестве с нею раздвигать!
Перед нами нынче XXI век,
Свои проблемы и свои невзгоды.
Пусть будет мудр и славен человек
Разумное творение Природы!
- Задание на дом §20.
Таблица №1
Задание: из перечня 1- 17 выберите правильные ответы на вопросы и зашифруйте их:
- Алкоголизм
- Бешенство.
- Малярия.
- Ангина.
- Грипп.
- Туберкулез.
- Скарлатина.
- Наркомания.
- Фагоцитоз.
- СПИД.
- Сифилис.
- Paк печени
- Чума.
- Энцефалит.
- Прививки.
- Образование антител
- Иммунитет.
Вопросы:
- Какие болезни заразны и вызываются вирусами ?
- Какие болезни заразны и вызываются бактериями или одноклеточными животными ?
- Какие болезни неизлечимы?
- Вирусы какой болезни передаются через кровь матери?
- Какие инфекционные болезни передаются через пoлoвoй контакт?
- Какая cмepтельно опасная болезнь не передается через бытовые приборы и кожу?
- Какие инфекции передаются через животных?
- Какие опасные болезни возникают под влиянием алкоголя и наркотиков?
- Какие болезни опасны не только для самого больного . но и для общества?
- Способ создания искусственного иммунитета?
- Заболевания, приводящие к полному разрушению иммунной системы в организме?
Ответы:
I - 2, 5, 7, 10, 4
II - 4, 6, 11, 13
III – 10
IV - 10
V - 10, 11
VI - 10
VII - 2, 3, 13, 14
VIII - 1, 8, 10, 11
IX - 1, 8
X - 15, 16
XI - 10
Таблица №2. СПИД. Его не видно, но он рядом.
| Что такое ВИЧ и СПИД? | ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает
защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным
сопротивляться инфекции. Люди, зараженные ВИЧ, называются «ВИЧ-инфицированными». СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течении 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием. |
| Как можно обнаружить ВИЧ? | Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию
антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт
с вирусом или нет. Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим). |
| Где можно пройти тест? | -В любом СПИД-центре вашего района. -В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно. |
| Как происходит заражение ВИЧ? | Вирус передается только через определенные жидкости
организма. Это:
- Кровь; - Cпepма; - Baгинальный секрет; - Грудное молоко. То есть, вирус может передаваться только: -При любом проникающем ceкcуальном контакте без презерватива; -При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки; -При использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков; -От матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении гpyдью. |
| ВИЧ не передается | -При бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях,
объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью) ; -Через укусы насекомых и животных; -При заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы. |
| Если вы узнали, что заражены ВИЧ | -Подумайте, какую вы несете ответственность за то,
чтобы не подвергать риску заражения других; -Подготовьтесь к тому, что некоторые люди, узнав о вашем диагнозе, могут отказаться от общения с вами; -Примите себя таким, какой вы есть. Помните, что через год ваше здоровье будет таким же, как и сейчас, а что будет через 7-10 лет зависит от вас. -Узнайте о своих правах и обязанностях. |
| ПОМНИТЕ! | -На сегодняшний день не существует эффективной
вакцины и неизвестно ни одного способа излечения от СПИДа. -Любой человек уязвим для ВИЧ. Отсутствие навыков безопасного пoлoвoго поведения, а так же использование общих инструментов для введения лекарств, наркотиков, татуирования и пирсинга подвергают вас большому риску инфицирования ВИЧ. -Даже если у вас один партнер, следуйте правилам безопасного ceкcа. |
Комментарии:
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
10 12 2025 5:42:14
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
09 12 2025 3:16:58
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
08 12 2025 9:16:20
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
07 12 2025 10:54:38
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
06 12 2025 7:43:31
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
05 12 2025 21:43:34
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
04 12 2025 7:11:57
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
03 12 2025 11:51:36
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
02 12 2025 11:20:50
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
01 12 2025 19:28:55
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
30 11 2025 7:19:37
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
29 11 2025 19:46:45
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
28 11 2025 2:39:14
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
27 11 2025 13:27:56
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
26 11 2025 11:59:56
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
25 11 2025 18:32:21
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
24 11 2025 18:38:13
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
23 11 2025 6:10:10
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
22 11 2025 2:10:39
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
21 11 2025 1:18:17
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
20 11 2025 20:55:30
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
19 11 2025 3:11:30
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
18 11 2025 11:30:41
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
17 11 2025 16:50:11
Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....
16 11 2025 12:33:41
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
15 11 2025 21:51:40
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
14 11 2025 6:23:59
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
13 11 2025 6:53:24
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
12 11 2025 8:48:34
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
11 11 2025 12:26:11
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
10 11 2025 17:47:43
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
09 11 2025 10:28:27
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
08 11 2025 10:14:26
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым?
...
07 11 2025 18:13:30
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
06 11 2025 12:48:59
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
05 11 2025 20:41:44
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
04 11 2025 2:41:44
Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....
03 11 2025 11:38:25
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
02 11 2025 23:32:22
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
01 11 2025 19:15:13
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
31 10 2025 1:58:21
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
30 10 2025 11:30:41
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
29 10 2025 18:35:51
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
28 10 2025 11:49:40
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
27 10 2025 4:24:19
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
26 10 2025 3:52:35
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
25 10 2025 10:34:11
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
24 10 2025 16:12:35
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
23 10 2025 2:40:13
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
22 10 2025 21:30:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс