Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии
В соответствии с требованиями современного образования главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию, отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.
В этом случае большое значение в организации обучения играет исследовательская деятельность школьников. Под исследовательской работой понимается работа, выполненная с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, с заранее неизвестным результатом. При этом главная задача учителя – настроитьучащихся на запланированную, скрупулезную и разноплановую работу. Основным критерием исследовательской работы является получение учащимся объективно новых знаний, а также приобретение опыта организации собственной деятельности.
Экспериментальная работа делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с растениями, развивает наблюдательность. Проводя опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убеждённость в знаниях делают их осознанными, прочными. Наиболее ценными и доступными для исследования учащихся являются живые объекты, в первую растения, за которыми обучающиеся могут наблюдать и ставить опыты в течение всего года и быстро получать результаты проводимых исследований.
Исследования учащихся эколого-биологического лицея начинаются с первого года обучения. Они позволяют лицеистам подготовиться к трудностям в будущей жизни, легче адаптироваться к обучению в ВУЗах. Ещё К.А. Тимирязев говорил: «Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». Для организации исследовательской деятельности учащихся в области растениеводства имеются теплицы круглогодичного функционирования со сформированной коллекцией комнатных растений.
Многообразие растений защищённого грунта позволяет проводить всевозможные исследования. Они открывают широкие возможности для всестороннего биологического и экологического образования обучающихся. Результаты исследований используются в учебном процессе на уроках, в пpaктической деятельности по выращиванию растений.
Юные исследователи изучают влияние основных факторов на рост и развитие растений (свет, тепло, вода, воздух и его влажность, субстрат и удобрения). Свет – основной жизненно необходимый фактор, определяющий развитие зелёных растений, стимулирует активность растений. Свет влияет на направление роста, форму, урожайность. Для выявления потребности растения в свете проводится опыт по теме «Влияние уровня освещённости на рост и цветение редиса».
Одним из главных факторов роста является тепло. Тепло стимулирует рост, питание и процессы, происходящие в почве. В зависимости от происхождения растений их рост происходит в пределах определенных температурных значений. Растения влажных тропических лесов нуждаются в постоянном тепле. Другие субтропические растения любят небольшое ночное понижение температуры зимой. Жители тропических гор и Средиземноморья осенью и зимой должны находиться в прохладном месте. Одна из тем направленных на изучение этого фактора – «Влияние температурного режима на рост и развитие инжира».
Третий фактор – вода. Вода – основная составная часть растения. Она необходима для всех физиологических процессов: фотосинтеза, движения образующихся в результате его органических соединений, а также для поглощения минеральных веществ в виде почвенных растворов. В последнее время появились в продаже измерители влажности почвы. Они помогают нам, в период проведения опытов с растениями, поддерживать на оптимальном уровне увлажнение почвы. Результаты исследований при использовании таких тестеров более верные. Тема проводимого исследования: «Влияние полива на качество плодов огурца».
Четвертый фактор – воздух и его влажность. Для хорошего развития и роста большинству растений необходим свежий, чистый и не слишком сухой воздух. При сухом воздухе и скученности растений возникает благоприятная питательная среда для вредителей. Повышенная влажность воздуха – одно из основных требований при вегетативном размножении большинства культур. Работ по вегетативному размножению растений достаточно много, одна из них «Изучение особенностей вегетативного размножения томатов».
Пятый фактор роста растения – субстрат и удобрения. В естественных условиях элементы питания в той или иной форме и количествах имеются в почве. Они поступают в почву из основной материнской породы, а также за счет разложения растительных и животных остатков. В природе складывается и поддерживается определенное равновесие между доступными в определенных условиях элементами питания и растущими там видами растений. Выращивание различных культурв защищенном грунте нарушает это равновесие, т.к. выращиваемые растения заключены в ограниченном прострaнcтве. В таких условиях растениям доступны только те элементы питания, которые содержатся в почвогрунтах. Немаловажное значение в период исследований имеет кислотность почвы (субстрата). Точность измерения кислотности можно легко провести с помощью измерителя нового поколения, который определяет уровень рН в образце, не требуя, при этом расходного материала и позволяет сократить время исследования до 3 секунд.
Правильно составленный субстрат или почва содержат те элементы питания, которые необходимы растению на ранних стадиях развития или на весь вегетационный период. Актуальность исследований по изучению влияния почвогрунтов и субстратов на рост и развитие растений не вызывает сомнений. Работа по теме: «Влияние субстрата на урожайность перца» была представлена на конкурсе исследовательских работ учащихся. В ходе экспериментальной работы, были подобраны оптимальные и близкие к ним субстраты для выращивания культуры. Выводы по результатам исследований, повлияли на агротехнику выращивания не только перца, но и других овощных культур. Итог пpaктического применения материалов исследования – увеличение объёмов растениеводческой продукции. Пpaктическое значение имеют результаты исследования по темам: «Влияние подкормки на декоративные качества цветочных культур».
Наиболее популярные, среди лицеистов, объекты для изучения – субтропические и тропические плодовые культуры. Период цветения плодовых, у школьников, вызывает радость, а рост и созревание плодов – удивление и восторг. Применяя специальные методики выращивания субтропических и тропических плодовых культур, получаем плоды высокого качества (лимоны, гранаты, ананасы, виноград, соплодие монстеры, зёрна кофейного дерева, плоды инжира). Плодоношение любой культуры, в условиях эколого-биологического лицея города Архангельска, – это отдельная тема исследования. В целом, это яркий пример, когда результат исследований влияет на мотивацию обучения.
Растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на набольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрациина уроках живых растений.
Комментарии:
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
04 07 2025 5:20:50
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся.
...
03 07 2025 20:24:26
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
02 07 2025 14:48:11
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
01 07 2025 8:21:44
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
30 06 2025 4:47:25
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
29 06 2025 17:41:20
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
28 06 2025 14:23:10
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
27 06 2025 17:26:26
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
26 06 2025 13:44:22
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
25 06 2025 20:53:12
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
24 06 2025 12:20:54
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
23 06 2025 8:30:14
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....
22 06 2025 7:33:46
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
21 06 2025 4:21:29
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
20 06 2025 14:47:28
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
19 06 2025 2:41:38
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
18 06 2025 17:56:50
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
17 06 2025 12:10:52
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
16 06 2025 15:24:50

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
15 06 2025 11:50:22
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
14 06 2025 17:51:30
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
13 06 2025 4:55:49

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
12 06 2025 9:40:49
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
11 06 2025 9:22:13
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
10 06 2025 5:32:32
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
09 06 2025 4:21:45
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
08 06 2025 21:29:24
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
07 06 2025 21:33:47
Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....
06 06 2025 13:17:52
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
05 06 2025 19:32:22
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
04 06 2025 12:11:46
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
03 06 2025 11:53:35
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
02 06 2025 6:40:48
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
01 06 2025 10:54:14
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
31 05 2025 10:12:12
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
30 05 2025 17:41:54
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
29 05 2025 14:55:55
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
28 05 2025 0:20:56
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
27 05 2025 13:47:45
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
26 05 2025 7:23:43
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
25 05 2025 4:50:57
Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....
24 05 2025 5:16:34

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
23 05 2025 16:18:30
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
22 05 2025 7:20:18
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
21 05 2025 5:27:29
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
20 05 2025 3:43:31
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
19 05 2025 20:41:11
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
18 05 2025 23:56:36
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
17 05 2025 17:26:31
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
16 05 2025 17:57:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::