Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии
В соответствии с требованиями современного образования главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию, отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.
В этом случае большое значение в организации обучения играет исследовательская деятельность школьников. Под исследовательской работой понимается работа, выполненная с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, с заранее неизвестным результатом. При этом главная задача учителя – настроитьучащихся на запланированную, скрупулезную и разноплановую работу. Основным критерием исследовательской работы является получение учащимся объективно новых знаний, а также приобретение опыта организации собственной деятельности.
Экспериментальная работа делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с растениями, развивает наблюдательность. Проводя опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убеждённость в знаниях делают их осознанными, прочными. Наиболее ценными и доступными для исследования учащихся являются живые объекты, в первую растения, за которыми обучающиеся могут наблюдать и ставить опыты в течение всего года и быстро получать результаты проводимых исследований.
Исследования учащихся эколого-биологического лицея начинаются с первого года обучения. Они позволяют лицеистам подготовиться к трудностям в будущей жизни, легче адаптироваться к обучению в ВУЗах. Ещё К.А. Тимирязев говорил: «Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». Для организации исследовательской деятельности учащихся в области растениеводства имеются теплицы круглогодичного функционирования со сформированной коллекцией комнатных растений.
Многообразие растений защищённого грунта позволяет проводить всевозможные исследования. Они открывают широкие возможности для всестороннего биологического и экологического образования обучающихся. Результаты исследований используются в учебном процессе на уроках, в пpaктической деятельности по выращиванию растений.
Юные исследователи изучают влияние основных факторов на рост и развитие растений (свет, тепло, вода, воздух и его влажность, субстрат и удобрения). Свет – основной жизненно необходимый фактор, определяющий развитие зелёных растений, стимулирует активность растений. Свет влияет на направление роста, форму, урожайность. Для выявления потребности растения в свете проводится опыт по теме «Влияние уровня освещённости на рост и цветение редиса».
Одним из главных факторов роста является тепло. Тепло стимулирует рост, питание и процессы, происходящие в почве. В зависимости от происхождения растений их рост происходит в пределах определенных температурных значений. Растения влажных тропических лесов нуждаются в постоянном тепле. Другие субтропические растения любят небольшое ночное понижение температуры зимой. Жители тропических гор и Средиземноморья осенью и зимой должны находиться в прохладном месте. Одна из тем направленных на изучение этого фактора – «Влияние температурного режима на рост и развитие инжира».
Третий фактор – вода. Вода – основная составная часть растения. Она необходима для всех физиологических процессов: фотосинтеза, движения образующихся в результате его органических соединений, а также для поглощения минеральных веществ в виде почвенных растворов. В последнее время появились в продаже измерители влажности почвы. Они помогают нам, в период проведения опытов с растениями, поддерживать на оптимальном уровне увлажнение почвы. Результаты исследований при использовании таких тестеров более верные. Тема проводимого исследования: «Влияние полива на качество плодов огурца».
Четвертый фактор – воздух и его влажность. Для хорошего развития и роста большинству растений необходим свежий, чистый и не слишком сухой воздух. При сухом воздухе и скученности растений возникает благоприятная питательная среда для вредителей. Повышенная влажность воздуха – одно из основных требований при вегетативном размножении большинства культур. Работ по вегетативному размножению растений достаточно много, одна из них «Изучение особенностей вегетативного размножения томатов».
Пятый фактор роста растения – субстрат и удобрения. В естественных условиях элементы питания в той или иной форме и количествах имеются в почве. Они поступают в почву из основной материнской породы, а также за счет разложения растительных и животных остатков. В природе складывается и поддерживается определенное равновесие между доступными в определенных условиях элементами питания и растущими там видами растений. Выращивание различных культурв защищенном грунте нарушает это равновесие, т.к. выращиваемые растения заключены в ограниченном прострaнcтве. В таких условиях растениям доступны только те элементы питания, которые содержатся в почвогрунтах. Немаловажное значение в период исследований имеет кислотность почвы (субстрата). Точность измерения кислотности можно легко провести с помощью измерителя нового поколения, который определяет уровень рН в образце, не требуя, при этом расходного материала и позволяет сократить время исследования до 3 секунд.
Правильно составленный субстрат или почва содержат те элементы питания, которые необходимы растению на ранних стадиях развития или на весь вегетационный период. Актуальность исследований по изучению влияния почвогрунтов и субстратов на рост и развитие растений не вызывает сомнений. Работа по теме: «Влияние субстрата на урожайность перца» была представлена на конкурсе исследовательских работ учащихся. В ходе экспериментальной работы, были подобраны оптимальные и близкие к ним субстраты для выращивания культуры. Выводы по результатам исследований, повлияли на агротехнику выращивания не только перца, но и других овощных культур. Итог пpaктического применения материалов исследования – увеличение объёмов растениеводческой продукции. Пpaктическое значение имеют результаты исследования по темам: «Влияние подкормки на декоративные качества цветочных культур».
Наиболее популярные, среди лицеистов, объекты для изучения – субтропические и тропические плодовые культуры. Период цветения плодовых, у школьников, вызывает радость, а рост и созревание плодов – удивление и восторг. Применяя специальные методики выращивания субтропических и тропических плодовых культур, получаем плоды высокого качества (лимоны, гранаты, ананасы, виноград, соплодие монстеры, зёрна кофейного дерева, плоды инжира). Плодоношение любой культуры, в условиях эколого-биологического лицея города Архангельска, – это отдельная тема исследования. В целом, это яркий пример, когда результат исследований влияет на мотивацию обучения.
Растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на набольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрациина уроках живых растений.
Комментарии:
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
26 04 2024 22:51:29
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
25 04 2024 10:52:51
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...
24 04 2024 9:47:48
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
23 04 2024 6:30:10
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
22 04 2024 12:19:32
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
21 04 2024 22:13:33
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
20 04 2024 3:29:48
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
19 04 2024 22:32:55
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
18 04 2024 19:20:42
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
17 04 2024 6:27:18
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
16 04 2024 10:51:20
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
15 04 2024 2:37:40
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
14 04 2024 7:29:31
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
13 04 2024 15:13:45
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
12 04 2024 17:10:58
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 04 2024 14:17:47
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
10 04 2024 16:12:13
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
09 04 2024 3:19:32
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
08 04 2024 21:40:45
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
07 04 2024 21:53:56
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
06 04 2024 18:52:47
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
05 04 2024 7:41:38
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
04 04 2024 19:20:24
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...
03 04 2024 23:35:58
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
02 04 2024 12:59:54
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
01 04 2024 12:39:20
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
31 03 2024 15:11:46
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
30 03 2024 16:47:59
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...
29 03 2024 15:40:56
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...
28 03 2024 17:28:14
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
27 03 2024 22:24:13
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
26 03 2024 16:31:29
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
25 03 2024 4:37:30
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
24 03 2024 1:36:16
Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
23 03 2024 18:18:18
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
22 03 2024 5:47:13
У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....
21 03 2024 1:47:37
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...
20 03 2024 8:31:15
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...
19 03 2024 9:23:18
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
18 03 2024 1:45:17
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
17 03 2024 10:33:22
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...
16 03 2024 12:22:22
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...
15 03 2024 21:46:28
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
14 03 2024 12:18:55
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
13 03 2024 19:19:48
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...
12 03 2024 12:55:20
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
11 03 2024 14:53:39
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
10 03 2024 22:23:14
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
09 03 2024 7:36:15
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
08 03 2024 1:30:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::