Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

Одной из центральных проблем, влияющих на подходы и направления реформирования российской системы школьного образования, является всевозрастающее противоречие между увеличивающимся объёмом знаний в обществе и возможностями каждого индивида по их усвоению. Кроме того, человек всё больше стремится к развитию собственной Я-концепции. Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным. Главная задача обучения не планировать общую, единую для всех линию психического развития, а помочь каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Необходимо создать благоприятные условия для формирования его индивидуальности, изменить сложившиеся в культуре представления о норме психического развития ребёнка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение развития в сравнении с самим собой, а не с другими).

Чтобы ученикам в школе было комфортно, они должны быть успешны в главном виде своей деятельности. Сходные проблемы решаются многими биологами России. В Москве в массовых школах и гимназических классах (№196, №1178, №1272) разработана и апробирована технология «Индивидуального стиля учебной деятельности ученика» кандидата биологических наук, Н.Л.Галеевой.

Принципы личностно-ориентированного обучения.

Современная школа всё больше становится школой развития личности. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность и уникальность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования Тем самым признается, что в образовании «происходит не просто восприятие ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития» [6]. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированное обучение.

Комфортность ученика на уроке зависит от успешности его процесса обучения. Знание механизмов, задействованных учениками при освоении школьных предметов, преимущественной ориентации на способ представления учебного материала, безусловно, важно для создания ситуации успеха для каждого школьника.

Учебные навыки можно разделить на группы. Организационные, обеспечивающие ученику самостоятельность действий; коммуникативные, которые определяют формы и виды участия в коллективной деятельности; информационные, помогающие ученикам самостоятельно находить информацию; мыслительные, лежащие в основе сознательного мышления школьников.

С каждым годом требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остается на довольно низком уровне. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «умственные способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа. Развивающие задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной деятельности учащегося. Поэтому так важно включать в структуру урока развивающие задания, основанные на содержании урока. Этим достигаются две цели: дается содержание, и реализуются задачи развития интеллектуальной и творческой деятельности. К основным видам умственных операций относят: сравнение – установление сходства и различия между различными предметами и явлениями; анализ – мысленное расчлeнение на части и выделение отдельных свойств предмета; синтез – мысленное соединение частей в одно целое; установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы [4 с.316-320].

I. Описание модели педагогической деятельности.

Чтобы создать ситуацию успеха каждому ученику на уроках биологии, развить его мыслительные навыки, систематически на каждом уроке использую упражнения на развитие умственных навыков, стараюсь включать эти упражнения на разных этапах урока: при опросе, закреплении, разминке, изучении нового материала. Обязательно предлагаю ученикам выбор формы выполнения задания, наиболее комфортного для каждого. Чтобы учесть потребности каждого, стремлюсь разнообразить задания, предоставляя учащимся выбор. В этом случае ребёнок интуитивно найдёт то, что ему будет удобнее, а значит, будет чувствовать себя комфортно. Давая домашнее задание, принцип выбора так же необходимо учитывать. Составляя итоговые работы по различным темам, придерживаюсь схемы проверки мыслительных навыков.

II. Примеры заданий на анализ.

Эти задания включают соответствие, отличия, выбор того, что относится.

Тема «Плоские черви» 7 класс.

(Можно данный текст вывести на экран проектора и работать устно, написать на доске и предложить соединять стрелками.)

Соотнесите понятия и их объяснения:

1) Нервная   А) Трубочки (протонефридии)
2) Выделительная   Б) Связь с внешней средой
3) Пищеварительная   В) Группа органов с общей функцией
4) Пoлoвая   Г) Заполняет внутренность планарии
5) Система органов   Д) Размножение
6) Паренхима   Е) Переваривание пищи

Тема «Клетка» 9-11 класс.

Найдите соответствие между видом трaнcпорта и его сущностью:

А) Диффузия   1) Натрий – калиевый насос
Б) Осмос   2) Пожирание
В) Активный трaнcпорт   3) Движение воды
Г) Пиноцитоз   4) Выведение веществ
Д) Экзоцитоз   5) Движение внутрь
Е) Эндоцитоз   6) Поглощение капель
Ж) Фагоцитоз   7) Перемещение по градиенту
Концентрации

Тема «Наука о растениях – ботаника» 6 класс.

Подберите соответствующее определение термину.

1. Ботаника   А) Растения, которые растут без помощи человека.
2. Царство   Б) Наука, изучающая царство растений.
3. Культурные растения     В) Очень большая группа организмов со сходными признаками.
4. Биология   Г) Растения, специально выведенные и выращиваемые для нужд человека.
5. Дикорастущие растения     Д) Наука о живой природе.

Тема «Плоские черви» 7 класс.

(Можно задание выполнять, проговаривая, или из прикреплённых на доске карточек с надписями отобрать в разные столбцы.)

Выберите то, что относится к Плоским червям: тело плоское, нет полости, лучевая симметрия, двусторонняя симметрия, системы органов, два слоя клеток, эктодерма, мезодерма, энтодерма, три слоя клеток, кожно-мускульный мешок.

Тема «Простейшие» 7 класс.

Собрать амёбу из разных органоидов, которые нарисованы на отдельных карточках, прикрепив их на доску. Для усложнения, среди органоидов амёбы могут быть и части других простейших. Собрать эвглену и инфузорию.

Одновременно другие ученики могут рисовать животное, рассказывать о нём, лепить из пластилина или делать задания письменно, выбирая из перечня частей то, что относится к определённому животному. Подобные задания можно использовать при изучении и других несложных животных организмов.

Тема «Биогеоценоз» 9-11 класс.

Выберите то, что относится к компонентам биогеоценоза:

А) продуценты, Б) консументы, В) редуценты, Г) биоценоз, Д) фитоценоз, Е) агроценоз.

Тема «Биогеоценоз» 9-11 класс.

(Можно использовать плакаты, изображения на экране и даже определения или предложить конструирование.)

Чем отличаются биоценоз и биогеоценоз?

Тема «Клетка» 9-11 класс.

Чем отличается растительная и животная клетка?

III. Примеры заданий на синтез.

О чём идёт речь? - Назовите, одним словом. - Что общего?

(Там, где это возможно, использовать картинки, изображения на экране.)

Тема «Процессы жизнедеятельности растительного организма» 6 класс.

А) Лист, углекислый газ, свет, крахмал.
Б) Зародыш, молодость, зрелость, старость.
В) Почва, минеральные вещества, вода.

Тема «Экология» 9 класс.

А) Сообщество живых организмов и факторов неживой природы.
Б) Саморазвитие сообщества.

Тема «Пищеварение» 8 класс.

А) 38°С, кислая среда, белки.
Б) Коренные, клыки, резцы.
В) Слюнные, поджелудочная, печень.

Тема «Органические вещества» 10-11 класс.

  1. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
  2. Вода, минеральные соли.
  3. Кислород, водород, азот, углерод.
  4. Золото, висмут, ртуть, свинец.
  5. Медь, железо, кальций.
  6. Глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза.
  7. Глюкоза, фруктоза.
  8. Сахароза, галактоза, лактоза.
  9. Целлюлоза, крахмал, хитин, муреин.

IV. Примеры заданий на сравнение.

(Можно предложить сравнение по нескольким параметрам, с их указанием или без этого, а можно сравнивать по одному какому-нибудь признаку. Если позволяет материал – надо обеспечить наглядность.)

Тема «Экология» 9 класс.

Сравните экосистему и биогеоценоз по размерам.

Тема «Прокариоты» 10-11 класс.

Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки по органоидам, наличию ядра, процессам жизнедеятельности.

Тема «Процессы жизнедеятельности растений» 6 класс.

А) Фотосинтез и дыхание по месту, где они проходят.
Б) Корневое и воздушное питание по веществам, которые поглощаются.
В) Макроэлементы и микроэлементы по значению для растения.

V. Примеры заданий на логику или установление причинно-следственных связей.

Что пропущено?

(При изучении нового материала, можно разрешить использование учебников, это развивает ещё и организационные навыки.)

Тема «Биосферный уровень организации жизни» 10-11 класс.

А) Катархей, ...................., протерозой.

Б) Принцип .................... гласит: «Природа знает лучше!»

Тема «Генетика» 10- 11 класс.

А)
Р (?)ОО х (?) АВ
F (?) АО,……
Б) Для определения чистокровности коров используют .................... скрещивание.

Тема «Процессы в растениях» 6 класс.

А) Опыление, ...................., зигота, образование семени.
Б) Фотосинтез, дыхание, ...................., рост, развитие, размножение.
В) .................... – процесс образования крахмала в зеленых листьях на свету.

Найдите лишнее и объясните свой выбор.

Тема «Клетка» 9-11 класс.

(Можно выполнять эти задания на сборку или разборку клетки, организма, процесса и обнаруживать лишнее.)

А) Ядро, митохондрии, пластиды, вакуоль.
Б) Глюкоза, рибоза, крахмал.
В) ДНК, РНК, АТФ.
Г) Фотосинтез, анаболизм, энергетический обмен.
Д) Гемоглобин, актин, миозин, хитин.

Тема «Экология» 9 класс.

Исправьте ошибку в цепочке питания:

А) Гусеница → лист → воробей → кошка.
Б) Летучая мышь → берёза → майский жук.

Установите этапы сукцессии в правильном порядке:

Kлимaкcовое сообщество → кустарники → травы → пионерное сообщество→ нарушение окружающей среды.

Тема «Клеточная теория» 10-11 класс.

(Здесь можно продемонстрировать портреты или изображения на экране этих великих людей.)

Закончите перечень имён ученых, которые внесли вклад в развитие учения о клетке: Р.Гук, А. Левенгук, Т.Шванн ....................

IV. Примеры заданий на умение делать выводы и решать задачи.

Тема «Лишайники» 6 класс.

Сделайте вывод о том, почему лишайники первыми поселяются на необжитых местах.

Тема «Насекомые» 7 класс.

Предположите, почему –

  1. Один муравей в природе не выживет?
  2. Бабочки тутового шелкопряда не летают?

Тема «Переливание крови» 8 класс.

Объясните.

У мамы кровь 1 группы, у сына – 2 группы, у дочери – 4 группы, у отца – 3 группа. Нужно срочно сделать переливание крови сыну. Чья кровь подойдет?

Тема «Адаптации» 9-11 класс.

Объясните появление приспособлений у безобидной мухи-осовидки, похожей на осу.

Тема «Биосфера» 9-11 класс.

Сделайте вывод.

Сейчас 20% видов находятся на грани исчезновения.

VII. Проверочные работы.

Все проверочные работы: тематические, входные, промежуточные, итоговые составляю по принципу контроля развития мыслительных навыков.

Итоговая работа по биологии в 6 классах по теме «Бактерии, грибы и лишайники».

1. Найдите соответствие.

А) Бактерии   1) Подберезовик
Б) Грибы   2) Круглые
В) Лишайники   3) Туберкулез
Г) Кокки   4) Ягель
Д) Паразиты   5) Прокариоты

2. Найдите общее.

А) Кокки, вибрионы, спириллы.
Б) Кустистые, накипные, листоватые.
В) Шляпочные, плесневые, паразиты.

3. Сравните.

А) Клетку бактерии и гриба по ядру.
Б) Грибы и растения по питанию.

4. Что пропущено?

А) Клетки грибницы называются ....................
Б) Бактерии являются ...................., т.к. не имеют ядра.

5. Сделайте вывод о том, почему лишайники называют первопоселенцами.

Промежуточный контроль по биологии в 8 классе по теме «Пищеварение».

1. Найдите соответствие.

А) Печень   1) Зубы
Б) Глотка   2) Пепсин
В) Тонкий кишечник   3) Околоушные
Г) Рот   4) Всасывание
Д) Фермент   5) Желчь
Е) Слюна   6) Проглатывание

2. Найдите общее (2 из 3).

А) 38°С, кислая среда, белки.
Б) Коренные, клыки, резцы.
В) Слюнные, поджелудочная, печень.

3. Сравните по одному указанному признаку (2 из 3).

А) Желудок и рот по веществам, которые там перевариваются.
Б) Пепсин и липазу по условиям среды, где они перевариваются.
В) Тонкий и толстый кишечник по функциям.

4. Вставьте пропущенное слово (2 из 3).

А) Пепсин работает только в .................... Среде.
Б) Тонкий кишечник состоит из ...................., тощей и подвздошной частей.
В) Вырост слепой кишки называют ....................

5. Объясни: «Долго жуешь – долго живешь».

Самостоятельная работа по теме «Земноводные» в 7 классе.

Часть А.

1. Соотнесите:

А) Череп   1) лопатки
Б) Плечевой пояс   2) 1 шейный позвонок
В) Позвоночник   3) Большие глазницы
Г) Тазовый пояс   4) Стопа, бедро, голень
Д) Передняя лапа   5) Тазовые кости
Е) Задняя лапа   6) Кисть, плечо, предплечье

2. Соотнесите рисунок и название.

А) Б) В)

1) Хвостатые.
2) Бесхвостые.
3) Безногие.

Часть Б.

1. Найдите общее.

А) Икра, головастик, личинка, лягушка.
Б) Гoлая кожа, веки, рычаговые конечности.
В) Перепонки, клапаны.

2. Назовите, одним словом.

А) Сердце, два круга кровообращения.
Б) Лёгкие и кожа.
В) Позвоночник, пояса конечностей, череп.

Часть В.

  1. Сравните кровеносную систему земноводных и рыб.
  2. Сравните дыхательную систему земноводных и рыб.
  3. Сравните головной мозг лягушки и рыбы.

Часть Г.

1. Найдите лишнее.

А) Жабы, зелёная лягушка, тритон.
Б) Червяга, саламaндра, тритон.
В) Артериальная, венозная, смешанная, капиллярная.

2. Расположите в порядке усложнения.

А) Безногие, Б) хвостатые, В) бесхвостые.

Часть Д.

  1. Объясните, почему земноводные могут жить на суше и в воде?
  2. Объясните названия отрядов Земноводных и приведите примеры представителей.

VIII. Выводы.

Обеспечив рост учебных возможностей каждого ученика, мы тем самым создадим наиболее комфортное для него обучение, что повышает мотивацию и способствует формированию личности. Помочь учащимся развиваться, преодолевать трудности и достигать успеха учитель – наставник, но не диктатор, может мудро и ненавязчиво, предлагая различные формы развивающих заданий.

Одними из самых значимых умений и навыков школьника, обеспечивающих ему успешность в учебной деятельности, являются умственные навыки. Постоянно тренируя их различными способами, учитывая психофизиологические особенности, мы развиваем умственные способности каждого ребёнка. Только в том случае, когда каждый урок каждого предмета станет уроком развития мышления и творчества, только тогда можно всерьёз говорить о создании условий для полноценного развития личности.

Список использованной литературы:

  1. Галеева Н.Л.Современный кабинет биологии. – М., 2005.
  2. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М., 2006.
  3. Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса: Методическое пособие// Завуч. 2003. №2.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
  5. Шубина Н.П. Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии // Биология (Первое сентября). 2003. №28.
  6. Личностно-ориентированные уроки по биологии. [Электронный ресурс.] Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003. 383 Кб.
  7. Развитие памяти, внимания, воображения на уроках биологии. [Электронный ресурс.] / Составитель Глазунова Е.Л. – М.: Центр образования «Гамма», 2005.



Комментарии:

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

15 10 2025 20:36:30

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Строение и функции мышц человека, принцип их работы Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

14 10 2025 3:27:37

Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана


    Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана

      Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....

13 10 2025 23:47:11

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

12 10 2025 9:15:38

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

11 10 2025 16:52:56

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Экологические задачи (С5)  ЕГЭ biologia's Blog Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

10 10 2025 17:32:49

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

09 10 2025 11:33:35

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

08 10 2025 3:36:57

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"


    Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

      Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

07 10 2025 12:48:37

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

06 10 2025 21:47:17

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

05 10 2025 5:46:13

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

04 10 2025 8:18:45

Фенотипическая изменчивость


    Фенотипическая изменчивость

      Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....

03 10 2025 6:58:31

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

02 10 2025 23:41:24

Урок-путешествие "Мир чувств"


    Урок-путешествие "Мир чувств"

      Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга. ...

01 10 2025 3:43:30

Мастер-класс "Зеркало организма"


    Мастер-класс "Зеркало организма"

      Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

30 09 2025 19:27:51

Игра-путешествие "Последний герой"


    Игра-путешествие "Последний герой"

      Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

29 09 2025 3:29:14

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

28 09 2025 17:34:43

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

27 09 2025 22:57:19

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

26 09 2025 11:53:32

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

25 09 2025 21:23:36

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"


    Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

      Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

24 09 2025 1:55:35

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

23 09 2025 0:35:56

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

22 09 2025 13:48:17

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

21 09 2025 7:39:29

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

20 09 2025 21:18:43

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

19 09 2025 15:18:30

Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"


    Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"

      На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....

18 09 2025 22:13:33

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

17 09 2025 5:52:42

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

16 09 2025 10:34:42

Волшебная страна чая

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....

15 09 2025 5:34:40

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

14 09 2025 7:48:10

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

13 09 2025 8:45:55

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

12 09 2025 4:13:55

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

11 09 2025 12:37:54

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

10 09 2025 4:45:44

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

09 09 2025 20:38:14

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

      Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

08 09 2025 15:56:46

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

      Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

07 09 2025 20:48:15

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

06 09 2025 16:41:46

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

05 09 2025 19:44:24

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

04 09 2025 7:40:35

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

03 09 2025 11:27:20

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

02 09 2025 23:58:53

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии


    Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

      Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....

01 09 2025 23:15:16

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

31 08 2025 19:23:47

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

30 08 2025 4:30:19

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Органоиды клетки в стихах  ЕГЭ biologia's Blog Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...

29 08 2025 20:17:56

Методическая разработка "Цвети, Земля!"


    Методическая разработка "Цвети, Земля!"

      Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

28 08 2025 16:32:51

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

27 08 2025 12:13:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::