Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии
Одной из центральных проблем, влияющих на подходы и направления реформирования российской системы школьного образования, является всевозрастающее противоречие между увеличивающимся объёмом знаний в обществе и возможностями каждого индивида по их усвоению. Кроме того, человек всё больше стремится к развитию собственной Я-концепции. Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным. Главная задача обучения не планировать общую, единую для всех линию психического развития, а помочь каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Необходимо создать благоприятные условия для формирования его индивидуальности, изменить сложившиеся в культуре представления о норме психического развития ребёнка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение развития в сравнении с самим собой, а не с другими).
Чтобы ученикам в школе было комфортно, они должны быть успешны в главном виде своей деятельности. Сходные проблемы решаются многими биологами России. В Москве в массовых школах и гимназических классах (№196, №1178, №1272) разработана и апробирована технология «Индивидуального стиля учебной деятельности ученика» кандидата биологических наук, Н.Л.Галеевой.
Принципы личностно-ориентированного обучения.
Современная школа всё больше становится школой развития личности. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность и уникальность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования Тем самым признается, что в образовании «происходит не просто восприятие ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития» [6]. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированное обучение.
Комфортность ученика на уроке зависит от успешности его процесса обучения. Знание механизмов, задействованных учениками при освоении школьных предметов, преимущественной ориентации на способ представления учебного материала, безусловно, важно для создания ситуации успеха для каждого школьника.
Учебные навыки можно разделить на группы. Организационные, обеспечивающие ученику самостоятельность действий; коммуникативные, которые определяют формы и виды участия в коллективной деятельности; информационные, помогающие ученикам самостоятельно находить информацию; мыслительные, лежащие в основе сознательного мышления школьников.
С каждым годом требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остается на довольно низком уровне. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «умственные способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа. Развивающие задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной деятельности учащегося. Поэтому так важно включать в структуру урока развивающие задания, основанные на содержании урока. Этим достигаются две цели: дается содержание, и реализуются задачи развития интеллектуальной и творческой деятельности. К основным видам умственных операций относят: сравнение – установление сходства и различия между различными предметами и явлениями; анализ – мысленное расчлeнение на части и выделение отдельных свойств предмета; синтез – мысленное соединение частей в одно целое; установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы [4 с.316-320].
I. Описание модели педагогической деятельности.
Чтобы создать ситуацию успеха каждому ученику на уроках биологии, развить его мыслительные навыки, систематически на каждом уроке использую упражнения на развитие умственных навыков, стараюсь включать эти упражнения на разных этапах урока: при опросе, закреплении, разминке, изучении нового материала. Обязательно предлагаю ученикам выбор формы выполнения задания, наиболее комфортного для каждого. Чтобы учесть потребности каждого, стремлюсь разнообразить задания, предоставляя учащимся выбор. В этом случае ребёнок интуитивно найдёт то, что ему будет удобнее, а значит, будет чувствовать себя комфортно. Давая домашнее задание, принцип выбора так же необходимо учитывать. Составляя итоговые работы по различным темам, придерживаюсь схемы проверки мыслительных навыков.
II. Примеры заданий на анализ.
Эти задания включают соответствие, отличия, выбор того, что относится.
Тема «Плоские черви» 7 класс.
(Можно данный текст вывести на экран проектора и работать устно, написать на доске и предложить соединять стрелками.)
Соотнесите понятия и их объяснения:
1) Нервная | А) Трубочки (протонефридии) | |
2) Выделительная | Б) Связь с внешней средой | |
3) Пищеварительная | В) Группа органов с общей функцией | |
4) Пoлoвая | Г) Заполняет внутренность планарии | |
5) Система органов | Д) Размножение | |
6) Паренхима | Е) Переваривание пищи |
Тема «Клетка» 9-11 класс.
Найдите соответствие между видом трaнcпорта и его сущностью:
А) Диффузия | 1) Натрий – калиевый насос | |
Б) Осмос | 2) Пожирание | |
В) Активный трaнcпорт | 3) Движение воды | |
Г) Пиноцитоз | 4) Выведение веществ | |
Д) Экзоцитоз | 5) Движение внутрь | |
Е) Эндоцитоз | 6) Поглощение капель | |
Ж) Фагоцитоз | 7) Перемещение по градиенту Концентрации |
Тема «Наука о растениях – ботаника» 6 класс.
Подберите соответствующее определение термину.
1. Ботаника | А) Растения, которые растут без помощи человека. | |
2. Царство | Б) Наука, изучающая царство растений. | |
3. Культурные растения | В) Очень большая группа организмов со сходными признаками. | |
4. Биология | Г) Растения, специально выведенные и выращиваемые для нужд человека. | |
5. Дикорастущие растения | Д) Наука о живой природе. |
Тема «Плоские черви» 7 класс.
(Можно задание выполнять, проговаривая, или из прикреплённых на доске карточек с надписями отобрать в разные столбцы.)
Выберите то, что относится к Плоским червям: тело плоское, нет полости, лучевая симметрия, двусторонняя симметрия, системы органов, два слоя клеток, эктодерма, мезодерма, энтодерма, три слоя клеток, кожно-мускульный мешок.
Тема «Простейшие» 7 класс.
Собрать амёбу из разных органоидов, которые нарисованы на отдельных карточках, прикрепив их на доску. Для усложнения, среди органоидов амёбы могут быть и части других простейших. Собрать эвглену и инфузорию.
Одновременно другие ученики могут рисовать животное, рассказывать о нём, лепить из пластилина или делать задания письменно, выбирая из перечня частей то, что относится к определённому животному. Подобные задания можно использовать при изучении и других несложных животных организмов.
Тема «Биогеоценоз» 9-11 класс.
Выберите то, что относится к компонентам биогеоценоза:
А) продуценты, Б) консументы, В) редуценты, Г) биоценоз, Д) фитоценоз, Е) агроценоз.
Тема «Биогеоценоз» 9-11 класс.
(Можно использовать плакаты, изображения на экране и даже определения или предложить конструирование.)
Чем отличаются биоценоз и биогеоценоз?
Тема «Клетка» 9-11 класс.
Чем отличается растительная и животная клетка?
III. Примеры заданий на синтез.
О чём идёт речь? - Назовите, одним словом. - Что общего?
(Там, где это возможно, использовать картинки, изображения на экране.)
Тема «Процессы жизнедеятельности растительного организма» 6 класс.
А) Лист, углекислый газ, свет, крахмал.
Б) Зародыш, молодость, зрелость, старость.
В) Почва, минеральные вещества, вода.
Тема «Экология» 9 класс.
А) Сообщество живых организмов и факторов неживой природы.
Б) Саморазвитие сообщества.
Тема «Пищеварение» 8 класс.
А) 38°С, кислая среда, белки.
Б) Коренные, клыки, резцы.
В) Слюнные, поджелудочная, печень.
Тема «Органические вещества» 10-11 класс.
- Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
- Вода, минеральные соли.
- Кислород, водород, азот, углерод.
- Золото, висмут, ртуть, свинец.
- Медь, железо, кальций.
- Глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза.
- Глюкоза, фруктоза.
- Сахароза, галактоза, лактоза.
- Целлюлоза, крахмал, хитин, муреин.
IV. Примеры заданий на сравнение.
(Можно предложить сравнение по нескольким параметрам, с их указанием или без этого, а можно сравнивать по одному какому-нибудь признаку. Если позволяет материал – надо обеспечить наглядность.)
Тема «Экология» 9 класс.
Сравните экосистему и биогеоценоз по размерам.
Тема «Прокариоты» 10-11 класс.
Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки по органоидам, наличию ядра, процессам жизнедеятельности.
Тема «Процессы жизнедеятельности растений» 6 класс.
А) Фотосинтез и дыхание по месту, где они проходят.
Б) Корневое и воздушное питание по веществам, которые поглощаются.
В) Макроэлементы и микроэлементы по значению для растения.
V. Примеры заданий на логику или установление причинно-следственных связей.
Что пропущено?
(При изучении нового материала, можно разрешить использование учебников, это развивает ещё и организационные навыки.)
Тема «Биосферный уровень организации жизни» 10-11 класс.
А) Катархей, ...................., протерозой.
Б) Принцип .................... гласит: «Природа знает лучше!»
Тема «Генетика» 10- 11 класс.
А)
Р (?)ОО х (?) АВ
F (?) АО,……
Б) Для определения чистокровности коров используют ....................
скрещивание.
Тема «Процессы в растениях» 6 класс.
А) Опыление, ...................., зигота, образование семени.
Б) Фотосинтез, дыхание, ...................., рост, развитие, размножение.
В) .................... – процесс образования крахмала в зеленых листьях на
свету.
Найдите лишнее и объясните свой выбор.
Тема «Клетка» 9-11 класс.
(Можно выполнять эти задания на сборку или разборку клетки, организма, процесса и обнаруживать лишнее.)
А) Ядро, митохондрии, пластиды, вакуоль.
Б) Глюкоза, рибоза, крахмал.
В) ДНК, РНК, АТФ.
Г) Фотосинтез, анаболизм, энергетический обмен.
Д) Гемоглобин, актин, миозин, хитин.
Тема «Экология» 9 класс.
Исправьте ошибку в цепочке питания:
А) Гусеница → лист → воробей → кошка.
Б) Летучая мышь → берёза → майский жук.
Установите этапы сукцессии в правильном порядке:
Kлимaкcовое сообщество → кустарники → травы → пионерное сообщество→ нарушение окружающей среды.
Тема «Клеточная теория» 10-11 класс.
(Здесь можно продемонстрировать портреты или изображения на экране этих великих людей.)
Закончите перечень имён ученых, которые внесли вклад в развитие учения о клетке: Р.Гук, А. Левенгук, Т.Шванн ....................
IV. Примеры заданий на умение делать выводы и решать задачи.
Тема «Лишайники» 6 класс.
Сделайте вывод о том, почему лишайники первыми поселяются на необжитых местах.
Тема «Насекомые» 7 класс.
Предположите, почему –
- Один муравей в природе не выживет?
- Бабочки тутового шелкопряда не летают?
Тема «Переливание крови» 8 класс.
Объясните.
У мамы кровь 1 группы, у сына – 2 группы, у дочери – 4 группы, у отца – 3 группа. Нужно срочно сделать переливание крови сыну. Чья кровь подойдет?
Тема «Адаптации» 9-11 класс.
Объясните появление приспособлений у безобидной мухи-осовидки, похожей на осу.
Тема «Биосфера» 9-11 класс.
Сделайте вывод.
Сейчас 20% видов находятся на грани исчезновения.
VII. Проверочные работы.
Все проверочные работы: тематические, входные, промежуточные, итоговые составляю по принципу контроля развития мыслительных навыков.
Итоговая работа по биологии в 6 классах по теме «Бактерии, грибы и лишайники».
1. Найдите соответствие.
А) Бактерии | 1) Подберезовик | |
Б) Грибы | 2) Круглые | |
В) Лишайники | 3) Туберкулез | |
Г) Кокки | 4) Ягель | |
Д) Паразиты | 5) Прокариоты |
2. Найдите общее.
А) Кокки, вибрионы, спириллы.
Б) Кустистые, накипные, листоватые.
В) Шляпочные, плесневые, паразиты.
3. Сравните.
А) Клетку бактерии и гриба по ядру.
Б) Грибы и растения по питанию.
4. Что пропущено?
А) Клетки грибницы называются ....................
Б) Бактерии являются ...................., т.к. не имеют ядра.
5. Сделайте вывод о том, почему лишайники называют первопоселенцами.
Промежуточный контроль по биологии в 8 классе по теме «Пищеварение».
1. Найдите соответствие.
А) Печень | 1) Зубы | |
Б) Глотка | 2) Пепсин | |
В) Тонкий кишечник | 3) Околоушные | |
Г) Рот | 4) Всасывание | |
Д) Фермент | 5) Желчь | |
Е) Слюна | 6) Проглатывание |
2. Найдите общее (2 из 3).
А) 38°С, кислая среда, белки.
Б) Коренные, клыки, резцы.
В) Слюнные, поджелудочная, печень.
3. Сравните по одному указанному признаку (2 из 3).
А) Желудок и рот по веществам, которые там перевариваются.
Б) Пепсин и липазу по условиям среды, где они перевариваются.
В) Тонкий и толстый кишечник по функциям.
4. Вставьте пропущенное слово (2 из 3).
А) Пепсин работает только в .................... Среде.
Б) Тонкий кишечник состоит из ...................., тощей и подвздошной частей.
В) Вырост слепой кишки называют ....................
5. Объясни: «Долго жуешь – долго живешь».
Самостоятельная работа по теме «Земноводные» в 7 классе.
Часть А.
1. Соотнесите:
А) Череп | 1) лопатки | |
Б) Плечевой пояс | 2) 1 шейный позвонок | |
В) Позвоночник | 3) Большие глазницы | |
Г) Тазовый пояс | 4) Стопа, бедро, голень | |
Д) Передняя лапа | 5) Тазовые кости | |
Е) Задняя лапа | 6) Кисть, плечо, предплечье |
2. Соотнесите рисунок и название.
А) Б) В)
1) Хвостатые.
2) Бесхвостые.
3) Безногие.
Часть Б.
1. Найдите общее.
А) Икра, головастик, личинка, лягушка.
Б) Гoлая кожа, веки, рычаговые конечности.
В) Перепонки, клапаны.
2. Назовите, одним словом.
А) Сердце, два круга кровообращения.
Б) Лёгкие и кожа.
В) Позвоночник, пояса конечностей, череп.
Часть В.
- Сравните кровеносную систему земноводных и рыб.
- Сравните дыхательную систему земноводных и рыб.
- Сравните головной мозг лягушки и рыбы.
Часть Г.
1. Найдите лишнее.
А) Жабы, зелёная лягушка, тритон.
Б) Червяга, саламaндра, тритон.
В) Артериальная, венозная, смешанная, капиллярная.
2. Расположите в порядке усложнения.
А) Безногие, Б) хвостатые, В) бесхвостые.
Часть Д.
- Объясните, почему земноводные могут жить на суше и в воде?
- Объясните названия отрядов Земноводных и приведите примеры представителей.
VIII. Выводы.
Обеспечив рост учебных возможностей каждого ученика, мы тем самым создадим наиболее комфортное для него обучение, что повышает мотивацию и способствует формированию личности. Помочь учащимся развиваться, преодолевать трудности и достигать успеха учитель – наставник, но не диктатор, может мудро и ненавязчиво, предлагая различные формы развивающих заданий.
Одними из самых значимых умений и навыков школьника, обеспечивающих ему успешность в учебной деятельности, являются умственные навыки. Постоянно тренируя их различными способами, учитывая психофизиологические особенности, мы развиваем умственные способности каждого ребёнка. Только в том случае, когда каждый урок каждого предмета станет уроком развития мышления и творчества, только тогда можно всерьёз говорить о создании условий для полноценного развития личности.
Список использованной литературы:
- Галеева Н.Л.Современный кабинет биологии. – М., 2005.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М., 2006.
- Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса: Методическое пособие// Завуч. 2003. №2.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
- Шубина Н.П. Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии // Биология (Первое сентября). 2003. №28.
- Личностно-ориентированные уроки по биологии. [Электронный ресурс.] Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003. 383 Кб.
- Развитие памяти, внимания, воображения на уроках биологии. [Электронный ресурс.] / Составитель Глазунова Е.Л. – М.: Центр образования «Гамма», 2005.
Комментарии:
Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....
06 03 2025 2:42:52
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
05 03 2025 18:31:50
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
04 03 2025 16:23:42
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
03 03 2025 20:45:23
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
02 03 2025 4:56:54
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
01 03 2025 4:32:54
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
28 02 2025 19:55:28
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
27 02 2025 22:26:45
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
26 02 2025 17:46:40
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
25 02 2025 16:46:35
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся.
...
24 02 2025 5:24:16
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
23 02 2025 15:34:37
Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
22 02 2025 22:35:18
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
21 02 2025 4:54:51
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике.
...
20 02 2025 23:38:25
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
19 02 2025 5:48:15
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
18 02 2025 23:32:18
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
17 02 2025 22:37:54

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....
16 02 2025 9:32:51
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
15 02 2025 2:18:52
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
14 02 2025 20:33:55
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
13 02 2025 5:16:50
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
12 02 2025 22:51:59
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
11 02 2025 21:33:33
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
10 02 2025 9:26:27
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
09 02 2025 15:50:48
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
08 02 2025 3:43:17
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
07 02 2025 1:19:44
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
06 02 2025 6:25:27
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
05 02 2025 2:10:54
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
04 02 2025 1:33:54

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
03 02 2025 6:30:25
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
02 02 2025 8:24:16
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
01 02 2025 17:35:36
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
31 01 2025 2:54:35
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
30 01 2025 22:16:26
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
29 01 2025 0:42:36
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
28 01 2025 19:44:12
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
27 01 2025 1:53:26
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
26 01 2025 9:39:47
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
25 01 2025 23:44:20
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
24 01 2025 12:57:31
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
23 01 2025 14:28:23
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
22 01 2025 6:14:56

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
21 01 2025 5:25:31
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
20 01 2025 5:29:28
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
19 01 2025 23:58:13
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
18 01 2025 5:41:41
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
17 01 2025 3:39:51

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
16 01 2025 1:40:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::