Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"
Тема урока: «Числовые последовательности в живом мире». (9 класс).
Цель: закрепить знания по теме числовые последовательности, формулы п-го числа арифметической и геометрической прогрессии, показать их пpaктическое использование в природе.
Задачи:
- познакомить учащихся с пpaктическим применением числовых последовательностей в живом мире; продолжить формирование и развитие учебных умений и навыков, составление плана ответа, синтеза и обобщение информации.
- продолжить развитие основных биологических понятий: зигота, бластомеры, эволюция, связь организма с окружающей средой, связь организма с выполняемыми функциями.
- продолжить развитие научного мировоззрения с помощью демонстрации единства представлений числовых последовательностей в математике и биологии; содействовать проявлению дисциплинированности и высокой работоспособности в процессе организации самостоятельных работ учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: семинар.
Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие ланцетника», «Дрожжи», «Рост растения», «Деление бактериальной клетки», «Паутина паука крестовика», Листорасположение». Раздаточный материал: корзинка подсолнечника, ананас, шишки сосны, paковины моллюсков.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала.
Слово учителя.
Чтобы получить ключ к раскрытию тайн природы необходимо обратиться к алгебраическому учению о последовательностях.
Числовыми последовательностями (закономерностями) богата живая природа. Например: каждое цветковое растение после опыления и следующего за ним оплодотворения развивается в многоклеточный организм из одной клетки – зиготы, которая образуется при слиянии двух гамет, затеи зигота делится на две клетки, потом на четыре, восемь и т.д.
Так развивается многоклеточный зародыш. Подобное развитие мы наблюдаем и в животном мире, зигота в начале делится в продольном направлении на две одинаковые по величине клетки, называемые бластомерами, затем каждый из бластомеров делится также в продольном направлении и образуется 4 клетки.
Следующее, третье деление происходит в поперечном направлении, и в результате формируются 8 одинаковых клеток. В дальнейшем чередуются быстро следующие друг за другом продольные деления, которые приводят к образованию 16, 32, 64, 128 и более клеток (бластомеров).
А вот и другой пример. Попадая в благоприятные для развития условия, бактерия делится, образуя две дочерние клетки и т.д. У некоторых бактерий подобные деления повторяются через каждые 20 минут и возникают всё новые и новые поколения бактерий.
Микроскопически мелкие грибы – дрожжи, живущие в питательной жидкости, богатой сахаром, размножаются почкованием. Почкующиеся клетки похожи на ветвящиеся цепочки. Подобные деления мы наблюдаем у одноклеточных животных (амёба, инфузория-туфелька) и одноклеточных водорослей (хлорелла, хламидомонада).
3. Самостоятельная работа в группах.
Задание 1. Развитие зародыша происходит дроблением зиготы на 2 клетки. Сколько клеток (бластомеров) образуется после 5-го дробления?
Задание 2. Отдыхающий, следуя совету врача, загорал в первый день 5 минут. В каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 минут. В какой день недели время его пребывания на солнце будет равно 40 минут, если он начал загорать в среду?
Задание 3. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 ч 45 мин.?
Задание 4. Рост дрожжевых клеток происходит делением каждой клетки на две части. Сколько клеток стало после десятикратного их деления, если первоначально было 10 клеток?
Задание 5. Каждое простейшее одноклеточное животное размножается делением на две части. Сколько простейших одноклеточных было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320?
Учитель. На уроках математики вы рассматривали последовательности 2-х видов: арифметической и геометрической. Но существует ещё последовательность, которая знаменита в математике. Она связана с именем итальянца Леонардо Фибоначчи, который, занимаясь проблемой размножения кроликов, открыл математическую последовательность, названную его именем, в которой каждый последующий члeн равен сумме двух предыдущих, а отношение двух чисел, следующих одно за другим, равно золотому числу.
В математике эта последовательность получила название ряда Фибоначчи.
А история её началась давно.
В 1202 году купец Леонардо из Пизы, по прозвищу Фибоначчи («сын доброй природы»), поставил перед собой чисто «купеческую» задачу: подсчитать, какой максимальной приплод кроликов может дать за год одна пара. Фибоначчи предположил, что кролики не болеют и не умирают и что каждая пара, достигнув двухмecячного возраста, сама начнёт ежемecячно приносить по одной паре. Счёт Фибоначчи начал с января. Итак, в январе и феврале кролики не принесут потомства. В марте появится первая пара приплода. Вместе с имеющейся теперь будет 2 пары. В апреле у первой пары кроликов вновь появится потомство, таким образом, получится – 3 пары. В мае приплод даст и первая пара кроликов, и та, которая родилась в марте, всего будет 5 пар кроликов. Продолжая рассуждать, таким образом, Фибоначчи подсчитал, что в июне будет 8 пар, в июле – 13, а в декабре – 144 пары кроликов.
Позже Фибоначчи включит свои математические выкладки в знаменитую «Книгу абака». Задача о кроликах войдёт в историю математики. А выведенная им числовая последовательность – ряд Фибоначчи – заживёт своей самостоятельной жизнью.
Спираль – одна из форм проявления движения, роста и развития жизни. По закону спирали развивается Галактика и живой организм, например растения.
Первым, кто открыл, что растущее растение описывает спираль, был Ч. Дарвин. Он обнаружил, что растение описывает спираль своей растущей частью, изменяя, таким образом, своё положение относительно источника света и грунта. Скорость этого движения по спирали существенно различается у разных частей растения: у усиков она намного больше, чем у корней. В природе также много растений, листья которых закручены по спирали вокруг стeбля, а лепестки – вокруг сердцевины. Описывая спираль, вытягиваются стeбли растений, двигаясь по спирали, раскрываются лепестки некоторых цветов, например флоксов, развёртываются побеги папоротника. Даже «глазки» на картофеле, дающие начало побегам, расположены спирально. Одним словом, растительный мир буквально покорён спиралями!
Подсолнечник |
Спирали |
Давайте ближе познакомимся с этими феноменами растительного мира.
Сообщение 1-го ученика. (Учащиеся рассматривают корзинки подсолнечника, шишки сосны, paковины моллюсков, ананас).
Посмотрите на подсолнечник. Вам наверняка приходилось уже рассматривать сердцевину подсолнуха, ощущая при этом почти головокружение от обилия перекрывающихся там спиралей. Если опустить карандаш в центре корзинки и вести линию от семечка, то легко заметить, что они выстраиваются вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. Подсчёты показали, что если в одну сторону закручено 13 спиралей, то в другую обязательно – 21. В более крупных соцветиях подсолнечника число спиралей соответственно 21 и 34 или 34 и 55.
Такой пример не единственный. На молодой сосновой веточке легко заметить, что хвоинки образуют 2 спирали, идущие справа снизу налево вверх, и 3 спирали, идущие слева снизу направо вверх. В крупных шишках удаётся наблюдать 5 и 8 и даже 8 и 13 спиралей. Хорошо заметны такие спирали и на ананасе, обычно их бывает 8 и 13. Все эти числа принадлежат ряду Фибоначчи.
Закономерности ряда Фибоначчи проявляются не только в растительном, но и в животном мире. Их можно обнаружить, например, в спиралях paковины моллюсков.
Является ли оно генетическим наследием, закодированным в ДНК? Скорее всего, нет. Секрет спиралей проще – это естественное следствие роста растения.
В ботанике есть раздел, изучающий данные вопросы, называется филотаксия, что в переводе с греческого означает листорасположение. Различают супротивное и мутовчатое листорасположение, у которых листья сидят на стeбле рядами, в каждом ряду на одном уровне, и спиралевидные (очерёдные) расположение, у которых листья расположены на стeбле по спирали один за другим. Причём у любой особи каждый лист повёрнут по стeблю относительно соседнего на один и тот же угол, называемый отклонением. Это отклонение, измеренное на различных органах (листьях, цветках, тычинках)
значительного количества растений, почти одинаково и близко к 137,5, что является не чем иным, как золотым углом, или угловым эквивалентом золотого числа в математике.
Сообщение 2-го ученика.
Но почему именно 8 и 13 у ананаса, 34 и 55 у подсолнуха и т.д. Всё зависит от скорости роста. Чем меньше скорость роста стeбля по отношению к скорости появления новых зачатков, тем плотнее располагаются лисья, т.е. больше число вторичных спиралей.
Но почему оно стремится именно к золотому углу?
Для этого надо рассмотреть органы роста растения. Верхушку побега занимает верхушечная почка. Самый кончик его в почке называют конусом нарастания. Он состоит из образовательной ткани, клетки которой делятся и образуют новые. На конусе нарастания появляются бугорки - зачаточные листья. С момента своего появления зачатки следуют один за другим по спирали под тем же углом отклонения, что затем наблюдается и у взрослой особи. Это, несмотря на то, что ростки увеличиваются и удаляются от верхушки, которая продолжает расти.
Если быть более точным, то последовательность появления листьев зависит С-фактора и является произведением интервала времени между появлением зачатков и скорости удаления зачатка от последующего, делением на радиус верхушки.
Таким образом, чем больше С-фактор, тем быстрее растёт стебель по отношению к частоте появления листьев и тем сильнее последние раздвинуты. И наоборот, при малом С-скорость появления зачатков опережает скорость их удаления друг от друга, в результате лисья прилегают плотнее. Таким образом, С-фактор отражает условия роста растения и полностью определяет его форму, угол отклонения и количество спиралей. При его изменении расположение листьев, цветков или чешуек тоже меняется. В природе С-фактор не может быть постоянным, так как рост растения в разные фазы его жизни меняется. При прорастании он максимален, затем уменьшается по мере появления листьев и затем цветков.
В начале жизни С-фактор максимален, каждый новый зачаток испытывает влияние только одного, появившегося непосредственно перед ним, и располагается от предшественника как можно дальше, т.е. отклоняясь на 180 (это называется чередующимся расположением).
Но при снижении скорости роста наступает момент, когда новый зачаток ощущает силу отталкивания уже сразу двух предыдущих. В этом случае он отворачивается на 137, чтобы не оказаться под предпоследним. При этом у него есть выбор: появиться либо справа, либо слева, т.е. заложить основание будущей спирали. Его выбор, как говорят физики, нарушает симметрию. Отсюда и происходит асимметричная форма растения.
Таким образом,расположение листьев, цветков и чешуек растения не заложено в его генах, оно определяется феноменом золотого числа.
Мутовчатое и очередное расположение листьев
Учитель. В то же время спираль в природе является и сдерживающим началом, направленным на экономию энергии и материала. Лишь изменяя форму конструкции, придавая ей вид спирали, природа, таким образом, достигает в конструкции дополнительную жесткость и устойчивость в прострaнcтве.
Так, например, завиваются в спираль, приобретая этим дополнительную жесткость, тонкие и длинные стeбли огурцов или тыквы, длинные лисья рогоза и тонкие ножки грибов, паук плетёт свою паутину по схеме спирали.
Paковины простейших одноклеточных организмов фораминифер и paковины моллюсков, закрученные в одной или разных плоскостях – это также проявление способа движения наибольшей прочности при экономном расходовании материала. Благодаря завитой форме такие тонкостенные конструкции выдерживают большое гидродавление при погружении на глубину.
В организме человека орган слуха имеет спирально закрученную улитку, в которой расположены слуховые рецепторы.
На основании обмеров многих человеческих тел установлено, что три фаланга среднего пальца кисти руки тоже подчиняются закономерности ряда Фибоначчи. Так, если первая фаланга пальца длиной 2 сантиметра, то вторая – 3, а третья – 5 сантиметров. Эти три числа принадлежат ряду Фибоначчи и стоят рядом.
В настоящее время ведутся исследования, позволяющие утверждать, что закономерности ряда Фибоначчи проявляются и при сравнении соотношений количества элементарных частиц на атомном и молекулярном уровнях.
И всё-таки, почему в природе с таким постоянством повторяются числа Фибоначчи? Может быть, эти загадочные числа ведут нас к разгадке великой тайны – Тайны Жизни?
Оказывается – ведут. Посмотрите вокруг. Жизнь – это не хаос случайностей, а осуществление генетически закреплённых программ. И закономерности ряда Фибоначчи – один из языков – алгоритмов – этой программы.
Ананас |
Шишка сосны |
Заключение урока.
Таким образом, сегодня на уроке мы рассмотрели пpaктическое применение знаний алгебры о числовых последовательностях в биологии. Точки соприкосновения математики с живой природой очевидны. Человек, создавая научные знания, заметил их в природе и перенёс их на применение в своей жизни из своей пpaктики. Подобные знания, полученные на уроке показывают, что все дисциплины, изучаемые в школе взаимосвязаны и в целом создают нам целостную картину мира.
Дополнительная информация к уроку.
Первым, кто заметил связь между рядом Фибоначчи и ростом растений, был великий немецкий математик 17 века Иоганн Кеплер. Но лишь спустя 150 лет числами Фибоначчи заинтересовались всерьёз.
В 1754 году Шарль Боннэ, изучая расположение листьев на стeблях некоторых растений, обнаружил интересную закономерность. Если взять. Например, молодую дубовую веточку и мысленно соединить линией места «прикрепления» к ней листьев, то получится несколько спиралей, или так называемый генетический винт. Генетическим он назван потому, что расположение листьев на нём соответствует порядку их появления снизу вверх. Оказалось, что расстояния между листьями неодинаковы. Они пропорциональны числам ряда Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13… Это явление в ботанике носит название «филлотаксиса».
С тех пор установлено много фактов, показывающих, что закономерность ряда Фибоначчи проявляется в формах живой природы.
Комментарии:

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....
13 06 2025 18:33:19
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
12 06 2025 22:42:18
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
11 06 2025 12:21:29
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
10 06 2025 8:53:40
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
09 06 2025 7:51:24
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
08 06 2025 0:56:23
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
07 06 2025 13:51:58
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
06 06 2025 15:44:39
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
05 06 2025 12:54:25
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
04 06 2025 21:30:11
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
03 06 2025 14:10:49
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
02 06 2025 11:22:27
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
01 06 2025 11:20:31
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
31 05 2025 18:11:39
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
30 05 2025 11:12:10
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
29 05 2025 16:59:26
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
28 05 2025 10:38:40
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
27 05 2025 20:21:18
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
26 05 2025 18:46:32
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
25 05 2025 2:30:19
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
24 05 2025 12:18:15
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
23 05 2025 11:50:53
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
22 05 2025 3:52:33
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
21 05 2025 9:33:29
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
20 05 2025 22:57:13
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
19 05 2025 2:49:18
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
18 05 2025 16:32:13
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
17 05 2025 15:43:18
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
16 05 2025 18:34:22
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
15 05 2025 10:42:39
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
14 05 2025 4:17:58
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
13 05 2025 14:25:36
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
12 05 2025 4:32:22
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
11 05 2025 7:34:44
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
10 05 2025 8:42:48
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
09 05 2025 4:24:28
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
...
08 05 2025 1:28:56
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
07 05 2025 8:25:17
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
06 05 2025 5:59:41
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
05 05 2025 8:42:24
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
04 05 2025 23:29:38
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
03 05 2025 14:10:52

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
02 05 2025 19:50:10
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
01 05 2025 6:26:15

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
30 04 2025 23:42:35
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
29 04 2025 1:20:39
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
28 04 2025 6:14:56
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
27 04 2025 14:14:39
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
26 04 2025 3:41:11
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
25 04 2025 17:39:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::