Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

Тема урока: «Числовые последовательности в живом мире». (9 класс).

Цель: закрепить знания по теме числовые последовательности, формулы п-го числа арифметической и геометрической прогрессии, показать их пpaктическое использование в природе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с пpaктическим применением числовых последовательностей в живом мире; продолжить формирование и развитие учебных умений и навыков, составление плана ответа, синтеза и обобщение информации.
  • продолжить развитие основных биологических понятий: зигота, бластомеры, эволюция, связь организма с окружающей средой, связь организма с выполняемыми функциями.
  • продолжить развитие научного мировоззрения с помощью демонстрации единства представлений числовых последовательностей в математике и биологии; содействовать проявлению дисциплинированности и высокой работоспособности в процессе организации самостоятельных работ учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: семинар.

Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие ланцетника», «Дрожжи», «Рост растения», «Деление бактериальной клетки», «Паутина паука крестовика», Листорасположение». Раздаточный материал: корзинка подсолнечника, ананас, шишки сосны, paковины моллюсков.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала.

Слово учителя.

Чтобы получить ключ к раскрытию тайн природы необходимо обратиться к алгебраическому учению о последовательностях.

Числовыми последовательностями (закономерностями) богата живая природа. Например: каждое цветковое растение после опыления и следующего за ним оплодотворения развивается в многоклеточный организм из одной клетки – зиготы, которая образуется при слиянии двух гамет, затеи зигота делится на две клетки, потом на четыре, восемь и т.д.

Так развивается многоклеточный зародыш. Подобное развитие мы наблюдаем и в животном мире, зигота в начале делится в продольном направлении на две одинаковые по величине клетки, называемые бластомерами, затем каждый из бластомеров делится также в продольном направлении и образуется 4 клетки.

Следующее, третье деление происходит в поперечном направлении, и в результате формируются 8 одинаковых клеток. В дальнейшем чередуются быстро следующие друг за другом продольные деления, которые приводят к образованию 16, 32, 64, 128 и более клеток (бластомеров).

А вот и другой пример. Попадая в благоприятные для развития условия, бактерия делится, образуя две дочерние клетки и т.д. У некоторых бактерий подобные деления повторяются через каждые 20 минут и возникают всё новые и новые поколения бактерий.

Микроскопически мелкие грибы – дрожжи, живущие в питательной жидкости, богатой сахаром, размножаются почкованием. Почкующиеся клетки похожи на ветвящиеся цепочки. Подобные деления мы наблюдаем у одноклеточных животных (амёба, инфузория-туфелька) и одноклеточных водорослей (хлорелла, хламидомонада).

3. Самостоятельная работа в группах.

Задание 1. Развитие зародыша происходит дроблением зиготы на 2 клетки. Сколько клеток (бластомеров) образуется после 5-го дробления?

Задание 2. Отдыхающий, следуя совету врача, загорал в первый день 5 минут. В каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 минут. В какой день недели время его пребывания на солнце будет равно 40 минут, если он начал загорать в среду?

Задание 3. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 ч 45 мин.?

Задание 4. Рост дрожжевых клеток происходит делением каждой клетки на две части. Сколько клеток стало после десятикратного их деления, если первоначально было 10 клеток?

Задание 5. Каждое простейшее одноклеточное животное размножается делением на две части. Сколько простейших одноклеточных было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320?

Учитель. На уроках математики вы рассматривали последовательности 2-х видов: арифметической и геометрической. Но существует ещё последовательность, которая знаменита в математике. Она связана с именем итальянца Леонардо Фибоначчи, который, занимаясь проблемой размножения кроликов, открыл математическую последовательность, названную его именем, в которой каждый последующий члeн равен сумме двух предыдущих, а отношение двух чисел, следующих одно за другим, равно золотому числу.

В математике эта последовательность получила название ряда Фибоначчи.

А история её началась давно.

В 1202 году купец Леонардо из Пизы, по прозвищу Фибоначчи («сын доброй природы»), поставил перед собой чисто «купеческую» задачу: подсчитать, какой максимальной приплод кроликов может дать за год одна пара. Фибоначчи предположил, что кролики не болеют и не умирают и что каждая пара, достигнув двухмecячного возраста, сама начнёт ежемecячно приносить по одной паре. Счёт Фибоначчи начал с января. Итак, в январе и феврале кролики не принесут потомства. В марте появится первая пара приплода. Вместе с имеющейся теперь будет 2 пары. В апреле у первой пары кроликов вновь появится потомство, таким образом, получится – 3 пары. В мае приплод даст и первая пара кроликов, и та, которая родилась в марте, всего будет 5 пар кроликов. Продолжая рассуждать, таким образом, Фибоначчи подсчитал, что в июне будет 8 пар, в июле – 13, а в декабре – 144 пары кроликов.

Позже Фибоначчи включит свои математические выкладки в знаменитую «Книгу абака». Задача о кроликах войдёт в историю математики. А выведенная им числовая последовательность – ряд Фибоначчи – заживёт своей самостоятельной жизнью.

Спираль – одна из форм проявления движения, роста и развития жизни. По закону спирали развивается Галактика и живой организм, например растения.

Первым, кто открыл, что растущее растение описывает спираль, был Ч. Дарвин. Он обнаружил, что растение описывает спираль своей растущей частью, изменяя, таким образом, своё положение относительно источника света и грунта. Скорость этого движения по спирали существенно различается у разных частей растения: у усиков она намного больше, чем у корней. В природе также много растений, листья которых закручены по спирали вокруг стeбля, а лепестки – вокруг сердцевины. Описывая спираль, вытягиваются стeбли растений, двигаясь по спирали, раскрываются лепестки некоторых цветов, например флоксов, развёртываются побеги папоротника. Даже «глазки» на картофеле, дающие начало побегам, расположены спирально. Одним словом, растительный мир буквально покорён спиралями!

Подсолнечник

Спирали

Давайте ближе познакомимся с этими феноменами растительного мира.

Сообщение 1-го ученика. (Учащиеся рассматривают корзинки подсолнечника, шишки сосны, paковины моллюсков, ананас).

Посмотрите на подсолнечник. Вам наверняка приходилось уже рассматривать сердцевину подсолнуха, ощущая при этом почти головокружение от обилия перекрывающихся там спиралей. Если опустить карандаш в центре корзинки и вести линию от семечка, то легко заметить, что они выстраиваются вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. Подсчёты показали, что если в одну сторону закручено 13 спиралей, то в другую обязательно – 21. В более крупных соцветиях подсолнечника число спиралей соответственно 21 и 34 или 34 и 55.

Такой пример не единственный. На молодой сосновой веточке легко заметить, что хвоинки образуют 2 спирали, идущие справа снизу налево вверх, и 3 спирали, идущие слева снизу направо вверх. В крупных шишках удаётся наблюдать 5 и 8 и даже 8 и 13 спиралей. Хорошо заметны такие спирали и на ананасе, обычно их бывает 8 и 13. Все эти числа принадлежат ряду Фибоначчи.

Закономерности ряда Фибоначчи проявляются не только в растительном, но и в животном мире. Их можно обнаружить, например, в спиралях paковины моллюсков.

Является ли оно генетическим наследием, закодированным в ДНК? Скорее всего, нет. Секрет спиралей проще – это естественное следствие роста растения.

 В ботанике есть раздел, изучающий данные вопросы, называется филотаксия, что в переводе с греческого означает листорасположение. Различают супротивное и мутовчатое листорасположение, у которых листья сидят на стeбле рядами, в каждом ряду на одном уровне, и спиралевидные (очерёдные) расположение, у которых листья расположены на стeбле по спирали один за другим. Причём у любой особи каждый лист повёрнут по стeблю относительно соседнего на один и тот же угол, называемый отклонением. Это отклонение, измеренное на различных органах (листьях, цветках, тычинках)

значительного количества растений, почти одинаково и близко к 137,5, что является не чем иным, как золотым углом, или угловым эквивалентом золотого числа в математике.

Сообщение 2-го ученика.

Но почему именно 8 и 13 у ананаса, 34 и 55 у подсолнуха и т.д. Всё зависит от скорости роста. Чем меньше скорость роста стeбля по отношению к скорости появления новых зачатков, тем плотнее располагаются лисья, т.е. больше число вторичных спиралей.

Но почему оно стремится именно к золотому углу?

Для этого надо рассмотреть органы роста растения. Верхушку побега занимает верхушечная почка. Самый кончик его в почке называют конусом нарастания. Он состоит из образовательной ткани, клетки которой делятся и образуют новые. На конусе нарастания появляются бугорки - зачаточные листья. С момента своего появления зачатки следуют один за другим по спирали под тем же углом отклонения, что затем наблюдается и у взрослой особи. Это, несмотря на то, что ростки увеличиваются и удаляются от верхушки, которая продолжает расти.

Если быть более точным, то последовательность появления листьев зависит С-фактора и является произведением интервала времени между появлением зачатков и скорости удаления зачатка от последующего, делением на радиус верхушки.

Таким образом, чем больше С-фактор, тем быстрее растёт стебель по отношению к частоте появления листьев и тем сильнее последние раздвинуты. И наоборот, при малом С-скорость появления зачатков опережает скорость их удаления друг от друга, в результате лисья прилегают плотнее. Таким образом, С-фактор отражает условия роста растения и полностью определяет его форму, угол отклонения и количество спиралей. При его изменении расположение листьев, цветков или чешуек тоже меняется. В природе С-фактор не может быть постоянным, так как рост растения в разные фазы его жизни меняется. При прорастании он максимален, затем уменьшается по мере появления листьев и затем цветков.

В начале жизни С-фактор максимален, каждый новый зачаток испытывает влияние только одного, появившегося непосредственно перед ним, и располагается от предшественника как можно дальше, т.е. отклоняясь на 180 (это называется чередующимся расположением).

Но при снижении скорости роста наступает момент, когда новый зачаток ощущает силу отталкивания уже сразу двух предыдущих. В этом случае он отворачивается на 137, чтобы не оказаться под предпоследним. При этом у него есть выбор: появиться либо справа, либо слева, т.е. заложить основание будущей спирали. Его выбор, как говорят физики, нарушает симметрию. Отсюда и происходит асимметричная форма растения.

Таким образом,расположение листьев, цветков и чешуек растения не заложено в его генах, оно определяется феноменом золотого числа.

Мутовчатое и очередное расположение листьев

Учитель. В то же время спираль в природе является и сдерживающим началом, направленным на экономию энергии и материала. Лишь изменяя форму конструкции, придавая ей вид спирали, природа, таким образом, достигает в конструкции дополнительную жесткость и устойчивость в прострaнcтве.

Так, например, завиваются в спираль, приобретая этим дополнительную жесткость, тонкие и длинные стeбли огурцов или тыквы, длинные лисья рогоза и тонкие ножки грибов, паук плетёт свою паутину по схеме спирали.

Paковины простейших одноклеточных организмов фораминифер и paковины моллюсков, закрученные в одной или разных плоскостях – это также проявление способа движения наибольшей прочности при экономном расходовании материала. Благодаря завитой форме такие тонкостенные конструкции выдерживают большое гидродавление при погружении на глубину.

В организме человека орган слуха имеет спирально закрученную улитку, в которой расположены слуховые рецепторы.

На основании обмеров многих человеческих тел установлено, что три фаланга среднего пальца кисти руки тоже подчиняются закономерности ряда Фибоначчи. Так, если первая фаланга пальца длиной 2 сантиметра, то вторая – 3, а третья – 5 сантиметров. Эти три числа принадлежат ряду Фибоначчи и стоят рядом.

В настоящее время ведутся исследования, позволяющие утверждать, что закономерности ряда Фибоначчи проявляются и при сравнении соотношений количества элементарных частиц на атомном и молекулярном уровнях.

И всё-таки, почему в природе с таким постоянством повторяются числа Фибоначчи? Может быть, эти загадочные числа ведут нас к разгадке великой тайны – Тайны Жизни?

Оказывается – ведут. Посмотрите вокруг. Жизнь – это не хаос случайностей, а осуществление генетически закреплённых программ. И закономерности ряда Фибоначчи – один из языков – алгоритмов – этой программы.

Ананас

Шишка сосны

Заключение урока.

Таким образом, сегодня на уроке мы рассмотрели пpaктическое применение знаний алгебры о числовых последовательностях в биологии. Точки соприкосновения математики с живой природой очевидны. Человек, создавая научные знания, заметил их в природе и перенёс их на применение в своей жизни из своей пpaктики. Подобные знания, полученные на уроке показывают, что все дисциплины, изучаемые в школе взаимосвязаны и в целом создают нам целостную картину мира.

Дополнительная информация к уроку.

Первым, кто заметил связь между рядом Фибоначчи и ростом растений, был великий немецкий математик 17 века Иоганн Кеплер. Но лишь спустя 150 лет числами Фибоначчи заинтересовались всерьёз.

В 1754 году Шарль Боннэ, изучая расположение листьев на стeблях некоторых растений, обнаружил интересную закономерность. Если взять. Например, молодую дубовую веточку и мысленно соединить линией места «прикрепления» к ней листьев, то получится несколько спиралей, или так называемый генетический винт. Генетическим он назван потому, что расположение листьев на нём соответствует порядку их появления снизу вверх. Оказалось, что расстояния между листьями неодинаковы. Они пропорциональны числам ряда Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13… Это явление в ботанике носит название «филлотаксиса».

С тех пор установлено много фактов, показывающих, что закономерность ряда Фибоначчи проявляется в формах живой природы.



Комментарии:

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

01 03 2024 13:31:40

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"


    Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

      Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...

29 02 2024 22:25:58

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

28 02 2024 16:14:35

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани


    Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

      Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

27 02 2024 21:16:59

Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии

      Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...

26 02 2024 6:53:37

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

25 02 2024 22:46:38

Внутреннее строение листьев


    Внутреннее строение листьев

      Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

24 02 2024 6:38:55

Внеклассное мероприятие. Вечер, приуроченный к неделе биологии в школе, "В мире животных"


    Внеклассное мероприятие. Вечер, приуроченный к неделе биологии в школе, "В мире животных"

      Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....

23 02 2024 14:53:33

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

22 02 2024 12:10:11

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"


    Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

      На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

21 02 2024 4:18:49

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

20 02 2024 1:51:43

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

19 02 2024 5:33:23

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

18 02 2024 2:18:46

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

17 02 2024 19:47:35

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

16 02 2024 13:29:43

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

15 02 2024 16:29:22

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

14 02 2024 9:27:49

Познавательная игра "Полезные растения"


    Познавательная игра "Полезные растения"

      Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

13 02 2024 15:30:38

Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"


    Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"

      Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....

12 02 2024 16:24:20

Сохранение многообразия видов


    Сохранение многообразия видов

      Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

11 02 2024 9:44:43

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

10 02 2024 14:49:23

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

09 02 2024 23:18:32

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

08 02 2024 19:15:54

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

07 02 2024 19:52:12

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

06 02 2024 2:22:52

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

05 02 2024 15:37:46

Урок на тему "Цветковые растения"


    Урок на тему "Цветковые растения"

      Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....

04 02 2024 13:46:38

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

03 02 2024 15:16:37

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

02 02 2024 7:25:22

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

01 02 2024 22:46:57

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....

31 01 2024 5:54:19

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

30 01 2024 15:38:14

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

29 01 2024 18:59:31

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

28 01 2024 0:29:24

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

27 01 2024 9:42:20

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)


    Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

      Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

26 01 2024 17:33:54

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

25 01 2024 0:41:53

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

24 01 2024 21:45:40

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

23 01 2024 7:21:52

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

22 01 2024 18:21:50

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

21 01 2024 23:25:44

Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

      Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

20 01 2024 9:39:10

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

19 01 2024 0:31:17

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

18 01 2024 17:55:28

Результаты эволюции


    Результаты эволюции

      Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

17 01 2024 23:18:13

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс


    "Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

      Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

16 01 2024 5:35:47

Растительный и животный мир Тульской области


    Растительный и животный мир Тульской области

      Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....

15 01 2024 20:14:37

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

14 01 2024 23:52:59

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

13 01 2024 5:32:36

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

12 01 2024 16:36:12

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::