Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"
Тема урока: «Числовые последовательности в живом мире». (9 класс).
Цель: закрепить знания по теме числовые последовательности, формулы п-го числа арифметической и геометрической прогрессии, показать их пpaктическое использование в природе.
Задачи:
- познакомить учащихся с пpaктическим применением числовых последовательностей в живом мире; продолжить формирование и развитие учебных умений и навыков, составление плана ответа, синтеза и обобщение информации.
- продолжить развитие основных биологических понятий: зигота, бластомеры, эволюция, связь организма с окружающей средой, связь организма с выполняемыми функциями.
- продолжить развитие научного мировоззрения с помощью демонстрации единства представлений числовых последовательностей в математике и биологии; содействовать проявлению дисциплинированности и высокой работоспособности в процессе организации самостоятельных работ учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: семинар.
Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие ланцетника», «Дрожжи», «Рост растения», «Деление бактериальной клетки», «Паутина паука крестовика», Листорасположение». Раздаточный материал: корзинка подсолнечника, ананас, шишки сосны, paковины моллюсков.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала.
Слово учителя.
Чтобы получить ключ к раскрытию тайн природы необходимо обратиться к алгебраическому учению о последовательностях.
Числовыми последовательностями (закономерностями) богата живая природа. Например: каждое цветковое растение после опыления и следующего за ним оплодотворения развивается в многоклеточный организм из одной клетки – зиготы, которая образуется при слиянии двух гамет, затеи зигота делится на две клетки, потом на четыре, восемь и т.д.
Так развивается многоклеточный зародыш. Подобное развитие мы наблюдаем и в животном мире, зигота в начале делится в продольном направлении на две одинаковые по величине клетки, называемые бластомерами, затем каждый из бластомеров делится также в продольном направлении и образуется 4 клетки.
Следующее, третье деление происходит в поперечном направлении, и в результате формируются 8 одинаковых клеток. В дальнейшем чередуются быстро следующие друг за другом продольные деления, которые приводят к образованию 16, 32, 64, 128 и более клеток (бластомеров).
А вот и другой пример. Попадая в благоприятные для развития условия, бактерия делится, образуя две дочерние клетки и т.д. У некоторых бактерий подобные деления повторяются через каждые 20 минут и возникают всё новые и новые поколения бактерий.
Микроскопически мелкие грибы – дрожжи, живущие в питательной жидкости, богатой сахаром, размножаются почкованием. Почкующиеся клетки похожи на ветвящиеся цепочки. Подобные деления мы наблюдаем у одноклеточных животных (амёба, инфузория-туфелька) и одноклеточных водорослей (хлорелла, хламидомонада).
3. Самостоятельная работа в группах.
Задание 1. Развитие зародыша происходит дроблением зиготы на 2 клетки. Сколько клеток (бластомеров) образуется после 5-го дробления?
Задание 2. Отдыхающий, следуя совету врача, загорал в первый день 5 минут. В каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 минут. В какой день недели время его пребывания на солнце будет равно 40 минут, если он начал загорать в среду?
Задание 3. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 ч 45 мин.?
Задание 4. Рост дрожжевых клеток происходит делением каждой клетки на две части. Сколько клеток стало после десятикратного их деления, если первоначально было 10 клеток?
Задание 5. Каждое простейшее одноклеточное животное размножается делением на две части. Сколько простейших одноклеточных было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320?
Учитель. На уроках математики вы рассматривали последовательности 2-х видов: арифметической и геометрической. Но существует ещё последовательность, которая знаменита в математике. Она связана с именем итальянца Леонардо Фибоначчи, который, занимаясь проблемой размножения кроликов, открыл математическую последовательность, названную его именем, в которой каждый последующий члeн равен сумме двух предыдущих, а отношение двух чисел, следующих одно за другим, равно золотому числу.
В математике эта последовательность получила название ряда Фибоначчи.
А история её началась давно.
В 1202 году купец Леонардо из Пизы, по прозвищу Фибоначчи («сын доброй природы»), поставил перед собой чисто «купеческую» задачу: подсчитать, какой максимальной приплод кроликов может дать за год одна пара. Фибоначчи предположил, что кролики не болеют и не умирают и что каждая пара, достигнув двухмecячного возраста, сама начнёт ежемecячно приносить по одной паре. Счёт Фибоначчи начал с января. Итак, в январе и феврале кролики не принесут потомства. В марте появится первая пара приплода. Вместе с имеющейся теперь будет 2 пары. В апреле у первой пары кроликов вновь появится потомство, таким образом, получится – 3 пары. В мае приплод даст и первая пара кроликов, и та, которая родилась в марте, всего будет 5 пар кроликов. Продолжая рассуждать, таким образом, Фибоначчи подсчитал, что в июне будет 8 пар, в июле – 13, а в декабре – 144 пары кроликов.
Позже Фибоначчи включит свои математические выкладки в знаменитую «Книгу абака». Задача о кроликах войдёт в историю математики. А выведенная им числовая последовательность – ряд Фибоначчи – заживёт своей самостоятельной жизнью.
Спираль – одна из форм проявления движения, роста и развития жизни. По закону спирали развивается Галактика и живой организм, например растения.
Первым, кто открыл, что растущее растение описывает спираль, был Ч. Дарвин. Он обнаружил, что растение описывает спираль своей растущей частью, изменяя, таким образом, своё положение относительно источника света и грунта. Скорость этого движения по спирали существенно различается у разных частей растения: у усиков она намного больше, чем у корней. В природе также много растений, листья которых закручены по спирали вокруг стeбля, а лепестки – вокруг сердцевины. Описывая спираль, вытягиваются стeбли растений, двигаясь по спирали, раскрываются лепестки некоторых цветов, например флоксов, развёртываются побеги папоротника. Даже «глазки» на картофеле, дающие начало побегам, расположены спирально. Одним словом, растительный мир буквально покорён спиралями!
Подсолнечник |
Спирали |
Давайте ближе познакомимся с этими феноменами растительного мира.
Сообщение 1-го ученика. (Учащиеся рассматривают корзинки подсолнечника, шишки сосны, paковины моллюсков, ананас).
Посмотрите на подсолнечник. Вам наверняка приходилось уже рассматривать сердцевину подсолнуха, ощущая при этом почти головокружение от обилия перекрывающихся там спиралей. Если опустить карандаш в центре корзинки и вести линию от семечка, то легко заметить, что они выстраиваются вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. Подсчёты показали, что если в одну сторону закручено 13 спиралей, то в другую обязательно – 21. В более крупных соцветиях подсолнечника число спиралей соответственно 21 и 34 или 34 и 55.
Такой пример не единственный. На молодой сосновой веточке легко заметить, что хвоинки образуют 2 спирали, идущие справа снизу налево вверх, и 3 спирали, идущие слева снизу направо вверх. В крупных шишках удаётся наблюдать 5 и 8 и даже 8 и 13 спиралей. Хорошо заметны такие спирали и на ананасе, обычно их бывает 8 и 13. Все эти числа принадлежат ряду Фибоначчи.
Закономерности ряда Фибоначчи проявляются не только в растительном, но и в животном мире. Их можно обнаружить, например, в спиралях paковины моллюсков.
Является ли оно генетическим наследием, закодированным в ДНК? Скорее всего, нет. Секрет спиралей проще – это естественное следствие роста растения.
В ботанике есть раздел, изучающий данные вопросы, называется филотаксия, что в переводе с греческого означает листорасположение. Различают супротивное и мутовчатое листорасположение, у которых листья сидят на стeбле рядами, в каждом ряду на одном уровне, и спиралевидные (очерёдные) расположение, у которых листья расположены на стeбле по спирали один за другим. Причём у любой особи каждый лист повёрнут по стeблю относительно соседнего на один и тот же угол, называемый отклонением. Это отклонение, измеренное на различных органах (листьях, цветках, тычинках)
значительного количества растений, почти одинаково и близко к 137,5, что является не чем иным, как золотым углом, или угловым эквивалентом золотого числа в математике.
Сообщение 2-го ученика.
Но почему именно 8 и 13 у ананаса, 34 и 55 у подсолнуха и т.д. Всё зависит от скорости роста. Чем меньше скорость роста стeбля по отношению к скорости появления новых зачатков, тем плотнее располагаются лисья, т.е. больше число вторичных спиралей.
Но почему оно стремится именно к золотому углу?
Для этого надо рассмотреть органы роста растения. Верхушку побега занимает верхушечная почка. Самый кончик его в почке называют конусом нарастания. Он состоит из образовательной ткани, клетки которой делятся и образуют новые. На конусе нарастания появляются бугорки - зачаточные листья. С момента своего появления зачатки следуют один за другим по спирали под тем же углом отклонения, что затем наблюдается и у взрослой особи. Это, несмотря на то, что ростки увеличиваются и удаляются от верхушки, которая продолжает расти.
Если быть более точным, то последовательность появления листьев зависит С-фактора и является произведением интервала времени между появлением зачатков и скорости удаления зачатка от последующего, делением на радиус верхушки.
Таким образом, чем больше С-фактор, тем быстрее растёт стебель по отношению к частоте появления листьев и тем сильнее последние раздвинуты. И наоборот, при малом С-скорость появления зачатков опережает скорость их удаления друг от друга, в результате лисья прилегают плотнее. Таким образом, С-фактор отражает условия роста растения и полностью определяет его форму, угол отклонения и количество спиралей. При его изменении расположение листьев, цветков или чешуек тоже меняется. В природе С-фактор не может быть постоянным, так как рост растения в разные фазы его жизни меняется. При прорастании он максимален, затем уменьшается по мере появления листьев и затем цветков.
В начале жизни С-фактор максимален, каждый новый зачаток испытывает влияние только одного, появившегося непосредственно перед ним, и располагается от предшественника как можно дальше, т.е. отклоняясь на 180 (это называется чередующимся расположением).
Но при снижении скорости роста наступает момент, когда новый зачаток ощущает силу отталкивания уже сразу двух предыдущих. В этом случае он отворачивается на 137, чтобы не оказаться под предпоследним. При этом у него есть выбор: появиться либо справа, либо слева, т.е. заложить основание будущей спирали. Его выбор, как говорят физики, нарушает симметрию. Отсюда и происходит асимметричная форма растения.
Таким образом,расположение листьев, цветков и чешуек растения не заложено в его генах, оно определяется феноменом золотого числа.
Мутовчатое и очередное расположение листьев
Учитель. В то же время спираль в природе является и сдерживающим началом, направленным на экономию энергии и материала. Лишь изменяя форму конструкции, придавая ей вид спирали, природа, таким образом, достигает в конструкции дополнительную жесткость и устойчивость в прострaнcтве.
Так, например, завиваются в спираль, приобретая этим дополнительную жесткость, тонкие и длинные стeбли огурцов или тыквы, длинные лисья рогоза и тонкие ножки грибов, паук плетёт свою паутину по схеме спирали.
Paковины простейших одноклеточных организмов фораминифер и paковины моллюсков, закрученные в одной или разных плоскостях – это также проявление способа движения наибольшей прочности при экономном расходовании материала. Благодаря завитой форме такие тонкостенные конструкции выдерживают большое гидродавление при погружении на глубину.
В организме человека орган слуха имеет спирально закрученную улитку, в которой расположены слуховые рецепторы.
На основании обмеров многих человеческих тел установлено, что три фаланга среднего пальца кисти руки тоже подчиняются закономерности ряда Фибоначчи. Так, если первая фаланга пальца длиной 2 сантиметра, то вторая – 3, а третья – 5 сантиметров. Эти три числа принадлежат ряду Фибоначчи и стоят рядом.
В настоящее время ведутся исследования, позволяющие утверждать, что закономерности ряда Фибоначчи проявляются и при сравнении соотношений количества элементарных частиц на атомном и молекулярном уровнях.
И всё-таки, почему в природе с таким постоянством повторяются числа Фибоначчи? Может быть, эти загадочные числа ведут нас к разгадке великой тайны – Тайны Жизни?
Оказывается – ведут. Посмотрите вокруг. Жизнь – это не хаос случайностей, а осуществление генетически закреплённых программ. И закономерности ряда Фибоначчи – один из языков – алгоритмов – этой программы.
Ананас |
Шишка сосны |
Заключение урока.
Таким образом, сегодня на уроке мы рассмотрели пpaктическое применение знаний алгебры о числовых последовательностях в биологии. Точки соприкосновения математики с живой природой очевидны. Человек, создавая научные знания, заметил их в природе и перенёс их на применение в своей жизни из своей пpaктики. Подобные знания, полученные на уроке показывают, что все дисциплины, изучаемые в школе взаимосвязаны и в целом создают нам целостную картину мира.
Дополнительная информация к уроку.
Первым, кто заметил связь между рядом Фибоначчи и ростом растений, был великий немецкий математик 17 века Иоганн Кеплер. Но лишь спустя 150 лет числами Фибоначчи заинтересовались всерьёз.
В 1754 году Шарль Боннэ, изучая расположение листьев на стeблях некоторых растений, обнаружил интересную закономерность. Если взять. Например, молодую дубовую веточку и мысленно соединить линией места «прикрепления» к ней листьев, то получится несколько спиралей, или так называемый генетический винт. Генетическим он назван потому, что расположение листьев на нём соответствует порядку их появления снизу вверх. Оказалось, что расстояния между листьями неодинаковы. Они пропорциональны числам ряда Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13… Это явление в ботанике носит название «филлотаксиса».
С тех пор установлено много фактов, показывающих, что закономерность ряда Фибоначчи проявляется в формах живой природы.
Комментарии:
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
27 11 2024 21:51:13
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
26 11 2024 7:38:19
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...
25 11 2024 2:29:20
Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
24 11 2024 7:51:52
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
23 11 2024 23:46:38
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
22 11 2024 18:36:50
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
21 11 2024 15:21:35
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
20 11 2024 6:15:38
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
19 11 2024 3:55:14
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
18 11 2024 17:13:31
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...
17 11 2024 11:38:25
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
16 11 2024 23:23:24
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
15 11 2024 0:19:47
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
14 11 2024 19:24:31
К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....
13 11 2024 16:40:25
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...
12 11 2024 13:47:58
Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....
11 11 2024 17:54:44
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
10 11 2024 4:59:18
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
09 11 2024 16:26:23
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
08 11 2024 22:32:24
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
07 11 2024 23:57:17
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
06 11 2024 1:59:12
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
05 11 2024 6:18:59
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию". ...
04 11 2024 2:39:20
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...
03 11 2024 4:54:53
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
02 11 2024 7:37:19
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
01 11 2024 4:48:58
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...
31 10 2024 1:50:44
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
30 10 2024 0:22:17
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
29 10 2024 16:58:58
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
28 10 2024 22:46:15
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
27 10 2024 13:48:38
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
26 10 2024 3:21:58
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
25 10 2024 5:52:17
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
24 10 2024 9:20:11
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
23 10 2024 6:13:59
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
22 10 2024 13:46:40
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
21 10 2024 7:41:24
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
20 10 2024 0:49:28
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
19 10 2024 5:29:20
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
18 10 2024 23:38:19
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
17 10 2024 0:13:43
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...
16 10 2024 5:25:48
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...
15 10 2024 7:29:58
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
14 10 2024 18:56:52
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...
13 10 2024 20:40:41
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
12 10 2024 2:28:48
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
11 10 2024 12:38:31
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
10 10 2024 8:13:42
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
09 10 2024 10:47:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::