Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

Слушатели – учителя, которые под руководством администратора, делают все так же, как дети на уроке.

*Заметки на полях – по ходу проведения мастер класса делаются пояснения:

“Как можно выполнить иначе”, “Вариативность использования технологии на данном уроке”.

Создание условий для реализации технологии

Оформление аудитории – плакатами, иллюстрациями “птицы”, фрагментами, показывающими разные стадии развития оперения птиц (желтый, пушистый цыпленок, мокрый, голый птенец в гнезде, “свадебный” наряд самца в брачный период).

*Стадии обучения и задачи, решаемые разными фазами (стадиями) обучения.

Форма обучения: групповая – 5 групп.

Цель: проведения мастер класса – знакомство с технологией, на примере конкретного урока, в рамках подготовки к педсовету по использованию современных технологий.

Задачи:

  1. Образовательные – повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
  2. Развивающие – развитие информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности (текст, для чтения с пометками (Приложение №1), параграф учебника “Местообитание и внешнее строение птиц”)
  3. Воспитательные – воспитание ответственности за знание, формирование коммуникативных навыков.
Стадия, задачи Действия обучаемых Заметки на полях / *это важно!
мастер: …Здравствуйте те, кто мечтал хотя бы однажды полетать, как птица…

…Здравствуйте те, кто задумывался над тем, легко ли летать птице…

…Здравствуйте те, кто знает, что помогает птице летать…

Здороваются на той фразе, которую считают обращением к ним. Положительный настрой обучаемых.

*Субъект – субъектные отношения.

*Включение мыследеятельности обучаемых, по теме урока.

Вызов: мастер-
  • Актуализирует и обобщает имеющиеся у учащихся знания по теме.
  • Вызывает интерес к изучаемой теме.
  • Побуждает ученика активной деятельности.

…Сегодня, по дороге в школу я увидела маленьких взъерошенных воробушек…

Проблемный вопрос: Почему воробушки “взъерошены?”

Раздаю пакеты с силуэтами птиц.

Вопрос:

“Какая среда недоступная другим животным доступная птицам?” (воздушная)

Варианты: - обучаемые:

Угадывают тему урока

Внешнее строение птиц

Местообитание птиц

Рисуют птичку и местечко, где ей будет уютно и хорошо

Рассказывают о птице, которая когда-то поразила, удивила, оставила образную память

Отвечают на вопрос:

“Почему они взъерошены?”

(Понижение температуры, очень холодно)

Распределите птиц по экологическим нишам.

(обучаются, играя, помещая силуэты птиц)

“Каждой птице свое место”

На магнитной доске рисунок мелом:

  • Болото;
  • Деревья;
  • Открытый водоем;
  • Скалы.
Обращение мастера.

Просмотр видеофрагмента.

(“Птичий базар”, “Экологические группы птиц”)

Рассказ обучаемых друг другу о необычной птице (обмен мнениями в паре)

Мастер задает проблемный вопрос, связанный с внешним строением птицы.

Актуализация субъективного опыта

*Устранить внутренние препятствия творческим проявлениям:

  • Помочь обрести уверенность.
  • Важно чтобы они не боялись сделать ошибку..

*Воздерживаться от оценок.

*“Расширять русло потока идей, уделять внимание свободному размышлению”

“Плавный переход” от места обитания к внешнему строению

Этап осмысления:

  1. получение информации
  2. осмысление новой информации
  3. соотнесение новой информации собственным знаниям

Группы получили наборы фраз, которые необходимо выбрать по теме (Приложение №2.)

Слушают стихотворение:

У пингвина черный фрак,
Белая рубашка
Что он птица, это факт
Птичья в нем закваска
По снежку пингвин бежит
Крылья поднимает.
Кажется, вот-вот взлетит,
А пингвин… - ныряет.
Он как истый удалец
Моря не боится
Он отличнейший пловец
Кто же с ним сравнится…

Заполняют таблицу, оформляют логическую схему:

  1. по внешнему строению птиц
  2. по оперению
  3. по органам чувств
  4. по телу птицы
  5. по связи строения и образа жизни
Начало работы с маркировочной таблицей:

“Знаю о внешнем строении птицы”

Схема 1; либо несколько (пять) схем по разным направлениям

(собирают структурно - логические схемы, обучающиеся из набора (приложение №2) сначала в творческой группе, совместно решая проблемы правильного выбора, после этого , представляют свою работу на магнитной доске)

*Показывать возможности творческого поиска благодаря сопоставлению, сравнению

Этап (чтение с пометками)

V – знаю

– – думал иначе

+ – новое для меня

? – хочу знать

Получают распечатку подобранного текста и учебники & место обитания и внешнее строение птиц

Самостоятельно заполняют маркировочную таблицу, участвуют в обсуждении.

“узнал”:

  • кожа сухая
  • есть копчиковая железа
  • перья – роговые образования
  • линька – смена покрова
  • крылья – измененные конечности
  • ноги с цевкой
  • зубов нет
  • органы чувств
Текст должен быть кратким и глубоким по содержанию. Оформление структурно - логической темы может быть обычным и кластерами “грозди”.

*Выделение смысловых единиц

Структурно-логическая схема.

Размышления:
  • целостное осмысление
  • присвоение и обобщение полученной информации
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу
  • выявление еще не познанного – тем и проблем для дальнейшей работы “Новый вызов”
По ходу чтения с пометками отмечают в третьей части таблицы вопросы, на которые пока у учащихся нет ответов
знаю узнал хочу знать
     
*Мастеру обязательно продумать вопросы в раздел “ хочу знать”:
  • у каких птиц больше перьев? (у пингвина, у лебедя) (у молодых птиц – больше) (зимой – больше, чем летом)
  • зачем птица купается в песке, в земле, в золе? (чистит перо от грязи и паразитов)
  • почему нельзя сливать в водоемы воду с большим количеством стирального порошка? (смывается жир с перьев водоплавающих птиц, “гусь мокрый” - простуда, болезнь).

Какое устройство мы используем, переняв принципы строения пера птицы? (замок для одежды – “молния”)

Рефлексия:
  • обобщение материала
  • подведение итогов

Результат:

- критическое мышление школьников по поводу своего субъективного опыта;

- интеллектуальное развитие учащихся средствами развивающего обучения

Продолжают предложения: Сегодня мне удалось…

Мне стало понятным…

У меня возникло желание…

Если бы…

- ставят новые вопросы

- вырабатывают разнообразные документы

- принимают независимые решения в стандартных и нестандартных ситуациях

Заготавливаем начало фраз на доске (открываем их для рефлексии).

*Развиваем восприимчивость;

*Повышаем чувствительность, широту и насыщенность;

*Создаем целостную картину восприятия всего окружающего мира.

Примерный вид заполненной в ходе занятия таблицы:

Знаю Узнал Хочу знать
Птички летают. Кожа сухая У каких птиц больше перьев?(места обитания, молодая, старая птица)
Птицы имеют красивое оперение. Есть перья, они – роговые образования. Когда перьев больше: зимой или летом?
Птицам холодно зимой, мало корма. Линька – смена перьевого покрова Если бородки не сцеплены и не образуют опахало, как называется такое перо? (пуховое перо)
Что птички живут в разных местах. Крылья – измененные конечности.(3 пальца) Как называется перо с резко укороченным центральным стержнем? (пух)
Есть крылья, перья. Ноги 4-х палые с цевкой (пальцы назад) Зачем птицы “купаются” в пыли, золе,песке?
Есть клюв, нет зубов. Органы чувств: глаза (острое зрение, широкое поле зрения)

Слух – тонкий

Обоняние – слабое

Почему нельзя сливать в водоемы воду с большим количеством стирального порошка? Перо гусей “отстирывается” от жира, “мокрый гусь” последствия?
Есть ноги (2) Туловище обтекаемое Что такое линька?
Колибри имеет разноцветную окраску, а ворона черная. Шея тонкая, гибкая Какое приспособление мы применяем от пера птиц? (застежка для одежды “молния”)

Проблемный вопрос: “Почему в тундре нет лягушек и ящериц, а птицы живут по всему земному шару, занимая все среды: сушу, воду, воздух?”

(Благодаря теплому оперению, интенсивному обмену веществ и способностью к полету)

Критерии оценки результата развития критического мышления учащихся.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  1. Оценка (Где ошибка?);
  2. Диагноз (В чем причина?);
  3. Самоконтроль (Каковы недостатки?);
  4. Причина: (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.);
  5. Прогноз (Постройте прогноз).

V. Результаты:

Критическое мышление школьников по поводу своего субъективного опыта.

VI. Ограничения:

Подготовка специального содержательного текста. (Приложение №1)

Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Хронотип человека и его здоровье. 11-й класс

Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....

03 08 2021 15:35:36

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

03 08 2021 15:25:37

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

03 08 2021 1:40:50

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

03 08 2021 17:56:43

Многообразие млекопитающих

Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют практически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....

03 08 2021 9:49:46

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

Интегрированное занятие по биологии и Л Ф К формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена практическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

03 08 2021 18:19:37

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

03 08 2021 8:13:58

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

03 08 2021 4:30:34

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

03 08 2021 12:56:32

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

В течение года занятия проводились по образовательной программе автора " Уникальная природа Шри- Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

03 08 2021 3:11:12

Информационные технологии на уроках биологии

Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме " Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из У М К " Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

03 08 2021 15:52:16

Класс птицы — общая характеристика. Виды и строение пера, скелет

Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

03 08 2021 8:24:26

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы " Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к Е Г Э). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

03 08 2021 9:12:29

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

03 08 2021 11:46:42

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте " Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

03 08 2021 1:40:33

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

03 08 2021 15:48:39

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

03 08 2021 3:49:34

Воздух – смесь газов

Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

03 08 2021 5:16:58

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

03 08 2021 21:58:38

Строение сердца

На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

03 08 2021 3:10:22

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

03 08 2021 18:10:34

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

03 08 2021 3:21:56

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

03 08 2021 22:29:12

Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

03 08 2021 2:30:42

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

03 08 2021 10:57:46

Элективный курс "Приемная доктора Айболита"

Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на практике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....

03 08 2021 0:30:29

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

03 08 2021 20:38:55

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

« Познания и странствия неотделимы друг от друга». Эти слова К. Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

03 08 2021 2:30:49

Тренажер для решения задач по генетике

Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

03 08 2021 4:42:41

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

03 08 2021 11:27:41

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

03 08 2021 8:40:23

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

03 08 2021 7:22:25

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

03 08 2021 1:21:22

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

03 08 2021 21:34:30

Урок-обощение "Своя игра"

Телевизионная игра на программе Н Т В « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

03 08 2021 6:31:31

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его практической деятельности....

03 08 2021 21:29:56

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

03 08 2021 12:48:43

"Химический состав клетки". 9-й класс

Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

03 08 2021 4:25:27

Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опорных сигналов" на уроках зоологии

Для повышения эффективности преподавания курса « Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде « Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опорных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....

03 08 2021 8:45:14

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

03 08 2021 11:50:13

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

03 08 2021 18:16:24

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме « Механизм вдоха и выдоха»....

03 08 2021 6:50:50

"Молекулярный уровень: общая характеристика"

Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А. А. Каменского « Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме « Молекулярный уровень: общая характеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

03 08 2021 5:17:44

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

03 08 2021 7:44:31

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

03 08 2021 15:50:57

Урок-практикум "Органеллы клетки"

Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на практике. В данном случае под практикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме « Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

03 08 2021 22:20:59

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

03 08 2021 11:41:55

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

03 08 2021 8:25:26

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

03 08 2021 3:40:40

Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"

Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов. ...

03 08 2021 8:55:43

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)