Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии
В течение 5 лет я работала по теме самообразования: “Развитие творческой познавательной активности учащихся”. Самоанализ накопленного опыта позволил свести весь имеющийся материал в структурно-функциональную модель “Развитие творческой познавательной активности учащихся 5–9 классов”. (Приложение 1).
Свою модель я назвала “школой саморазвития”. Отвечая требованиям изменяющегося общества, строю свою деятельность на гуманистических и демократических нормах: вера в природные задатки; поддержка самоопределения, саморазвития и самореализации; восприятие ребенка и себя в контексте общения, взаимодействия и сотрудничества; оценка себя как партнера, обеспечивающего условия для образования ребенка без принуждения.
Цели и задачи модели “Развитие творческой познавательной активности учащихся 5–9 классов”:
– разработать, обосновать и экспериментально проверить модель развития
творческой познавательной активности учащихся 5-9 классов и совокупность
педагогических условий ее успешного функционирования;
– внести изменения в педагогические образовательные технологии;
– выработать у учащихся систему творческого мышления;
– сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по
описанию окружающего мира языком биологии;
– составить систему диагностики учащихся;
– создать информационную карту ученика;
– разработать и определить критериально-оценочный аппарат уровня развития
творческой познавательной активности учащихся;
– повысить обученность учащихся и качество биологического образования.
Объект – образовательный процесс в системе образования.
Предметом является развитие творческой познавательной активности учащихся 5–9 классов.
Гипотеза модели: развитие творческой познавательной активности учащихся 5–9-х классов будет осуществляться эффективно, если будет:
– разработана структурно-функциональная модель развития творческой
познавательной активности учащихся;
– выделен комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации
модели, включающей предъявление ученикам системы задач и заданий, имеющей
природосообразный, творческий хаpaктер и направленной на развитие творческой
познавательной активности;
– включение школьников в оптимально возможные индивидуальные, групповые,
коллективные формы работы, демократический стиль руководства при организации
обучения, проявления и педагогом, и учениками ярких положительных эмоций,
направленности методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика.
Теоретическая база модели включает в себя следующие общепризнанные в современной науке теории и концепции Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, С.Л. Рубинштейна, А.К. Марковой, И.М. Чередова, И. Гоффман, Р. Тернер, Л.П. Буевой, О.И. Иванова, Л.Н. Коган, В.Г.Мордкович. Л.С. Выготского.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: монографический метод; изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблеме; изучение личного опыта, анализ школьной, учительской, ученической документации; социометрические методы исследования; моделирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных.
База и этапы: экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ “Боковская средняя общеобразовательная школа” ст. Боковская, Боковского района, Ростовской области.
На первом этапе происходил выбор темы, ее осмысление, а также изучение и осознание методических и теоретических основ; определялись, уточнялись цели, задачи, рабочая гипотеза модели, основные этапы.
Второй этап хаpaктеризуется как опытно-экспериментальный. На данном этапе продолжалось совершенствование гипотезы модели, был разработан план формирующего эксперимента, уточнялись общие взгляды реализации индивидуального подхода при развитии творческой познавательной активности школьников, осуществлялась реализация программы опытно-экспериментальной работы в рамках формирующего эксперимента.
Третий этап связан с анализом, интерпретацией результатов опытно-экспериментальной работы, их проверкой и корректировкой в ходе экспертизы, формулированием выводов, рекомендаций, оформлением результатов.
Ресурсное обеспечение:
– программа развития школы;
– учебно-материальная база школы;
– педагогические технологии.
Ожидаемые результаты:
– повышение качества образования по биологии;
– повышение мотивации к изучению предмета;
– повышение уровня творческой познавательной активности у учащихся.
Мною разработаны учебные программы по биологии для 5-9 классов на основе Программ Министерства образования РФ и Государственных стандартов.
Новыми образовательными целями стали:
– целостное творческое развитие учащихся;
– сохранение здоровья школьников;
– развитие творческой познавательной активности учащихся.
Ресурсное обеспечение:
– учебно-методический комплект по биологии;
– внедрение информационных технологий;
– медиатека по предмету.
Ожидаемые результаты:
– развитие творческой познавательной активности учащихся;
– повышение качества образования по биологии.
Повышению творческой познавательной активности учащихся способствовала разработка и ведение в течение 3-х лет предпрофильного курса “Познай себя и окружающий мир”.
Главными целями данного курса является:
– формирование понятий об организме как едином целом, о его взаимосвязи с
окружающей средой;
– формирование устойчивых желаний у учащихся сохранения и укрепления своего
здоровья.
В ходе реализации модели велась работа по изменению содержательного компонента. Вся педагогическая деятельность по данному направлению сведена мной в матрицу “Содержание образования”. (Приложение 2).
Система моей работы как учителя по развитию творческой познавательной активности учащихся предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:
1. Опережающее знакомство с учащимися: диагностика личности.
2. Оценка творческого познавательного потенциала учащихся, самооценки:
– диагностика мотивации учащихся к обучению.
3. Использование нового содержания образования для достижения изменившихся образовательных целей.
4. Классификация системы уроков развивающего обучения, подбор и адаптация современных педагогических технологий, системы методов и приемов, обеспечивающих оптимальные результаты творческой и познавательной активности учащихся.
5. Внесение изменений в контрольно-оценочную диагностику, направленных на стимулирование творческой активности и познавательного интереса учащихся.
6. Внеурочная деятельность учителя по развитию творческой познавательной активности учащихся.
7. Создание педагогических условий, способствующих успешному развитию у учащихся творческой познавательной активности.
Комментарии:
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...
19 01 2025 6:43:50
Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....
18 01 2025 3:28:27
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
17 01 2025 13:55:23
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
16 01 2025 7:13:46
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
15 01 2025 15:49:15
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
14 01 2025 17:20:28
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...
13 01 2025 19:17:50
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
12 01 2025 5:20:48
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
11 01 2025 22:38:13
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
10 01 2025 13:19:49
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...
09 01 2025 4:38:18
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
08 01 2025 6:35:15
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
07 01 2025 16:31:40
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
06 01 2025 6:25:13
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
05 01 2025 7:51:20
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
04 01 2025 20:24:54
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
03 01 2025 11:38:32
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
02 01 2025 10:28:53
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
01 01 2025 2:39:15
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
31 12 2024 1:17:57
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...
30 12 2024 9:45:16
Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....
29 12 2024 13:31:33
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
28 12 2024 21:49:23
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
27 12 2024 16:44:36
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
26 12 2024 5:39:26
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...
25 12 2024 6:55:23
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
24 12 2024 11:14:57
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
23 12 2024 8:50:47
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
22 12 2024 1:24:13
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
21 12 2024 3:58:40
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
20 12 2024 3:47:20
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...
19 12 2024 21:21:16
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
18 12 2024 15:35:28
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
17 12 2024 14:18:10
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
16 12 2024 9:10:12
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
15 12 2024 5:56:23
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
14 12 2024 9:33:17
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
13 12 2024 1:58:47
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
12 12 2024 6:42:15
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
11 12 2024 18:32:21
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
10 12 2024 17:47:48
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
09 12 2024 5:56:49
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
08 12 2024 13:20:51
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
07 12 2024 8:19:10
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
06 12 2024 6:54:20
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...
05 12 2024 18:39:55
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
04 12 2024 3:15:46
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
03 12 2024 1:15:46
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...
02 12 2024 10:36:38
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
01 12 2024 0:17:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::