Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии
В течение 5 лет я работала по теме самообразования: “Развитие творческой познавательной активности учащихся”. Самоанализ накопленного опыта позволил свести весь имеющийся материал в структурно-функциональную модель “Развитие творческой познавательной активности учащихся 5–9 классов”. (Приложение 1).
Свою модель я назвала “школой саморазвития”. Отвечая требованиям изменяющегося общества, строю свою деятельность на гуманистических и демократических нормах: вера в природные задатки; поддержка самоопределения, саморазвития и самореализации; восприятие ребенка и себя в контексте общения, взаимодействия и сотрудничества; оценка себя как партнера, обеспечивающего условия для образования ребенка без принуждения.
Цели и задачи модели “Развитие творческой познавательной активности учащихся 5–9 классов”:
– разработать, обосновать и экспериментально проверить модель развития
творческой познавательной активности учащихся 5-9 классов и совокупность
педагогических условий ее успешного функционирования;
– внести изменения в педагогические образовательные технологии;
– выработать у учащихся систему творческого мышления;
– сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по
описанию окружающего мира языком биологии;
– составить систему диагностики учащихся;
– создать информационную карту ученика;
– разработать и определить критериально-оценочный аппарат уровня развития
творческой познавательной активности учащихся;
– повысить обученность учащихся и качество биологического образования.
Объект – образовательный процесс в системе образования.
Предметом является развитие творческой познавательной активности учащихся 5–9 классов.
Гипотеза модели: развитие творческой познавательной активности учащихся 5–9-х классов будет осуществляться эффективно, если будет:
– разработана структурно-функциональная модель развития творческой
познавательной активности учащихся;
– выделен комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации
модели, включающей предъявление ученикам системы задач и заданий, имеющей
природосообразный, творческий хаpaктер и направленной на развитие творческой
познавательной активности;
– включение школьников в оптимально возможные индивидуальные, групповые,
коллективные формы работы, демократический стиль руководства при организации
обучения, проявления и педагогом, и учениками ярких положительных эмоций,
направленности методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика.
Теоретическая база модели включает в себя следующие общепризнанные в современной науке теории и концепции Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, С.Л. Рубинштейна, А.К. Марковой, И.М. Чередова, И. Гоффман, Р. Тернер, Л.П. Буевой, О.И. Иванова, Л.Н. Коган, В.Г.Мордкович. Л.С. Выготского.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: монографический метод; изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблеме; изучение личного опыта, анализ школьной, учительской, ученической документации; социометрические методы исследования; моделирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных.
База и этапы: экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ “Боковская средняя общеобразовательная школа” ст. Боковская, Боковского района, Ростовской области.
На первом этапе происходил выбор темы, ее осмысление, а также изучение и осознание методических и теоретических основ; определялись, уточнялись цели, задачи, рабочая гипотеза модели, основные этапы.
Второй этап хаpaктеризуется как опытно-экспериментальный. На данном этапе продолжалось совершенствование гипотезы модели, был разработан план формирующего эксперимента, уточнялись общие взгляды реализации индивидуального подхода при развитии творческой познавательной активности школьников, осуществлялась реализация программы опытно-экспериментальной работы в рамках формирующего эксперимента.
Третий этап связан с анализом, интерпретацией результатов опытно-экспериментальной работы, их проверкой и корректировкой в ходе экспертизы, формулированием выводов, рекомендаций, оформлением результатов.
Ресурсное обеспечение:
– программа развития школы;
– учебно-материальная база школы;
– педагогические технологии.
Ожидаемые результаты:
– повышение качества образования по биологии;
– повышение мотивации к изучению предмета;
– повышение уровня творческой познавательной активности у учащихся.
Мною разработаны учебные программы по биологии для 5-9 классов на основе Программ Министерства образования РФ и Государственных стандартов.
Новыми образовательными целями стали:
– целостное творческое развитие учащихся;
– сохранение здоровья школьников;
– развитие творческой познавательной активности учащихся.
Ресурсное обеспечение:
– учебно-методический комплект по биологии;
– внедрение информационных технологий;
– медиатека по предмету.
Ожидаемые результаты:
– развитие творческой познавательной активности учащихся;
– повышение качества образования по биологии.
Повышению творческой познавательной активности учащихся способствовала разработка и ведение в течение 3-х лет предпрофильного курса “Познай себя и окружающий мир”.
Главными целями данного курса является:
– формирование понятий об организме как едином целом, о его взаимосвязи с
окружающей средой;
– формирование устойчивых желаний у учащихся сохранения и укрепления своего
здоровья.
В ходе реализации модели велась работа по изменению содержательного компонента. Вся педагогическая деятельность по данному направлению сведена мной в матрицу “Содержание образования”. (Приложение 2).
Система моей работы как учителя по развитию творческой познавательной активности учащихся предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:
1. Опережающее знакомство с учащимися: диагностика личности.
2. Оценка творческого познавательного потенциала учащихся, самооценки:
– диагностика мотивации учащихся к обучению.
3. Использование нового содержания образования для достижения изменившихся образовательных целей.
4. Классификация системы уроков развивающего обучения, подбор и адаптация современных педагогических технологий, системы методов и приемов, обеспечивающих оптимальные результаты творческой и познавательной активности учащихся.
5. Внесение изменений в контрольно-оценочную диагностику, направленных на стимулирование творческой активности и познавательного интереса учащихся.
6. Внеурочная деятельность учителя по развитию творческой познавательной активности учащихся.
7. Создание педагогических условий, способствующих успешному развитию у учащихся творческой познавательной активности.
Комментарии:
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
01 04 2025 18:20:34
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
31 03 2025 16:22:57

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
30 03 2025 11:30:42
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
29 03 2025 5:12:35
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
28 03 2025 12:56:33

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
27 03 2025 15:43:47

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
26 03 2025 10:57:20
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
25 03 2025 12:42:34
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
24 03 2025 23:33:47
Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....
23 03 2025 21:15:47
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
22 03 2025 12:30:43
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
21 03 2025 0:59:33
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
20 03 2025 1:28:54
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
19 03 2025 23:28:45
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
18 03 2025 7:16:25
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях.
...
17 03 2025 1:49:40
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
16 03 2025 14:55:22
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира.
...
15 03 2025 18:36:31
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
14 03 2025 3:52:41
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
13 03 2025 10:23:21
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
12 03 2025 10:45:51
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
11 03 2025 5:23:14
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
10 03 2025 15:53:23
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
09 03 2025 6:14:44
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
08 03 2025 9:51:46
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
07 03 2025 11:28:41
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
06 03 2025 20:20:13
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
05 03 2025 20:41:50
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
04 03 2025 15:24:52
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
03 03 2025 13:53:39
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
02 03 2025 11:52:23
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
01 03 2025 5:12:59
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
28 02 2025 5:51:41
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий.
На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
...
27 02 2025 20:51:53
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
26 02 2025 8:51:56
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
25 02 2025 3:43:49
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
24 02 2025 12:54:36
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
23 02 2025 19:35:22
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
22 02 2025 15:22:36
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
21 02 2025 6:10:23
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
20 02 2025 0:41:47
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений.
...
19 02 2025 17:56:31
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли.
...
18 02 2025 2:54:53
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
17 02 2025 12:31:25
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
16 02 2025 3:46:37
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
15 02 2025 4:36:48
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
14 02 2025 3:21:21
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
13 02 2025 20:19:46
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
12 02 2025 7:58:46

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
11 02 2025 14:22:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::