Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах и как самостоятельный курс в нашей он школе не ведётся, поэтому необходимо максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. При этом необходимо разрешить следующие противоречия:
- между растущим потоком информации связанной с экологической ситуацией в мире с ограниченными рамками учебного процесса;
- между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями;
- между стремлением учащихся к получению знаний посредством решения проблем через исследовательскую деятельность путем научного анализа;
- между растущим интересом учеников к экологическим проблемам и поиску “рецептов” выхода из создавшегося положения.
Из данных противоречий вытекает цель: формирование экологических знаний и умений у учащихся через исследовательскую деятельность, для реализации которой была написана Программа “Экологический пpaктикум школьников в условиях городской школы”.
То есть, формирование экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе пpaктической деятельности с включением регионального компонента, где предусмотрены программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности и влияние ее на здоровье человека. Хочется надеяться, что поиск в решении экологических проблем, будет более успешным у тех, кто сегодня сидит за школьными партами.
При реализации отдельных экологических проблем в создании единой, целостной системы работа должна быть выстроена в систему экологического образования, начиная с начальной школы, используя межвозрастное взаимодействие школьников:
Такое межвозрастное общение детей является тем мостиком, который реализует поставленные цели и помогает привить детям бережное отношение к окружающей среде. Заставляет задуматься над будущим нашей планеты, т.е. обучает их от частного к общему.
В системе экологического образования школы отражены следующие принципы:
- междисциплинарность;
- интегративность;
- непрерывность;
- краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем;
- единство интеллектуального восприятия окружающей среды;
- побуждение к активному творческому поиску своих индивидуальных решений.
Основной задачей является создание системы экологического образования и воспитания в школе. Первым звеном является начальная школа, а среднее и старшее звено помогут им познакомиться с экологическими традициями школы, например, в операциях:
- желтый лист;
- клумба;
- береги воду;
- тепло в школе;
- экономь электроэнергию;
- береги лес (отношение к учебникам и тетрадям) ;
- кормушка (вывешивают кормушки и кормят птиц) ;
- где задействованы все учащиеся школы.
Среднее и старшее звенья проводят акции по профилактике СПИДа, наркомании, табакокурения и алкоголизма, знакомя младших школьников с негативным влиянием вредных привычек на здоровье. Ведется исследовательская работа по изучению экологической обстановки в микрорайоне, школе и создается экологический паспорт микрорайона и школы.
Пpaктический выход:
- выставки рисунков и плакатов в рекреациях школы и участие в городских и краевых конкурсах;
- проведение конкурсов рефератов, сочинений, стихотворений;
- выступления, связанные с экологической проблемой на научно пpaктических конференциях школьного, городского, краевого и федерального уровня;
- проведение интегрированных уроков.
Все это реализуется в системе авторской программы “Экологический пpaктикум школьника в условиях городской школы”.
Программа “Экологический пpaктикум школьников в условиях городской школы”
Цели:
- воспитание экологической культуры школьников;
- формирование экологических знаний в учебном процессе школы через изучение экологических проблем региона;
- способствование приобретению навыков научного анализа явлений природы;
- осмысление взаимодействия общества и природы, осознание значимости своей пpaктической помощи природе.
| № | Методы работы | Направление | Нач. школа. | 5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 10 кл | 11 кл |
| 1 | Уроки с включением экологических проблем | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| 2 | Интегрированные уроки | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| 3 | Натуралистические кружки и экологические объединения | “Цветовод” | + | + | + | + | + | + | + | + |
| “Аквариум” | + | + | + | + | + | |||||
| “Алтай” (краеведческое объединение) | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| “Тропами Алтая” (эколого-географическое объединение) | + | + | + | + | + | + | ||||
| “Дендрарий” | + | + | + | |||||||
| 4 | Экскурсии | По Горному Алтаю и Алтайскому краю | + | + | + | + | + | + | + | + |
| 5 | Акции | “Цветник” | + | + | + | + | + | + | + | + |
| “Дендрарий” (планирование, устройство и уход за школьным дендрарием) | + | + | + | + | + | + | + | |||
| “Мы против курения” | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| “Профилактика наркотической зависимости и СПИДа” | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| 6 | “Операции” | “Желтый лист” | + | + | + | + | + | + | + | + |
| “Кормушка” (изготовление кормушек и размещение их в микрорайоне школы) | + | + | + | + | + | |||||
| “Клумба” - сбор семян - выращивание рассады - высадка рассады - уход за клумбами |
+ | + | + | + | + | + | + | + | ||
| Ресурсосберегающие операции | “Тепло в школе” | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| “Береги воду” | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| “Экономь электроэнергию” | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| “Береги лес” | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| Утепление окон и входных дверей | + | + | + | + | + | + | + | |||
| Закрытые краны | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| Выключение света при достаточной освещенности | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| Бережное отношение к учебникам и тетрадям | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| 7 | Экологический мecячник | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| 8 | Предметные декады с использованием экологических знаний | + | + | + | + | + | + | + | ||
| 9 | Посещение музеев: - школьного; - городских; - краевых. |
+ | + | + | + | + | + | + | +
|
|
| 10 | Использование материалов медиотеки | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| 11 | Участие в мероприятиях на городском, краевом и федеральном уровне | Олимпиады | + | + | + | |||||
| Туристические слеты | + | + | + | + | + | + | + | |||
| Соревнования МЧС | + | + | + | + | + | |||||
| “Шаг в будущее” | + | + | + | + | ||||||
| Краевая краеведческая конференция “Алтай” | + | + | + | + | +
|
|||||
| 12 | Исследовательская работа | Экологический проект “Чистый воздух” | + | + | + | + | + | + | + | |
| Проект “Экологическая обстановка в микрорайоне и школьном здании” | + | + | + | + | + | + | + | |||
| Проект “Здоровье учащихся школы №7” | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| 13 | Пропаганда экологических знаний | Листок “Экологический вестник”. Конкурсы рисунков и плакатов. Выставка рисунков и плакатов в рекреациях школы. Конкурсы сочинений и стихотворений. Фоторепортажи о мероприятиях, акциях и операциях |
+ | + | + | + | + | + | + | + |
Формирование осознанной значимости своей пpaктической помощи природе у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, как одного из методов проблемного обучения.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся становятся более инициативными, воспитывается добросовестное отношение к научному эксперименту, увеличивается интерес к изучению экологического состояния своей местности, школы и проблем родного края.
Сотрудничество учителя и учеников на поприще исследовательской работы начинается уже на стадии определения целей и предмета исследований. В ходе работы школьники должны будут сделать верные выводы из своих наблюдений. Такая методика и ход исследовательского процесса требуют от ученика интеграции полученных в школе знаний и их освоение через пpaктику.
Важной составляющей исследовательских проектов, на завершающем этапе, является внедрение их результатов в пpaктику, чему учитель должен уделять большое внимание.
Действенные результаты укрепляют у детей веру в значимость собственного “я”, способствуют развитию ответственной гражданской позиции, неравнодушному отношению к происходящим вокруг них событиям. Направляющая деятельность учителя в научно-пpaктической деятельности учеников состоит из нескольких аспектов:
- Направляющая. В начале определяется общий объем работы и разбивается на отдельные участки по уровням сложности;
- Воспитательная. Состав разновозрастной группы дает возможность учиться детям друг у друга.
- Систематизирующая. Во время пpaктической работы учитель выступает не в роли руководителя, а в качестве старшего товарища, что дает возможность самостоятельного поиска и стимулирует естественную в детском возрасте любознательность.
- Образовательная. В ходе обобщения полученных данных у ребят возникают вопросы, на которые ученики отвечают, используя традиционные и современные технологии поиска информации (ИКТ, Интернет)
Осуществление учителем всех перечисленных функций возможно при наличии у него сотворческой позиции с учениками. А это значит, что он вместе с ними совершает новые открытия и приобретает новый опыт взаимодействия с природой, людьми, культурой.
Преимущества перед традиционными методами обучения:
- доступ к большему объему учебной информации, за счет процесса интеграции;
- применение полученных теоретических знаний на пpaктике;
- творческий хаpaктер деятельности позволяет совершать научные открытия;
- реализация задач на стыке дисциплин предметов разных циклов (история, информатика, математика и т.д.) ;
- свобода исследовательской деятельности для учителя и учеников;
- устойчивый интерес школьников к использованию регионального компонента;
- возможность вовлечения в процесс активного обучения категории детей, хаpaктеризующихся различием способностей и стилем учения.
Программа “Экологический пpaктикум школьников в условиях городской школы” поможет учителям общеобразовательных школ, где учебный план не включает изучение экологии, а экологические знания рассредоточены в различных учебных дисциплинах. Эффективна она будет и в классах с углубленным изучением экологии.
Использование на уроках исследовательской деятельности позволяет повысить заинтересованность школьников в предмете, побуждает к творческой активности, к получению знаний и расширению своего кругозора. Учащиеся сами могут проанализировать, оценить ненавязчивый, но содержательный материал, прочувствовать, через руки, глаза самостоятельное творчество и тогда у них будет сформировано убеждение в значимости своей пpaктической помощи природе и сохранению своего здоровья. Оформленные в виде презентаций, выполненных в PowerPoint, результаты поисково-исследовательской деятельности учащихся могут использоваться учителями на уроках, классных часах, и внеклассных мероприятиях школы.
Комментарии:
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
26 11 2025 5:38:44
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
25 11 2025 2:31:33
ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
24 11 2025 16:44:31
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
23 11 2025 6:39:26
Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....
22 11 2025 19:27:59
На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....
21 11 2025 16:27:57
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
20 11 2025 12:41:33
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
19 11 2025 22:20:27
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
18 11 2025 4:28:15
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
17 11 2025 0:18:18
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
16 11 2025 5:48:41
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
15 11 2025 18:45:47
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
14 11 2025 9:50:56
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
13 11 2025 15:51:55
Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся.
...
12 11 2025 21:38:28
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала.
...
11 11 2025 13:22:51
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
10 11 2025 7:35:31
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
09 11 2025 21:53:59
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
08 11 2025 18:34:12
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
07 11 2025 10:24:29
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
06 11 2025 10:41:26
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
05 11 2025 0:38:18
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
04 11 2025 22:11:14
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
03 11 2025 14:25:19
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
02 11 2025 13:34:15
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
01 11 2025 7:17:17
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
31 10 2025 1:17:12
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
30 10 2025 5:17:23
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
29 10 2025 22:22:23
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
28 10 2025 17:23:39
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
27 10 2025 7:56:24
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
26 10 2025 21:16:14
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
25 10 2025 13:32:44
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
24 10 2025 15:12:56
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
23 10 2025 2:54:56
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
22 10 2025 9:54:29
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
21 10 2025 15:54:38
Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....
20 10 2025 22:15:28
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
19 10 2025 20:41:26
Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...
18 10 2025 19:19:33
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
17 10 2025 15:25:13
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
16 10 2025 0:18:17
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
15 10 2025 11:38:22
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
14 10 2025 3:14:28
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
13 10 2025 23:56:38
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
12 10 2025 9:36:33
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
11 10 2025 23:38:49
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
10 10 2025 9:44:11
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
09 10 2025 6:12:10
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
08 10 2025 2:43:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




