Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

Источник:


Цели урока:

  • Обучающая формирование знаний учащихся о внутренней среде организма и ее роли в организме; о составе крови и необходимости сохранения постоянства солевого состава плазмы крови; о роли свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от кровопотерь;
  • Развивающая – развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, делать опыты) и развитие умений учебного труда (умения работать в нужном темпе, читать, развитие приемов наблюдения);
  • Воспитательная – воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы и приемы: диалогический и эвристический методы, моделирование и эксперимент, частично-поисковый метод.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Урок начинается с предварительной организации, что позволяет почувствовать пульс класса, подготовить учащихся к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.
Приветствие. На этом этапе определяется хаpaктер взаимоотношений учителя и ученика.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся  к уроку.
Активизация внимания
 
Актуализация опopных знаний Учитель задает вопросы:
1. Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?
2. Что такое ткань?
3. Какие функции выполняет межклеточное вещество?
Ответы учащихся.
Этап изучения нового материала

 

Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Такой системой является внутренняя среда организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внутренняя среда организма Внутренняя среда – единая система жидкостей, является естественным продолжением водной основы клеток.  
Учитель организует работу с текстом учебника, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы:
1. Назовите компоненты внутренней среды организмы»
2. Местонахождение в организме?
3. Каким образом взаимосвязаны компоненты внутренней среды?
Работа с текстом учебника: п. 17, с. 82.
Учитель обобщает:
1. Внутренняя среда организма состоит из тканевой жидкости, крови и лимфы.
2. Постоянный состав внутренней среды (гомеостаз) обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках.
3. Гомеостаз – поддерживается непрерывной работой  органов и тканей
Составление схемы:

2. Функции крови Общее количество крови в организме человека равно 7% его веса. Ни для кого не секрет, что при большой кровопотери человек умирает. Но при этом все внутренние органы целы и здоровы. Все это говорит о том, что кровь выполняет важные функции.  
Какие функции выполняет кровь?
Учитель дополняет ответы учащихся.
1. Tрaнcпортная – дыхательная и питательная
2. Терморегуляторная – перенос тепла из органов к коже
3. Регуляторная – перенос гормонов и других биологически активных веществ
4. Защитная – участвуют в иммунитете
5. Выделительная – перенос к почкам и коже конечные продукты обмена.
Ответы учащихся.
(Дыхательная и питательная)
Минутка здоровья

В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.
«Колечко» – поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.
«Кулак – кольцо»  – поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.
«Вертолет» – перемещаем карандаш между пальцами кисти.

3. Состав крови К какому виду ткани относится кровь? Каковы особенности крови как ткани?

Клетки крови взвешены в жидком межклеточном веществе – плазме. Около 55% приходится на плазму и 45% на форменные элементы крови.
Клетки крови – это красные кровяные тельца (эритроциты), белые (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты).
Плазма крови представляет собой желтоватую прозрачную жидкость. В нее входит много простых и сложных веществ.

Ответы учащихся. (Соединительная ткань. Особенности как ткани – жидкая. Много межклеточного вещества)
Но какое вещество, как вы думаете, составляет основную часть плазмы?
90% плазмы составляет вода, и только 10% приходится на сухой остаток.
В состав сухого остатка входят и белки, и жиры с углеводами, ферменты, гормоны, витамины и минеральные соли.
Ответы учащихся (вода).
Какая самая важная функция белков?
Белки – «строительный материал» нашего организма. Они участвуют в защитных реакциях организма, поддерживают постоянство слабощелочной среды крови. В плазме крови находится растворимый белок фибриноген, который участвует в свертывании крови.
Ответы учащихся (строительная функция)
Какая основная функция жиров и углеводов?
Жиры и углеводы – источники энергии.
Минеральные вещества составляют около 0,9% плазмы крови, в их состав входят в основном ионы натрия, калия, кальция, хлора, магния и некоторые другие. Искусственный раствор, содержащий такую же концентрацию солей, что и плазма крови, называется изотоническим раствором или физиологическим раствором.
Ответ учащихся (энергетическая функция).
Для выяснения последствий для клеток помещения их в раствор, содержащий большее или меньшее количество солей, чем физиологический раствор нам поможет демонстрация результатов опыта, который был проведен дома.
Мы наблюдаем явление осмоса, так как имеются два раствора различной концентрации, разделенные полунепроницаемой мембраной. Вода движется в сторону с большей концентрацией растворенного вещества, но при этом не проходят молекулы растворенного вещества. Поэтому кусок картофеля, находящийся в дистиллированной воде увеличился в размерах.
Проведенный опыт поможет нам решить задачу: «Майору Пронину сообщили, что в море, недалеко от устья реки, выловлен утопленник. “Прежде всего, выясните, утонул человек в море или же труп был вынесен туда из реки”,  – дал указание майор. Как выполнить приказ?»
Демонстрация результатов опыта, проведенного накануне. Два одинаковых кусочка картофеля были помещены в разные среды – один в дистиллированную воду, другой в концентрированный раствор соли. Учащийся демонстрирует, что эти кусочки отличаются по плотности (кусок картофеля, расположенный в солевом растворе более плотный), но и размерами (кусок картофеля, находящийся в дистиллированной воде – увеличился в размерах).
Ответы учащихся.
Обобщение учителя:
Концентрация солей в клетках крови такая же, как и в плазме крови. Мембраны клеток крови являются полупроницаемыми. Если человек утонул в реке (пресная вода), то клетки крови будут наполнены водой, их размер будет увеличен, некоторые даже лопнут, потому что вода по законам осмоса, интенсивно начинает проникать внутрь клеток. Эритроциты набухают, их оболочки разрываются, и их содержимое поступает в раствор.  И наоборот – если человек утонул  в морской воде, то количество солей в плазме крови возрастает. Это приведет к оттоку жидкости из форменных элементов крови, и они уменьшатся в размерах. Поэтому по форменным элементам крови можно установить, где утонул человек.
Солевой раствор, осмотическое давление которого, выше, чем осмотическое давление плазмы крови называют гипертоническим раствором, если осмотическое давление ниже – гипотоническим.
 
Сможете ли вы объяснить, почему гипертонический раствор (10% раствор NaCl) применяют при лечении гнойных ран?
Обобщение учителя:
При наложении на гнойную рану повязку с гипертоническим раствором, то жидкость из раны будет выходить наружу, на повязку, так как концентрация солей в ней  выше, чем внутри раны. Эта жидкость будет содержать гной, микробы, отмершие части тканей, которые увлекает с собой при оттоке жидкости.
Ответы учащихся.
4. Свертывание крови При повреждении сосудов возникает кровотечение.
Как борется организм человека с кровотечением?
Свертывание крови – защитная реакция организма, препятствующая кровопотере. На месте повреждения мелкого кровеносного сосуда образуется кровяной сгусток – тромб, являющийся как бы пробкой, закупоривающей сосуд и препятствующей дальнейшему кровотечению. Активное участие в поддержании целостности сосудов принимают кровяные пластинки – тромбоциты, которые располагаются вдоль стенок сосудов. Свое название тромбоциты получили от греч. «тромбос» – пробка, затычка, сгусток крови. При повреждении сосудов разрушаются тромбоциты и в плазму попадает фермент – тромбопластин, который ведет к изменению физико-химического состояния содержащегося в плазме белка – фибриногена, который переходит из растворимой формы в нерастворимую, превращаясь в фибрин. Фибрин выпадает в виде длинных тонких нитей, образующих сети, в которых задерживаются форменные элементы крови. Плазма крови, из которой удален фибриноген, называется сывороткой. Для свертывания крови необходимо наличие солей кальция.
Создаем модель свертывания крови.
Ответы учащихся (Образование тромба. Свертывание крови)
Моделирование процесса свертывания крови

Для создания модели крови берем стакан, в который наливаем физиологический раствор и растворяем в нем яичный белок, насыпаем немного гречневой и рисовой крупы. Вода с растворенным в ней яичным белком – это модель плазмы крови (0,9% раствор минеральных солей и растворенный белок фибриноген), а крупа – клетки крови.
Модель сосуда выполняет пластиковая бутылка, которая размещается горизонтально и у нее вырезается верхняя стенка с небольшим отверстием внизу.

Для превращения растворимого белка в нерастворимый – медленно наливаем кипяток в стакан, постоянно перемешивая. Яичный белок сворачивается от температуры, превращается в длинные нити. Это модель превращения фибриногена в фибрин.
Далее выливаем в бутылку, имитирующую поврежденный сосуд, смесь сваренного белка в физиологическом растворе с крупой гречки и риса. Происходит засечивание отверстия нитями белка, на котором оседают крупинки риса и гречки (модель тромба). Выливание жидкости из отверстия прекращается.

Минутка здоровья

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.
2.  Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.
3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и гpyдина неподвижны.

Закрепление материала 1. Составить опopную схему «Состав крови»

2. Составить опopную схему «Свертывание крови»

Обсуждение схемы.

Образование тромба
(оседание клеток крови на нитях фибрина)
Сыворотка = плазма крови – фибриноген

Домашнее задание    

Литература.

  1. Беркинблит М.Б. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. /М.Б. Беркинблит, А.В. Жердев, О.С. Тарасова. – М. : МИРОС, 1995 . – 176 с.
  2. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений /Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – М. : Дрофа, 2010.
  3. Рохлов В.С. Биология. Человек. : учебное пособие. 9  класс. Ч. 1. – / В.С. Рохлов, Л.В. Рублева, Д.Д. Утешинский. – М. : 2000. – 192 с.: ил.


Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"


    Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

      Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

16 08 2022 11:21:56

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"


    Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

      На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

15 08 2022 9:21:57

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

14 08 2022 4:46:44

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

13 08 2022 21:34:31

Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"


    Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"

      Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....

12 08 2022 12:28:36

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

11 08 2022 5:29:33

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

10 08 2022 9:34:20

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов


    Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

      Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

09 08 2022 15:12:40

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

08 08 2022 10:51:18

Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"


    Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"

      При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....

07 08 2022 19:14:38

"Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    "Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....

06 08 2022 17:34:58

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

05 08 2022 20:53:21

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

04 08 2022 10:39:20

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

03 08 2022 11:40:10

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

02 08 2022 4:33:34

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....

01 08 2022 19:20:50

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"


    Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

      Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

31 07 2022 18:16:42

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

30 07 2022 4:35:22

Урок "Суд над господином Алкоголем"


    Урок "Суд над господином Алкоголем"

      Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

29 07 2022 16:31:40

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

28 07 2022 22:15:17

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

27 07 2022 9:55:40

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

26 07 2022 7:13:42

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

25 07 2022 5:21:26

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

24 07 2022 0:25:45

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

23 07 2022 16:22:20

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

22 07 2022 4:27:58

Открытый урок биологии


    Открытый урок биологии

      Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...

21 07 2022 17:23:52

Мастер-класс "Зеркало организма"


    Мастер-класс "Зеркало организма"

      Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

20 07 2022 15:14:13

Класс Ланцетники: хаpaктеристика, строение и системы органов

Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....

19 07 2022 14:24:58

Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)


    Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)

      Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...

18 07 2022 19:57:49

Элективный курс "Приемная доктора Айболита"


    Элективный курс "Приемная доктора Айболита"

      Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....

17 07 2022 17:38:10

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

16 07 2022 13:48:47

Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"


    Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"

      Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...

15 07 2022 18:53:19

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

14 07 2022 2:39:23

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

13 07 2022 22:36:34

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

12 07 2022 21:35:18

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"


    Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

      Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике. ...

11 07 2022 23:11:56

Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)


    Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)

      Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

10 07 2022 8:34:15

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

09 07 2022 9:53:53

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

08 07 2022 0:34:46

Урок биологии по теме "Витамины"


    Урок биологии по теме "Витамины"

      Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

07 07 2022 8:15:52

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"


    Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

      Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

06 07 2022 5:16:55

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

05 07 2022 14:45:46

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

04 07 2022 18:27:39

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

03 07 2022 10:30:54

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

02 07 2022 17:41:44

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий


    Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

      В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

01 07 2022 15:26:38

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


    Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

      В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....

30 06 2022 22:40:48

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

29 06 2022 22:58:30

Мейоз


    Мейоз

      Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

28 06 2022 2:25:48

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::