Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс


    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе Power Point «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги», презентации учеников «История открытия вирусов», «Вирус СПИДа», раздаточный материал «Рисунки вирусов», «Информационный лист», листовка «Как защитить себя и своих близких от вирусной инфекции».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5

Ход урока

Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент.  
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (актуализация опopных знаний).

Цель для учащихся:

– вспомнить строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот.

Цели и задачи для учителя:

– воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни;

– оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации.

Методы организации работы:

индивидуальный опрос, фронтальный опрос, опрос по карточкам.

Форма организации работы: фронтальная

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: успешные ответы учащихся, понимание ими связи вопросов с темой урока. При затруднении в ответах учитель оказывает помощь, задает наводящие вопросы.

Методы мотивирования учебной активности учащихся: использование поощрительных слов за хорошие ответы.

Подавляющее большинство ныне живущих организмов состоит из клеток. Лишь немногие примитивнейшие организмы – вирусы и фаги – не имеют клеточного строения. Поэтому важнейшему признаку все живое делится на две империи.

1.Какие? (доклеточные и клеточные).

2. Какие надцарства объединяют клеточные? Почему их так назвали? (безъядерные – прокариоты и ядерные – эукариоты).

3. Покажите связь ядра с его функцией в клетке.

4. Имеются ли принципиальные различия между прокариотами и эукариотами?

5. Опрос по карточкам:

Карточка 1.

Дайте сравнительную хаpaктеристику клеткам эукариот.

Царства
Растения Грибы Животные
     
3. Объяснение нового учебного материала.

Цель для учащихся:

изучить строение вирусов, этапы проникновения вирусов в клетку-хозяина;

– сравнить строение вирусов с живыми организмами.

Цели и задачи для учителя:

– познакомить учащихся со строением вирусов и фагов, этапами их проникновения в клетку;

– осмысление новых знаний при сравнении доклеточных и клеточных организмов;

– развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, находить главное;

– работая с рисунками научить путям достижения поставленных целей;

– при коллективном выполнении заданий, создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности, наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей.

Основные положения нового материала:

1. История открытия вирусов.

2. Строение вирусов и бактериофагов.

3. Пути проникновения вирусов в клетку.

4. Гипотезы возникновения вирусов.

5. Роль вирусов

Методы организации работы: использование проблемных вопросов, рассказ учителя с элементами беседы, работа с тетрадью, использование технических средств обучения.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная (эвристическая беседа).

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

– могут рассказать о строении вирусов, сравнивать их с клеточными организмами;

– умеют найти из предложенного материала нужную информацию, вычлeнить главное.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:

– активность в ответах на вопросы;

– наличие уточняющих вопросов в сложных местах.

Методы мотивирования учебной активности учащихся: использование поощрительных слов.

1. Учитель: Я зашла в аптеку, узнать, какие есть медицинские препараты против инфекций, вызывающих различные заболевания. Лекарств, предупреждающих и лечащих бактериальные заболевания очень много. И совсем немного препаратов мне предложили в аптеке для профилактики вирусных заболеваний.

Беседа: 1. Почему же так мало противовирусных препаратов?

2. Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам?

3. Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов. Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию?

4. Какие цели и задачи мы должны решить на уроке?

Учитель называет тему урока, ученики записывают в тетради. (слайды 1, 2)

Учитель: Об истории открытия вирусов нам расскажет ученица А.

2.Сообщение ученика «История открытия вирусов» (с презентацией).

Учитель: А я расскажу о гипотезах возникновения вирусов. (слайды 3-6)

3. Учитель: Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся)

Комментарий учителя: Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Сегодня науке известно около полутора тысяч вирусов. Но они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”! Давайте, для того чтобы узнать, как устроены вирусы, отправимся с вами в виртуальную вирусную лабораторию.

В ваших лабораториях есть образцы некоторых вирусов. Рассмотрите их. Ответьте на вопросы, которые есть в информационных листах. Вирусологи имеют дело с опасными инфекциями. Их работа требует исключительной аккуратности и оперативности. Поэтому, чтобы рассмотреть, как устроены вирусы, вам дается 5 минут. (Работа учащихся в парах).

Строение вируса. (слайды 7, 8)

В клетке хозяина вирус находится в виде молекул нуклеиновой кислоты. В свободноживущем состоянии в форме вириона.

Вирион это генетические элементы, одетые в защитную белковую оболочку способные переходить из одной клетки в другую Вирионы представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов. В сердцевине каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами ДНК или РНК. (У всех организмов каждая клетка содержит и ДНК и РНК). И ДНК и РНК могут быть как двух цепочные, так и одно цепочные, линейные или кольцевые.

Генетический материал вируса (геном) окружен капсидом – белковой оболочкой, защищающей его как от действия нуклеаз – ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты, так и от воздействия ультрафиолетового излучения. Капсиды состоят из многократно повторяющихся полипептидных цепей одного или нескольких типов белков. Оболочка часто построена из повторяющихся субъединиц – капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии. Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную белковую или липопротеиновую оболочку, которая иногда может содержать и углеводы, например, у возбудителей гриппа и гepпeса.

Учитель: Так просто не устроен ни один живой организм.

1. Какой вывод по этой части работы можно сделать?
2. В чем сходство вирусов с живыми организмами?

Сходство с живыми организмами:

а) Способны воспроизводить себе подобные формы.
б) Обладают наследственностью и изменчивостью.

3. Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных, грибов и бактерий?

Ученики записывают в тетради вывод:

– не имеют клеточного строения;
– вирусы облигатные (обязательные) паразиты, вне клетки хозяина находятся в «неживом» состоянии;
– не применимо к ним понятие – обмен веществ;
– не растут;
– не делятся, не размножаются пoлoвым путем;
– стратегия жизни вирусов – безудержное размножение.

4. Почему же вирусы выделяют в особое царство живой природы?

(Предполагаемый ответ: они, как никакие другие живые организмы, сочетают в себе признаки живых систем и неживой материи, поэтому их выделяют в особое царство живой природы).

В отличие от всех организмов у вирусов отсутствует собственная система биосинтеза белка, что побуждает их вести паразитический образ жизни.

В целом жизненный цикл вируса имеет две фазы:

– внеклеточную или покоящуюся (вирусные частицы или вирионы)
– и внутриклеточную – вегетативная (размножающуюся). (слайд 9)

Процесс размножения вирусов особенный в органическом мире, он хаpaктеризуется огромной скоростью.

Этапы проникновения вируса в клетку и его размножение.

Только внедряясь в чужую клетку, вирус может воспроизводить себе подобные формы. Для этого он использует органоиды и ферменты клетки-хозяина, т.к. своих органоидов и ферментов у него нет. Как же это происходит?

1) Вирус осаждается на поверхности мембраны клетки.
2) НК вируса проникает внутрь клетки путем эндоцитоза или впрыскивания ее в клетку.
3) Репродукция НК вируса (размножение внутри клетки), при этом генетический аппарат клетки-хозяина подавляется.
4) Синтез белков капсида.
5) Формирование вирионов по принципу самосборки.
6) Выход вирусов из клетки.

После этого клетка либо погибает, либо продолжает существовать и производить новые поколения вирусных частиц.

(слайды 10, 11)

– Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопрос:

– Противоречит ли существование вирусов одному из главных положений клеточной теории о том, что все живые организмы состоят из клеток? Почему?

(Предполагаемый ответ: Не противоречит, а подтверждает, так как свойства живых организмов вирусы могут проявлять только внутри других живых клеток).

4. Строение бактериофага: Особой группой вирусов являются бактериофаги, или просто фаги, которые заражают бактериальные клетки. Их строение:

1) капсидная головка с нуклеиновой кислотой (ДНК или РНК) ;
2) стержень;
3) спиралеобразный сокращающийся капсид;
4) базальная пластинка;
5) хвостовые фибриллы

(слайд 12 )

Посмотрите, как размножается

(демонстрация флэш-анимации «Бактериофаг»).

Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки. Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, например с бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.

И сегодня, я не могу не сказать еще об одном вирусе, который известен человечеству уже более 20 лет. Но ученые до сих пор не нашли лекарства против этого вируса.

Что это за вирус?

(Предполагаемый ответ: ВИЧ – Вирус иммунодефицита человека).

О вирусе СПИДа расскажет ученик Б.

Сообщение ученика «Вирус СПИДа»

5. Роль вирусов.

1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений.
2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных. (слайд 13)

(Дополнительная информация: Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген).

4. Закрепление учебного материала:

– первичное закрепление материала;
– подведение итогов урока.

Рефлексия.

Цели для учащихся:

– подкрепить свои знания о строении вирусов;
– получить хорошую оценку.

Цели и задачи для учителя:

– осмыслить, систематизировать, обобщить и закрепить новые знания и умения;
– осуществить первичную проверку усвоения и понимания нового материала;
– установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами, внести коррективы.

Метод организации работы:

фронтальная беседа.

Форма организации работы:

Индивидуальная, фронтальная.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала:

хорошие оценки за работу.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда часть учащихся не усвоила новый материал:

– учитель исправляет и корректирует ответы учеников;

– в случае выявления ошибок, проводится коррекция знаний на следующем уроке.

Для того чтобы подвести итог нашей работы, я предлагаю составить рассказ о вирусах с использованием слов выписанных на доске. По цепочке составляем по одному предложению, но чтобы получился логически завешенный текст.

ВИРУСЫ

ПОГРАНИЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

СТРОЕНИЕ

КАПСИД

ДНК, РНК

ВИРУСОЛОГИЯ

ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. (слайд 14)

Выводы:

– Вирусы — неклеточная форма жизни.

– Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки

– Вирусы имеют специфический механизм взаимодействия с клетками.

– Вирусы внутриклеточные паразиты бактерий, растений, животных.

– Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека.

– Обнаружен также вирус, поражающий другие вирусы.

(слайд 15)

Учитель: Мне понравилось работать с вами на уроке, особенно хочу отметить …, они получают «5», ……………….. «4», остальным необходимо быть более активными.

Давайте вернемся к задачам нашего урока. Удалось ли их решить в процессе совместной деятельности?

Рефлексия. (слайд 16)

Учитель: Мне понравилось работать с вами на уроке, особенно хочу отметить …, они получают «5», ……………….. «4», остальным необходимо быть более активными.

Давайте вернемся к задачам нашего урока. Удалось ли их решить в процессе совместной деятельности?

Рефлексия. (слайд 16)

5. Задание на дом.

Цели для учащихся:

– используя текст параграфа и записи в тетради выучить строение и значение вирусов, уметь отвечать на вопросы;

– выполнить творческие задания.

Цели и задачи для учителя:

– объяснить особенности выполнения домашнего задания;

– мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий хорошими оценками.

Критерии успешного выполнения творческих заданий:

наличие работ.

Итак, наш урок подошёл к концу. Я думаю, что сегодняшняя тема вас многому научила. В наш сегодняшний информационный век, вирусы проникают не только в растения, животных и человека, но и в компьютеры. Надеюсь, что вы сможете противостоять вирусам, и в этом вам поможет листовка «Как защитить себя и своих близких от вирусной инфекции». Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся. Ведь хорошее настроение, положительные эмоции – это тоже своего рода защита организма.

Запишите домашнее задание:

1. Параграф 59, записи в тетради.
2. По желанию дополнительное творческое задание:

– Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Урок окончен. До скорой встречи!

При подготовке к уроку были использованы:

  1. Ресурсы интернет.
  2. Биологический энциклопедический словарь.
  3. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. Д.К.Беляев, 2010г.
  4. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. А.О.Рувинский, 2009г.
  5. Материалы учителей биологии В.И.Аржановой, О.В.Рындиной, Н.Б.Кузнецова.



Комментарии:

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

16 10 2025 3:20:56

Урок-путешествие "Грибы вокруг нас". 6-й класс

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....

15 10 2025 5:21:26

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

14 10 2025 12:15:14

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

13 10 2025 1:46:44

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

12 10 2025 14:29:45

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

11 10 2025 5:16:34

Конструкторское бюро живой природы


    Конструкторское бюро живой природы

      Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

10 10 2025 19:14:44

Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)


    Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)

      Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....

09 10 2025 1:36:44

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

08 10 2025 21:28:51

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

07 10 2025 19:33:20

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

06 10 2025 9:20:21

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

05 10 2025 2:24:13

Особенности внутреннего строения рыб

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....

04 10 2025 5:37:57

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

03 10 2025 10:30:37

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

02 10 2025 21:42:25

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

01 10 2025 13:12:30

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

30 09 2025 11:39:21

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....

29 09 2025 8:26:26

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

28 09 2025 19:46:53

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

27 09 2025 14:40:14

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

26 09 2025 17:26:58

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

25 09 2025 4:36:42

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

24 09 2025 7:42:34

Метод проектов на уроках биологии


    Метод проектов на уроках биологии

      Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....

23 09 2025 19:27:38

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

22 09 2025 11:32:24

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

21 09 2025 3:41:49

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

20 09 2025 11:14:53

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

19 09 2025 4:32:56

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

18 09 2025 8:45:48

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

17 09 2025 10:41:37

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

16 09 2025 11:50:26

"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....

15 09 2025 2:45:40

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

14 09 2025 10:28:30

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

13 09 2025 7:57:55

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

12 09 2025 22:50:14

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

11 09 2025 3:14:26

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

10 09 2025 1:19:18

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

09 09 2025 1:54:20

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

08 09 2025 18:26:19

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

07 09 2025 15:21:21

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

06 09 2025 2:45:16

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

05 09 2025 3:13:40

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

04 09 2025 12:29:49

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

03 09 2025 5:11:27

Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....

02 09 2025 12:45:46

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

01 09 2025 8:39:25

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

31 08 2025 22:13:42

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"


    Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"

      Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

30 08 2025 3:32:29

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

29 08 2025 17:14:46

Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

      В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

28 08 2025 20:30:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::