Осевой скелет
Цели: Расширить и закрепить знания по опopно-двигательной системе человека. Выявить особенности скелета человека, связанные с развитием головного мозга, прямохождением и речевой функцией
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы, скелет черепа, телевизор, видеомагнитофон, фильм “Скелет человека”.
План урока.
I. Проверка знаний по предыдущей теме. II.Изучение нового материала
1. Череп
а) мозговой отдел
б) лицевой отдел
2. Скелет \"туловища”
а) позвоночник
б) грудная клетка
III. Закрепление. VI.Подведение итогов.
IV. Задание на дом.
Ход урока.
I. Проверка знаний по предыдущей теме.
1. Несколько учащихся получают индивидуальные задания-карточки
Карточка №1
Из перечней веществ (1-10) выберете и зашифруйте правильные ответы на вопросы (I-ХI)
1. Минеральные вещества I. Предают кости упругость.
2. Органические вещества П. Предают кости твердость
3. Вода Ш. Предают кости легкость
4. Губчатые вещества IV. Предают кости прочность,
5. Надкостница твердость, упругость V. Способ соединения костей черепа
6. Кость без полости VI. Способ соединения позвонков
7. Трубчатое строение VII. Соединение сустава
8. Подвижное соединение VIII. Растущий слой кости
9. Полуподвижное соединение IX. Особенности строения длинных
костей
10. Неподвижное соединение X. Особенности строения плоских
костей
XI. Растворяются в кислоте
Карточка № 2.
Выберите по одному правильному ответу из трех столбцов:
I II III
1.Нормальная кость 4.Без минеральных веществ 7.Хрупкая
2.Декальцинированная кость 5.Без органических веществ 8.Твердая, прочная,
упругая
3.Прокаленная кость 6.Органические и 9.Мягкая, упругая минеральные вещества
Карточка № 3.
Назовите части кости, обозначенные цифрами.
Карточка № 4.
Некоторые считают, что кость это мертвый орган. Правильно ли это утверждение? Ответ обоснуйте.
Карточка № 5.
Какими недостатками обладают кости детей и стариков?
2.Работа с классом по вопросам.
Какое значение имеет скелет?
Какие типы соединения костей вы знаете?
Как влияет питание на прочность костей?
II.Изучение нового материала.
Учитель ставит перед учащимися задачи, которые необходимо решить на уроке: “Сегодня вы должны углубить и закрепить знания по опopно – двигательной системе человека, выявить её особенности, связанные с прямохождением, развитием головного мозга и речевой функцией. Для успешного решения поставленной задачи по ходу беседы вы должны заполнить таблицу, которая позволит привести ваши знания в систему:
Отделы | Название костей, входящих в состав отдела | Функции |
1.Вспомните, какие части скелета выделяют у млекопитающих.
Планируемый ответ ученика.
(В скелете млекопитающих выделяют скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей)
Учитель записывает на доске
“Части скелета: скелет головы скелет туловища скелет верхних и нижних конечностей”.
Учитель: “в скелете человека различают осевой и добавочный скелет. Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища. Добавочный скелет состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с осевым скелетом.”
2.Скелет головы.
Беседа по вопросам.
Какие отделы выделяют в черепе?
Как развиты мозговой и лицевой отделы черепа у человека и обезьяны?
Планируемый ответ ученика.
(У человека мозговой отдел значительно больше лицевого, что связано с сильным развитием головного мозга.)
Почему у обезьяны челюсти значительно вытянуты вперед и лучше развиты, чем у человека?
Планируемый ответ ученика.
(Челюсти животных являются органами нападения и защиты. У человека эту функцию выполняют руки. Кроме того животные употрeбляют сырую пищу, а человек варёную.)
Какие ещё отличительные особенности можно выделить в черепе человека?
Планируемый ответ ученика.
(Подбородочный выступ у человека связан с развитием речевой деятельности, а у обезьян как бы скошен.)
Кто затрачивает больше усилий на то, чтобы удержать череп в горизонтальном положении – млекопитающие животные или человек?
Планируемый ответ ученика.
(Животное. Благодаря тому, что затылочная кость человека имеет сферическую форму, череп прикрепляется недалеко от центра равновесия. Это приспособление к прямохождению.)
Какую функцию выполняет череп?
Планируемый ответ ученика.
(придает форму голове, защищает головной мозг, органы чувств, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.)
Объясните, почему череп состоит из отдельных сросшихся костей, а не из одной цельной кости?
Просмотр фильма.
Учитель: “кости нарастают с краёв до тех пор, пока не достигнут размеров костей черепа взрослого человека. Только тогда кости соединяются неподвижными соединениями, образуя швы. Головной мозг располагается в прочном футляре. В мозговом отделе черепа выделяют непарные кости: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая. Парные – теменная и височная. В лицевом отделе – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарная – нижняя челюсть”.
Вопрос. Почему нижняя челюсть соединена с помощью сустава?
3.Скелет туловища.
Беседа по вопросам.
Из чего состоит скелет туловища?
Планируемый ответ ученика.
(Из позвоночника и грудной клетки.)
Докажите, что позвоночник является не цельной костью, а состоит из отдельных костей – позвонков.
Планируемый ответ ученика.
(Человек произошел от млекопитающих животных, следовательно у него также позвоночник состоит из позвонков. Если бы позвоночник состоял из одной цельной кости, прогнуться назад, в стороны, вперед было бы невозможно.)
Как обеспечивается в то же время подвижность позвоночника?
Планируемый ответ ученика.
(С помощью полуподвижного соединения.)
Какую функцию выполняет позвоночник?
Учитель: “Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходят дуги, от дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют канал, в котором находится спинной мозг.
Опустите голову вниз и нащупайте кость в месте, где шея и туловище образуют угол. Какую кость вы нащупали? (Задний отросток позвонка). Это последний седьмой позвонок шейного отдела, далее идут 12 позвонков грудного, 5 поясничного и 4 – 5 копчикового отделов. У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. Как вы думаете почему? (Крестец несет основную тяжесть тела. К нему прикрепляются кости таза, поддерживающие туловище. Срастание крестцовых позвонков обеспечивает прочность такого соединения.) У человека копчик является рудиментом. Подумайте, почему позвонки в нижних отделах массивней, чем в верхних? (несут большую нагрузку.)
Сравните позвоночник человека и животных. Какую форму имеет позвоночник человека? (S - образную форму.) Это связано с прямохождением. Благодаря изгибам смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для пpeдoxpaнения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясения.
Грудная клетка образована 12 парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и грудной клеткой. Две нижние пары рёбер не соединены с гpyдиной – блуждающие рёбра.
Сделайте глубокий вдох. И проследите за движением грудной клетки. Что обеспечивает движение грудной клетки? (Подвижное соединение.)”
IV.Закрепление.
Учащимся дается 2 минуты для дополнения записей в таблицу.
Беседа по вопросам.
Какие отделы выделяют в черепе?
Какие кости входят в мозговой отдел черепа?
Чем представлен мозговой отдел черепа?
Из чего состоит скелет туловища?
Какие отделы выделяют в позвоночнике?
Что образует грудную клетку?
V.Подведение итогов.
VI.Домашнее задание: с.98 – 101.
Литература: 1. Сонин К.И., Сапин М.Р., Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005.
Комментарии:
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
06 03 2025 21:45:37
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
05 03 2025 16:16:40
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
04 03 2025 6:30:11
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
03 03 2025 7:45:39
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
02 03 2025 7:45:20
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
01 03 2025 13:26:26
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
28 02 2025 8:50:23
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
27 02 2025 1:31:45

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
26 02 2025 17:37:33
Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
...
25 02 2025 9:14:26
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
24 02 2025 23:13:20
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
23 02 2025 14:24:22
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
22 02 2025 17:46:17
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
21 02 2025 20:27:15
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
20 02 2025 18:33:58
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
19 02 2025 21:18:12
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
18 02 2025 12:16:28
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
17 02 2025 22:11:37
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
16 02 2025 5:23:26
Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....
15 02 2025 16:39:30
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни
В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии.
В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
14 02 2025 9:26:26
Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
13 02 2025 3:35:56
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
12 02 2025 17:18:52
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
11 02 2025 6:54:19
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
10 02 2025 8:10:53
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
09 02 2025 20:26:58
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
08 02 2025 13:31:46
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
07 02 2025 5:17:56
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
06 02 2025 23:10:34
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
05 02 2025 0:39:15
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
04 02 2025 16:38:28
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
03 02 2025 20:54:59
Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа.
...
02 02 2025 5:32:42
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
01 02 2025 12:33:14
В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения.
...
31 01 2025 6:27:40
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
30 01 2025 12:57:32
В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....
29 01 2025 23:49:39
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
28 01 2025 4:59:51
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
27 01 2025 12:44:34

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
26 01 2025 21:53:41
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
25 01 2025 20:13:12
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
24 01 2025 17:58:11
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
23 01 2025 1:10:40
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
22 01 2025 7:12:13
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
21 01 2025 10:21:15
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
20 01 2025 5:26:51
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
19 01 2025 10:44:11
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
18 01 2025 17:37:25
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
17 01 2025 22:56:57
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
16 01 2025 5:47:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::