Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

Устное народное творчество: загадки, сказки, приметы, поговорки, обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры любого народа. Для воспитания все сторонне развитой личности необходимо знакомить учащихся с особенностями и спецификой разных народов с их национальной культурой.

Устное народное творчество формировалось тысячелетиями и имеет самую точную форму.

Пословицы и поговорки разных народов часто звучали по-разному, но имеют одинаковый смысл, поэтому на их примере можно показать черты сходства, объединяющие людей разных национальностей.

Например: «Громада – великий человек» (украинская пословица.), «Если вздохнуть всем народом – ветер будет» (русская пословица), «Народ вздохнет разом – буря будет, топнет ногой разом – будет землетрясение» (китайская пословица).

Знакомство с этносом позволяет сформулировать у учащихся представление о многонациональной стране. Но следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку, иначе эффект от их употрeбления пропадает.

Кроме включения в содержание курса «Природа» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных  явлениях природы, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д.

Особенно ценно использование в учебном процессе загадок, т.к. с их помощью совокупность сведений о природе, человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки нацеливают мышление школьника, как на анализ, так и на синтез, что приучает детей не упускать из виду целое при рассмотрении его частей. Загадки развивают наблюдательность ребенка, а учителю без каких-либо специальных тестов или анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, и так же уровень творческого мышления ученика.

Вот несколько примеров загадок, которые могут быть использованы при изучении курса «природоведение»:

1. Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

2. Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)

3. На дворе горой
А в избе водой. (Снег)

4. Рассыпался горох
На 70 дорог,
Никто его не подберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная дeвица. (Град)

5. Сестра к брату в гости идет,
А он от сестры прячется. (Солнце и месяц)

6. Из какого ковша не пьют и не едят,
А только гладят. (Большая медведица)

7. Крашенное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)

8. Заря-зарница
Красавица дeвица
По миру (по свету) ходила
Слезы (ключи) обронила,
Месяц видел,
Солнце скрало. (Роса)

9. Летал, летал
Да в речку убежал. (Снег)

10. Черная корова
Весь мир поборола,
А белая – подняла. (День и ночь)

11. Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу. (Земля)

12. Стоит дуб,
На дубу 12 гнезд,
На каждом гнезде по 4 синицы,
У каждой синицы по 14 яиц:
Семь беленьких
И семь черненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах урока: контроль знаний, изучение нового, закрепление, домашнее задание. Наиболее уместно ограничено они вписываются в уроки по теме «вода».

В процессе повторения материала на обобщающем занятии по темам «Работа ветра», «Значение дождя для растений», «Погода» и т.д. Мы предлагаем на уроке разъяснять смысл пословиц и поговорок, отгадать загадки. В результате на уроке осуществляется закрепление таких понятий как виды осадков (дождь, снег, град), а так же гроза, гром, молния, ветер, облака, тучи.

  • Дождь – кормилец.
  • Без дождя и трава не растет.
  • Куда ветер дует, туда и дождь идет.
  • Меня частенько просят, ждут, а только покажусь – прятаться начнут. (дождь).
  • Один – льет, другой – пьет, третий – растет (дождь, земля и растения).
  • Гроза бьет по высокому дереву.
  • Летит огневая стрела, никто ее не поймает (молния).
  • Без рук стучит, без огня горит (гром и молния).
  • Роса – утра краса.

  • Вечером наземь слетает,
    Ночь на земле пребывает,
    Утром опять улетает. (Роса)

  • Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

  • Гуляет в поле – да не конь,
    Летает в поле – да не птица.

  • У каждого ветра – своя погода.
  • Против ветра не надуешься.
  • За ветром в поле не угонишься.
  • Без рук, без ног, а врата открывает. (Ветер)
  • Не море топит корабли, а ветер.

В разделе «Растения» элементы устного народного творчества целесообразно использовать в темах «Разнообразие растительного мира», «Строение цветковых растений», «Многообразие культурных растений».

В теме «Разнообразие растительного мира» при формировании понятий цветковые и нецветковые растения (папоротники, мхи), культурные, лекарственные и ядовитые растения, жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья могут быть использованы слуедующие фольклорные элементы:

  • Что цветет без цветка? (Папоротник)
  • Цветы, что дети, уход любят.
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  • Не расти траве после осени, не цвети цветам зимой по снегу.
  • Цветов много в поле, да всех не сорвешь.
  • И красивые цветки ядовиты бывают.
  • Всякую ягоду в руку не беру, да не всякую в кузов кладу.
  • Красна ягодка да на вкус горька.
  • Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. (Березы)
  • Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан. (Сосна)
  • Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  • Какое дерево зимой и летом одним цветом. (Сосна)
  • Древо древоиское, листья шамаханские, когти дьявольские, цветы ангельские. (Шиповник)
  • Над водой стоит красной бородой. (Калина)
  • Летом борода вырастает, зимой отпадает. (Трава)
  • Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  • Хоть и не огонь, а жжется? (Крапива)

В теме «Строение цветковых растений». На этапе закрепления изученного материала (понятия корень, стебель, цветок и лист) можно использовать следующие загадки:

  • Зимой седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает. (Лист на дереве)
  • Листья как птицы: посидят, посидят, а осенью полетят.
  • Листья, как живые: шепчутся, а придет пора – и зашумят.
  • По ботве о корне не суди.
  • От яблони – яблоки, а от ели – шишки.
  • Каков плод, таков и приплод.
  • У каждой ягоды своя косточка и т.д.

В теме «Многообразие культурных растений» предлагаем использовать следующие загадки:

  • Маленькая кроша сквозь землю прошла, красную шапочку нашла. (Мак)
  • Весной растет, летом вьется, осенью цветет, зимой в дело идет. (Хмель)
  • Нет ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Огурец)
  • Стоит поп низок, на нем 70 ризок. (Капуста)
  • Стоит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
  • 100 одежек и все без застежек. (Капуста)
  • Дeвица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
  • Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис)

Как показывает опыт использования элементов устного народного творчества наиболее эффективно в младшем и среднем школьном возрасте. Именно в этот возрастной период дети познают мир, основываясь на чувственном и образном восприятии. А средства народной педагогики как раз и представляют собой выбор отдельных образов и метафор, несут в себе смысловую нагрузку в довольно легко усвояемой форме. Поэтому пословицы, поговорки и загадки прочно ложатся в память детей. Кроме того, использование такого приема на уроках способствует развитию познавательного интереса учащихся, осуществлению этического патриотического воспитания.

Внеклассная работа – важнейшая форма биологического образования.

Основные задачи внеклассных занятий – создание благоприятных условий для проявления творческих способностей учащихся.

Среди разнообразных видов внеклассной работы выделяются: массовые, групповые, индивидуальные занятия. К массовым знаниям относятся:  декады биологии, КВН, олимпиады, викторины, тематические вечера, ролевые и деловые игры, выставки, конкурсы и т.д.

7 апреля, на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему они отмечают этот день? Почему здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Но что же такое здоровье? Что люди подразумевают, произнося это слово?

ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, мopaльного и психологического комфорта». Здоровье можно рассматривать в различных аспектах:

  • «наследственность и здоровье»
  • ЗОЖ
  • здоровье и отдых
  • здоровье и физическая культура.

Главная цель проведения праздника – показать учащимся незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у них желание сохранить и укрепить его.

По мнению учащихся:

  • здоровье это – когда тебе хорошо;
  • когда ничего не болит, когда весело и комфортно это от слова здорово;
  • это красота – это сила – это гибкость и стройность;
  • это выносливость – гармония;
  • это когда ничего не мешает радоваться жизни;
  • это когда человек может испытывать значительные нагрузки без последствий;
  • это когда хорошо спишь;
  • утром просыпаешься бодрым и веселым;
  • это когда хороший аппетит;
  • когда ты готов выполнить любую работу.

Существует много способов поддерживать здоровье. Это ежедневная зарядка, прогулки на свежем воздухе это закаливание водой, воздухом, солнцем,  правильное питание. Пища должна быть полноценной, т.е. содержать все нужные организму вещества в доступной форме. Очень полезными и полноценными по составу всех питательных веществ являются кисломолочные продукты.

Здесь можно подготовить сценарий, сценку, и включить в нее персонажей – молоко, белок, жир, лактоза, кальций, витамины, кефир, простокваша, сметана, творог, йогурт.

Большой интерес у детей вызвал праздник «Лес и здоровье». На нем была показана литературно-художественная композиция с дарами осени, рассказывали о лекарственных растениях. На празднике шла речь о том, какую универсальную ценность; имеет лес для здоровья человека: это пища, лекарственные травы – пpaктическая ценность; созерцание красоты леса – эстетическая ценность, любимое место отдыха, где можно насладиться тишиной, пением птиц – рекреационная ценность, познавательная ценность, экономическая ценность и оздоровительная.

Цель мероприятия: показать учащимся универсальную ценность леса, вызвать у учащихся желание беречь лес, сформировать хотя бы малую долю ответственности за состояние леса.

На мероприятии дети читали стихи, пели песни о красоте природы, пении птиц, рассматривали картины художников. Говорили о профессиях  непосредственно связанных с лесом: лесничий, лесник, лесопатолог, работники лесхоза, заготовители грибов, ягод, лекарственных трав, специалисты которые занимаются лесоразведением.

Заключительная часть праздника – конкурс на лучшую листовку, плакат, знания правил поведения в лесу, природоохранных знаков (дети заранее готовят знаки, показывают и рассказывают о нем).

И в конце праздника – чаепитие. Дети приносят лекарственные травы, травы которые были собраны в период летней трудовой пpaктики, т.к. мы ее проходим ежегодно в ГУП «Рыбницкий лесхоз». К чаю пекут пироги, приносят орехи, варенье из малины, земляники и т.д.

Так проходит день здоровья в нашей школе. На подобных мероприятиях мы приобщаем учащихся к решению глобальной экологической проблемы – проблемы здоровья человека.

На пpaктике используют частушки на экологическую тему о лесе, о воздухе, воде и т.д. а также стихи, загадки, сказки:

  • о  временах года;
  • о реке Днестр;
  • о Молдавском Металлургическом заводе;
  • о насекомых, растениях нашего края;
  • о ЗОЖ..

Сказки о борьбе с курением

Интерес к курению начинает проявляться у детей, как правило, в подростковом возрасте, а то и раньше. И не смотря на усилия родителей, педагогов, врачей, убедить школьников в том, что курение опасно для здоровья, что это вредная привычка – очень трудно. Зачастую подростки относятся к словам взрослых, как к надоевшим нравоучениям и не придают им особого значения. Чтобы дойти до их сердец и умов, приходится   находить способы и формы передачи информации. Одна из таких форм – сказки на экологическую тему. Используя их можно в ненавязчивой форме привлечь внимание детей к проблеме табакокурения.

Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших.

Истоки современных проблем экологии – в безумном и жестоком отношении человека к природе. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре.

Мир фольклора – мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства человека с окружающим миром.

В формировании у детей отношения к природе как живой, одухотворенной образы фольклора приобретают огромное значение. Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда; символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные ритуальные действа, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрировали свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в целом.

Педагогическая ценность народного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых и детей что сегодня очень актуально. Здесь просматривается объединение семьи и школы в единое воспитательное прострaнcтво и обретает воспитательную и развивающую направленность.

Народный календарь обладает еще одной особенностью, усложняющей его адаптацию к восприятию современными детьми. Его обрядовая символика и образность представляет собой синтез двух религий – язычества и православия.

Как объяснить детям логику соединения в одном празднике сюжета о Святой Троице и ритуала поклонения березке? Какая связь между обрядом колядования и историей рождения Иисуса Христа? Почему символ Воскресенья Христа является крашеное яйцо?

С точки зрения экологического воспитания и акцентирования идеи единства природы и человека  более результативно поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости.

На первом этапе можно ограничиться выбором из огромного объема информации основных, базовых понятий, связав с ними привлекаемые примеры:

  • дать представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ;
  • разъяснить смысл обрядовых игр как способа помощи природе;
  • познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии, заострив внимание на моменте одушевления природных явлений в фольклоре.

Второй этап – знакомство с православным календарем: христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, и их духовным смыслом.

Третий этап – слияние в календарном празднике двух традиций, их взаимоадаптация и взаимообогащение.

Поэтому раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости более продуктивно еще и потому, что современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками.



Комментарии:

Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс


    Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

      ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....

01 05 2024 11:15:42

Движение воздуха. Ветер


    Движение воздуха. Ветер

      Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....

30 04 2024 18:37:44

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

29 04 2024 17:39:13

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

28 04 2024 23:32:25

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

27 04 2024 20:40:46

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

26 04 2024 17:26:33

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

25 04 2024 5:55:24

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

24 04 2024 21:39:27

Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"


    Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....

23 04 2024 21:50:57

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

22 04 2024 20:20:45

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

21 04 2024 23:42:30

Информационные технологии на уроках биологии

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....

20 04 2024 19:31:52

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

19 04 2024 12:35:10

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

18 04 2024 18:41:11

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

17 04 2024 22:51:24

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

16 04 2024 8:20:48

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

15 04 2024 22:10:25

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

14 04 2024 9:14:35

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

13 04 2024 17:19:32

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

12 04 2024 19:11:45

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

      Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

11 04 2024 6:25:12

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

10 04 2024 8:55:13

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

09 04 2024 21:22:36

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

08 04 2024 21:59:34

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

07 04 2024 10:30:18

"Светик, пушистое солнышко"


    "Светик, пушистое солнышко"

      В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....

06 04 2024 4:18:13

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции


    Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

      Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....

05 04 2024 1:35:57

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе


    Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе

      Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....

04 04 2024 9:42:37

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

03 04 2024 0:28:24

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

02 04 2024 18:40:59

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся


    Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся

      Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...

01 04 2024 2:16:27

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля


    Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля

      В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...

31 03 2024 10:37:32

Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс


    Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс

      Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....

30 03 2024 12:17:42

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

29 03 2024 18:36:44

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

28 03 2024 16:50:33

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

27 03 2024 9:33:36

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

26 03 2024 14:45:13

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

25 03 2024 2:46:57

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

24 03 2024 11:16:50

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

23 03 2024 19:25:47

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

22 03 2024 15:48:27

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

21 03 2024 20:25:12

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

20 03 2024 5:23:27

Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....

19 03 2024 7:28:14

Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

      Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

18 03 2024 14:59:45

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

17 03 2024 20:14:46

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

16 03 2024 22:18:38

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

15 03 2024 4:13:42

Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"


    Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"

      Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....

14 03 2024 22:37:28

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

13 03 2024 13:32:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::