Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens
Цель урока: помочь сформировать представления о современном человеке с эволюционной позиции.
Задачи.
- Познакомиться с основными этапами эволюции человека.
- Развить умение анализировать и обобщать.
- Иметь представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека.
Методы: организация работы в микро-группе, самостоятельная работа с источником информации и анализ новой информации, метод информационных технологий
Методические приемы: личностно-ориентированное, проблемное и развивающее обучение.
Оборудование: мультимедийный проектор, рабочая карта урока.
Тип урока: комбинированный (структурно-сложный).
Ход урока
I. Актуализация опopных знаний
- Ребята, обсудите в группах и обоснуйте систематическое положение Человека разумного, опираясь на материалы из учебника “Биология” Захарова В.Б.
Империя: клеточные
Надцарство: эукариоты
Царство: животные
Класс: млекопитающие
Отряд: приматы
П/отряд: человекоподобные
Секция: узконосые обезьяны
Сем-во: люди
Род: человек
Вид: человек разумный
Свои ответы сверьте с картой урока. (Задание 1).
II. Изучение нового материала
Учитель. Вступительное слово. Существует 3 точки зрения на происхождение жизни:
1. Космическая.
2. Божественная.
3. Научная. Естественная эволюция. Ч.Дарвин
“Происхождение человека и пoлoвoй отбор”.
Обоснуйте вашу точку зрения.
Учитель. Почему сейчас из человекообразных обезьян не возникают люди?
Сравнительно-анатомические сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
Признаки | Человекообразные обезьяны | Человек |
Группа крови | ||
Степень развития мозга | ||
Передние конечности | ||
Болезни | ||
Эмоции |
Отличие: у обезьян нет моторного центра речи и ассоциативного (абстpaктного) мышления.
Учителем задается проблемный вопрос: Возможен ли сейчас процесс эволюции человека?
Комментарий ответов учащихся.
Вывод. В настоящее время не возможен процесс эволюции из обезьян в человека т.к. нет таких условий на земле; ни одна из обезьян не имеет широкого таза, прямохождения, наземного образа жизни, большого объема мозга.
Работа в микро-группах. Стадии антропогенеза. (Задание №2)
Проследим историческое развитие вида Homo sapiens. Заполните табл. № 1 в рабочей карте урока, пользуясь учебником и табл. №2 “Основные стадии антропогенеза”.
Итак, мы с вами проанализировали хронологически этапы антропогенеза, давайте попробуем установить действующие факторы.
Учитель обсуждает со всем классом. Факторы эволюции (биологические и социальные).
(Работа с картой урока, задание №3)
Эволюция человека происходила под действием
биологических и социальных факторов.
Биологические факторы преимущественно
действовали на первых этапах антропогенеза,
социальные факторы оказывают существенное
влияние в настоящее время. Биологические факторы
были открыты Ч. Дарвиным – это наследственная
изменчивость, борьба за существование и
естественный отбор. В равной степени принимали
участие и ненаправленные факторы: волны жизни,
изоляция и мутации.
Роль социальных факторов в формировании
человека показал Ф.Энгельс. В основе лежат
трудовые операции, общественный труд; речь и
язык; мышление и сознание, воспитание.
Взаимодействие этих групп факторов оказало
влияние на формирование руки и мозга человека.
Ускорило эволюцию человека возникновение нечлeнораздельной
речи у
питекантропов. В процессе выполнения
общественного труда естественный отбор оставлял
особей, у которых в лобных долях развивается
центр Брока, а в височных - центр Вернике. Эти
области управляют пониманием звуковых сигналов.
Учитель. Действие факторов антропогенеза можно представить в виде графика. Ознакомьтесь с графиком эволюции человека. (Задание №4 раб. карты урока)
Дайте обоснованный ответ после анализа задания №4.
Расы человека (сообщение ученика и показ плакатов).
Самые крупные три: негроидная, монголоидная и европеоидная. (Индийцы, австралийцы)
Каждая из рас возникает как результат приспособлений к факторам среды. Большинство антропологов делит человечество на три большие расы: негроидно-австралоидную (“черную”), европеоидную (“белую”) и монголоидную (“желтую”). Пользуясь географическими терминами, первую расу называют экваториальной, или африканско-австралийской, вторую — европейско-азиатской, третью — азиатско-американской расой. Различают следующие ветви больших рас: африканскую и океанийскую;северную и южную; азиатскую и американскую (Г.Ф. Дебец). На долю первой расы приходится примерно 10% второй — 50%и третьей — 40% . Это, конечно, грубый суммарный подсчет, так как существуют сотни миллионов расовосмешанных индивидуумов, многочисленные малые расы и смешанные (промежуточные) расовые группы, в том числе и древнего происхождения (например, эфиопы). Большие, или первичные, расы, занимающие огромные территории, не вполне однородны. Их делят по физическим (телесным) признакам на ветви, на 10—20 малых расы, а те — на антропологические типы.
Современные расы, их происхождение и систематику изучает этническая антропология (расоведение). Исследованию подвергают группы населения для осмотра и количественного определения так называемых расовых признаков с последующей обработкой массовых данных методами вариационной статистики. Антропологи используют для этого шкалы цвета кожи и радужной оболочки глаз, цвета и формы волос, формы века, носа и губ, а также антропометрические инструменты: циркули, гониометр. Ведутся также гематологические, биохимические обследования.
Вывод. Мы все живем на единой планете Земля, живем внутри природного сообщества и являемся частью его. Общий уровень развития одинаков у всех современных людей, поэтому мы можем сказать, что все люди братья и сестры, в далеком поколении. И мы как вершина процесса эволюции должны заботиться о окружающей среде.
Необходимо заботиться друг о друге, помогать и помнить, что жизнь не так длинна как кажется, а мы ее сами укорачиваем (курение, алкоголь, наркотики).
Учитель: Вид Homo Sapiens существует на Земле, а расы человека - это? Расы человека – это популяции, которые отличаются друг от друга морфологическими особенностями.
Учитель: Новости в археологии человека. В середине 2000-х годов в знаменитой Денисовой пещере в Солонешенском районе Алтайского края были обнаружены останки древнего человека, его ученые назвали “денисовцем”. Денисовец вполне соответствовал уровню современных ему кроманьонцев: орудия труда, любовь к украшениям. Неожиданной находкой оказался фрагмент браслета из камня, при оформлении которого использовалось несколько технических приемов: шлифование, полировка, пиление и сверление. Однако, несмотря на высокий уровень развития, биологически денисовец отмежевался от основного вида сапиенс.
Учитель: (Задание №5) Рассмотрим схему эволюции человека в рабочей карте урока.
Сколько предков есть у человека разумного?
Учитель: Директор Института археологии и этнографии СО РАН Анатолий Деревянко говорит: “Мы с вами, все ныне живущие люди, произошли от четырех ветвей рода человеческого. Одна из этих ветвей и есть так называемый человек “алтайский” или “денисовский”.
Изучение находок Денисовской пещеры показало, что культура ее жителей была более прогрессивной, чем культура неандертальцев, проживавших в окрестных пещерах. Найденные орудия труда были обработаны более современным и прогрессивным способом, например, штопальная игла была длиной пять сантиметров и имела маленькое ушко.
Учитель: Рассмотрим задание 6 рабочей карты урока. Обратите внимание на орудия труда, созданные человеком алтайским. И сравните их с орудиями труда неандертальца и кроманьонца. (Задание №2) Что вы можете сказать о данном факте?
Радиоуглеродная датировка выявила, что находки относятся к периоду 40 тыс. лет назад. Предполагалось, что это мог быть неандерталец, но расшифровка генома показала, что жители алтайской пещеры - новый вид древнего человека. Его назвали денисовцем, или алтайским человеком. Визуальное моделирование показало, что у него были смуглая кожа, карие глаза и темные волосы, а внешность походила на нынешних малазийцев
Сообщение учащегося о человеке алтайском.
Вывод.
1. Одновременно жили несколько видов и изменялись параллельно.
2. На евразийском континенте вместе с человеком современного физического типа проживали еще как минимум две другие формы гоминидов: Homo sapiens neanderthalensis (неандерталец), Homo sapiens altaiensis (человек алтайский).
Учитель: Первым шагом на пути признания данного открытия стал международный симпозиум, который прошел с 4 по 9 июля (2014 год) прямо в полевом лагере ученых на Денисовой пещере, чтобы зарубежные специалисты смогли лично увидеть место, где жил неизвестный доселе тип человека.
На симпозиум съехались археологи, генетики, антропологи, палеонтологи из России, Германии, Японии, Китая, США, Франции, Чехии и Хорватии. Среди основных докладчиков - профессор лаборатории лейпцигского Института Макса Планка Сванте Паабо. Именно под его руководством проводились генетические исследования найденных в Денисовой пещере останков древних людей. Сванте Паабо сказал РИА Новости, что он пока не встречал негативных откликов ученых о сделанном им генетическом заключении о новом типе древнего человека.
Директор Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Анатолий Деревянко сделал заявление:
“Таким образом, остается сделать лишь один вывод: Homo sapiens - вид, в который вошли четыре подвида - это Homo sapiens africaniensis (Африка), Homo sapiens orientalensis (Юго-Восточная и Восточная Азия), Homo sapiens neanderthalensis (Европа) и Homo sapiens altaiensis (Северная и Центральная Азия). Все археологические, антропологические и генетические исследования, с нашей точки зрения, свидетельствуют именно об этом!”.
Учитель: “Новосибирские ученые ждут, что предстоящая дискуссия будет способствовать тому, что обнаружение ранее неизвестного вида древнего человека будет признано мировым научным сообществом” сказал заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков.
Вывод. Эволюция человека - это длительный исторический процесс происходящий под действие факторов, где человек разумный занял определенное систематическое положение.
Домашнее задание.
1. Читать 4.3 стр. 135-138.
2. Составить цепочку: Прямохождение Разделение функций конечностей Рука орган и продукт труда Общественный хаpaктер труда Появление второй сигнальной системы Способность абстpaктного мышления Накопление знаний и опыта Научно-технический прогресс Компьютерные технологии. (Тетрадь)
3. Построить логико-структурную схему “Человеческие расы”. (Тетрадь)
Приложение 1
Комментарии:
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
06 03 2025 14:11:41
Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....
05 03 2025 9:37:42
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
04 03 2025 7:51:28
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
03 03 2025 14:51:14
У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...
02 03 2025 6:49:28
Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....
01 03 2025 8:34:26

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
28 02 2025 5:42:56
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
27 02 2025 11:53:16
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
26 02 2025 4:21:41
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
25 02 2025 21:34:51
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
24 02 2025 11:50:18
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
23 02 2025 22:53:12
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
22 02 2025 9:23:39
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
21 02 2025 18:35:57
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
20 02 2025 9:48:12
Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....
19 02 2025 22:34:57
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
18 02 2025 12:35:56
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
17 02 2025 19:19:30
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
16 02 2025 18:13:19
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
15 02 2025 1:41:33

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
14 02 2025 18:35:38
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
13 02 2025 0:24:54
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
12 02 2025 5:22:11
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
11 02 2025 13:15:23
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
10 02 2025 8:52:35
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
09 02 2025 17:42:51
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
08 02 2025 13:59:47
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
07 02 2025 16:19:57
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
06 02 2025 19:11:12
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
05 02 2025 10:52:40
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
04 02 2025 12:30:33
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
03 02 2025 14:25:45
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
02 02 2025 11:32:37

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
01 02 2025 5:43:27
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
31 01 2025 19:20:16
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
30 01 2025 4:15:49
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
29 01 2025 12:58:21
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
28 01 2025 8:54:52
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
27 01 2025 6:15:54
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
26 01 2025 6:38:44
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
25 01 2025 23:28:21
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
24 01 2025 22:16:29
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
23 01 2025 4:27:20
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
22 01 2025 5:22:15
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
21 01 2025 5:49:34
Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии.
...
20 01 2025 16:17:21
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
19 01 2025 8:46:23
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
18 01 2025 7:43:47
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
17 01 2025 19:54:57
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
16 01 2025 4:39:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::