Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens
Цель урока: помочь сформировать представления о современном человеке с эволюционной позиции.
Задачи.
- Познакомиться с основными этапами эволюции человека.
- Развить умение анализировать и обобщать.
- Иметь представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека.
Методы: организация работы в микро-группе, самостоятельная работа с источником информации и анализ новой информации, метод информационных технологий
Методические приемы: личностно-ориентированное, проблемное и развивающее обучение.
Оборудование: мультимедийный проектор, рабочая карта урока.
Тип урока: комбинированный (структурно-сложный).
Ход урока
I. Актуализация опopных знаний
- Ребята, обсудите в группах и обоснуйте систематическое положение Человека разумного, опираясь на материалы из учебника “Биология” Захарова В.Б.
Империя: клеточные
Надцарство: эукариоты
Царство: животные
Класс: млекопитающие
Отряд: приматы
П/отряд: человекоподобные
Секция: узконосые обезьяны
Сем-во: люди
Род: человек
Вид: человек разумный
Свои ответы сверьте с картой урока. (Задание 1).
II. Изучение нового материала
Учитель. Вступительное слово. Существует 3 точки зрения на происхождение жизни:
1. Космическая.
2. Божественная.
3. Научная. Естественная эволюция. Ч.Дарвин
“Происхождение человека и пoлoвoй отбор”.
Обоснуйте вашу точку зрения.
Учитель. Почему сейчас из человекообразных обезьян не возникают люди?
Сравнительно-анатомические сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
Признаки | Человекообразные обезьяны | Человек |
Группа крови | ||
Степень развития мозга | ||
Передние конечности | ||
Болезни | ||
Эмоции |
Отличие: у обезьян нет моторного центра речи и ассоциативного (абстpaктного) мышления.
Учителем задается проблемный вопрос: Возможен ли сейчас процесс эволюции человека?
Комментарий ответов учащихся.
Вывод. В настоящее время не возможен процесс эволюции из обезьян в человека т.к. нет таких условий на земле; ни одна из обезьян не имеет широкого таза, прямохождения, наземного образа жизни, большого объема мозга.
Работа в микро-группах. Стадии антропогенеза. (Задание №2)
Проследим историческое развитие вида Homo sapiens. Заполните табл. № 1 в рабочей карте урока, пользуясь учебником и табл. №2 “Основные стадии антропогенеза”.
Итак, мы с вами проанализировали хронологически этапы антропогенеза, давайте попробуем установить действующие факторы.
Учитель обсуждает со всем классом. Факторы эволюции (биологические и социальные).
(Работа с картой урока, задание №3)
Эволюция человека происходила под действием
биологических и социальных факторов.
Биологические факторы преимущественно
действовали на первых этапах антропогенеза,
социальные факторы оказывают существенное
влияние в настоящее время. Биологические факторы
были открыты Ч. Дарвиным – это наследственная
изменчивость, борьба за существование и
естественный отбор. В равной степени принимали
участие и ненаправленные факторы: волны жизни,
изоляция и мутации.
Роль социальных факторов в формировании
человека показал Ф.Энгельс. В основе лежат
трудовые операции, общественный труд; речь и
язык; мышление и сознание, воспитание.
Взаимодействие этих групп факторов оказало
влияние на формирование руки и мозга человека.
Ускорило эволюцию человека возникновение нечлeнораздельной
речи у
питекантропов. В процессе выполнения
общественного труда естественный отбор оставлял
особей, у которых в лобных долях развивается
центр Брока, а в височных - центр Вернике. Эти
области управляют пониманием звуковых сигналов.
Учитель. Действие факторов антропогенеза можно представить в виде графика. Ознакомьтесь с графиком эволюции человека. (Задание №4 раб. карты урока)
Дайте обоснованный ответ после анализа задания №4.
Расы человека (сообщение ученика и показ плакатов).
Самые крупные три: негроидная, монголоидная и европеоидная. (Индийцы, австралийцы)
Каждая из рас возникает как результат приспособлений к факторам среды. Большинство антропологов делит человечество на три большие расы: негроидно-австралоидную (“черную”), европеоидную (“белую”) и монголоидную (“желтую”). Пользуясь географическими терминами, первую расу называют экваториальной, или африканско-австралийской, вторую — европейско-азиатской, третью — азиатско-американской расой. Различают следующие ветви больших рас: африканскую и океанийскую;северную и южную; азиатскую и американскую (Г.Ф. Дебец). На долю первой расы приходится примерно 10% второй — 50%и третьей — 40% . Это, конечно, грубый суммарный подсчет, так как существуют сотни миллионов расовосмешанных индивидуумов, многочисленные малые расы и смешанные (промежуточные) расовые группы, в том числе и древнего происхождения (например, эфиопы). Большие, или первичные, расы, занимающие огромные территории, не вполне однородны. Их делят по физическим (телесным) признакам на ветви, на 10—20 малых расы, а те — на антропологические типы.
Современные расы, их происхождение и систематику изучает этническая антропология (расоведение). Исследованию подвергают группы населения для осмотра и количественного определения так называемых расовых признаков с последующей обработкой массовых данных методами вариационной статистики. Антропологи используют для этого шкалы цвета кожи и радужной оболочки глаз, цвета и формы волос, формы века, носа и губ, а также антропометрические инструменты: циркули, гониометр. Ведутся также гематологические, биохимические обследования.
Вывод. Мы все живем на единой планете Земля, живем внутри природного сообщества и являемся частью его. Общий уровень развития одинаков у всех современных людей, поэтому мы можем сказать, что все люди братья и сестры, в далеком поколении. И мы как вершина процесса эволюции должны заботиться о окружающей среде.
Необходимо заботиться друг о друге, помогать и помнить, что жизнь не так длинна как кажется, а мы ее сами укорачиваем (курение, алкоголь, наркотики).
Учитель: Вид Homo Sapiens существует на Земле, а расы человека - это? Расы человека – это популяции, которые отличаются друг от друга морфологическими особенностями.
Учитель: Новости в археологии человека. В середине 2000-х годов в знаменитой Денисовой пещере в Солонешенском районе Алтайского края были обнаружены останки древнего человека, его ученые назвали “денисовцем”. Денисовец вполне соответствовал уровню современных ему кроманьонцев: орудия труда, любовь к украшениям. Неожиданной находкой оказался фрагмент браслета из камня, при оформлении которого использовалось несколько технических приемов: шлифование, полировка, пиление и сверление. Однако, несмотря на высокий уровень развития, биологически денисовец отмежевался от основного вида сапиенс.
Учитель: (Задание №5) Рассмотрим схему эволюции человека в рабочей карте урока.
Сколько предков есть у человека разумного?
Учитель: Директор Института археологии и этнографии СО РАН Анатолий Деревянко говорит: “Мы с вами, все ныне живущие люди, произошли от четырех ветвей рода человеческого. Одна из этих ветвей и есть так называемый человек “алтайский” или “денисовский”.
Изучение находок Денисовской пещеры показало, что культура ее жителей была более прогрессивной, чем культура неандертальцев, проживавших в окрестных пещерах. Найденные орудия труда были обработаны более современным и прогрессивным способом, например, штопальная игла была длиной пять сантиметров и имела маленькое ушко.
Учитель: Рассмотрим задание 6 рабочей карты урока. Обратите внимание на орудия труда, созданные человеком алтайским. И сравните их с орудиями труда неандертальца и кроманьонца. (Задание №2) Что вы можете сказать о данном факте?
Радиоуглеродная датировка выявила, что находки относятся к периоду 40 тыс. лет назад. Предполагалось, что это мог быть неандерталец, но расшифровка генома показала, что жители алтайской пещеры - новый вид древнего человека. Его назвали денисовцем, или алтайским человеком. Визуальное моделирование показало, что у него были смуглая кожа, карие глаза и темные волосы, а внешность походила на нынешних малазийцев
Сообщение учащегося о человеке алтайском.
Вывод.
1. Одновременно жили несколько видов и изменялись параллельно.
2. На евразийском континенте вместе с человеком современного физического типа проживали еще как минимум две другие формы гоминидов: Homo sapiens neanderthalensis (неандерталец), Homo sapiens altaiensis (человек алтайский).
Учитель: Первым шагом на пути признания данного открытия стал международный симпозиум, который прошел с 4 по 9 июля (2014 год) прямо в полевом лагере ученых на Денисовой пещере, чтобы зарубежные специалисты смогли лично увидеть место, где жил неизвестный доселе тип человека.
На симпозиум съехались археологи, генетики, антропологи, палеонтологи из России, Германии, Японии, Китая, США, Франции, Чехии и Хорватии. Среди основных докладчиков - профессор лаборатории лейпцигского Института Макса Планка Сванте Паабо. Именно под его руководством проводились генетические исследования найденных в Денисовой пещере останков древних людей. Сванте Паабо сказал РИА Новости, что он пока не встречал негативных откликов ученых о сделанном им генетическом заключении о новом типе древнего человека.
Директор Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Анатолий Деревянко сделал заявление:
“Таким образом, остается сделать лишь один вывод: Homo sapiens - вид, в который вошли четыре подвида - это Homo sapiens africaniensis (Африка), Homo sapiens orientalensis (Юго-Восточная и Восточная Азия), Homo sapiens neanderthalensis (Европа) и Homo sapiens altaiensis (Северная и Центральная Азия). Все археологические, антропологические и генетические исследования, с нашей точки зрения, свидетельствуют именно об этом!”.
Учитель: “Новосибирские ученые ждут, что предстоящая дискуссия будет способствовать тому, что обнаружение ранее неизвестного вида древнего человека будет признано мировым научным сообществом” сказал заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков.
Вывод. Эволюция человека - это длительный исторический процесс происходящий под действие факторов, где человек разумный занял определенное систематическое положение.
Домашнее задание.
1. Читать 4.3 стр. 135-138.
2. Составить цепочку: Прямохождение Разделение функций конечностей Рука орган и продукт труда Общественный хаpaктер труда Появление второй сигнальной системы Способность абстpaктного мышления Накопление знаний и опыта Научно-технический прогресс Компьютерные технологии. (Тетрадь)
3. Построить логико-структурную схему “Человеческие расы”. (Тетрадь)
Приложение 1
Комментарии:
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
10 12 2024 10:21:22
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
09 12 2024 22:15:28
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...
08 12 2024 9:40:31
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
07 12 2024 18:33:28
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...
06 12 2024 16:52:55
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
05 12 2024 2:38:30
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
04 12 2024 20:45:39
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...
03 12 2024 16:38:26
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
02 12 2024 8:29:47
В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....
01 12 2024 7:10:26
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...
30 11 2024 4:19:12
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
29 11 2024 14:57:29
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...
28 11 2024 20:46:50
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
27 11 2024 10:12:31
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
26 11 2024 14:48:58
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...
25 11 2024 7:15:16
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
24 11 2024 19:58:15
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
23 11 2024 17:22:53
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
22 11 2024 8:51:16
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...
21 11 2024 11:49:38
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
20 11 2024 14:38:32
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...
19 11 2024 0:46:45
В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний. ...
18 11 2024 14:32:36
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
17 11 2024 14:43:55
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...
16 11 2024 22:58:50
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
15 11 2024 21:18:37
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
14 11 2024 17:44:34
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
13 11 2024 7:12:55
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
12 11 2024 1:57:57
ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
11 11 2024 2:19:38
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
10 11 2024 18:27:31
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение. ...
09 11 2024 1:12:21
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
08 11 2024 1:39:35
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
07 11 2024 0:52:35
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
06 11 2024 17:12:42
Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....
05 11 2024 9:32:55
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
04 11 2024 12:45:21
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
03 11 2024 21:53:30
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
02 11 2024 7:56:31
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
01 11 2024 13:56:55
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
31 10 2024 5:48:57
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
30 10 2024 6:30:24
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
29 10 2024 10:37:53
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
28 10 2024 23:53:27
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
27 10 2024 2:14:58
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...
26 10 2024 14:58:36
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
25 10 2024 8:19:36
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...
24 10 2024 8:31:59
Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...
23 10 2024 22:26:12
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...
22 10 2024 23:47:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::