Зачетный урок "Отделы растений"
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по отделам растений.
Оборудование: таблицы.
Ход урока1. Учитель: Сегодня у нас зачетный урок по теме: “Отделы растений”. Растения играют огромную роль в природе: выделяют кислород, являются начальным звеном в цепи питания, компонентами биогеоценозов. Кроме того, растения для человека – это источник здоровья, красоты, вдохновения. Большую роль играют растения и в хозяйственной деятельности человека.
На Земле насчитывается около 500 тысяч видов растений, из них покрытосеменных – 200–250 тысяч. Остальные 250 тысяч приходятся на другие отделы растений.
Целью урока является анализ общей картины растительного мира, хаpaктеристика всех основных отделов низших и высших растений. Доказать, какое огромное значение для человека играют зеленые растения.
Класс делится на 6 групп (по 4 человека).
Задания для групп следующие:
- карточка с заданием
- билет с 4 вопросами, 5-й вопрос – загадка.
2. Учащиеся выполняют задания по карточкам (Приложение 1).
Выполнив задание, учащиеся называют получившееся слово, комментируя его.
1-я группа – ЛАМИНАРИЯ (“морская капуста”, бурая водоросль, растет в дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана. Натриевая соль альгиновой кислоты (сырьем служит ламинария) дает превосходный клей, который используется для проклеивания бумаги, скрепления цемента).
2-я группа – СПИРОГИРА (многоклеточная нитчатая зеленая водоросль с хроматофором в виде спирально закрученных лент).
3-я группа – РОДИМЕНИЯ (красная водоросль, применяется в пищу).
4-я группа – АНФЕЛЬЦИЯ (красная водоросль, из которой получают агар-агар).
5-я группа – ФИЛЛОФОРА (Красная водоросль, дающая клей. Пленки из этого клея наносятся на различные бетонные сооружения, металлы, древесину. Они пpeдoxpaняют от разрушения, гниения, коррозии).
6-я группа – МАРШАНЦИЯ (печеночный мох, двудомное растение; широко распространен в сырых и тенистых местах лесной зоны России).
3. Учащиеся работают по группам с билетами.
Каждая группа дает ответы на вопросы, используя таблицы, учащиеся других групп при необходимости дополняют.
Учитель: Отдел водоросли – низшие растения. Рассмотрим особенности одноклеточных зеленых водорослей, самых древних растений на Земле.
(Ответы учащихся.)
Вопросы 1-й группы:
- Строение одноклеточных зеленых водорослей и их питание на примере хламидомонады.
- Размножение хламидомонады.
- Особенности строения и питания хлореллы. Роль хроматофора.
- Многообразие, пpaктическое значение зеленых водорослей.
- На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый. (Кочан капусты.)
Учитель: Отдел водоросли. Многоклеточные водоросли.
Вопросы 2-й группы:
- Строение многоклеточных зеленых водорослей на примере улотрикса.
- Размножение улотрикса.
- Хаpaктеристика морских водорослей. Многообразие их.
- Значение водорослей и их пpaктическое применение.
- Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено. (Картофель.).
Дополнения учителя:
Водоросли служат сырьем для получения иода, брома, калийных солей. При сухой перегонке из них извлекают метиловый спирт, ацетон, смолу, фенол. Отмершие водоросли образуют отложения ила – сапропеля, который используется в грязелечении и как удобрение на полях.
Учитель: Высшие споровые растения. Мхи.
Вопросы 3-й группы:
- Строение зеленого мха.
- Особенности размножения мха.
- Строение сфагнума, особенности строения листьев.
- Многообразие мхов, их роль в природе.
- Почему мох сфагнум используется при необходимости как вата?
(Благодаря впитывающей способности и содержанию антисептического вещества сфагнола этот мох имел широкое применение в полевых госпиталях в годы гражданской войны и в партизанских отрядах в период Великой Отечественной войны.)
Учитель дополняет:
На кочке средь морошки
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь, растет.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
И лучшим санитаром был на сраженьях он.
Высшие споровые растения. Папоротникообразные.
Вопросы 4-й группы:
- Строение папоротника.
- Особенности размножения.
- Многообразие папоротниковидных.
- Условия образования каменного угля.
- Что такое “огонь гномов”? (“Огонь гномов” – это произрастающий в темных пещерах мох шизостега, молодые побеги которого светятся во мpaке пещер, создавая впечатление маленьких огоньков).
Дополнения учителя:
Хвощ полевой используется как лекарственное растение, летние побеги применяют в качестве мочегонного средства.
Плаун булавовидный – его споры используют как детскую присыпку, для обволакивания пилюль.
Из корневища папоротника щитовника мужского готовят экстpaкт для изгнания некоторых ленточных гельминтов.
– Особая группа высших растений – семенных растений – голосеменные.
Их появление на Земле связано с поднятием суши, начавшимися колебаниями температуры и влажности. Победить в борьбе за существование им помогло семя. Свое название они получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.
Вопросы 5-й группы:
- Многообразие голосеменных, их хаpaктеристика.
- Отличительные признаки голосеменных от других высших растений.
- Размножение голосеменных.
- Значение голосеменных.
- Какова связь между елью и музыкой? (Древесина ели используется для изготовления скрипок, виолончелей, роялей.)
Дополнения учителя:
Хвоя сосны служит сырьем для получения “сосновой шерсти”, из которой вяжут белье, рекомендуемое при ревматизме.
Из хвои сосны готовят: скипидap, душистое сосновое масло, применяемое в медицине.
– Отдел покрытосеменные растения.
В настоящее время господствуют на Земле покрытосеменные – самые молодые и многочисленные растения. В Красную книгу занесено 600 видов покрытосеменных.
Вопросы 6 группы:
- Многообразие покрытосеменных, их хаpaктеристика.
- Отличительные признаки покрытосеменных от других высших растений.
- Размножение цветковых.
- Значение в природе и жизни человека. Пpaктическое применение цветковых.
- Какое лекарственное растение коренные жители Америки называют “след белого человека”? (Подорожник).
Учитель читает стихотворение о подорожнике.
Вдоль дороги на тропинке луговой
Поздней осенью и летнею порой
По каким бы я дорогам не бродил,
Подорожник свой везде я находил.
Если горло у кого-то заболит
Или осы покусали, все горит,
Иль порезался, мой друг,
Ему невмочь,
Всем старался подорожник мой помочь.
А однажды…
Я узнал секрет такой –
Почему мой подорожник был со мной.
По каким бы я дорогам не бродил,
Почему его везде я находил?
На подошвах я таскал его детей
Вместе с грязью, ослизневших от дождей,
И не ведая, не зная ничего,
По дорогам рассеял детей его.
С той поры сдружилися навек
Подорожник и бывалый человек.
Дополнения учителя:
Среди однодольных растений лечебными свойствами обладают: ландыщ, алоэ, черемша, чеснок, лук.
Среди двудольных:
Семейство крестоцветных: пастушья сумка используется в медицине как кровоостанавливающее средство.
Семейство бобовые: солодка, донник, астрагал, термопсис.
Семейство пасленовые: ядовитые растения – белена, дурман, белладонна, табак – являются сырьем в медицине для получения атропина.
Семейство сложноцветные: лекарственные растения – ромашка, календула, тысячелистник, пижма, череда. Семя из цитварной полыни содержит сантонин, используемый как противоглистное средство.
Семейство розоцветные: их плоды богаты витаминами и сахарами, органическими кислотами. Особенно много витамина С в шиповнике. Малина используется как потогонное средство.
4. Вывод.
Итак, в заключение урока следует сделать вывод о том, что весь растительный мир Земли создает среду обитания человека. Это и “зеленые легкие” планеты, это и целостность нашей природы, ее красота, неповторимость, это пища и здоровье людей как в духовном, так и в физическом смысле.
Все люди Земли должны помнить об этом. Ведь будущее зависит от отношения каждого человека к природе.
Земля – наш Дом.
И летом, и зимой, и осенью, весной
Земля – наш Дом.
Задумайся о том!
А то, как в том кино,
Пошлет нас звездный странник
За новою Землей,
А если не найдем???
Комментарии:
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
01 04 2025 16:43:42
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
31 03 2025 12:12:23
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
30 03 2025 23:38:27
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
29 03 2025 18:46:37
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
28 03 2025 15:20:11
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
27 03 2025 16:40:24
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся.
...
26 03 2025 23:18:47
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
25 03 2025 18:24:35
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
24 03 2025 19:59:29
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
23 03 2025 6:59:41
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
22 03 2025 4:19:47
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
21 03 2025 8:10:45
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
20 03 2025 9:47:25
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
19 03 2025 20:25:36
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
18 03 2025 7:24:23
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
17 03 2025 8:13:26
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
16 03 2025 12:49:41
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
15 03 2025 5:30:13
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
14 03 2025 21:30:31
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
13 03 2025 15:54:49
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
12 03 2025 4:51:35
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
11 03 2025 12:18:51
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
10 03 2025 9:18:56
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
09 03 2025 17:46:30
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
08 03 2025 21:54:59
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
07 03 2025 4:47:21

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
06 03 2025 13:10:34
Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...
05 03 2025 3:25:56

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....
04 03 2025 2:16:41
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
03 03 2025 0:13:38
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
02 03 2025 0:20:42
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией.
...
01 03 2025 11:33:10
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
28 02 2025 19:20:27

Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....
27 02 2025 16:47:23
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
26 02 2025 6:25:32
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
25 02 2025 18:15:11

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....
24 02 2025 1:52:55

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
23 02 2025 1:59:35
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
22 02 2025 17:28:22
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
21 02 2025 17:56:22
Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы.
...
20 02 2025 17:11:14
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
19 02 2025 1:16:11
Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....
18 02 2025 20:17:31
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
17 02 2025 13:13:18
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
16 02 2025 10:23:46
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
15 02 2025 16:49:46
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
14 02 2025 18:54:45
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
13 02 2025 0:23:19
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
12 02 2025 2:36:34
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
11 02 2025 6:56:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::