Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс
Цели урока:
- рассмотреть хромосомный механизм определения пола организма и сущность наследования признаков, сцепленных с полом;
- продолжить формирование навыков учащихся решения генетических задач;
- продолжить формирование понимания учащимися вреда для здоровья человека и его потомства употрeбления алкоголя, табака и наркотиков.
Оборудование урока “Генетика пола”.
- слайд: схема “Генетика пола”, приложение №1;
- таблица “Расщепление по полу”, приложение №2;
- слайд: карточка “Хромосомный набор человека”, приложение №3;
- слайд: задачи на сцепление с полом наследования, приложение №4;
- слайд: карточка “Родословная рода Виктории”, приложение №5.
План урока “Генетика пола”.
- постановка проблемы;
- анализ таблицы “Расщепление по полу”;
- анализ таблицы “Хромосомный механизм определения пола”;
- рассмотрение других способов определения пола;
- рассмотрение хромосомных аномалий и причин их возникновения;
- решение задач на сцепление с полом наследования;
- сообщение учащихся о гемофилии, решение задач по наследованию заболевания;
- анализ родословной английской королевы Виктории, подтверждение наследования гемофилии по мужской линии;
- сообщение учащихся о дальтонизме, решение задач по наследованию патологических генов;
- выводы учащихся;
- сообщение учителем заданий на дом.
Ход урока
Вступительное слово учителя: “Сегодня на уроке мы должны решить проблему - применимы ли законы Менделя к генетике пола”.
I часть урока. Беседа учителя с учащимися:
1) Вопрос: Каковы статистические соотношения полов у новорожденных? (анализ таблицы, см. Приложение №2).
Ответ: 1:1.
2) Вопрос: При каких условиях по законам Менделя возможно такое расщепление?
Ответ: Одна особь должна быть гомозиготной, другая – гетерозиготной.
(Объяснение учителя кариотипа дрозофилы (аутосомы, пoлoвые хромосомы) по теме “Хромосомный механизм определения пола”).
3) Вопрос: Отчего же зависит рождение мужских и женских особей?
Ответ: Гомогаметность – , гетерогаметность – .
4) Вопрос: Какой кариотип имеет человек? (анализ карточек, см. Приложение №3)
Ответ: Аутосомы - 22 пары и пoлoвые хромосомы: – XX, – XY.
5) Вопрос: Как происходит наследование пола человека?
Ответ: Запись в тетрадь схемы наследования пола у человека (см. Приложение №1, блок 1).
6) Вопрос: Каково кариотическое соотношение полов живых организмов?
Ответ: 1 : 1 - соответствует фактически наблюдаемому.
7) Вопрос: В какой момент определяется пол потомства?
Ответ: Пол потомства определяется в момент оплодотворения и зависит от набора зиготы.
8) Вопрос: Гаметы матери или отца являются решающими при определении пола потомства?
Ответ: Отца, т.к. он имеет Y-хромосому.
Вывод: такое определение пола хаpaктерно не только для человека, дрозофил, но и для большинства позвоночных, многих насекомых, двудомных растений.
II часть урока. Объяснение учителем других способов определения пола:
“В результате естественного отбора выработалось некоторое разнообразие в распределении пoлoвых хромосом у разных групп организмов.
Другие способы определения пола:
(см. Приложение №1, блок 2) ;
(см. Приложение №1, блок 2) ;
иной механизм определения пола (пчелы, муравьи): – диплоидный, – гаплоидный, пoлoвых хромосом нет.
Нарушение определения пола у человека (вероятность – 2 случая на 1 тыс.новорожденных). В таких случаях у потомства наблюдается (см. Приложение №1, блок 3):
- непропорциональный рост конечностей;
- бесплодие;
- умственная отсталость и другие аномалии.
Причины аномалий: воздействие мутагенных факторов – радиационного, термического, химического и др. К химическим факторам относится действие алкоголя, никотина, наркотиков, токсических веществ, а также бесконтрольное использование лекарственных препаратов. Важное значение имеет и возраст родителей, т.к после 35 лет у человека цитоплазма пoлoвых клеток становится более вязкой и может нарушаться расхождение хромосом при мейозе”.
“В том случае, когда гены, ответственные за определение признака расположены в аутосомах, наследование осуществляется независимо от того, какой из родителей является носителем изучаемого признака. Однако, ситуация изменяется, когда признак определяется генами, лежащими в пoлoвых хромосомах. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- хромосомах или Y-хромосомах, называется наследование, сцепленное с полом.
Рассмотрим наследование генов, расположенных в X-хромосомах. Следует иметь в виду, что в пoлoвых хромосомах могут находиться и гены, не участвующие в развитии пoлoвых признаков. Так, Х-хромосомы дрозофилы включают ген, отвечающий за окраску глаз.
Х-хромосома человека содержит около 150 генов, отвечающих за развитие различных признаков, например:
- ген, отвечающий за свертывание крови;
- ген, отвечающий за форму и размер зубов;
- ген, отвечающий за синтез ряда ферментов;
- ген, обуславливающий дальтонизм (слепоту к красному и зеленому).
В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Аллельные гены, сцепленные с полом, наследуются в соответствии с законами Менделя”.
III часть урока. Решение задач (см. Приложение №4).
IV часть урока. Выводы.
Познакомились с механизмом определения пола.
Изучили пути наследования некоторых генетических заболеваний.
Убедились в том, что законы Менделя приемлемы и для генетики пола.
Приложение 5.
V часть урока. Задание на дом.
Изучение §27, (Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, “Общая биология”, 10-11 кл., М. Просвещение, 2002 г.)
Подготовка сообщений по теме “Методы изучения наследственности человека”:
- генеалогический;
- близнецовый;
- цитогенетический;
- биохимический;
- иммуногенетический.
Самостоятельное составление генетических задач.
Самоанализ
I. Тип урока: комбинированный.
II. Методы обучения (словесные, пpaктические, наглядные):
- Объяснение учителя.
- Беседа учителя с учащимися.
- Работа с дидактическим материалом.
- Демонстрация наглядных пособий.
- Решение задач.
III. Хаpaктер и формы организации познавательной деятельности учащихся:
Репродуктивный:
- воспроизведение пройденного материала;
- решение задач по алгоритму.
Реконструктивный
- со схемой на доске (сравнение, обобщение) ;
- с карточкой “Родословная рода Виктории”;
- решение задачи на применение знаний в незнакомой ситуации (гемофилия, дальтонизм).
Продуктивная деятельность:
- подготовка сообщений;
- составление генетических задач (домашнее задание) ;
- прогнозирование результатов скрещивания при решении задач по определению пола.
Комментарии:
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
31 08 2025 9:40:57
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
30 08 2025 0:29:43
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
29 08 2025 9:29:57
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
28 08 2025 0:39:47
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
27 08 2025 23:31:59
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
26 08 2025 6:39:43
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
25 08 2025 1:43:51
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
...
24 08 2025 11:27:52
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
23 08 2025 14:52:16
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
22 08 2025 14:34:38
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
21 08 2025 1:57:22
В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях.
...
20 08 2025 12:26:42
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
19 08 2025 22:32:31
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
18 08 2025 20:25:57
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
17 08 2025 0:34:35
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
16 08 2025 15:10:20
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
15 08 2025 9:12:58
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
14 08 2025 21:57:48
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
13 08 2025 19:52:53
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
12 08 2025 13:55:36
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
11 08 2025 17:49:50
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
10 08 2025 16:43:28
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
09 08 2025 3:18:22
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
08 08 2025 21:45:48
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
07 08 2025 15:22:11
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
06 08 2025 23:14:17
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
05 08 2025 18:40:34
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
04 08 2025 6:46:11

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
03 08 2025 12:43:12
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
02 08 2025 4:36:38
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
01 08 2025 19:43:54
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
31 07 2025 1:43:18
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
30 07 2025 3:38:22
В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества".
...
29 07 2025 19:10:46
Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....
28 07 2025 13:43:42
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
27 07 2025 20:29:50
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
26 07 2025 1:21:16
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
25 07 2025 4:45:34
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
24 07 2025 7:20:50
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
23 07 2025 14:20:28
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
22 07 2025 12:43:41
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
21 07 2025 14:38:41
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
20 07 2025 13:25:52
Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы.
...
19 07 2025 14:25:53
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
18 07 2025 21:14:37
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
17 07 2025 7:49:51
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
16 07 2025 23:55:45
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
15 07 2025 20:52:18

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
14 07 2025 3:10:44
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
13 07 2025 14:45:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::