Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс
Цели урока:
- рассмотреть хромосомный механизм определения пола организма и сущность наследования признаков, сцепленных с полом;
- продолжить формирование навыков учащихся решения генетических задач;
- продолжить формирование понимания учащимися вреда для здоровья человека и его потомства употрeбления алкоголя, табака и наркотиков.
Оборудование урока “Генетика пола”.
- слайд: схема “Генетика пола”, приложение №1;
- таблица “Расщепление по полу”, приложение №2;
- слайд: карточка “Хромосомный набор человека”, приложение №3;
- слайд: задачи на сцепление с полом наследования, приложение №4;
- слайд: карточка “Родословная рода Виктории”, приложение №5.
План урока “Генетика пола”.
- постановка проблемы;
- анализ таблицы “Расщепление по полу”;
- анализ таблицы “Хромосомный механизм определения пола”;
- рассмотрение других способов определения пола;
- рассмотрение хромосомных аномалий и причин их возникновения;
- решение задач на сцепление с полом наследования;
- сообщение учащихся о гемофилии, решение задач по наследованию заболевания;
- анализ родословной английской королевы Виктории, подтверждение наследования гемофилии по мужской линии;
- сообщение учащихся о дальтонизме, решение задач по наследованию патологических генов;
- выводы учащихся;
- сообщение учителем заданий на дом.
Ход урока
Вступительное слово учителя: “Сегодня на уроке мы должны решить проблему - применимы ли законы Менделя к генетике пола”.
I часть урока. Беседа учителя с учащимися:
1) Вопрос: Каковы статистические соотношения полов у новорожденных? (анализ таблицы, см. Приложение №2).
Ответ: 1:1.
2) Вопрос: При каких условиях по законам Менделя возможно такое расщепление?
Ответ: Одна особь должна быть гомозиготной, другая – гетерозиготной.
(Объяснение учителя кариотипа дрозофилы (аутосомы, пoлoвые хромосомы) по теме “Хромосомный механизм определения пола”).
3) Вопрос: Отчего же зависит рождение мужских и женских особей?
Ответ: Гомогаметность – , гетерогаметность – .
4) Вопрос: Какой кариотип имеет человек? (анализ карточек, см. Приложение №3)
Ответ: Аутосомы - 22 пары и пoлoвые хромосомы: – XX, – XY.
5) Вопрос: Как происходит наследование пола человека?
Ответ: Запись в тетрадь схемы наследования пола у человека (см. Приложение №1, блок 1).
6) Вопрос: Каково кариотическое соотношение полов живых организмов?
Ответ: 1 : 1 - соответствует фактически наблюдаемому.
7) Вопрос: В какой момент определяется пол потомства?
Ответ: Пол потомства определяется в момент оплодотворения и зависит от набора зиготы.
8) Вопрос: Гаметы матери или отца являются решающими при определении пола потомства?
Ответ: Отца, т.к. он имеет Y-хромосому.
Вывод: такое определение пола хаpaктерно не только для человека, дрозофил, но и для большинства позвоночных, многих насекомых, двудомных растений.
II часть урока. Объяснение учителем других способов определения пола:
“В результате естественного отбора выработалось некоторое разнообразие в распределении пoлoвых хромосом у разных групп организмов.
Другие способы определения пола:
(см. Приложение №1, блок 2) ;
(см. Приложение №1, блок 2) ;
иной механизм определения пола (пчелы, муравьи): – диплоидный, – гаплоидный, пoлoвых хромосом нет.
Нарушение определения пола у человека (вероятность – 2 случая на 1 тыс.новорожденных). В таких случаях у потомства наблюдается (см. Приложение №1, блок 3):
- непропорциональный рост конечностей;
- бесплодие;
- умственная отсталость и другие аномалии.
Причины аномалий: воздействие мутагенных факторов – радиационного, термического, химического и др. К химическим факторам относится действие алкоголя, никотина, наркотиков, токсических веществ, а также бесконтрольное использование лекарственных препаратов. Важное значение имеет и возраст родителей, т.к после 35 лет у человека цитоплазма пoлoвых клеток становится более вязкой и может нарушаться расхождение хромосом при мейозе”.
“В том случае, когда гены, ответственные за определение признака расположены в аутосомах, наследование осуществляется независимо от того, какой из родителей является носителем изучаемого признака. Однако, ситуация изменяется, когда признак определяется генами, лежащими в пoлoвых хромосомах. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- хромосомах или Y-хромосомах, называется наследование, сцепленное с полом.
Рассмотрим наследование генов, расположенных в X-хромосомах. Следует иметь в виду, что в пoлoвых хромосомах могут находиться и гены, не участвующие в развитии пoлoвых признаков. Так, Х-хромосомы дрозофилы включают ген, отвечающий за окраску глаз.
Х-хромосома человека содержит около 150 генов, отвечающих за развитие различных признаков, например:
- ген, отвечающий за свертывание крови;
- ген, отвечающий за форму и размер зубов;
- ген, отвечающий за синтез ряда ферментов;
- ген, обуславливающий дальтонизм (слепоту к красному и зеленому).
В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Аллельные гены, сцепленные с полом, наследуются в соответствии с законами Менделя”.
III часть урока. Решение задач (см. Приложение №4).
IV часть урока. Выводы.
Познакомились с механизмом определения пола.
Изучили пути наследования некоторых генетических заболеваний.
Убедились в том, что законы Менделя приемлемы и для генетики пола.
Приложение 5.
V часть урока. Задание на дом.
Изучение §27, (Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, “Общая биология”, 10-11 кл., М. Просвещение, 2002 г.)
Подготовка сообщений по теме “Методы изучения наследственности человека”:
- генеалогический;
- близнецовый;
- цитогенетический;
- биохимический;
- иммуногенетический.
Самостоятельное составление генетических задач.
Самоанализ
I. Тип урока: комбинированный.
II. Методы обучения (словесные, пpaктические, наглядные):
- Объяснение учителя.
- Беседа учителя с учащимися.
- Работа с дидактическим материалом.
- Демонстрация наглядных пособий.
- Решение задач.
III. Хаpaктер и формы организации познавательной деятельности учащихся:
Репродуктивный:
- воспроизведение пройденного материала;
- решение задач по алгоритму.
Реконструктивный
- со схемой на доске (сравнение, обобщение) ;
- с карточкой “Родословная рода Виктории”;
- решение задачи на применение знаний в незнакомой ситуации (гемофилия, дальтонизм).
Продуктивная деятельность:
- подготовка сообщений;
- составление генетических задач (домашнее задание) ;
- прогнозирование результатов скрещивания при решении задач по определению пола.
Комментарии:
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
17 07 2025 20:36:35
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
16 07 2025 12:48:38
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
15 07 2025 0:11:54
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
14 07 2025 20:19:43
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
13 07 2025 6:26:33
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
12 07 2025 23:27:53

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
11 07 2025 12:33:26

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....
10 07 2025 4:38:45
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
09 07 2025 18:48:36
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
08 07 2025 10:47:59
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
07 07 2025 19:19:36
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
06 07 2025 16:19:13
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
05 07 2025 5:41:56
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....
04 07 2025 9:15:23

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
03 07 2025 20:30:25
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
02 07 2025 20:54:34
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
01 07 2025 10:10:50
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности.
...
30 06 2025 16:18:21
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
29 06 2025 14:52:58
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
28 06 2025 8:26:53
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
27 06 2025 21:39:31
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
26 06 2025 22:24:35
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
25 06 2025 16:24:53
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
24 06 2025 8:11:30
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
23 06 2025 13:10:11
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
22 06 2025 21:43:40
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
21 06 2025 3:27:10

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
20 06 2025 7:51:59
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
19 06 2025 5:12:41
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
18 06 2025 8:23:49
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
17 06 2025 8:34:37
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
16 06 2025 15:16:57
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
15 06 2025 20:39:21
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
14 06 2025 16:36:38
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
13 06 2025 17:22:30
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
12 06 2025 12:45:28
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
11 06 2025 18:32:37
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
10 06 2025 21:38:41
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
09 06 2025 5:55:48
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....
08 06 2025 1:24:32
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
07 06 2025 15:25:10
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
06 06 2025 16:44:28
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
05 06 2025 9:33:57
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
04 06 2025 18:54:44

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
03 06 2025 6:22:10
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
02 06 2025 20:31:10
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний.
...
01 06 2025 18:37:55

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
31 05 2025 23:11:55
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
30 05 2025 5:18:49
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
29 05 2025 23:34:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::