Формирование экологического сознания средствами урока биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

Сегодня с уверенностью можно констатировать тот факт, что тревожная экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах страны является результатом некомпетентностного хозяйствования, потребительского отношения к природным богатствам, превалирования технократического мышления и, конечно же, недостатка экологических знаний.

Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя искать новые подходы в работе. Решение данных вопросов направлено на ликвидацию разрыва, между тем, что дети слышат о необходимости сохранять, беречь природу и тем, что делают. Учащиеся хорошо знают законы, терминологию, (это подтверждается успеваемостью в работе), но по отношению к природе остаются потребителями.

Результаты диагностики показывают, что 56% учащихся воспринимают природу прагматически, считая, что значимость природы заключается в получении продуктов питания.
38% – осознают, что природа главный источник жизни, 6% – считают, что природа не только условия для физического существования, но и осознают самоценность природы.

Всем понятно, что без знаний закономерностей развития природы невозможно выработать экологический стиль мышления, заложить основы экологической культуры, обеспечить понимание научных принципов человеческой деятельности. На биологических знаниях основывается формирование здорового образа жизни, профилактические нормы позволяющие сохранить свое здоровье. То есть, биология как учебный предмет, обладает огромной возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической культуры.

Как сделать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась учителем, все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы.

Цель воспитательной системы: cоздание условий для формирования экологического сознания обучающихся через экологизацию учебного процесса.

Задачи:

  • Выделить в биологическом содержании вопросы, особо важные для построения системы экологических знаний учащихся.
  • Разработать и внедрить механизм активизации познавательной деятельности учащихся.
  • Организовать проектную деятельность учащихся, позволяющую применить знания, полученные в процессе обучения в решении пpaктических задач.
  • Разработать диагностические карты уровня сформированности экологических знаний, экологически грамотного поведения, экологического сознания.

Участники этого процесса: ученик, т.е. субъект, а носители содержания и способов действия, учитель-предметник, администрация, классные руководители, родители. В итоге результатом системы воспитательной работы учителя биологии, считаю, включение учащихся в пpaктическую деятельность школы и города.

Основополагающим для меня в воспитательной системе является:

1) ступенчатый хаpaктер обучения (поэтапным овладением разнообразными знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе экологического образования и развития личности) ;

2) системность (т.е. регулярное применение различных методов, форм, средств направленных на формирование экологических знаний) ;

3) научность знаний (в основу – положено научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее учащимся познавать их сущность) ;

4) скачкообразность процесса; (каждый ребенок по-разному воспринимает учебный материал…) ;

5) активность; (состояние субъекта, при котором он из пассивного слушателя, в соучастника учебного процесса).

Приоритетными воспитательной системе становятся экологические принципы:

  • Умей договариваться. Не дави на природу. Тогда она будет к тебе терпелива.
  • Системы построены на принципе целостности. Сохраняй целостность везде и всегда, в себе и в окружающем тебя мире.
  • Входя в систему, « вытирай ноги».
  • Участвуй в общем круговороте веществ в природе, но не ломай его.
  • Экологическая ниша – это чей-то дом. Может быть, и твой. Уважай его. Поэтому « не плюй в колодец».
  • Хозяйствуй, но не хозяйничай. Не меняй ничего, пока не понял того, что ты хочешь изменить и зачем.
  • Человек уже везде. И это он должен помнить. И другие….

В каждой следующей ступени обучения экологические принцип повторяются, но изучаются на новом уровне.

Возможность экологического ориентирования существует на любом уроке биологии

В построении воспитательной системы выделяются 3 блока обучения:

Они образуют тесно взаимосвязанные звенья в целостном процессе формирования экологической культуры личности.
Содержательный блок включает 3 компонента.

Информационно-познавательный компонент позволяет решать задачи по овладению учащимися экологических законов; мотивации их на экологические знания и вскрытия причин и последствий нарушения гармоничного отношения « человек – природа»

Основополагающее понятия « клетка» изучается в развитии 5,6,8,9,10 классах. Благодаря чему вскрываются основные законы экологии: Все связано со всем; Биологические системы построены на принципе целостности и дискретности.

Например, в 5 классе данное понятие рассматривается через проблемные вопросы, через активные формы организации деятельности ( работа в группах и парах) Ребята осознанно понимают взаимосвязи микро- и макромира, целостность многоклеточного организма, состоящего из дискретных частей клеток.; входе лабораторных работ учащиеся повышают познавательную активность и включаются в подлинную деятельность по ознакомлению с простейшими.
В результате, учащиеся делают вывод: клетка – простейших целостный организм, состоящий из дискретных частей.

В 9-11 классе применяя активные методы, формы и приемы подвожу к пониманию основных законов через формирования знаний о клетке как о системе (система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов) Формируется понимание взаимозависимых частей друг от друга, осознается принцип: гибель части ведет к разрушению целого.

Когнитивно-операционный компонент направлен на создание условий для использования знаний при моделировании и прогнозировании последствий деятельности влияния человека на природу и формирования потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.

Для осуществления задач применяются разработанные совместно с обучающимися наглядные пособия, которые создаются на основе вычлeнения в биологическом содержании вопросов, особо значимых для построения системы экологических знаний учащихся.
Работа с таблицами позволяет решать проблемные вопросы предмета, сложные экологические задачи, способствует моделированию и прогнозированию антропогенного воздействия.

Таблицы является не просто ярко оформленными, воздействующими на эмоции ребенка картинками, они заставляют учащегося активно думать, формируют представление об окружающем мире благодаря логике и системности построения, в них содержится структурный материал, ключевые слова по теме, в них высвечиваются основные для формирования экологической грамотности вопросы.

Разработанные таблицы использоваться как основное наглядное пособие раздаточный материал на уроках природоведения, биологии для работы индивидуально, в парах сменного и постоянного состава, в группах (имеются папки с вопросами для работы в парах постоянного и сменного состава).

Промежуточная диагностика сформированности экологической культуры обучающихся показала, что наблюдается повышение познавательного интереса у учащихся, повышение экологических знаний, а уровень сформированности экологической культуры остается без изменений. Анализ ситуации привел к пониманию, что определяющим в формировании экологического сознания должна стать работа по ученическим экологическим проектам.

Мотивационно-деятельностный компонент моей воспитательной системы предполагает создание условий для:

  • организации проектной деятельности обучающихся, направленной на формирование ценностных установок и норм;
  • активизации деятельности обучающихся по улучшению окружающей среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

Только в деятельности может возникнуть мотивация. А деятельность организуется через метод проектов, целью которых является создание условий для погружения учащихся из теории в пpaктику. Кроме этого, в преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

5 класс. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

В курсе природоведения 5 класс на четырех разделах создаются ученические экологические проекты.

Цель: осознание значимости действий каждого человека на природу.

  1. В разделе Атмосфера «Основные источники загрязнения атмосферы в нашей местности».
  2. Гидросфера «Капля жизни» – призывные мини-плакаты возле источника воды.
  3. Литосфера «Прикоснись к Земле».
  4. Живые организмы «Фабрика жизни».

Каждый проект заканчивается общественно полезным делом (листовки, проведения классных часов в начальном звене по теме проекта, выступление учащихся на родительском собрании (конференции).

По итогам проведенной диагностики и результатам анализа включенности ребят в природоохранную деятельность можно говорить о положительной динамике изменения отношений ребят к природе.

Приоритеты у ребят изменились. 71 % – осознает, что природа главный источник жизни.

Результат ЗУН проверить легко: есть система разработанных проверочных работ. А как проверить сформированность экологического сознания? И здесь учитель должен выступать не проверяющим (контролером), а единомышленником. Результатом может быть лишь изменение в отношении к делу, поступок.

Активное участие обучающихся в работе экологического центра школы, организация и проведение экологических акций: «Зимняя кладовая», «Сохраним хвойные деревья» к проблеме вырубки хвойных деревьев в связи с новогодними праздниками, «Кормушка», «Пусть всегда звучат птичьи голоса», «Фестиваль цветов» ко Дню Земли, в экологическом десанте на лыжной базе; а так же в классе: творческий подход к проведению викторин, классных часов, конкурсов, участие в субботниках и генеральных уборках, озеленении класса. Участие учащихся в олимпиадах (городского и окружного уровня).

Наш современник В.А. Сухомлинский в книге \" Сердце отдаю детям \" писал: \" ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ...\"

Приложение 1



Комментарии:

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии


    Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

      Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

01 04 2025 0:30:25

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

31 03 2025 14:27:55

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

30 03 2025 18:48:50

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

29 03 2025 13:36:45

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

28 03 2025 14:43:37

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

27 03 2025 9:58:38

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

26 03 2025 8:45:45

Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"


    Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"

      Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....

25 03 2025 21:29:57

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

24 03 2025 0:56:28

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

23 03 2025 9:21:52

Мастер-класс "Зеркало организма"


    Мастер-класс "Зеркало организма"

      Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

22 03 2025 7:35:11

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"


    Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

      Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

21 03 2025 6:36:13

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

20 03 2025 9:35:21

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень


    Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

      Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

19 03 2025 7:53:30

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

18 03 2025 19:24:30

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

17 03 2025 22:14:39

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

16 03 2025 6:37:30

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

15 03 2025 17:40:32

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"


    Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

      Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...

14 03 2025 20:15:17

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

13 03 2025 22:51:15

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

12 03 2025 22:38:32

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя


    Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

      Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....

11 03 2025 15:55:40

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

10 03 2025 23:30:16

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

09 03 2025 11:30:11

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

08 03 2025 14:20:44

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

07 03 2025 16:14:11

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

06 03 2025 12:54:17

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

05 03 2025 4:22:23

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

04 03 2025 5:10:40

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

03 03 2025 17:13:50

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

02 03 2025 6:53:36

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

      Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

01 03 2025 21:39:46

Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"


    Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

      Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...

28 02 2025 10:48:26

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

27 02 2025 13:45:26

Урок на тему "Правила рационального питания"


    Урок на тему "Правила рационального питания"

      После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

26 02 2025 17:51:20

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

25 02 2025 18:36:21

Мастерская "Omne ex owo"


    Мастерская "Omne ex owo"

      «Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

24 02 2025 22:31:16

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

23 02 2025 8:49:39

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

22 02 2025 13:39:29

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

21 02 2025 21:47:23

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

20 02 2025 3:44:15

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

19 02 2025 8:44:39

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

18 02 2025 12:52:40

Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"


    Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

      Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...

17 02 2025 18:55:24

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

16 02 2025 15:18:24

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс


    Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

      Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

15 02 2025 15:40:52

Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!"

В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....

14 02 2025 12:30:14

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

13 02 2025 19:19:45

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

12 02 2025 2:49:47

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

11 02 2025 20:33:56

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::