Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"
Источник:
|
Цели урока:
Дидактическая – сформировать
представление об иммунитете как защитном
механизме организма человека;
Развивающая – развивать навыки
самостоятельного формирования выводов,
определений;
Воспитывающая – воспитывать ответственное
отношение к своему здоровью, гражданственность,
умения оценивать самого себя.
Средства обучения: дидактический материал, лист самоконтроля, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный. | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию. | Приветствуют учителя, проверяют
наличие дидактических материалов для работы на занятие. |
2. Актуализация, мотивация
деятельности, целеполагание. Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме. Тему и цели урока сформулировали сами уч-ся. |
Организуют беседу по вопросам. - Каково значение крови в организме человека?
Биологическая задача: в пробирку налили, свежую плазму крови без кровяных телец , затем в нее ввели различных болезнетворных микробов. Пробирку поместили в термостат с температурой нормальной для крови. Одни микробы погибли, жизнедеятельность других понизилась, а некоторые жили и развивались. Затем в плазму добавили цельную кровь и еще какая-то часть бактерий погибла. Объясните причину гибели микробы. Человек живет в окружении самых разных разнообразных микробов, в том числе болезнетворных бактерий и вирусов. Многие из них находятся в организме больных животных и людей, от которых они могут тем или иным путем передаваться здоровым. - А как называется заболевание, вызванное болезнетворными бактериями? Проникнув в организм человека, они разрушают клетки, ткани, используя вещества для своего питания и размножения. Выделяют продукты жизнедеятельности (ядовитые). - Какие инфекционные болезни вы знаете?
- А как инфекция может попасть в организм человека?
- Вы, замечали, как только наступает осень, зима некоторые из ваших одноклассников часто болеют, а другие иногда или вообще не болеют? Жизненный опыт показывает, что человек значительно чаще заражается, чем болеет. - Как вы думаете, почему? Защитные силы организма так велики, что в большинстве случаев микробы- возбудители болезней погибают раньше, чем успевают причинить какой-либо вред. Лишь некоторым из них удается, да и то на время, взять вверх над защитными силами и проникнуть внутрь организма. - Что представляет собой защитные силы организма? - Какой можно сделать вывод?
- Как, же называется процесс противостояния организма инфекциям? (если уч-ся затрудняются, стр.76 учебника, название процесса найдите в заголовке параграфа). -Мы определили тему урока: Иммунитет (тема урока высвечивается на экране, приложение №2 слайд №2) - Чтобы вам хотелось узнать о иммунитете? |
Отвечают на вопросы, поставленные
учителем. - Обеспечивает трaнcпорт питательных веществ, кислорода к клеткам и перенос продуктов жизнедеятельности к органам выделения. Обеспечивает защитные реакции организма, с участием крови осуществляется гумopaльная регуляция.
Отвечают: в плазме есть вещества, которые убивают микробы и в цельной крови есть клетки- лейкоциты.
- Инфекционным.
- Болезни вызванные болезнетворными бактериями: ангина, чума, менингит, столбняк, туберкулез, проказа; Вирусами: грипп, гепатит, СПИД. - От больных животных - бруцеллез при употрeблении сырого молока - ящуром; возбудители столбняка находятся в почве; Воздушно-капельным путем при чихании, кашле, разговоре - гриппом, туберкулезом.
- Есть защита у организма.
- Кожа, слизистая оболочка, печень. Уч-ся формулируют вывод: Организм противостоит инфекциям, благодаря лимфоцитам, фагоцитам, антителам, которые находятся в крови.
Уч-ся называют процесс.
Уч-ся формулируют цели урока: 1. Изучить механизмы противостояния организма инфекциям. 2. Рассмотреть виды иммунитета. 3. Познакомиться с учеными открывшими иммунитет. |
3. Операционно-познавательный. Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о механизмах, видах иммунитета
ФИЗ. МИНУТКА Цель: сохранения здоровья. |
Представляет уч-ся план урока. Работать будем по следующему плану:
(объяснить пользование листом самоконтроля) 1. Иммунитет, слово латинское иммунитас, что означало в Др. Риме независимость, устойчивость гражданина к ряду повинностей. Существует 2 механизма защиты организма от инфекций. - Прежде чем рассмотрим механизмы мы должны познакомиться с основными понятиями темы.
- Найдите сходство и различие в рассмотренных механизмах (приложение №2 слайд 10). А теперь после изучения механизмов иммунитета, дайте определение этому процессу и запишите в тетрадь. Предлагает уч-ся проверить определения и оценить себя.
2. Иммунитет может возникать разными путями и иметь разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. - Работаем с учебником стр.79-80. Выявите, какие это виды. - Вместе составляем схему виды иммунитета. Известно, что предупредить болезнь легче, чем лечить. Важная роль в борьбе с инфекцией принадлежит повышению температуры тела. При этом защитные силы организма активизируются: повышается подвижность фагоцитов и их способность пожирать микробы, нейтрализация чужеродных тел происходит более эффективно. - Ребята, к нам на урок пришел ковбой Джон, за вашей помощью. Помогите ему решить его проблему. (приложение №4) Предлагает уч-ся оценить свою работу на данном этапе.
Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Я читаю действия, а вы выберите, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать. Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево. Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону. ДЕЙСТВИЯ: Заниматься спортом; 3. Все виды иммунитета были открыты благодаря ученым организация самостоятельной работы по изучению деятельности ученых сделавших открытия. (Приложение № 6) (На экране высвечиваются фото ученых (приложение№2, слайды 11-14)) |
Знакомятся с планом, листом
самоконтроля (приложение №3).
Работа со словарем, в парах (приложение №1) Просмотр слайдов механизмов, слушают объяснение учителя.
Самостоятельно изучают слайд, где представлены механизмы, выявляют сходство и различие. Формулируют определение – иммунитету, запись в тетрадь. Проверка определений, уч-ся оценивают свою работу в листке самоконтроля приложение №3
Коллективно составляют схему иммунитета. (приложение №2, слайд 11)
Слушают проблему ковбоя, отвечают на вопрос. Работа с листком самоконтроля, учащиеся оценивают свою работу на данном этапе урока.
Уч-ся объясняют значения открытий Э. Дженнира, Л. Пастера, И. И. Мечникова для медицины. |
4. Рефлексивно-оценочный. Цель: определение уровня знаний полученных на уроке. |
Все ли мы пункты плана рассмотрели? Предлагает уч-ся проверить свои знания с помощью теста и взаимопроверки. Оценивает учащихся. Организует работу с листком самоконтроля, на данном этапе и предлагает вывести общую оценку за урок. - Что вы узнали нового на уроке? В листе самоконтроля для вас составлены вопросы, ответьте. |
Возвращаются к пунктам плана, отвечают
на вопрос.
Работа с тестами по вариантам. Взаимопроверка ответов (приложение №7) Выставляю оценки в листах самоконтроля за тест, и выводят общую за урок. Делятся новыми знаниями. Письменно отвечают на вопросы. |
5. Домашнее задание. | Итоговая “5” – приготовить сообщение о
способах укрепления здоровья. Итоговая “4” – изучить материал, который не усвоен на уроке по § 19. Итоговая “3” – изучить §19, выучить все определения, ответить на вопросы после параграфа. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Комментарии:
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...
27 04 2024 22:47:21
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
26 04 2024 12:14:43
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
25 04 2024 4:58:13
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
24 04 2024 11:59:45
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
23 04 2024 21:28:35
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
22 04 2024 9:29:21
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...
21 04 2024 10:11:44
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
20 04 2024 7:52:31
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
19 04 2024 4:18:48
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
18 04 2024 15:12:28
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...
17 04 2024 19:23:27
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
16 04 2024 13:44:40
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
15 04 2024 1:41:55
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...
14 04 2024 16:49:50
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
13 04 2024 7:18:36
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
12 04 2024 17:14:39
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности. ...
11 04 2024 20:57:57
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
10 04 2024 12:20:13
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
09 04 2024 8:48:52
Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
08 04 2024 9:56:54
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...
07 04 2024 0:45:41
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
06 04 2024 13:36:12
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
05 04 2024 20:43:48
Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...
04 04 2024 4:31:49
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
03 04 2024 18:12:25
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
02 04 2024 16:28:39
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
01 04 2024 1:30:57
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
31 03 2024 19:29:16
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...
30 03 2024 14:48:52
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
29 03 2024 8:43:44
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
28 03 2024 11:32:22
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
27 03 2024 21:40:40
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...
26 03 2024 20:25:44
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...
25 03 2024 3:49:26
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
24 03 2024 3:27:57
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
23 03 2024 14:18:41
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
22 03 2024 20:45:51
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
21 03 2024 10:15:44
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
20 03 2024 14:29:36
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
19 03 2024 2:17:14
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...
18 03 2024 16:43:41
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
17 03 2024 1:15:17
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...
16 03 2024 13:49:21
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...
15 03 2024 22:38:28
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
14 03 2024 16:26:13
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
13 03 2024 20:35:32
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
12 03 2024 10:37:22
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
11 03 2024 0:31:12
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал. ...
10 03 2024 21:20:20
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
09 03 2024 0:11:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::