Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"
Источник:
|
Цели урока:
Дидактическая – сформировать
представление об иммунитете как защитном
механизме организма человека;
Развивающая – развивать навыки
самостоятельного формирования выводов,
определений;
Воспитывающая – воспитывать ответственное
отношение к своему здоровью, гражданственность,
умения оценивать самого себя.
Средства обучения: дидактический материал, лист самоконтроля, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный. | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию. | Приветствуют учителя, проверяют
наличие дидактических материалов для работы на занятие. |
2. Актуализация, мотивация
деятельности, целеполагание. Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме. Тему и цели урока сформулировали сами уч-ся. |
Организуют беседу по вопросам. - Каково значение крови в организме человека?
Биологическая задача: в пробирку налили, свежую плазму крови без кровяных телец , затем в нее ввели различных болезнетворных микробов. Пробирку поместили в термостат с температурой нормальной для крови. Одни микробы погибли, жизнедеятельность других понизилась, а некоторые жили и развивались. Затем в плазму добавили цельную кровь и еще какая-то часть бактерий погибла. Объясните причину гибели микробы. Человек живет в окружении самых разных разнообразных микробов, в том числе болезнетворных бактерий и вирусов. Многие из них находятся в организме больных животных и людей, от которых они могут тем или иным путем передаваться здоровым. - А как называется заболевание, вызванное болезнетворными бактериями? Проникнув в организм человека, они разрушают клетки, ткани, используя вещества для своего питания и размножения. Выделяют продукты жизнедеятельности (ядовитые). - Какие инфекционные болезни вы знаете?
- А как инфекция может попасть в организм человека?
- Вы, замечали, как только наступает осень, зима некоторые из ваших одноклассников часто болеют, а другие иногда или вообще не болеют? Жизненный опыт показывает, что человек значительно чаще заражается, чем болеет. - Как вы думаете, почему? Защитные силы организма так велики, что в большинстве случаев микробы- возбудители болезней погибают раньше, чем успевают причинить какой-либо вред. Лишь некоторым из них удается, да и то на время, взять вверх над защитными силами и проникнуть внутрь организма. - Что представляет собой защитные силы организма? - Какой можно сделать вывод?
- Как, же называется процесс противостояния организма инфекциям? (если уч-ся затрудняются, стр.76 учебника, название процесса найдите в заголовке параграфа). -Мы определили тему урока: Иммунитет (тема урока высвечивается на экране, приложение №2 слайд №2) - Чтобы вам хотелось узнать о иммунитете? |
Отвечают на вопросы, поставленные
учителем. - Обеспечивает трaнcпорт питательных веществ, кислорода к клеткам и перенос продуктов жизнедеятельности к органам выделения. Обеспечивает защитные реакции организма, с участием крови осуществляется гумopaльная регуляция.
Отвечают: в плазме есть вещества, которые убивают микробы и в цельной крови есть клетки- лейкоциты.
- Инфекционным.
- Болезни вызванные болезнетворными бактериями: ангина, чума, менингит, столбняк, туберкулез, проказа; Вирусами: грипп, гепатит, СПИД. - От больных животных - бруцеллез при употрeблении сырого молока - ящуром; возбудители столбняка находятся в почве; Воздушно-капельным путем при чихании, кашле, разговоре - гриппом, туберкулезом.
- Есть защита у организма.
- Кожа, слизистая оболочка, печень. Уч-ся формулируют вывод: Организм противостоит инфекциям, благодаря лимфоцитам, фагоцитам, антителам, которые находятся в крови.
Уч-ся называют процесс.
Уч-ся формулируют цели урока: 1. Изучить механизмы противостояния организма инфекциям. 2. Рассмотреть виды иммунитета. 3. Познакомиться с учеными открывшими иммунитет. |
3. Операционно-познавательный. Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о механизмах, видах иммунитета
ФИЗ. МИНУТКА Цель: сохранения здоровья. |
Представляет уч-ся план урока. Работать будем по следующему плану:
(объяснить пользование листом самоконтроля) 1. Иммунитет, слово латинское иммунитас, что означало в Др. Риме независимость, устойчивость гражданина к ряду повинностей. Существует 2 механизма защиты организма от инфекций. - Прежде чем рассмотрим механизмы мы должны познакомиться с основными понятиями темы.
- Найдите сходство и различие в рассмотренных механизмах (приложение №2 слайд 10). А теперь после изучения механизмов иммунитета, дайте определение этому процессу и запишите в тетрадь. Предлагает уч-ся проверить определения и оценить себя.
2. Иммунитет может возникать разными путями и иметь разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. - Работаем с учебником стр.79-80. Выявите, какие это виды. - Вместе составляем схему виды иммунитета. Известно, что предупредить болезнь легче, чем лечить. Важная роль в борьбе с инфекцией принадлежит повышению температуры тела. При этом защитные силы организма активизируются: повышается подвижность фагоцитов и их способность пожирать микробы, нейтрализация чужеродных тел происходит более эффективно. - Ребята, к нам на урок пришел ковбой Джон, за вашей помощью. Помогите ему решить его проблему. (приложение №4) Предлагает уч-ся оценить свою работу на данном этапе.
Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Я читаю действия, а вы выберите, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать. Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево. Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону. ДЕЙСТВИЯ: Заниматься спортом; 3. Все виды иммунитета были открыты благодаря ученым организация самостоятельной работы по изучению деятельности ученых сделавших открытия. (Приложение № 6) (На экране высвечиваются фото ученых (приложение№2, слайды 11-14)) |
Знакомятся с планом, листом
самоконтроля (приложение №3).
Работа со словарем, в парах (приложение №1) Просмотр слайдов механизмов, слушают объяснение учителя.
Самостоятельно изучают слайд, где представлены механизмы, выявляют сходство и различие. Формулируют определение – иммунитету, запись в тетрадь. Проверка определений, уч-ся оценивают свою работу в листке самоконтроля приложение №3
Коллективно составляют схему иммунитета. (приложение №2, слайд 11)
Слушают проблему ковбоя, отвечают на вопрос. Работа с листком самоконтроля, учащиеся оценивают свою работу на данном этапе урока.
Уч-ся объясняют значения открытий Э. Дженнира, Л. Пастера, И. И. Мечникова для медицины. |
4. Рефлексивно-оценочный. Цель: определение уровня знаний полученных на уроке. |
Все ли мы пункты плана рассмотрели? Предлагает уч-ся проверить свои знания с помощью теста и взаимопроверки. Оценивает учащихся. Организует работу с листком самоконтроля, на данном этапе и предлагает вывести общую оценку за урок. - Что вы узнали нового на уроке? В листе самоконтроля для вас составлены вопросы, ответьте. |
Возвращаются к пунктам плана, отвечают
на вопрос.
Работа с тестами по вариантам. Взаимопроверка ответов (приложение №7) Выставляю оценки в листах самоконтроля за тест, и выводят общую за урок. Делятся новыми знаниями. Письменно отвечают на вопросы. |
5. Домашнее задание. | Итоговая “5” – приготовить сообщение о
способах укрепления здоровья. Итоговая “4” – изучить материал, который не усвоен на уроке по § 19. Итоговая “3” – изучить §19, выучить все определения, ответить на вопросы после параграфа. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Комментарии:
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
24 05 2025 1:25:47
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
23 05 2025 8:12:32
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
22 05 2025 16:30:14
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
21 05 2025 19:25:44
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
20 05 2025 14:16:10
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
19 05 2025 14:39:30
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....
18 05 2025 12:26:37
Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия.
...
17 05 2025 19:40:17
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....
16 05 2025 16:57:30
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
15 05 2025 8:28:14

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
14 05 2025 3:42:51
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
13 05 2025 0:25:53
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
12 05 2025 11:27:59
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
11 05 2025 8:25:17
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
10 05 2025 2:17:54
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов.
...
09 05 2025 18:15:36
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
08 05 2025 15:26:32
Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....
07 05 2025 14:11:44
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
06 05 2025 11:55:50
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....
05 05 2025 17:33:48
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
04 05 2025 16:14:47
Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы.
...
03 05 2025 0:12:28
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
02 05 2025 3:45:58
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
01 05 2025 13:37:16
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
30 04 2025 5:38:48
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
29 04 2025 23:58:11
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
28 04 2025 7:35:50
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
27 04 2025 5:10:25
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
26 04 2025 13:23:14
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
25 04 2025 5:49:30
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
24 04 2025 22:18:24
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
23 04 2025 8:26:48
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
22 04 2025 8:47:31
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
21 04 2025 18:47:20
Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....
20 04 2025 13:59:38
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
19 04 2025 20:33:28
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
18 04 2025 22:57:10
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
17 04 2025 6:22:46
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
16 04 2025 1:46:26
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
15 04 2025 3:58:45
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
14 04 2025 13:25:15
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
13 04 2025 14:36:23
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
12 04 2025 4:50:39
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала.
...
11 04 2025 22:16:17
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
10 04 2025 17:19:12
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
09 04 2025 18:55:37
На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...
08 04 2025 7:31:29
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
07 04 2025 7:50:37
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
06 04 2025 19:16:12
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
05 04 2025 7:10:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::