Урок биологии "Биоценоз леса" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

Цель урока: формирование знаний учащихся о биоценозах Кемеровской области.

Задачи урока:

  • Обучающая – познакомить учащихся с биоценозом леса, его растительным и животным миром.
  • Развивающая – развить интерес к природе Кузбасса;
  • Воспитательная – воспитать чувство бережного отношения к представителям местной флоры и фауны.

Оборудование: таблицы; карточки с заданиями; фонограмма звуков леса; презентация с изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области.

Эпиграф урока: “Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собой общежитие более широкого порядка: в нём не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным.”  (Ф.Морозов)

Форма урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

Задача: настроить учащихся на учебное занятие.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап. Этап проверки домашнего задания.

Задача: проверка усвоения материала прошлого урока.   

а) Фронтальный опрос.

– Что такое биоценоз и биогеоценоз?
– Чем биогеоценоз отличается от экосистемы?
– Из каких компонентов состоит биогеоценоз?
– Что такое пищевая цепь?

б) Индивидуальные задания: работа по карточкам.

Карточка №1.

Составьте схему цепи питания, хаpaктерную для болот. Её компонентами являются: лягушка, стрекоза, водный детрит (органические вещества), комар, уж.

Карточка №2.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орёл весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орёл) и постройте пирамиду биомассы.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Задача: сообщить тему урока и показать пpaктическую значимость нового материала.

На столе учителя стоит букет из веток хвойных деревьев (сосна, кедр, пихта) и букет из ветвей лиственных деревьев (береза, осина, клен). Включается магнитофон с записью звуков леса.

Учитель читает отрывок стихотворения Р. Рождественского:

Здесь, в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать. 

– Так о чем же сегодня мы будем говорить на уроке? (О лесе)
– Действительно, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с новым типом биоценоза, существующем на территории нашей области – лес.

IV. Этап усвоения новых знаний

1. Виды лесов в Кузбассе.

Учитель.Леса занимают в целом более половины территории области, ими покрыто 5,9 млн. га или 62% от общей площади. Распределение лесов в пределах области неравномерное. Наиболее низкой лесистостью хаpaктеризуются районы, расположенные в западной части области  – в Кузнецкой котловине. Здесь лесистость колeблется от 8,6% (Ленинск-Кузнецкий район) до 39% (Беловский район). Крупные массивы ценных хвойных лесов сосредоточены в южной и восточной частях области, где лесистость отдельных районов достигает 92% (Таштагольский район).
Леса Кемеровской области представлены следующими основными типами (презентации учащихся по видам лесов):

Учащийся 1. Все леса области можно разделить на две большие группы: хвойные и лиственные. К хвойным относятся темно-хвойные и светло-хвойные, а к лиственным – мелколиственные и широколиственные.
Темнохвойные формации, носящие общее название тайги, занимают прострaнcтва на севере области в пределах Западно-Сибирской низменности. Основными древесными породами этой тайги являются кедр, пихта, ель, имеется незначительная примесь осины и березы. Леса отличаются мрачностью, сыры, имеют хорошо развитый моховой покров. Выражен кустарниковый ярус, представленый рябиной, черемухой, бузиной и низкорастущими кустарниками. В травостое преобладают мелкие таежные формы:  кисличка, майник, линнея, вороний глаз, черемша и другие.
Среди темнохвойных лесов Кузбасса особое место занимает черневая тайга, которая сплошной пеленой одевает все склоны низкогорного Кузнецкого Алатау, Горной Шории, и Салаира. Ведущей древесной породой черневых лесов является пихта, которая разделяет господство с осиной, а иногда даже уступает ей. Часто присутствует кедр, реже – ель и  береза. Для черневой тайги хаpaктерно развитие кустарникового яруса. Но, в отличие от северной тайги, в «черни» очень слабо развивается (или отсутствует) моховой покров. Развивается мощный травяной ярус, достигающий иногда 2-2,5 метров высоты. Но самым специфичным является то, что в состав травостоя, наряду с обыкновенными таежными видами (борец высокий, сныть обыкновенная, скерда сибирская, живокость высокая, дудник лесной), всегда присутствуют и реликтовые растения (овсяница гигантская, подлесник европейский, ясменик душистый, щитовник мужской, колокольчик крапиволистный).

Учащийся 2. Светлохвойные леса области представлены сосняками, разбросанными в пределах лесостепной зоны  (сосновый бор) массивами различной крупности.  Сосняки занимают 3,9% площади хвойных лесов. Почти во всех случаях они приурочены к долинам современных рек или древним лощинам стока и их терассам, сложенным рыхлыми песчанно-галечными отложениями. Больших сосновых боров в области нет. Сосняки Кузбасса на 48,3% представлены молодыми насаждениями искусственного происхождения.

Учащийся 3. Из лиственных лесов в области повсеместно встречаются мелко-лиственные леса, которые представлены осиной (тополь дрожащий) и березой (береза бородавчатая и береза белая). В подлеске и по берегам рек встречаются рябина, черемуха, ива, ольха. В тайге и по лесным колкам много дикорастущих ягодников – черной и красной смородины, малины, шиповника, черники, брусники.
В зоне тайги березо-осиновые и чисто осиновые насаждения формируются как производные сообщества на месте сведенных темнохвойных лесов и представляют собой одну из стадий сукцессий растительности. В ходе восстановительных смен эти временные вторичные леса замещаются коренными таежными сообществами.

Учащийся 4. Особое место среди лесных формаций принадлежит липовым широколиственным лесам, занимающим небольшую площадь в Горной Шории и Кузнецком Алатау. Это остатки широколиственных лесов доледникового периода.  Основная часть липы сосредоточена в Кузудеевском лесхозе и носит название Липовый остров. Средний возраст липы в древостоях – 85 лет, предельный 170 лет. Травяной ярус липняков представлен по большей части типичным и для черневых лесов таежными травами с участием многих реликтовых видов.

2. Ярусы  леса

(Звучит музыка леса). Да, ребята, природа создала для нас великолепную страну – лес. Лес встречает нас морем звуков и запахов, сотнями загадок и тайн. Нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны.
Все растения лесного сообщества, а их много, благополучно уживаются, не мешая друг другу. Почему? (Это происходит потому, что над землёй и в почве они занимают разные ярусы).
Деревья, кустарники, травы составляют как бы “этажи” лиственного леса – его ярусы. Верхний, первый ярус, образуют высокие деревья. Какие высокие деревья вы можете назвать наших лиственных  лесов? (берёза бородавчатая, береза белая, осина обыкновенная). Берёза достигает высоты 20-З0 м, очень декоративна благодаря ветвистой ажурной кроне и белой коре ствола. Это единственное дерево, которое имеет белый ствол (в клетках бересты содержится особое вещество – бетулин).
Можете ли вы назвать деревья второй величины? Во втором ярусе расположены такие деревья как – рябина обыкновенная, черёмуха обыкновенная, ива козья.
Какие кустарники вы встречали в наших лесах? Третий ярус леса состоит из кустарников, образующих подлесок – черная и красная смородина, шиповник, жимолость лесная,  калина обыкновенная, малина и др.
Назовите высокие травы наших лесов? Четвёртый ярус леса состоит из высоких трав – чистец лесной, бор развесистый, борцы.
А можете ли вы назвать низкие травы?  Пятый ярус леса представлен более низкими травами – сныть обыкновенная, осока волосистая, пролестник многолетний и др.
Шестой ярус – мхи, грибы, лишайники.
Как вы объясните ярусное расположение растений?
1) Ярусное расположение растений связано с неодинаковой освещённостью. Количество света уменьшается от яруса к ярусу. Много света получают деревья первого яруса и очень мало – мхи и лишайники.
2) Второе приспособление лесных растений к совместному обитанию – развитие в разные сроки. Весной в лесу можно наблюдать цветение одних видов растений и только самое начало развития других. Например: светолюбивое растение – подснежники. Они развиваются весной благодаря запасу питательных веществ и цветут, когда безлистные ветки деревьев и кустарников свободно пропускают к ним лучи солнца. В конце лета, наоборот, первые виды уже незаметны: их листья и стeбли засохли, семена осыпались. А вторые вступают в пору пышного цветения.
3) Опыление растений зависит от ярусного расположения в лесу. Деревья, кроны которых расположены над всеми другими растениями леса, опыляются ветрами. А большинство кустарников приспособилось к опыление насекомыми, так как под пологом леса ветра почти не бывает.
4) Приспособлением к жизни под деревьями при недостатке света является окраска лепестков травянистых растений. В тёмном хвойном лесу преобладает белая окраска венчиков, хорошо заметная насекомым-опылителям. А растение, цветущие до распускания листьев деревьев и кустарников или растущие на лесных полянах и опушках имеют цветки с ярко окрашенными лепестками.

3. Межвидовые отношения в лесу

Межвидовые отношения в любом сообществе зависят от наличия пищи и её потребителей. Пищевые связи – основа биогенного круговорота в лесной экосистеме. Они объединяют отдельные виды животных и растений сообществе, и чем разнообразнее видовой состав экосистемы, тем сложнее цепи питания.
Животные не могут жить без растений и существуют, в конечном итоге, за счёт автотрофов. Растения леса тесно связанны с животными.
Богатство и разнообразие растений, производящих огромное количество органического вещества, привлекает в лиственные леса виды животных от простейших форм до высших – птиц и млекопитающих. Растительноядные насекомые служат пищей для хищных. В лесу имеется богатая фауна паразитических насекомых (наездников, мух), которые поселяясь на хищных, питаются за их счёт. Многочисленны в лесу сверхпаразиты, то есть виды, питающиеся за счёт паразитов. Сложные пищевые цепи возникают и в других группах животных. Так насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, а ими питаются хищные птицы.

4. Редкие растения лесов Кузбасса (Приложение)

Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
Красная книга – книга тревоги.
Знай, все растения в ней – недотроги.
Рвать не нужно их, друзья! Охраняйте их всегда!

Из растений, произрастающих на территории Кемеровской области в Красную книгу вошли 12 кузбасских растений, нуждающихся в государственной охране. Однако в нашей области нуждаются в охране на региональном уровне свыше 100 видов (слайд 1).

Венерин башмачок крупноцветный (семейство орхидные).  Свое название цветок получил по форме губы, напоминающий женский башмачок. Зацветает башмачок на 15-17 год. Для прорастания необходимо присутствие определенных грибов – первые 3 года проросток ведет подземный образ жизни, питаясь с помощью гриба-симбионта. Растет по лиственным и смешанным лесам, по лужайкам, в зарослях кустарников, по берегам рек. Живет несколько десятков лет. Также охране подлежит Венерин башмачок известняковый (настоящий желтый), Венерин башмачок капельный (пятнистый) (слайды 2,3).

Любка двулистная(ночная фиалка). Свое название растение получило за два широких ланцетных листа, охватывающих цветоносный стебель. Цветки издают приятный аромат, особенно усиливающийся ночью, отсюда и второе название «ночная фиалка». Цветет в июне-июле. Растет по влажным лугам, на лесных полянах, в разреженных лесах, особенно в сыроватым мшистых сосновых борах, кедровых и березовых лесах. Общая продолжительность жизни не менее 30 лет (слайд 4).

Стародубка весенняя, адонис (семейство лютиковые).Латинское название адонис дано по имени финикийского и ассирийского бога Адона, который ежегодно умирал и каждую весну воскресал как цветок. Золотом горят на солнце крупные цветки горицвета. Каждый цветок раскрыт в течение 8-10 дней, открываясь в 5-9 утра и закрываясь в 14-16 часов. Периодическое движение лепестков происходит за счет неравномерного роста их стенок. За сутки длина лепестков увеличивается на 1-2 мм. На закрывание и открывание цветка влияет температура и освещенность. Цветки открываются при температуре не ниже 11-13 градусов.  В пасмурную погоду могут не открываться совсем. Растение ядовитое. Горицвет относится к лекарственным растениям. Растет по окраинам колков, на остепненных лугах (слайды 5,6).

Купальница азиатская, жарки, огоньки. Растет по сырым лугам, лесным полянам, в лесах заходит в высокогорья (слайд 7).

Прострел многонадрезанный, сон-трава, «подснежник».Цветок прострела, пережидая холода, долго не раскрывается и опущен, будто в задумчивости вниз. Ядовитое растение. Народное поверье гласит,  что человек, прилегший отдохнуть среди цветов, погружается в долгий сон. Отсюда и название 2сон-трава» (слайды 8,9).

Кандык сибирский (семейство лилейные) (слайды 10,11).

Над свежей скатертью полянки,
Легко вспорхнув, как мотылек,
Сверкнет внезапно, вспыхнет яркий
И опалит глаза цветок.
Стоишь зажмурясь, оробелый
И слышишь шепот лепестков:
«Взгляни! Я жить спешу... Я смелый...
Ловлю я солнце... Я таков!..»
Он опален огнем снаружи.
Цветок с названием – кандык.
Он перенес суровость стужи,
Оледененья – и не сник.   А. Гунчихин.

Поразительна приспособленность цветка кандыка к нашему климату с его холодной весенней погодой. Побег кандыка может прорастать через еще не стаявший снег. Часто цветки распускаются когда температура воздуха опускается ниже ноля градусов. Луковицы кандыка содержат крахмал, глюкозу, белок. Издавна используется в пищу.

Лилия саранка (лилия кудреватая, царские кудри).Саранка тюркское название. По русски наша лилия зовется царскими кудрями. Произрастает небольшими группами в разреженных нагорных  широколиственных лесах и берёзовых рощах, предпочитая богатые гумусом почвы. Цветёт в конце июня-в июле. Луковицы саранки содержат большое количество питательных веществ. Они выполняют и историческую миссию: немало соратников и последователей Ермака и первых русских поселенцев спасли они от голодной cмepти, пока в Сибири не было освоено земледелие (слайд 12).

Красоднев желтый (лилейник, желтая лилия).Латинское название «гемерокаллис» означает кратковременность цветения этих растений. Обычно цветок увядает на следующий день после распускания. Декоративное и пищевое растение (слайд 13).

Пион  Марьин корень, уклоняющийся (семейство пионовых).Это лесное растение. Оно селится в речных долинах, по которым заходит в горы. Обычно встречается отдельными крупными кустами. Долговечен. Ценное лекарственное растение (слайд 14).

Ревень густоцветковый, алтайский (семейство гречишные).Многолетнее растение высотой до 1 м.  Длинно-черешковые листья собраны в прикорневую розетку. Ревень растет на скалах, каменистых россыпях, в горном и лесном поясе. Пищевое и лекарственное растение (слайд 15).

Бapaнец обыкновенный, плаун (семейство бapaнцовые).Многолетнее растение до 30 см высотой, стeбли 5-11 см толщиной, внизу вильчаторазвлетвленные. Листья ланцетные, до 8 мм длиной, 1,5 мм шириной. Спорофиллы сосредоточены в середине стeбля, поэтому спороносного колоса нет. Споры созревают с июля по октябрь. Часто размножаются вегетативно. Растет во влажных лесах, кедровых лиственичных редколесьях, высокогорных тундрах, на скалах (слайд 16).

Многорядник Брауна, папоротник (семейство Аспидиевые).Реликт третичных широколиственных лесов. В черневой тайге встречается редко. Корневище толстое, укороченное. Вайи (листья) продолговато-ланцетные, блестящие. Довольно крупные округлые сорусы (органы спороношения) расположены в два сливающихся ряда (слайд 17).

Пролеска сибирская. Произрастает в широколиственных лесах. Эфемероид. Цветёт в конце апреля. Значительная популяция находится в окрестностях села Самаевка Ковылкинского района (слайд 18).

5.  Животный мир лесов Кемеровской области

Животный мир лесов Кузбасса многообразен. Здесь встречается большинство видов насекомых, зафиксированных в нашей области, можно обнаружить много перепончатокрылых, бабочек, жуков. Некоторые из них занесены в Красные книги – это бабочки-Апполон обыкновенный, Махаон; шмель Краторум; рыжий лесной муравей; стрекоза Красотка дeвyшка алтайско-японская; жук Афодий двупятнистый (слайды 19,20,21). Богата видами беспозвоночных животных и лесная подстилка, здесь развивается огромное количество микроорганизмов (слайд 22).
Среди земноводных в лесах обитают: лягушка сибирская, тритон обыкновенный, сибирский углозуб, занесённые в списки редких и исчезающих видов (слайд  23).    
В лесах водятся все шесть видов пресмыкающихся. По окраинам встречается ящерица прыткая, по опушкам – ящерица живородящая, во влажных лесах уж обыкновенный, попадаются медянка.  Занесены в списки редких и исчезающих видов – узорчатый полоз, уж обыкновенный, щитомордник обыкновенный.
Птицы лесов Кузбасса также представлены большим многообразием. В лесу можно встретить дятла малого и пёстрого, поползня, вертишейку, чижа, щегла, рябчика, тетерева и многих других птиц. Некоторые виды занесены в Красные книги – черный аист, беркут (слайды 25).
Млекопитающие лесных биогеоценозов подразделяются на несколько экологических групп:
Древеснолазающие. Они проводят большую часть жизни на деревьях, добывая там пищу, устраивая для размножения и отдыха гнёзда, спасаются от белок и кyниц.
Виды, ведущие наземный образ жизни. Это лось, пятнистый олень, косуля, хорь лесной, многие вид мышевидных грызунов. Охраняемый вид – марал (слайд 26).
Виды, ведущие водный образ жизни – бобр, выдра, которые относятся к редким и исчезающим видам..
В лесу встречаются и подземные млекопитающие – различные виды бурозубок, крот. Многие виды лесных зверей имеют промысловое значение. Охраняемый вид – соболь (слайд 27).

Вывод: из всего выше сказанного можно сделать вывод, что животный мир Кузбасса разнообразен, но многие из них стали редкими и поэтому занесены в красную книгу.

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

V этап закрепления материала

  • составить пищевую цепь в хвойном лесу
  • составить пищевую цепь в широколиственном лесу.

VI. Итоги урока

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с биогеоценозом леса, его растительным и животным миром. Узнали, что многие растения и животные стали редкими по вине человека и поэтому занесены в красные книги.
Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого и бездумного отношения к животному и растительному миру могу быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давай те же мы все навек объединимся.
Давай те наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!

(Н. Старшинов)



Комментарии:

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

27 04 2024 0:16:50

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....

26 04 2024 15:15:55

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников


    Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников

      Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....

25 04 2024 13:55:41

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

24 04 2024 7:44:13

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

23 04 2024 21:31:16

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"


    Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

      Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....

22 04 2024 7:22:32

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

21 04 2024 3:58:41

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

20 04 2024 18:42:22

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)


    Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

      Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

19 04 2024 15:44:19

Экология и эстетика школьного двора


    Экология и эстетика школьного двора

      Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

18 04 2024 17:26:42

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

17 04 2024 4:29:17

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

16 04 2024 4:22:23

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

15 04 2024 13:21:39

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

14 04 2024 5:12:56

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

13 04 2024 3:18:27

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

12 04 2024 12:46:20

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах


    Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

      Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

11 04 2024 17:28:22

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

      Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

10 04 2024 13:16:49

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

09 04 2024 15:46:20

Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"


    Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"

      Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...

08 04 2024 11:18:35

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

07 04 2024 11:27:30

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

06 04 2024 14:51:15

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

05 04 2024 11:50:26

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

04 04 2024 1:25:18

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

03 04 2024 11:51:49

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"


    Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

      Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...

02 04 2024 12:56:13

Урок "Гигиена питания"


    Урок "Гигиена питания"

      Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....

01 04 2024 11:15:31

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

31 03 2024 13:37:59

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

30 03 2024 10:28:14

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"


    Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

      Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

29 03 2024 1:36:43

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ


    Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

      Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

28 03 2024 12:15:23

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

27 03 2024 22:51:27

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

26 03 2024 3:52:54

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

25 03 2024 10:13:59

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

24 03 2024 20:12:58

Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"


    Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"

      Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....

23 03 2024 19:45:11

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

22 03 2024 1:17:17

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

21 03 2024 17:53:20

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

20 03 2024 10:18:29

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....

19 03 2024 12:28:41

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

18 03 2024 23:10:11

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

17 03 2024 14:53:38

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"


    Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

      Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

16 03 2024 22:30:58

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

15 03 2024 14:31:51

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

14 03 2024 2:29:27

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

13 03 2024 12:31:37

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

12 03 2024 12:15:13

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

11 03 2024 10:26:15

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс


    Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

      Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

10 03 2024 12:46:10

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

09 03 2024 23:42:51

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::