Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"
Задачи: |
|
Оборудование: |
|
Ход урока
Орг. момент
Цель урока:
1. Изучение нового материала
У: Здравствуйте? ребята, сегодня у нас с вами занятие, тему которого можно предварить словами:
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста. (Наталья Кончаловская “Про овощи”).
Разговор пойдет о генетически модифицированных продуктах.
У: Эта тема в последнее время у всех на слуху. Почему?
На начало XXI века в мире проживает около 5 млрд. человек. По прогнозам ученых к концу XXI века население Земли может увеличиться до 10 млрд. Как прокормить такое количество людей, если и при 5 млрд. в некоторых странах население голодает?
Для решения этой проблемы человечество стремится внедрить в сельское хозяйство биотехнологии. Одной из таких технологий является ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. И ГМ-организмы создают с помощью генной инженерии.
На данных, какой науки она основывается?
Уч-ся: генетики.
У: Правильно. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент. Одновременно с просмотром фрагмента ответьте на вопросы карточки лежащей у вас на столах:
Видеофрагмент “Генная инженерия” (3 мин)
Карточки
Карточка №1 Ответьте на вопросы, ответы пишите карандашом 1. В каком году впервые возник термин “генная инженерия”? __________________________________________ 2. Опишите механизм внедрения чужеродной ДНК, например, в клетку растения. ____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ 3. С какими особенностями появляются живые организмы с помощью метода генетической коррекции? ___________________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
Карточка №1 Ответьте на вопросы, ответы пишите карандашом 1. В каком году впервые возник термин “генная инженерия”? ____1974 г.________________________________ 2. Опишите механизм внедрения чужеродной ДНК, например, в клетку растения. специальные ферменты разрезают цепочку ДНК и, включают сюда отрезок чужеродной ДНК, с помощью фермента лиазы закрепляют его здесь _____________________________________ 3. С какими особенностями появляются живые организмы с помощью метода генетической коррекции? Более устойчивые к нeблагоприятным условиям окружающей среды__________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
Опрос по карточкам 2-3 ученика.
У: К концу ХХ века эксперименты по искусственному изменению (модифицированию) растений и животных получили очень широкое распространение.
- Скажите, чего же добились с помощью генной инженерии в отношении ГМ-организмов?
Сообщение учащегося (2 мин.)
Уч-к 1: Экспериментальное создание генетически модифицированных организмов началось еще в 70-е годы XX века. В 1992 г. в Китае стали выращивать табак, устойчивый к пестицидам. В 1994 г. в США появились генетически модифицированные помидоры, устойчивые к трaнcпортировке, его новым свойством стала способность месяцами лежать в недоспелом виде при температуре 12 градусов. Но как только такой помидор помещают в тепло, он за несколько часов становится спелым. Лидирующую роль в генной инженерии продуктов занимают США. Американцы добились изменения клубники, тюльпанов. Вывели сорт генетически модифицированного картофеля, который при жарке впитывает меньше жира. Они же скоро планируют получить помидоры-гиганты кубической формы, чтобы те было легче упаковывать в ящики. Швейцарцы начали выращивать кукурузу, которая выделяет собственный яд против вредителей, и таких примеров множество.
У: А что же в России? Какие исследования ведутся у нас в стране?
Сообщение учащегося (2 мин.)
Уч-к 2: Так, в Московском институте картофелеводства выводится картофель с человеческим интерфероном крови, который повышает иммунитет. А в Институте животноводства получен патент на овцу, у которой в молоке присутствует сычужный фермент, необходимый для производства сыра. Специалисты утверждают, что при новой технологии производства сыра, достаточно будет всего 200 овец, чтобы обеспечить сыром всю Россию.
У: Итак в мире выращиваются и используются в пищу огромное количество, как ГМ-растений так и ГМ-продуктов (их существует несколько сотен). Это такие растения как:
Соя | Сахарная свекла |
Кукуруза | Пшеница |
Рис | Горох |
Картофель | Подсолнечник |
Помидоры | Хлопок и др. |
Что касается животных, то их создано гораздо меньше. Примером могут служить:
Коровы с повышенной жирностью молока | Светящийся в темноте кролик, получивший от медузы ген, отвечающий за флуоресценцию. (показать фото или рис) – см. Приложение 1 |
Лосось, который может жить, как в соленой, так и в пресной воде. |
У: Для определения ГМП используют методы “генетической маркировки”. Основан на ДНК-метках (разработан английскими специалистами национального института сельскохозяйственной ботаники). В геном всех ГМ-культур вводится помимо “целевых” генов, обеспечивающих проявление нужных признаков, еще и небольшая последовательность нуклеотидов, по которым можно будет выявить факт генно-инженерной модификации продукта. Уже появились система нуклеотидных генов, где записана информация о компании-производителе.
У: Генетически модифицированные ингредиенты включаются в состав разных продуктовых товаров. Сейчас послушаем небольшое сообщение на эту тему.
Сообщение учащегося (2 мин.)
Уч-к 3: В настоящее время многие страны используют ГМП. Среди них США, Канада, Китай, Австралия, Аргентина, Мексика, Уругвай.
ГМИ входят в состав многих продуктов питания. Например,
ГМ кукуруза добавляется в кондитерские и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки.
ГМ соя входит в состав рафинированных масел, маргаринов, жиров для выпечки, соусов для салатов, майонезов, макаронных изделий, вареных колбас, кондитерских изделий, белковых биодобавок, кормов для животных и даже детского питания.
ГМ картофель используется для приготовления чипсов. И многие другие…
Современные биотехнологические компании, занимающиеся производством трaнcгенных продуктов, развиваются стремительными темпами. Остановить производство, в которое были вовлечены огромные инвестиции, пpaктически невозможно. Многие известные компании используют ГМИ:
Чья продукция содержит трaнcгенные компоненты
Nestle (Нестле) — производит шоколад, кофе,
кофейные напитки, детское питание
|
(На доске все в таблицах оформлено) |
Однако не все производители указывают на содержание в своих продуктах ГМ ингредиентов. Особенно это касается США, где было выпущено постановление о необязательной маркировки ГМП.
У: Нужны ли нам трaнcгенные продукты?
Это спopный вопрос.
Сторонники ГМП утверждают, что
- они спасут растущее население Земли от голода, ведь генетически модифицированные растения могут существовать на менее плодородных почвах и давать богатый урожай, а затем долго храниться;
- уже появились растения с противовирусной “начинкой”. К примеру, это табак, в генетический код которого “вмонтирован” человеческий ген, отвечающий за выработку антител к вирусу кори.
Противники ГМП высказывают такие опасения, что:
- генетическая технология еще несовершенна и процесс встраивания нового гена недостаточно точен, т.е. невозможно с достоверностью предвидеть его местоположение в геноме клетки хозяина;
- все испытания ГМП были краткосрочными – негативное влияние модифицированных продуктов может проявляться через длительное время или отражаться на потомстве;
- неизвестно, как “новые растения” повлияют на экологический баланс в мире. Например, при перекрестном опылении сорняки могут получить от генетически модифицированных организмов ген устойчивости к вредителям и пестицидам, тогда размножение сорняков будет неконтролируемым. Саморегуляция в экосистеме нарушится; могут появиться более патогенные вирусы и штаммы микроорганизмов.
II. Подведение итога фрагмента урока
У. обобщает: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием как ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ, с историей их появления и местом в современном мире, затронули проблемы – социального, политического, медицинского хаpaктера, связанные с их использованием.
Возможная опасность ГМ-продуктов может проявиться, а может оказаться преувеличенной. В любом случае каждому следует подумать о возможных непредсказуемых последствиях и самому принять решение: употрeбллять генетическую пищу или нет.
III. Д/з Сообщение “Методы генной инженерии”
У: Всем спасибо за урок. До свидания.
Приложение. Сообщение учащихся.
Комментарии:
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
08 10 2024 14:39:11
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
07 10 2024 15:13:53
Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
06 10 2024 4:44:16
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
05 10 2024 22:45:30
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
04 10 2024 10:36:32
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
03 10 2024 2:21:26
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
02 10 2024 14:41:30
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
01 10 2024 19:18:28
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
30 09 2024 19:42:23
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
29 09 2024 10:25:15
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
28 09 2024 10:36:51
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
27 09 2024 7:39:22
Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
26 09 2024 21:29:27
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
25 09 2024 5:16:18
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
24 09 2024 15:33:41
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
23 09 2024 8:45:56
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
22 09 2024 1:45:33
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
21 09 2024 15:45:57
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...
20 09 2024 11:15:49
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
19 09 2024 14:23:22
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
18 09 2024 5:45:36
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
17 09 2024 9:37:44
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
16 09 2024 6:16:47
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...
15 09 2024 23:27:49
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
14 09 2024 21:51:30
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...
13 09 2024 0:16:15
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...
12 09 2024 1:47:50
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
11 09 2024 0:55:12
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
10 09 2024 7:19:21
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
09 09 2024 20:32:21
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
08 09 2024 7:38:35
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
07 09 2024 23:26:41
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
06 09 2024 11:30:28
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
05 09 2024 9:55:33
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
04 09 2024 4:36:40
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
03 09 2024 3:16:11
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...
02 09 2024 6:48:40
Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....
01 09 2024 11:12:14
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
31 08 2024 14:23:48
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
30 08 2024 2:43:37
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
29 08 2024 13:32:47
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
28 08 2024 8:19:28
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
27 08 2024 9:46:36
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
26 08 2024 19:35:29
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
25 08 2024 2:27:24
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
24 08 2024 8:57:12
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...
23 08 2024 12:43:50
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
22 08 2024 8:20:19
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...
21 08 2024 15:18:50
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
20 08 2024 16:18:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::