Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


Задачи:
  • сформировать у учащихся понятие о генетически модифицированных организмах и генетически модифицированных продуктах (ГМП);
  • познакомить с методами их получения;
  • познакомить с мнениями ученых о ГМП – вред или польза от них.
Оборудование:
  • видеофрагмент “Генная инженерия”, схемы, термины (генная инженерия), рисунки (ГМ кукуруза, светящийся кролик);
  • пищевые продкты с ГМ ингредиентами (соус “Кальве”, чипсы “Чипсоны”, лапша “Биг-Бон”, майонез “Оливьез” и др.)

Ход урока

Орг. момент

Цель урока:

1. Изучение нового материала

У: Здравствуйте? ребята, сегодня у нас с вами занятие, тему которого можно предварить словами:

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста. (Наталья Кончаловская “Про овощи”).

Разговор пойдет о генетически модифицированных продуктах.

У: Эта тема в последнее время у всех на слуху. Почему?

На начало XXI века в мире проживает около 5 млрд. человек. По прогнозам ученых к концу XXI века население Земли может увеличиться до 10 млрд. Как прокормить такое количество людей, если и при 5 млрд. в некоторых странах население голодает?

Для решения этой проблемы человечество стремится внедрить в сельское хозяйство биотехнологии. Одной из таких технологий является ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. И ГМ-организмы создают с помощью генной инженерии.

На данных, какой науки она основывается?

Уч-ся: генетики.

У: Правильно. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент. Одновременно с просмотром фрагмента ответьте на вопросы карточки лежащей у вас на столах:

Видеофрагмент “Генная инженерия” (3 мин)

Карточки

Карточка №1

Ответьте на вопросы, ответы пишите карандашом

1. В каком году впервые возник термин “генная инженерия”?

__________________________________________

2. Опишите механизм внедрения чужеродной ДНК, например, в клетку растения.

____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

3. С какими особенностями появляются живые организмы с помощью метода генетической коррекции?

___________________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Карточка №1

Ответьте на вопросы, ответы пишите карандашом

1. В каком году впервые возник термин “генная инженерия”?

____1974 г.________________________________

2. Опишите механизм внедрения чужеродной ДНК, например, в клетку растения.

специальные ферменты разрезают цепочку ДНК и, включают сюда отрезок чужеродной ДНК, с помощью фермента лиазы закрепляют его здесь

_____________________________________

3. С какими особенностями появляются живые организмы с помощью метода генетической коррекции?

Более устойчивые к нeблагоприятным условиям окружающей среды__________________________

_____________________________________

_____________________________________

Опрос по карточкам 2-3 ученика.

У: К концу ХХ века эксперименты по искусственному изменению (модифицированию) растений и животных получили очень широкое распространение.

- Скажите, чего же добились с помощью генной инженерии в отношении ГМ-организмов?

Сообщение учащегося (2 мин.)

Уч-к 1: Экспериментальное создание генетически модифицированных организмов началось еще в 70-е годы XX века. В 1992 г. в Китае стали выращивать табак, устойчивый к пестицидам. В 1994 г. в США появились генетически модифицированные помидоры, устойчивые к трaнcпортировке, его новым свойством стала способность месяцами лежать в недоспелом виде при температуре 12 градусов. Но как только такой помидор помещают в тепло, он за несколько часов становится спелым. Лидирующую роль в генной инженерии продуктов занимают США. Американцы добились изменения клубники, тюльпанов. Вывели сорт генетически модифицированного картофеля, который при жарке впитывает меньше жира. Они же скоро планируют получить помидоры-гиганты кубической формы, чтобы те было легче упаковывать в ящики. Швейцарцы начали выращивать кукурузу, которая выделяет собственный яд против вредителей, и таких примеров множество.

У: А что же в России? Какие исследования ведутся у нас в стране?

Сообщение учащегося (2 мин.)

Уч-к 2: Так, в Московском институте картофелеводства выводится картофель с человеческим интерфероном крови, который повышает иммунитет. А в Институте животноводства получен патент на овцу, у которой в молоке присутствует сычужный фермент, необходимый для производства сыра. Специалисты утверждают, что при новой технологии производства сыра, достаточно будет всего 200 овец, чтобы обеспечить сыром всю Россию.

У: Итак в мире выращиваются и используются в пищу огромное количество, как ГМ-растений так и ГМ-продуктов (их существует несколько сотен). Это такие растения как:

Соя Сахарная свекла
Кукуруза Пшеница
Рис Горох
Картофель Подсолнечник
Помидоры Хлопок и др.

Что касается животных, то их создано гораздо меньше. Примером могут служить:

Коровы с повышенной жирностью молока Светящийся в темноте кролик, получивший от медузы ген, отвечающий за флуоресценцию. (показать фото или рис) см. Приложение 1
Лосось, который может жить, как в соленой, так и в пресной воде.

У: Для определения ГМП используют методы “генетической маркировки”. Основан на ДНК-метках (разработан английскими специалистами национального института сельскохозяйственной ботаники). В геном всех ГМ-культур вводится помимо “целевых” генов, обеспечивающих проявление нужных признаков, еще и небольшая последовательность нуклеотидов, по которым можно будет выявить факт генно-инженерной модификации продукта. Уже появились система нуклеотидных генов, где записана информация о компании-производителе.

У: Генетически модифицированные ингредиенты включаются в состав разных продуктовых товаров. Сейчас послушаем небольшое сообщение на эту тему.

Сообщение учащегося (2 мин.)

Уч-к 3: В настоящее время многие страны используют ГМП. Среди них США, Канада, Китай, Австралия, Аргентина, Мексика, Уругвай.

ГМИ входят в состав многих продуктов питания. Например,

ГМ кукуруза добавляется в кондитерские и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки.

ГМ соя входит в состав рафинированных масел, маргаринов, жиров для выпечки, соусов для салатов, майонезов, макаронных изделий, вареных колбас, кондитерских изделий, белковых биодобавок, кормов для животных и даже детского питания.

ГМ картофель используется для приготовления чипсов. И многие другие…

Современные биотехнологические компании, занимающиеся производством трaнcгенных продуктов, развиваются стремительными темпами. Остановить производство, в которое были вовлечены огромные инвестиции, пpaктически невозможно. Многие известные компании используют ГМИ:

Чья продукция содержит трaнcгенные компоненты

Nestle (Нестле) — производит шоколад, кофе, кофейные напитки, детское питание
  • Hershey’s (Хёршис) — производит шоколад, безалкогольные напитки
  • Coca-Cola (Кока-Кола) — Кока-Кола, Спрайт, Фанта, тоник “Кинли”
  • McDonald’s (Макдональдс) — сеть “ресторанов” быстрого питания
  • Danon (Данон) — производит йогурты, кефир, творог, детское питание
  • Cadbury (Кэдбери) — производит шоколад, какао
  • Mars (Марс) — производит шоколад Марс, Сникерс, Твикс
  • PepsiCo (Пепси-Кола) — Пепси, Миринда, Севен-Ап
(На доске все в таблицах оформлено)

Однако не все производители указывают на содержание в своих продуктах ГМ ингредиентов. Особенно это касается США, где было выпущено постановление о необязательной маркировки ГМП.

У: Нужны ли нам трaнcгенные продукты?

Это спopный вопрос.

Сторонники ГМП утверждают, что

- они спасут растущее население Земли от голода, ведь генетически модифицированные растения могут существовать на менее плодородных почвах и давать богатый урожай, а затем долго храниться;

- уже появились растения с противовирусной “начинкой”. К примеру, это табак, в генетический код которого “вмонтирован” человеческий ген, отвечающий за выработку антител к вирусу кори.

Противники ГМП высказывают такие опасения, что:

- генетическая технология еще несовершенна и процесс встраивания нового гена недостаточно точен, т.е. невозможно с достоверностью предвидеть его местоположение в геноме клетки хозяина;

- все испытания ГМП были краткосрочными – негативное влияние модифицированных продуктов может проявляться через длительное время или отражаться на потомстве;

- неизвестно, как “новые растения” повлияют на экологический баланс в мире. Например, при перекрестном опылении сорняки могут получить от генетически модифицированных организмов ген устойчивости к вредителям и пестицидам, тогда размножение сорняков будет неконтролируемым. Саморегуляция в экосистеме нарушится; могут появиться более патогенные вирусы и штаммы микроорганизмов.

II. Подведение итога фрагмента урока

У. обобщает: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием как ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ, с историей их появления и местом в современном мире, затронули проблемы – социального, политического, медицинского хаpaктера, связанные с их использованием.

Возможная опасность ГМ-продуктов может проявиться, а может оказаться преувеличенной. В любом случае каждому следует подумать о возможных непредсказуемых последствиях и самому принять решение: употрeбллять генетическую пищу или нет.

III. Д/з Сообщение “Методы генной инженерии”

У: Всем спасибо за урок. До свидания.

Приложение. Сообщение учащихся.


Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

30 06 2022 21:35:10

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

29 06 2022 23:34:34

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Общий обзор организма человека: органы и ткани Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

28 06 2022 2:34:41

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

27 06 2022 12:22:32

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

26 06 2022 18:35:34

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

25 06 2022 20:56:17

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

24 06 2022 15:27:32

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

23 06 2022 17:43:56

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

22 06 2022 5:15:55

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

21 06 2022 21:54:59

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

20 06 2022 7:11:29

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

19 06 2022 14:34:22

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

18 06 2022 2:32:57

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

17 06 2022 2:23:57

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

16 06 2022 11:48:53

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

15 06 2022 2:41:15

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

14 06 2022 15:38:58

Тема урока: "Химический состав растений"


    Тема урока: "Химический состав растений"

      Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

13 06 2022 23:16:53

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"


    Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

      Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

12 06 2022 2:57:32

Рациональное питание. 8-й класс


    Рациональное питание. 8-й класс

      Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....

11 06 2022 17:53:38

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

10 06 2022 2:10:29

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

09 06 2022 6:16:55

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

08 06 2022 7:45:19

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

07 06 2022 18:42:47

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

      Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

06 06 2022 1:24:52

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

05 06 2022 7:27:51

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

04 06 2022 10:43:33

Урок на тему "Цветковые растения"


    Урок на тему "Цветковые растения"

      Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....

03 06 2022 7:21:53

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

02 06 2022 20:24:44

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

01 06 2022 8:55:49

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

31 05 2022 2:21:20

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

30 05 2022 2:25:24

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса


    Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

      Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

29 05 2022 17:51:40

Профильный курс "Основы медицинских знаний"


    Профильный курс "Основы медицинских знаний"

      Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....

28 05 2022 5:49:36

Насекомые с полным и неполным превращением

Насекомые с полным и неполным превращением К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

27 05 2022 4:43:10

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»


    Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

      На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

26 05 2022 11:45:53

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания


    Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

      Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

25 05 2022 23:45:15

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

24 05 2022 7:50:35

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

23 05 2022 0:19:59

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

22 05 2022 1:29:34

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

21 05 2022 6:32:15

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

20 05 2022 10:29:35

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

19 05 2022 7:25:31

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

18 05 2022 17:10:28

Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"


    Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"

      Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....

17 05 2022 16:24:20

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

16 05 2022 20:16:14

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

15 05 2022 13:11:28

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

14 05 2022 3:34:29

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....

13 05 2022 18:43:14

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

12 05 2022 8:53:46

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::