Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

Все тесно связано вокруг
(Примеры мы не будем множить),
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить…
Б.Коммонер.
Цели занятия: (воспитания, обучения, психологического развития учащихся):
- Формирование личностной позиции по вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- Усвоение учащимися первичных знаний по теме природопользования – влияние человека на ландшафт;
- Развитие навыков самостоятельности и творческого мышления при оформлении проекта; умения находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды и в вопросах улучшения ландшафта.
- Самоопределение учащихся в большом спектре профилей обучения и в мире профессий: эколог, социальный эколог, ландшафтный дизайнер, биолог-исследователь.
Тема курса будет интересна не только с точки зрения выбора профиля, но и с позиций экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России.
Тип занятия: изучение нового материала с использованием элементов урока «критического мышления».
Форма занятия: беседа, объяснение нового материала и проведение «экскурсии по окрестностям села Сосновка» с использованием цифровой фотографии;
Ученики 8 класса получили опережающее домашнее задание: приготовить личное фото в любом окружающем ландшафте, сформулировать предложения по улучшению ландшафта своего дома, улицы, села;
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Выполнение проекта (работа в группах)
Оборудование: фотографии и слайды окрестностей села Сосновка, схемы, рисунки, таблицы, компьютер.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Цель: создание эмоционального настроя. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного общения с учениками, где уместно вспомнить удачные предыдущие занятия, отметить некоторых детей, их личные успехи, самому учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока-занятия, который сейчас начнется. Положительная мотивация, вероятно, будет закреплена в случае, если учитель артистически прочтет в качестве эпиграфа строки стихотворения, восхваляющего природу.
2. Знакомство с новым материалом.
Учитель проводит вводную беседу по теме урока-занятия. Знакомит с понятиями «ландшафт», «антропогенный ландшафт», природный ландшафт, компоненты ландшафта, формы влияния человека на ландшафт, нарушение структуры (деструкция) ландшафта, рекреационный взрыв, рекреационная охрана ландшафта, экологическая мозаика, урбанизация ландшафта, городской ландшафт.
Урок проводится в технологии «критического мышления».
Технология «критического мышления» включает в себя 3 стадии:
Вызов – Осмысление – Размышление (рефлексия).
Цель первой стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний из курса школьной программы, использование личного опыта учеников, вызов любопытства, импульса, к изучению темы.
1 стадия – вызов: предусматривает активизацию ранее полученных знаний из курса школьной программы, использование личного опыта учеников, вызов любопытства, импульса к изучению темы.
Для работы на занятии класс делится на 2-3 группы. (Заранее перед уроком учебные столы расставляются на 2-3 группы, и свободное рассаживание учеников предопределяет их место в будущей группе для работы на уроке-занятии). У групп на столах лежит все необходимое для выполнения творческих заданий, альбомы и папки с домашними заготовками выполненного домашнего задания, чистые листы бумаги.
С использованием компьютера проводится слайд-экскурсия по окрестностям села Сосновка, слайды окрестностей сменяются видами ландшафта, созданным человеком у своего дома. На столах у групп имеются фотографии с экскурсии и образцы ландшафтов (из журналов).
Учитель предлагает ученикам на чистых листах бумаги написать к слову «ландшафт» все необходимые эпитеты. Этот прием называется «свободное письмо». 1-2 минуты ученики размышляют, советуются по теме задания.
По одному человеку от группы зачитывают полученные эпитеты.
Затем учитель открывает закрытую часть доски, там написаны «Перепyтaнные логические цепи». Ученикам предлагается восстановить логические цепи путем размещения слов из «письма». На звеньях цепи цветными магнитами (красный, желтый, зеленый) проставляется оценочная хаpaктеристика имеющимся понятиям – «Экологический светофор», дается краткий комментарий действиям учеников.
Изучение новой темы.
Прием – составление кластера («паучка», «созвездия»).
«Паучок».
Учитель предлагает составить логическую схему изучения данной темы. Слово «ландшафт». Слово пишется на доске, от слова проводятся лучи, как «паучок», под каждым лучом прописывается слово, предлагаемое каждой группой.
Это могут быть слова, как существительные, так и прилагательные, никакие варианты не отвергаются.
2 стадия – Осмысление – предусматривает активную работу в группах с разнообразными источниками информации.
Учащиеся работают в группах.
Учитель проводит инструктирование групп по ходу работы.
Этот элемент урока является наиболее важным с точки зрения проектного подхода к конструированию урока как педагогического события (со-бытия), предназначенного для проживания его совместно учащимися и учителем. Это является образцом нетрадиционного проектного варианта проведения урока-занятия предпрофильного курса.
В течение занятия появляется результат деятельности учеников на уроке в виде проекта, ученики самостоятельно работают в группах над поставленной задачей, проектируют и защищают свои проекты.
У каждой группы на столах имеются образцы эпиграфов, девизов, строки из литературы, заготовки, приготовленные в опережающем домашнем задании. Группы по желанию или случайным образом получают какой-либо текст, фотографии, рисунки по различным направлениям:
- «Гармония природы – гармония в себе»,
- «Так ли ты живешь на свете? Те ли сеешь семена?
- «Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды».
- «Неужто береза-калека, Склонившись к последней реке, Последнего человека - увидит в ее кипятке?»
- «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен…»
- «Ты раскрой мне, природа, объятия, Чтоб я слился с красою твоей!»
- «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой…»
Выполнение проекта заключается в следующем:
- Подготовить Обращение к жителям села Сосновка, всем жителям России, Земли;
- Путем наклеивания на заготовку-плакат разрезанных и напечатанных фрагментов-текстов, фотографий, домашних заготовок и т.д.
Все учащиеся актуализируют свои умения составлять плакаты по заданной теме из готовых элементов, ведут активный диалог, как неформальный (между собой), так и формализованный – в ходе защиты полученных проектов и их комментариев. С точки зрения приращения содержания знаний каждая группа в целом постигает новые понятия предпрофильного курса, эффективно развивает экологическое мышление. В группах дается оценка явлениям в природе, влиянию человека на ландшафт, с позиции темы проекта. Группы могут выбрать две противоположных, с точки зрения оценки, темы для усиления контрастности впечатлений при выполнении проекта и его защиты.
3 стадия – Размышление (рефлексия, возврат).
Каждая группа защищает свои проекты, которые получились путем сборки из заранее подготовленных фрагментов. Группы вывешивают на доску обобщающую матрицу, содержащую в себе несколько важных элементов по теме урока: «Влияние человека на ландшафт», которые составили настоящую картину окрестностей села Сосновка и путей улучшения природного и местного сельского ландшафтов. В текстовую часть проекта группы внесли свои впечатления и пожелания.
Защита проектов может представляться в виде проведения дебатов, в которых представители групп могут дать оценку выступления другой группы, могут высказаться «за» и «против» их позиции.
Главное на данном этапе занятия для учителя – с помощью кратких комментариев добиться осознания – рефлексии учениками внутреннего смысла своих действий:
- Первоначального этического выбора;
- Стремление к солидарности, пониманию и взаимодействию;
- Заявление своего собственного, персонального отношения к важным сторонам жизни природы через создание обоснованного определенными правилами текста Обращения;
- Наконец, обсуждение и принятие (непринятие) позиций Обращения в Проекте и комментарии к нему, принадлежащих другим людям из другой группы.
В качестве завершающего штриха можно предложить каждому ученику составить итоговый текст по следующей схеме:
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАНЯТИЯ
«Влияние человека на ландшафт» мне открылись:
Три самых важных
понятия:……………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Три самых важных
действия……………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Три самых важных
чувства…………………………………………………….
………………………………………………………………………………………
Три самых важных
качества……………………………………………………
……………………………………………………………………………………….
Заключительный этап занятия.
Выводы и подведение итогов.
Цель: обсуждение вклада каждого ученика в проведение урока.
Учитель
- поблагодарит учеников за «научный подвиг»,
- поделится своей радостью по поводу продуктивной работы всех групп,
- скажет, что урок цели достиг,
- выскажет предположение о возможном размещении плакатов в Дни экологической безопасности в школе, Доме культуры.
- Попрощается.
Технология «критического мышления» позволяет развивать экологическое мышление. Главная цель данной технологии – научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания, выpaбатывать свое мнение.
На занятии учитель опирался на личный нравственный опыт каждого ученика, на имеющиеся знания по предметам учебной программы.
На подобном уроке появился результат, которого никто спрогнозировать не мог, учителем были лишь созданы условия его появления, этот результат был найден учениками лично и воплощен в жизнь в виде проекта. Материал урока стал личностно значимым для ученика, а полученные знания и опыт работы в группах поможет при выборе профиля обучения и, вероятно, приблизится к идеалу личностных возможностей каждого ребенка.
Литература:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Янаев В.Х., Куров В.Н. Ярославль: «Академия развития» 1998. – 240 с.
- Как подготовить и провести аттестационный урок. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2003. – 111 с.
- Криксунов Е.А. Экология. 9 класс. Учебн. Для общеобразовательных учреждений. \ Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 7-е изд., стереотип. – М., Дрофа, 2003. – 256 с.
- Кропотова Л.А. Современные подходы к проектированию урока. Методическое пособие. Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. – 78 с.
- Международные экологические акции в школе. 7-9 классы. Ав. – сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005. 124 с.
- Неделя экологии в школе \ авт.-сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 66 с.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Изд. 2-е дополненное и переработанное. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
- Программы элективных курсов. Биология. 9-10 классы. Сборник 3 \ав.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова.– М.: дрофа, 2006.–157 с.
- Региональный компонент в преподавании предметов естественнонаучного цикла. Отв. Редактор С.В. Кривых, А.А. Макареня. – Новокузнецк: Изд. ИПК, 1998. – 124 с.
- Сборник программ курсов по выбору: естественнонаучное и гуманитарное направления. Научно-методическое пособие. \Отв. Ред. Шахматова Т.С., Рагозина Т.Н. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИНК, 2005.- 140 с.
Комментарии:
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
07 12 2025 13:50:48
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
06 12 2025 15:50:59
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
05 12 2025 20:58:43
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
04 12 2025 6:36:41
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
03 12 2025 4:20:11
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
02 12 2025 14:14:38
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....
01 12 2025 4:14:39
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
30 11 2025 5:15:59
Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....
29 11 2025 13:45:58
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
28 11 2025 12:19:42
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
27 11 2025 14:31:39
Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
26 11 2025 19:18:30
Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....
25 11 2025 9:34:24
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
24 11 2025 19:57:15
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
23 11 2025 6:26:27
Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....
22 11 2025 5:15:38
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
21 11 2025 22:59:11
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
20 11 2025 10:40:44
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
19 11 2025 0:27:33
На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....
18 11 2025 10:12:12
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
17 11 2025 23:29:53
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
16 11 2025 11:30:15
Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....
15 11 2025 1:24:47
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
14 11 2025 23:48:17
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
13 11 2025 5:47:16
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
12 11 2025 3:20:41
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность.
...
11 11 2025 15:53:48
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
10 11 2025 22:35:52
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
09 11 2025 22:34:38
Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....
08 11 2025 5:30:11
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
07 11 2025 10:25:38
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
06 11 2025 10:15:25
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
05 11 2025 21:15:31
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
04 11 2025 1:30:17
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
03 11 2025 4:34:24
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
02 11 2025 22:27:52
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
01 11 2025 2:17:54
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
31 10 2025 18:49:11
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
30 10 2025 15:39:12
Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....
29 10 2025 10:38:21
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
28 10 2025 0:14:17
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
27 10 2025 2:30:28
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
26 10 2025 12:23:24
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
25 10 2025 17:38:41
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
24 10 2025 0:37:10
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
23 10 2025 1:35:51
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
22 10 2025 11:35:32
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
...
21 10 2025 8:56:36
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
20 10 2025 20:10:57
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
19 10 2025 14:21:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"