Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Цели урока:

  1. Закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся.
  2. Познакомить учащихся с отрядами класса пресмыкающихся.
  3. Формировать умение сравнивать и делать выводы.
  4. Развивать самостоятельное мышление, умение анализировать.
  5. Развивать интерес к биологическим знаниям, внимание, бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • телевизор
  • видеокассета с подготовленными видеосюжетами
  • рисунки представителей разных отрядов класса пресмыкающихся
  • конверты с заданиями предметной викторины(оформляются на доске)

Ход урока

Учитель

Когда-то животных этого класса называли гадами, по латыни они называются очень красиво Рептилии, а вы прекрасно понимаете, что мы сейчас еще раз поговорим и обобщим наши знания о животных класса ………… (Пресмыкающиеся).

Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К нашему времени из 17 отрядов осталось всего……….. (4). Давайте назовем их.

Отряд 1 – Клювоголовые

Отряд 2 – Черепахи

Отряд 3 – Крокодилы

Отряд 4 – Чешуйчатые

подотряд Змеи

подотряд Ящерицы

Повторение пройденного.

1. 6 учащихся получают тесты (10 вопросов) с которыми и работают на местах.

2. Остальные учащиеся работают устно, отвечая на вопросы учителя.

Вопросы:

1. Среда обитания пресмыкающихся

2. Тепло- или холоднокровные животные?

3. Скелет, его особенности.

4. Пищеварение.

5. Кровеносная система.

6. Орган дыхания.

7. Выделительная система.

Обобщение и систематизация материала.

На прошлом уроке 4 ученика получили задание обобщить сведения о пресмыкающихся и в краткой форме изложить их. Давайте послушаем сообщения.

1 ученик

Отряд черепахи.

1. Современные виды имеют панцирь, который состоит из карапакса (спинного щитка) и пластрона (брюшного щитка).

2. Шейный и хвостовой отдел позвоночника подвижны.

3. Челюсти лишены зубов, но покрыты рогом (роговой клюв), имеющим острые режущие края.

4. Хорошо развито зрение, обоняние, слух хуже.

5. Самые крупные: слоновая галапогосская (1,5м, 400 кг) и кожистая морская (до 2м, 600 кг).

6. Населяют моря, пресные водоемы, болота, сухопутные биотопы.

7. Голодать могут долго. Рекорд – в Парижском зоопарке одна небольшая черепаха голодала 6 лет.

8. Очень живучи.

Учитель

У японцев черепаха считается эмблемой долговечности.

2 ученик

Отряд крокодилы.

1. Крупные животные от 1,5-2 до 4-6 м.

2. Хвост сжат с боков.

3. Зубы сидят в ячейках, крепки, остры.

4. Кожа толстая, грубая, покрыта крупными роговыми щитками.

5. Обитают в пресных и солоноватых водоемах.

6. У единственных в этом классе развита забота о потомстве (показываем видеосюжет).

7. Сердце четырехкамерное.

8. Короткий плоский язык по всей длине неподвижно прикреплен к ротовой полости.

9. Хищники.

10. Яйца покрыты твердой известковой скорлупой.

3 ученик

Отряд чешуйчатые. Ящерицы.

1. Кожа покрыта роговой чешуей.

2. Способны к аутотомии (отбрасывание хвоста).

3. Зубы не сидят в ячейках, они плотно срослись с челюстью.

4. Образ жизни разнообразный, водных форм мало.

5. Развито зрение, слух, осязание (язык).

6. Интересно пьют – лакают воду языком.

Учитель

Ящерицы предпочитают терять хвост, а не голову.

4 ученик

Отряд чешуйчатые. Змеи.

1. Безногие рептилии.

2. Зубы загнуты назад.

3. Кожа покрыта роговыми чешуйками.

4. Большая подвижность лицевых костей (видеосюжет о том, как змея заглатывает яйцо).

5.Глаза у змей кажутся совершенно неподвижными, т.к. веки срастаются, образуя прозрачную оболочку.

Учитель

Будьте мудры, как змеи, и бесхитростны, как гoлyби.

говорится в Библии

Прослушав сообщения, вы должны открыть тетрадь и записать в 4 столбика о крокодилах, черепахах, ящерицах и змеях по 3 прилагательных и по 3 глагола, которые бы их хаpaктеризовали.

На доске прикреплены 4 больших конверта, на которых написано: “Литература”, “География”, “Русский язык”, “История”.

Учитель

Ребята, сейчас мы проведем предметную викторину. Желающие выбирают конверт, например “Литература”. В нем листок с вопросами.

“Русский язык”

Название какой змеи бывает наречием? Как эту змею можно отличить от других?

(Уж. Он имеет два желтых или белых пятна позади висков.)

“История”

1. Согласно Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых дeвyшек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась “невестой Нила”. А кто был её “женихом”?

(Нильский крокодил)

2. Именно они, начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в Древнем Риме. Кто же это?

(Крокодилы)

“Литература”

“Так вот где таилась погибель моя!
Мне cмepтию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь”.

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? Почему змея шипит?

Может ли змея ужалить человека? Почему?

(А.С.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”.

Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обусловливает шипение змеи. Змеи шипят, когда раздражены.

Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.)

“География”

1. Название этих островов с испанского переводится как “черепаха”. Именно их в 1835 году, совершая кругосветное плавание на корабле “Бигль”, посетил молодой Ч.Дарвин. Что это за острова?

(Галапагосские острова)

2. Горы Нага, город Нагпур, река Нагори, праздник Нагпанчами – все эти слова связаны с Индией и образованы от слова “наг”. Что оно означает в переводе с санскрита?

(Змея)

Учитель

А сейчас мы с вами посмотрим два видеосюжета о крокодилах. Но они необычные, немые. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы.

Видеосюжет №1

Почему крокодилы раскрывают пасть?

(Охлаждаются, как собаки. Пасть пронизана капиллярами, кровь охлаждается)

Видеосюжет №2

Почему крокодилы не могут проглотить пищу под водой и им приходится подниматься?

(У крокодилов нет губ и пасть закрыта не плотно. Глотая под водой, они могут захлебнуться).

Учитель

Змеи и ученик ………….. приготовили для вас свою необычную викторину.

Игра “Вопрос-ответ…Верно или нет?”

1. Змеи – родственники крокодилов.

Ответ: В Е Р Н О. И те, и другие относятся к классу пресмыкающихся.

2. Змеи видят в темноте.

Ответ: Н Е Т. Но даже при слабом зрении некоторые змеи могут охотиться в темноте. Это происходит потому, что в голове у них есть углубления, называемые лицевыми ямками, которые ощущают тепло находящегося поблизости животного.

3. Змеи гипнотизируют свою жертву.

Ответ: Н Е Т. Ни одна змея не способна загипнотизировать свою жертву.

4. Некоторые змеи, чувствуя опасность, притворяются мертвыми.

Ответ: В Е Р Н О. Когда появляется враг, уж иногда переворачивается на спину и высовывает язык. Он выглядит как мертвый. Мудрый поступок, так как большинство хищников предпочитают свежую пищу и чаще всего не обращают внимание на падаль.

5. Змеи отлично живут в неволе.

Ответ: В Е Р Н О. Многие змеи совершенно безобидны и, если с ними хорошо обращаться, становятся совсем ручными.

6. Змеи живут дольше людей..

Ответ: Н Е Т. Самым старым из известных змей – долгожителем был удав по кличке Поп-Ай. Он жил в прекрасных условиях в зоопарке, где за ним ухаживали и хорошо кормили. Умер он в 40 лет.

Задание на смекалку “Олимпийские игры среди животных”

Учитель

Ребята, мы с вами очень любим спорт, спортивные соревнования. Давайте вместе представим себе, что проводятся “Олимпийские игры среди животных”. В каких соревнованиях могли бы участвовать представители класса пресмыкающихся, например, ящерицы.

1. Бег на короткие дистанции (могут развивать скорость 8 м/сек или 30 км/час, но устают метров через 20).

2. Барьерный бег (многие ящерицы мчаться не по прямой, с виражами).

3. Прыжки в высоту и длину (мелкие ящерки прыгают в высоту до 40см, а в длину-60см).

4. Борьба (здесь могут отличиться вараны).

5. Плавание (ящерицы с аутомированными хвостами не допускаются, могут утонуть).

6. Альпинизм (лазание по деревьям и скалам) и т.д.

Региональный компонент

Учитель

Существует легенда, что христианский епископ Святой Патрик, считавший змей порождением дьявола, изгнал их всех из своей страны Ирландии. Святой Патрик умер больше 1600 лет назад, но змеи в Ирландию так и не вернулись.

В нашей Республике Башкортостан обитают представители класса пресмыкающихся. Но некоторые из них, чтобы не исчезнуть, очень нуждаются в нашей поддержке и защите. Откроем “Красную книгу Башкортостана”. 9 видов этого класса считаются редкими, а 5 видов исчезающими. Знаете ли вы их?

1. Черепаха болотная (озера, зимует на юге Башкортостана).

2. Веретеница ломкая, или медяница (безногая ящерица).

Почему ящерицы утратили ноги? Они живу под камнями, и ноги бы им

просто мешали.

3. Уж водяной (на висках нет ярких оранжевых пятен, юг Башкортостана).

4. Медянка обыкновенная (семейство ужеобразных; сухие холмистые места. При поимке кусается, но безобидна).

5. Полоз узорчатый (семейство ужеобразных; горы, степи, заходит в воду; до 1 м).

Подведение итогов.

1. Оцениваются индивидуальные ответы учащихся, их активное участие в ходе урока.

2. Продолжить подготовку к “Фестивалю рисованных фильмов”.

Задание на дом

1. Параграфы 25 и 26 (Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.Животные)

2. Продолжить подготовку к фестивалю рисованных фильмов.

3. Вспомнить и записать в тетрадь список литературных и научно-популярных произведений, в которых упоминаются представители класса Рептилий.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

23 12 2025 3:32:50

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

22 12 2025 4:41:41

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

21 12 2025 13:33:48

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

20 12 2025 1:59:25

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

19 12 2025 6:48:43

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

18 12 2025 16:36:39

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

17 12 2025 4:27:50

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

16 12 2025 20:13:23

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

15 12 2025 2:32:36

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

14 12 2025 6:39:28

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

13 12 2025 1:31:33

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

12 12 2025 1:47:39

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"


    Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

      Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

11 12 2025 13:52:15

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

      Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

10 12 2025 17:58:49

Урок-игра по биологии "Птицы"


    Урок-игра по биологии "Птицы"

      Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

09 12 2025 22:47:21

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

08 12 2025 2:34:43

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

07 12 2025 2:48:47

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

06 12 2025 9:24:57

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

05 12 2025 17:13:36

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

04 12 2025 18:51:11

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

03 12 2025 15:11:48

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

02 12 2025 19:40:20

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

01 12 2025 22:40:10

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

30 11 2025 14:24:59

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

29 11 2025 20:12:11

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

28 11 2025 17:26:10

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"


    Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

      Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

27 11 2025 12:21:16

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

26 11 2025 13:29:49

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

25 11 2025 23:58:20

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

24 11 2025 16:51:46

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....

23 11 2025 8:54:17

Исследование "Изучение плесневых грибов"


    Исследование "Изучение плесневых грибов"

      Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....

22 11 2025 21:35:56

Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.


    Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

      Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....

21 11 2025 3:10:55

Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

      В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

20 11 2025 11:16:38

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

19 11 2025 21:27:46

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

18 11 2025 1:35:14

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

17 11 2025 16:40:21

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

16 11 2025 23:46:17

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

15 11 2025 22:10:42

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

14 11 2025 15:17:32

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

13 11 2025 7:13:43

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

12 11 2025 7:29:53

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

11 11 2025 4:58:28

Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"


    Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"

      Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...

10 11 2025 11:46:34

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

09 11 2025 23:22:48

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

08 11 2025 0:44:46

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

07 11 2025 15:30:22

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

06 11 2025 0:25:29

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

05 11 2025 17:15:17

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

04 11 2025 8:38:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::