Зрительный анализатор и его гигиена
Процесс обучения проходит через углубление в изучаемый
материал,
затем через углубление в самого себя.
И.Ф. Гербарт
Цели:
Воспитательная цель: социализация учащихся в учебной ситуации, развитие чувства толерантности друг к другу и самоуважения.
Развивающая цель: Формирование элементов естественнонаучного мировоззрения учащихся знаньевыми средствами основ анатомии и физиологии, развитие коммуникативных умений через формирование навыков работы в мини-группах и умения анализировать свою деятельность
Комплексная обучающая (дидактическая) цель (КДЦ): – овладение содержанием темы «Анализаторы». Формирование у учащихся понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов.
Частные дидактические цели (ЧДЦ):
- Развитие навыков узнавания структур глаза.
- Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.
- Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.
Учащиеся должны знать: терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные структуры глаза и их работу.
Учащиеся должны уметь:
- Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
- Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
- Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
- Иметь навыки здоровьесберегающего поведения.
Формулируемая область понимания Структурно-функциональный анализ глаза и зрительного анализатора на пропедевческом уровне.
Педагогическая стратегия: «Для того чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франц)
Педагогическая тактика: Индивидуализация фронтального обучения средствами дифференциации знаний на стадии объяснения нового материала.
Ведущие формы урока: эвристическая беседа, работа с цифровым микроскопом, анализ материалов презентации темы, рефлексия в рамках комaндной деятельности.
Педагогическая технологи: личностно-ориентированное обучение.
Оборудование урока: Мультимедийный проектор, цифровой микроскоп QX3+ CM, препараты высушенных бычьих глаз.
Формы контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль и экспертный контроль.
Краткое содержание урока
Часть 1. Постановка проблемы: Значение зрительного анализатора (слайды № 1-2)
Для решения задач данного урока необходимо формирование у детей понимания руководящей роли зрительного анализатора. Поэтому учениикам предлагается работа с бегущей полилингвальной строкой. Учащиеся создают собственный список слов и выражений о зрении и глазах. Функциональный вклад данной части урока можно охаpaктеризовать как эмоционально-интеллектуальное погружение детей в тему.
Часть 2. Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (слайды № 3, 4, 5, 6)
Пропедевческое изучение строения глаза осуществляется в 6-7 классах. Поэтому главной сложностью в изложении темы в 8 классе является «всезнайство» детей, которое можно избежать обращением к анализу «бытового знания» с повторением и углублением изученного ранее. Сочетая эвристическую беседу с комaндной работой в интеллектуальных парах, учитель подводит учащихся к демонстрационной лабораторной работе.
Часть 3. Демонстрационная лабораторная работа: Строение глаз млекопитающего. (слайд № 3)
Наиболее динамичной и поэтому запоминающейся формой сравнительного анализа структур является микроскопирование. Учебными ситуациями при этом является:
а) предъявление ученикам-демонстраторам узкоспециализированного задания в виде отдельных препаратов.
б) последовательное обсуждение в комaндах «картинок» цифрового микроскопирования.
Часть 4. Объяснение и закрепление нового материала: Главные преломляющие среды глаза и глазное дно. (слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12)
В данной части продолжается основная интрига урока: столкновение различных бытовых наблюдений и превращение их в научное знание. В этой же части урока вводятся новые сложные понятия, формирующие у детей понимание особенности цвето- и свето- восприятия человека. Поэтому 3 слайда из 6 посвящено обсуждению информации.
Часть 5. Объяснение и закрепление нового материала: Восприятие изображения. (слайды № 13-15)
Сложность данной части определяется ее интегративностью. Обсуждение неожиданных последствий ассиметрии мозга для восприятия картины Мира методом следов позволяет детям наглядно оценить степень усвоения материала, причем неполнота, степень репродуктивности и креативности ответов может выражаться как в укорочении дорожки следов, так и в изменении цвета шага.
Часть 6. Рефлексия. (слайды № 16, 17) Эти слайды не вошли в презентацию, представленную на фестиваль.
- Ученики знакомит учащихся с фрагментом учебно-исследовательского проекта «Функциональная зависимость состояния глаза от режима дня школьника».
- Учащиеся записывают главную, по их мнению, мысль урока в дневнике режима дня, обобщая тем самым собственный график сна и диаграммы суточной занятости.
Домашнее задание:
Репродуктивное задание стр. 73-75 ………………..
Креативное задание стр.73-77, 79 .
Общее задание: Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.
В кабинете работает небольшая выставка об интернате для слепо-глухонемых детей в Сергиевом Посаде. Представлены тексты на русском и английском языках, напечатанные точечно-рельефным шрифтом Л.Брайля. Главный экспонат выставки – «Букварь для изучающих систему Брайля», М.,Репро,1995.
Ход урока
Подготовка к уроку. Учебник, открытый дневник, открытая личная тетрадь, листок с заданиями. В листке инструкция (задания для выполнения лично и тестовые вопросы для выполнения в комaнде-интеллектуальной паре). (см. приложение)
Часть 1. Слайд № 1 Тема урока: Зрительный анализатор и его гигиена.
Прочтем задание №1: Не забывайте в течение урока записывать в рабочей тетради термины без определения, просто в столбик.
На перемене Вы видели выставку и, конечно, обратили внимание на эту книгу. Каждый человек читал ее, потому что это Букварь. Но Ваши буквари напечатаны не на картоне, в них огромное количество картинок, буквы разной величины и очень много цвета. Ослепший человек не просто перестает воспринимать что-то красивое, 90% информации об окружающем мире люди получают через зрение. Особенно трагична слепота с рождения. Лейбниц, говорил, все доставлено разуму органами чувств, за исключением самого разума. А в организации разума центральную роль играет зрение.
Чтобы убедиться в этом, Вам предлагается за 100 секунд, пока будет демонстрироваться бегущая строка, вспомнить выражения, слова о зрении и глазах. Можно списывать с бегущей строки, но лучше придумать свои примеры, особенно если они будут на французском и английском языках. Итак, задание № 2 Записываем выражения, слова о зрении и глазах в личной тетради.
Слайд №2 Бегущая строка. Рейтинговую оценку вы получите за термины и это задание на следующем уроке.
Часть 2. Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (Слайды № 3, 4)
Слайд № 3 Многообразие глаз от примитивных глазков, многочисленных глаз насекомых в которых передается изображение с одного глаза на другой до сложнейших однокамерных глаз обусловлено работой гена PAX-6. Опыты начинались с мыши и дрозофилы.
Слайд № 4 Строение глаза 90% информации организм получает от глаз, поэтому он глубоко спрятан в костях - его крепость называется глазницей.
Скелет глаза называется склерой или белочной оболочкой. Еще мы видим глазной нерв, радужку, зрачок. Управляет глазом 8 мышц, они создают самый горячий очаг тепла на лице. Демонстируется картинка определения тепловых зон лица в разных режимах работы тепловизора.
(В полной версии презентации учащимся демонстрируют слайд «внутреннее строение глаза». Именно с этого слайда делается гиперссылка на цифровой микроскоп микроскоп QX3+CM. Звуковые эффекты выключаются).
Роговица, Радужка, Хрусталик.
Для проверки понимания работы хрусталика. Проголосуем, какое решение правильное: Вам одели призматические очки и Вам дали тарелку супа
- ситуация 1
Стекловидное тело, Сетчатка, Глазной нерв - слепое пятно. В 1668г Мариотт открыл существование слепого пятна. Он придумал забаву своему королю - Людовику XIV. Мариотт ставил перед королем двух придворных так, чтоб Людовик XIV не видел их голов.
Теперь мы попробуем определить некоторые структуры глаза на препарате.
Часть 3. Демонстрационная лабораторная работа: Строение глаз млекопитающего. (слайд № 3)
Демонстрационная лабораторная работа длится 10 минут. Учащиеся-демонстраторы и учащиеся-наблюдатели обсуждают препараты. А - внешний вид глаза, Во - внутреннее строение глаза, С – сетчатка
Часть 2 (продолжение). Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (Слайды № 5, 6)
Слайд № 5 Бинарное зрение. Сравните панорамность и объем зрительных полей разных животных. У хищников – самый большой объем - так легче определять расстояние (сравни: заяц - кошка), а у травоядных больше панорама, чтоб все видеть. Заяц вообще ничего не видит перед носом, поэтому скашивает глаза.
Слайд № 6 Прочитайте вопрос № 1 о форме зрачка.
Вопрос № 1: Почему у человека зрачки круглые?
подсказка
У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.
У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.
Минута на обдумывание.
Проверим ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но оннуждается в максимально возможной зрительной информации.
В полной версии презентации ученикам демонстрируется слайд с изображением глаза человека и глаза обезьяны. Слайд можно заменить фотографиями. Прочитайте вопрос № 2 о цвете видимой части глазного яблока.
Вопрос № 2: Почему видимая часть глазного яблока обезьян полностью окрашена, а у человека она белого цвета?
- Окраска видимой части глазного яблока совпадает с цветом кожи.
- Обезьяны, таким образом, затаиваются, а людям важно следить за направлением взгляда.
- Это признак красоты, который закрепился в природе.
Минута на обдумывание. Голосуем. Подняли пальцы (номер ответа соответствует количеству поднятых пальцев). Проверим ответ.
Часть 4. Объяснение и закрепление нового материала: Главные преломляющие среды глаза и глазное дно (слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12).
Слайд № 7 Проанализируем две самые преломляющие среды глаза. Прочитайте вопрос № 3 о величине глаз ребенка Вопрос № 3: Почему у маленьких детей большие глаза?
- Большие глаза – это красиво, поэтому малыши всем нравятся.
- Роговица ребенка и взрослого имеет одинаковую величину.
- Дети с большими газами рождаются обычно весной или летом, когда много света.
Минута на обдумывание. Голосуем. Подняли пальцы (номер ответа соответствует количеству поднятых пальцев. Проверим ответ.
Слайд № 8 Вторым по величине преломления света является хрусталик. Он обладает аккомодацией-видением на разных расстояниях, для этого хрусталик растягивается при рассматривании предмета на дальних расстояниях и уплощается при рассматривании предметов с близкого расстояния. Хрусталик по разному преломляет лучи разного цвета. Синие преломляются меньше, чем красные.
Слайд № 9 А теперь речь пойдет о глазном дне. Оно покрыто плёночкой – сетчаткой. Палочки и колбочки воспринимают свет боковыми поверхностями, поэтому конические колбочки получают его больше и чувствуют цвет луча. 125 млн. палочек не различают цвет. 7 млн. колбочек различают цвет: одни - синий, другие - зеленый, третьи - красный. Человек способен различить до 250 основных тонов и 5-10 млн. оттенков.
Слайд № 10 Чтобы не нарушить обмен веществ, глаз теплолюбивых вывернут на изнанку. Нарушение движения луча компенсируется химически и геометрически.
Слайд № 11 Прочитайте вопрос № 4 о глазном дне. Вопрос № 4 Почему слепое пятно расположено рядом с желтым пятном? Неужели на глазном дне мало места для выхода глазного нерва?
Клеточная мозаика глазного дна создает условия для сравнения информации.
Расположение слепого пятна в носовой части глазного яблока – признак примитивности. У наших потомков слепое пятно будет находиться в другом месте.
Расположение слепого пятна не имеет значения, т.к. «картинка с дыркой» компенсируется работой головного мозга
Минута на обдумывание. Голосуем. Подняли пальцы. (номер ответа соответствует количеству поднятых пальцев). Проверим ответ.
Слайд № 12 Прочитайте вопрос № 5 о Превращении луча света в нервный импульс. Вопрос № 5 Превращение светового сигнала в нервный импульс происходит при разрушении молекул зрительного пигмента. Почему зрительный пигмент не заканчивается?
- Зрительного пигмента очень много. Его хватит на всю жизнь.
- Зрительный пигмент образуется в результате правильного питания.
- Зрительный пигмент образуется в темноте.
Минута на обдумывание. Голосуем. Подняли пальцы. (Номер ответа соответствует количеству поднятых пальцев). Проверим ответ.
Часть 5. Объяснение и закрепление нового материала: Восприятие изображения (слайды № 13-15).
Слайд № 13 Создание зрительного образа происходит в затылочной доле коры головного мозга. Очень важно как передается в мозг изображение, ведь мозг ассиметричен. Вспомните курицу. У нее не соединятся информация от двух половинок мозга, поэтому курица видит автономно каждым глазом. У человека правая часть сетчатки каждого глаза передает изображение в левое аналитическое полушарие, а левая часть сетчатки передает изображение в правое образное полушарие.
Слайд № 14 Особенности глаза женщины
В женском глазу больше палочек. Поэтому:
- Лучше развито периферийное зрение.
- Лучше видят в темноте.
- Воспринимают информации больше, чем мужчины в каждый момент времени
- Моментально фиксируют любое движение.
- Палочки работают на правое, конкретно- образное полушарие.
Слайд № 15 Особенности глаза мужчины
В мужском глазу больше колбочек.
На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика. Поэтому:
- Лучше воспринимают цвета.
- Четче видят картинку.
- Концентрируют внимание на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.
- Колбочки работают на левое, абстpaктное полушарие.
Часть 6. Рефлексия (слайды № 16, 17).Эти слайды не вошли в презентацию, представленную на Фестиваль
А) Ученики знакомит учащихся с фрагментом учебно-исследовательского проекта «Функциональная зависимость состояния глаза от режима дня школьника».
Гигиена глаз заключается главным образом в соблюдении режима дня, ночного отдыха (ночной сон не менее 8 часов), работы за компьютером (ученики 8-х классов могут работать за компьютером около 3 часов в день). Необходимо систематически делать упражнения для глаз.
Знаете ли Вы упражнения для глаз? Авторы проекта обучают одноклассников некоторым упражнениям по гигиене глаз.
- Пиши носом.
- Смотри сквозь.
- Двигай бровями.
Б) Учащиеся записывают главную, по их мнению, мысль урока в дневнике режима дня, обобщая тем самым собственный график сна и диаграммы суточной занятости.
Домашнее задание: по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. М.Дрофа.
- Репродуктивное задание
Комментарии:
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
01 04 2025 4:53:27
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
31 03 2025 7:21:49

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....
30 03 2025 15:55:18
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
29 03 2025 1:31:25
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
28 03 2025 23:16:44
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
27 03 2025 10:17:39
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
26 03 2025 6:23:17
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
25 03 2025 3:25:45
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
24 03 2025 20:33:25
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
23 03 2025 6:21:24
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
22 03 2025 22:24:34
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
21 03 2025 20:32:41
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
20 03 2025 22:34:53

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
19 03 2025 2:48:29
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
18 03 2025 23:10:56

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
17 03 2025 6:30:35
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
16 03 2025 16:13:52
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
15 03 2025 10:40:10
В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом.
Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности
...
14 03 2025 11:25:52
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
13 03 2025 4:51:41
Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....
12 03 2025 10:16:26
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
11 03 2025 22:14:57
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
10 03 2025 7:44:19
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
09 03 2025 19:17:17
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
08 03 2025 16:11:22
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
07 03 2025 21:36:59
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
06 03 2025 22:43:40
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
05 03 2025 23:38:16
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
04 03 2025 3:19:55
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
03 03 2025 19:32:48
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
02 03 2025 17:59:26
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
01 03 2025 2:55:55
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
28 02 2025 14:56:37
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
27 02 2025 5:58:16
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
26 02 2025 11:39:55
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
25 02 2025 21:32:18
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
24 02 2025 0:14:19
Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...
23 02 2025 7:51:56
Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....
22 02 2025 10:33:44
Урок биологии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки экологическое сознание, умение сравнивать, находить и показывать сходство в организации птиц и пресмыкающихся. Учащиеся обсуждают гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Цель урока: сформировать умения работы с цифровым микроскопом и создать слайды в пpaктической работе....
21 02 2025 2:24:49
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
20 02 2025 19:54:36
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
19 02 2025 18:47:49
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
18 02 2025 4:21:23
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
17 02 2025 16:19:56
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
16 02 2025 1:36:40
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
15 02 2025 21:41:41
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
14 02 2025 10:54:33
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
13 02 2025 2:44:45
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
12 02 2025 2:45:14
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
11 02 2025 3:26:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::