Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

Главная дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного и животного организма.
Задачи урока:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о строении растительной и животной клетки и протекающих в них жизненно важных процессах;
- сформировать в процессе урока представление о клетке как самостоятельной живой системе;
воспитательные:
- закрепить - навык исследовательской работы, чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
- продолжить работу по привитию здорового образа жизни;
развивающие:
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.
Форма учебной работы: урок применения знаний.
Методы работы: фронтальный опрос, пpaктический, индуктивный, проблемно- поисковый метод работы.
Оборудование:
- таблицы \"Строение растительной клетки\", \"Деление клетки\",
- рисунки \"Строение микроскопа\", \"Растительная клетка\";
- микроскопы, лупы, жетоны, карточки с заданиями.
Ход урока
І. Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности
Учитель: Послушайте внимательно загадку и определите тему урока, над которой мы будем работать.
Мы настолько малы,
Что невооруженным глазом
Просто не видны. Но взгляни в микроскоп -
Целый мир откроешь ты! (Клетка)
Тему вы угадали, попробуйте сами сформулировать основную цель урока.
Тема выяснена, цель поставлена, приступаем к работе.
III. Работа по теме урока
Учитель. На протяжении нескольких, уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия. На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал по теме: “КЛЕТКА - живой организм”.
Учитель: Клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток.
- Давайте более подробно вспомним строение клетки. Вам будут даны задания, каждый правильный ответ будет оцениваться одним жетоном.
Задание №1.
Рассмотрите микроскоп и ответьте на следующие вопросы. Как устроен микроскоп? Каковы правила работы с микроскопом? Какое минимальное и максимальное увеличение дает ваш микроскоп? Какие увеличительные приборы вы знаете?
Задание №2.
Прочитайте текст, озаглавьте его и вставьте пропущенные слова (в тексте они выделены курсивом). Например: Клетка - структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки. Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой - бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды. Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек. В растительной клетке имеются пластиды. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются вакуоли.
Задание №3.
Нарисовать общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.
Учитель. Вы моделировали клетку, самые удачные работы мы поместим на стенде.
Вывод формулируют учащиеся: клетка, состоящая из частей (органоидов), живет как единое целое.
Задание№4.
Игра “Лото”. Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом, которые не подходят друг к другу. Игру начинает любой ученик, он читает вопрос вслух и ждет ответа. Ученик, у которого есть ответ, читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех пор, пока не закончатся все карточки. Если ответ дан неверный или вообще не прозвучал, допустивший ошибку выходит к доске и “реабилитирует” себя, ответив правильно, или вопрос находят другие ученики. (Приложение 1) .
Задание №5.
Собрать модели клеток на доске – растительную и животную, вспомним, из каких составных частей они состоят, и какую роль они выполняют.
(К доске вызываются ученики, которые собирают клетку из органоидов, и называют их функции).
Учитель: С чего мы начнем собирать клетку? (С оболочки, чтобы показать ее границы, отделить ее от внешней среды)
Модели клеток собраны. Самые активные получают жетоны.
Учитель: Государство - это система, поэтому клетку мы тоже можем назвать системой и приходим к выводу (ученики вместе с учителем формулируют вывод): “Клетка - целостная система, в которой каждый органоид выполняет свои особые функции и поэтому является незаменимым”.
Задание №6.
Игра АБВГДейка.
Вставить пропущенные буквы в следующих биологических терминах:
ХЛ…Р…ПЛАСТЫ, М...Т..ХОНДРИИ, В...К...ОЛЬ, Л...З...СОМЫ, Р…Б…СОМА, Ц…Т…ПЛАЗМА, М…МБР…НА.
Задание№7.
Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу \"Основные функции частей клетки\".
| Части клетки | Функции |
| Оболочка | |
| Цитоплазма | |
| Ядро |
IV. Физкультминутка
Отдохнем с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
V. Продолжение по теме урока
Задание №8
Проверим ваши знания при помощи несложного теста.
Напротив цифры – номера вопроса, напишите правильный ответ.
1. Как называется наука, которая изучает строение и функции?
2. Какой увеличительный прибор помогает нам увидеть клетку?
3. Самая наружная часть клетки, выполняющая функцию защиты?
4. Этот органоид отвечает за энергию, которая используется на разные процессы жизнедеятельности организма?
5. Органоид клетки, в котором хранится клеточный сок?
6. Этот органоид клетки несет в себе наследственную информацию?
7. Полужидкая масса, которая составляет основу клетки.
8. Ученый, впервые увидевший клетку
9. “Органы” клетки.
10. Органоид клетки, придающий растению зеленый цвет.
Проверьте свой тест самостоятельно, выставив оценку самому себе.
0 ошибок - “5”
1, 2, 3 ошибки - “4”
4, 5 ошибки - “3”
Правильные ответы
1. цитология |
6. ядро |
|
2. микроскоп |
7.цитоплазма |
|
3. мембрана |
8. Гук |
|
4. митохондрия |
9. органоиды |
|
5. вакуоль |
10 хлоропласты |
Учитель: К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употрeбление алкоголя.
Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.
Учащиеся делают выводы: Клетка - элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро.
Учитель: Сегодня на уроке мы много говорим о сложном строении клетки. И, наверно, не задумываемся о том, что когда-то эти знания добывались по крупицам, и было время, когда люди впервые произнесли слово “клетка”. Мы не только играем, моделируем, рассуждаем и делаем выводы, но и проверяем наши знания. А теперь вернемся к теме нашего урока. Клетка — живой организм. Мы можем назвать ее целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу.
Учитель: Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы, сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки по количеству жетонов. Я думаю, что после нашего разговора многие из вас пересмотрят свое отношение к природе, которая началась с клетки и которая не может существовать вне нашей планеты, страдающей от рук человеческих.
VI. Рефлексия
Довольны ли вы своей работой? Кто сомневался в правильности выполнения задания?
VII. Подведение итогов урока
С каким чувством вы уходите с урок? Почему?
VIII. Домашнее задание
Подготовить мини-сочинение на тему “ Путешествие в мир клетки”.
Урок окончен, всем СПАСИБО.
Используемая литература.
1. Интернет ресурсы.
2. Природоведение 5 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2014.
Приложение
Комментарии:
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
09 12 2025 21:30:24
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
08 12 2025 4:54:49
В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....
07 12 2025 4:57:35
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
06 12 2025 7:25:32
Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....
05 12 2025 12:13:17
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
04 12 2025 9:29:37
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
03 12 2025 10:49:44
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
02 12 2025 21:55:39
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
01 12 2025 12:19:10
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
30 11 2025 19:51:41
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
29 11 2025 20:25:50
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
28 11 2025 9:26:48
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
27 11 2025 9:59:54
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
26 11 2025 6:13:11
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
25 11 2025 12:19:19
Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....
24 11 2025 2:53:57
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
23 11 2025 17:32:57
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
22 11 2025 21:22:14
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
21 11 2025 6:52:41
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
20 11 2025 17:23:35
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
19 11 2025 16:44:17
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
18 11 2025 5:51:20
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
17 11 2025 1:47:27
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
16 11 2025 1:12:50
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме.
...
15 11 2025 11:44:27
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
14 11 2025 4:16:54
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
13 11 2025 12:51:40
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
12 11 2025 3:48:34
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
11 11 2025 2:27:47
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
10 11 2025 6:34:55
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
09 11 2025 18:45:28
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
08 11 2025 22:32:24
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
07 11 2025 10:12:35
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
06 11 2025 9:34:18
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
05 11 2025 15:26:32
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
04 11 2025 17:50:54
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
03 11 2025 16:36:24
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
02 11 2025 17:56:38
Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
01 11 2025 3:10:58
Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....
31 10 2025 7:28:20
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
30 10 2025 13:57:49
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
29 10 2025 13:35:16
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
28 10 2025 11:38:19
Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
27 10 2025 4:27:39
В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....
26 10 2025 0:29:54
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
25 10 2025 8:57:42
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
24 10 2025 7:51:22
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
23 10 2025 21:31:13
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
22 10 2025 9:17:15
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...
21 10 2025 22:26:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"