Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

Задачи:
- Познакомить учащихся с отличительными признаками представителей царства Грибы; показать их сходство и отличие от растений и животных.
- Углубить знания о строении тела гриба, типах питания и размножения.
- Сформировать понятие о микоризе.
- Развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологии с целью самостоятельного получения знаний.
- Формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- муляжи грибов;
- таблицы: “Строение шляпочного гриба”, “Плесневые грибы”, “Грибы-паразиты”, “Дрожжи”;
- гербарий растений с грибами-паразитами;
- запись оперы В.-А. Моцарта “Волшебная флейта”;
- сделанные учащимися альбомы: “Ядовитые грибы”, “Съедобные грибы”;
- презентация к уроку;
- компьютер;
- проектор с экраном.
Ход урока
I. Изучение нового материала
<Приложение 1>
1. Постановка познавательной задачи.
Учащимся предлагается для определения темы
урока отгадать загадку.
Звучит фрагмент оперы В.-А. Моцарта “Волшебная
флейта”.
Учитель:
Живёт без забот
Населенье лесное.
Живёт под берёзой,
Живёт под сосною.
У каждого жителя
Нрав свой особый,
Их много в лесу,
А найди-ка, попробуй.
Дети: Это гриб.
Учитель: Правильно, это загадка о грибах. Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное Царство микологии, Царство Грибы.
2. Общие сведения о грибах и их многообразии. Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися.
Своё научное название грибы получили от греческого “микос”. Этот термин упоминался ещё в трудах “отца ботаники”, греческого учёного Теофраста, жившего в IV–III вв. до н.э. Теофраст описывал главным образом съедобные грибы: “шампиньоны, сморчки, трюфели.
От слова “микос” получила своё название наука о грибах – микрология, возникшая в конце XIX в. Основателем этой науки считается русский учёный Ф.М. Каменский. |
В древнерусском языке слово “грибы” не существовало. Говорили “губы ломать”. Как пишет В. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка”, оно означало “идти по грибы”. Новое слово “грибы” появилось в русском языке в конце XV века.
В настоящее время описано около 100 тысяч видов грибов.
Внимание учащихся обращается на муляжи грибов, таблицы, гербарии растений с грибами-паразитами и предлагается их разделить на группы по признакам сходства. На основании проделанной работы составляется схема “Виды грибов”.
При таком многообразии грибов они имеют общие черты строения и жизнедеятельности.
3. Общая хаpaктеристика Царства. Сходство и различие грибов, растений и животных.
Рассказ учителя с элементами беседы.
На основании беседы учащиеся приходят к выводу, что грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако они имеют черты сходства с представителями обоих царств.
Все грибы имеют ядро и являются эукариотами. |
Признаки сходства с растениями: 1. Неподвижность. |
Признаки сходства с животными: 1. Отсутствие пластид. |
4. Строение вегетативного тела гриба, гиф мицелия и плодового тела.
Объяснение учителя с демонстрацией таблицы “Строение гриба” и муляжей плодовых тел грибов.
Признаки, свойственные только грибам: 1. Вегетативное тело представляет собой
грибницу, или мицелий, состоящий из нитей – гиф. |
5. Типы питания грибов. Сходство типов питания бактерий и грибов.
Самостоятельная работа с учебником по заполнению схемы. Проверка заполнения.
6. Размножение грибов. Рассказ учителя с элементами беседы.
Заполнение схемы:
7. Многообразие шляпочных грибов. Особенности строения плодового тела шляпочного гриба. Объяснение учителя с элементами беседы.
Среди муляжей грибов учащимся предлагается выбрать пластинчатые и трубчатые.
8. Грибы съедобные и ядовитые. Рассказ учителя с элементами беседы.
А) Съедобные грибы.
“Чего это зовут белый гриб – “царём грибов”? Окраска простая, даже скромная, нет никакого вида. Разве за вкус, за качество. Но когда ещё издали увидишь его – забудешь всё. Всё будет, как если бы вместо разных духовых инструментов или гармонии заиграла скрипка. И просто, и ни с чем не сравнимо! Да, это царь грибов. Это маленький шедевр природы!” (В. Солоухин)
Сообщения учащихся о съедобных грибах.
Б) Ядовитые грибы.
О ядовитых свойствах некоторых грибов люди знали много веков назад. Историки свидетельствуют, что ядовитые грибы становились грозным оружием в борьбе за власть в руках придворных интриганов. Это оружие действовало безотказно: отравление наступало внезапно, а медики были бессильны чем-либо помочь. Так погибли большой любитель грибных блюд римский император Клавдий, папа римский Клемент VII.
По последним данным, в Центральной Европе встречаются 90 видов ядовитых грибов. Cмepтельно опасны из них 10-12. К ним относятся бледная поганка и мухоморы, яд которых не разрушается и не растворяется во время термической обработки или засолки.
Сообщения учащихся о ядовитых грибах. В сообщениях обращается внимание на черты отличия съедобного гриба от соответствующего ему двойника (белый гриб – сатанинский гриб, лисичка – ложная лисичка, сыроежка – поганка зелёная, шампиньон – бледная поганка, опёнок – ложный опёнок).
Симптомы отравления ядовитыми грибами.
При отравлении грибами в первую очередь поражается желудочно-кишечный тpaкт, что сопровождается рвотой и сильными болями в животе и приводит к острому обезвоживанию организма.
С целью предупреждения отравлений грибами нужно знать:
Правила сбора грибов:
|
9. Микориза как симбиоз гриба с корнями растения. Хаpaктер взаимоотношений гриба и растения.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Ребята! Кто знает, как растут грибы? Вы встречали растения, которые могли бы вырасти за один день? А грибы вырастают и растут целыми семейками. Если вы увидели один гриб, то ищите рядом его родственников.
Каждый гриб растёт под своим деревом.
Называют меня люди
Часто – боровик.
Потому что знают люди –
К бору я привык.
Нравятся мне сосны,
Ели я люблю,
И со многими деревьями
Я ещё дружу.
Под какими деревьями растёт белый гриб? А подосиновик? Подберёзовик? Почему?
Грибы, поселяясь рядом с деревом, переплетают своими гифами его корни и получают готовые органические вещества. Растение посредством гиф гриба получает из почвы дополнительное количество воды с минеральными веществами. Грибы разлагают остатки растений и животных, обогащая почву пищей для деревьев. Так грибы и растения помогают друг другу.
Взаимовыгодное сожительство живых
организмов называют симбиозом. |
Некоторые грибники, вооружившись палкой, перерывают лесную подстилку, что приводит к повреждению грибницы, незащищённая подстилкой она высыхает и погибает, а на её восстановление потребуется много лет. И дерево, лишённое дополнительного количества воды, может со временем засохнуть!
Всё в лесу надо беречь, даже ядовитые грибы. В природе всё взаимосвязано.
II. Закрепление знаний. Задания проецируются на экран
Слайды с 27 по 31.
III. Домашнее задание
Учебник: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, “Биология. Растения”, 1–4 ч., М., Вентана-Граф, 2009.
- Параграф 52, стр. 12–14. Параграф 53, стр. 17-18.
- Творческое задание на выбор:
а) составить кроссворд о грибах;
б) сочинить сказку о грибах;
в) подобрать поговорки, пословицы, приметы о грибах.
Комментарии:
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....
08 12 2025 14:35:24
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
07 12 2025 22:51:23
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
06 12 2025 1:49:25
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
05 12 2025 13:16:36
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
04 12 2025 13:30:36
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
03 12 2025 20:50:43
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
02 12 2025 18:56:59
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
01 12 2025 18:58:53
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
30 11 2025 18:50:23
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
29 11 2025 21:26:49
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
28 11 2025 15:18:42
Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...
27 11 2025 12:37:17
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
26 11 2025 12:47:48
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
25 11 2025 8:11:13
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
24 11 2025 9:29:28
Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
23 11 2025 18:44:56
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
22 11 2025 18:37:44
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
21 11 2025 11:16:11
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
20 11 2025 17:25:32
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
19 11 2025 16:30:18
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
18 11 2025 4:58:38
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией.
...
17 11 2025 20:10:35
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
16 11 2025 5:59:34
Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
15 11 2025 19:59:41
Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....
14 11 2025 2:24:12
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
13 11 2025 12:36:27
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
12 11 2025 20:32:18
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
11 11 2025 8:22:52
Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....
10 11 2025 0:41:51
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
09 11 2025 9:59:49
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
08 11 2025 21:47:49
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
07 11 2025 23:46:48
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
06 11 2025 10:14:52
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
05 11 2025 15:54:15
Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....
04 11 2025 13:23:11
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
03 11 2025 10:36:26
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
02 11 2025 11:22:31
Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....
01 11 2025 13:13:50
Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
31 10 2025 18:45:10
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
30 10 2025 4:29:27
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
29 10 2025 8:14:29
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
28 10 2025 7:11:13
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
27 10 2025 18:55:18
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
26 10 2025 10:17:55
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
25 10 2025 0:10:22
Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
24 10 2025 14:41:58
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
23 10 2025 19:21:25
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
22 10 2025 23:27:37
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
21 10 2025 23:19:40
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым?
...
20 10 2025 4:23:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"