Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

\"Особенности рыбной ловли\"
Цели:
- Закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их многообразии и приспособленности к условиям среды; определить общие признаки рыб;
- Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссии, сравнение, самостоятельное изложение гипотез, развивать наблюдательность, внимание;
- Воспитывать дух соревнования; коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям.
Тип урока: по дидактическим целям – контрольно-обобщающий, по методам обучения – урок-соревнование.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Эпиграфы к уроку: \"На одном конце чудак, а на другом червяк\"
(загадка - ловля рыбы удочкой)
\"Без труда не вынешь рыбку из пруда\"
(пословица).
I. Вступительное слово учителя
Здравствуйте. Сегодня у нас заключительный урок по теме \"Рыбы\". Мы проведем его в виде состязания.
В ходе состязания мы должны выявить лучшую комaнду этого сезона. Ей окажется та комaнда, у которой будет богаче \"улов\". А чтобы \"наловить\" как можно больше рыб, комaнды должны будут показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплочённость.
Ребята, вы должны быть внимательны к ответам товарищей по комaнде и соперников. Готовы потрудиться?
Учащиеся: Готовы!
II. Учитель: Итак, \"рыбная ловля\" начинается! Только прежде чем \"удочки\" начнёте забрасывать, я хотела бы понять, кто вы такие, с кем я дело имею.
Конкурс 1. \"Визитная карточка играющих комaнд\"
Представление комaнд (название, девиз, приветствие, отражающие тему урока )
Конкурс 2. \"Разминка\"
Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы.
На основе этого складывались пословицы, загадки, шарады. Немало загадок в русской литературе и о рыбах. Я задам их вам, а вы дайте отгадку. Правильная отгадка будет вашим первым уловом.
Загадки 1-й комaнде:
У маленькой скотинки
сто монеток на спинке. (рыба)
Полосатые бока,
и клюёт на червяка. (окунь)
Чешуёй богата,
шириной с лопату. (лещ)
Не лягушка, и не ёж.
На змею скорей похож. (угорь, вьюн)
Загадки 2-й комaнде:
У реки росла рябина
А река текла, рябила.
Там гуляла рыбина.
Эта рыба - рыбий царь
Называется . . . (пескарь)
Хищна и прожорлива,
Длинна и поворотлива. (щука).
Мастер шубу себе сшил,
И иглы вынуть позабыл. (ёрш)
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины,
Усы огромные на нем,
А глазки чуть видны. (сом)
- Вот вам первый улов в ваше ведёрко
Конкурс 3. \"Загадка Робинзона Крузо\"
1-й улов имеется, но что-то вы заскучали.
\"Что заскучали?
Как можно скучать?!
Когда приключения ждут вас сейчас.
Отправимся с вами в чужую страну,
На остров чудесный, в долину одну.
Там ждёт Робинзон нас,
Который уж год,
Посланья свои он настойчиво шлёт\".
Известно, что знаменитый персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал письма с просьбой о помощи, и бросил их в океан в запечатанных бутылках. И эти письма через много-много лет вынесло на берег. Чтобы спасти Робинзона, а заодно и получить \"улов\", вы должны будете восстановить текст послания, который слегка подпортила морская вода.
(Каждой комaнде вручается бутылка с \"письмом\". В обоих письмах \"утрачены\" отдельные слова. Пока комaнды восстанавливают послание, звучит музыка О. Газманова \"Ты морячка, я моряк. . . \")
Текст для 1-й комaнды
а) У большинства рыб . . . форма тела. (обтекаемая)
б) Тело покрыто . . . . (чешуей)
в) Кожные железы выделяют . . . уменьшающую тела рыб при движении в воде . (слизь)
г) Окраска рыб . . . (разнообразна) и зависит от . . . (от фона) окружающей среды.
д) Органом дыхания рыб служат . . . . (жабры)
е) Дышат рыбы при помощи . . . (жабр), . . . (кислородом), растворённым в воде
ж) Органами передвижения рыб являются . . . (плавники)
з) К органам чувств рыб относятся . . . , . . . , . . . и . . . . (органы слуха, зрения, обоняния и осязания )
и) Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимает. . . (боковая линия)
к) Рыбы относятся к. . . (холоднокровным) животным, т. к. температура их тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды.
Текст для 2-й комaнды
а) Рыбы . . . (раздельнополые) животные и имеют . . . (парные) пoлoвые железы.
б) У самцов они называются . . . (семенники), а у самок . . . (яичники) .
в) В яичниках созревают . . . (яицеклетки), в семенниках . . . (cпepматозоиды) .
г) Период размножения рыб называется . . . (нерест).
д) Оплодотворение у большинства рыб . . . (наружное), хотя встречаются рыбы,
у которых оплодотворение. . . (внутреннее), например, акулы.
е) После оплодотворения в . . . (икринках) развивается . . . (многоклеточный зародыш)
ж) Вскоре личинка становится похожей на взрослую рыбу и её называют . . . (мальком) .
з) У некоторых, не очень плодовитых рыб, развилась такая форма приспособленности к выживанию, как . . . (забота) о . . . (потомстве) .
и) Самка трёхиглой колюшки откладывает икру в . . . (гнездо), а самец . . . (охраняет) икру и появляющихся личинок. (Комaнда, давшая верную расшифровку, \"послания\" получает \"уло
Конкурс 4 \"Кто быстрее\"
Задание 1-ой комaнде: Напишите названия отделов головного мозга рыб. (Передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый)
Задание 2-ой комaнде: Напишите названия плавников рыбы. (Парные: грудные, брюшные. Непарные: спинные, хвостовой, aнaльный. )
Комaнды получают \"улов\" в том случае, если ответ точный.
Конкурс 5 Блиц-турнир \"Рыбные вопросы\"
Вопросы 1-ой комaнде:
- Из скольки отделов состоит тело рыбы? (из 3-х: голова, туловище, хвост).
- Цедильный аппарат жабр(жаберные тычинки).
- Сосуд, приносящий кровь к сердцу (вена).
- Сколько кругов кровообращения у рыб? (1).
- Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс).
- С помощью какого органа большинство рыб может менять глубину погружения? (плавательный пузырь).
- Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие).
- Самая крупная рыба на Земле? (китовая акула).
- Рыба, по форме напоминающая шахматную фигуру. (морской конек)
Вопросы 2-ой комaнде:
- Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Чешуя покрыта слизью).
- Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (жаберными крышками).
- Как называется кровь, насыщенная кислородом? (артериальная).
- Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек).
- Мышцы рыб образуют (мускулатуру).
- Какая рыба плавает быстрее всех рыб? (меч-рыба, скорость до 70 м/с).
- Как можно определить возраст рыбы? (по линиям годового прироста на чешуе).
- Одомашненная форма сазана (карп).
- Какая рыба не имеет чешуи (сом).
(За каждый верный ответ - одна “рыбка”).
Конкурс 6: \"Следствие ведут знатоки\"
Определите, какому силуэту рыбы соответствует каждое из данных здесь названий. (комaндам раздаются рисунки с силуэтами данных рыб)
Ответы:
Пила - Д
Хвостокол - Г
Удильщик - А
Мурена - В
Веслонос - Б
\"Улов\" - 1 \"рыбка\"
Конкурс 7: \"Рекламный ролик\"(Домашнее задание)
Комaнды \"рыболовов\" должны будут в течении 1-3 мин показать рекламный ролик в пользу той или иной рыбы (значение рыб в природе и в жизни человека) (\"мах\" улов - 5 \"рыбок\").
Конкурс 8: \"Приплыла к нему рыбка\"
На крючке удочки находятся вопросы.
Вопросы 1-й комaнде:
- Правильна ли пословица \"На то и щука в море, чтобы карась не дремал\"? (Нет, щука и карась - обитатели пресных водоемов).
- Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими? (электрический угорь, электрический скат - торпеда, электрический сом. Разряды постоянного тока могут иметь напряжение до 100, 200 и даже 650В а силу тока около 2А, т. е. мощность свыше 1000Вт)
- Этих личинок комаров-звонцов очень любят рыбаки, потому что их любит рыба. (мотыль).
- Верно ли выражение \"Нем как рыба\"? (рыбы - не немы. Они издают и воспринимают ультразвуки).
- Каких рыб за их ценность называют \"красными\", хотя мясо у них белое, а икра черная. (сем. осетровых).
- Почему жабры рыб ярко-красного цвета? Как на пpaктике могут пригодиться эти знания? (пронизанные капиллярами жабры насыщены артериальной кровью. Если у \"свежей\" (не мороженной или копченой) рыбы на прилавке жабры темные, то, скорее всего, она была поймана уже давно и могла начать портиться.
Вопросы 2-й комaнде:
- Эта рыбешка, усердно поедая личинки малярийного комара, помогла превратить сочи в оздоровительный курорт. Какую рыбу используют в борьбе с малярией? Как называют такой метод борьбы? (Гамбузия. Биологический способ борьбы).
- Каких рыб называют проходными? (Рыб, которые живут в море, но для нереста входят в устья рек и поднимаются вверх по течению. Таковы, например, волжская сельдь, кета, горбуша и другие).
- Поляки и чехи называют эту рыбку “шпрот”, а мы в точности как эстонцы. Как? (Килька).
- Зимой на реках и озерах люди делают во льду проруби. Иногда в проруби вставляют стeбли тростника. (какой целью? (Во избежании замора рыб).
- Какая рыба и каким образом может заменить свечу? (В качестве свечи можно использовать любую жирную рыбу, высушив ее и продев через ее тело фитиль).
- Эту рыбу, как только впервые поймали, зоологи сразу же окрестили “ожившим палеозойским ископаемым”. Какая рыба скрывается за этим образным выражением? (латимерия).
(За каждой верный ответ - 1 \"рыбка\")
Конкурс 9: \"Литературный салон\"
- Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И. А. Крылова \"Демьянова уха\" (лещём и стерлядью)
- В какой басне И. А. Крылова говорится о необычайной охоте щуки? На кого? (В басне \"Щука и кот\", на мышей.
- В этом заведении Буратино поневоле угостил кота Базилио и лису Алису. В каком? (Харчевня \"Три поросёнка\")
- В произведении какого автора хирург пересадил юноше Ихтиандру жабры молодой акулы? (В романе Беляева \"Человек - амфибия\"
- Какая рыба откладывает икру зимой? Кто из русских писателей создал рассказ о необычной ловле этой рыбы. (налим А. П. Чехов \"Налим\"
- Именно с помощью этой рыболовной снасти из пушкинской сказки выловил золотую рыбку. (невод)
- Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал царь-рыба (осетр).
- Стрелой из иглы этого скота был сбит Одиссей - герой поэмы Гомера. (хвостокол)
- Популярным персонажем многих сказок и легенд является это мифическое морское существо с женским телом и рыбьим хвостом. Моряки во все времена рассказывали о них небылицы. (русалка)
- Строки из произведения М. Пришвина \"Кощеева Цепь\". . . Село было большое, народу встречалось много, и все говорили:\" Какое счастье, как же ты её (щуку) вытащил? Рыбак спокойно и чуть насмешливо всем отвечал: . . . вопрос: Что же отвечал рыбак людям? (Без труда не вынешь рыбку из пруда!)\"
Конкурс 10 \"Разгадай шифровку\"
Из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутались. Переставьте буквы так, чтобы получилось название рыб, которые можно употребить в пищу.
Карточка 1-ой комaнде:
Тапвол (плотва)
Секрат (треска)
Дукса (судак)
Карточка 2-ой комaнде:
Знаас (сазан)
Торес (осетр)
Млина (налим)
Конкурс 11 \"Музыкальная шкатулка\"
(звучит мелодия музыкальной шкатулки)
Необходимо отгадать мелодию, которая сейчас прозвучит и ответить на предложенный вопрос.
Мелодия для 1-ой комaнды -
\"Вдоль по Питерской…\"
вопрос: Какую рыбу нес кум до кумы в этой известной русской народной песни?
ответ: Судака: \"То не лед трещит, ни комар пищит. Это кум до кумы судака тащит\").
Мелодия для второй комaнды - \"Шаланды полные кефали…\"
вопрос: \"Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя - моряк из знаменитой песни. Какой?\"
ответ: Кефаль.
Конкурс 12 \"Кто точнее?\"
Быстро, точно определите общие признаки рыб во внешней и внутренней организации.
1. комaнда:
(Общие признаки рыб во внешней организации:
- тело состоит из 3-х частей
- органы движения - плавники
- чешуя
- органы боковой линии
- глаза без век
2. комaнда:
Общие признаки рыб во внутренней организации:
- холоднокровность
- 5 отделов головного мозга
- 2-х камерное сердце
- 1 круг кровообращения
- жабры
- почки
Учитель: А теперь подсчитаем улов в своем ведерке! Улов богаче у комaнды…!
Итоги урока, выставление оценок.
Использованная литратура
- Большаков А. П. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург:\"Паритет\", 2000.
- Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок. Москва- Ростов -н/д: ТЦ \" Учитель\", 2001.
- Молис С. С. , Молис С. А. . Активные формы и методы обучения биологии. Животные.
- Москва: \" Просвещение\", 1988.
- Резникова В. З. , Калинова Г. С. , Мягкова А. Н. Зачеты по биологии. Москва: \"Лист\", 1999
Комментарии:
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
08 12 2025 12:35:17
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
07 12 2025 11:10:35
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
06 12 2025 18:40:42
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
05 12 2025 9:44:57
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
...
04 12 2025 13:57:45
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
03 12 2025 3:30:28
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
02 12 2025 22:47:45
Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность.
...
01 12 2025 11:38:37
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
30 11 2025 8:44:49
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
29 11 2025 17:58:57
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
27 11 2025 9:23:32
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
26 11 2025 5:29:10
Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....
25 11 2025 17:45:24
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.
...
24 11 2025 17:43:46
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
23 11 2025 16:23:11
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
22 11 2025 22:36:46
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
21 11 2025 13:52:42
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
20 11 2025 11:33:47
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
19 11 2025 10:24:17
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....
18 11 2025 4:24:35
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
17 11 2025 8:50:46
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
16 11 2025 12:13:31
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
15 11 2025 23:35:56
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
14 11 2025 17:30:21
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
13 11 2025 16:26:51
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
12 11 2025 14:47:10
Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками».
Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....
11 11 2025 3:17:38
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
10 11 2025 5:51:33
Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний.
...
09 11 2025 6:56:34
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
08 11 2025 16:50:11
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
07 11 2025 8:58:25
Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....
06 11 2025 13:42:17
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
05 11 2025 11:38:46
Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....
04 11 2025 0:30:46
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
03 11 2025 1:32:56
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
02 11 2025 22:31:44
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
01 11 2025 20:52:19
В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...
31 10 2025 0:31:25
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
30 10 2025 19:41:12
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
29 10 2025 12:32:51
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
28 10 2025 5:19:23
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
27 10 2025 9:34:47
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
26 10 2025 16:13:35
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
25 10 2025 23:27:13
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
24 10 2025 13:59:37
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
23 10 2025 8:16:57
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
22 10 2025 22:39:53
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
21 10 2025 6:41:56
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
20 10 2025 10:57:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"