Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень
Задачи урока:
- познакомить учащихся с видоизмененными побегами;
- установить сходство в строении подземных и наземных видоизмененных побегах, а также выявить их различие;
- познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов (вместилище запасных питательных веществ) ;
- развить понятие о разнообразии и приспособленности растений;
- познакомить учащихся с раннецветущими луковичными и корневищными растениями;
- народнохозяйственное значение растений с подземными побегами (картофель, лук, чеснок, топинамбур) ;
Оборудование: клубни картофеля, луковица; таблица “Видоизмененные побеги”; комнатные растения сансевиерия, гиппеаструм, амарилис; лабораторное оборудование.
Ход урокаI. Опрос:
а) каковы основные слои в стeбле
б) роль коры и древесины
в) роль древесины
г) назвать проводящие ткани стeбля
д) какой слой стeбля осуществляет рост стeбля в
толщину
П. Изучеие нового материала:
Вопросы учителя к классу – Какие вегетативные органы у растений вы знаете?
Что такое побег? Демонстрация
Показать побеги нескольких растений
Мы выяснили, что основные вегетативные органы растений – корень побег.
Что такое побег?
Побег – это стебель с листьями и почками.
Рассказ учителя
Питательные вещества откладываются в запас в разных органах растений. Приведите примеры растений у которых питательные вещества откладываются в запас:
- в корнях;
- листьях;
- плодах.
Могут ли питательные вещества откладываться в запас побегах?
В надземных побегах питательные вещества откладываются в сердцевине. Но побеги могут быть и подземными.
Классу предлагается ответить на вопросы и загадки.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В “черном ящике” лежит талисман, который носили на гpyди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен пpeдoxpaнять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочные предмет поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрологии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднем веке утверждали, что даже его запах пpeдoxpaняет от заболеваний. Что лежит в черном ящике?(луковица)
ЗАГАДКИ
а) у лысой головки есть глазки и бровки. Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы (клубень картофеля)
б) В земле веревочка, а в ней кладовочка (корневище).
Объяснение учителя и одновременное выполнение учащимися лабораторной работы
Корневище (лабораторная работа п.1; работа с рисунком учебника и таблицей “Видоизмененные побеги”)
Это подземные побеги, нередко с укороченным стeблем, а раз это побег, то должны быть почки и листья.
- А какие листья могут быть у корневища? (чешуйчатые, пленчатые) Корневище есть у ландыша, у пырея ползучего (огонь полей).
Пырей использовали для сшивания бересты. Ландыш – в медицине.
Знаете ли Вы комнатные растения имеющие корневище? (Сансевьера.)
Клубень картофеля (лабораторная работа п.2, 3;
работа с рисунком учебника “Клубень в разрезе”
и таблицей “Видоизмененные побеги”)
Несмотря на все препятствия, к XIX веку картофель “завоевал ” Европу, а отсюда попал в Северную Америку.
Уже в наши дни в Румынии возле города Ге opгини в поле воздвигли, наверное самый необычный в мире памятник картофелю. В Брюсселе находиться музей картофеля.
Его посетители могут прослушать музыкальную пьесу, написанную в честь картофеля Иоганном Себастьяном Бахом.
Нитраты
Чем крупнее клубень, тем меньше в нем нитратов .
Картофель, выращенный с нитратами не стоит варить в “мундире”, а лучше очистить, и не экономной картофелечисткой, а ножом.
Луковица (лабораторная работа п.4, 5; работа с рисунком учебника “Луковица в разрезе” и таблицей “Видоизмененные побеги”)
- Приведите примеры комнатных луковичных растений (гиппеаструм, амарилис) и раннецветущих луковичных растений (тюльпан, нарцисс, гусиный лук, гиацинт).
Лук и чеснок
Стали пищей человеку более 6 тыс. лет назад.
На грядках лук защищает растущие рядом с ним картофель и другие овощи от грибов – паразитов.
В луке много фитонцидов (они убивают микроорганизмы).
В луке есть эфирные масла, придающие ему сильный запас и острый вкус.
Они-то и заставляют нас ронять слезы, когда мы чистим луковицу (“Кто лук раздевает, тот слезы проливает ”). Давление в клетках луковицы превышает 24 атмосферы, естественно при малейшем повреждении луковицы крошечные капельки сока разбрызгиваются во все стороны и попадают в глаза человека, раздражают слизистую оболочку глаза.
Вывод
Подземные побеги лишены листьев. Имеют почки, из которых могут развиваться подземные побеги с приспособлениями к перенесению засухи, пониженных температур и других нeблагоприятных условий.
В подземных побегах накапливаются органические вещества необходимые для жизни растений.
Лабораторная работа “Внешнее строение корневищ и клубней и луковиц”
Цель: изучить строение подземных побегов.
Оборудование и материалы: гербарные листы; ручные лупы; лоточки для исследуемого материала; разрезанные клубни картофеля и луковицы
Ход работы
- Рассмотреть в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
- Рассмотреть клубень картофеля. Найти его глазки. По каким признакам вы их определили?
- Рассмотреть под лупой глазки.
- Рассмотреть разрезанную вдоль луковицу.
- Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня.
- Докажите, что корневище и луковица – видоизмененные побеги.
III. Закрепление
– почему клубень картофеля следует считать
побегом?
– почему луковичные растения часто встречаются
там, где очень сухое и жаркое лето – в степях и
пустынях.
Список литературы:
- Энциклопедия для детей. Биология. М., Аванта +, 1993 г.
- Занимательная ботаника. А.Теремов, В. Рохлов, Книга для учащихся, учителей и родителей, – М., АСТ_ПРЕСС, 1999.
Комментарии:
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
24 08 2025 20:16:21
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
23 08 2025 14:12:27
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
22 08 2025 1:27:26
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
21 08 2025 13:44:14
При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение.
...
20 08 2025 19:41:40
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
19 08 2025 13:50:43
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
18 08 2025 19:11:34
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе.
...
17 08 2025 3:22:53
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией.
...
16 08 2025 17:21:31
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
15 08 2025 22:36:17
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
14 08 2025 1:19:15
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
13 08 2025 0:29:21
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
12 08 2025 8:37:20
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
11 08 2025 11:34:21
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
10 08 2025 11:31:22
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
09 08 2025 18:48:36
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
08 08 2025 21:22:23
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
07 08 2025 5:15:39
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
06 08 2025 15:53:25
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
05 08 2025 9:47:18
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
04 08 2025 23:14:44
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
03 08 2025 19:59:41
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
02 08 2025 12:37:48
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
01 08 2025 10:23:28
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
31 07 2025 19:31:24
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
30 07 2025 9:31:16
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
29 07 2025 1:16:35
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
28 07 2025 9:28:40
Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
...
27 07 2025 8:34:45
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
26 07 2025 10:56:31
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
25 07 2025 12:50:58
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
24 07 2025 11:14:50
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
23 07 2025 10:45:26
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
22 07 2025 7:14:52
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
21 07 2025 15:34:39
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
20 07 2025 20:15:38
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
19 07 2025 3:12:22
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
18 07 2025 12:23:45
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
17 07 2025 10:33:48
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
16 07 2025 6:17:59
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
15 07 2025 19:33:36
Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....
14 07 2025 9:38:10
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
13 07 2025 23:55:19
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
12 07 2025 18:42:53
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
11 07 2025 9:44:51
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
10 07 2025 6:16:58
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
09 07 2025 5:29:14
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
08 07 2025 3:57:27
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
07 07 2025 7:38:34
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
06 07 2025 16:34:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::