Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень
Задачи урока:
- познакомить учащихся с видоизмененными побегами;
- установить сходство в строении подземных и наземных видоизмененных побегах, а также выявить их различие;
- познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов (вместилище запасных питательных веществ) ;
- развить понятие о разнообразии и приспособленности растений;
- познакомить учащихся с раннецветущими луковичными и корневищными растениями;
- народнохозяйственное значение растений с подземными побегами (картофель, лук, чеснок, топинамбур) ;
Оборудование: клубни картофеля, луковица; таблица “Видоизмененные побеги”; комнатные растения сансевиерия, гиппеаструм, амарилис; лабораторное оборудование.
Ход урокаI. Опрос:
а) каковы основные слои в стeбле
б) роль коры и древесины
в) роль древесины
г) назвать проводящие ткани стeбля
д) какой слой стeбля осуществляет рост стeбля в
толщину
П. Изучеие нового материала:
Вопросы учителя к классу – Какие вегетативные органы у растений вы знаете?
Что такое побег? Демонстрация
Показать побеги нескольких растений
Мы выяснили, что основные вегетативные органы растений – корень побег.
Что такое побег?
Побег – это стебель с листьями и почками.
Рассказ учителя
Питательные вещества откладываются в запас в разных органах растений. Приведите примеры растений у которых питательные вещества откладываются в запас:
- в корнях;
- листьях;
- плодах.
Могут ли питательные вещества откладываться в запас побегах?
В надземных побегах питательные вещества откладываются в сердцевине. Но побеги могут быть и подземными.
Классу предлагается ответить на вопросы и загадки.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В “черном ящике” лежит талисман, который носили на гpyди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен пpeдoxpaнять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочные предмет поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрологии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднем веке утверждали, что даже его запах пpeдoxpaняет от заболеваний. Что лежит в черном ящике?(луковица)
ЗАГАДКИ
а) у лысой головки есть глазки и бровки. Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы (клубень картофеля)
б) В земле веревочка, а в ней кладовочка (корневище).
Объяснение учителя и одновременное выполнение учащимися лабораторной работы
Корневище (лабораторная работа п.1; работа с рисунком учебника и таблицей “Видоизмененные побеги”)
Это подземные побеги, нередко с укороченным стeблем, а раз это побег, то должны быть почки и листья.
- А какие листья могут быть у корневища? (чешуйчатые, пленчатые) Корневище есть у ландыша, у пырея ползучего (огонь полей).
Пырей использовали для сшивания бересты. Ландыш – в медицине.
Знаете ли Вы комнатные растения имеющие корневище? (Сансевьера.)
Клубень картофеля (лабораторная работа п.2, 3;
работа с рисунком учебника “Клубень в разрезе”
и таблицей “Видоизмененные побеги”)
Несмотря на все препятствия, к XIX веку картофель “завоевал ” Европу, а отсюда попал в Северную Америку.
Уже в наши дни в Румынии возле города Ге opгини в поле воздвигли, наверное самый необычный в мире памятник картофелю. В Брюсселе находиться музей картофеля.
Его посетители могут прослушать музыкальную пьесу, написанную в честь картофеля Иоганном Себастьяном Бахом.
Нитраты
Чем крупнее клубень, тем меньше в нем нитратов .
Картофель, выращенный с нитратами не стоит варить в “мундире”, а лучше очистить, и не экономной картофелечисткой, а ножом.
Луковица (лабораторная работа п.4, 5; работа с рисунком учебника “Луковица в разрезе” и таблицей “Видоизмененные побеги”)
- Приведите примеры комнатных луковичных растений (гиппеаструм, амарилис) и раннецветущих луковичных растений (тюльпан, нарцисс, гусиный лук, гиацинт).
Лук и чеснок
Стали пищей человеку более 6 тыс. лет назад.
На грядках лук защищает растущие рядом с ним картофель и другие овощи от грибов – паразитов.
В луке много фитонцидов (они убивают микроорганизмы).
В луке есть эфирные масла, придающие ему сильный запас и острый вкус.
Они-то и заставляют нас ронять слезы, когда мы чистим луковицу (“Кто лук раздевает, тот слезы проливает ”). Давление в клетках луковицы превышает 24 атмосферы, естественно при малейшем повреждении луковицы крошечные капельки сока разбрызгиваются во все стороны и попадают в глаза человека, раздражают слизистую оболочку глаза.
Вывод
Подземные побеги лишены листьев. Имеют почки, из которых могут развиваться подземные побеги с приспособлениями к перенесению засухи, пониженных температур и других нeблагоприятных условий.
В подземных побегах накапливаются органические вещества необходимые для жизни растений.
Лабораторная работа “Внешнее строение корневищ и клубней и луковиц”
Цель: изучить строение подземных побегов.
Оборудование и материалы: гербарные листы; ручные лупы; лоточки для исследуемого материала; разрезанные клубни картофеля и луковицы
Ход работы
- Рассмотреть в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
- Рассмотреть клубень картофеля. Найти его глазки. По каким признакам вы их определили?
- Рассмотреть под лупой глазки.
- Рассмотреть разрезанную вдоль луковицу.
- Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня.
- Докажите, что корневище и луковица – видоизмененные побеги.
III. Закрепление
– почему клубень картофеля следует считать
побегом?
– почему луковичные растения часто встречаются
там, где очень сухое и жаркое лето – в степях и
пустынях.
Список литературы:
- Энциклопедия для детей. Биология. М., Аванта +, 1993 г.
- Занимательная ботаника. А.Теремов, В. Рохлов, Книга для учащихся, учителей и родителей, – М., АСТ_ПРЕСС, 1999.
Комментарии:
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
27 11 2024 11:54:10
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
26 11 2024 6:40:34
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...
25 11 2024 6:46:10
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...
24 11 2024 7:46:33
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
23 11 2024 8:13:21
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
22 11 2024 18:28:14
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
21 11 2024 1:54:11
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
20 11 2024 20:34:45
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
19 11 2024 3:48:38
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...
18 11 2024 6:54:10
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
17 11 2024 19:52:40
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
16 11 2024 0:21:55
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
15 11 2024 16:12:37
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
14 11 2024 21:31:10
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
13 11 2024 11:29:16
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
12 11 2024 0:12:58
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
11 11 2024 14:43:25
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...
10 11 2024 16:17:19
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
09 11 2024 6:27:49
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
08 11 2024 22:23:47
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...
07 11 2024 2:56:29
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
06 11 2024 6:26:54
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...
05 11 2024 6:33:29
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
04 11 2024 1:25:13
Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
03 11 2024 7:45:56
Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....
02 11 2024 8:50:59
Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....
01 11 2024 19:25:36
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
31 10 2024 7:18:14
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
30 10 2024 1:33:55
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...
29 10 2024 20:30:34
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...
28 10 2024 18:47:40
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
27 10 2024 0:43:32
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
26 10 2024 1:27:49
Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...
25 10 2024 6:18:27
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
24 10 2024 14:34:24
Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...
23 10 2024 10:15:55
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
22 10 2024 10:41:25
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
21 10 2024 19:17:31
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
20 10 2024 10:33:32
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...
19 10 2024 2:37:21
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...
18 10 2024 13:22:27
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
17 10 2024 5:39:29
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
16 10 2024 17:15:13
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
15 10 2024 17:29:40
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
14 10 2024 0:28:20
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
13 10 2024 17:30:34
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...
12 10 2024 19:35:47
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
11 10 2024 4:47:30
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
10 10 2024 19:50:38
Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
09 10 2024 16:48:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::