Лечение демодекоза у собак. Причины появления и первые симптомы
Содержание:
- 1) Возбудитель заболевания
- 2) Причины появления демодекозного клеща
- 3) Симптомы демодекоза
- 4) Диагностика
- 5) Лечение
Демодекоз — необычайно опасная и трудноизлечимая болезнь собак. На начальных этапах развития заболевания, питомец не проявляет выраженного беспокойства, нормально принимает корм, нет упадка сил и снижения активности. Возможно появление незначительного дискомфорта в виде зуда.
Важно помнить, что демодекоз, без назначения специфической терапии, переходит в опасную и тяжелую форму.
Возбудитель заболевания
Паразитарное заболевание спровоцировано внедрением в подкожные слои чесоточного микроскопического клеща. Заболеть могут все виды животных, в том числе и человек. От собак демодекоз не передается человеку, так как тип возбудителя отличается. Возбудителем патологического процесса у собак является Demodex canis, а у человека Demodex folliculorum.
Микроскопический клещ паразитирует на фолликулах (луковицах) волоса или в потовых и сальных железах, располагающихся вокруг стержня шерстинки. Клещ постепенно выедает содержимое волосяной луковицы, что вызывает сильный зуд у собаки. На месте поражения шерсть начинает выпадать, образуются участки алопеции. Прогрызая на своем пути целые тоннели, заполняющиеся межклеточной жидкостью, клещ провоцирует развитие патогенной бактериальной микрофлоры, усугубляющей течение патологического процесса.
Несвоевременно оказанная помощь животному, становится причиной распространения клеща в более глубокие слои кожи и во внутренние органы. В запущенной форме демодекоза, страдают клеточные структуры печени, ренальной системы, лимфоузлы и пр.
Причины появления демодекозного клеща
Клещи, вызывающие демодекоз у собак, всегда находятся на коже у животного, являясь частью нормальной микрофлоры. Поэтому при проведении диагностического соскоба у здоровой собаки, в пробах могут обнаружить вредоносный микроорганизм. Клещ находится на кожном покрове здоровой собаки, не вызывая патологических изменений. Существует ряд факторов, провоцирующих активный рост колоний и переход в патологическое состояние. Основными причинами активизации демодекозного клеща являются:
- Возрастные изменения в организме собаки;
- генетическая наследственность;
- сезон активности подкожных клещей (жаркие месяцы) ;
- стрессовые факторы (перенапряжение при переезде на новое место, смена владельца питомца) ;
- нарушения в рационе питания (не качественные корма, объедки с человеческого стола) ;
- нарушения в работе иммунной системы — базовая причина развития демодекоза у собак.
Неправильные условия содержания животного (отсутствие нормальной гигиены) и несвоевременное проведении вакцинации и противопаразитарных обработок, приводит к развитию демодекоза у собаки сначала на коже, а потом и в других органах.
Фактором, провоцирующим развитие демодекоза является и контакт здорового пса с бродячими зараженными сородичами.
Симптомы демодекоза
Первичные симптомы заболевания проявляются только когда численность паразитов превышает норму и уже запущены деструктивные процессы. В зависимости от формы демодекоза, признаки патологического процесса будут отличаться. Различают следующие формы демодекоза у собак:
- Очаговая или чешуйчатая — одна из самых легких форм и хорошо поддается терапии. Без своевременного лечения, спустя несколько недель, очаговая форма переходит в пустулезную. Хаpaктерные признаки чешуйчатой формы демодекоза:
- появление сильного зуда у питомца в области носового зеркала, вокруг глаз и ушей;
- покраснения в области шейных складок;
- появление участков алопеции на теле, покрывающиеся небольшими чешуйками отмершего верхнего слоя эпидермиса. Очагов поражения на теле собаки не много, а участки алопеции диагностируются в области головы, передних и задних конечностей, а также на грудной клетке.
- шерстинки становятся тонкими и ломкими.
- Пустулезная форма демодекоза хаpaктеризуется образованием на теле собаки плотных упругих узелков, переходящих в гнойники. Окрас гнойников может быть от красно-кирпичного до черного. От начала проявлений пустул может пройти месяц. Далее гнойники лопаются, выделяется специфический экссудат гнойного хаpaктера с прожилками крови и неприятным запахом. Подсыхающие гнойнички преобразуются в струпья. Далее следует генерализованная форма патологии.
- Генерализованная форма демодекоза — самая опасная и трудно поддается лечению. Симптоматика патологического процесса включает в себя чешуйчатую и пустулезную формы. Поражение кожи настолько обширны, что охватывают пpaктически всю ее площадь. На кожном покрове питомца множество струпьев и воспаленных участков. Кожа приобретает неприятный запах. При отсутствии адекватной терапии собака лысеет полностью через 8-12 недель.
Разновидностью генерализованного демодекоза является ювенильный (подростковый) демодекоз, диагностирующийся у щенков до 1 года. Причиной развития патологии является наследственность генетического плана, передающаяся от материнского поколения по рецессивному гену. Лечение ювенильного демодекоза сопряжено с определенными трудностями, а после полного выздоровления, таких собак рекомендуется стерилизовать.
Диагностика
Для постановки диагноза проводится общий клинический осмотр и анализ на демодекоз у собак. Соскоб берут с пораженных очагов на кожном покрове и исследуют под микроскопом. Заметить паразита в исследуемом материале трудно, поэтому для точного диагностирования соскоб на демодекоз у собаки берут очень глубоко, так, чтобы появились небольшие капельки крови на пораженном участке.
Осложненные формы патологического процесса обнаруживаются без особых усилий, так как даже в обычном биоматериале отмечают колонии клещей с личинками и яйцами.
При отсутствии положительного результата микроскопического исследования, но при выраженной клинической картине, соскоб на анализ берут несколько раз с небольшим интервалом. Обязательно проводится генетическое исследование на предмет возможной наследственности.
Лечение
Демодекозный клещ – серьезный недуг, проблемный и пpaктически неизлечимый. Тактика лечения напрямую зависит от степени повреждения кожного покрова питомца.
Лечение демодекоза у собак в домашних условиях возможно, но только под наблюдением врача. Терапия болезни подразумевает комплексный подход к проблеме, включая введение нескольких препаратов (о них ниже), имеющих различную направленность. Осложняется лечение тем, что одни виды лекарств убивает только взрослые особи, а другие только личинок, проживающих в верхних слоях кожного покрова и питающихся отмершими чешуйками эпидермиса.
Для уничтожения паразитов на коже собаки, широко применяются следующие лекарственные средства:
-
- Ивермектин. Противопаразитарный препарат, выпускаемый в виде раствора для уколов, в таблетированной форме и в составе линиментов. Позволяет уничтожать личинки и яйца клеща. Курс лечения определяется индивидуально, в зависимости от формы и сложности патологии. Лечение Ивермеком не рекомендуется проводить животным с ослабленным иммунитетом, подрастающим щенкам в возрасте до полугода, самкам в период вынашивания потомства и лактации.
- Бравекто. Инсектоакарицидный препарат от демодекоза, в виде жевательных таблеток, позволяющий уничтожать взрослых особей клеща на протяжении 12 часов.
- Серная мазь. Средство для обработки наружных пораженных участков кожи. Мазь обладает выраженными противовоспалительными свойствами, уничтожает патогенную микрофлору. Позволяет справляться со взрослыми особями и их личинками.
- Раствор Барс Спот-он. Противопаразитарное средство в виде раствора, созданное на основе ивермектина и празиквантела. Капли наносят в область холки, дозировка рассчитывается с учетом индивидуальных особенностей животного.
Терапия демодекоза включает в себя не только применение узконаправленных на уничтожение паразитов веществ. Применяются препараты, позволяющие облегчить состояние животного при интоксикации, восстановить защитные силы организма собаки и усилить регенерацию поврежденных слоев эпидермиса.
Присоединение к основному заболеванию патогенной грибковой или бактериальной микрофлоры подразумевает включение в схему терапии антибиотиков и противогрибковых веществ.
Каждый владелец должен знать, что демодекоз опасное заболевание, способное провоцировать не только дискомфортные ощущения и облысение у собаки, но и стать причиной опасных осложнений во внутренних органах. При появлении хаpaктерных признаков демодекоза, рекомендуется не заниматься самолечением, а обратиться к ветеринарному специалисту.
Комментарии:
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
01 04 2025 5:49:57
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
31 03 2025 12:40:59
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
30 03 2025 7:51:42
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
29 03 2025 21:10:15
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
28 03 2025 9:15:25
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
27 03 2025 17:59:23
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
26 03 2025 4:54:38
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
25 03 2025 4:38:31
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
24 03 2025 5:16:47
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
23 03 2025 7:41:48
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
22 03 2025 3:33:40
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
21 03 2025 13:17:59
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
20 03 2025 16:35:44
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
19 03 2025 20:51:41

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
18 03 2025 5:34:46
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
17 03 2025 13:40:45
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
16 03 2025 21:58:22
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
15 03 2025 7:58:59
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
14 03 2025 12:27:32
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему.
...
13 03 2025 17:54:16
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
12 03 2025 16:47:41
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
11 03 2025 15:24:37
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
10 03 2025 18:15:19
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними.
...
09 03 2025 2:54:32
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
08 03 2025 9:24:49
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
07 03 2025 2:39:14
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
06 03 2025 1:32:15
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
05 03 2025 5:35:11
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
04 03 2025 18:13:58
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
03 03 2025 14:25:38
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
02 03 2025 0:42:19
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
01 03 2025 14:20:19

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....
28 02 2025 17:56:44
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии.
...
27 02 2025 1:11:51
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
26 02 2025 17:12:30
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
25 02 2025 3:33:58
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
24 02 2025 9:12:44
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
23 02 2025 5:24:44
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
22 02 2025 19:44:53
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
21 02 2025 1:32:54
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
20 02 2025 9:44:30
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
19 02 2025 7:32:23
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края.
...
18 02 2025 2:13:14
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
17 02 2025 14:24:10
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
16 02 2025 2:34:42
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
15 02 2025 8:30:18
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
14 02 2025 6:39:43
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
13 02 2025 20:48:59
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
12 02 2025 18:15:13
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
11 02 2025 10:56:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::