Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"
Задачи урока:
- познакомить учащихся с многообразием земноводных, в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах;
- показать значение земноводных в природе и жизни человека, необходимости их охраны;
- составить общую хаpaктеристику класса земноводных.
Оборудование: плакаты, рисунки, выставка книг (сказки о земноводных), видеокассеты “ Сказка о царевне лягушке” , аудиокассета с записью голосов земноводных.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и жизнедеятельности земноводных;
- приспособленность к среде обитания;
- значение в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках;
- осуществлять связь строения систем органов с выполняемыми функциями.
Организация: за две недели до провидения урока классу даются задания по группам: первая группа собирает книги для выставки, в которых речь идет о земноводных; вторая группа по шаблонам вырезают лилии, осоки для оформления класса.
Все учащиеся по желанию пишут сказку о земноводном, где должны отразить одну из биологических особенностей этого класса животных.
Все действие происходит в центре класса – имитирующем тихую заводь (на полу размещаем листы лилий, цветы, лягушек, по краям осоки, здесь же на маленьких стульях располагаются и участники урока – Водяной, лягушки.)
Оформление доски:
Сказки с упоминанием земноводных | Тема урока, эпиграф | Лучшие работы учащихся |
Ход урока
Учитель: Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Ведь все лучшее к нам приходит именно из них. И добро, и зло с детских лет мы учимся различать по сказкам. Сказки – жизнь. По ним издавна русский народ учился жить. Часто в роли добора или зла в сказках выступают различные животные.
Сегодня мы на уроке поведем разговор о разнообразии земноводных, живущих на нашей планете. Ну вот, к примеру, всем известная лягушка – существо в высшей степени интересное, и даже полезное. Давайте-ка, вспомним всех известных вам по сказкам лягушек, и вы убедитесь, что о них есть, что рассказать.
(Класс называет сказки)
Самая, конечно, известная сказка – “Царевна лягушка” . Та лягушка, как мы помним, была заколдованная, а все-таки, немного научных сведений о лягушках содержится и в этой сказке – хотя бы то, что тело лягушки покрыто кожей. А вот В. Гаршин, сочинивший сказку про хвастливую и немножко глупенькую лягушку-путешественницу, “ погрешил” против науки. На самом то деле, лягушка-домосед, каких мало. Зато как жаль, что американский писатель М. Твен, сочиняя свой смешной рассказ “Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса”, не указал, на какое именно расстояние прыгала его героиня. Вот скажем Царевна-лягушка и гаршенская хвастунья могли прыгнуть не дальше, чем на 30-40 см. Абсолютный мировой рекорд лягушиного прыжка в длину, как установили учёные – больше 4 м! Может, твеновская лягушка этот рекорд могла бы и побить? Во всяком случае, М. Твен наверняка имел ввиду что-нибудь подобное, когда совершенно серьёзно утверждал: “Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны”.
Да, русский люд издавна заметил и оценил ценность этих животных. Сказки давали элементарные знания о них, учили их охранять, воспитывали доброе отношение к ним. И чтобы ещё лучше узнать этих животных, мы отправляемся с вами в гости к сказочному герою, ближайшему другу всех земноводных – водяному.
Водяной: (сидит в заводи, поёт)
Я водяной, Я водяной,
Никто не водится со мной.
Внутри меня - водица,
Ну что со мной водиться.
Противно! Какая гадость!
Эх! Жизнь моя жестянка
А ну, её в болото,
Живу я как поганка,
А мне летать охота.
Я водяной, Я водяной,
Поговорил бы кто со мной,
Здесь все мои подружки:
Пиявки да лягушки,
Фу! Какая гадость.
- Здравствуйте, гости! Я рад вас приветствовать в своём лягушином царстве и с радостью познакомлю со своим хозяйством. Известно 2800 видов земноводных, в России – 23 вида, в моём царстве обитают лягушки, жабы и квакши. Современные земноводные – животные небольшие, рекорд в размерах принадлежит лягушке - Голиаф – 40 см. Недавно мы в своём хозяйстве провели зоологическую инвентаризацию:
- Бесхвостых лягушек – 1800-2600 видов.
- Хвостатых - 4 вида.
- Безъязычных лягушек – 5 видов.
- Круглоязычных и носатых жаб – 6 видов.
- Чесночниц и крестовок – 11 видов.
- Жабы, квакши, свистуны – 450 видов.
Лягушек:
- Вислоногих – 400 видов.
- Узкоротых – 200 видов.
- Вертишеек – 6 видов.
Видите, сколь их много. А тетерь, каждая лягушка - подружка,расскажи - ка о себе.
1-я лягушка: Я всем известная лягушка. В царстве - царица по численности видов. Первая огласила сушу своими криками. Мало таких мест, где нет лягушек. Для земноводного типично начать жизнь в воде и продолжить ее на суше, периодически возвращаясь для размножения в стихию, где прошло детство. Но есть и исключения. Многие из нас уже взрослые живут в воде – это жерлянки, Американские типы и Африканские шпорцевые лягушки, у которых есть даже боковая линия, как у рыб. Другие, напротив, начинают и заканчивают жизнь на суше - это южноамериканские лягушки из семейства свистунов.
В выборе добычи лягушки не очень разборчивы. Поедается всё живое и не крупное, что можно проглотить и что не ядовито - муки, жуки, черви, клопы, гусеницы. Врагов у лягушек множество. Вполне реальных и грозных. Корова, лениво бредущая к водопою, и то опасна. Двуногий “гомо сапиенс”, загорающий на пляже, ни с того ни с сего может запустить камнем. А про его резвых отпрысков и говорить не приходится. Смотри в оба и по всем сторонам: за коршуном в небе, за ежами, щуками, а как нас птицы любят: орнитологи подсчитали, по крайней мере 92 вида птиц питаются нами. Вот и становится всё меньше нас. На территории России обитает 2 вида лягушек - бурые да зелёные. А хочется, чтобы нас было больше.
2-я лягушка: - Могу обрадовать вас, что вековые традиционные враги нашему лягушачьему племени не грозят.
Мы легко можем в этом убедиться на первой же прогулке по берегу реки или пруда. В природе постоянно существует равновесие. Точнее сказать, существовало. Ныне человек его нарушил. Беспримерные в истории темпы технического прогресса, прямое и побочное действие цивилизации, охватившие все сферы жизни на планете, наносят удары и по лягушкам. Казалось бы, какое отношение к лягушкам имеют густая сеть шоссейных дорог и оживленное движение по ним? Но многими тысячами гибнут они под колёсами. Осушение болот и прочие работы по улучшению не используемых под пашни земель изгоняют лягушек и их родственников тритонов в немногие уцелевшие ещё “ резервации” . И вот явилась новая напасть, мор на всё живое в округе: химическая война мирного разряда, но глобального масштаба! Человек обрушил её на вредителей полей, а обернулась она против дикой природы. ДДТ и прочие яды, где их усердно распыляли, например, в дельте Миссисипи, почти полностью уничтожил местных лягушек, а у нас и того хуже.
Водяной: - Да, забывать стали люди о нашей пользе. В описании жизни многих из них, мы найдём убедительные доказательства этому:
Уже больше сотни лет, с первых опытов Спалланцани “ работают” лягушки на человека как подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. Это холоднокровное земноводное стало бесценным материалом для медицинских исследований. Дело дошло до того, что когда в 1860 г. великого русского физиолога И.М. Сеченова привлекли к суду за то, что он якобы обманывал учёных всего мира фантастическими результатами опытов на лягушках, тот даже отказался от защитника, сказав: “ Зачем мне адвокат? Я возьму на суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты: пускай тогда прокурор опровергает меня” . Другой знаменитый биолог – француз Жан Ростан – с гордостью назвал себя “ лягушиным академиком” . Он утверждал, что “ лягушка- это гораздо больше, чем лягушка” , имея в виду поразительные научные результаты опытов на лягушках. И он был совершенно прав.
Пpaктичный человек извлекает пользу и из другого употрeбления лягушек. Кожа самых крупных из них идёт на сувениры и разные украшения. Яд самых ядовитых – для стрел и копий, и для целей медицины. А нежное мясо задних лапок - для диетического питания. Эти лапки почитаются за лакомство многими народами. А французы умеют готовить и головастиков. Из наших лягушек самыми вкусными считаются травяная, прудовая, озерная.
3-я лягушка: - Ох, не надо больше о съестном говорить, а то я боюсь, что и меня съедят. Как страшно. Лучше я вам расскажу, что мне бабушка ещё моя рассказывала. Она видела лягушек без языка. Их раньше было много на всех континентах. Ныне они уцелели только в тропиках Америки и Африки. И звали таких лягушек - пипа- это существа, по истине, легендарные. Молва и книги давно возвестили о необыкновенном её свойстве - материнском инстинкте, чтобы уберечь детёнышей от жизненных невзгод, она превращается в живую колыбель. Икринки она прячет глубоко в кожу спины, здесь же живут и молодые лягушата, которые сидят как бы в своей люлечке.
Водяной: - Слово просит квакша.
Квакша: - На юго-западе России, на поросшей кустами болотистой поляне, в ивняках, в тёмном лесу весной и всё лето до осени скороговоркой кричит кто-то “ кpaк-кpaк-кpaк!” . Резко. Громко. Можно подумать, птица какая-то ночная. Это квакша. Древесная лягушка. Ёё самец пузырём надувает горло, кричит громко. Днём квакша сидит, притаившись на тростинке или на листе, закрыв глаза и плотно прижав к себе ноги. Охотятся они в сумерках. Перед охотой, если вода рядом и не было дождей, квакша спускается вниз и купается. Эти вечерние омовения особенно в обычае у среднеземноморской квакши - жителя Испании и Марокко. В Австралии живёт золотая квакша, одна из самых больших. Охотятся квакши в основном на мышей, птиц, рыб.
Водяной: - Теперь надо выслушать достопочтенных жаб.
Жерлянка: - Я похожа на жабу, сверху чёрная или серая, снизу оранжевая в чёрных пятнах. Про моё монотонное “ уханье” в народе говорят: “ Ишь, тритоны разухались” . Тритоны то немые от природы. Почему такая перестановка случилась, непонятно. Наше минорное пение навевает грусть. Жерлянки - очень яркие жабы, так они предупреждают о своей несъедобности. Кожа их ядовита. Когда она напугана, словно пеной покрывается ядовитыми выделениями. Берегите глаза, чтобы не попал в них кожный секрет. Даже если низко наклониться над “ пенной” жерлянки, глаза слезятся и зудят.
Жаба: - Я продолжу рассказ о жабах. Конечно, обо всех не рассказать, но о самых-самых можно. Есть в Австралии жаба Биброна- интересна своей позой угрозы, которая превращает её в жуткое глазастое чудище. Вздымая зад, пригнув к земле голову, она смыкает веки, тогда большие чёрные пятна на её крестце, окаймлённые, словно надбровьями, кожными веками, кажутся страшными глазами неведомого существа.
Рогатая жаба и без имитации выглядит жутковатой. Над глазами у неё рога. На спине бородавчатые гребни. Больше трети всей длины- голова, и во всю её ширину - пасть. Когда рогатка переходит в нападение, её челюсти действуют как стальной капкан! Хватает лягушек, ящериц, мышей так, что их тельце сматывается в пластинку. Рогатая жаба отважна и драчлива, без стpaxa атакует собак, кошек, даже людей.
Жаба Ага – большая, до 25 см. До недавнего времени считалась самой большой в мире. Но в 1951г во время экспедиции шведского исследователя Бломберга была поймана ещё более крупная, чем ага- гигантская колумбийская. Есть жабы- хамелеоны, которые меняют окраску в зависимости от условий. Научный мир узнал о них в 1905г. Их описал зоолог Торнир. Для зоологии это было сенсацией. Эти жабы оказались живородящими.
Учитель: - Водяной, у ребят может создаться впечатление, что жабы вредны, опасны. На самом деле, они очень полезны. Польза людям от жабьих ночных похождений огромна. В США пытались приблизительно оценить стоимость услуг, ночь за ночью приносимых жабами лесному и фермерскому делу: миллиарды долларов в год! Подсчитана и ежегодная “ прибыль” от каждой жабы – 20-30 долларов. Так, что берегите жаб. Может, многим они и несимпатичные, гадки даже… Но они великие наши друзья. Избиение жаб, которым, к сожалению, занимаются некоторые люди, - дикость, глупость и нелепая жестокость.
Водяной: - Да, мы чуть не забыли о хвостатых амфибиях, тоже живущих в моём царстве.
Хвостатые амфибии: - Мы живём в воде, скажет каждый. Безобидные, симпатичные, в общем. Всплывём, глотнём воздуха и уходим вертикально вниз. Известно 280 видов хвостатых амфибий, в России – 11 видов. С октября по апрель беспробудно спим под корнями, в кучах листвы, в норах мышей, правда, некоторые остаются на постоянное жительство в воде.
Водяной: - Ну, вот и всё, что мы вам можем рассказать о жителях нашего царства. Но хотя они все такие разные, их объединяют много общего:
- земноводные - холоднокровные животные;
- приспособлены к жизни в наземной и водной среде;
- имеют две пары конечностей.
- органы дыхания - легкие и кожа;
- кожа гoлая, слизистая;
- сердце трехкамерное, 2 круга кровообращения;
- есть подвижные веки, ноздри, баpaбанная перепонка;
- оплодотворение наружное, есть внутренние;
- как правило, яйцерождение, развитие с метаморфозом, личинка отличается от взрослых;
- все земноводные придерживаются влажных мест обитания, т.к. в дыхании участвует гoлая кожа.
Учитель: - Ребята! Сегодня мы познакомились с многообразием земноводных и с животными, о которых сложены русским народом много добрых сказок. Но это животные, с которыми связано много поверий, и одно из них, что они вызывают болезни. Исходя из последнего толкования, наши с вами близкие сородичи - двуногие нещадно их, порой зверски, убивали. А эти животные, как сумели вы убедиться, очень полезны и просто необходимы нам. Но, продолжая недооценивать их, наших соседей и равноправных обитателей Земли, мы лишь теряем драгоценное время, не познавая чего-то очень важного в механике природы.
Подведение итогов.
При подведении итогов урока выставляются индивидуальные оценки за активность участия на уроке, подводятся итоги конкурсов на лучший рисунок, плакат (Приложение).
Д/з §24. Вопросы в конце параграфа. Задания письменно в печатной тетради. С.57-59
Комментарии:
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
01 04 2025 20:18:53
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
31 03 2025 23:42:44
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
30 03 2025 10:56:31
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
29 03 2025 13:34:18
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
28 03 2025 12:38:48
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
27 03 2025 14:38:20
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
26 03 2025 15:51:15
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
25 03 2025 5:56:28
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
24 03 2025 7:46:54
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы.
В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
23 03 2025 18:33:41
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
22 03 2025 8:18:11
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
21 03 2025 18:49:55
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
20 03 2025 18:35:46
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
19 03 2025 0:25:16
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
18 03 2025 7:32:17
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
17 03 2025 16:55:31
Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....
16 03 2025 1:35:44
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
15 03 2025 9:15:57

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
14 03 2025 14:23:48
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
13 03 2025 12:47:47
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
12 03 2025 11:26:55
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
11 03 2025 14:18:27
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
10 03 2025 4:17:55
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
09 03 2025 23:53:46
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
08 03 2025 7:55:25
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
07 03 2025 11:17:36
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
06 03 2025 1:35:43
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
05 03 2025 9:26:21
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
04 03 2025 9:57:25
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
03 03 2025 4:54:50
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
02 03 2025 2:38:32
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
01 03 2025 17:39:49
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
28 02 2025 14:25:46
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
27 02 2025 22:51:33
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий.
На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
...
26 02 2025 15:40:35
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
25 02 2025 7:28:53
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
24 02 2025 14:32:18
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
23 02 2025 23:49:45
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
22 02 2025 23:10:23
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
21 02 2025 17:37:17
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
20 02 2025 1:31:41
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
19 02 2025 14:12:37
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
18 02 2025 0:41:26
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
17 02 2025 10:21:12
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
16 02 2025 5:56:12
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
15 02 2025 10:40:56
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
14 02 2025 23:21:14
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
13 02 2025 8:52:40
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
12 02 2025 23:52:41
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
11 02 2025 10:18:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::