Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»
Цель: выяснить, почему яйцо является символом пасхи и жизни.
Задачи:
- приобщение учащихся к традициям русских православных праздников
- воспитание уважения к русской духовной культуре
- формирование и развитие творческих способностей и навыков коллективного труда у учащихся
- развитие коммуникативной компетенции
Оборудование: Жетоны разных цветов в форме яйца (Приложение 1), заготовки для эскизов яиц, карандаши, фломастеры, мультимедийный проектор
1. Организационный момент.У входа ребята выбирают бумажное яйцо определенного цвета и организовываются в четыре группы в соответствии с выбранным цветом.
Учитель литературы: Как вы думаете, ребята, почему вы получили жетоны такой необычной формы? (ответы учащихся)
(приложение 2)
1 этап (Работа по текстам №1.)
Учитель литературы: Действительно, мы с вами собрались в предверии самого светлого для христиан праздника – Святой Пасхи, а яйцо является символом этого праздника. Недаром гласит известная русская пословица: “Дорого яичко к христову дню”. Как вы думаете, а какова цель нашего сегодняшнего урока? (ответы учащихся) (слайд 2)
Учащиеся формулируют цель. И тогда наш урок мы назовем “Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни”(слайд 3)
Учитель биологии:Что вы знаете о пасхе, о традиции украшать яйца, что бы вы хотели узнать. Об этом напишите группой в предложенную вам таблицу.(2-3 мин) (Приложение 3)
Учитель литературы: У вас на столах лежат тексты. Сейчас вы все читаете текст под №1 и передаете кратко информацию этого текста всем нам.
(работа в группе по изучению текста 5 мин)
Учитель литературы: - Почему именно яйцо стало символом пасхи?
(Об этом нам поведает группа “Литераторов”) [1]
Литераторы. (Группа литераторов рассказывает о Марии Магдалине) (слайд 4)
1Текст.Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан –Пасхи. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: \"Христос Воскресе!\". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. И Тиберий воскликнул: “Воистину воскресе!”
Вывод: Учитель литературы: С тех пор эти слова мы произносим в Пасху, когда поздравляем друг друга с этим светлым днем. Именно словами: \"Христос воскресе!\" - \"Воистину воскресе!\" мы выражаем братскую любовь. Кстати, обычай христосования и одаривания яйцами - отличительная особенность Руси. Ничего подобного в других странах нет.
Учитель литературы: Почему именно яйцо стало символом не только Пасхи, но и жизни?(Об этом начнёт нам рассказывать группаисториков- архивариусов, а продолжит группа биологов).
2. Группа историков- архивариусов [8]
1.Текст.Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблyдившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от куличей смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.
Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бесcмepтия – семя бытия и его тайну. Яйцо – общечеловеческий символ сотворения мира и созидания – упоминается и в индийских “Ведах\" (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются “дважды рожденными\", так как вылупливание из яйца означает второе рождение. (слайд 5, 6)
Учитель биологии: И об этом нам может рассказать группа биологов.
3. Биологи
1. Задание группе. Рассказать о строении и значении яйца для развития птенца из зародыша (по макету яйца). ( слайд 7) Видео “ Развитие эмбриона курицы по дням” [7] ( слайд 8)
2. Текст.“Символом Пасхи (“Праздника желтого цвета”, как его еще называют в Европе) давным-давно стало яйцо. Почему? Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого поста куры продолжали нестись и диетический продукт мог испортиться, хозяева всячески старались приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить члeнам семьи и гостям как можно больше. Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Пeтyxа, будившего утро”. Да и перелётные птицы – это вестники весны, символ возрождения жизни. (слайд 9)
Вывод: Учитель биологии: Яйцо – главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо.Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.
Учитель литературы: А знаем ли мы, как называютсяпасхальные яйца? Этими знаниями поделится с нами группа “декораторов”.
4. Декораторы. (Группа декораторов рассказывает о крашенках и писанках) [3], [4]
1. Текст. Существует два вида пасхальных яиц – “крашенки” и “писанки”. “Крашенки” - это вареные яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухи, листьев березы или крапивы, коры дуба, еловых шишек), их можно было есть за пасхальным столом. Если хотели, чтобы на яйцах получился красивый мраморный рисунок, их красили при помощи цветных красящих ниток или разноцветных лоскутков, которые хорошая хозяйка заготавливала заранее в течение года. Вымытые и высушенные яйца обвязывали яркими цветными красящими нитками. Затем клали в кастрюлю, заливали холодной водой и варили 15-20 минут. После этого с них снимали нитки, и придавали блеск с помощью подсолнечного масла. Вся прелесть такого окрашивания заключалась в непредсказуемости и неповторимости мраморного рисунка.
“Писанками” - в старину называли сырые яйца, которые можно было красить любыми красителями. На них выводились символические знаки, рисовались узоры и даже пейзажи.
Деревянные раскрашенные яйца называются “яйчата”.
Учитель литературы:Итак, мы с вами убедились, что ещё с древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие.Поэтому неслучайно яйцо сталосимволом зарождения новой жизни и символом Пасхи и, и мы с вами готовимся к этому дню, красим яйца и печем куличи.
Расскажите о том, как в вашей семье, красят пасхальные яйца и чем их украшают? (ответы учащихся)
Учитель биологии: Мы с вами убедились в том, что пpaктически все мы красим яйца перед пасхой, причем сейчас для этого много разных возможностей. Но знаем ли мы, какой смысл несёт тот или иной цвет или символы? Переходим к работе над текстами под номером 2.
2 этап. (Работа по текстам №2.)
Учитель литературы: Почему люди красят яйца в разные цвета и украшают разными символами? Об этом лучше декораторов никто не расскажет.
Декораторы. (Приложение 4)
2. Текст. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на страстной неделе красят яйца, а в страстную пятницу дома пекут куличи.
Традиционные славянские символы, которые много столетий рисовались на яйцах:
– солнце (круг),
— дерево (символ рода),
— птица (символ жизни).
— волнистые линии символизировали бесконечность, вечный жизненный цикл,
— точечный узор – плодородие.
Цвета пасхальных яиц обусловлены не столько религиозной Символикой, сколько желанием сделать их радостными, праздничными, яркими или современными, модными, конечно, если речь не идет об оформлении Храма. В этом случае стараются придерживаться символики цвета:
- Белый, желтый, золотой - цвета Духовности, Света Небесного, Чистоты;
- Зеленый - цвет Надежды;
- Гoлyбой и синий - цвета Неба, Веры, Верности;
- Красный - цвет Жизни, Возрождения, Воскрешения, а также Крови Христа.
Учитель биологии: А как вы думаете, с какого времени люди красят яйца? Выслушаем архивариусов.
Группа историков-архивариусов
2. Текст: В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Это говорит о том, что ещё до нашей эры люди раскрашивали яйца, придавая этому особый смысл.
Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление пасок, крашение яиц...
Учитель литературы: Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.О различных традициях, приметах, обрядах, связанных с подготовкой к пасхе, нам расскажут “Литераторы”
Литераторы.
Текст 2.[6]
Сейчас, как и несколько веков назад, к Пасхе начинают готовиться со страстной недели - с понедельника по субботу.
Понедельник (слайд 10)
В этот день нужно начинать уборку в доме. Особое место уделяется мытью окон. Издревле считалось, что чистые окна впускают свет праздника в дом.
Вторник Слайд11)
В этот день из дома нужно выносить всё ненужное. Соберите в большой пакет весь мусор, который хотите выбросить, включая личную пару cнoшeнной обуви или одежды. Таким образом, вы вынесите из дома все свои проблемы.
Среда Слайд 12)
В этот день наши предки собирали талую воду, разводили в ней четверговую соль, оставшуюся с прошлого года, и обрызгивали свое жилье и домашний скот.
Четверг (слайд 13)
В этот день пережигают или нагревают в духовке соль из новой пачки в течение получаса, а затем все члeны семьи берут по горстке остывшей соли и ссыпают в один пакет (лучше сшить холщовый мешочек). Эта соль называется четверговой солью, лучше её хранить за иконой весь год, время от времени добавляя в пищу как себе, так и домашнему скоту в качестве профилактического средства от всех болезней. Ею лечатся, например прогревают заложенный нос или поясницу, гpyдь (во время тяжелого кашля). Также эту соль разводят в воде и окропляют жилье.
В этот день нужно пересчитать все деньги три раза, чтобы весь год прожить без нужды. Кстати, по этой же причине, начиная с четверга до Пасхи, из дома ничего не отдают и не выносят.
Великий четверг еще называют и Чистым. В этот день принято тщательно убирать дом и украшать его. Немного чистой воды нужно запасти на воскресенье, чтобы умыть ею лицо.
В Великий четверг советуют в первый раз подстригать волосы годовалому ребенку, особенно дeвoчкам. Тогда они будут густыми и красивыми.
Пятница (слайд 14)
Самый тяжелый день, когда распяли Христа.В этот день верующие обязательно строго постятся и много молятся.В пятницу пекут куличи и окрашивают вареные яйца. Хранить яйца до воскресенья нужно в холодильнике.Воду, в которой варились пасхальные яйца, раньше не выливали, ею умывались женщины, чтобы иметь красивый цвет лица.
Суббота (слайд 15)
В этот день с утра до самого вечера в храмы несут куличи, пасхи и яйца, чтобы освятить их.
Воскресенье(слайд 16)
Вместо \"Доброе утро\", просыпаясь, всем своим родным и близким принято говорить: \"Христос Воскресе!\"Начать день нужно с умывания четверговой водой, положив туда что-то серебряное (ложку или монетку). Такое умывание принесет красоту и достаток.
А дальше - пасхальное застолье. Начинается оно с освященных яиц. Нужно взять одно яйцо, разделить его на количество людей, которые за вашим столом. Каждый должен съесть по маленькому кусочку. Считается, что яйцо укрепляет семью.
Учитель биологии: Почему именно весной празднуют Пасху? Выслушаем мнение биологов.
Биологи[2]
Текст 2.Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь
Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, \"и млад и стар\", готовятся с радостью встретить \"праздников праздник и торжество из торжеств\" - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 9 мая, в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. (слайд 17, 18)
Учитель биологии. Вывод: Яйцо это не только символ материальной жизни, но и символ духовной жизни, Пасха и одаривание крашеными яйцами учит людей добру и христианской любви. Меняет человека к лучшему. Яйцо это символ жизни, рода, семейного благополучия.
3 этап
Учитель литературы: Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. [5] Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, гoлyбиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные.
Учитель биологии.У вас на столах лежат эскизы яиц. (Приложение 5) Посоветуйтесь в группе и, используя приобретённые знания, создайте писанку или крашенку для какой-нибудь группы с определёнными пожеланиями.
Рисуют и дарят со словами “Иисус воскресе!”.
- Закончите таблицу, начатую в начале урока: Что нового вы узнали...
Оцените работу каждого члeна в группе от одного до пяти баллов, заполнив таблицу (Приложение 6)
Рефлексия. На полученных яйцах-жетонах нарисуйте смайлик,хаpaктеризующий настроение после данного урока (выберите на слайде 19) .
Домашнее задание: раскрасить яйцо и принести на выставку пасхальных яиц.
(Приложение 7)
Видеофрагмент
Интернет-ресурсы.
1.http://www.paskha.net/easter-eggs.htm
2.http://www.cultunow.ru/ckds-125-3.html
3.http://www.pravmir.ru/pashalnye-yaitsa/
4.http://ivona.bigmir.net/cooking/toowners/309497-Vidy-pashal-nyh-jaic
5.http://odigitriya.com.ru/node/3704
6.http://kursk.bezformata.ru/listnews/pashalnie-traditcii-i-obichai/19311181/
7.http://www.youtube.com/watch?v=L-yOCkW33C0
8.http://uucyc.ru/articles/90
Комментарии:
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
01 04 2025 21:49:24
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
31 03 2025 7:49:28
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
30 03 2025 21:58:44
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
29 03 2025 14:48:46
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
28 03 2025 18:47:29
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
27 03 2025 16:15:39
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
26 03 2025 14:29:22
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
25 03 2025 11:36:11
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании.
Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
...
24 03 2025 9:34:39
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
23 03 2025 22:34:50
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
22 03 2025 8:53:25
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
21 03 2025 21:13:43
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
20 03 2025 16:41:22
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
19 03 2025 6:53:12
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
18 03 2025 6:42:38
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
17 03 2025 8:10:14
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала.
...
16 03 2025 19:53:51
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
15 03 2025 0:33:34
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....
14 03 2025 10:12:57
Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность.
...
13 03 2025 18:56:57
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
12 03 2025 2:35:33
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
11 03 2025 6:19:23
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
10 03 2025 17:40:34
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
09 03 2025 23:52:43
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
08 03 2025 10:58:22
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
07 03 2025 23:48:30
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
06 03 2025 12:40:39
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
05 03 2025 7:15:46
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
04 03 2025 5:52:15
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
03 03 2025 22:18:53
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....
02 03 2025 3:37:53
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
01 03 2025 16:33:32
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
28 02 2025 13:21:14
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
27 02 2025 18:20:20
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
...
26 02 2025 14:41:40
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
25 02 2025 11:26:33
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
24 02 2025 5:20:31
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
23 02 2025 11:22:19
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
22 02 2025 17:42:47
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
21 02 2025 9:23:34
Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....
20 02 2025 21:23:16
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
19 02 2025 23:36:34
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
...
18 02 2025 5:56:18
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
17 02 2025 4:40:45
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
16 02 2025 4:10:30
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
15 02 2025 11:20:43
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
14 02 2025 0:55:28
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
13 02 2025 1:17:38
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
12 02 2025 9:10:39
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
11 02 2025 14:44:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::