Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

Цель: выяснить, почему яйцо является символом пасхи и жизни.
Задачи:
- приобщение учащихся к традициям русских православных праздников
- воспитание уважения к русской духовной культуре
- формирование и развитие творческих способностей и навыков коллективного труда у учащихся
- развитие коммуникативной компетенции
Оборудование: Жетоны разных цветов в форме яйца (Приложение 1), заготовки для эскизов яиц, карандаши, фломастеры, мультимедийный проектор
1. Организационный момент.У входа ребята выбирают бумажное яйцо определенного цвета и организовываются в четыре группы в соответствии с выбранным цветом.
Учитель литературы: Как вы думаете, ребята, почему вы получили жетоны такой необычной формы? (ответы учащихся)
(приложение 2)
1 этап (Работа по текстам №1.)
Учитель литературы: Действительно, мы с вами собрались в предверии самого светлого для христиан праздника – Святой Пасхи, а яйцо является символом этого праздника. Недаром гласит известная русская пословица: “Дорого яичко к христову дню”. Как вы думаете, а какова цель нашего сегодняшнего урока? (ответы учащихся) (слайд 2)
Учащиеся формулируют цель. И тогда наш урок мы назовем “Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни”(слайд 3)
Учитель биологии:Что вы знаете о пасхе, о традиции украшать яйца, что бы вы хотели узнать. Об этом напишите группой в предложенную вам таблицу.(2-3 мин) (Приложение 3)
Учитель литературы: У вас на столах лежат тексты. Сейчас вы все читаете текст под №1 и передаете кратко информацию этого текста всем нам.
(работа в группе по изучению текста 5 мин)
Учитель литературы: - Почему именно яйцо стало символом пасхи?
(Об этом нам поведает группа “Литераторов”) [1]
Литераторы. (Группа литераторов рассказывает о Марии Магдалине) (слайд 4)
1Текст.Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан –Пасхи. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: \"Христос Воскресе!\". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. И Тиберий воскликнул: “Воистину воскресе!”
Вывод: Учитель литературы: С тех пор эти слова мы произносим в Пасху, когда поздравляем друг друга с этим светлым днем. Именно словами: \"Христос воскресе!\" - \"Воистину воскресе!\" мы выражаем братскую любовь. Кстати, обычай христосования и одаривания яйцами - отличительная особенность Руси. Ничего подобного в других странах нет.
Учитель литературы: Почему именно яйцо стало символом не только Пасхи, но и жизни?(Об этом начнёт нам рассказывать группаисториков- архивариусов, а продолжит группа биологов).
2. Группа историков- архивариусов [8]
1.Текст.Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблyдившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от куличей смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.
Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бесcмepтия – семя бытия и его тайну. Яйцо – общечеловеческий символ сотворения мира и созидания – упоминается и в индийских “Ведах\" (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются “дважды рожденными\", так как вылупливание из яйца означает второе рождение. (слайд 5, 6)
Учитель биологии: И об этом нам может рассказать группа биологов.
3. Биологи
1. Задание группе. Рассказать о строении и значении яйца для развития птенца из зародыша (по макету яйца). ( слайд 7) Видео “ Развитие эмбриона курицы по дням” [7] ( слайд 8)
2. Текст.“Символом Пасхи (“Праздника желтого цвета”, как его еще называют в Европе) давным-давно стало яйцо. Почему? Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого поста куры продолжали нестись и диетический продукт мог испортиться, хозяева всячески старались приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить члeнам семьи и гостям как можно больше. Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Пeтyxа, будившего утро”. Да и перелётные птицы – это вестники весны, символ возрождения жизни. (слайд 9)
Вывод: Учитель биологии: Яйцо – главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо.Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.
Учитель литературы: А знаем ли мы, как называютсяпасхальные яйца? Этими знаниями поделится с нами группа “декораторов”.
4. Декораторы. (Группа декораторов рассказывает о крашенках и писанках) [3], [4]
1. Текст. Существует два вида пасхальных яиц – “крашенки” и “писанки”. “Крашенки” - это вареные яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухи, листьев березы или крапивы, коры дуба, еловых шишек), их можно было есть за пасхальным столом. Если хотели, чтобы на яйцах получился красивый мраморный рисунок, их красили при помощи цветных красящих ниток или разноцветных лоскутков, которые хорошая хозяйка заготавливала заранее в течение года. Вымытые и высушенные яйца обвязывали яркими цветными красящими нитками. Затем клали в кастрюлю, заливали холодной водой и варили 15-20 минут. После этого с них снимали нитки, и придавали блеск с помощью подсолнечного масла. Вся прелесть такого окрашивания заключалась в непредсказуемости и неповторимости мраморного рисунка.
“Писанками” - в старину называли сырые яйца, которые можно было красить любыми красителями. На них выводились символические знаки, рисовались узоры и даже пейзажи.
Деревянные раскрашенные яйца называются “яйчата”.
Учитель литературы:Итак, мы с вами убедились, что ещё с древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие.Поэтому неслучайно яйцо сталосимволом зарождения новой жизни и символом Пасхи и, и мы с вами готовимся к этому дню, красим яйца и печем куличи.
Расскажите о том, как в вашей семье, красят пасхальные яйца и чем их украшают? (ответы учащихся)
Учитель биологии: Мы с вами убедились в том, что пpaктически все мы красим яйца перед пасхой, причем сейчас для этого много разных возможностей. Но знаем ли мы, какой смысл несёт тот или иной цвет или символы? Переходим к работе над текстами под номером 2.
2 этап. (Работа по текстам №2.)
Учитель литературы: Почему люди красят яйца в разные цвета и украшают разными символами? Об этом лучше декораторов никто не расскажет.
Декораторы. (Приложение 4)
2. Текст. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на страстной неделе красят яйца, а в страстную пятницу дома пекут куличи.
Традиционные славянские символы, которые много столетий рисовались на яйцах:
– солнце (круг),
— дерево (символ рода),
— птица (символ жизни).
— волнистые линии символизировали бесконечность, вечный жизненный цикл,
— точечный узор – плодородие.
Цвета пасхальных яиц обусловлены не столько религиозной Символикой, сколько желанием сделать их радостными, праздничными, яркими или современными, модными, конечно, если речь не идет об оформлении Храма. В этом случае стараются придерживаться символики цвета:
- Белый, желтый, золотой - цвета Духовности, Света Небесного, Чистоты;
- Зеленый - цвет Надежды;
- Гoлyбой и синий - цвета Неба, Веры, Верности;
- Красный - цвет Жизни, Возрождения, Воскрешения, а также Крови Христа.
Учитель биологии: А как вы думаете, с какого времени люди красят яйца? Выслушаем архивариусов.
Группа историков-архивариусов
2. Текст: В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Это говорит о том, что ещё до нашей эры люди раскрашивали яйца, придавая этому особый смысл.
Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление пасок, крашение яиц...
Учитель литературы: Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.О различных традициях, приметах, обрядах, связанных с подготовкой к пасхе, нам расскажут “Литераторы”
Литераторы.
Текст 2.[6]
Сейчас, как и несколько веков назад, к Пасхе начинают готовиться со страстной недели - с понедельника по субботу.
Понедельник (слайд 10)
В этот день нужно начинать уборку в доме. Особое место уделяется мытью окон. Издревле считалось, что чистые окна впускают свет праздника в дом.
Вторник Слайд11)
В этот день из дома нужно выносить всё ненужное. Соберите в большой пакет весь мусор, который хотите выбросить, включая личную пару cнoшeнной обуви или одежды. Таким образом, вы вынесите из дома все свои проблемы.
Среда Слайд 12)
В этот день наши предки собирали талую воду, разводили в ней четверговую соль, оставшуюся с прошлого года, и обрызгивали свое жилье и домашний скот.
Четверг (слайд 13)
В этот день пережигают или нагревают в духовке соль из новой пачки в течение получаса, а затем все члeны семьи берут по горстке остывшей соли и ссыпают в один пакет (лучше сшить холщовый мешочек). Эта соль называется четверговой солью, лучше её хранить за иконой весь год, время от времени добавляя в пищу как себе, так и домашнему скоту в качестве профилактического средства от всех болезней. Ею лечатся, например прогревают заложенный нос или поясницу, гpyдь (во время тяжелого кашля). Также эту соль разводят в воде и окропляют жилье.
В этот день нужно пересчитать все деньги три раза, чтобы весь год прожить без нужды. Кстати, по этой же причине, начиная с четверга до Пасхи, из дома ничего не отдают и не выносят.
Великий четверг еще называют и Чистым. В этот день принято тщательно убирать дом и украшать его. Немного чистой воды нужно запасти на воскресенье, чтобы умыть ею лицо.
В Великий четверг советуют в первый раз подстригать волосы годовалому ребенку, особенно дeвoчкам. Тогда они будут густыми и красивыми.
Пятница (слайд 14)
Самый тяжелый день, когда распяли Христа.В этот день верующие обязательно строго постятся и много молятся.В пятницу пекут куличи и окрашивают вареные яйца. Хранить яйца до воскресенья нужно в холодильнике.Воду, в которой варились пасхальные яйца, раньше не выливали, ею умывались женщины, чтобы иметь красивый цвет лица.
Суббота (слайд 15)
В этот день с утра до самого вечера в храмы несут куличи, пасхи и яйца, чтобы освятить их.
Воскресенье(слайд 16)
Вместо \"Доброе утро\", просыпаясь, всем своим родным и близким принято говорить: \"Христос Воскресе!\"Начать день нужно с умывания четверговой водой, положив туда что-то серебряное (ложку или монетку). Такое умывание принесет красоту и достаток.
А дальше - пасхальное застолье. Начинается оно с освященных яиц. Нужно взять одно яйцо, разделить его на количество людей, которые за вашим столом. Каждый должен съесть по маленькому кусочку. Считается, что яйцо укрепляет семью.
Учитель биологии: Почему именно весной празднуют Пасху? Выслушаем мнение биологов.
Биологи[2]
Текст 2.Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь
Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, \"и млад и стар\", готовятся с радостью встретить \"праздников праздник и торжество из торжеств\" - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 9 мая, в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. (слайд 17, 18)
Учитель биологии. Вывод: Яйцо это не только символ материальной жизни, но и символ духовной жизни, Пасха и одаривание крашеными яйцами учит людей добру и христианской любви. Меняет человека к лучшему. Яйцо это символ жизни, рода, семейного благополучия.
3 этап
Учитель литературы: Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. [5] Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, гoлyбиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные.
Учитель биологии.У вас на столах лежат эскизы яиц. (Приложение 5) Посоветуйтесь в группе и, используя приобретённые знания, создайте писанку или крашенку для какой-нибудь группы с определёнными пожеланиями.
Рисуют и дарят со словами “Иисус воскресе!”.
- Закончите таблицу, начатую в начале урока: Что нового вы узнали...
Оцените работу каждого члeна в группе от одного до пяти баллов, заполнив таблицу (Приложение 6)
Рефлексия. На полученных яйцах-жетонах нарисуйте смайлик,хаpaктеризующий настроение после данного урока (выберите на слайде 19) .
Домашнее задание: раскрасить яйцо и принести на выставку пасхальных яиц.
(Приложение 7)
Видеофрагмент
Интернет-ресурсы.
1.http://www.paskha.net/easter-eggs.htm
2.http://www.cultunow.ru/ckds-125-3.html
3.http://www.pravmir.ru/pashalnye-yaitsa/
4.http://ivona.bigmir.net/cooking/toowners/309497-Vidy-pashal-nyh-jaic
5.http://odigitriya.com.ru/node/3704
6.http://kursk.bezformata.ru/listnews/pashalnie-traditcii-i-obichai/19311181/
7.http://www.youtube.com/watch?v=L-yOCkW33C0
8.http://uucyc.ru/articles/90
Комментарии:
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
04 12 2025 15:28:47
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
03 12 2025 16:27:48
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью.
...
02 12 2025 9:57:30
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
01 12 2025 6:49:48
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
30 11 2025 23:21:19
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
29 11 2025 3:41:35
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
28 11 2025 17:33:22
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
27 11 2025 11:50:44
Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....
26 11 2025 17:31:39
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
25 11 2025 19:51:22
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
24 11 2025 0:52:46
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
23 11 2025 20:43:58
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
22 11 2025 17:43:36
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
21 11 2025 0:50:46
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
20 11 2025 0:45:44
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
19 11 2025 15:34:59
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
18 11 2025 0:59:17
Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....
17 11 2025 18:37:23
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
16 11 2025 12:32:37
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
15 11 2025 0:45:48
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
14 11 2025 16:49:24
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
13 11 2025 20:10:41
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
12 11 2025 22:20:27
Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
11 11 2025 15:13:55
Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....
10 11 2025 11:22:57
Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
09 11 2025 20:39:58
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
08 11 2025 23:19:38
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
07 11 2025 15:56:33
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
06 11 2025 22:18:33
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
05 11 2025 3:24:35
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
04 11 2025 15:53:52
В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний.
...
02 11 2025 0:16:25
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания.
...
01 11 2025 21:13:12
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
31 10 2025 11:16:57
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
30 10 2025 11:27:19
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность.
...
29 10 2025 20:19:32
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
28 10 2025 2:53:39
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
27 10 2025 11:10:59
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
26 10 2025 9:30:11
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
25 10 2025 15:33:50
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
24 10 2025 17:48:14
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
23 10 2025 0:31:51
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
22 10 2025 8:38:21
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
21 10 2025 5:51:13
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
20 10 2025 11:47:29
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
19 10 2025 3:53:29
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
18 10 2025 6:13:24
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
17 10 2025 21:21:58
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
16 10 2025 9:21:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




