Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»


    Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

Цель: выяснить, почему яйцо является символом пасхи и жизни.

Задачи:

  • приобщение учащихся к традициям русских православных праздников
  • воспитание уважения к русской духовной культуре
  • формирование и развитие творческих способностей и навыков коллективного труда у учащихся
  • развитие коммуникативной компетенции

Оборудование: Жетоны разных цветов в форме яйца (Приложение 1), заготовки для эскизов яиц, карандаши, фломастеры, мультимедийный проектор

1. Организационный момент.У входа ребята выбирают бумажное яйцо определенного цвета и организовываются в четыре группы в соответствии с выбранным цветом.

 

Учитель литературы: Как вы думаете, ребята, почему вы получили жетоны такой необычной формы? (ответы учащихся)

(приложение 2)

1 этап (Работа по текстам №1.)

Учитель литературы: Действительно, мы с вами собрались в предверии самого светлого для христиан праздника – Святой Пасхи, а яйцо является символом этого праздника. Недаром гласит известная русская пословица: “Дорого яичко к христову дню”. Как вы думаете, а какова цель нашего сегодняшнего урока? (ответы учащихся) (слайд 2)

Учащиеся формулируют цель. И тогда наш урок мы назовем “Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни”(слайд 3)

Учитель биологии:Что вы знаете о пасхе, о традиции украшать яйца, что бы вы хотели узнать. Об этом напишите группой в предложенную вам таблицу.(2-3 мин) (Приложение 3)

Учитель литературы: У вас на столах лежат тексты. Сейчас вы все читаете текст под №1 и передаете кратко информацию этого текста всем нам.

(работа в группе по изучению текста 5 мин)

Учитель литературы: - Почему именно яйцо стало символом пасхи?

(Об этом нам поведает группа “Литераторов”) [1]

Литераторы. (Группа литераторов рассказывает о Марии Магдалине) (слайд 4)

1Текст.Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан –Пасхи. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: \"Христос Воскресе!\". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. И Тиберий воскликнул: “Воистину воскресе!”

Вывод: Учитель литературы: С тех пор эти слова мы произносим в Пасху, когда поздравляем друг друга с этим светлым днем. Именно словами: \"Христос воскресе!\" - \"Воистину воскресе!\" мы выражаем братскую любовь. Кстати, обычай христосования и одаривания яйцами - отличительная особенность Руси. Ничего подобного в других странах нет.

Учитель литературы: Почему именно яйцо стало символом не только Пасхи, но и жизни?(Об этом начнёт нам рассказывать группаисториков- архивариусов, а продолжит группа биологов).

2. Группа историков- архивариусов [8]

1.Текст.Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблyдившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от куличей смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бесcмepтия – семя бытия и его тайну. Яйцо – общечеловеческий символ сотворения мира и созидания – упоминается и в индийских “Ведах\" (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются “дважды рожденными\", так как вылупливание из яйца означает второе рождение. (слайд 5, 6)

Учитель биологии: И об этом нам может рассказать группа биологов.

3. Биологи

1. Задание группе. Рассказать о строении и значении яйца для развития птенца из зародыша (по макету яйца). ( слайд 7) Видео “ Развитие эмбриона курицы по дням” [7] ( слайд 8)

2. Текст.“Символом Пасхи (“Праздника желтого цвета”, как его еще называют в Европе) давным-давно стало яйцо. Почему? Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого поста куры продолжали нестись и диетический продукт мог испортиться, хозяева всячески старались приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить члeнам семьи и гостям как можно больше. Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы – Пeтyxа, будившего утро”. Да и перелётные птицы – это вестники весны, символ возрождения жизни. (слайд 9)

Вывод: Учитель биологии: Яйцо – главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо.Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.

Учитель литературы: А знаем ли мы, как называютсяпасхальные яйца? Этими знаниями поделится с нами группа “декораторов”.

4. Декораторы. (Группа декораторов рассказывает о крашенках и писанках) [3], [4]

1. Текст. Существует два вида пасхальных яиц – “крашенки” и “писанки”. “Крашенки” - это вареные яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухи, листьев березы или крапивы, коры дуба, еловых шишек), их можно было есть за пасхальным столом. Если хотели, чтобы на яйцах получился красивый мраморный рисунок, их красили при помощи цветных красящих ниток или разноцветных лоскутков, которые хорошая хозяйка заготавливала заранее в течение года. Вымытые и высушенные яйца обвязывали яркими цветными красящими нитками. Затем клали в кастрюлю, заливали холодной водой и варили 15-20 минут. После этого с них снимали нитки, и придавали блеск с помощью подсолнечного масла. Вся прелесть такого окрашивания заключалась в непредсказуемости и неповторимости мраморного рисунка.

“Писанками” - в старину называли сырые яйца, которые можно было красить любыми красителями. На них выводились символические знаки, рисовались узоры и даже пейзажи.

Деревянные раскрашенные яйца называются “яйчата”.

Учитель литературы:Итак, мы с вами убедились, что ещё с древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие.Поэтому неслучайно яйцо сталосимволом зарождения новой жизни и символом Пасхи и, и мы с вами готовимся к этому дню, красим яйца и печем куличи.

Расскажите о том, как в вашей семье, красят пасхальные яйца и чем их украшают? (ответы учащихся)

Учитель биологии: Мы с вами убедились в том, что пpaктически все мы красим яйца перед пасхой, причем сейчас для этого много разных возможностей. Но знаем ли мы, какой смысл несёт тот или иной цвет или символы? Переходим к работе над текстами под номером 2.

2 этап. (Работа по текстам №2.)

Учитель литературы: Почему люди красят яйца в разные цвета и украшают разными символами? Об этом лучше декораторов никто не расскажет.

Декораторы. (Приложение 4)

2. Текст. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на страстной неделе красят яйца, а в страстную пятницу дома пекут куличи.

Традиционные славянские символы, которые много столетий рисовались на яйцах:

– солнце (круг),

— дерево (символ рода),

— птица (символ жизни).

— волнистые линии символизировали бесконечность, вечный жизненный цикл,

— точечный узор – плодородие.

Цвета пасхальных яиц обусловлены не столько религиозной Символикой, сколько желанием сделать их радостными, праздничными, яркими или современными, модными, конечно, если речь не идет об оформлении Храма. В этом случае стараются придерживаться символики цвета:

  • Белый, желтый, золотой - цвета Духовности, Света Небесного, Чистоты;
  • Зеленый - цвет Надежды;
  • Гoлyбой и синий - цвета Неба, Веры, Верности;
  • Красный - цвет Жизни, Возрождения, Воскрешения, а также Крови Христа.

Учитель биологии: А как вы думаете, с какого времени люди красят яйца? Выслушаем архивариусов.

Группа историков-архивариусов

2. Текст: В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Это говорит о том, что ещё до нашей эры люди раскрашивали яйца, придавая этому особый смысл.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление пасок, крашение яиц...

Учитель литературы: Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.О различных традициях, приметах, обрядах, связанных с подготовкой к пасхе, нам расскажут “Литераторы”

Литераторы.

Текст 2.[6]

Сейчас, как и несколько веков назад, к Пасхе начинают готовиться со страстной недели  - с понедельника по субботу.

Понедельник (слайд 10)

В этот день нужно начинать уборку в доме. Особое место уделяется мытью окон. Издревле считалось, что чистые окна впускают свет праздника в дом.

Вторник Слайд11)

В этот день из дома нужно выносить всё ненужное. Соберите в большой пакет весь мусор, который хотите выбросить, включая личную пару cнoшeнной обуви или одежды. Таким образом, вы вынесите из дома все свои проблемы.

Среда Слайд 12)

В этот день наши предки собирали талую воду, разводили в ней четверговую соль, оставшуюся с прошлого года, и обрызгивали свое жилье и домашний скот.

Четверг (слайд 13)

В этот день пережигают или нагревают в духовке соль из новой пачки в течение получаса, а затем все члeны семьи берут по горстке остывшей соли и ссыпают в один пакет (лучше сшить холщовый мешочек). Эта соль называется четверговой солью, лучше её хранить за иконой весь год, время от времени добавляя в пищу как себе, так и домашнему скоту в качестве профилактического средства от всех болезней. Ею лечатся, например прогревают заложенный нос или поясницу, гpyдь (во время тяжелого кашля). Также эту соль разводят в воде и окропляют жилье.

В этот день нужно пересчитать все деньги три раза, чтобы весь год прожить без нужды. Кстати, по этой же причине, начиная с четверга до Пасхи, из дома ничего не отдают и не выносят.

Великий четверг еще называют и Чистым. В этот день принято тщательно убирать дом и украшать его. Немного чистой воды нужно запасти на воскресенье, чтобы умыть ею лицо.

В Великий четверг советуют в первый раз подстригать волосы годовалому ребенку, особенно дeвoчкам. Тогда они будут густыми и красивыми.

Пятница (слайд 14)

Самый тяжелый день, когда распяли Христа.В этот день верующие обязательно строго постятся и много молятся.В пятницу пекут куличи и окрашивают вареные яйца. Хранить яйца до воскресенья нужно в холодильнике.Воду, в которой варились пасхальные яйца, раньше не выливали, ею умывались женщины, чтобы иметь красивый цвет лица.

Суббота (слайд 15)

В этот день с утра до самого вечера в храмы несут куличи, пасхи и яйца, чтобы освятить их.

Воскресенье(слайд 16)

Вместо \"Доброе утро\", просыпаясь, всем своим родным и близким принято говорить: \"Христос Воскресе!\"Начать день нужно с умывания четверговой водой, положив туда что-то серебряное (ложку или монетку). Такое умывание принесет красоту и достаток.

А дальше - пасхальное застолье. Начинается оно с освященных яиц. Нужно взять одно яйцо, разделить его на количество людей, которые за вашим столом. Каждый должен съесть по маленькому кусочку. Считается, что яйцо укрепляет семью.

Учитель биологии: Почему именно весной празднуют Пасху? Выслушаем мнение биологов.

Биологи[2]

Текст 2.Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь

Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, \"и млад и стар\", готовятся с радостью встретить \"праздников праздник и торжество из торжеств\" - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 9 мая, в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. (слайд 17, 18)

Учитель биологии. Вывод: Яйцо это не только символ материальной жизни, но и символ духовной жизни, Пасха и одаривание крашеными яйцами учит людей добру и христианской любви. Меняет человека к лучшему. Яйцо это символ жизни, рода, семейного благополучия.

3 этап

Учитель литературы: Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. [5] Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, гoлyбиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные.

Учитель биологии.У вас на столах лежат эскизы яиц. (Приложение 5) Посоветуйтесь в группе и, используя приобретённые знания, создайте писанку или крашенку для какой-нибудь группы с определёнными пожеланиями.

Рисуют и дарят со словами “Иисус воскресе!”.

- Закончите таблицу, начатую в начале урока: Что нового вы узнали...

Оцените работу каждого члeна в группе от одного до пяти баллов, заполнив таблицу (Приложение 6)

Рефлексия. На полученных яйцах-жетонах нарисуйте смайлик,хаpaктеризующий настроение после данного урока (выберите на слайде 19) .

Домашнее задание: раскрасить яйцо и принести на выставку пасхальных яиц.

(Приложение 7)

Видеофрагмент

Интернет-ресурсы.

1.http://www.paskha.net/easter-eggs.htm

2.http://www.cultunow.ru/ckds-125-3.html

3.http://www.pravmir.ru/pashalnye-yaitsa/

4.http://ivona.bigmir.net/cooking/toowners/309497-Vidy-pashal-nyh-jaic

5.http://odigitriya.com.ru/node/3704

6.http://kursk.bezformata.ru/listnews/pashalnie-traditcii-i-obichai/19311181/

7.http://www.youtube.com/watch?v=L-yOCkW33C0

8.http://uucyc.ru/articles/90



Комментарии:

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

25 04 2025 0:48:48

"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....

24 04 2025 6:45:43

Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"


    Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"

      В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....

23 04 2025 15:26:57

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое). Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

22 04 2025 1:40:49

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

21 04 2025 17:20:15

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

20 04 2025 0:28:18

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

19 04 2025 5:29:35

Урок биологии по теме "Грибы"


    Урок биологии по теме "Грибы"

      Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

18 04 2025 10:58:39

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

      Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

17 04 2025 20:20:13

Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...

16 04 2025 8:13:17

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

15 04 2025 17:46:57

Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"


    Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"

      Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...

14 04 2025 3:37:49

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

13 04 2025 13:47:23

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

12 04 2025 10:28:31

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

11 04 2025 3:34:40

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

10 04 2025 12:20:28

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

09 04 2025 1:46:19

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии


    Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

08 04 2025 9:30:26

Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области


    Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области

      В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....

07 04 2025 13:50:36

КВН "Источники питательных веществ"

В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

06 04 2025 21:12:43

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)


    Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

      Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

05 04 2025 0:59:45

Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)


    Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)

      При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...

04 04 2025 6:36:30

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

03 04 2025 11:23:52

Турнир знаний по теме: "Кровь"


    Турнир знаний по теме: "Кровь"

      Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...

02 04 2025 15:21:31

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

01 04 2025 18:43:32

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

31 03 2025 22:28:27

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

30 03 2025 17:38:29

Урок по теме "Гигиена кожи, одежды"

Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....

29 03 2025 2:16:51

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Строение и функции мышц человека, принцип их работы Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

28 03 2025 15:15:40

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

27 03 2025 22:22:27

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

26 03 2025 16:50:35

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

25 03 2025 14:26:34

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

24 03 2025 9:18:34

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

23 03 2025 14:57:27

Обобщение по теме "Органы цветкового растения"

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....

22 03 2025 22:22:20

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

21 03 2025 8:38:36

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


    Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

      Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

20 03 2025 22:11:38

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

      Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

19 03 2025 13:49:17

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

18 03 2025 16:42:59

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

17 03 2025 20:53:50

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

16 03 2025 2:14:30

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

15 03 2025 15:45:46

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

      Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....

14 03 2025 22:41:16

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

13 03 2025 14:42:41

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

12 03 2025 8:59:16

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"


    Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

      Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

11 03 2025 15:14:22

Познавательная игра "Полезные растения"


    Познавательная игра "Полезные растения"

      Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

10 03 2025 12:26:47

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

09 03 2025 10:49:26

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

08 03 2025 4:40:57

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

07 03 2025 21:23:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::