Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

Педагогическая деятельность учителя биологии направлена на решение следующих проблем:

  • Формирование эволюционного, типологического, экологического мышление и навыков исследовательской и поисковой работы.
  • Усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей пpaктического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
  • Формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде - земной и космической.
  • Овладение учащимися процессом “научения”, т.е. самостоятельному добыванию знаний.

Решение данных проблем возможно через использование на уроках биологии, наряду с традиционной системой обучения, инновационных технологий. Применение инновационных технологий повышает качества образования учащихся и уровня усвоения ЗУН по предмету, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя. В своей педагогической деятельности мной используется следующие технологии: модульная; критического мышления; информационные; уровневая дифференциация.

Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы и представить вашему вниманию три урока, на которых показано применение вышеуказанных технологий.

  1. Модульная технология.

Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся. Оно осуществляется и через модуль, и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Управление со стороны учителя осуществляется целенаправленно. Наличие модулей на печатной основе позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них дозированной персональной помощью.

Мной была разработана модульная программа по теме “Развитие органического мира. Происхождение человека” в курсе общей биологии, которая состоит из восьми модулей. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию модуль на печатной основе по теме: “Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза”. Этот модуль являются первым во второй подтеме. В предложенных материалах указаны параграфы учебника “Общая биология” под редакцией Беляева текстовые и рисуночные приложения.

Урок № 26-27

Тема: Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза

У.Э.-0. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать.

  • Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.
  • Доказательства происхождения человека от животных: сходство строения, развития зародышей, поведения.
  • Сходство человека с человекообразными обезьянами – доказательство их родства.
  • Различия человека с человекообразными обезьянами - доказательство расхождения их в эволюции.
  • Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo Sapiens в системе животного мира.
  • Понятие антропогенеза. Движущие силы антропогенеза.
  • Биологические факторы эволюции человека.
  • Социальные факторы, их ведущая роль в эволюции человека. Ф.Энгельс о социальных факторах.
  • Антропоморфозы у предков человека.

Уметь.

  • Сравнивать человека и человекообразных обезьян, находить черты сходства и различия, на основании чего делать выводы.
  • Составлять схему движущих сил антропогенеза.
  • Определять соотношение движущих сил антропогенеза на разных этапах эволюции человека.
  • Определять антропоморфозы.

Ход урока

У.Э.-1.Текстовой + Рисуночный + Табличный.

Цель: Сформировать умение приводить доказательства происхождения человека от животных, сравнивать человека с другими млекопитающими, делать выводы на основе сравнения.

Индивидуальная + работа в паре.

1. Прочитайте текст в учебнике на стр.217, и статью приложения Y “Следы прошлого”.

2. Расскажите друг другу, какие черты человеческого тела, от каких животных унаследованы.

3.Оформите этот материал в тетрадь в виде таблицы:

Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных.

Основные черты          От кого унаследованы

4.Прослушайте рассказ учителя о систематическом положении человека, оформите в тетрадь схему.

14. ЦАРСТВО

Животные

13. ПОДЦАРСТВО

Многоклеточные

12. РАЗДЕЛ

Двусторонне-симметричные

11. ТИП

Хордовые

10. ПОДТИП

Позвоночные

9. ГРУППА

Челюстноротые

8. КЛАСС

Млекопитающие

7. ОТРЯД

Приматы

6. ПОДОТРЯД

Обезьяны

5. СЕКЦИЯ

Узконосые

4. НАДСЕМЕЙСТВО

Гоминоиды (высшие узконосые)

3. СЕМЕЙСТВО

Гоминиды

2. РОД

Человек

1. ВИД

Человек разумный

5. Прочтите текст учебника на стр.218-219 и статью приложения Y “Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян”, рассмотрите рисунок 45 в приложении, рисунки в учебнике 87,88.

6. Ответьте друг другу на вопросы.

- В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внешнем строении?

-В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внутреннем строении?

-Каковы общие биохимические показатели?

-О чем говорят признаки сходства человека и человекообразных обезьян?

-Какие существуют различия человека человекообразных обезьян в строении скелета

(позвоночник, стопа, таз, кисть, череп)?

-Каковы различия в строении мозга?

-С чем эти различия связаны? О чем они говорят?

7. Используя, полученные знания дозаполните таблицу:

Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян.

Сходства.

Различия.

1.Внешний облик:

-крупные размеры тела;

-длинные по отношению

к туловищу конечности;

-длинная шея, широкие плечи;

-

-

-

-

2.Внутреннее строение:

-cходное число долей в легких;

-число сосочков в почке;

-наличие червеобразного отростка.

слепой кишки;

-

-

-

3.Биохимические показатели:

-4 группы крови;

-сходные реакции

белкового обмена;

-сходные заболевания;

-

-

В большей степени обусловлены приспособленностью человека

к прямохождению.

1.Позвоночник…………

2.Стопа……………..

3.Таз…………………

4.Кисть………………

5.Череп и мозг:

-череп человека не имеет костных

гребней и сплошных подбровных дуг;

-мозговая часть преобладает над

лицевой, челюсти слабые,

клыки маленькие, на нижней

челюсти имеется подбородочный выступ,

(у обезьян наоборот сильно развита

лицевая чем мозговая).

-Мозг человека в 2-2,5 раза больше

мозга обезьян. Теменные,

височные, лобные доли в

которых, расположены

важнейшие центры ВНД, сильно развиты.

8. Сделайте вывод на основе сравнения человека и человекообразных обезьян.

У.Э.-2. Текстовой + Схематичный.

Цель: Сформировать знания об антропогенезе, его движущих силах – социальных и биологических факторах, о ведущей роли социальных факторов в становлении человека.

Индивидуальная + работа в парах.

1. Прочтите в приложенииY статью “Ч.Дарвин о происхождении человека”.

2. Ответьте друг другу на вопрос: В чем сущность симиальной теории Дарвина?

3. Запишите в тетрадь основные положения симиальной теории Дарвина.

4. Прочтите в учебнике на стр.219-221 статью “Труд и происхождение человека”.

5. Дайте определение понятию “антропогенез”, запишите в тетрадь.

6. Ответьте друг другу на вопросы:

- почему нельзя считать современных человекообразных обезьян предками людей?

  • В чем принципиальное отличия человека от животных, в том числе от высших человекообразных обезьян?
  • Какова роль труда в происхождении человека?
  • Как Ф.Энгельс определял значение социальных факторов?
  • Каковы движущие силы эволюции человека как биологического существа?
  • Каковы движущие силы эволюции человека как социального существа?
  • Какова взаимосвязь биологических и социальных факторов эволюции человека?

7.Составьте схему:

Движущие силы антропогенеза.

Биологические

Социальные

1.____________ 2.__________________ 1._______ 2._________

3.________________ 3._____________ 4._________

У.Э.-3. Текстовой.

Цель: Определить основные антропоморфозы у предков человека.

Индивидуальная.

1. Прочтите текст учебника на стр.222.

2. Выделите основные антропоморфозы у предков человека.

3. Определите значение каждого в эволюции человека.

4. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Условия превращения нашего далекого предка в человека (антропоморфозы)

Антропоморфоз.

Его значение.

1.Переход к прямохождению.

Освобождение руки от участия в передвижении тела.

2.Стадный образ жизни.

……………….

3.Высокий уровень развития мозга и психики.

………………….

4.Использование естественных орудий труда.

………………….

Антропоморфозы, есть главнейшие предпосылки очеловечивания, основа для развития мышления и трудовой деятельности.

Молодцы!!! Вы успешно поработали!!! Настало время подвести итоги.

Выходной контроль:

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Перечислите черты сходства человека и животных?

2. О чем свидетельствует наличие у человека рудиментов и атавизмов, сходство в развитии зародышей человека и позвоночных животных?

3. Почему человека относят к классу млекопитающих?

4. Сравните человека с человекообразными обезьянами; сделайте выводы.

5. Дайте определение антропогенезу.

6. Назовите движущие силы антропогенеза.

7. Установите взаимосвязь между биологическими и социальными факторами эволюции человека.

8. Какие антропоморфозы возникли в эволюции человека?

  1. Технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стилл, К.Мередит) и тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому у нас относят программы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и Л.В.Занкова в начальной школе. Эти программы обеспечены дидактическим материалом и методическим аппаратом. А вот в среднем звене в основном господствует традиционная методика преподавания, не предполагающая диалога, а нацеленная на знания, умения, навыки. В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Если же учитель даёт ученику готовое задание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Таким образом, “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который хаpaктеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В процессе применения технологии критического мышления:

  • происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • формируется направленность на самореализацию, выpaбатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология РКМЧП - целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч.Темплом, К.Мередитом, Д.Стилл. Это “ключевые слова”, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Технология РКМЧП надпредметная, она применима в любых программе и предмете.

Методическая разработка урока по теме “Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого”, курс биология 6 класс. Преподавание курса ведется по учебнику “Биология. Живой организм 6 кл”, автор – Н.И. Сонин.

Тема: “Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого”

Задачи: продолжить знакомство с разнообразием живых организмов на Земле, их сходстве; показать значение живых организмов в живой природе и жизни человека; показать отличие живых существ от тел неживой природы; дать представление о биологии как науке, о живой природе; продолжить развитие умений систематизации материала и его анализа (выделять линии сравнения).

Оборудование: таблицы с изображением животных; муляжи плодов; комнатные растения; таблицы и гербарные экземпляры растений луга и леса.

Ход урока

1. Стадия вызова.

На стадии вызова мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде заголовков смысловых блоков. Просим учащихся, предположить по каким направлениям мы будем изучать эту тему. На данном уроке учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут: царства живой природы, критерии жизни, сравнение живой и неживой природы. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Мы составляем кластер, в котором располагаем, эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:

Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и наполнить содержанием основные вопросы, изучаемой темы. Для этого учитель просит ответить ребят на следующие вопросы:

  • Назовите объекты (тела) неживой природы?
  • Какие живые организмы вы знаете?
  • Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?
  • На какие царства делятся живые организмы?
  • Из чего состоят тела всех живых организмов?
  • Каковы основные части клетки?
  • Каковы признаки живых организмов?
  • Что изучает наука биология?

Возникшие затруднения на стадии вызова разрешаются на стадии осмысления.

  1. Стадия осмысления.

На стадии осмысления учитель предлагает учащимся поработать с карточками, на которых изображены представители всех царств живой природы, коллекциями и гербарными экземплярами. Предлагает учащимся сравнить организмы по внешним признакам: размерам, форме тела, окраске, а также поведению и другим признакам. Обращает внимание на многообразие живых организмов и на среды их обитания. Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника на стр.4-6, по следующему алгоритму:

- Чтение текста и его маркировка: напротив каждого абзаца учащиеся делают пометку карандашом (“v” - знакомая информация, “+”- новая информация, “-”- думал иначе, “?”- непонятно).

- Выделение главного по основным вопросам, обозначенным в “предварительном кластере”.

  • Обсуждение информации в группе.
  • Оформление и презентация “новых” кластеров.

3. Стадия размышления.

На этой стадии мы дополняем и исправляем неверные предположения в “предварительном кластере”. Заполняем их на основе новой информации, устанавливаем причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. Работаем индивидуально по отдельным смысловым блокам. Очень важным моментом является презентация “новых” кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздьями”.

1. Составляется “новый” кластер.

1. Живая природа –> клетка организм царства живой природы.

2. Неживая природа –> объекты не состоят из клеток, не обладают признаками живого организма.

 

  1. Обсуждается вопрос: какая важная информация не вошла в кластер?
  • Определяем термины: биология, клетка, организм.
  • Формулируем выводы, которые отражают причинно-следственные связи между “гроздями” кластера.

    1. На Земле существует огромное многообразие живых организмов.

    2. Все это многообразие можно систематизировать в пять царств живой природы, каждое из которых хаpaктеризуется определенными признаками.

    3. Все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Для всех хаpaктерны признаки живого.

    4. Клетка – основная структурная и функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отдельный организм или в составе тканей животных, растений, грибов. Только вирусы являются представителями неклеточной формы жизни. Клетки имеют различные размеры и форму.

    5. По количеству клеток, образующих организм, все живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные.

    6. Объекты неживой природы не обладают признаками живых организмов.

    Домашнее задание: параграф 1 до слов “Между организмом …” на стр.4; составить синквейны к основным понятиям изученной темы; выполнить задание в рабочей тетради № 1-4 на стр.3

Примеры синквейнов составленных учащимися:

1. Природа

1. Клетка

2. разнообразная, удивительная.

2. маленькая, сложная.

3. размножается, развивается, изменяется

3. делится, дышит, растет.

4. природа – это часть Земли.

4. клетка – это маленькие кирпичики.

5. дом.

5. жизнь.

( Яковлев Александр 6б класс).

1. Природа

1. Организм

2. Красивая, загадочная.

2. Живой, сложный.

3. Изменяется, погибает, загрязняется.

3. Живет, растет, развивается.

4. Нашу природу загрязнять нельзя.

4. Живое существо самостоятельно существует

5. Жизнь.

5. Жизнь.

( Бакашев Мансур 6б класс).

1. Биология.

1. Природа.

2. Увлекательная, интересная.

2. Живая, красивая.

3. Изучает, наблюдает, оберегает.

3. Живет, удивляет, рождает.

4. Удивительный мир живой природы.

4. Природа всегда будет удивлять.

5. Наука

5. Загадка.

( Арапов Влад 6б класс).

    3. Информационные технологии.

    Преимущества информационных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе учителя. Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения (в том числе анимации) таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять. Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают биологию, что они без “картинки” вообще неспособны, понять процесс, изучить явление. Развитие их абстpaктного, логического мышления происходит посредством образов. А ученики с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения биологии. По утверждению современных психологов, биологическое мышление является синтетическим, интегрированным – как наглядно-образным, так и абстpaктно-теоретическим. Рассмотрим методические приемы, наиболее часто применяемые при изучении нового материала:

    1. использование компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроке, при этом учитель может, например:
      • отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть ещё раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приёма: “Что бы это значило?”;
      • остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приёму условное название: “А дальше?”;
      • продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом, можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав её с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Назовем этот прием: “Почему?”.
    2. использование компьютера учениками при изучении текстового материала:
      • нахождение ответов на поставленные учителем вопросы;
      • очень краткое конспектирование;
      • заполнение заранее подготовленных таблиц;
      • создание единой логической структуры, схемы изучаемого материала и т. п.

      После работы с компьютером необходимо подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие в результате деятельности. Во время устного контроля можно проверить объем и качество усвоенного. Здесь эффективны комментирование кадров с учебного места, либо ответ у доски, вернее, у экрана (мультимедийное выступление). Письменная проверка может содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опopный конспект (ОК), логическую схему, структуру и т. д.

      1. использование компьютера учениками при изучении биологических процессов, фундаментальных экспериментов перед ребятами могут быть поставлены следующие задачи:
        • зарисовать схему, сделать рисунок опыта. Затем включить как пункт “Описание лабораторного оборудования”, “Описание опыта” при дальнейшем изучении материала;
        • внести изменения в параметры опыта, записать результаты;
        • преобразовать условия протекания биологического процесса (уменьшить температуру, содержание кислорода, влажность и т. д.) и внести данные в таблицу;
        • составить, зарисовать график протекания процесса и т. п.

        Проверка работы может быть как устная, так и письменная (на этом же уроке либо на следующем).

        Рассмотренные приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают в “сильных” классах при изучении нового материала. Но с ещё большим успехом их можно применять в “слабых” классах при закреплении пройденного, изученного материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех без исключения ребят и память, и речь, и мышление.

        Тема урока: Опopная система позвоночных животных. Строение костей”

        Чтоб черпать полной чашей

        Труд, счастье, наслаждение,
        Залогом жизни нашей
        Является движение.

        В.В.Розенблат.

        Цели урока:

        1. Обучающая - расширить представление учащихся об опopных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных.
        2. Развивающая продолжить развитие у учащихся умения проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы, систематизировать учебный материал в виде схем и таблиц, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников.
        3. Воспитывающая продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и инструктивными карточками, умения работать в паре, умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умения ставить цели и определять пути их решения, проводить самооценку своих знаний.

        Задачи урока:

        1. Раскрыть основные функции скелета и его основные части.
        2. Путем проведенного эксперимента изучить химический состав кости.
        3. Используя раздаточный материал изучить строение кости.
        4. Используя рисунки учебника изучить типы соединения костей.
        5. Доказательно обосновать преимущества внутреннего скелета.
        6. Меры профилактики травматизма скелета.

        Оборудование: мультимедиопроектор, рисунки скелетов позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), таблицы “Внутреннее строение кости”, “Типы соединения костей”, модели скелета лягушки, птицы, крысы, пробирка, держатель, спиртовка, крупная кость рыбы, бедренная кость курицы.

        Тип урока: урок усвоения новых знаний.

        Ход урока

        1. Организационный момент.
        2. Изучение нового материала.

        Учитель:

        “Движение – это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, мы с вами знаем, что одним из признаков живого организма является – движение.

        • Какая система органов животных обеспечивает этот процесс жизнедеятельности? (костно-мышечная система или опopно-двигательный аппарат).
        • Из чего она состоит? (скелета и мышц).
        • Какой тканью образован скелет? (костной и хрящевой – разновидностями соединительной ткани).
        • Какой тканью образованы скелетные мышцы? (поперечно-полосатой мышечной тканью).
        • Что мы изучили на прошлом уроке? (скелет беспозвоночных животных).
        • Какие виды скелета вам известны? (наружный, внутренний, гидроскелет).

        Тема нашего урока “Опopная система позвоночных животных”.

        (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).

        • Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать на уроке?

        (Учащиеся определяют цели, учитель обобщает и дополняет, формулируя, что учащиеся должны знать и уметь по данной теме, обращает внимание учащихся на слайд 1).

        Что необходимо

        Знать

        Уметь

        1. функции скелета

        1.самостоятельно определять свойства костной ткани.

        2. основные отделы внутреннего скелета позвоночных животных.

        2. доказательно обосновывать преимущества внутреннего скелета животных.

        3. способы соединения костей образующих скелет.

         

        У истоков изучения скелета (сообщение ученика).

        С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демократ – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком, собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мpaком ночи тайно крал трупы повешенных.

        Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

        Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употрeбление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале восемнадцатого века Петр 1 закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

        Религия неустанно чинила препятствия изучению организма. В первой половине девятнадцатого века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

        У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него три функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он выполняет двигательную функцию; в-третьих, защищает наиболее важные органы. Так спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и лёгкие защищены ребрами. Печень и почки, о которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень - почти целиком).

        В скелете позвоночных животных различают: скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет поясов верхних и нижних конечностей.

        Учитель: Для того чтобы достичь поставленных целей, я предлагаю вам выполнить следующие задания. ( Инструктивные карточки с заданиями предлагаются на слайдах. Учащиеся выполняют задания в тетради индивидуально и парами. Результаты выполняются в виде схем, таблиц и выводов).

        Задание 1.

        Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет позвоночных животных.

        1. Используя учебник страницу 92, выясните, какие функции выполняет скелет.
        2. Сделайте вывод в виде схемы.

        3. Прочитайте в учебнике страницу 94, и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.

        4.Сделайте вывод в виде схемы.

        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        Задание 2.

        Цель: изучить состав и свойства костей.

        1. Проведите опыт:
          • Закрепите пробирку в держателе,
          • Поместите кость в пробирку,
          • Нагрейте пробирку на спиртовке.
        2. Используя знания из курса природоведения, сделайте вывод, какие вещества сгорают и
        3. слышен запах паленого, а какие остаются в виде золы.

        4. Составьте схему.

        Вывод: сочетание ………. и…………делает кость крепкой и достаточно упругой.

        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        Задание 3.

        Цель: изучить строение кости.

        1. Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, какое внешнее и внутреннее строение имеет трубчатая кость.
        2. Сделайте вывод в виде схем.

        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        Задание 4.

        Цель: изучить типы соединения костей.

        1. Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, как соединены, кости между собой.
        2. Какое это имеет значение.
        3. Сделайте вывод в виде схемы.

        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        Задание 5.

        Цель: изучить, какие отделы образуют скелет позвоночных.

        1. Прочитайте в учебнике на странице 93, какие отделы образуют скелет позвоночных
        2. животных?
        3. Сделайте соответствующие выводы в виде схемы.
        4. Используя предложенные рисунки (скелет рыбы, лягушки, черепахи, птицы, собаки), выясните, все ли позвоночные имеют внутренний скелет?
        5. Из предложенного списка, определите, все ли из перечисленных позвоночных животных имеют костный скелет?
        6. Щука, сова, обыкновенная лисица, ворона, верблюд, морская черепаха, акула, слон, лошадь, белый медведь, электрический скат.

        7. На ранних стадиях развития все позвоночные имеют хрящевой скелет. О чем это говорит?
        8. Почему необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, по время гололёда, на переменах?
        9. Чем опасны травмы скелета?
        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        4.Закрепление изученного материла. ( Учащиеся выполняют задания).

        Какие утверждения верны?

        1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.

        2.Функции скелета: опopная, защитная, двигательная.

        3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.

        4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

        5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

        6.Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.

        7.Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и костный мозг.

        8.Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав).

        9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

        10.Все позвоночные имеют только костный скелет.

        ( Учащиеся делают самопроверку и выставляют оценки. Правильные ответы: 2, 3, 4, 5, 6, 9.)

        Презентация урока прилагается.

        Домашнее задание:

        Прочитать параграф 15;

        Выполнить задания в рабочей тетради

        70, 71, 72, 76 на странице 29-30.

        Указанные выше технологии хорошо интегрируются с применением на уроках информационных технологий и дифференцированного подхода. Уроки-презинтации включают в себя элементы модульной технологии и технологии развития критического мышления. Теоретическое содержание урока и контроль знаний, умений и навыков строится на основе дифференциации обучения.



Комментарии:

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"


    Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

      Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...

30 04 2024 10:23:53

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс


    Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

      Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

29 04 2024 9:59:13

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

28 04 2024 2:16:42

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

27 04 2024 17:39:17

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

26 04 2024 23:23:12

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

25 04 2024 10:46:37

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

24 04 2024 13:26:36

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

23 04 2024 23:37:58

Мастер-класс "Первый шаг в биологию"


    Мастер-класс "Первый шаг в биологию"

      Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...

22 04 2024 17:16:27

Открытый урок по теме "Витамины"


    Открытый урок по теме "Витамины"

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

21 04 2024 6:20:25

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

20 04 2024 7:18:39

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

      В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

19 04 2024 11:15:20

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

18 04 2024 16:14:51

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

17 04 2024 21:25:45

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

16 04 2024 6:49:49

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

15 04 2024 20:17:58

"Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")


    "Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")

      Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....

14 04 2024 6:11:24

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"


    Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

      Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов. ...

13 04 2024 7:36:23

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

12 04 2024 10:47:55

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

11 04 2024 7:23:37

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

10 04 2024 4:34:26

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"


    Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

      Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

09 04 2024 6:53:55

Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"


    Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"

      Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....

08 04 2024 12:31:43

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

07 04 2024 12:49:53

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

06 04 2024 21:24:37

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....

05 04 2024 22:29:54

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

04 04 2024 23:44:38

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

03 04 2024 11:37:47

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс


    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

      Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

02 04 2024 9:44:56

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

01 04 2024 1:58:48

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

31 03 2024 9:38:44

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

30 03 2024 9:56:11

Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"


    Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"

      Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....

29 03 2024 4:42:10

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

28 03 2024 19:58:47

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

27 03 2024 15:29:24

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

26 03 2024 11:11:58

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

25 03 2024 3:36:42

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

24 03 2024 19:43:24

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

23 03 2024 0:10:48

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

22 03 2024 19:42:11

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

21 03 2024 1:40:20

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

20 03 2024 16:55:44

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

19 03 2024 8:11:10

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

18 03 2024 22:32:37

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

17 03 2024 2:37:26

Урок-обобщение "Большие гонки"


    Урок-обобщение "Большие гонки"

      Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

16 03 2024 14:42:54

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

15 03 2024 6:32:59

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

14 03 2024 23:50:53

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"


    Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"

      Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

13 03 2024 12:34:52

Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

      Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...

12 03 2024 1:36:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::