Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии
Педагогическая деятельность учителя биологии направлена на решение следующих проблем:
- Формирование эволюционного, типологического, экологического мышление и навыков исследовательской и поисковой работы.
- Усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей пpaктического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
- Формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде - земной и космической.
- Овладение учащимися процессом “научения”, т.е. самостоятельному добыванию знаний.
Решение данных проблем возможно через использование на уроках биологии, наряду с традиционной системой обучения, инновационных технологий. Применение инновационных технологий повышает качества образования учащихся и уровня усвоения ЗУН по предмету, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя. В своей педагогической деятельности мной используется следующие технологии: модульная; критического мышления; информационные; уровневая дифференциация.
Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы и представить вашему вниманию три урока, на которых показано применение вышеуказанных технологий.
- Модульная технология.
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся. Оно осуществляется и через модуль, и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Управление со стороны учителя осуществляется целенаправленно. Наличие модулей на печатной основе позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них дозированной персональной помощью.
Мной была разработана модульная программа по теме “Развитие органического мира. Происхождение человека” в курсе общей биологии, которая состоит из восьми модулей. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию модуль на печатной основе по теме: “Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза”. Этот модуль являются первым во второй подтеме. В предложенных материалах указаны параграфы учебника “Общая биология” под редакцией Беляева текстовые и рисуночные приложения.
Урок № 26-27
Тема: Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза
У.Э.-0. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:
Узнать.
- Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.
- Доказательства происхождения человека от животных: сходство строения, развития зародышей, поведения.
- Сходство человека с человекообразными обезьянами – доказательство их родства.
- Различия человека с человекообразными обезьянами - доказательство расхождения их в эволюции.
- Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo Sapiens в системе животного мира.
- Понятие антропогенеза. Движущие силы антропогенеза.
- Биологические факторы эволюции человека.
- Социальные факторы, их ведущая роль в эволюции человека. Ф.Энгельс о социальных факторах.
- Антропоморфозы у предков человека.
Уметь.
- Сравнивать человека и человекообразных обезьян, находить черты сходства и различия, на основании чего делать выводы.
- Составлять схему движущих сил антропогенеза.
- Определять соотношение движущих сил антропогенеза на разных этапах эволюции человека.
- Определять антропоморфозы.
Ход урока
У.Э.-1.Текстовой + Рисуночный + Табличный.
Цель: Сформировать умение приводить доказательства происхождения человека от животных, сравнивать человека с другими млекопитающими, делать выводы на основе сравнения.
Индивидуальная + работа в паре.
1. Прочитайте текст в учебнике на стр.217, и статью приложения Y “Следы прошлого”.
2. Расскажите друг другу, какие черты человеческого тела, от каких животных унаследованы.
3.Оформите этот материал в тетрадь в виде таблицы:
Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных.
Основные черты | От кого унаследованы |
4.Прослушайте рассказ учителя о систематическом положении человека, оформите в тетрадь схему.
14. ЦАРСТВО |
Животные |
13. ПОДЦАРСТВО |
Многоклеточные |
12. РАЗДЕЛ |
Двусторонне-симметричные |
11. ТИП |
Хордовые |
10. ПОДТИП |
Позвоночные |
9. ГРУППА |
Челюстноротые |
8. КЛАСС |
Млекопитающие |
7. ОТРЯД |
Приматы |
6. ПОДОТРЯД |
Обезьяны |
5. СЕКЦИЯ |
Узконосые |
4. НАДСЕМЕЙСТВО |
Гоминоиды (высшие узконосые) |
3. СЕМЕЙСТВО |
Гоминиды |
2. РОД |
Человек |
1. ВИД |
Человек разумный |
5. Прочтите текст учебника на стр.218-219 и статью приложения Y “Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян”, рассмотрите рисунок 45 в приложении, рисунки в учебнике 87,88.
6. Ответьте друг другу на вопросы.
- В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внешнем строении?
-В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внутреннем строении?
-Каковы общие биохимические показатели?
-О чем говорят признаки сходства человека и человекообразных обезьян?
-Какие существуют различия человека человекообразных обезьян в строении скелета
(позвоночник, стопа, таз, кисть, череп)?
-Каковы различия в строении мозга?
-С чем эти различия связаны? О чем они говорят?
7. Используя, полученные знания дозаполните таблицу:
Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян.
Сходства. |
Различия. |
1.Внешний облик: -крупные размеры тела; -длинные по отношению к туловищу конечности; -длинная шея, широкие плечи; - - - - 2.Внутреннее строение: -cходное число долей в легких; -число сосочков в почке; -наличие червеобразного отростка. слепой кишки; - - - 3.Биохимические показатели: -4 группы крови; -сходные реакции белкового обмена; -сходные заболевания; - - |
В большей степени обусловлены приспособленностью человека к прямохождению. 1.Позвоночник………… 2.Стопа…………….. 3.Таз………………… 4.Кисть……………… 5.Череп и мозг: -череп человека не имеет костных гребней и сплошных подбровных дуг; -мозговая часть преобладает над лицевой, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ, (у обезьян наоборот сильно развита лицевая чем мозговая). -Мозг человека в 2-2,5 раза больше мозга обезьян. Теменные, височные, лобные доли в которых, расположены важнейшие центры ВНД, сильно развиты. |
8. Сделайте вывод на основе сравнения человека и человекообразных обезьян.
У.Э.-2. Текстовой + Схематичный.
Цель: Сформировать знания об антропогенезе, его движущих силах – социальных и биологических факторах, о ведущей роли социальных факторов в становлении человека.
Индивидуальная + работа в парах.
1. Прочтите в приложенииY статью “Ч.Дарвин о происхождении человека”.
2. Ответьте друг другу на вопрос: В чем сущность симиальной теории Дарвина?
3. Запишите в тетрадь основные положения симиальной теории Дарвина.
4. Прочтите в учебнике на стр.219-221 статью “Труд и происхождение человека”.
5. Дайте определение понятию “антропогенез”, запишите в тетрадь.
6. Ответьте друг другу на вопросы:
- почему нельзя считать современных человекообразных обезьян предками людей?
- В чем принципиальное отличия человека от животных, в том числе от высших человекообразных обезьян?
- Какова роль труда в происхождении человека?
- Как Ф.Энгельс определял значение социальных факторов?
- Каковы движущие силы эволюции человека как биологического существа?
- Каковы движущие силы эволюции человека как социального существа?
- Какова взаимосвязь биологических и социальных факторов эволюции человека?
7.Составьте схему:
Движущие силы антропогенеза.
Биологические |
Социальные |
1.____________ 2.__________________ 1._______ 2._________
3.________________ 3._____________ 4._________
У.Э.-3. Текстовой.
Цель: Определить основные антропоморфозы у предков человека.
Индивидуальная.
1. Прочтите текст учебника на стр.222.
2. Выделите основные антропоморфозы у предков человека.
3. Определите значение каждого в эволюции человека.
4. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.
Условия превращения нашего далекого предка в человека (антропоморфозы)
Антропоморфоз. |
Его значение. |
1.Переход к прямохождению. |
Освобождение руки от участия в передвижении тела. |
2.Стадный образ жизни. |
………………. |
3.Высокий уровень развития мозга и психики. |
…………………. |
4.Использование естественных орудий труда. |
…………………. |
Антропоморфозы, есть главнейшие предпосылки очеловечивания, основа для развития мышления и трудовой деятельности.
Молодцы!!! Вы успешно поработали!!! Настало время подвести итоги.
Выходной контроль:
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Перечислите черты сходства человека и животных?
2. О чем свидетельствует наличие у человека рудиментов и атавизмов, сходство в развитии зародышей человека и позвоночных животных?
3. Почему человека относят к классу млекопитающих?
4. Сравните человека с человекообразными обезьянами; сделайте выводы.
5. Дайте определение антропогенезу.
6. Назовите движущие силы антропогенеза.
7. Установите взаимосвязь между биологическими и социальными факторами эволюции человека.
8. Какие антропоморфозы возникли в эволюции человека?
- Технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стилл, К.Мередит) и тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому у нас относят программы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и Л.В.Занкова в начальной школе. Эти программы обеспечены дидактическим материалом и методическим аппаратом. А вот в среднем звене в основном господствует традиционная методика преподавания, не предполагающая диалога, а нацеленная на знания, умения, навыки. В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Если же учитель даёт ученику готовое задание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Таким образом, “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который хаpaктеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В процессе применения технологии критического мышления:
- происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, выpaбатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Технология РКМЧП - целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч.Темплом, К.Мередитом, Д.Стилл. Это “ключевые слова”, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.
Технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Технология РКМЧП надпредметная, она применима в любых программе и предмете.
Методическая разработка урока по теме “Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого”, курс биология 6 класс. Преподавание курса ведется по учебнику “Биология. Живой организм 6 кл”, автор – Н.И. Сонин.
Тема: “Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого”
Задачи: продолжить знакомство с разнообразием живых организмов на Земле, их сходстве; показать значение живых организмов в живой природе и жизни человека; показать отличие живых существ от тел неживой природы; дать представление о биологии как науке, о живой природе; продолжить развитие умений систематизации материала и его анализа (выделять линии сравнения).
Оборудование: таблицы с изображением животных; муляжи плодов; комнатные растения; таблицы и гербарные экземпляры растений луга и леса.
Ход урока
1. Стадия вызова.
На стадии вызова мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде заголовков смысловых блоков. Просим учащихся, предположить по каким направлениям мы будем изучать эту тему. На данном уроке учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут: царства живой природы, критерии жизни, сравнение живой и неживой природы. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Мы составляем кластер, в котором располагаем, эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:
Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и наполнить содержанием основные вопросы, изучаемой темы. Для этого учитель просит ответить ребят на следующие вопросы:
- Назовите объекты (тела) неживой природы?
- Какие живые организмы вы знаете?
- Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?
- На какие царства делятся живые организмы?
- Из чего состоят тела всех живых организмов?
- Каковы основные части клетки?
- Каковы признаки живых организмов?
- Что изучает наука биология?
Возникшие затруднения на стадии вызова разрешаются на стадии осмысления.
- Стадия осмысления.
На стадии осмысления учитель предлагает учащимся поработать с карточками, на которых изображены представители всех царств живой природы, коллекциями и гербарными экземплярами. Предлагает учащимся сравнить организмы по внешним признакам: размерам, форме тела, окраске, а также поведению и другим признакам. Обращает внимание на многообразие живых организмов и на среды их обитания. Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника на стр.4-6, по следующему алгоритму:
- Чтение текста и его маркировка: напротив каждого абзаца учащиеся делают пометку карандашом (“v” - знакомая информация, “+”- новая информация, “-”- думал иначе, “?”- непонятно).
- Выделение главного по основным вопросам, обозначенным в “предварительном кластере”.
- Обсуждение информации в группе.
- Оформление и презентация “новых” кластеров.
3. Стадия размышления.
На этой стадии мы дополняем и исправляем неверные предположения в “предварительном кластере”. Заполняем их на основе новой информации, устанавливаем причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. Работаем индивидуально по отдельным смысловым блокам. Очень важным моментом является презентация “новых” кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздьями”.
1. Составляется “новый” кластер.
1. Живая природа –> клетка организм царства живой природы.
2. Неживая природа –> объекты не состоят из клеток, не обладают признаками живого организма.
- Обсуждается вопрос: какая важная информация не вошла в кластер?
- Определяем термины: биология, клетка, организм.
- Формулируем выводы, которые отражают причинно-следственные связи между “гроздями” кластера.
1. На Земле существует огромное многообразие живых организмов.
2. Все это многообразие можно систематизировать в пять царств живой природы, каждое из которых хаpaктеризуется определенными признаками.
3. Все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Для всех хаpaктерны признаки живого.
4. Клетка – основная структурная и функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отдельный организм или в составе тканей животных, растений, грибов. Только вирусы являются представителями неклеточной формы жизни. Клетки имеют различные размеры и форму.
5. По количеству клеток, образующих организм, все живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные.
6. Объекты неживой природы не обладают признаками живых организмов.
Домашнее задание: параграф 1 до слов “Между организмом …” на стр.4; составить синквейны к основным понятиям изученной темы; выполнить задание в рабочей тетради № 1-4 на стр.3
Примеры синквейнов составленных учащимися:
1. Природа |
1. Клетка |
2. разнообразная, удивительная. |
2. маленькая, сложная. |
3. размножается, развивается, изменяется |
3. делится, дышит, растет. |
4. природа – это часть Земли. |
4. клетка – это маленькие кирпичики. |
5. дом. |
5. жизнь. |
( Яковлев Александр 6б класс).
1. Природа |
1. Организм |
2. Красивая, загадочная. |
2. Живой, сложный. |
3. Изменяется, погибает, загрязняется. |
3. Живет, растет, развивается. |
4. Нашу природу загрязнять нельзя. |
4. Живое существо самостоятельно существует |
5. Жизнь. |
5. Жизнь. |
( Бакашев Мансур 6б класс).
1. Биология. |
1. Природа. |
2. Увлекательная, интересная. |
2. Живая, красивая. |
3. Изучает, наблюдает, оберегает. |
3. Живет, удивляет, рождает. |
4. Удивительный мир живой природы. |
4. Природа всегда будет удивлять. |
5. Наука |
5. Загадка. |
( Арапов Влад 6б класс).
- использование компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроке, при этом учитель может, например:
- отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть ещё раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приёма: “Что бы это значило?”;
- остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приёму условное название: “А дальше?”;
- продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом, можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав её с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Назовем этот прием: “Почему?”.
- использование компьютера учениками при изучении текстового материала:
- нахождение ответов на поставленные учителем вопросы;
- очень краткое конспектирование;
- заполнение заранее подготовленных таблиц;
- создание единой логической структуры, схемы изучаемого материала и т. п.
- использование компьютера учениками при изучении биологических процессов, фундаментальных экспериментов перед ребятами могут быть поставлены следующие задачи:
- зарисовать схему, сделать рисунок опыта. Затем включить как пункт “Описание лабораторного оборудования”, “Описание опыта” при дальнейшем изучении материала;
- внести изменения в параметры опыта, записать результаты;
- преобразовать условия протекания биологического процесса (уменьшить температуру, содержание кислорода, влажность и т. д.) и внести данные в таблицу;
- составить, зарисовать график протекания процесса и т. п.
- Обучающая - расширить представление учащихся об опopных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных.
- Развивающая – продолжить развитие у учащихся умения проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы, систематизировать учебный материал в виде схем и таблиц, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников.
- Воспитывающая – продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и инструктивными карточками, умения работать в паре, умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умения ставить цели и определять пути их решения, проводить самооценку своих знаний.
- Раскрыть основные функции скелета и его основные части.
- Путем проведенного эксперимента изучить химический состав кости.
- Используя раздаточный материал изучить строение кости.
- Используя рисунки учебника изучить типы соединения костей.
- Доказательно обосновать преимущества внутреннего скелета.
- Меры профилактики травматизма скелета.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Какая система органов животных обеспечивает этот процесс жизнедеятельности? (костно-мышечная система или опopно-двигательный аппарат).
- Из чего она состоит? (скелета и мышц).
- Какой тканью образован скелет? (костной и хрящевой – разновидностями соединительной ткани).
- Какой тканью образованы скелетные мышцы? (поперечно-полосатой мышечной тканью).
- Что мы изучили на прошлом уроке? (скелет беспозвоночных животных).
- Какие виды скелета вам известны? (наружный, внутренний, гидроскелет).
- Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать на уроке?
- Используя учебник страницу 92, выясните, какие функции выполняет скелет.
- Сделайте вывод в виде схемы.
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
- Проведите опыт:
- Закрепите пробирку в держателе,
- Поместите кость в пробирку,
- Нагрейте пробирку на спиртовке.
- Используя знания из курса природоведения, сделайте вывод, какие вещества сгорают и
- Составьте схему.
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
- Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, какое внешнее и внутреннее строение имеет трубчатая кость.
- Сделайте вывод в виде схем.
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
- Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, как соединены, кости между собой.
- Какое это имеет значение.
- Сделайте вывод в виде схемы.
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
- Прочитайте в учебнике на странице 93, какие отделы образуют скелет позвоночных
- животных?
- Сделайте соответствующие выводы в виде схемы.
- Используя предложенные рисунки (скелет рыбы, лягушки, черепахи, птицы, собаки), выясните, все ли позвоночные имеют внутренний скелет?
- Из предложенного списка, определите, все ли из перечисленных позвоночных животных имеют костный скелет?
- На ранних стадиях развития все позвоночные имеют хрящевой скелет. О чем это говорит?
- Почему необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, по время гололёда, на переменах?
- Чем опасны травмы скелета?
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
3. Информационные технологии.
Преимущества информационных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе учителя. Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения (в том числе анимации) таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять. Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают биологию, что они без “картинки” вообще неспособны, понять процесс, изучить явление. Развитие их абстpaктного, логического мышления происходит посредством образов. А ученики с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения биологии. По утверждению современных психологов, биологическое мышление является синтетическим, интегрированным – как наглядно-образным, так и абстpaктно-теоретическим. Рассмотрим методические приемы, наиболее часто применяемые при изучении нового материала:
После работы с компьютером необходимо подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие в результате деятельности. Во время устного контроля можно проверить объем и качество усвоенного. Здесь эффективны комментирование кадров с учебного места, либо ответ у доски, вернее, у экрана (мультимедийное выступление). Письменная проверка может содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опopный конспект (ОК), логическую схему, структуру и т. д.
Проверка работы может быть как устная, так и письменная (на этом же уроке либо на следующем).
Рассмотренные приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают в “сильных” классах при изучении нового материала. Но с ещё большим успехом их можно применять в “слабых” классах при закреплении пройденного, изученного материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех без исключения ребят и память, и речь, и мышление.
Тема урока: “Опopная система позвоночных животных. Строение костей”
Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслаждение,
Залогом жизни нашей
Является движение.
В.В.Розенблат.
Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование: мультимедиопроектор, рисунки скелетов позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), таблицы “Внутреннее строение кости”, “Типы соединения костей”, модели скелета лягушки, птицы, крысы, пробирка, держатель, спиртовка, крупная кость рыбы, бедренная кость курицы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Учитель:
“Движение – это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, мы с вами знаем, что одним из признаков живого организма является – движение.
Тема нашего урока “Опopная система позвоночных животных”.
(Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).
(Учащиеся определяют цели, учитель обобщает и дополняет, формулируя, что учащиеся должны знать и уметь по данной теме, обращает внимание учащихся на слайд 1).
Что необходимо
Знать |
Уметь |
1. функции скелета |
1.самостоятельно определять свойства костной ткани. |
2. основные отделы внутреннего скелета позвоночных животных. |
2. доказательно обосновывать преимущества внутреннего скелета животных. |
3. способы соединения костей образующих скелет. |
У истоков изучения скелета (сообщение ученика).
С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демократ – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком, собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мpaком ночи тайно крал трупы повешенных.
Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.
Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употрeбление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале восемнадцатого века Петр 1 закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.
Религия неустанно чинила препятствия изучению организма. В первой половине девятнадцатого века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.
У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него три функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он выполняет двигательную функцию; в-третьих, защищает наиболее важные органы. Так спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и лёгкие защищены ребрами. Печень и почки, о которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень - почти целиком).
В скелете позвоночных животных различают: скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет поясов верхних и нижних конечностей.
Учитель: Для того чтобы достичь поставленных целей, я предлагаю вам выполнить следующие задания. ( Инструктивные карточки с заданиями предлагаются на слайдах. Учащиеся выполняют задания в тетради индивидуально и парами. Результаты выполняются в виде схем, таблиц и выводов).
Задание 1.
Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет позвоночных животных.
3. Прочитайте в учебнике страницу 94, и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.
4.Сделайте вывод в виде схемы.
Задание 2.
Цель: изучить состав и свойства костей.
слышен запах паленого, а какие остаются в виде золы.
Вывод: сочетание ………. и…………делает кость крепкой и достаточно упругой.
Задание 3.
Цель: изучить строение кости.
Задание 4.
Цель: изучить типы соединения костей.
Задание 5.
Цель: изучить, какие отделы образуют скелет позвоночных.
Щука, сова, обыкновенная лисица, ворона, верблюд, морская черепаха, акула, слон, лошадь, белый медведь, электрический скат.
4.Закрепление изученного материла. ( Учащиеся выполняют задания).
Какие утверждения верны?
1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.
2.Функции скелета: опopная, защитная, двигательная.
3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.
4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.
5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.
6.Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.
7.Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и костный мозг.
8.Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав).
9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.
10.Все позвоночные имеют только костный скелет.
( Учащиеся делают самопроверку и выставляют оценки. Правильные ответы: 2, 3, 4, 5, 6, 9.)
Презентация урока прилагается.
Домашнее задание:
Прочитать параграф 15;
Выполнить задания в рабочей тетради
70, 71, 72, 76 на странице 29-30.
Указанные выше технологии хорошо интегрируются с применением на уроках информационных технологий и дифференцированного подхода. Уроки-презинтации включают в себя элементы модульной технологии и технологии развития критического мышления. Теоретическое содержание урока и контроль знаний, умений и навыков строится на основе дифференциации обучения.
Комментарии:
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
27 11 2024 12:14:19
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
26 11 2024 18:22:41
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...
25 11 2024 7:14:28
Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
24 11 2024 8:42:16
Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....
23 11 2024 9:27:45
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
22 11 2024 19:59:22
Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....
21 11 2024 23:21:56
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
20 11 2024 19:27:20
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...
19 11 2024 23:41:51
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
18 11 2024 4:16:11
На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....
17 11 2024 14:23:57
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
16 11 2024 17:15:21
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
15 11 2024 1:39:12
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
14 11 2024 1:19:32
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...
13 11 2024 9:11:54
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...
12 11 2024 5:58:24
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
11 11 2024 9:12:34
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
10 11 2024 19:16:38
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
09 11 2024 8:28:42
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...
08 11 2024 4:45:56
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...
07 11 2024 16:52:24
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
06 11 2024 13:42:14
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
05 11 2024 13:59:32
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
04 11 2024 2:12:11
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
03 11 2024 19:23:37
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
02 11 2024 16:28:43
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
01 11 2024 20:24:12
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
31 10 2024 13:11:49
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...
30 10 2024 21:37:52
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
29 10 2024 15:14:45
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...
28 10 2024 5:46:38
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
27 10 2024 8:52:55
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
26 10 2024 6:22:11
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
25 10 2024 1:28:53
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...
24 10 2024 21:11:26
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
23 10 2024 3:47:19
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
22 10 2024 9:45:42
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...
21 10 2024 17:24:28
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...
20 10 2024 6:14:27
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
19 10 2024 10:28:53
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...
18 10 2024 0:20:16
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
17 10 2024 22:51:27
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
16 10 2024 19:53:36
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
15 10 2024 17:15:50
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
14 10 2024 13:15:56
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
13 10 2024 9:30:27
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
12 10 2024 8:15:16
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
11 10 2024 16:32:16
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...
10 10 2024 12:26:48
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
09 10 2024 18:30:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::