Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

Педагогическая деятельность учителя биологии направлена на решение следующих проблем:

  • Формирование эволюционного, типологического, экологического мышление и навыков исследовательской и поисковой работы.
  • Усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
  • Формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде - земной и космической.
  • Овладение учащимися процессом “научения”, т.е. самостоятельному добыванию знаний.

Решение данных проблем возможно через использование на уроках биологии, наряду с традиционной системой обучения, инновационных технологий. Применение инновационных технологий повышает качества образования учащихся и уровня усвоения ЗУН по предмету, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя. В своей педагогической деятельности мной используется следующие технологии: модульная; критического мышления; информационные; уровневая дифференциация.

Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы и представить вашему вниманию три урока, на которых показано применение вышеуказанных технологий.

  1. Модульная технология.

Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся. Оно осуществляется и через модуль, и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Управление со стороны учителя осуществляется целенаправленно. Наличие модулей на печатной основе позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них дозированной персональной помощью.

Мной была разработана модульная программа по теме “Развитие органического мира. Происхождение человека” в курсе общей биологии, которая состоит из восьми модулей. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию модуль на печатной основе по теме: “Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза”. Этот модуль являются первым во второй подтеме. В предложенных материалах указаны параграфы учебника “Общая биология” под редакцией Беляева текстовые и рисуночные приложения.

Урок № 26-27

Тема: Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза

У.Э.-0. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать.

  • Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.
  • Доказательства происхождения человека от животных: сходство строения, развития зародышей, поведения.
  • Сходство человека с человекообразными обезьянами – доказательство их родства.
  • Различия человека с человекообразными обезьянами - доказательство расхождения их в эволюции.
  • Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo Sapiens в системе животного мира.
  • Понятие антропогенеза. Движущие силы антропогенеза.
  • Биологические факторы эволюции человека.
  • Социальные факторы, их ведущая роль в эволюции человека. Ф.Энгельс о социальных факторах.
  • Антропоморфозы у предков человека.

Уметь.

  • Сравнивать человека и человекообразных обезьян, находить черты сходства и различия, на основании чего делать выводы.
  • Составлять схему движущих сил антропогенеза.
  • Определять соотношение движущих сил антропогенеза на разных этапах эволюции человека.
  • Определять антропоморфозы.

Ход урока

У.Э.-1.Текстовой + Рисуночный + Табличный.

Цель: Сформировать умение приводить доказательства происхождения человека от животных, сравнивать человека с другими млекопитающими, делать выводы на основе сравнения.

Индивидуальная + работа в паре.

1. Прочитайте текст в учебнике на стр.217, и статью приложения Y “Следы прошлого”.

2. Расскажите друг другу, какие черты человеческого тела, от каких животных унаследованы.

3.Оформите этот материал в тетрадь в виде таблицы:

Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных.

Основные черты          От кого унаследованы

4.Прослушайте рассказ учителя о систематическом положении человека, оформите в тетрадь схему.

14. ЦАРСТВО

Животные

13. ПОДЦАРСТВО

Многоклеточные

12. РАЗДЕЛ

Двусторонне-симметричные

11. ТИП

Хордовые

10. ПОДТИП

Позвоночные

9. ГРУППА

Челюстноротые

8. КЛАСС

Млекопитающие

7. ОТРЯД

Приматы

6. ПОДОТРЯД

Обезьяны

5. СЕКЦИЯ

Узконосые

4. НАДСЕМЕЙСТВО

Гоминоиды (высшие узконосые)

3. СЕМЕЙСТВО

Гоминиды

2. РОД

Человек

1. ВИД

Человек разумный

5. Прочтите текст учебника на стр.218-219 и статью приложения Y “Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян”, рассмотрите рисунок 45 в приложении, рисунки в учебнике 87,88.

6. Ответьте друг другу на вопросы.

- В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внешнем строении?

-В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внутреннем строении?

-Каковы общие биохимические показатели?

-О чем говорят признаки сходства человека и человекообразных обезьян?

-Какие существуют различия человека человекообразных обезьян в строении скелета

(позвоночник, стопа, таз, кисть, череп)?

-Каковы различия в строении мозга?

-С чем эти различия связаны? О чем они говорят?

7. Используя, полученные знания дозаполните таблицу:

Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян.

Сходства.

Различия.

1.Внешний облик:

-крупные размеры тела;

-длинные по отношению

к туловищу конечности;

-длинная шея, широкие плечи;

-

-

-

-

2.Внутреннее строение:

-cходное число долей в легких;

-число сосочков в почке;

-наличие червеобразного отростка.

слепой кишки;

-

-

-

3.Биохимические показатели:

-4 группы крови;

-сходные реакции

белкового обмена;

-сходные заболевания;

-

-

В большей степени обусловлены приспособленностью человека

к прямохождению.

1.Позвоночник…………

2.Стопа……………..

3.Таз…………………

4.Кисть………………

5.Череп и мозг:

-череп человека не имеет костных

гребней и сплошных подбровных дуг;

-мозговая часть преобладает над

лицевой, челюсти слабые,

клыки маленькие, на нижней

челюсти имеется подбородочный выступ,

(у обезьян наоборот сильно развита

лицевая чем мозговая).

-Мозг человека в 2-2,5 раза больше

мозга обезьян. Теменные,

височные, лобные доли в

которых, расположены

важнейшие центры ВНД, сильно развиты.

8. Сделайте вывод на основе сравнения человека и человекообразных обезьян.

У.Э.-2. Текстовой + Схематичный.

Цель: Сформировать знания об антропогенезе, его движущих силах – социальных и биологических факторах, о ведущей роли социальных факторов в становлении человека.

Индивидуальная + работа в парах.

1. Прочтите в приложенииY статью “Ч.Дарвин о происхождении человека”.

2. Ответьте друг другу на вопрос: В чем сущность симиальной теории Дарвина?

3. Запишите в тетрадь основные положения симиальной теории Дарвина.

4. Прочтите в учебнике на стр.219-221 статью “Труд и происхождение человека”.

5. Дайте определение понятию “антропогенез”, запишите в тетрадь.

6. Ответьте друг другу на вопросы:

- почему нельзя считать современных человекообразных обезьян предками людей?

  • В чем принципиальное отличия человека от животных, в том числе от высших человекообразных обезьян?
  • Какова роль труда в происхождении человека?
  • Как Ф.Энгельс определял значение социальных факторов?
  • Каковы движущие силы эволюции человека как биологического существа?
  • Каковы движущие силы эволюции человека как социального существа?
  • Какова взаимосвязь биологических и социальных факторов эволюции человека?

7.Составьте схему:

Движущие силы антропогенеза.

Биологические

Социальные

1.____________ 2.__________________ 1._______ 2._________

3.________________ 3._____________ 4._________

У.Э.-3. Текстовой.

Цель: Определить основные антропоморфозы у предков человека.

Индивидуальная.

1. Прочтите текст учебника на стр.222.

2. Выделите основные антропоморфозы у предков человека.

3. Определите значение каждого в эволюции человека.

4. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Условия превращения нашего далекого предка в человека (антропоморфозы)

Антропоморфоз.

Его значение.

1.Переход к прямохождению.

Освобождение руки от участия в передвижении тела.

2.Стадный образ жизни.

……………….

3.Высокий уровень развития мозга и психики.

………………….

4.Использование естественных орудий труда.

………………….

Антропоморфозы, есть главнейшие предпосылки очеловечивания, основа для развития мышления и трудовой деятельности.

Молодцы!!! Вы успешно поработали!!! Настало время подвести итоги.

Выходной контроль:

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Перечислите черты сходства человека и животных?

2. О чем свидетельствует наличие у человека рудиментов и атавизмов, сходство в развитии зародышей человека и позвоночных животных?

3. Почему человека относят к классу млекопитающих?

4. Сравните человека с человекообразными обезьянами; сделайте выводы.

5. Дайте определение антропогенезу.

6. Назовите движущие силы антропогенеза.

7. Установите взаимосвязь между биологическими и социальными факторами эволюции человека.

8. Какие антропоморфозы возникли в эволюции человека?

  1. Технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стилл, К.Мередит) и тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому у нас относят программы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и Л.В.Занкова в начальной школе. Эти программы обеспечены дидактическим материалом и методическим аппаратом. А вот в среднем звене в основном господствует традиционная методика преподавания, не предполагающая диалога, а нацеленная на знания, умения, навыки. В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Если же учитель даёт ученику готовое задание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Таким образом, “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В процессе применения технологии критического мышления:

  • происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология РКМЧП - целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч.Темплом, К.Мередитом, Д.Стилл. Это “ключевые слова”, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Технология РКМЧП надпредметная, она применима в любых программе и предмете.

Методическая разработка урока по теме “Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого”, курс биология 6 класс. Преподавание курса ведется по учебнику “Биология. Живой организм 6 кл”, автор – Н.И. Сонин.

Тема: “Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого”

Задачи: продолжить знакомство с разнообразием живых организмов на Земле, их сходстве; показать значение живых организмов в живой природе и жизни человека; показать отличие живых существ от тел неживой природы; дать представление о биологии как науке, о живой природе; продолжить развитие умений систематизации материала и его анализа (выделять линии сравнения).

Оборудование: таблицы с изображением животных; муляжи плодов; комнатные растения; таблицы и гербарные экземпляры растений луга и леса.

Ход урока

1. Стадия вызова.

На стадии вызова мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде заголовков смысловых блоков. Просим учащихся, предположить по каким направлениям мы будем изучать эту тему. На данном уроке учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут: царства живой природы, критерии жизни, сравнение живой и неживой природы. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Мы составляем кластер, в котором располагаем, эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:

Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и наполнить содержанием основные вопросы, изучаемой темы. Для этого учитель просит ответить ребят на следующие вопросы:

  • Назовите объекты (тела) неживой природы?
  • Какие живые организмы вы знаете?
  • Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?
  • На какие царства делятся живые организмы?
  • Из чего состоят тела всех живых организмов?
  • Каковы основные части клетки?
  • Каковы признаки живых организмов?
  • Что изучает наука биология?

Возникшие затруднения на стадии вызова разрешаются на стадии осмысления.

  1. Стадия осмысления.

На стадии осмысления учитель предлагает учащимся поработать с карточками, на которых изображены представители всех царств живой природы, коллекциями и гербарными экземплярами. Предлагает учащимся сравнить организмы по внешним признакам: размерам, форме тела, окраске, а также поведению и другим признакам. Обращает внимание на многообразие живых организмов и на среды их обитания. Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника на стр.4-6, по следующему алгоритму:

- Чтение текста и его маркировка: напротив каждого абзаца учащиеся делают пометку карандашом (“v” - знакомая информация, “+”- новая информация, “-”- думал иначе, “?”- непонятно).

- Выделение главного по основным вопросам, обозначенным в “предварительном кластере”.

  • Обсуждение информации в группе.
  • Оформление и презентация “новых” кластеров.

3. Стадия размышления.

На этой стадии мы дополняем и исправляем неверные предположения в “предварительном кластере”. Заполняем их на основе новой информации, устанавливаем причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. Работаем индивидуально по отдельным смысловым блокам. Очень важным моментом является презентация “новых” кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздьями”.

1. Составляется “новый” кластер.

1. Живая природа –> клетка организм царства живой природы.

2. Неживая природа –> объекты не состоят из клеток, не обладают признаками живого организма.

 

  1. Обсуждается вопрос: какая важная информация не вошла в кластер?
  • Определяем термины: биология, клетка, организм.
  • Формулируем выводы, которые отражают причинно-следственные связи между “гроздями” кластера.

    1. На Земле существует огромное многообразие живых организмов.

    2. Все это многообразие можно систематизировать в пять царств живой природы, каждое из которых характеризуется определенными признаками.

    3. Все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Для всех характерны признаки живого.

    4. Клетка – основная структурная и функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отдельный организм или в составе тканей животных, растений, грибов. Только вирусы являются представителями неклеточной формы жизни. Клетки имеют различные размеры и форму.

    5. По количеству клеток, образующих организм, все живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные.

    6. Объекты неживой природы не обладают признаками живых организмов.

    Домашнее задание: параграф 1 до слов “Между организмом …” на стр.4; составить синквейны к основным понятиям изученной темы; выполнить задание в рабочей тетради № 1-4 на стр.3

Примеры синквейнов составленных учащимися:

1. Природа

1. Клетка

2. разнообразная, удивительная.

2. маленькая, сложная.

3. размножается, развивается, изменяется

3. делится, дышит, растет.

4. природа – это часть Земли.

4. клетка – это маленькие кирпичики.

5. дом.

5. жизнь.

( Яковлев Александр 6б класс).

1. Природа

1. Организм

2. Красивая, загадочная.

2. Живой, сложный.

3. Изменяется, погибает, загрязняется.

3. Живет, растет, развивается.

4. Нашу природу загрязнять нельзя.

4. Живое существо самостоятельно существует

5. Жизнь.

5. Жизнь.

( Бакашев Мансур 6б класс).

1. Биология.

1. Природа.

2. Увлекательная, интересная.

2. Живая, красивая.

3. Изучает, наблюдает, оберегает.

3. Живет, удивляет, рождает.

4. Удивительный мир живой природы.

4. Природа всегда будет удивлять.

5. Наука

5. Загадка.

( Арапов Влад 6б класс).

    3. Информационные технологии.

    Преимущества информационных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе учителя. Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения (в том числе анимации) таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять. Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают биологию, что они без “картинки” вообще неспособны, понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит посредством образов. А ученики с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения биологии. По утверждению современных психологов, биологическое мышление является синтетическим, интегрированным – как наглядно-образным, так и абстрактно-теоретическим. Рассмотрим методические приемы, наиболее часто применяемые при изучении нового материала:

    1. использование компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроке, при этом учитель может, например:
      • отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть ещё раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приёма: “Что бы это значило?”;
      • остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приёму условное название: “А дальше?”;
      • продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом, можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав её с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Назовем этот прием: “Почему?”.
    2. использование компьютера учениками при изучении текстового материала:
      • нахождение ответов на поставленные учителем вопросы;
      • очень краткое конспектирование;
      • заполнение заранее подготовленных таблиц;
      • создание единой логической структуры, схемы изучаемого материала и т. п.

      После работы с компьютером необходимо подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие в результате деятельности. Во время устного контроля можно проверить объем и качество усвоенного. Здесь эффективны комментирование кадров с учебного места, либо ответ у доски, вернее, у экрана (мультимедийное выступление). Письменная проверка может содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опорный конспект (ОК), логическую схему, структуру и т. д.

      1. использование компьютера учениками при изучении биологических процессов, фундаментальных экспериментов перед ребятами могут быть поставлены следующие задачи:
        • зарисовать схему, сделать рисунок опыта. Затем включить как пункт “Описание лабораторного оборудования”, “Описание опыта” при дальнейшем изучении материала;
        • внести изменения в параметры опыта, записать результаты;
        • преобразовать условия протекания биологического процесса (уменьшить температуру, содержание кислорода, влажность и т. д.) и внести данные в таблицу;
        • составить, зарисовать график протекания процесса и т. п.

        Проверка работы может быть как устная, так и письменная (на этом же уроке либо на следующем).

        Рассмотренные приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают в “сильных” классах при изучении нового материала. Но с ещё большим успехом их можно применять в “слабых” классах при закреплении пройденного, изученного материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех без исключения ребят и память, и речь, и мышление.

        Тема урока: Опорная система позвоночных животных. Строение костей”

        Чтоб черпать полной чашей

        Труд, счастье, наслаждение,
        Залогом жизни нашей
        Является движение.

        В.В.Розенблат.

        Цели урока:

        1. Обучающая - расширить представление учащихся об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных.
        2. Развивающая продолжить развитие у учащихся умения проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы, систематизировать учебный материал в виде схем и таблиц, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников.
        3. Воспитывающая продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и инструктивными карточками, умения работать в паре, умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умения ставить цели и определять пути их решения, проводить самооценку своих знаний.

        Задачи урока:

        1. Раскрыть основные функции скелета и его основные части.
        2. Путем проведенного эксперимента изучить химический состав кости.
        3. Используя раздаточный материал изучить строение кости.
        4. Используя рисунки учебника изучить типы соединения костей.
        5. Доказательно обосновать преимущества внутреннего скелета.
        6. Меры профилактики травматизма скелета.

        Оборудование: мультимедиопроектор, рисунки скелетов позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), таблицы “Внутреннее строение кости”, “Типы соединения костей”, модели скелета лягушки, птицы, крысы, пробирка, держатель, спиртовка, крупная кость рыбы, бедренная кость курицы.

        Тип урока: урок усвоения новых знаний.

        Ход урока

        1. Организационный момент.
        2. Изучение нового материала.

        Учитель:

        “Движение – это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, мы с вами знаем, что одним из признаков живого организма является – движение.

        • Какая система органов животных обеспечивает этот процесс жизнедеятельности? (костно-мышечная система или опорно-двигательный аппарат).
        • Из чего она состоит? (скелета и мышц).
        • Какой тканью образован скелет? (костной и хрящевой – разновидностями соединительной ткани).
        • Какой тканью образованы скелетные мышцы? (поперечно-полосатой мышечной тканью).
        • Что мы изучили на прошлом уроке? (скелет беспозвоночных животных).
        • Какие виды скелета вам известны? (наружный, внутренний, гидроскелет).

        Тема нашего урока “Опорная система позвоночных животных”.

        (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).

        • Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать на уроке?

        (Учащиеся определяют цели, учитель обобщает и дополняет, формулируя, что учащиеся должны знать и уметь по данной теме, обращает внимание учащихся на слайд 1).

        Что необходимо

        Знать

        Уметь

        1. функции скелета

        1.самостоятельно определять свойства костной ткани.

        2. основные отделы внутреннего скелета позвоночных животных.

        2. доказательно обосновывать преимущества внутреннего скелета животных.

        3. способы соединения костей образующих скелет.

         

        У истоков изучения скелета (сообщение ученика).

        С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демократ – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком, собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

        Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

        Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале восемнадцатого века Петр 1 закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

        Религия неустанно чинила препятствия изучению организма. В первой половине девятнадцатого века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

        У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него три функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он выполняет двигательную функцию; в-третьих, защищает наиболее важные органы. Так спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и лёгкие защищены ребрами. Печень и почки, о которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень - почти целиком).

        В скелете позвоночных животных различают: скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет поясов верхних и нижних конечностей.

        Учитель: Для того чтобы достичь поставленных целей, я предлагаю вам выполнить следующие задания. ( Инструктивные карточки с заданиями предлагаются на слайдах. Учащиеся выполняют задания в тетради индивидуально и парами. Результаты выполняются в виде схем, таблиц и выводов).

        Задание 1.

        Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет позвоночных животных.

        1. Используя учебник страницу 92, выясните, какие функции выполняет скелет.
        2. Сделайте вывод в виде схемы.

        3. Прочитайте в учебнике страницу 94, и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.

        4.Сделайте вывод в виде схемы.

        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        Задание 2.

        Цель: изучить состав и свойства костей.

        1. Проведите опыт:
          • Закрепите пробирку в держателе,
          • Поместите кость в пробирку,
          • Нагрейте пробирку на спиртовке.
        2. Используя знания из курса природоведения, сделайте вывод, какие вещества сгорают и
        3. слышен запах паленого, а какие остаются в виде золы.

        4. Составьте схему.

        Вывод: сочетание ………. и…………делает кость крепкой и достаточно упругой.

        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        Задание 3.

        Цель: изучить строение кости.

        1. Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, какое внешнее и внутреннее строение имеет трубчатая кость.
        2. Сделайте вывод в виде схем.

        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        Задание 4.

        Цель: изучить типы соединения костей.

        1. Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, как соединены, кости между собой.
        2. Какое это имеет значение.
        3. Сделайте вывод в виде схемы.

        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        Задание 5.

        Цель: изучить, какие отделы образуют скелет позвоночных.

        1. Прочитайте в учебнике на странице 93, какие отделы образуют скелет позвоночных
        2. животных?
        3. Сделайте соответствующие выводы в виде схемы.
        4. Используя предложенные рисунки (скелет рыбы, лягушки, черепахи, птицы, собаки), выясните, все ли позвоночные имеют внутренний скелет?
        5. Из предложенного списка, определите, все ли из перечисленных позвоночных животных имеют костный скелет?
        6. Щука, сова, обыкновенная лисица, ворона, верблюд, морская черепаха, акула, слон, лошадь, белый медведь, электрический скат.

        7. На ранних стадиях развития все позвоночные имеют хрящевой скелет. О чем это говорит?
        8. Почему необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, по время гололёда, на переменах?
        9. Чем опасны травмы скелета?
        • Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).

        4.Закрепление изученного материла. ( Учащиеся выполняют задания).

        Какие утверждения верны?

        1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.

        2.Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

        3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.

        4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

        5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

        6.Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.

        7.Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и костный мозг.

        8.Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав).

        9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

        10.Все позвоночные имеют только костный скелет.

        ( Учащиеся делают самопроверку и выставляют оценки. Правильные ответы: 2, 3, 4, 5, 6, 9.)

        Презентация урока прилагается.

        Домашнее задание:

        Прочитать параграф 15;

        Выполнить задания в рабочей тетради

        70, 71, 72, 76 на странице 29-30.

        Указанные выше технологии хорошо интегрируются с применением на уроках информационных технологий и дифференцированного подхода. Уроки-презинтации включают в себя элементы модульной технологии и технологии развития критического мышления. Теоретическое содержание урока и контроль знаний, умений и навыков строится на основе дифференциации обучения.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

17 10 2021 4:42:34

Разработка урока по теме "Тип Губки"

Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....

17 10 2021 16:45:24

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

17 10 2021 16:28:39

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

17 10 2021 7:19:41

Биосфера. 9-й класс

Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема " Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

17 10 2021 9:51:46

Урок "Суд над господином Алкоголем"

Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употребления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе " Общей биологии" после изучения тем " Основы цитологии" и " Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

17 10 2021 23:27:49

Классификация цветковых растений

При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

17 10 2021 10:43:35

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части Е Г Э задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

17 10 2021 4:12:57

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

17 10 2021 8:55:17

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

На уроке формируются биологические понятия "половое, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "спермий", "сперматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

17 10 2021 13:10:47

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

17 10 2021 9:51:20

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

Завершающий урок " Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса « Выявление основных характеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

17 10 2021 6:47:20

Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, характерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....

17 10 2021 1:29:37

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гуморальную регуляцию этих процессов....

17 10 2021 21:13:27

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опорными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

17 10 2021 14:44:22

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

17 10 2021 2:38:19

Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников

Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....

17 10 2021 4:32:55

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

17 10 2021 23:26:27

Нервная система. 8-й класс

Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

17 10 2021 15:55:40

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

17 10 2021 11:54:18

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. 6-й класс

Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

17 10 2021 16:29:35

"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....

17 10 2021 13:14:46

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами полового и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе полового размножения....

17 10 2021 3:28:52

Многообразие и значение насекомых

Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, командной игры....

17 10 2021 12:33:33

Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"

Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в практической значимости законов наследственности....

17 10 2021 9:10:25

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

17 10 2021 2:11:14

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

17 10 2021 1:18:31

Мастерская "Omne ex owo"

«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

17 10 2021 4:33:26

Презентация по теме "Птицы" к уроку биологии в 7-м классе

Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...

17 10 2021 14:59:46

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

17 10 2021 20:41:26

Информационные технологии на уроках биологии

Урок разработан по программе В. В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

17 10 2021 2:47:50

Строение клетки

Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

17 10 2021 14:28:50

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

17 10 2021 21:48:16

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

Элективный курс " Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном практическую направленность. ...

17 10 2021 11:32:23

Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс

Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н. Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на практике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...

17 10 2021 6:29:27

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

17 10 2021 8:24:33

Презентация к уроку биологии на тему "Путешествие с растениями по особо охраняемым территориям Кузбасса". 6-й класс

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....

17 10 2021 0:15:19

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Это один из уроков раздела " Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме " Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

17 10 2021 6:24:44

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

17 10 2021 21:10:54

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

17 10 2021 13:30:21

Викторина по биологии на тему "Живая природа"

Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и практические задания по темам: " Семя", " Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

17 10 2021 18:29:14

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

17 10 2021 4:59:11

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

17 10 2021 4:16:38

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

17 10 2021 8:28:10

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

17 10 2021 16:43:46

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы

Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....

17 10 2021 22:55:11

Тема урока: "Цветочная кулинария"

Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...

17 10 2021 23:31:39

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

17 10 2021 14:22:34

Практикум по общей экологии

Представлен урок-практикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены практические задания....

17 10 2021 9:21:39

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

Из опыта подготовки учащихся к Е Г Э по биологии на примере Саха- Бельгийской гимназии Усть- Алданского улуса Республики Саха ( Якутия) в условиях сельской местности....

17 10 2021 10:24:30

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)