Урок "Размножение и развитие птиц" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок "Размножение и развитие птиц"

Цели урока:

  • При помощи мультимедийных технологий дать представление о размножении и развитии птиц.
  • Отметить, что сложный организм птиц развивается из одной оплодотворенной яйцеклетки.
  • На основании сходства зародышей птиц и пресмыкающихся установить родство между этими группами животных.

Оборудование:

  • Диапроектор и рабочие слайды №1,2,3,4,5.
    1 – “Органы размножения” <Рисунок1>;
    2 – “Портрет Гарвея” <Рисунок2>;
    3 – “Яйцо в воде” <Рисунок3>;
    4 – “Вылупление птенца” <Рисунок4>;
    5 – “Типы птенцов” <Рисунок5>.
  • Плакат “Скелет птицы и органы полости тела птицы”;
  • Схематическое изображение “Отделы сердца” и маркеры;
  • Таблички-термины: “Семенник”, “Семяпровод”, “Семенной пузырек”, “Левый яичник”, “Яйцевод”, “Клоака”.
  • Звуковой файл “Голоса птиц”;
  • Тематические цитаты на стендах;
  • Контрольный лист учащихся;
  • Плакат “Пищеварительная система птиц”;
  • Видеоролики: “Брачные пары” (1,2,3) (Энциклопедия Кирилла и Мефодия, т.4);
  • Пустая скорлупа яйца;
  • Гнезда;
  • Рисунок “Строение яйца” <Рисунок6>;
  • Карточки “Яйцо” <Рисунок7>;
  • Рисунок “Развитие зародыша птиц” <Рисунок8>;
  • Тест <Приложение1>;
  • Файл “Птичья мозаика” <Рисунок9>.

Оформление доски:

Записанное домашнее задание;
Дата и тема.

Цель.

  • Изучить размножение и развитие птиц с использованием пакета прикладных программ ПК.
  • Повторить приемы работы с графическими объектами

План:

  1. Система размножения птиц.
  2. Строение птиц.
  3. Развитие зародыша.
  4. Типы развития птенцов.

Плакат “Скелет птицы и органы полости тела птицы”;

Схематическое изображение “Отделы сердца” и маркеры;

Приспособление для табличек – понятий.

Секторы учебного кабинета:

№1. Рабочие места.

Персональные компьютеры; рабочие тетради.
Карточки “Строение яйца”.
Программный комплект: Виде ролики, файл “Птичья мозаика”, тест.

№2. Головной ПК.

Файл “Строение яйца”.
Файл “Голоса птиц”.
Файл “Пищеварительная система”.
Три видео ролика для просмотра.
Контрольный лист.

№3. Уголок леса.

Образцы гнезд.

№4. Технический стол.

Слайды, кодоскоп, таблички с новыми понятиями, яйцо в гнезде.

Заранее: Подготовить рабочие места; разложить раздаточный материал.

До урока: запись Д/З, пояснения ассистенту по контрольному листу.

Ход урока.

Оргмомент.

Со звонком уч-ся встают у своих рабочих мест.

Учитель приветствует учащихся.

Включает мелодию “Птичьи голоса” (Энциклопедия Кирилла и Мефодия, т.4).

Зачитывает стихотворение.

Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда!

Мы начинаем урок по теме “Изучение размножения и развития птиц при помощи графических и мультимедийных средств персонального компьютера”.

Учащиеся записывают тему урока.

Цель урока: используя возможности ПК, получить представление о половой системе птиц, строении яйца и типах развития птенцов. Отработать приемы работы с графическими объектами.

Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.

Учитель назначает одного из учащихся своим помощником и выдает ему контрольный лист для оценивания.

Проверка домашнего задания.

Учитель показывает схематическое изображение сердца на доске и предлагает учащимся обозначить стрелками направление движения тока крови, нарисовать клапаны, подписать отделы, прокомментировать строение кровеносной системы.

(К доске вызывается один учащийся).

Учитель вызывает к доске второго учащегося и предлагает ему поработать с плакатом “Пищеварительная система птиц” – подготовить рассказ.

Опрос класса:

  1. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с полетом? Соблюдая технику безопасности, при ответе вы не встаете.
  2. Почему птицы распространены в районах с низкой температурой, где пресмыкающиеся встречаются крайне редко?
  3. Почему у птиц обмен веществ протекает более интенсивно, чем у пресмыкающихся?

Хорошие ответы ассистент заносит в список.

После опроса учащихся класс выслушивает ответы учащихся у доски.

Учитель комментирует оценки, говорит, кто заработал баллы.

Объяснение новой темы.

Изучение новой темы мы проводим по плану (учитель показывает на доску).

План:

  1. Система размножения птиц.
  2. Строение птиц.
  3. Развитие зародыша.
  4. Типы развития птенцов.

Запишите план в свои тетради. Записывают.

С помощью программы Windows Media Plauer просмотрим видео ролики.

Ассистент включает видеоролик. Просмотр.

Всегда ли проявляются отличия самцов от самок во внешнем строении? Заслушиваются ответы.

По какой системе органов можно определить пол птицы? Ответы.

Ассистент показывает слайд №1 “Органы размножения” <Рисунок1>.

Рассказ по слайду.

В полости тела в области крестца у самцов лежат два семенника бобовидной формы. К периоду размножения их объем значительно увеличивается. От семенников отходят семяпроводы, через семенной пузырек открывающиеся в клоаку.

Яичники у женской особи парные. Но полноценным является только левый яичник, правый – недоразвит и является рудиментом. Это приспособление к полету. По мере созревания яйца поступают в яйцевод, его стенки рыхлые и богаты железами. В яйцеводе происходит внутреннее оплодотворение, яйцеклетка покрывается слоем белка и оболочками. Благодаря незамкнутому тазу яйцо проходит свободно.

Учитель прикрепляет на доску таблички-понятия и комментирует: Запишите в свои тетради следующие понятия: “Семенник”, “Семяпровод”, “Семенной пузырек”, “Левый яичник”, “Яйцевод”. Записывают.

Мы переходим ко второму пункту нашего плана.

Рассказ о строении яйца заранее готовят два учащихся.

Работу с классом ведет первый лектор.

Яйца различных птиц отличаются по размерам и форме. В природе они чрезвычайно разнообразны и по цвету, и по размерам.

Чайки, сразу после вылупления птенцов, уносят прочь скорлупу. Зачем они это делают? Выслушивает мнения.

Ответ: белая внутренняя сторона скорлупы привлекает внимание хищников на пестром берегу.

Берет в руки куриное яйцо и показывает классу.

Снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой, хрупкой, но прочной.

Ее функции: механическая защита зародыша, газообмен, противомикробная защита, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.

Впервые изучил строение яйца талантливый английский врач Уильям Гарвей. Посмотрите на наш эпиграф (Показывает на эпиграф). Все - из яйца!

Ассистент показывает слайд №2. Портрет Уильяма Гарвея <Рисунок2>.

Гарвей покрывал яйца лаком и зародыши гибли. Значит, в скорлупе есть поры, через которые проходит воздух. Посмотрите на опыт, впервые проделанный в 19 веке. Под давлением сжатого воздуха из скорлупы через поры выходят в воде пузырьки воздуха.

Ассистент показывает слайд №3 <Рисунок3>.

Следя за насиживанием, Гарвей доказал, что яйцо – оплодотворенная яйцеклетка, проследил картину развития зародыша, описал строение яйца.

Продолжает второй лектор.

Обратите внимание на рисунок внутреннего строения яйца (открывает рисунок на компьютере) <Рисунок6>.

Рассказывает и показывает на экране.

Сверху скорлупу покрывает кутикула, под скорлупой находятся две оболочки: подскорлуповая и надскорлуповая. У тупого конца яйца она отходит, образуя воздушную камеру. В воздушной камере находится запас воздуха для первого вздоха зародыша.

Белок в яйце – амортизатор при поворотах и сотрясениях, кроме этого он – источник воды для зародыша.

В середине яйца на белковых канатиках – халазах подвешен желток в желточной оболочке. В составе желтка – питательные вещества и вода. В верхней части желтка находится светлое пятнышко – зародышевый диск – делящиеся клетки ядра и активной части цитоплазмы. Зародыш обеспечен всем необходимым.

На ваших рабочих столах находятся карточки “Строение яйца” (<Рисунок7>). Показывает их. Вложите их в свои рабочие тетради. Садится.

Учитель благодарит лекторов.

Для самостоятельного изучения развития зародыша (показываю на пункт плана) изучите параграф учебника по данной теме. Цель – проследить стадии развития зародыша. Просмотрите графический файл “Строение зародыша” (<Рисунок8>) на ваших компьютерах.

На выполнение этого задания вам отводится_____ минут.

Учащиеся работают с учебником.

После истечения времени проводится опрос-закрепление материала.

Приступаем к опросу по пройденным этапам.

Как вы считаете, почему у птиц не развивается правый яичник?
Почему не развиваются яйца-болтуны?
Каким образом птенец выходит из яйца наружу?
Что в строении зародыша свидетельствует о родстве птиц и пресмыкающихся?

Хорошие ответы ассистент заносит в список.

Запишем выводы в своей тетради:

  1. Развитие зародыша начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки.
  2. Все развитие зародыша происходит в яйце, где он обеспечен всем необходимым.
  3. Сходство в развитии и размножении доказывает родство птиц с пресмыкающимися.

Обратите внимание на следующий слайд. Ассистент ставит слайд №4 <Рисунок4>.

По типу развития птенцов разделяют на выводковых и птенцовых. Ассистент ставит слайд №5 <Рисунок5>.

Что отличает их друг от друга? Заслушиваются ответы.

Комментарий учителя

Страусы, воробьиные, куриные выводят выводковых птенцов, а совы, голуби, дятлы, воробьиные – птенцовых. Промежуточное положение занимают чайки, гагары и дневные хищники.

На рабочих столах ваших компьютеров находится файл “Птичья мозаика” (<Рисунок9>). Загрузите его через графический редактор Paintbrush.

Цель этого задания – научиться определять характерные особенности внешнего вида птенцов и отработать операции перемещения фрагментов рисунка и повороты.

Из отдельных фрагментов вы должны собрать целое изображение птенцов и подписать их тип. Помогут вам в этом инструмент “Рамка выделения”, меню “Рисунок” и “Рамка текста”. На выполнение этой работы вам дается ______ минут.

Учащиеся работают. Ассистент отмечает лучшие работы.

Закрепление пройденной темы.

Учитель.

Закрепление пройденной темы мы проведем при помощи контрольного теста. Закройте тетради и учебники. Откройте файл “Тест” на своем рабочем столе.

Продумывайте варианты ответов и не спешите. Полученную оценку вы выставляете в своих дневниках.

Ребята работают с тестом <Приложение1>;.

Все задачи нашего урока были выполнены. Мы достигли цель, поставленную перед изучением темы “Размножение и развитие птиц”. Какие программы помогли вам в этом?

Заслушиваются ответы.

За урок вы получили следующие оценки. Учитель комментирует оценки и оценки по дополнительным баллам.

В конце урока - просмотр видеофрагментов на рабочих ПК, отображающих многообразие мира птиц.

Всем спасибо за работу на уроке. До свидания.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

05 08 2021 4:27:12

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

05 08 2021 2:33:47

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Членистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

Урок с использованием И К Т технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

05 08 2021 22:10:58

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

05 08 2021 8:45:55

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

05 08 2021 6:59:38

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

05 08 2021 23:43:26

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

05 08 2021 17:24:41

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

05 08 2021 19:59:38

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

05 08 2021 2:17:40

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

05 08 2021 17:22:13

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

05 08 2021 1:17:35

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

05 08 2021 0:18:37

Генеалогический метод изучения наследственности

Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, практическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

05 08 2021 2:51:15

Анатомия Биология

Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

05 08 2021 11:10:37

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

05 08 2021 12:30:34

Урок биологии на тему "Нервная система человека"

Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

05 08 2021 3:50:13

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

05 08 2021 7:51:44

Проблемное обучение на уроках биологии

Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

05 08 2021 23:22:35

Рифмованные загадки о растениях Амурской области

Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

05 08 2021 23:45:55

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....

05 08 2021 7:41:14

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

05 08 2021 7:56:24

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать характеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

05 08 2021 10:47:38

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс " Собака в городе" имеет комплексный характер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

05 08 2021 22:39:40

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отрабатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на практике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

05 08 2021 13:45:25

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в практике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в практике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

05 08 2021 16:39:54

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие " Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

05 08 2021 21:42:35

Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс

Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией " Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....

05 08 2021 22:40:42

Органы и системы органов животных Биология

Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опорно-двигательная система...

05 08 2021 2:39:40

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности У М К « Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения И К Т....

05 08 2021 17:45:27

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

05 08 2021 18:33:11

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

05 08 2021 21:25:48

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме « Механизм вдоха и выдоха»....

05 08 2021 8:25:43

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

05 08 2021 16:35:21

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности полового и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

05 08 2021 3:23:35

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой « Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением И К Т. ...

05 08 2021 21:13:19

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

05 08 2021 20:56:50

Основные закономерности явлений наследственности

Урок « Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы « Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

05 08 2021 14:59:39

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Урок " Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе " Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

05 08 2021 16:56:25

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы « Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра К В Н. Авторы предлагают сценарий К В Н « Смотри. Слушай. Решай». ...

05 08 2021 14:18:53

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

05 08 2021 22:38:44

Осевой скелет

Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К. И., Сапина М. Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

05 08 2021 8:15:50

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

05 08 2021 20:58:29

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: " Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

05 08 2021 11:10:36

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

На тему " Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В. В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

05 08 2021 9:45:28

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

05 08 2021 4:38:55

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

05 08 2021 4:47:16

Урок на тему "Алкоголь – беда"

Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

05 08 2021 18:39:15

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

05 08 2021 8:53:44

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

На уроке учащиеся характеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

05 08 2021 10:13:37

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

05 08 2021 20:23:27

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)