Заседание клуба "БИО"
Цель: углубление и закрепление знаний о виде – центральном компоненте эволюционного процесса как репетиционная подготовка учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации.
Задачи:
- формировать учебные компетенции, перенесение полученных знаний в новые нестандартные ситуации типичные для ГИА И ЕГЭ.
- развивать познавательную активность учащихся
- развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы и при работе с текстом
- развивать коммуникативные компетентности учащихся
- создать атмосферу сотрудничества “учитель – ученик”, “ученик – ученик”.
Форма занятия: заседание клуба “БИО” – учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции:
- МОРФОЛОГИЯ И СИСТЕМАТИКА (представляют учащиеся 9 класса)
- ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ (представляют учащиеся 11 класса)
- ГЕНЕТИКА (представляют учащиеся 11 класса)
- БИОГЕОГРАФИЯ (представляют учащиеся 9 класса)
- ЭКОЛОГИЯ (представляют учащиеся 11 класса)
Девиз: “От сердца к разуму”.
Ход занятия
Учитель. Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки наших уроков. Очередное занятие нашего клуба “Био” поможет вам закрепить знания необходимые для итоговой аттестации. Сегодня на занятии мы повторяем тему “Вид и его критерии”.
Ребятам предложен синквейн, разгадав который учащиеся определяют о чем идет речь.
- Явление
- Многогранная, сложная.
- Возникает, существует, прекращается.
- Существует в форме организмов.
- Загадка. Ответ “Жизнь”
Учитель. Как мы видим, жизнь многолика и разнообразна. Мы любуемся красотой цветущего луга, наблюдаем за полетом бабочек, слушаем пение птиц… Все это многообразие жизни состоит из различных видов живых организмов.
Первый ученик читает стихи.
…И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.
На берегу другом – добыча,
Для всей семьи его – еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада…
Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою сведен.
И вдруг голодный, низколобый-
Он стал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев – гнилье! –
Он стал раскачивать ее.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой –
Уже не лапой, а рукой.
О каком виде идет речь в строках стихотворения Вадима Шефнера “Первый мост”.
Второй ученик. Название вида Человек Разумный. Но, к сожалению, люди не всегда оправдывают это красивое название. В процессе эволюции человек всегда стремиться к познанию от простого к сложному. Люди еще в древности обратили внимание на различия между разными растениями и животными, пытались их систематизировать, используя различные критерии.
Учитель. Начинаем работу нашего клуба, каждая секция представляет краткие сообщения по свому направлению и 2-3 слайда в качестве иллюстрации. К концу нашего занятия совместными усилиями создадим общий продукт: таблицу – памятку и презентацию.
СЕКЦИЯ №1. Морфология и систематика.
Выступление ученика из “Истории биологии”. Мы представляем исторический аспект развития представления о виде. До 17 века ученые использовали труды Аристотеля, который воспринимал виды как совокупность сходных особей. Термин “вид” предложен английским ботаником Д.Реем в 1693 году. Рей первым из ученых предложил, что особи, относящиеся к одному виду схожи внешне, имеют сходные признаки внутреннего строения и могут давать потомство, относящееся к данному виду. Следующие наиболее важные дополнения о виде внес Карл Линней. Он рассматривал вид в качестве основной систематической единицы, но считал, что виды постоянны и не изменяются. Ввел в науку бинарную номенклатуру названия видов. Через 100 лет Жан-Батист Ламарк сформулировал предложение об изменяемости видов, их эволюционном родстве. В то же время Ламарк предполагал, что виды в природе не существуют, а реально существует только особь. Ламарк считал, что виды это понятие, придуманное для удобства классификации. В 19 веке распространилась точка зрения Ч. Дарвина: виды реально существуют в природе, но они относительно постоянны, т.е. виды возникают и развиваются, а затем либо вымирают, либо изменяются, давая начало новым видам. Главный труд своей жизни Ч. Дарвин назвал “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859).
В настоящее время существует несколько определений вида. Мы приводим определение в котором перечислены признаки вида: вид – это группа особей, сходных по морфолого-физиологическим признакам, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенный ареал, обитающие в сходных экологических условиях и хаpaктеризующихся общностью происхождения.
Вопросы:
- Как вы понимаете понятие “критерии”? (критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего – либо; мерило оценки). (Учитель делает обоснование по каким критериям происходит оценка знаний при сдаче ГИА и ЕГЭ).
- Какие критерии выделяют ученые, по которым можно судить о видовой принадлежности организмов? (морфологический, генетический, биохимический, географический, экологический)
В первую очередь рассматривают признаки внешнего и внутреннего строения особей одного вида, они будут составлять морфологический критерий. Наша секция предлагает всем выполнить лабораторную работу по изучению морфологического критерия на примере растений.
Каждая группа получает лист заданий с алгоритмом действия.
Рассмотрите предложенные образцы растений.
Данные по морфологическому строению растений
запишите в таблицу.
Сделайте вывод о причинах сходства и различия. Приложение 1
Вопросы:
- В чем сходство и различие вдов? (сходство у изученных видов проявляется прежде всего в строении цветка, т.к. эти виды относятся к одному роду, а различия обусловлены принадлежностью к разным видам). (Демонстрируют гербарные экземпляры растений: красного клевера и клевера ползучего; красного клевера и белого клевера; донника белого и донника желтого; колокольчика раскидистого и колокольчика скученного)
- Можно ли считать морфологический критерий для определения вида абсолютным? ( мы считаем, что морфологический критерий нельзя считать абсолютным, т.к. внутри вида может существовать различие между особями разного пола, например самка и самец павлина – пoлoвoй диморфизм. Весенние и летние побеги хвоща полевого различаются между собой – сезонный диморфизм).
А еще боле убедительным является пример с видами – двойниками, ранее считали, что малярийный комар – это один вид, а сейчас установлено, что это 6 разных видов, их называют видами – двойниками. Генетики установили, что у этих видов разное число хромосом и они не могут скрещиваться между собой.
СЕКЦИЯ №2. Генетика.
Выступление ученика:
Генетический критерий – один из основных критериев вида. Вид – это реально существующая генетически неделимая единица органического мира. Вид существует в виде популяций. Мы выяснили, что встречаются виды, у которых хромосомы очень трудно различить. У каждого вида существуют механизмы, защищающие генофонд вида от притока генов извне. Таким регулирующим механизмом является репродуктивная изоляция.
Кроме того, возможны хромосомные мутации, поэтому мы считаем, что генетический критерий нельзя считать абсолютным. Однако, особи одного вида имеют одинаковый кариотип.
Мы обращаем внимание на кариотип человека и предлагаем группам решить задачу по генетике человека.
У человека ген карих глаз доминирует над гoлyбым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (d – дальтонизм) и сцеплен с Х – хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел гoлyбые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за гoлyбоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей – дальтоников с карими глазами и их пол.
Вопрос: чем отличается кариотип мужчины от кариотипа женщины?
СЕКЦИЯ№3. Физиология и биохимия.
Выступление 1 ученика: Мы считаем, что очень важную роль в установлении реальности вида играет физиологический критерий. В его основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, в т.ч. сходство процессов размножения. Представители разных видов не скрещиваются между собой, или их потомство бесплодно. Такие гибриды известны у яков и осла, но потомства у них нет.
Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил cпepма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в пoлoвых путях самки, что приводит к гибели cпepматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например сибирской и европейской, подчас приводит к гибели самок и потомства из-за крупных размеров плода.
Выступление 2 ученика:
Немалый интерес представляет и биохимический критерий, в связи с развитием биохимических исследований. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК в пpaктической таксономии микробов. Изучение состава ДНК позволило провести ревизию филогенетической системы различных групп микроорганизмов. Разработанные методы дают возможность сравнить состав ДНК у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства сходными.
Очень важно учитывать биохимический критерий, т.к. Он основан на одинаковом строении и одинаковых функциях макромолекул ДНК, РНК и белков у особей одного вида. ДНК как носитель информации определяет структуру синтезируемого белка, изменение одного нуклеотида может привести к появлению мутации.
Предлагаем решить задачу по молекулярной биологии.
Дан участок левой цепи ДНК: ЦЦТТГТГАТЦАТЦААА. Какова первичная структура белка, синтезируемого по генетической информации в правой цепи? Как изменится структура синтезируемого белка, если в левой цепи ДНК выпадает восьмой нуклеотид? К каким биологическим последствиям моет это привести в организме? Перейдет ли такое изменение ДНК потомству?
Учитель. Последствия можно изобразить в виде последовательного ряда биохимических явлений, взаимосвязанных причинно-следственными связями, изменение положения одного нуклеотидов ДНК – точечная мутация гена – изменение трaнcкрипции и –РНК – изменение процесса трaнcляции – изменение первичной структуры синтезируемого белка – изменение вторичной и третичной структуры белка изменение свойств белка – изменение функций данного белка – изменение обмена веществ в клетке – изменение какого либо признака у организма (если мутация перейдет в результате редупликации ДНК и митоза другим клеткам) – влияние нового признака на судьбу особи и популяции в борьбе за существование ( мутация может оказаться или полезной или вредной или безразличной). Изменение ДНК потомству перейдет, если эта точечная мутация произойдет в пoлoвых клетках.
СЕКЦИЯ №4. Биогеография.
Выступление ученика. Этот критерий наряду с экологическим в большинстве определителей занимает второе (после морфологического) место. Географический критерий показывает ареал занимаемый особями одного вида в природе. Например норка европейская и норка американская обитает на разных материках. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири.
При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и других групп организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов многие виды занимают разные ареалы. Но огромное число видов имеют совпадающие или перекрывающие ареалы.
Относительность географического критерия проявляется в совпадении ареалов многих видов одного рода. Существуют виды космополиты – распространенные повсеместно (таpaкан, домовая муха, одуванчик). Ареалы быстро распространяющихся видов могут быстро изменяться. Ареал или область могут быть большим и малым, сплошным и прерывистыми. Если ареал вида начинает сокращаться, то виду может грозить исчезновение.
Вопросы:
- Укажите причины исчезновения видов? (Одна из причин связана с антропогенной деятельностью человека. Многие виды полностью исчезли или находятся на грани исчезновения).
- Назовите животных, исчезнувших в результате деятельности человека?
СЕКЦИЯ №5.Экология.
Выступление ученика: Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например, с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания cyчка и смежной с ним древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Особенности образа жизни, присущи каждому виду, определяют его положение и роль в биогеоценозе, занимают разные экониши, т.е. различаются хотя бы по одному – двум экологическим признакам. Так экониши всех наших видов дятлов различаются по хаpaктеру питания. Большой пестрый дятел зимой питается семенами лиственницы и сосны, раздалбливая шишки в своих “кузницах”. Черный дятел желна добывает личинок усачей и златок из-под коры и из древесины елей, а малый пестрый дятел долбит мягкую древесину ольхи либо добывает насекомых из стeблей травянистых растений.
Предлагается группам рассмотреть рисунки видов дарвиновских вьюрков.
Каждый из четырнадцати видов дарвиновских вьюрков, обитающих на Галапагосских островах имеют свою специфическую эконишу, отличающихся от других прежде всего хаpaктером корма и путями его добывания.
Экологический критерий показывает место вида в природных сообществах, обитание особей одного вида в сходных экологических условиях.
Учитель. Сохранение видов имеет большое значение. Каждый вид уникален и неповторим будь то, береза карликовая или олень благородный или человек Разумный. Каждый вид имеет право на существование, а человек несет ответственность за биоразнообразие на нашей планете. Разумно использовать природные богатства, не нарушая целостность полотна жизни, руководствуясь девизом “От сердца к разуму”. Наша роль на планете заключается в понимании и в сотрудничестве с природой – Земля без нас может существовать, а мы без нее нет.
Рефлексия. Учитель. Общими усилиями мы пополнили багаж знаний о критериях вида. Используя технологию на установление соответствия, обработайте предложенные тексты и смоделируйте задания ГИА и ЕГЭ. Приложение 2. Итог работы клуба “БИО”: общими усилиями мы создали интеллектуальный продукт – презентацию, а также таблицу – памятку все это вам поможет при подготовки к экзамену. Приложение 3
Комментарии:
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
01 04 2025 19:15:29
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
31 03 2025 18:50:26
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
30 03 2025 2:28:47
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
29 03 2025 3:59:10
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
28 03 2025 16:33:15
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
27 03 2025 12:37:17
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
26 03 2025 12:46:31
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
25 03 2025 2:44:19
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
24 03 2025 21:24:39
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
23 03 2025 20:56:41
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
22 03 2025 22:27:16
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
21 03 2025 7:24:22
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
20 03 2025 11:34:14
Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной
презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование
проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную
деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....
19 03 2025 0:32:45
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
18 03 2025 19:11:48
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
17 03 2025 6:37:46
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
16 03 2025 15:19:40
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
15 03 2025 14:10:32

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
14 03 2025 13:25:26
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
13 03 2025 13:38:57
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
12 03 2025 5:28:36
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
11 03 2025 5:50:53
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
10 03 2025 15:34:41
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
09 03 2025 0:36:19
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
08 03 2025 13:42:52
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
07 03 2025 22:20:47
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
06 03 2025 13:30:10
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
05 03 2025 13:51:45
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
04 03 2025 2:35:23
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
03 03 2025 19:12:59

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
02 03 2025 5:36:21
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
01 03 2025 0:28:57
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
28 02 2025 3:52:58
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
27 02 2025 1:31:51
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....
26 02 2025 4:58:31

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
25 02 2025 2:50:20
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
24 02 2025 23:44:31
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
23 02 2025 22:41:12
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
22 02 2025 23:49:32
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
21 02 2025 9:19:57
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
20 02 2025 1:30:52
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
19 02 2025 8:29:22
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
18 02 2025 23:16:57
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
17 02 2025 10:15:11
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
16 02 2025 21:55:57
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
15 02 2025 23:33:42
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов.
...
14 02 2025 2:44:32
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
13 02 2025 19:31:45
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
12 02 2025 18:28:44
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
11 02 2025 0:43:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::