Заседание клуба "БИО"
Цель: углубление и закрепление знаний о виде – центральном компоненте эволюционного процесса как репетиционная подготовка учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации.
Задачи:
- формировать учебные компетенции, перенесение полученных знаний в новые нестандартные ситуации типичные для ГИА И ЕГЭ.
- развивать познавательную активность учащихся
- развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы и при работе с текстом
- развивать коммуникативные компетентности учащихся
- создать атмосферу сотрудничества “учитель – ученик”, “ученик – ученик”.
Форма занятия: заседание клуба “БИО” – учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции:
- МОРФОЛОГИЯ И СИСТЕМАТИКА (представляют учащиеся 9 класса)
- ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ (представляют учащиеся 11 класса)
- ГЕНЕТИКА (представляют учащиеся 11 класса)
- БИОГЕОГРАФИЯ (представляют учащиеся 9 класса)
- ЭКОЛОГИЯ (представляют учащиеся 11 класса)
Девиз: “От сердца к разуму”.
Ход занятия
Учитель. Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки наших уроков. Очередное занятие нашего клуба “Био” поможет вам закрепить знания необходимые для итоговой аттестации. Сегодня на занятии мы повторяем тему “Вид и его критерии”.
Ребятам предложен синквейн, разгадав который учащиеся определяют о чем идет речь.
- Явление
- Многогранная, сложная.
- Возникает, существует, прекращается.
- Существует в форме организмов.
- Загадка. Ответ “Жизнь”
Учитель. Как мы видим, жизнь многолика и разнообразна. Мы любуемся красотой цветущего луга, наблюдаем за полетом бабочек, слушаем пение птиц… Все это многообразие жизни состоит из различных видов живых организмов.
Первый ученик читает стихи.
…И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.
На берегу другом – добыча,
Для всей семьи его – еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада…
Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою сведен.
И вдруг голодный, низколобый-
Он стал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев – гнилье! –
Он стал раскачивать ее.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой –
Уже не лапой, а рукой.
О каком виде идет речь в строках стихотворения Вадима Шефнера “Первый мост”.
Второй ученик. Название вида Человек Разумный. Но, к сожалению, люди не всегда оправдывают это красивое название. В процессе эволюции человек всегда стремиться к познанию от простого к сложному. Люди еще в древности обратили внимание на различия между разными растениями и животными, пытались их систематизировать, используя различные критерии.
Учитель. Начинаем работу нашего клуба, каждая секция представляет краткие сообщения по свому направлению и 2-3 слайда в качестве иллюстрации. К концу нашего занятия совместными усилиями создадим общий продукт: таблицу – памятку и презентацию.
СЕКЦИЯ №1. Морфология и систематика.
Выступление ученика из “Истории биологии”. Мы представляем исторический аспект развития представления о виде. До 17 века ученые использовали труды Аристотеля, который воспринимал виды как совокупность сходных особей. Термин “вид” предложен английским ботаником Д.Реем в 1693 году. Рей первым из ученых предложил, что особи, относящиеся к одному виду схожи внешне, имеют сходные признаки внутреннего строения и могут давать потомство, относящееся к данному виду. Следующие наиболее важные дополнения о виде внес Карл Линней. Он рассматривал вид в качестве основной систематической единицы, но считал, что виды постоянны и не изменяются. Ввел в науку бинарную номенклатуру названия видов. Через 100 лет Жан-Батист Ламарк сформулировал предложение об изменяемости видов, их эволюционном родстве. В то же время Ламарк предполагал, что виды в природе не существуют, а реально существует только особь. Ламарк считал, что виды это понятие, придуманное для удобства классификации. В 19 веке распространилась точка зрения Ч. Дарвина: виды реально существуют в природе, но они относительно постоянны, т.е. виды возникают и развиваются, а затем либо вымирают, либо изменяются, давая начало новым видам. Главный труд своей жизни Ч. Дарвин назвал “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859).
В настоящее время существует несколько определений вида. Мы приводим определение в котором перечислены признаки вида: вид – это группа особей, сходных по морфолого-физиологическим признакам, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенный ареал, обитающие в сходных экологических условиях и хаpaктеризующихся общностью происхождения.
Вопросы:
- Как вы понимаете понятие “критерии”? (критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего – либо; мерило оценки). (Учитель делает обоснование по каким критериям происходит оценка знаний при сдаче ГИА и ЕГЭ).
- Какие критерии выделяют ученые, по которым можно судить о видовой принадлежности организмов? (морфологический, генетический, биохимический, географический, экологический)
В первую очередь рассматривают признаки внешнего и внутреннего строения особей одного вида, они будут составлять морфологический критерий. Наша секция предлагает всем выполнить лабораторную работу по изучению морфологического критерия на примере растений.
Каждая группа получает лист заданий с алгоритмом действия.
Рассмотрите предложенные образцы растений.
Данные по морфологическому строению растений
запишите в таблицу.
Сделайте вывод о причинах сходства и различия. Приложение 1
Вопросы:
- В чем сходство и различие вдов? (сходство у изученных видов проявляется прежде всего в строении цветка, т.к. эти виды относятся к одному роду, а различия обусловлены принадлежностью к разным видам). (Демонстрируют гербарные экземпляры растений: красного клевера и клевера ползучего; красного клевера и белого клевера; донника белого и донника желтого; колокольчика раскидистого и колокольчика скученного)
- Можно ли считать морфологический критерий для определения вида абсолютным? ( мы считаем, что морфологический критерий нельзя считать абсолютным, т.к. внутри вида может существовать различие между особями разного пола, например самка и самец павлина – пoлoвoй диморфизм. Весенние и летние побеги хвоща полевого различаются между собой – сезонный диморфизм).
А еще боле убедительным является пример с видами – двойниками, ранее считали, что малярийный комар – это один вид, а сейчас установлено, что это 6 разных видов, их называют видами – двойниками. Генетики установили, что у этих видов разное число хромосом и они не могут скрещиваться между собой.
СЕКЦИЯ №2. Генетика.
Выступление ученика:
Генетический критерий – один из основных критериев вида. Вид – это реально существующая генетически неделимая единица органического мира. Вид существует в виде популяций. Мы выяснили, что встречаются виды, у которых хромосомы очень трудно различить. У каждого вида существуют механизмы, защищающие генофонд вида от притока генов извне. Таким регулирующим механизмом является репродуктивная изоляция.
Кроме того, возможны хромосомные мутации, поэтому мы считаем, что генетический критерий нельзя считать абсолютным. Однако, особи одного вида имеют одинаковый кариотип.
Мы обращаем внимание на кариотип человека и предлагаем группам решить задачу по генетике человека.
У человека ген карих глаз доминирует над гoлyбым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (d – дальтонизм) и сцеплен с Х – хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел гoлyбые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за гoлyбоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей – дальтоников с карими глазами и их пол.
Вопрос: чем отличается кариотип мужчины от кариотипа женщины?
СЕКЦИЯ№3. Физиология и биохимия.
Выступление 1 ученика: Мы считаем, что очень важную роль в установлении реальности вида играет физиологический критерий. В его основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, в т.ч. сходство процессов размножения. Представители разных видов не скрещиваются между собой, или их потомство бесплодно. Такие гибриды известны у яков и осла, но потомства у них нет.
Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил cпepма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в пoлoвых путях самки, что приводит к гибели cпepматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например сибирской и европейской, подчас приводит к гибели самок и потомства из-за крупных размеров плода.
Выступление 2 ученика:
Немалый интерес представляет и биохимический критерий, в связи с развитием биохимических исследований. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК в пpaктической таксономии микробов. Изучение состава ДНК позволило провести ревизию филогенетической системы различных групп микроорганизмов. Разработанные методы дают возможность сравнить состав ДНК у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства сходными.
Очень важно учитывать биохимический критерий, т.к. Он основан на одинаковом строении и одинаковых функциях макромолекул ДНК, РНК и белков у особей одного вида. ДНК как носитель информации определяет структуру синтезируемого белка, изменение одного нуклеотида может привести к появлению мутации.
Предлагаем решить задачу по молекулярной биологии.
Дан участок левой цепи ДНК: ЦЦТТГТГАТЦАТЦААА. Какова первичная структура белка, синтезируемого по генетической информации в правой цепи? Как изменится структура синтезируемого белка, если в левой цепи ДНК выпадает восьмой нуклеотид? К каким биологическим последствиям моет это привести в организме? Перейдет ли такое изменение ДНК потомству?
Учитель. Последствия можно изобразить в виде последовательного ряда биохимических явлений, взаимосвязанных причинно-следственными связями, изменение положения одного нуклеотидов ДНК – точечная мутация гена – изменение трaнcкрипции и –РНК – изменение процесса трaнcляции – изменение первичной структуры синтезируемого белка – изменение вторичной и третичной структуры белка изменение свойств белка – изменение функций данного белка – изменение обмена веществ в клетке – изменение какого либо признака у организма (если мутация перейдет в результате редупликации ДНК и митоза другим клеткам) – влияние нового признака на судьбу особи и популяции в борьбе за существование ( мутация может оказаться или полезной или вредной или безразличной). Изменение ДНК потомству перейдет, если эта точечная мутация произойдет в пoлoвых клетках.
СЕКЦИЯ №4. Биогеография.
Выступление ученика. Этот критерий наряду с экологическим в большинстве определителей занимает второе (после морфологического) место. Географический критерий показывает ареал занимаемый особями одного вида в природе. Например норка европейская и норка американская обитает на разных материках. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири.
При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и других групп организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов многие виды занимают разные ареалы. Но огромное число видов имеют совпадающие или перекрывающие ареалы.
Относительность географического критерия проявляется в совпадении ареалов многих видов одного рода. Существуют виды космополиты – распространенные повсеместно (таpaкан, домовая муха, одуванчик). Ареалы быстро распространяющихся видов могут быстро изменяться. Ареал или область могут быть большим и малым, сплошным и прерывистыми. Если ареал вида начинает сокращаться, то виду может грозить исчезновение.
Вопросы:
- Укажите причины исчезновения видов? (Одна из причин связана с антропогенной деятельностью человека. Многие виды полностью исчезли или находятся на грани исчезновения).
- Назовите животных, исчезнувших в результате деятельности человека?
СЕКЦИЯ №5.Экология.
Выступление ученика: Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например, с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания cyчка и смежной с ним древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Особенности образа жизни, присущи каждому виду, определяют его положение и роль в биогеоценозе, занимают разные экониши, т.е. различаются хотя бы по одному – двум экологическим признакам. Так экониши всех наших видов дятлов различаются по хаpaктеру питания. Большой пестрый дятел зимой питается семенами лиственницы и сосны, раздалбливая шишки в своих “кузницах”. Черный дятел желна добывает личинок усачей и златок из-под коры и из древесины елей, а малый пестрый дятел долбит мягкую древесину ольхи либо добывает насекомых из стeблей травянистых растений.
Предлагается группам рассмотреть рисунки видов дарвиновских вьюрков.
Каждый из четырнадцати видов дарвиновских вьюрков, обитающих на Галапагосских островах имеют свою специфическую эконишу, отличающихся от других прежде всего хаpaктером корма и путями его добывания.
Экологический критерий показывает место вида в природных сообществах, обитание особей одного вида в сходных экологических условиях.
Учитель. Сохранение видов имеет большое значение. Каждый вид уникален и неповторим будь то, береза карликовая или олень благородный или человек Разумный. Каждый вид имеет право на существование, а человек несет ответственность за биоразнообразие на нашей планете. Разумно использовать природные богатства, не нарушая целостность полотна жизни, руководствуясь девизом “От сердца к разуму”. Наша роль на планете заключается в понимании и в сотрудничестве с природой – Земля без нас может существовать, а мы без нее нет.
Рефлексия. Учитель. Общими усилиями мы пополнили багаж знаний о критериях вида. Используя технологию на установление соответствия, обработайте предложенные тексты и смоделируйте задания ГИА и ЕГЭ. Приложение 2. Итог работы клуба “БИО”: общими усилиями мы создали интеллектуальный продукт – презентацию, а также таблицу – памятку все это вам поможет при подготовки к экзамену. Приложение 3
Комментарии:
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
22 06 2025 11:27:36
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.
Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
...
21 06 2025 20:40:26
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
20 06 2025 2:42:31
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
19 06 2025 12:12:28
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
18 06 2025 12:10:41
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
17 06 2025 11:59:56
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
16 06 2025 6:49:13
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
15 06 2025 12:15:46
Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....
14 06 2025 19:18:23

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
13 06 2025 7:39:50
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
12 06 2025 18:13:57

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
11 06 2025 11:54:20
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
10 06 2025 14:14:37
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
09 06 2025 21:44:14
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
08 06 2025 5:45:20
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
07 06 2025 0:37:11
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
06 06 2025 14:38:45
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
05 06 2025 1:31:16
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
04 06 2025 19:36:27
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
03 06 2025 12:31:47
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
02 06 2025 6:10:50
Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....
01 06 2025 12:41:21
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
31 05 2025 21:26:42
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
30 05 2025 6:57:46
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
29 05 2025 10:18:33
В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....
28 05 2025 14:40:51
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
27 05 2025 11:15:18
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
26 05 2025 18:20:48
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
25 05 2025 7:21:19
На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....
24 05 2025 23:46:38
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
23 05 2025 23:54:22
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
22 05 2025 0:15:32
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
21 05 2025 17:34:34
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
20 05 2025 6:10:34
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
19 05 2025 11:17:39
На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....
18 05 2025 6:12:24
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
17 05 2025 13:10:43
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
16 05 2025 16:46:40
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
15 05 2025 14:41:31
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
14 05 2025 2:59:41
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
13 05 2025 20:49:12
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
12 05 2025 19:49:11
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
11 05 2025 20:12:18
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
10 05 2025 1:23:59
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
09 05 2025 16:48:40
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
08 05 2025 18:17:31
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
07 05 2025 20:50:34
В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....
06 05 2025 5:21:14
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
05 05 2025 5:48:46
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
04 05 2025 16:44:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::