Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

Цель урока: сравнить растительную и животную клетки, охаpaктеризовав строение и функции их органоидов.

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.
  • Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.

Оборудование:

Техническое:

  • ПК на базе процессора Intel Pentium III;
  • мультимедийный проектор.

Программное:

  • Операционная система Windows XP
  • приложения Microsoft Office XP: Word, Excel, Internet Explorer, PowerPoint;

Другое:

  • Опopные таблицы (карточки).
  • CD-диск. Учебное электронное издание \"Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс\"

Ход урока

Слайд 1. Учитель. Здравствуйте, садитесь. Открываем учебники, тетради. Тема нашего сегодняшнего урока: \"Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды\".

В прошлом учебном году вы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.

Давайте мы мысленно и зрительно вернемся в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово \"клетка\".

(Звучит музыка А.Вивальди).

XVII век - век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.

XVII век - это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Слайд 2. Год 1665 - английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление ...

Ученик в роли Р.Гука:

\" Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени \" микроскоп\". Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стeбле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы ( ячейки), клетки, которые выстроились более или менее полными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!\"

Слайд 3. Учитель.

Год 1680 - голландский исследователь природы Антони Ван Левенгук открывает клетки простейших:

Ученик в роли А. Левенгука:

\"Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие \"зверушки\" очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и, кажется, они очень счастливы. Да и по форме \"зверушки\" довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки крутятся в понятном только одним им танце:\"

Учитель.

В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.

По рис. 24 в учебнике сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют цель урока)

Достичь этой цели нам поможет материал по теме \"Клетка\", который вы повторили дома по учебнику 9-го класса, опopные таблицы, виртуальная лабораторная работа и иллюстрации учебника. Оценить ваш труд на уроке поможет информационная карта. Подпишите её.

А теперь вспомните, какие типы клеток выделяют в настоящее время в зависимости от генетического материала? Слайд 4.

Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам? Слайд 5.

Слайд 6. На слайде мы видим примеры различных эукариотических клеток. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, хаpaктерных для всех эукариот.

  • Ядро;
  • Цитоплазма;
  • Клеточная мембрана. Слайд 7.

Теме \"Ядро\" мы посвятим следующий урок.

(Учитель демонстрирует мыльные пузыри).

О каком органоиде мы поведем речь сейчас?

Молекулы мыла и липидов, которые входят в состав клеточной мембраны, построены сходным образом. Если мыльный пузырь разрезать микроножом, то получится не 2 половинки, а целых 2 пузыря. Столкнувшись в воздухе, 2 мыльных пузыря сольются в один крупный. Такими же уникальными свойствами обладает и мембрана. Если проткнуть ее иглой, то отверстие тотчас же исчезнет. А если клетку разрезать пополам, то каждая её часть окажется окруженной своей мембраной.

О строении и свойствах клеточных мембран расскажет ученица :.

А вам предстоит ответить на вопрос: какие функции выполняет клеточная мембрана.

Слайды 8-14. (Рассказ ученицы).

Цитоплазматическая мембрана (элементарная мембрана, покрывающая клетку, - плазмалемма) участвует в обменных процессах клетки с окружающей средой. Она образует выросты, впячивания, складки, микроворсинки, которые многократно увеличивают поверхность клетки. В наружной клеточной мембране локализованы некоторые ферменты, участвующие в обмене веществ.

Цитоплазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью, т.е. одни вещества проходят через неё легче, чем другие. Избирательная проницаемость мембраны связана с тем, что на ее поверхности имеются особые структуры - рецепторы (преимущественно гликопротеиды), которые воспринимают (\"узнают\") определённые химические вещества, окружающие клетку.

Поступление некоторых веществ в клетку (ионов, мелких молекул) может происходить по законам диффузии (вещество диффундирует туда, где концентрация его меньше) без затраты энергии. При облегчённой диффузии белок-переносчик соединяется с молекулой вещества и проводит его через мембрану. При активном трaнcпорте идёт перемещение веществ против градиента концентрации с затратой энергии АТФ.

Через цитоплазматическую мембрану могут поступать в клетку не только отдельные молекулы или ионы, но и крупные молекулы и даже частицы. При этом мембрана окружает частицу, края ее смыкаются и частица оказывается в мембранном пузырьке в цитоплазме. Такой способ поглощения твёрдых частиц называется фагоцитозом, а жидких - пиноцитозом (и т.д.).

Итак, какие функции выполняет плазматическая мембрана? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Слайд 15.

Цитоплазматическая мембрана выполняет следующие основные функции:

  • ограничивает и защищает клетку от воздействий окружающей среды;
  • регулирует обмен веществ и энергии между клеткой и внешней средой;
  • обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточного организма;
  • выполняет рецепторную функцию.

Учитель: о функциях цитоплазмы и включениях клетки узнаем из сообщения ученика :.

Цитоплазма составляет основную массу клетки. Она на 85% состоит из воды 10%- из белков.

Остальной объем приходится на долю липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и минеральных соединений. В цитоплазме различают гиалоплазму, органоиды и включения.

Гиалоплазма (или цитоплазматический матрикс) представлена однородным мелкозернистым веществом, обеспечивающим вязкость, эластичность, сократимость и движение цитоплазмы. Она представляет собой коллоидный раствор, который в зависимости от физиологического состояния и воздействия внешней среды может находиться в состоянии золя (жидкости) или геля (более упругого плотного вещества). Гиалоплазма является внутренней средой клетки, где протекают реакции внутриклеточного обмена.

Органоиды - это специализированные участки цитоплазмы. клетки, имеющие определённую структуру и выполняющие определённые функции в клетке. Их подразделяют на органоиды общего назначения, которые имеются только в большинстве клеток (митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, рибосомы, клеточный центр, лизосомы, пластиды и вакуоли), и органоиды специального назначения, которые имеются только в специализированных клетках (миофибриллы- в мышечных клетках, жгутики, реснички, пульсирующие вакуоли - в клетках простейших). Большинство органоидов имеет мембранное строение, а в структуре рибосом и клеточного центра мембраны отсутствуют.

Включения - это непостоянные компоненты цитоплазмы, содержание которых меняется в зависимости от функционального состояния клетки. Различают трофические, секреторные и экскреторные включения. Трофические включения представляют собой запасы питательных веществ. В растительных клетках это крахмальные и белковые зерна, в животных - гликоген в клетках печени и мышцах, капли жира в клетках подкожной жировой клетчатки. Секреторные включения являются продуктами жизнедеятельности клеток желез внешней и внутренней секреции. К ним относятся ферменты, гормоны, слизь и другие вещества, подлежащие выведению из клетки. Экскреторные включения представляют собой продукты обмена веществ в растительных и животных клетках (кристаллы щавелевой кислоты, щавелевокислого кальция и др.). Слайды 16-18.

Учитель. Какова же роль цитоплазмы в клетке? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Иначе говоря, с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.

А сейчас нам предстоит вспомнить строение и функции органоидов клетки.

Используя материал параграфа 7, устно выделите из текста особенности строения и функции основных органоидов эукариотической клетки. (Учащиеся самостоятельно работают с учебником)

Насколько хорошо вы справились с этим заданием, покажет лабораторная работа,

после которой, вы должны будете ответить на вопросы:

1 вопрос: какое строение имеют:

I вариант - митохондрии и пластиды;

II вариант - ЭПС;

III вариант - комплекс Гольджи и лизосомы;

IV вариант - рибосомы и клеточный центр.

2 вопрос: какие органоиды являются основными для всех типов эукариот?

Учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу \"Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс\", результат которой вносится в индивидуальную информационную карту).

А теперь проверяем правильность выполнения работы.

Вопрос: какое строение имеют:

I вариант - митохондрии? Слайд 19;

- пластиды? Слайд 20;

II вариант. - эндоплазматическая сеть? Слайд 21;

III вариант - комплекс Гольджи? Слайд 22;

- лизосомы? Слайд 23;

IV вариант - рибосомы? Слайд 24;

- клеточный центр? Слайд 25?

На какие три группы можно разделить органоиды в зависимости от строения?

Слайд 26.

Каких органоидов больше?

Все мембранные органоиды - это единая система, структурно связанная с ядерной мембраной.

На стенках мембраны все химические процессы происходят в 10 раз быстрее, чем в цитоплазме.

Выделите органоиды хаpaктерные для всех типов эукариот. Слайд 27.

Какие функции они выполняют? Ответить на этот вопрос поможет опopная таблица (карт. №1) Слайд 28.

Для проверки поменяемся карточками. (Учащиеся проводят взаимопроверку работ).

Посмотрим еще раз на экран. Слайд 29. Оцените выполнение таблицы; проставьте результаты в информационную карту.

Какой вывод мы можем сделать на данном этапе урока?

(Клетки животных и растений имеют органоиды, сходные по строению и функциям).

А теперь наша задача определить отличительные особенности.

Мы две клетки. Посмотрите.
Справедливо рассудите:
Говорят, что мы похожи?!...
Цвет-не тот, хаpaктер-тоже,
У меня есть оболочка
(Твёрдо я стою. И точка!),
Ты же с мягкою мембраной,
Хочешь быть со мною равной.
-Есть зато Фагоцитоз-
Съем микробов целый воз!
-Вот уж невидаль какая!
Ты бесцветная такая
И пластид зелёных нет,
Как же ты поймаешь свет?
Вакуоли потеряла:
Не родня мы! Я сказала
-Нет, родня! Вы нас сравните,
Кто же прав из нас скажите?

Работая по опopной таблице (карточка № 2) назовите, какие органоиды хаpaктерны только для животных ките, какие орг - ды нности.роставте результаты в инф. карту леток (I вариант) ; только для растительных клеток (II вариант).

Оцениваем путем самопроверки:

Слайд 30 (животная клетка) ;

Слайд 31 (растительная клетка).

Вносим результат в информационную карту.

Каких черт в строении клеток больше: сходства или отличия?

О чем это свидетельствует? (о единстве происхождения живого).

А теперь я попрошу каждого из вас мысленно построить логическую цепочку этапов нашего урока.

Что мы узнали сегодня на уроке?

  • клетки эукариот имеют сходные органоиды;
  • обеспечивают себя необходимыми веществами;
  • обменные процессы идут на уровне клетки;
  • с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.

Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы.

Слайд 32. Клетка - это универсальная единица жизни.

А теперь пришло время подвести итоги вашей работы на уроке.

По информационной карте подсчитайте число баллов. Определите оценку.

Поставьте ее в дневник.

Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.

И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.

Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.

Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем
Еще на много сотен лет
Работы хватит всем.

Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.

Д/з:

  1. Подклеить карточки № 1 - 3 в тетрадь.
  2. Изучить тему по учебнику (параграф 7) и проанализировать презентацию на дискете.
  3. Изготовить модель клетки.

Будущим медикам, которые, я надеюсь, в дальнейшем будут стоять на страже нашего здоровья, подготовить сообщения по темам:

  1. Как может помочь медицине знание строения биологической мембраны? Какие вы видите перспективы развития мембранологии?
  2. Какие проблемы медицины связаны с клеточными включениями?

Урок окончен.



Комментарии:

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

10 12 2025 21:15:36

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

09 12 2025 12:53:55

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

08 12 2025 18:47:10

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

07 12 2025 2:11:18

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс


    Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

      Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

06 12 2025 19:48:38

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

05 12 2025 5:54:30

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

04 12 2025 16:15:25

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

03 12 2025 19:55:29

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

02 12 2025 7:44:58

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

01 12 2025 0:47:10

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

30 11 2025 18:41:29

Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс


    Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс

      В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....

29 11 2025 23:28:16

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

28 11 2025 23:31:35

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

27 11 2025 10:21:43

Среда обитания и внешнее строение земноводных


    Среда обитания и внешнее строение земноводных

      Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

26 11 2025 4:34:58

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

25 11 2025 17:32:16

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

24 11 2025 18:47:55

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...

23 11 2025 4:37:49

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

22 11 2025 1:33:35

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

21 11 2025 10:52:57

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

20 11 2025 17:32:32

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

19 11 2025 4:54:32

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

18 11 2025 23:48:31

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс


    Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

17 11 2025 18:49:37

Охрана природы. Красная книга


    Охрана природы. Красная книга

      На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....

16 11 2025 3:36:33

Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"


    Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"

      На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание. Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм. В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма. Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения. ...

15 11 2025 22:55:10

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

14 11 2025 13:26:12

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

13 11 2025 14:58:15

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

12 11 2025 4:14:29

Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

11 11 2025 20:45:23

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

10 11 2025 0:53:40

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

09 11 2025 21:50:48

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

08 11 2025 7:37:52

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

07 11 2025 16:21:19

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

06 11 2025 19:16:34

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

05 11 2025 22:32:34

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

04 11 2025 2:52:15

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"


    Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

      Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

03 11 2025 16:28:44

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование


    Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

      Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....

02 11 2025 22:32:30

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

01 11 2025 17:28:29

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

31 10 2025 18:49:45

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

30 10 2025 10:38:11

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

29 10 2025 16:10:37

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

28 10 2025 7:53:25

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

27 10 2025 7:55:50

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

26 10 2025 23:20:23

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

25 10 2025 4:15:14

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс


    Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

      Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

24 10 2025 17:54:15

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

23 10 2025 0:44:37

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"


    Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

      В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....

22 10 2025 4:24:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::