Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

Цель урока: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.
Оборудование: экран, мультимедийная установка, иголка, катушка ниток, клубни картофеля, нож, гвозди, молоток, секундомер, трaнcпаранты со словами, листы бумаги с цифрами, чистые листы бумаги.
Ход урока
Урок начинается с небольшого вводного рассказа учителя о памяти. Что же такое память? Память – это сохранение полученной информации. Но как происходит запоминание? Почему человек забывает важнейшие вещи и годами может помнить о незначительных пустяках? Некоторые люди с трудом вспоминают номер собственного телефона, но четко помнят какую-нибудь незначительную деталь или событие, произошедшее с ними много лет назад. Неизвестно и то, где хранится эта полученная информация. И как она извлекается в нужный момент. Известно, что повреждение определенных областей головного мозга приводит к потере памяти. Означает ли это, что такие области – кладовые информации, зоны памяти? Бывают случаи, когда люди теряют память. Такое состояние называют амнезией. Иногда люди, желающие забыть о том, что принесло им страдания, как бы вычеркивают это из своей памяти. Но мозг – загадочный орган. Вычеркнув нежелательное, люди, как правило, утрачивают и многие другие знания. Ученые до сих пор не могут дать точного ответа на вопросы о том, что такое память, как происходят процессы запоминания и забывания, поэтому существует несколько типов классификации памяти. В зависимости оттого, что мы запоминаем и воспроизводим, различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.
Двигательная память
Это запоминание и воспроизведение движений. Она является основой выработки двигательных навыков. Овладение ходьбой, бегом, ездой на велосипеде, игрой на музыкальных инструментах, навыками письма возможны благодаря двигательной памяти, позволяющей автоматически, без контроля сознания выполнять комплекс движений. Для демонстрации этого учитель по очереди вызывают юношу и дeвyшку, которым дается задание: как можно скорее почистить картофель или пришить пуговицу. Как правило, дeвyшки справляются с этим заданием быстрее. Затем предлагается учащимся забить гвоздь или вкрутить шуруп. Безусловно, второе задание юноши будут выполнять лучше и быстрее. Вопрос классу: почему быстрее и качественнее забить гвоздь молотком могут юноши, а владеть иголкой дeвyшки? Ответ учащиеся дают быстро и правильно.
Эмоциональная память
Это память чувств. Представим себе, что в прошлом человек испытал какое-то событие, столкнулся с ситуацией, которая оставила в его душе сильный эмоциональный след. При новой встрече с ними человек вновь переживает «запомнившееся» чувство. Так, встретив человека, с которым связано воспоминание об очень радостном событии в вашей жизни, вы долгое время будете пребывать в радостном настроении. Это связано с тем, что яркие эмоциональные переживания прочно закрепляются в нашей памяти и легко воспроизводятся. Для демонстрации этого вида памяти учащимся вначале предлагается прослушать текст, который учитель читает с выражением, затем этот же текст читается с демонстрацией художественных картин и в третий раз текст сопровождается небольшим фрагментом из фильма. Учитель спрашивает у детей, какой из текстов произвел на них большее впечатление? Почему? На учащихся большее впечатление производит текст, сопровождающийся показом фильма. Вероятнее всего последняя демонстрация оставит свой эмоциональный след в памяти учащихся, и они смогут воспроизвести её через какое-то время без особых усилий.
Образная память
Этот вид памяти заключается в сохранении и воспроизведении всех видов образов (зрительных, слуховых, двигательных, осязательных, обонятельных, вкусовых). Образная память тесно связана с воображением. Например, мы вспоминаем лицо человека, его голос, картину природы, музыкальный мотив, вкус какого-либо блюда. Образная память имеет большое значение в самых разных областях человеческой деятельности. Так для художника особенно важна зрительная память, для музыканта – слуховая, инженер «мыслит» прострaнcтвенными образами. Учитель предлагает провести демонстрационный опыт. Для этого нужно выбрать трех учеников, один из которых садится на стул лицом к классу, другой встает за его спиной, держа в руках написанные на бумаге какие-либо слова, третий должен с помощью жестов и мимики объяснить своему сидящему на стуле товарищу, что написано на бумаге. Количество предлагаемых слов определяется произвольно. Успех в отгадывании и запоминании возможен только в том случае, если слово передано образно, находчиво, возможно с юмором. Испытуемый в конце игры должен будет воспроизвести последовательность и правильность предложенных ему слов.
Слуховая память
Учитель предлагает учащимся сыграть в игру «Сыр-бор». Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово, например «сыр». Второй игрок называет слово предыдущего и добавляет свое, например «Сыр – бор». И так далее. Каждый последующий игрок должен перечислить все слова в том же порядке, в каком они были названы, добавляя свое. Кто совсем запутается, вылетает из игры. Выигрывает тот, кто остается последним. Учащиеся должны не только запоминать услышанные слова, но и быть предельно внимательными, чтобы воспроизвести всю цепочку слов.
Зрительная память
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Сферой профессионального применения такой памяти может стать музыка, живопись, архитектура, т.е. виды деятельности, в которых предъявляются особые требования к зрительно-точному запоминанию и воспроизведению увиденного. Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на слова, представленные на карточке: школа, класс, учитель, указка, книга, тетрадь, дневник, двойка. Ученики в течение 10 сек. запоминают набор и последовательность слов. Затем на листе бумаге, подождав еще 10 сек., воспроизводят их. Далее учитель и ученики проверяют правильность выполнения, отмечая количество слов, которое запомнили и воспроизвели. В данном случае были представлены слова темы «школа». Дети легко справляются с этим заданием. Следующий подбор слов может не нести какого-то смыслового тематического содержания. Например: часы, рука, тумба, пылесос, дрова, туфли, курица. С этим заданием справляются не все. Задания можно повторять неоднократно, меняя слова, используя различные принципы подбора. Учитель поясняет, в каком случае и почему количество запомненных и воспроизведенных слов оказалось большим в первом эксперименте и недостаточно во втором.
Взаимосвязь видов памяти
Разные виды памяти тесно связаны между собой и никогда не «работают» изолированно. Человек может одновременно использовать двигательную, эмоциональную, образную и смысловую память. Например. Вы отвечаете на уроке. Пересказывая текст, вы пользуетесь двигательной памятью, смысловой (излагаете правила и выводы, понятые и осмысленные вами) ; образной памятью (вспоминаете примеры, приведенные в тексте учебника или услышанные от учителя) ; эмоциональной памятью (когда вы запоминали материал, то что-то вас удивило или восхитило, а теперь во время ответа, вы испытываете сходные переживания).
Запоминание
Существует два способа запоминания: механический и осмысленный. Механическое запоминание, т.е. зазубривание, основано на повторении материала без его осмысления. При таком способе знания удерживаются в памяти непрочно, и в нужный момент человек может оказаться не в состоянии их вспомнить. При осмысленном запоминании человек, прежде всего, стремится вникнуть в суть заучиваемого, понять и запомнить смысл материала, активно использовать его для решения разнообразных жизненных задач. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное запоминание происходит в тех случаях, когда человек не ставит перед собой специальной цели запомнить тот или иной материал. Учитель демонстрирует опыт по выявлению непроизвольной памяти: на экране телевизора без звука показывает небольшое количество знакомых рекламных роликов. Учащимся предлагается озвучить их, что они делают без особого труда и с большим удовольствием. При произвольной памяти запоминание информации происходит тогда, когда человек прилагает волевые усилия (например, запоминание таблицы умножения, стихотворений).
Сохранение памяти
Памятные следы могут храниться в мозгу разное время. В зависимости от этого различают непосредственную, или сенсорную память. Она осуществляется на уровне рецепторов. Информация сохраняется доли секунды, пока идет ее обработка и принятие решения о целесообразности запоминания. И долговременную память, длительность хранения информации которой от нескольких часов и дней, до нескольких месяцев и лет. Для демонстрации кратковременной памяти проводится следующий демонстрационный опыт. Учитель вызывает 4 учеников, предлагая им представить следующую ситуацию. Нам необходимо позвонить по номеру телефона, который мы нашли в телефонном справочнике (каждому из учащихся предлагается семизначный номер телефона), набрали его, но линия оказалась занятой. Учащимся предлагается подождать несколько секунд и вновь повторить звонок, т.е. воспроизвести номер телефона по памяти. С заданием справляются не все. Учитель объясняет, что при кратковременной памяти информация хранится короткий промежуток времени, в проделах 15-20 секунд, в течение которого поступившие данные не запоминаются сознательно, но готовы для воспроизведения. Если мы мысленно не повторяем этот номер (не «прокручиваем» его в памяти), то по прошествии какого-то времени мы его забываем. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации пpaктически безграничны. Мозг никогда не расстается ни с одним впечатлением, зафиксированным в долговременной памяти, все они сохраняются до конца наших дней, уходя на бессознательный уровень нашей психики. Особенно прочно закрепляются события, имеющие большое значение для человека и связанные с проявлением сильных эмоций. Достаточно небольшого напоминания, и в памяти всплывают сложные картины пережитых событий.
Воспроизведение (воспоминание)
Это процесс использования следов, хранящихся в памяти. Бытует мнение, что дети запоминают лучше потому, что мозги у них “чистые”. По мере взросления информационный багаж человека возрастает, мозги – “заполняются”, новое запоминается труднее. Такое мнение ошибочно. При правильном подходе в работе с информацией возможности человека неисчерпаемы. Дети запоминают крепче потому, что в отличие от взрослых способны провести новую информацию “через сердце”, то есть через эмоции и темперамент. Учитель предлагаем вниманию учащихся методику С. Гарибяна, который разработал оригинальную систему тренировки памяти, которая каждому позволяет добиться удивительных успехов. Диктуется последовательность слов: полиция, собака, пингвин, паркет, рация, айсберг, часы, небо, антенна, чай. Создается примерный сценарий: Полиция из-за отпуска служебно-розыскной Собаки использовала при розыске Пингвина и нашла спрятанную под Паркетом Рацию фирмы “Айсберг”, которая вмонтировала туда взрывное устройство, замаскированное под Часы. Взрывное устройство сработало, рация взлетела в Небо! Лишь кусочек Антенны остался от нее, который и упал на кафе, где пили Чай.
Запоминать числа автор советует так: каждой цифре придают запас однородных образов. Например: 0 - лебедь, пеликан, пeтyx, 1 - теплоход, подлодка, парусник, 2 - лев, тигр, медведь; 3 - слон, верблюд, олень; 4 - мотоцикл, тpaктор, автомобиль; 5 - бомбардировщик, вертолет, космолет; 6 - крокодил, морж, осьминог; 7 - кот, мышь, белка; 8 - паук, стрекоза, кузнечик; 9 - акула, щука, касатка. Труднее всего запомнить, пожалуй, саму исходную схему. Почему, например, 0 — это лебедь? Придумайте или, на худой конец, зазубрите схему, как таблицу умножения. А дальше уж - дело техники. Допустим, нужно запомнить число: 9310425917580635074622З124896. Составляется сюжет:
Щука (9) укусила за хвост слона (3), который стоял на палубе теплохода (1) и учил лебедя (0) ездить на мотоцикле (4), принадлежащем льву (2), который умел пилотировать бомбардировщик (5), уничтожающий глубинными бомбами акул (9), плывущих рядом с подлодками (1), в одной из которых был кот (7), взятый затем на борт вертолетом (5), издалека напоминающим паука (8), съеденного пеликаном (0), который сидел на шее крокодила (6), укусившего верблюда (3) и т.д.
Учитель вычерчивает на доске или демонстрирует на экране схему причин, влияющих на продуктивность памяти.
Субъективные
- Тип запоминания (произвольное, непроизвольное, механическое, логическое)
- Предшествующий опыт
- Установка
- Интерес
- Состояние организма
Объективные
Хаpaктер материала
|
Количество материала Обстановка |
Правила для лучшего запоминания
- Старайтесь относиться к запоминаемому предмету не безразлично, а с большим эмоциональным интересом.
- Научитесь сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете. Старайтесь понять материал.
- Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. Хорошо осознавайте цель заучивания, те перспективы, которые откроются перед вами после овладения соответствующими знаниями.
Анкета для учащихся «Хорошая ли у вас память?»
Чтобы правильно оценить возможности своей памяти, ответьте на следующие вопросы. Предлагается четыре варианта ответов: никогда -0; редко – 1; иногда – 2; часто – 3.
1. Трудно ли вам вспомнить последнее событие дня?
2. Трудно ли вам следить за действием фильма, телепередачи, книги, потому что вы забыли, что произошло в начале?
3. Случается ли вам, входя в комнату, мучительно вспоминать, зачем, собственно, вы пришли?
4. Бывает ли так, что вы забываете о важных для вас запланированных делах: оплатить счет в Сбербанке, прийти на встречу?
5. Затрудняетесь ли вы вспомнить номера телефонов, которыми постоянно пользуетесь?
6. Случается ли так, что вы забыли фамилию или имя человека, с которым часто общаетесь?
7. Способны ли вы заблyдиться в знакомом месте?
8. Вспоминаете ли вы иногда с трудом, куда положили ту или иную не нужную вам вещь?
9. Бывает ли так, что вы забыли выключить газ, свет, закрыть входную дверь, покидая квартиру?
10. Случается ли вам несколько раз повторять одно и то же, вызывая недоумение окружающих?
11. Трудно ли вам вспоминать имена популярных людей или названия известных мест?
12. Вы вынуждены все записывать, так как не надеетесь на свою память.
13. Трудно ли вам запоминать новые игры, рецепты?
14. Теряете ли вы вещи?
15. Случается ли, что вы моментально забываете то, что вам только что сказали?
А теперь подведем итоги.
Вы набрали 7 очков или меньше. У вас превосходная память – можно только позавидовать. Но все же не забывайте о диете, которая поддержит вашу память в таком же великолепном состоянии, – это полезно даже абсолютно здоровым людям. Количество очков колeблется между 8 и 15. Внимание: вам не следует расслаблляться и пускать дело на самотек. Лучше как следует “подкормите” свою память и постоянно ее тренируйте, так как в вашем случае она нуждается в основательной подпитке. Вы набрали 15 очков и больше. Ваша память находится, увы, в плачевном состоянии. Вам следует заняться лечением. Проконсультируйтесь со специалистом и определите причину. Но не паникуйте: память при определенных усилиях восстанавливается.
Домашнее задание
Написать и обосновать пункты по «Гигиене памяти» или небольшой рассказ «Моя память».
Комментарии:
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
24 12 2025 15:34:50
Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....
23 12 2025 22:26:53
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
22 12 2025 9:55:22
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
21 12 2025 10:20:28
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
20 12 2025 16:37:55
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
19 12 2025 12:44:23
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
18 12 2025 22:47:36
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
17 12 2025 13:52:28
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
16 12 2025 0:12:13
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
15 12 2025 9:45:12
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
14 12 2025 5:39:18
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
13 12 2025 11:51:30
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
12 12 2025 23:47:10
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
11 12 2025 8:35:57
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
10 12 2025 11:52:46
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация.
...
09 12 2025 4:49:35
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
08 12 2025 19:40:36
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
07 12 2025 1:19:45
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
06 12 2025 6:12:36
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.
...
05 12 2025 21:17:42
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
04 12 2025 2:50:51
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
03 12 2025 13:34:41
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
02 12 2025 3:35:48
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
01 12 2025 3:44:48
Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....
30 11 2025 5:29:21
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
29 11 2025 1:24:32
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
28 11 2025 3:47:40
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
27 11 2025 13:25:50
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
26 11 2025 10:14:57
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
25 11 2025 15:58:21
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
24 11 2025 21:54:32
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
23 11 2025 10:41:38
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
22 11 2025 13:26:12
На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....
21 11 2025 22:55:40
На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов.
...
20 11 2025 12:46:25
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
19 11 2025 21:42:17
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
18 11 2025 3:49:33
Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....
17 11 2025 8:40:47
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
16 11 2025 13:37:18
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
15 11 2025 18:39:30
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
14 11 2025 19:47:33
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
13 11 2025 22:54:46
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
12 11 2025 3:53:36
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....
11 11 2025 9:44:54
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
10 11 2025 10:34:25
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
09 11 2025 23:15:25
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
08 11 2025 13:34:14
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
07 11 2025 15:57:12
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
06 11 2025 0:11:51
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
05 11 2025 7:18:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Внутреннее строение листьев
Значение животных в природе и жизни человека